Глава V. Территориально-отраслевые изменения в промышленности РСФСР
Индустриальное развитие РСФСР в 1941-1945 гг. включило в себя изменение отраслевой структуры промышленности. Вследствие переключения машиностроения на выпуск военной продукции и ограниченных ресурсов металла многие отрасли гражданского машиностроения пришлось свернуть. В первые военные годы прекратилось производство гидравлических турбин, генераторов, угольных комбайнов, тепловозов и электровозов, пассажирских вагонов, тракторных сеялок, зерновых комбайнов, прядильных машин и ткацких станков, не говоря уже о товарах народного потребления - радиоприемниках, холодильниках, фотоаппаратах, швейных машинах, велосипедах. Для того, чтобы представить, за счет каких отраслей возрастал или сокращался общий объем промышленной продукции, целесообразно сопоставить размеры производства в 1940 и в 1945 гг. в отраслевом отношении. Из табл. 3, 4, 18, 21, 23 видно, что по РСФСР к концу войны увеличился объем производства по ряду отраслей тяжелой промышленности и значительно сократилось производство легкой и пищевой промышленности по всем видам продукции. В РСФСР производство электроэнергии в годы войны увеличилось в 1,1 раза, газа - в 4, чугуна - в 1,4, добыча угля выросла в 1,4 раза, выплавка стали - в 1,2 раза, производство проката черных металлов - в 1,1, электродвигателей переменного тока мощностью свыше 100 кВт увеличилось в 1,3 раза. Одновременно сократились добыча нефти - в 1,2 раза, производство минеральных удобрений -в 2,6, химических волокон - в 6,4, металлорежущих станков - в 1, 1, автомобильных покрышек - в 2,1, турбин - в 12,5, автомобилей - в 1,9, тракторов - в 2,9, бытовых часов - в 9,3, широковещательных приемников и радиол - в 17,1, бытовых холодильников - в 10,7 раза и т.д.
Рост объема промышленного производства по РСФСР в целом за период войны произошел за счет отраслей тяжелой и оборонной промышленности, получивших мощное развитие прежде всего в восточных районах страны. Табл. 4, 20, 22, 23 свидетельствуют об увеличении доли РСФСР в общесоюзном производстве (добыче) электроэнергии, нефти, газа, угля, чугуна, стали, проката черных металлов, минеральных удобрений, химического волокна, станков, паровозов. Табл. 3, 5, 23, 24 показывают, что если в региональном плане особенно динамично развивались Урал и Западная Сибирь, то в отраслевом - машиностроение и металлообработка.
Ассортимент выпускавшейся на предприятиях РСФСР продукции машиностроения отличался большим разнообразием, что обусловливало глубокую дифференциацию его отраслей и влияло на размещение отдельных видов продукции. К концу войны в структуре машиностроения РСФСР выделились отрасли, сходные по технологическим процессам и используемому сырью: тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
Основной тенденцией в территориально-отраслевых изменениях промышленности РСФСР в военный период явилось смещение ее в восточные районы, причем затронул этот процесс все индустриальные отрасли.
В годы войны произошли существенные сдвиги в размещении электростанций и, несмотря на трудности в ряде восточных районов и на Урале, диспропорция между потребностью промышленности и уровнем производства электроэнергии была относительно преодолена. Для обеспечения рационального электроснабжения и повышения его экономической эффективности вводились преимущественно новые электромощности на районных электростанциях, в энергосистемах, строились линии электропередач, создавались новые и укрупнялись старые энергосистемы. Почти все энергосистемы, расположенные вне зоны военных действий, увеличили мощность примерно в 1,5-2 раза и более.
В годы войны вступили в строй также новые энергосистемы - Томская, Омская, Красноярская, Уфимская, Барнаульская и др. Были ликвидированы потерянные в начале войны электромощности в первую очередь за счет быстрого развития мощностей в восточных районах, которые превосходили темпы роста по СССР в целом. Если в 1945 г. суммарная мощность электростанций СССР достигла довоенного уровня, то на Урале она была больше в 2 раза, в Сибири - в 1,5 раза, в Кузбассе - в 1,7 раза. Урал на протяжении всей войны занимал первое место по производству электроэнергии в стране: в 1945 г. 28,9% вместо 12,9% в 1940 г. Существенно выросла доля Сибири и Дальнего Востока - до 14,4% против 6,6% в 1940 г. Хотя удельный вес Центрального района по производству электроэнергии снизился с 27,6% в 1940 г. до 23,9% в 1945 г., он оставался крупным производителем электроэнергии и занимал второе место среди экономических районов страны. Третье место по выработке электроэнергии в СССР в 1945 г. принадлежало Западной Сибири - 9,4%.
После того как юго-западные районы страны, где до войны добывалось более 70% железной руды, были временно оккупированы врагом, от увеличения добычи ее на Востоке стало зависеть развитие черной металлургии, а вместе с ней и военного производства. На территории России в годы войны выделились три металлургические базы - Центральная, Уральская и Сибирская. Эти металлургические базы имели существенные различия по сырьевым и топливным ресурсам, структуре и специализации производства, мощности его и организации, по характеру внутри- и межотраслевых, территориальных связей, особенностям транспортно- геогра-фического положения, технико-экономическим показателям металла и другим признакам.
Как видно из табл. 17, 22, 23 самой крупной металлургической базой в РСФСР была Уральская, уступавшая по объемам производства черных металлов только металлургической базе Украины. Уральская металлургическая база была старейшей в России. Урал пользовался привозным кузнецким углем. На Урале сформировались крупнейшие центры черной металлургии - Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Свердловск, Серов, Златоуст и др. Центральная металлургическая база развивалась в основном на использовании металлургического лома (передельная качественная металлургия). Развита была малая металлургия на крупных машиностроительных предприятиях. Металлургическая база Сибири находилась в процессе формирования, хотя и занимала второе место в РСФСР по выплавке стали. На 1 января 1942 г. на Урале и в Сибири было сосредоточено свыше 40 крупных заводов черной металлургии в т.ч. Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Златоустовский и Нижнетагильский, Ашинский, Верх-Исетский, Лысьвенский, Серовский, «Амурсталь», Пет-ро-Забайкальский и другие заводы.
