d9e5a92d

Глава 15. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую теорию

? Место Маршалла в истории экономической мысли

? Метод частичного равновесия ? Анализ полезности и спроса ? Анализ издержек и предложения ? Равновесная цена и влияние фактора времени ? Элементы теории благосостояния

Альфред Маршалл (1842—1924) — одна из наиболее выдающихся 'ііі'іпостей в истории экономической мысли. По влиянию на разви-11 к экономической теории XX в. его можно сравнить разве что с Валь-р.н ом, а его «Принципы экономической науки» являются, пожалуй, г шііственной книгой по экономической теории XIX в., которую можно рекомендовать изучающим микроэкономику даже в конце XX в.

Вопреки желанию отца, который хотел видеть сына студентом < ч.сфордского университета, а затем священником, Маршалл по-п'іил математическое образование в Кембридже. Биографы неиз-м< ініо отмечают тот факт, что он стал вторым из всех кембриджских и.п алавров на открытом экзамене по математике (первым был будущий знаменитый математик лорд Рейли). Так или иначе, матема-'іическая подготовка Маршалла превосходила уровень всех его со-прсменников-маржиналистов. Тогда же в Кембридже проявились и Чрезвычайно разносторонние интересы Маршалла в области философии и общественных наук. По его собственным воспоминаниям, он шел от метафизики к этике, от этики к политической экономии. Изучая труды Рикардо и Дж.Ст. Милля, Маршалл перекладывал их себя на язык диаграмм, что в дальнейшем привело его к графимому методу анализа, закрепившемуся в современной экономикой науке именно благодаря его усилиям. С 1877 по 1885 г. Мар-¦ іл преподавал политическую экономию сначала в Бристоле, а ‘М в Оксфорде. С 1885 до 1908 г. был профессором Кембридж-ю университета, где стал основоположником знаменитой Кем-* іджской школы. Среди его учеников были А.С. Пигу, М. Кейнс, Дж. Робинсон и многие другие. Слава Маршалла как і' і ущего экономиста-теоретика долгое время основывалась именно па его лекциях, поскольку, стремясь к совершенству, он мучи-іслі.но долго (около 20 лет) писал и готовил к печати свой главный

Глава 15. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую теорию


труд: «Принципы экономической науки» (1890). Другие книги Map-j шалла: «Экономика промышленности» (1879; написана вместе о женой Мэри Пейли и содержит некоторые элементы, развитые п<> зднее в «Принципах...»), «Промышленность и торговля» (1919) и «Деньги, кредит и коммерция» (1923) — содержат преимущественно более ранние работы Маршалла. Благодаря активной преподаватель ской деятельности и влиянию «Принципов...» Маршалл доминиро вал в британской экономической науке с 1890-х до начала 1930 \ годов.

Маршалл был завершающей, систематизирующей фигурой мар жиналистской революции в том же смысле, в каком Дж.Ст. Милль выполнял туже функцию для классической школы. Как и труд Мн'і ля, «Принципы...» Маршалла являлись наиболее полным сводом су ществуюшей теории и учебником для многих поколений студентов

1. Место Маршалла в истории экономической мысли

По характеру Маршалл был не революционной, а синтезирую щей фигурой. Он обладал редким талантом к систематизации и рал витию концепций, выдвинутых экономистами прошлого и настоя щего: Курно, Дюпюи, Тюнена, Рикардо. Очень многие из них вошли в экономическую теорию именно в его редакции. Эволюционный подход с упором на постепенность, преемственность и осмотритель ный реформизм Маршалл применял не только в оценке экономичсс кой теории (см. Приложение В к его «Принципам...»), но и в исследованиях реальной экономики и человеческого общества. Не случай* \ но его любимым девизом и эпиграфом всех изданий «Принципов эко|| номической науки» стало латинское изречение «Natura non ГасЦІ saltum» («Природа не делает скачков»). j j

Склонность Маршалла к синтезу проявилась по многим направо | лениям. »

I. В своих трудах он пытался поддерживать баланс теории и прак-j тики. Эта особенно очевидная в «Промышленности и торговле» й! других произведениях, но ощутимая и в «Принципах...» тенденция -стремление сделать экономическую теорию практически полезной, понятной для просвещенного бизнесмена и государственного чиновника — была характерна для английских экономистов-теоретиков.

