d9e5a92d

4. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ



Экономическая наука развивалась в составе теологии - о ней писали представители духовенства

В этот период обычно рассматривают только события в Европе (европоцентризм).

В Римской империи возникло христианство, которое после длительной борьбы стало господствующей формой религии. В связи с этим вся последующая экономическая мысль стала элементом теологии. Христианство пропагандировало потребительский коммунизм религиозных общин, монастырей. В то же время оно защищало интересы крупных земельных собственников.

Распад Римской империи привел к возникновению феодализма. В целом, следует различать эпохи:

эпохи

┌──────────┼───────────┐

древняя → античная → средневековье

Античный период истории длился 1000 лет - с V века до новой эры по V век новой эры. Это время господства рабовладения. Средневековье существовало с V по ХV век. Длилось также 1000 лет: эпоха феодализма.

Классический феодализм создал предпосылки для перехода к капитализму в ХIV веке. В нем было много процессов, тенденций в развитии экономики, рынка:

— распад сельских общин и превращение их в соседские: крестьяне начали жить самостоятельно, обособленно;

— становление городов как центров промышленности в противоположность сельскому хозяйству. В ХIII веке появились свободные города путем откупа от монарха, государей;

— первоначальное накопление капитала на основе развития рынка и внеэкономического насилия:

— сосредоточение денег и богатства у отдельных людей, которые начинали их авансировать для организации производства; — колонизация неевропейских стран;

— господство христианской идеологии;

— становление цехового строя.

Ремесло было организовано в цеха (цеховой строй ремесла). Цеха имели свою иерархию: ученики (7 лет), подмастерья, мастера, выборные.

В этот период существовало три сословия:

Сословия

┌──────────┼───────────┐

первое → второе → третье

дворянство духовенство буржуа (предприниматели)



В средневековый период написано много работ, в которых рассматривали экономику. Это обычно теологические, религиозные работы.

Епископ Августин (354-430 гг.) писал на эту тему. Он акцентировал принцип Библии «кто не работает, то не есть».

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - выдающийся христианский теолог. Он писал и о различных аспектах экономики: о справедливой, истинной цене, о трудовой стоимости, выступал против ростовщичества.

В Париже ХIII века существовало 300 ремесел. 100 из них были описаны Этьеном Буало в качестве юридического трактата, как основа взимания налогов, регламентации цехового строя. Уже в тот период использовали понятие «таксы» как формы регламентированной, фиксированной цены.



Содержание раздела