Благодаря концентрации средств на важнейших стройках, высокого уровня организации строительства и трудового героизма строителей на Востоке в годы войны были сооружены первая очередь Челябинского металлургического завода, Челябинский трубопрокатный завод, Кузнецкий ферросплавный завод, Новосибирский и Чебаркульский металлургические заводы, Магнитогорский метизный завод; расширены Магнитогорский, Ново-Тагильский заводы. Восточная металлургия получила 10 доменных печей, 32 мартеновских и 16 электросталеплавильных печей, 2 бессемеровских конвертора, 16 ферросплавных печей, 21 прокатный и трубопрокатный стан, 13 коксовых батарей.
Капитальное строительство в железорудной промышленности Востока велось высокими темпами. Новые рудники, в частности, Магнитогорский, дававший еще до войны 70% добычи руды на Урале, были оборудованы по современной технологии. В 1943 г. были введены мощности по добыче 930 тыс. т руды, в 1944 г. - 850 тыс. т, в 1945 - 1030 тыс. т. Вошли в строй новые крупные рудники на Бакальском, Гороблагодатском и Высокогорском месторождениях; увеличились мощности по добыче железной руды в Горной Шории.
Геологический поиск и разведка в 20-30-х годах установили наличие медно-никелевых месторождений, запасов нерудного сырья в районе Норильска. Ввиду особой значимости никеля и меди для экономического развития, а также необходимости создать резервную базу цветной металлургии, СНК СССР в июне 1935 г. принял решение о строительстве Норильского никелевого завода, ставшего ядром горно-металлургического комбината (НГМК) как автономного производственного комплекса с полным набором инфраструктуры, обеспечивающего получение конечного продукта. С 1939 г. началось строительство города. Сооружение НГМК велось в сложных природно-климатических условиях. Норильск расположен в Заполярье, в зоне сплошной мерзлоты, вблизи 70-й широты, и считается самым холодным городом на планете. Снег в районе Норильска лежит 7,5-9 месяцев, в среднем 90 дней в году - метельные, а полярная ночь длится 45 суток.В мире нет другого района, где в подобных условиях вырос бы такой крупный промышленный комплекс и большой город. Долгое время Норильск рассматривался как модель освоения Севера, формирования новых территориально-производственных комплексов. В 1941 г. НГМК объединил четыре комбината, два крупных завода и ряд других предприятий. В военный период были введены мощности для получения электролитного никеля. За 1941-1945 гг. масштабы геологоразведки возросли вдвое; капитальные вложения пятикратно превысили сумму средств, освоенных в предвоенную пятилетку комбината. В 1942-1944 гг. выпуск никеля
возрос в 7,5 раза, меди - в 8 раз; в 1943-1945 гг. выпуск продукции увели-
чился в 11 раз .
В черной металлургии на Урале и Сибири были созданы почти заново производство качественного проката и марганцеворудная промышленность. Как видно из табл. 22, Урал и Восточная Сибирь в 1942-1943 гг. добывали более половины марганцевой руды в СССР, и доля их стала уменьшаться лишь с восстановлением предприятий на Украине.
Рост выжига кокса на Востоке достигался за счет увеличения производительности существовавших коксовых батарей (повышением температуры, а следовательно, и скорости коксования) и строительства новых мощностей. За годы войны на Урале и в Сибири было введено в действие 13 коксовых батарей (на Кузнецком, Магнитогорском, Нижне-Тагильском, Губахинском и Челябин-ском коксохимических заводах). Этому способствовало использование обору-дования, эвакуированного из южных районов. Производство кокса на востоке страны увеличилось с 5,4 млн т в 1940 г. до 10,5 млн т в 1945 г.
Произошли изменения и в территориальном размещении других отраслей. Прежде всего это касается военной промышленности. До войны танкостроение сосредоточивалось в Сталинграде, Ленинграде и Харькове. С началом военных действий на востоке РСФСР были развернуты 8 танковых, 6 корпусных и 3 дизельных завода. Новые центры авиационной промышленности возникли в Куйбышеве, Новосибирске, Саратове, Иркутске, Казани.
Тракторостроение ранее сосредоточивалось в Сталинграде и Челябинске, к 1945 г. его заводы располагались также во Владимире, Липецке и Рубцовске.
Если до войны автомобильная промышленность сосредоточивалась целиком в центральной части РСФСР (Москва, Горький, Ярославль), то в 1941-1945 гг. она возникла на Южном Урале и в Поволжье. На основе Московского автозавода в апреле 1942 г. вступил в действие Ульяновский автозавод и Миасский завод автомобильных моторов. 15 марта 1942 г. вступил в действие Шадринский автоагрегатный, а 1 июня - Челябинский кузнечно-прессовый завод. В 1944 г. Миасский автомобильный завод выпустил первые 2760 машин. Заводы Шадринска стали изготовлять для автомашин карбюраторы, бензонасосы, радиаторы. Все эти заводы были кооперированы. Ярославский завод в начале 1943 г. временно прекратил выпуск автомобилей и переключился на освоение производства артиллерийских тягачей.