Чиная со Смита и далее для Мальтуса, Сениора, Дж.Ст. Милля и тих (Рикардо и Джевонс были скорее исключениями2). Конечно, следует забывать, что в то время, о котором идет речь, аудиторию рофессоров экономики составляла публика, не имеющая теорети-вской подготовки (подготовка магистров по экономической теории йчалась лишь в середине 1870-х годов), в том числе и молодые биз-есмены, которым Маршалл читал вечерний курс лекций в Бристо-с. Однако было бы неверно объяснять практическую направленность простоту стиля, свойственную Маршаллу, исключительно желани-М подладиться под аудиторию. Маршалл действительно считал экоомическую науку «орудием для открытия конкретной истины» и мукой о социальном усовершенствовании3. Он активно участвовал в Ійюте Королевских комиссий по вопросам труда и заработной пла-ы, помощи бедным, налогообложения, таможенных пошлин, по ва-іотным проблемам.

2. «Практицизм» Маршалла сказался также в его своеобразном ічоде к применению математических методов в экономическом низе. Как уже отмечалось, Маршалл был сильным математиком, іако при изложении своих собственных теорий он отводил мате-ике весьма скромное место в отличие от своих современников и,раса и Джевонса, владевших математикой хуже него. В «Прин-іах экономической науки» все знаменитые диаграммы Маршал-которые ныне украшают каждый вводный курс микроэкономи-убраны в сноски, а алгебраические уравнения еще дальше — в м н ематические приложения (в отличие от Джевонса, поместившего и іо и другое в основной текст). Дело было не только в стремлении к простоте и доступности изложения: Маршалл видел опасность того, н и, чрезмерное увлечение математикой «может отвлечь наше вниманіи- на рассмотрение интеллектуальных игрушек, мнимых проблем, :оответствующих условиям реальной жизни. Оно может исказить іспективу, побуждая нас пренебречь факторами, которые с трудом ідаются математическому аппарату»4. Маршалл видел в математи-шшь строгий язык, с помощью которого можно точнее и нагляд-’ Рикардо написал много публицистических работ о хлебных законах, с золота в слитках ит.д., а Джевонс профессионально занимался рынком ч и того же золота. Отличие этих авторов от большинства их соотечест-' иииков заключалось в том, что они не включали конкретные практические проблемы в изложение чистой теории, оставляя ее-сферой абстрактной

ІІИГИКИ.

3 См.: Кейнс Дж. М. Альфред Маршалл, 1842—1924// Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I. М.: Прогресс, 1993. С. 31, 33.

4 Pigou А. С. Memorials of Alfred Marshall. P. 84.

нее выразить мысль, и отвергал математику как средство анализ;! Последующее развитие экономической теории не пошло по пути, рекомендованному Маршаллом: математические модели стали актин но использоваться именно как средство анализа. Однако предосі? режение Маршалла против увлечения интеллектуальными игрушки ми и искажения перспективы экономических исследований по-преж нему актуально, как показывают современные методологические дискуссии .

3. Синтетизм Маршалла проявился и в том, что он попытался обі. единить в своей работе подходы маржинализма, классической поли тической экономии и исторической школы. Подобно «классикам» ом ставил на передний план проблемы экономического роста и распре деления. Критикуя односторонность Джевонса, он интегрировал и свою теорию анализ издержек производства как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте, что также было близко учению классиков Не случайно именно к Маршаллу и его последователям стали охотно применять термин «неоклассики», подчеркивая преемственность их идей и теорий классической школы.

В отличие от многих английских экономистов Маршалл высоко ценил достижения немецкой исторической школы во главе с Виль гельмом Рошером и даже утверждал, что «наиболее важная экономи ческая работа на Европейском континенте за последнее время была проделана в Германии». Маршалла привлекала в работах немецких экономистов широта, историчность и эволюционность подхода, сравнительный анализ разных эпох и стран, введение этических и право-х моментов. Некоторые главы «Принципов...» явно написаны с лоций исторической школы. В то же время ядро книги содержит в бе непревзойденное до тех пор изложение маржиналистской мик-экономики.

