Глава IV. Восстановление промышленности европейской части РСФСР в годы войны.
ОСОБЕННОСТИ РЕКОНВЕРСИИ И КОНВЕРСИИ
Самым тяжелым последствием гитлеровской оккупации СССР, в целом, и европейской части РСФСР, в частности, в экономическом отношении было то, что чужеземные захватчики разрушили на протяжении десятилетий складывавшуюся хозяйственную структуру, уничтожили многие предприятия и на многие годы отбросили назад развитие промышленности и причинили ей такой ущерб, от которого она не могла оправиться в течение нескольких военных лет. Следует отметить, что ущерб, причиненный экономике Западной Европы, был связан в основном с прекращением производства, а ущерб, причиненный экономике СССР, выражался в разрушении основных средств производства.
Оккупированной оказалась территория, где до войны проживало более четверти населения РСФСР. Добыча нефти и угля, выплавка чугуна и стали, производство тракторов, паровозов, железнодорожных вагонов и цемента составляли накануне войны в этих районах 25-40% выпуска данных видов продукции по РСФСР в довоенный период. В оккупированных районах РСФСР захватчики разрушили и вывели из строя предприятия, выпускавшие до войны ежегодно продукции на сумму свыше 17 млрд руб. Только из предприятий республиканского подчинения были уничтожены обувные фабрики, производившие до войны ежегодно около 13 млн пар обуви, хлебозаводы, выпускавшие ежесуточно свыше 350 тыс. пудов хлеба, мясокомбинаты, вырабатывавшие более 30 тыс. пудов мяса и 7 тыс. пудов колбасных изделий в день
.
Независимо от времени, в течение которого враг хозяйничал на оккупированной территории, эти районы были разорены и разграблены. На территории РСФСР было уничтожено и разрушено 610 городов и рабочих поселков, 12150 промышленных предприятий, в том числе крупнейшие машиностроительные и металлургические заводы (Калининский вагоностроительный, Брянский паровозостроительный, Ростсельмаш, Краснодарский станкостроительный, Таганрогский котлостроительный, Бежецкий машиностроительный заводы, ленинградские предприятия "Русский дизель", "Электросила", "Большевик", "Красная заря", "Электропровод", Кировский завод, Невский завод им. В.И. Ленина, Ижорский завод, мотоциклетный и металлический заводы, цементные заводы Новороссийска и Брянска, электростанции (Волховская, Сталинградская, Сталиногорская, Нижнесвирская, Дубровская), шахты Подмосковья и Ростовской области, нефтепромыслы Северного Кавказа. В Курской области из 488 фабрик и заводов местной промышленности не уцелело ни одного предприятия. В
Сталинграде были разрушены 126 заводов и фабрик, в том числе 49 - до основания. Среди них тракторный, "Красный Октябрь", "Баррикады", метизный заводы. В г. Калуге оккупанты вывели из строя все предприятия. В г. Людинове только локомобильному заводу были причинены убытки на 65267143 рубля. Материалы, оставшиеся неэвакуированными в г. Сызрань, были разграблены оккупантами. Новороссийским цементным заводам был нанесен ущерб в 100100 тыс. руб., заводу «Красный Аксай» (г. Ростов-на-Дону) - 35 млн руб. На комбинате Ростовуголь были взорваны и затоплены 200 угольных шахт.
О масштабах разрушений Подмосковного угольного бассейна заместитель наркома угольной промышленности СССР Д. Оника писал: "К концу 1941 года, к моменту изгнания оккупантов, ни одна шахта Подмосковного бассейна не могла быть пущена в работу. Бассейн как действующее предприятие был выведен из строя. Было разрушено 88 стволов из 153, в том числе почти все главные стволы действующих шахт... Из 72 шахт, подлежавших восстановлению, 68 были затоплены". При разрушении угольного бассейна гитлеровцы также широко применяли завалы. В частности, ими было завалено 6140 погонных метров горных выработок, повреждено 43 главных и 36 вспомогательных отвалов. Гитлеровцы разрушили 29 копров, 29 надшахтных зданий, 25 бункерных галерей, 39 зданий подъемных машин, 16 электроподстанций, 13 вентиляторных зданий, 3 здания компрессорных установок. Почти все механизмы и технические устройства - подъемные машины, насосные установки, вентиляторы, компрессоры, механизмы по откатке, доставке и выемке - были в той или иной степени разрушены или разукомплектованы. В целом в период оккупации на территории Московской области разрушению подверглись, помимо угольных шахт Подмосковного бассейна, многие предприятия союзного подчинения, 937 предприятий местной промышленности; было вывезено или уничтожено 16280 станков и свыше 23 тысяч единиц различного обо-
рудования .