Крупнейшим центром автомобильной отрасли в эти годы был Горький. Горьковский автомобильный завод увеличил производство и освоил выпуск ряда машин для нужд фронта. На оставшемся после эвакуации оборудовании Московский автозавод выпускал боеприпасы и вооружение. Но уже в 1942 г. на нем возобновилось производство автомашин. На долю Московского и Горьковского автозаводов приходилось в годы войны свыше 90% всесоюзного производства автомобилей. В целом 5 автомобильных заводов в РСФСР (Московский, Горьковский, Ярославский, Ульяновский и Миасский) давали 100% общесоюзного производства автомобилей. Удельный вес автомобильных заводов в общесоюзном производстве автомобилей показан в табл. 25. Из нее видно, что в 1941-1943 гг. лидерство в объеме производимых автомобилей принадлежало ГАЗу, а в 1944-1945 гг. вновь перешло к Московскому автозаводу.
Не прекращалось и развитие смежных с автотракторной промышленностью производств. Новые центры автотракторного электрооборудования были созданы в Западной Сибири, расширился карбюраторный завод в Куйбышеве.
До войны все производство подшипников сосредоточивалось в Москве на I и II ГПЗ. В 1941 г. эти предприятия были эвакуированы на восток, за исключением механосборочного цеха I ГПЗ, который в кооперации с другими московскими заводами выпускал детали вворужения и боеприпасов. В 1942 г. I ГПЗ был возвращен в Москву, производство подшипников в столице возобновилось и достигло 4000 тыс. штук в месяц. На базе эвакуированного оборудования производство подшипников было налажено также в Куйбышеве, Саратове, Свердловске, Томске. 15 июня 1945 г. в цехе приборных подшипников Куйбышевского подшипникового завода собран 10-миллионный подшипник.
В 1940 г. удельный вес Урала в выпуске электромашин и аппаратов был незначителен, а в Поволжье и Сибири эта отрасль и вовсе отсутствовала. В войну удельный вес Урала, Поволжья и Западной Сибири в производстве электротехнической продукции возрос. Аналогичной была ситуация в радиопромышленности, где наряду с традиционными центрами отрасли - Ленинградом и Москвой - крупным производителем радиоизделий стала Западная Сибирь.
По многим показателям старые центры сохраняли прежние позиции. Так, в 1944 г. предприятия Москвы произвели 51,3% автомобилей, 39% металлорежущих станков, 34% режущих и мерительных инструментов, 33% шариковых и роликовых подшипников, изготавливавшихся в СССР, хотя в целом, как видно из табл. 6, довоенный уровень валовой выпуск продукции в денежном выражении еще не был достигнут. Вклад предприятий города Москвы в военную экономику выражался в том, что к апрелю 1945 г. московские заводы выпустили для фронта 11000 самолетов, 3360000 пистолетов-пулеметов, 85000 минометов, 78,5 млн снарядов и мин.
Война изменила пути развития нефтедобывающей промышленности. Главным тогда было увеличение производительности действующего фонда нефтяных скважин, экономия металла, стальных труб, арматуры. По-иному решались и проблемы территориального размещения буровых работ, объемов бурения, его технологии. Военная обстановка требовала перебазирования части нефтяных предприятий из южных районов СССР в восточные и быстрейшего ввода в эксплуатацию Урало-Волжских месторождений. В связи с угрозой нефтяным районам Кавказа, оказавшимся в полосе военных действий, ГКО в 1941-1942 гг. принял решение об ускоренном развитии нефтяной промышленности в восточных районах РСФСР. В предвоенные годы в Урало-Поволжском районе была создана новая нефтедобывающая база, в которой ведущую роль играла Башкирия. На ее долю приходилось 80% добываемой здесь нефти.
С началом войны из-за снижения поставок техники и оборудования, ухода на фронт большого числа квалифицированных кадров, истощения нефтяных пластов снизилась добыча нефти в основном нефтедобывающем районе Башкирии - Ишимбайском месторождении. Учитывая создавшееся положение, по решению правительства в августе 1941 г. из Баку и Туапсе был перебазирован ряд заводов, а АН СССР совместно с Наркомнефтью направила в республику комплексную экспедицию для разведки новых месторождений. Был создан трест "Башнефтеразведка". Однако поисковые работы в 1941-1942 гг. не помогли обнаружить ни одного нового богатого месторождения нефти. Нефтяные заводы республики не были в полной мере обеспечены местным сырьем. В середине 1943 г. недалеко от Ишим-бая у деревни Кизебулатово было открыто новое месторождение нефти. Наметился подъем нефти и в старых промыслах. Был разработан термохимический метод воздействия на пласт с целью увеличения притока нефти к скважине. Его применение дало дополнительные тонны нефти, но довоенного уровня добычи все-таки достичь не удалось. До 1944 г. основной базой нефтедобывающей промышленности Башкирии оставался район Ишимбая. Но его месторождения быстро истощились. Научные прогнозы говорили о перспективности поисков нефти в более глубоких девонских пластах районе Туймазов. Здесь и были сосредоточены основные силы нефтеразведчиков. 26 сентября 1944 г. скважина № 100, обслуживаемая бригадой А.П.Трипольского, на глубине 1740 м дала мощный фонтан нефти с дебитом 250 тонн в сутки. Открытие девонской нефти подтвердило прогноз ученых во главе с И.М.Губкиным. В последний год войны БАССР достигла довоенного уровня добычи. Нефтеперерабатывающая промышленность республики получила прочную сырьевую базу. За годы войны в БАССР было пробурено 247,3 тыс. м глубокого разведочного бурения, в то время как в предыдущие 10 лет - 210,7 тыс. м. БАССР стала занимать первое место по добыче нефти в стране. Большую помощь Башкирии оказали нефтяники Грозного, Майкопа, эвакуированные в начале войны.