lice это послужило почвой для многочисленных упреков в эклек-зме, на которые Маршалл реагировал крайне болезненно. Во вся-м случае, следует отметить, что объединение различных исследо-Тельских подходов было предпринято Маршаллом не для собствен-го удобства аналитика, а для того, чтобы обеспечить выход эконо-чсской теории на уровень, предполагающий ее практическое при-нение. Маршалл безусловно не хотел, чтобы экономическая тео->і превращалась в «искусство для искусства» и эклектизм был це-й, которую ему пришлось уплатить за попытку реализовать этот сал. Огромные познания и многогранные личные качества Марелла в высшей степени соответствовали поставленной им перед со-Й задаче. В Маршалле вечно сражались за первенство математик, лучавший удовольствие от изобретения новых средств анализа, ихолог, для которого бентамовский утилитаризм был недостаточ-глубоким, историк, ощущающий бесконечный поток социальных мснений, моралист и реформатор, проповедь которого шла враз-3 с устремлениями его современников, эмпирический исследова-и>, требующий фактов, прежде чем применять теорию к пробле-м современности, и мудрый практик, обсуждающий практические нросы на уровне здравого смысла.

2. Метод частичного равновесия

Говоря об общих чертах метода исследования Маршалла, необхо-мо остановиться на методе частичного равновесия. В отличие от льраса, рассматривавшего равновесие на всех взаимосвязанных інках сразу, Маршалл предпочитал исследовать рынок данного блага с дельности. Исследуя факторы, определяющие величину спроса и едложения на рынке данного блага, Маршалл включал в анализ мимо его цены также цены производственных ресурсов, цены торов-заменителей и дополнительных товаров, доход и вкусы людей, дпако от более косвенных факторов, влияние которых на величину іроса осуществляется через систему общего равновесия (цен всех очих товаров, косвенных эффектов, вызванных изменением цены иного блага), он считал целесообразным абстрагироваться, приняв за «прочие равные» (ceteris paribus). Именно такой подход Мар-нлл обоснованно считал более подходящим для практических це-іі. При этом он не закрывал глаза на всеобщую взаимозависимость

рынков: в Математическом приложении (знаменитое замечание XX проблема цен факторов производства исследуется с помощью сист мы общего равновесия. Однако абстрактный характер такой системы не позволил Маршаллу оставить ее в основном тексте. Использованный же им метод частичного равновесия позволил поставить и разрешить многие теоретические проблемы, касающиеся отдельных частей экономической системы.

Хотя за долгую научную жизнь Маршаллом было опубликовано более 80 трудов, его основной вклад в экономическую теорию содержится в знаменитых «Принципах экономической науки», ставших «библией» экономистов первой половины XX в.

Смысловым центром «Принципов...», ядром, вокруг которого сложилась его структура, является книга V: «Общие отношения спроса, предложения и ценности» (в русском переводе — стоимости). Именно в этой книге Маршалл дает основы абстрактного теоретического анализа рыночного равновесия. Ей предшествуют книги III и IV, посвященные соответственно теории спроса (потребностей) и теории предложения (издержек). Завершает «Принципы...» книга VI, трактующая вопросы функционального распределения дохода, содержащая теорию заработной платы, процента, ренты и прибыли и общие рассуждения об экономическом прогрессе и уровне жизни. Наконец, книги I и II, а также Приложения А—D представляют собой историческое и методологическое введения в работу.

3. Анализ полезности и спроса

В книге III Маршалл чрезвычайно аккуратно оговаривает область применения экономической теории спроса, отмежевываясь от гедонизма Бентама - Джевонса. Здесь чувствуется отклик на критику мар-жиналистской теории со стороны психологов за то, что она придерживается устаревшей гедонистической концепции человека, движимого лишь стремлением получать наслаждения от удовлетворения своих потребностей. Маршалл соглашается с тем, что потребности (и чем дальше, тем больше) вытекают из деятельности, а не наоборот, и поэтому экономическая наука, изучающая только потребности, не может дать законченной теории потребления.

Основные достижения Маршалла в области теории спроса связаны с концепциями кривой спроса, эластичности спроса и потребительского излишка.

Кривая спроса

Понятие о кривой спроса как эмпирически наблюдаемом феномене ввел в экономическую теорию О. Курно. Но до Маршалла кри-н.і л спроса существовала отдельно от теории предельной полезнос-ііі, и в частности от первого закона Госсена. Экономисты интуи-і іміно ощущали связь между убывающей кривой спроса и уменьшающейся предельной полезностью. Джевонс пытался «протащить» ее через свою концепцию «торгующих сторон» (trading bodies), но по-м рпел неудачу, поскольку представить себе предельную полезность и 'ія группы лиц очень затруднительно. Именно Маршаллу впервые \ илось связать закон спроса и уменьшающуюся предельную полезность или, как выразился он сам, «перевести этот закон... на язык m u». Для этого потребовалось ввести допущение о фиксированной предельной полезности денег для покупателя, т.е. о «равенстве покупательной силы денег и равном количестве денег в его распоряжении». Действительно, Маршалл утверждал, что соизмерять полезности благ можно только косвенным путем — с помощью цен,

i - > і орые человек готов заплатить за то или иное благо. Но для того, ¦мобы эти цены соответствовали предельным полезностям благ, необходимо, чтобы ценность денежной единицы для человека всегда была одинаковой, хотя очевидно, что предельная полезность денег