На месте корпусов Таганрогского механического завода чернели груды взорванных и обгоревших стен. Больше всего пострадала электростанция, а в сборочном цехе было выведено из строя все мощное прессовое оборудование. На нефтяных промыслах Чечено-Ингушской АССР и Краснодарского края гитлеровцы уничтожили и разрушили более 3 тыс. скважин с годовой добычей до 5 млн т нефти. В Грозном - основном центре нефтяной промышленности Северного Кавказа - были взорваны атмосферно-вакуумная и крекинг-установки, был выведен из строя керосинопровод Грозный - Трудовая, разрушен Краснодарский нефтеперегонный завод. В нефтяной промышленности Чечено-Ингушской АССР за время с августа 1941 г. по январь 1943 г. потери в денежном выражении составляли более 0,5 млрд руб., в т.ч. по нефтяным трестам: "Малгобекнефть" - 231 млн руб., "Старогрознефть" - свыше 112 млн руб., "Октябрьнефть" - 106 млн руб., "Горскнефть" - 80 млн руб., "Грознефтезаводы" - 22 млн руб. Свыше 300 промышленных предприятий было уничтожено в Крыму. Общий ущерб от уничтожения и разграбления оккупантами имущества по освобожденным районам РСФСР составил 249 млрд рублей.
Более полное представление о сокращении количества промышленных предприятий и численности рабочих в освобожденных районах РСФСР дают на основе данных статистических управлений табл. 29 и 30. Из них видно, что наименьший процент действующих предприятий по отношению к довоенному уровню был в Краснодарском крае и СевероОсетинской АССР, что было связано с большим числом эвакуированных предприятий и разрушениями во время оккупации. Наименьшее число предприятий в городах - областных и краевых центрах, находившихся в оккупации и в районе непосредственно боевых действий, осталось в Сталинграде. Разрушения были столь велики, что даже в 1950 г. Смоленская, Орловская, Новгородская и Псковская области достигли лишь 57-88% довоенного уровня; Брянская, Белгородская, Курская, Великолукская - 9499%, промышленность Ростова-на-Дону - 97%.
Восстановление индустрии в пострадавших от оккупантов Северо-Запад-ном, Центральном, Северо-Кавказском, Поволжском регионах РСФСР явилось разносторонним процессом и имело особенности в различных районах. В прифронтовых районах, где не было оккупации, но был причинен большой ущерб обстрелами и бомбардировками, действиями диверсантов, ремонтно-восстановительные работы велись непрерывно. Типичным примером в этом отношении являлось восстановление Ленинграда. Иной была ситуация в пострадавших от оккупации районах, где восстановление выделяется как самостоятельный этап индустриального развития. В литературе по поводу этапов восстановительного процесса имеются различные точки зрения. По нашему мнению, первый этап восстановления промышленности РСФСР охватывает декабрь 1941 г. - лето 1943 г. Второй этап начался с осени 1943 г., когда после Курской битвы было освобождено большинство оккупированных районов РСФСР и стало проводиться более масштабное восстановление, и продолжался до конца войны. На темпы и направления восстановления оказало влияние постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации” (21 августа 1943 г.).
Восстановление разрушенного началось в конце 1941 г. Тульская область еще не была полностью освобождена от оккупантов, а уже 11 декабря обком ВКП(б), облисполком, городской комитет обороны наметили меры по восстановлению промышленных предприятий, а на совещании специалистов 17 декабря 1941 г. была поставлена задача в срок обследовать шахты и начать восстанавливать Подмосковный угольный бассейн. 18 декабря 1941 г. бюро МК ВКП(б) и исполком Мособлсовета приняли решение "О мероприятиях по оказанию помощи населению районов, освобожденных от немецкой оккупации". К первым директивным документам о возрождении народного хозяйства освобожденных районов можно отнести постановления СНК СССР о восстановлении оказавшейся в зоне военных действий Волховской ГЭС (25 декабря 1941 г.) и о начале восстановительных работ в Подмосковном угольном бассейне (29 декабря 1941 г.).