Поволжье в общей добыче нефти в СССР заняло второе место среди восточных районов после Урала. Добыча нефти в Куйбышевской области увеличилась в 1945 г. в сравнении с 1940 г. в 4,7 раза за счет использования Зольненского месторождения в районе Самарской Луки и месторождения Яблоневого Оврага в девонских отложениях. Стала добываться нефть и в Татарской АССР. В 1944 г. здесь получили первые 4,2 тысяч тонн этого продукта. Удельный вес Поволжья в добыче нефти в СССР возрос с 0,7% в 1940 г. до 5,3% в 1945 г.Табл. 20 показывает, что Поволжский район был самым динамичным по росту добычи нефти среди районов РСФСР.
При общем сокращении количества добытой нефти в СССР на территории Урало-Поволжского района добыча нефти за годы войны увеличилась в 1,5 раза. На строительство новых буровых, промыслов, трубопроводов в Урало-Поволжье на завершающем этапе войны предназначались более половины всех капиталовложений нефтяной отрасли СССР (56%). Динамика добычи нефти в военные годы по областям Урало-Поволжья видна из табл. 21. Быстрее всего развивалась нефтедобыча в Чкаловской и Куйбышевской областях.
Нефтяники Дагестана открыли в военный период ряд новых месторождений нефти, увеличили ее добычу и переработку. В октябре 1943 г. в районе Махачкалы забил мощный фонтан с суточным дебитом 500-600 т высококачественной нефти.
За годы войны увеличилась также добыча нефти на Сахалине - с 493 тыс. т в 1941 г. до 752 тыс. тонн в 1945 г., т.е. более чем в 1,5 раза.
География нефтеперерабатывающей промышленности за военные годы изменилась примерно в тех же пропорциях, что и размещение нефтедобычи. Значение Урало-Поволжского нефтеперерабатывающего центра увеличилось более чем в 2 раза, а долевое участие кавказских районов снизилось с 80 до 66%. В Урало-Поволжском районе было построено и пущено в эксплуатацию 6 новых предприятий и более 40 нефтеперерабатывающих установок. Переработка нефти возросла в Башкирии почти в 2 раза (в т.ч. производство авиационного бензина более чем в 3,5 раза), в Чкалове -в 2,5 раза, была создана крупная нефтеперерабатывающая промышленность в Молотовской и Куйбышевской областях.
В военное время в Саратовской области был открыт природный газ. Первая эксплуатационная скважина была пробурена 24 июля 1942 г., из нее забил мощный газовый фонтан. Постановлением СНК СССР было решено строить газопровод. 28 октября 1942 г. газопровод протяженностью 18 км дал первые кубометры газа в топки Саратовской ГРЭС, а 18 января 1943 г. его получила и Саратовская ТЭЦ. С этого времени электростанции города получили прочную топливную базу. Газ стал занимать 85% в топливном балансе саратовских электростанций. В течение 2 лет войны на газовое топливо перешли более 60 промышленных предприятий Саратова. Саратовский газ получил широкое применение в промышленном производстве. На заводе комбайнов он применялся в термическом цехе, в кузнице и при плавке цветных металлов. На ремонтно-механическом заводе газ стал широко применяться при резке черных металлов, заменив дорогостоящий ацетилен.
Из всех районов РСФСР сланцы добывались в период войны только в Поволжье, где их добыча выросла на 60%.
В 1940 г. в СССР удельный вес угля в добыче топлива составлял 59,1%. Районы Ростовской области и Подмосковного угольного бассейна в 1940 г. давали 63% всей добычи угля. В связи с осложнившейся ситуацией на фронте от подъема угольного производства в тыловых районах зависело развитие всей экономики. Для увеличения добычи угля использовалось прежде всего незавершенное строительство и резервные мощности на действующих шахтах. Строились преимущественно шахты средней и малой мощности, относительно небольшой глубины. По экономическим показателям они уступали крупным шахтам, но имели преимущество по фактору времени: строительство и освоение их проектных мощностей происходило в более короткие сроки, более простыми приемами и с меньшей затратой сил и средств. Особое внимание уделялось расширению добычи открытым, более дешевым способом.
О динамике добычи угля и изменениях угольной промышленности говорят данные табл. 18. Из них видно, что наиболее высокими темпами росла добыча угля в Печорском бассейне, а в традиционном - Донецком -произошло их снижение. В Печорском угольном бассейне было заложено в войну 29 новых шахт, из которых 12 вступили в эксплуатацию.Здесь добыча угля выросла с 273 тыс. тонн в 1940 г. до 3349 тыс. тонн в 1945 г., или более чем в 12,3 раза, тогда как в Кузбассе - на 33,5%. По темпам роста угледобычи Печорский бассейн опережал другие бассейны страны и занимал к концу войны пятое место в СССР по добыче угля. Выработка электроэнергии за Полярным кругом выросла более чем в 7 раз. Основные фонды Воркуты и Инты с 1941 по 1945 гг. выросли более чем в 5 раз. В трудные для страны дни печорский уголь получили Ленинград, промышленные предприятия Центра и Севера, Северный морской флот. За военный период здесь было добыто 7769 тыс. тонн угля, из которых 700 тыс. тонн дало новое Интинское месторождение.
На Урале в годы войны вступили в действие 72 шахты и 9 разрезов мощностью 16450 тыс. тонн в год. Добыча угля на Урале выросла с 11956 тыс. тонн в 1940 г. до 25667 тыс. тонн в 1945 г., а удельный вес региона в общесоюзной добыче угля возрос с 7,2 до 17,2%. 71,7% прироста угледобычи в регионе произошло за счет ввода в действие новых шахт. В Кузбассе в 1945 г. действовало 48 шахт.
Промышленное производство стало располагаться ближе к источникам сырья и топлива, к районам потребления. Так, Кузнецкий металлургический комбинат получил значительную железорудную базу, что освободило его от доставки руды с Урала. В то же время стал возможен завоз на Урал карагандинского угля вместо кузнецкого, что значительно сократило длину перевозок. Вместе с тем на Урале доля привозных карагандинских и кузнецких углей в покрытии потребности уральской индустрии в 1940 г. составляла 55%, в 1942 г. - 49%, в 1943 г. - 28,5%. Благодаря созданию собственной марганцевой базы черная металлургия восточных районов России приблизилась к марганцевой руде не менее чем на 2000 км.