і.шисит от величины дохода. Поэтому, если мы хотим рассматри-

ii і і і. кривую спроса как следствие убывающей предельной полезно-< і и, следует исключить ситуации, когда цена на товар резко колеб-н і ся, а расходы на него занимают заметное место в бюджете потребителя. В этом случае изменение цены сделает потребителя существенно богаче или беднее и на его спрос окажет дополнительное влияние эффект дохода. Маршаллианская же кривая спроса отражает ичіько эффект замещения.

Маршалл определяет и ситуацию увеличения спроса, которая ге-"мстрически изображается сдвигом кривой спроса вверх или, что

то же самое, вправо и, может быть, некоторым изменением ее кр визны.

Далее Маршалл переходит от индивидуальной кривой спрос рыночной, которую можно вывести для крупных рынков, где «с пифические особенности потребностей отдельных лиц уравновеш вают друг друга в сравнительно закономерной динамике общего сп; са». Применительно к таким рынкам он формулирует «общий закон спроса: чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы ом мог найти себе покупателей, или, другими словами, количество то вара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены.

Эластичность спроса

Хотя идея эластичности спроса не является в чистом виде изоб ретением Маршалла (более ранние варианты ее содержатся у Курно, а также в работе Ф. Дженкина 1870 г.), систематическое описание это го понятия и его превращение в категорию экономического анализа всецело представляет собой заслугу автора «Принципов...». Маршалл также сделал эластичность универсальной категорией, впервые пр~ менив это понятие не только к спросу на товары, но и к спросу факторы производства, а также к предложению. Количественъ выражением эластичности спроса является отношение процентно изменения величины спроса к процентному изменению цены. По мере изменения цены товара эластичность спроса на него также из меняется. Общее правило для товаров широкого потребления состоит в том, что «эластичность спроса велика при высоких ценах, велика или по крайней мере значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается и эластичность спроса, причем она постепенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса». Однако дополнительные сложности вносят различия в эластичности спроса на одно и то же благо со стороны разных имущественных классов: богатых, среднего класса и бедных, — которым Маршалл уделяет большое внимание. В качестве примера он берет спрос на зеленый горошек. Спрос богатых на это продукт, как правило, неэластичен. Эластичность спроса сред него класса вначале высока, но сокращается по мере снижения цены

счезает при насыщении спроса. Что же касается бедных, то их спрос ается эластичным и при очень низких ценах.

У У
Глава 15. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую теорию
Рис. 1. Кривые спроса богатых, среднего класса и бедных на зеленый горошек
у

Глава 15. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую теорию


Для построения кривой общего спроса на данный товар спрос отдельных классов надо суммировать. Так как средние и бедные слои "ощества более многочисленны, чем богатые, то совокупный спрос ім товары широкого потребления обычно бывает эластичным.

Маршалл сформулировал некоторые закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. Более эластичным является спрос ім товары,-обладающие следующими свойствами:

1) они не являются жизненно необходимыми;

2) доля расходов на них в потребительском бюджете велика;

3) изменение цен на них длительно;

4) они имеют большое количество товаров-заменителей;

5) они имеют большое количество способов употребления (при повышении цены от некоторых из них можно отказаться).

Потребительский излишек

Пожалуй, наиболее ориентированной на практическое применение категорией в экономической теории Маршалла является по-і і «обительский излишек. По словам Дж. Хикса, теория потребитель-' кого излишка была признана самой значительной новинкой в Принципах экономической науки» в год их опубликования. * й/ять-таки соответствующая идея впервые была высказана до Мар-таяла Жюлем Дюпюи18. Но имя и широкое употребление понятие потребительского излишка получило от Маршалла. Потребительским излишком (в русском переводе он называется потребительским избытком) Маршалл называет «разницу между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной веши, и той ценой, которую он фактически за нее платит». Эта разница представляет собой «экономическое мерило его добавочного удовлетворения»19. В качестве примера Маршалл приводит случай с покупателем чая, для которого функция спроса описывается следующим образом:

Цена (в шиллингах) Величина

спроса (в фунтах)















Это означает, что полезность первого фунта оценивается в 20 шиллингов, второго — в 14, третьего — в 10 и т.д.