Обогатилось отраслевое содержание промышленности регионов. В Поволжье значительно возрос промышленный потенциал как региона в целом, так и отдельных его областей. Промышленность Пензенской области увеличила объем выпускаемой продукции по сравнению с 1940 г. на 14%, в ТАССР появилась новая отрасль - нефтяная, появились кроме Казани и Зеленодольска новые центры промышленности: Чистополь, Елабуга, Мамадыш, Набережные Челны, Бугульма и другие. Это существенно изменило облик республики в направлении урбанизации. Основные фонды предприятий ТАССР за годы войны возросли более чем вдвое, тогда как в целом по стране они значительно уменьшились. Более чем вдвое возросла и продукция промышленности республики, составившая в 1945 г. 219% в сравнении с уровнем 1940 г.
В Поволжье получили развитие главным образом отрасли военной промышленности и машиностроения. В 1940 г. в структуре промышленности района металлообрабатывающая промышленность составляла 35,4% и пищевкусовая - 22%. В 1942 г. удельный вес продукции машиностроения и металлообрабатывающей промышленности достиг 75% всего промышленного производства Поволжья. В годы войны здесь были созданы самолетостроение, производство моторов, станков, электрооборудования, автомобилестроение, производство локомобилей, телефонной аппаратуры, аккумуляторов. В Куйбышеве, Саратове возникло производство шарикоподшипников, кабеля; в Энгельсе - вагоностроение; в Кинеле, Елабуге, Мамадыше - текстиля; в Ульяновске - автомобилей; в Казани - кинопленки; в Сызрани - локомобилей и предприятий нефтепереработки. В целом объем промышленного производства в Поволжье увеличился за военные годы в 3,4 раза.
Из автономных республик Волго-Вятского региона наибольшее развитие получила за годы войны промышленность Марийской АССР, валовая продукция которой здесь возросла по сравнению с 1940 г. в 2,3 раза, а продукция машиностроения - в 12 раз. Валовая продукция крупной промышленности возросла в Кировской области в 2 раза, в Чувашской АССР - в 1,6 раза, в Мордовской АССР - в 1,2 раза.
Перебазирование и развертывание оборонных предприятий изменили структуру промышленности Урала. Почти 700 предприятий, в основном машиностроительной и военной промышленности, перебазированные на Урал, увеличили его индустриальную мощь. За годы войны на Урале было построено свыше 500 предприятий, в том числе более 200 в Челябинской области. За годы войны на Урале производилось 58,1% чугуна, 53% стали, 51,6% проката, добывалось 17,2% угля, вырабатывалось 28,3% электроэнергии. Уральская промышленность давала около 40% всей боевой техники и вооружения. По производству стали, алюминия, цветного проката, электроэнергии, по выпуску военной продукции Урал занимал в годы войны в СССР первое место. Он давал 60% средних и 100% тяжелых танков. Каждый второй снаряд, выпущенный по врагу, делался из уральской стали. К концу войны мощность его машиностроения превысила довоенную мощность Ленинградского и Украинского районов и приблизилась к уровню главного машиностроительного района страны - Московского. Выросла мощность уральского угольного, нефтяного и химического машиностроения. На базе эвакуированного Ново-Краматорского завода был построен Южно-Уральский завод тяжелого машиностроения.
Одной из особенностей отраслевой структуры машиностроения Урала, да и всех восточных районов в годы довоенных пятилеток, было отсутствие здесь развитого станкостроения. Эта отрасль, являющаяся одной из наиболее квалифицированных отраслей машиностроения, до войны сосредоточивалась главным образом в Центральном и Северо-Западном районах СССР, выпускавших перед войной более 50% станков, и на Украине. В годы войны на Урале в значительной мере на базе эвакуированного оборудования возникла целая группа станкостроительных заводов, изготовляющих разнообразные типы станков. В 1944 г. на Урале действовало более 10 заводов, выпускавших токарные, револьверные, сверлильные, расточные, шлифовальные, агрегатные станки, прессы, молоты, гидроприводы. Как видно из табл. 24, Урал в производстве металлорежущих станков в годы войны занял второе место в СССР, уступая Центральному району, но обогнав Поволжье.
Объем валовой продукции промышленности на Урале в 1945 г. возрос по сравнению с довоенным уровнем в 3,6 раза. Ежегодный прирост промышленного производства на Урале составлял 50% вместо 16% в довоен-
ные годы .
Урал занял первое место по темпам и размерам промышленного производства. Возникли такие новые отрасли промышленности, как производство качественного проката, танко-, авиа-, автомобиле-, моторо-, турбино-, приборостроение, производство шарикоподшипников, радиоаппаратуры, телефонного оборудования, кабеля, пластмасс, резины, было освоено производство локомотивов и др. Урал стал основной военно-промышленной базой страны. Среди его регионов динамично развивались Свердловская, Челябинская области, Башкирия. В БАССР,например, появляются химическая, станкостроительная и электромеханическая отрасли. Ведущая роль переходит к машиностроению, нефтедобыча и нефтепереработка заняли второе место, а металлургия - третье. В военные годы в республике вошли в строй 364 новых завода, цеха, промысла и установки. Каждый пятый танк и третий самолет заправлялись горючим, произведенным в Башкирской АССР.
Увеличилась доля Сибири в целом в общем объеме производства в стране. В 1940 г. удельный вес региона составлял 5%, в 1945 г. - 14,6%. За 4 года войны продукция промышленности Сибири возросла в 2,8 раза. Объем промышленного производства в основных экономических районах
Сибири возрос в 1940-1944 гг. в 3,8-3,9 раза, главным образом за счет тя-
желой индустрии .
Следует выделить индустриальное развитие западносибирского региона. По темпам развития его индустрия уступала только Уралу (в 1945 г. рост валовой продукции всей промышленности составил здесь 279% по сравнению с 1940 г.; см. также табл. 5) Здесь возникли новые отрасли: авиационная, танковая, станкостроения, тракторная, котлостроения, электротехническая, шарикоподшипниковая, мотоциклетная, алюминиевая, оловянная. В 1941 г. было решено построить в Рубцовске тракторный завод. В ноябре 1942 г. с его конвейера сошел первый гусеничный трактор, а в конце 1943 г. был выпущен тысячный трактор с маркой «АТЗ». Началось строительство завода почвообрабатывающих машин "Алтайсельмаш".
В Восточной Сибири появились отрасли по производству жидкого топлива в Иркутской области, сельскохозяйственных машин в Красноярском крае, возросли мощности энергетики, в крупные промышленные центры превратились Канск, Ачинск, Черногорск, Улан-Удэ, Черемхово, Пет-ровск-Забайкальский, Свирск, Тулун. На базе эвакуированного СтароКраматорского завода был построен Иркутский завод тяжелого машиностроения. В 1945 г. объем производства в Восточной Сибири возрос по сравнению с 1940 г. в 1,3 раза.
На Дальнем Востоке основные усилия сосредоточивались на завершении строительства объектов. Капиталовложения направлялись в первую очередь на предприятия наркоматов авиационной, оборонной, химической, угольной, нефтяной, судостроительной, электротехнической промышленности и черной металлургии. В Хабаровском крае за годы войны было построено 20 крупных предприятий, в Приморском - свыше 100 новых предприятий и цехов, работавших на местном сырье. Было завершено строительство первой очереди Петровско-Забайкальского металлургического завода, начатое в 1932 г. В 1942 г. здесь вошли в строй мартеновские печи и прокатные станы. 15 февраля 1942 г. дал первую продукцию металлургический завод "Амурсталь". В результате в 1944 г. выплавка стали на Дальнем Востоке увеличилась по сравнению с 1941 г. более чем в 2 раза, а прокат черных металлов - в 3,4 раза. Отпала необходимость доставлять из центральных районов СССР на Дальний Восток многие важные военностратегические материалы. За время войны объем производства в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности увеличился в Приморском крае на 55%, в Амурской области - на 75%, на Камчатке и в Магаданской области - в 2,3 раза.
За 1940-1945 гг. тяжелая промышленность Сибири и Дальнего Востока сделала шаг вперед. Ее основные производственные мощности выросли в 2,2 раза, а валовая продукция - почти 2 раза.
Осуществлялось новое строительство и в Центральном районе. Здесь во время войны был создан, например, Подольский котельный завод, выпустивший в 1944 г. самый мощный в мире прямоточный котел.
Таким образом, в годы войны произошли территориально-отраслевые изменения в промышленности РСФСР. Во-первых, в ходе восстановления и строительства новых предприятий центр тяжести индустриального производства перемещался из центральных и южных районов в восточную часть России, занявшую основное место в промышленности. Центр и Юг, занимавшие ведущее положение в промышленном производстве СССР до войны, утратили прежнее значение. Уралу, Сибири и Поволжью принадлежала основная роль в создании слаженного, быстро растущего индустриального хозяйства. Как видно из табл. 5, наиболее динамично индустриально развивавшимися регионами были Свердловская, Омская, Челябинская, Новосибирская, Кемеровская, Куйбышевская, Чкаловская области, Башкирская, Татарская, Удмуртская АССР.
Более интенсивное индустриальное развитие в восточных регионах сопровождалось их урбанизацией, возникновением новых городов и рабочих поселков. Из 50 новых городов, появившихся на карте в 1941-1945 гг., 45 приходится на Урал, Западную Сибирь и Поволжье, из 168 поселков городского типа - 86.
Во-вторых, интенсивное экономическое развитие восточных районов преодолевало неравномерность в размещении производительных сил страны. Доля капиталовложений в развитие промышленности российских регионов оставалась высокой на протяжении всей войны. Изменение удельного веса отдельных экономических районов в капиталовложениях в промышленность в годы войны характеризуют следующие данные, представленные в табл. 7. Как видно из нее, наибольшей была доля капиталовложений в развитие Урала, Западной Сибири и Центра, а с 1944 г. и Юга страны. Из восточных районов РСФСР наибольшие капиталовложения выделялись Уралу (см. табл. 14, 15, 16).
Промышленность восточных районов РСФСР развивалась по пути создания мощной машиностроительной, металлообрабатывающей и военной промышленности. Резко повысилась доля этих районов в общесоюзном производстве промышленной продукции. Их индустриальное развитие стало более разносторонним. Почти все промышленные предприятия, перебазированные в восточную часть РСФСР, остались здесь и после войны. По свидетельству бывшего наркома строительства С.З.Гинзбурга, "то, что обосновалось на востоке, не возвращалось на старое место, а продолжало жить и разрастаться на своих новых местах, пускать здесь все более глубокие корни, обрастать новыми смежными предприятиями. Времянки сменялись капитальными сооружениями. Рабочие поселки вырастали в города. Восток нашей Родины стремительно индустриализировался".
По оценке Р. С. Лившиц, себестоимость угля, нефти, газа, чугуна, стали была в восточных районах ниже, а производительность труда при их добыче была выше, чем в старых индустриальных районах. Вместе с тем в целом для российской промышленности был характерен ресурсоемкий тип развития с низкой долей необходимого и прибавочного продукта.
Рост удельного веса восточных районов России происходил не только за счет увеличения объема производимой ими здесь продукции, но в значительной степени, как видно из табл. 5, из-за падения производства в западных районах, временной оккупации части территории страны.