Предположим, что рыночная цена чая - 2 шиллинга за фунт и наш покупатель приобретает 7 фунтов любимого напитка, истратив 14 шиллингов. Тогда общая полезность или «подлинная ценность», которую он при этом получает, измеряется суммой 20 + 14 +...+ 2 = = 59 шиллингов, а потребительский излишек равен 59— 14 = 45 шиллингам. Его можно трактовать как дополнительное удовольствие, которое потребитель получает, покупая за свои 14 шиллингов именно чай, а не какой-нибудь другой товар, ценность которого не превышала бы заплаченные за него 14 шиллингов. Соответственно, общую полезность, которую покупатель получает, приобретая некоторое количество единиц блага, можно описать суммой его стоимости (цена или предельная полезность, умноженная на приобретенное количество) и потребительского излишка.

Если предположить, что вкусы людей приблизительно равны, а денежная единица представляет для них одинаковую ценность, то понятие потребительского излишка можно распространить на совокупное потребление данного товара, что позволило Маршаллу заложить основы современной экономической теории благосостояния.

Потребительский излишек получают, естественно, и потребители общественных благ, предоставляемых бесплатно. Если при расчете общественного благосостояния ограничиться только стоимостью платных благ и услуг, мы получим сильно заниженную оценку.

4. Анализ издержек и предложения

В области анализа предложения и издержек Маршалл уделял особое внимание тенденциям к возрастающей или убывающей отдаче при росте объемов производства.

Этот круг проблем анализируется в книге IV. Здесь Маршалл приходит к выводу, что тенденция к убывающей отдаче связана с использованием природных факторов производства, тогда как идущее от человека усовершенствование организации (организацию Маршалл включает помимо земли, труда и капитала в число факторов производства) ведет к возрастанию отдачи от масштабов производства. Причиной этой последней тенденции является экономия: «внутренняя» (от организаторских способностей и техноло-і ических усовершенствований внутри фирмы) и «внешняя» (зави-' нщая от общего роста всей данной отрасли производства — видимо, имеется в виду экономия от сосредоточения предприятий одной отрасли в одних и тех же центрах — агломерациях: доступность і иециальной информации, квалифицированного труда, специали-чірованной техники по более низкой цене). Поэтому в сырьевых "і'раслях, включая сельское хозяйство, господствует закон убывающей отдачи (возрастания издержек при увеличении масштаба производства), в отраслях, где стоимость сырья играет небольшую роііь, действует, согласно Маршаллу закон возрастающей отдачи и-іи снижения издержек.

5. Равновесная цена и влияние фактора времени

Как уже отмечалось, равновесие спроса и предложения — эт центральная тема «Принципов...». Она разрабатывается Маршаллом в книге V.

В отличие от австрийцев Маршалл считает изолированные бар терные сделки более сложными для анализа, чем систему купли-про , дажи. Дело в том, что при изолированном обмене «каноэ на ружье» подлинное равновесие может быть достигнуто только случайно: при наличии конкуренции каждый участник обмена, вероятно, был бы готов отдать больше, чем фактически отдал. Не склонен Маршалл рассматривать и куплю-продажу неоднородных, уникальных благ: картин старых мастеров, редких монет и т.д. Таким образом, в центре внимания Маршалла находятся «торговые сделки, повседневно встречающиеся в современной жизни».

Маршалл настаивал на том, что равновесная цена имеет смысл только применительно к определенному периоду. Использованный Маршаллом способ учета фактора времени в экономическом анализе является одним из важнейших его вкладов в современную экономическую теорию. Излагая в книге V свою теорию равновесия спроса и предложения, Маршалл подчеркивает, что она всякий раз имеет смысл только для определенного периода времени. В качестве примера он приводит рынок свежей рыбы, на котором не может существовать никаких запасов.