В-третьих, произошли изменения во внутрироссийском разделении труда между экономическими районами. Направления развития и специализации индустрии в разных районах РСФСР складывались весьма различно. Особо выделились районы быстрого индустриального роста и формирования качественно новой специализации - Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Уральский, Поволжский, отличавшиеся мощью и сравнительной дешевизной своих топливно-энергетических ресурсов и их выгодным сочетанием с разнообразными минерально-сырьевыми богатствами. Темпы развития промышленности здесь значительно превышали среднесоюзные. Возникновение в восточных районах предприятий трудоемких отраслей сохраняло дефицит рабочей силы. Топливно-энергетические ресурсы Центрального Черноземья по запасам и экономичности уступали ресурсам районов первой группы, но здесь имелись значительные естественные богатства, доступные для быстрого и эффективного использования. Освоение их и восстановление и развитие индустрии облегчалось здесь выгодным транспортно-географическим расположением вблизи развитых промышленных центров. Для Центрального района обозначилась проблема топливно-энергетического и водохозяйственного балансов. Для большинства остальных районов РСФСР было характерно сохранение или уменьшение старых отраслей специализации и ограниченное появление новых. Темпы развития промышленности здесь находились на уровне среднесоюзных или были ниже.
Для каждой области и автономной республики стало характерным наличие одного особо крупного промышленного центра, выступавшего в качестве важного районообразующего звена. Индустриальное развитие в военный период не только не ослабило диспропорции в развитии отраслей тяжелой и легкой промышленности, но еще больше увеличило их. Чрезмерно форсированное развитие тяжелой промышленности стало ярко выраженной тенденцией экономического развития большинства регионов России. На долю РСФСР стало приходиться % советского ВПК. И хотя при этом происходило расширение номенклатуры производства и повышение самообеспеченности районов многими видами массовой продукции (цементом, кирпичом и т.д.), одним из результатов региональной инвестиционной политики бывшего союзного центра стала однобокая, во многом монокультурная специализация хозяйства регионов. Вследствие такой преимущественно предметной специализации обеспечивалась взаимозависимость регионов.
Ряд регионов приобрел некоторые экономические преимущества, выражавшиеся в наличии квалифицированной рабочей силы, мощного дивер-сификационного производственного потенциала, монополии на дефицитные экспортные ресурсы, наличие крупных предприятий - монополистов, выгодное геополитическое положение. Но одновременно превращение многих районов в своего рода полигоны военно-промышленного комплекса вело к тяжелым социальным и экологическим последствиям.
Примечания
1 Подсчитано по: Страна Советов за 50 лет. М., 1967. С.308; РСФСР за 50 лет: Стат. сб. М., 1967.С.43,44, 46, 47, 48.
2 Электрификация СССР. 1917-1967. М., 1967. С.37.
3 См.: Народное хозяйство РСФСР в 1965 г. М., 1966. С.81; Гидротехническое строительство. 1975. № 5. С. 8; Энергетика Урала за 40 лет. М., 1958. С.15; Бутягин И.П. и др. Энергетика Сибири. М., 1963. С.31.
4 История Второй мировой войны. Т.10. М., 1979. С.401.
5 ГАРФ. Ф.5451. Оп.33. Д.38. Л.64.
6 Бардин И.П., Банный Н.П. Черная металлургия в новой пятилетке. М.; Л., 1947. С. 13.
7 История социалистической экономики СССР. Т.?. С.295.
8 Важнов М.Я. Большой Норильск: история социально-экономического развития (19601985 гг.) // Отечественная история. 1994. №6. С.74-75.
9 См.: Львов А. Л. Норильск. Красноярск, 1985. С.4, 31, 34, 40, 41, 42.
10 См.: Важнов М.Я. Указ. соч. С.77.
11 Колесников Б.И. Форпост индустрии в Сибирском Заполярье. Красноярск, 1985. С.9, 10; Львов А.Л. Указ. соч. С.69.
12 Кокс и химия. 1975. №5. С.2.
13 История Второй мировой войны. Т.4 М., 1975. С.149.
14 Курганская партийная организация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы: Челябинск, 1975. С.335; Очерки истории Ульяновской организации КПСС. Часть 2. Ульяновск, 1972. С.229; Экономическая жизнь СССР. Хроника событий и фактов. Книга 1. М., 1967. С.347.
15 Кравченко Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С.327.
16 РГАЭ. Ф. 8568. Оп.1. Д.284. Л.2; Д.287. Лл.3-4; РСФСР - фронту. М., 1987. С.356; Лившиц Р.С. Очерки по размещению промышленности СССР. М., 1954. С.298. 299.
17 Волжская коммуна. 1945. 16 июня.
18 История рабочих Москвы. 1917-1945 гг. М., 1983. С.399.
19 Москва послевоенная. 1945-1947. Архивные документы и материалы. М., 2000. С.23.
20 См.: Байбаков Н.К. Дело жизни: Записки нефтяника. М., 1984. С.121.
21 Гибадуллин Б.Г. Советская Башкирия в годы Великой Отечественной войны (19411945гг.). Уфа, 1971. С.26.
22 Тимергазин К.Р. Очерки по истории башкирской нефти. Уфа, 1956. С.63.
23 Ахмадиев Т.Х. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Уфа, 1984. С.63.
24 Трофимчук А. Башкирия - республика нефти. Уфа, 1947. С.21.
25 См.: Чибиров Х.Т. Северо-Осетинская партийная организация в период Великой Отечественной войны. С. 51-52.
26 Народное хозяйство Куйбышевской области: Стат. сб. Куйбышев, 1957. С.18.
27 Экономическая жизнь СССР... М., 1961. С.426.
28 Кравченко Г.С. Военная экономика СССР 1941-1945 гг. М., 1963. С.250.
29 РСФСР за 50 лет: Стат. сб. М., 1967. С.38; Нефтедобывающая промышленность СССР, 1917- 1967. М., 1968. С.117.
30 Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны. 1938-1945 гг. М., 1978. С.288.
31 Дагестанская правда. 1944. 1 апреля.
32 Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1970. С.94.
33 Егоров В.И., Злотникова Л.Г. Экономика нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. М., 1974. С.104.
34 Никифоров Ю.Н. КПСС - организатор нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Урало-Поволжье (1929-1970 гг.): Автореф. дис... д-ра ист. наук. М., 1976. С.30.
35 Правда. 1944. 15 декабря.
36 Промышленность СССР: Стат. сб. М., 1957. С.166.
37 Народное хозяйство СССР в 1964 г.: Ст. сб. М., 1965. С.162.
38 Володарский Л. Возрождение районов СССР, пострадавших от немецкой оккупации. М., 1946. С.8.
39 Промышленность СССР: Стат. сб. М., 1957. С.142.
40 История Второй мировой войны. Т.10. М., 1979. С.402.
41 Мальцев М.М. Уголь Воркуты // Война. Народ. Победа: Статьи, очерки, воспоминания. Кн.4. М., 1984. С.67.
42 Витязева В.А. Печорский угольный бассейн. М., 1955. С.36.
43 Александров Н.А. Труд во имя победы. Сыктывкар, 1968. С.76.
44 Пробст А.Е. Топливо и Отечественная война. М., 1945. С.33-34; Шуранов Н.П. На угольном фронте. Кемерово, 1975. С.131.
45 Промышленность СССР: Стат. сб. М., 1957. С.142-143.
46 См.: Дедов Г.И. Кизеловский угольный бассейн в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 1959. С.129.
47 Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1970. С.91.
48 Кузнецкий угольный бассейн. М., 1957. С.310.
49 История СССР. 1973. №3. С.79.
50 Очерки истории Пензенской организации КПСС. Саратов, 1983. С.301.
51 Народное хозяйство РСФСР: Стат. сб. М.,1957. С. 109-110.
52 РГАЭ. Ф.4372. Оп.93. Д.1346. Лл. 5-5 об.
53 Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. М., 1946. С.6.
54 Марийская АССР за 50 лет: Стат. сб. Йошкар-Ола. 1970. С.13, 17.
55 Народное хозяйство Кировской области: Стат. сб. Горький, 1960. С.25.
56 Ср.: Народное хозяйство РСФСР: Стат. сб. М., 1957. С.106, 109, 110.
57 Очерки истории Мордовской организации КПСС. Саранск, 1979. С.372.
58 КПСС - вдохновитель и организатор побед советского народа в Великой Отечественной войне. М., 1959. С.227.
59 Вторая мировая война: Мат-лы науч. конф. Кн. I. М., 1966. С.109; Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник. М., 1990. С.20.
60 Розенфельд Я.С., Клименко К.И. История машиностроения СССР. М., 1961. С. 370371; Фейгин Я.Г. Ленин и социалистическое размещение производительных сил. М., 1969. С.84.
61Кравченко Г.С. Военная экономика СССР. 1941- 1945. М., 1963. С.134.
62 История социалистической экономики СССР: В 7 т. Т.?. М., 1978. С.193.
63 Развитие советской экономики (Стат. материалы). М., 1946. С.42; Звезда. 1945. 4 декабря; История Урала:
В 2 т. Пермь, 1977. Т.2. С.308.
64 Формирование и развитие советского рабочего класса Башкирской АССР. Часть 1. Уфа, 1971. С.221.
65 Советская Башкирия. 1985. 10 мая; Люди. Годы. Нефть. Уфа, 1982. С.21.
66 Развитие советской экономики. М., 1946. С.42; Акулов М.Р. Промышленное развитие Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. Ставрополь, 1967. С.152; Всемирно-историческая победа советского народа. 1941-1945 гг.: Мат-лы науч. конф. М., 1971. С.321.
67 Народное хозяйство РСФСР. М., 1957. С.106, 108-111; Промышленность СССР: Ст. сб. М., 1964. С.50-52; Горбачев Т.Ф. и др. Кузнецкий угольный бассейн. М., 1957. С. 125; Лерский И.А. Воспроизводство основных фондов промышленности СССР в условиях войны. М., 1945. С.25-26; Сибирь в Великой Отечественной войне: Мат-лы конф. Новосибирск, 1977. С.195; Труженики тыла России в годы второй мировой войны. Кострома, 1995. С.76.
68 Кузнецов И.И. Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Иркутск, 1974. С.196.
69 Народное хозяйство РСФСР. М., 1957. С.108, 111.
70 Докучаев Г.А. Указ. соч. С.228.
71 Шитиков А. Наш орденоносный Хабаровский край. Хабаровск, 1967. С.34.
72 Докучаев Г.А. Указ соч. С.228; Грунин Г.В., Сюткина Е.А. Трудящиеся Читинской области в годы Великой Отечественной войны. Иркутск - Чита, 1969. С.26.
73 Всемирно-историческая победа советского народа. 1941-1945 гг.: Мат-лы науч. конф. М., 1971. С.321; Докучаев Г.А. Указ соч. С.215.
74 Лившиц Р.С. Указ. соч. С.296.
75 Константинов О.А. Новые городские поселения СССР периода Великой Отечественной войны// Ленинградский финансово-экономический институт. Вып. 12. Л., 1956. С.94.
76 Война. Народ. Победа. 1941-1945. Кн.1. М., 1976. С.128-129.
77 См.: Лившиц Р.С. Указ. соч. С.241, 243, 247, 253, 258.
78 Маслюков Ю. Оборонному комплексу надо помочь // Независимая газета. 1998. 17 января.
Содержание раздела