Рыночный день. Каждый день на рыбном рынке складывается специфическая ситуация, главным образом из-за случайных колебаний улова, связанных с погодными условиями и т.д. Улов, т.е. величин' предложения рыбы, не поддается изменению и является фиксиро ванным. Этим и определяется временное равновесие спроса и пред ложения в данный рыночный день. Соответственно, будут наблюдаться случайные ежедневные колебания цен на рыбу. Издержки производства не играют в этих колебаниях никакой роли, цена на рыбу определяется соотношением ее наличия и спроса на нее. Но, согласно Маршаллу, эти колебания происходят вокруг некоего центра, который он называет нормальной ценой. Эта нормальная цена складывается в течение «нормального периода». Этот период должен быть «короче периода существования рассматриваемого рынка», т.е. за этот период мода и вкусы должны быть постоянными, никакой новый заменитель не должен влиять на спрос и никакое новое изобретение не должно воздействовать на предложение.

Нормальный период может быть кратко- и долгосрочным. Фак-юры, влияющие на формирование равновесной иены, в каждом из этих двух случаев будут различны.

Краткосрочный период. В этот период возможны изменения как спроса, так и реагирующего на него предложения. Загрузка мощностей может возрасти, но их величина остается неизменной — инвестиции не допускаются. В качестве примера Маршалл приводит случай, когда спрос на рыбу увеличился вследствие падежа круп ного рогатого скота и соответствующего повышения иен на мясо. Краткосрочный период (в данном случае он, по оценкам Маршалла, составит 1 — 2 года) характеризуется тем, что предложение рыбы может быть увеличено, но в ограниченном размере. Количество рыбаков и величина их производственных мощностей остаются фиксированными (переквалификация работников других специальностей и инвестиции в расширение мощностей не осуществляются, так как они не успеют окупиться), но загрузка их увеличивается. Рыбаки будут чаще выходить в море или начнут использовать старые лодки или суда, не построенные специально для рыбной ловли. Естественно, это приведет к увеличению удельных издержек, но вызванное ростом спроса увеличение цены должно его компенсировать (иначе такая ситуация не будет равновесной). В итоге мы имеем, говоря словами Маршалла, ситуацию, когда «увеличение объема спроса повышает нормальную цену предложения», а если говорить более привычным современным языком, ситуацию, когда кривая спроса сдвинулась вверх и пересекла кривую предложения в более высокой точке. Это значит, что здесь в определении равновесной цены играют роль изменения как спроса, так и издержек.

Долгосрочный период. Теперь предположим вслед за Маршаллом, что рост спроса на рыбу вызван более долгосрочным фактором: изменением вкусов. В этом случае, очевидно, «силы, которыми регулируется предложение, развернутся в полной мере», т.е. в отрасль будут притекать дополнительный труд и дополнительный капитал. Что произойдет при этом с удельными издержками производства, шранее сказать трудно. С одной стороны, истощение природных ресурсов заставит в поисках рыбы совершать более далекие плавания, г с. скажется действие закона убывающей отдачи. С другой стороны, отрасль кораблестроения, достигнув больших масштабов производства, будет обладать «лучшей организацией и большей экономичностью», т.е. будет достигнута экономия на масштабах или возрастающая отдача. Все зависит от соотношения этих противоположных тенденций. Если сильнее окажется тенденция к убывающей отдаче, долгосрочная кривая предложения будет возрастающей- и «нормальная» цена в долгосрочном периоде повысится (рис. 26). Если верх возьмет тенденция к возрастающей отдаче, кривая предложения будет убывающей (рис. 2в) и нормальная цена в итоге понизится. Наконец, если тенденции окажутся равносильными (постоянная отдача), кривая предложения будет горизонтальной и цена не изменится (рис. 2а). (Естественно, равновесный выпуск продукции во всех трех случаях увеличится.) Таким образом, в долгосрочном периоде определяющую роль в формировании равновесной цены начинают играть издержки, которые в долгосрочном периоде все становятся переменными.

Y Y Y
Глава 15. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую теорию
Очень долгие периоды. О них Маршалл упоминает мельком, говоря об «очень постепенных или вековых движениях нормальной цены, порождаемых постепенным ростом знаний населения и капитала, изменениями условий спроса и предложения от поколения к поколению». В течение этих периодов приспособиться к изменению спроса должны уже «факторы производства факторов производства», т.е. в нашем случае речь может идти о принципиально новой технологии производства рыбачьих судов.

Следует обратить внимание, что, рассматривая один тип перио-1,1, к примеру краткосрочный, мы, следуя Маршаллу, имеем право принять ежедневные колебания, долгосрочные и вековые изменения и прочие равные.

Влияние спроса и издержек на формирование равновесной цены

Введение в анализ фактора времени позволило Маршаллу инте-ірировать в своем анализе условий равновесия факторы спроса с факторами издержек. Представители австрийской школы и Джевонс и полемике с классической теорией, определяющей меновую цен-і и>сть товара издержками его производства, вообще отрицали их роль а ограничивались объяснением ценности со стороны спроса (по-чі- шости). Маршалл преодолел эту односторонность, указав, что факторы, действующие со стороны предложения (издержек), игра-н) і столь же важную роль, но эта роль зависит от длительности рас-і матриваемого периода: чем он короче, тем больше влияние спро-> а, чем он длиннее, тем больше влияние издержек производства. Это шп.ясняется тем, что «влияние изменений в издержках производст-на требует для своего проявления, как правило, больше времени, чем іінияние изменений в спросе»28. Влияние обеих групп факторов на определение ценности Маршалл сравнивает с ролью двух лезвий ножниц в разрезании бумаги: когда одно из лезвий неподвижно (фиксировано), то может сложиться обманчивое впечатление, что

29

і »?магу режет только второе .

6. Элементы теории благосостояния

Используемые Маршаллом категории потребительского излиш-і .1 и различной динамики отдачи в долгосрочном периоде позволили •¦му в какой-то мере заложить основы экономической теории благо-і < 'стояния. (Правда, впоследствии эта теория была подвергнута кри-і ике со стороны Парето — см. главу 13, но затем вновь реабилитиро-и.іна Хиксом'10.)

2*Тамже.Т. ПС. 33.

24 Там же. С. 32.

См.: Хикс Дж. Р. Реабилитация потребительского излишка // Теория п'Мребительского поведения и спроса / Под. ред. В.М. Гальперина. СПб.: и пномическая школа, 1993. С. 176—207.

Государственное вмешательство и общественное благосостояние

Свой анализ потребительского излишка и тенденций к возраст ющей и убывающей отдаче Маршалл использовал для решения те ретического вопроса, имеющего большое практическое значени какое влияние оказывают назначаемые государством надбавки к цене (косвенные налоги) или скидки с цены (субсидии) отдельных товаров на общественное благосостояние. Согласно Маршаллу, ответ на этот вопрос зависит от соотношения получаемой или расходуемой при этом государством денежной суммы и изменения потребительского излишка. Введение косвенного налога повысит общественное богатство, если собранная сумма налога превысит неизбежное при повышении цены сокращение потребительского излишка. Субсидия, выплачиваемая производителям и понижающая цену товара, увеличит общественное благосостояние, если прирост потребительского излишка превысит расходы государства на субсидирование.

Более конкретный ответ обусловлен тем, является ли долгосрочная кривая предложения в данной отрасли горизонтальной (постоянная отдача), возрастающей (убывающая отдача) или убывающей (возрастающая отдача).

В общем случае геометрические иллюстрации Маршалла показывают, что для повышения общественного благосостояния налогом следует облагать отрасли с убывающей отдачей, а субсидировать — отрасли с возрастающей отдачей. В отрасли с постоянной отдачей государство вмешиваться не должно.

Проблема монополии

Своеобразен подход Маршалла к проблеме монополии и ее влияния на общественное благосостояние. Вопреки принятой в то время точке зрения Маршалл показал, что экономия на масштабах и возможность финансировать технологические усовершенствования, которыми может располагать монополистическая фирма, часто приводят ктому, что долгосрочная кривая предложения монополизированной отрасли будет проходить ниже, чем для той же отрасли в услови ях свободной конкуренции. Если монополист движим альтруисти ческими мотивами, то его целью может быть максимизация не толь ко своего монопольного дохода, но и потребительского излишка. Эт естественно, приведет к тому, что равновесная цена будет ниже>( выпуск продукции больше, чем у «чистого» монополиста. Таким ал іруистически настроенным монополистом, по мысли Маршалла, может оказаться государство (особенно в случаях естественной монополии).

Рекомендуемая литература

Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Кейнс Дж.М. Альфред Маршалл, 1842—1924//Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I. С. 5—44.

Ьлауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Гл. 9, § 6—8, 11, 13, 16; гл.10, § 1-8, 10-37.

МегишиТ. История экономической теории. М., 1995. Гл. 10.

Содержание раздела