Программы восстановления по всем отраслям экономики разрабатывались непосредственно Госпланом и СНК СССР. Ими определялись ключевые отрасли и нередко отдельные предприятия, подлежавшие восстановлению в первую очередь, выделялись на эти цели финансовые ассигнования, материалы, сырье, рабочая сила, определялись объемы работ и их сроки. Предпочтение отдавалось предприятиям и отраслям, которые могли усилить оборонную индустрию - металлургии, машиностроению, химической, угольной. На восстановление мощностей по производству металла были направлены постановления СНК СССР о восстановлении промышленности г. Липецка и липецких железных рудников, производства на Косогорском им. Ф.Э. Дзержинского и Новотульском металлургическом заводах, шахт Тульского железорудного и Борсуковского известнякового рудоуправления Наркомчермета, «О восстановлении предприятий черной металлургии и химической промышленности. Согласно последнему постановлению, были развернуты работы на Новолипецком, Сулинском металлургических заводах. Несмотря на полное разрушение, с марта по октябрь 1942 г. удалось восстановить две доменные печи, турбогенератор, цементный цех на Косогорском и доменную печь на Новотульском заводе. За короткий срок была восстановлена часть производств на металлургическом заводе им. П.М. Войкова в Крыму.
Весной 1942 г. было начато восстановление завода «Электросталь», эвакуированного в октябре 1941 г. на Урал. Для этого использовалось не-вывезен-ное и часть реэвакуированного оборудования. Летом 1942 г. были пущены в действие два сталеплавильных, прокатный и термический цехи. Во второй половине 1942 г. «Электросталь» произвела 15,5 тыс. т стали.
На возобновление выпуска качественных сталей и развертывание производства боеприпасов на московском заводе “Серп и молот” правительством отводилось три месяца. Это была трудная задача, т.к. 70% оборудования было эвакуировано, не хватало инструментов, материалов, квалифицированных кад-ров. Вопреки трудностям, коллективу удалось восстановить часть мощностей, в 1942 г. мартеновский цех произвел 150 тыс. т качественной стали.
Первым из предприятий цветной металлургии решили восстанавливать комбинат «Североникель». Произошло это в конце 1941 г., когда была устранена прямая угроза разрушения Мончегорска и комбината. 18 мая 1942 г. ГКО принял специальное решение о восстановлении комбината, была создана специальная строительная организация, возвращены рабочие и служащие. В сентябре 1942 г. восстановили и пустили в эксплуатацию первую печь, а в конце месяца комбинат начал выдавать файнштейн и наращивать производственные мощности. В 1943 г. одновременно с восстановительными работами началась реконструкция металлургических цехов комбината .
Постановление ГКО о возвращении эвакуированного на Урал Ступинского металлургического завода было принято 16 февраля 1942 г., а уже 8 марта прибыл первый из 26 эшелонов. С 16 апреля завод перешел на непрерывную двухсменную работу, и к 15 мая агрегаты первой очереди прокатного и кузнечного производства были пущены.
С января 1942 г. начались восстановительные работы в станкостроении, тяжелом и среднем машиностроении. 6 января 1942 г. ГКО принял постановление о восстановлении Московского автозавода. За 5 месяцев
было введено в строй 20 цехов, а в июне 1942 г. из них вышли первые гру-
зовики .
Для восстановления ГПЗ-1, ГПЗ-2, заводов «Красный пролетарий», «Комсомолец», «Станколит», «Красная Пресня», «Динамо», «Калибр», «Фрезер», им. С. Орджоникидзе и других в Москву была возвращена часть кадров и оборудования. В 1942 г. в Москве восстанавливалось 45 предприятий , были восстановлены первые 10 цехов Калининского вагоностроительного завода.
Интенсивно восстанавливались шахты Подмосковного бассейна. Уже в сентябре 1942 г. в бассейне среднесуточная добыча угля достигла 35 тыс. т против 34,75 тыс. т в июне 1941 г.
Развернулись работы на Волховской, Каширской, Шатурской, Стали-ногорской, Невской, Можайской электростанциях. С 23 сентября 1942 г. в Ленинград стала поступать электроэнергия трех генераторов Волховской ГЭС. К началу 1943 г. была восстановлена значительная часть довоенной мощности Московской и Калининской энергосистем.
В химической промышленности за 1942 г. вошло строй не менее 20 предприятий Москвы и области, в т. ч. Орехово-Зуевский завод «Карболит», Кусковский химический завод. К началу 1943 г. значительная часть производственных мощностей на них действовала, а по ряду химических производств первостепенного оборонного значения удалось превзойти довоенный уровень.
В целом объем восстановительных работ в промышленности освобожденных районов СССР в 1942 г. был сравнительно небольшим. Их доля составляла 3,7% общесоюзных капиталовложений, а в промышленность РСФСР республиканского и местного подчинения было вложено 225 млн руб.
Победа в Сталинградской битве и начавшийся новый этап освобождения советской территории поставили новые задачи в восстановлении промышленности. Одним из первых объектов восстановления стал металлургический завод "Красный Октябрь" (г. Сталинград). Это был один из самых пострадавших промышленных объектов города, поскольку он находился на направлении главного удара врага. Гитлеровцы уничтожили на нем 660 промышленных зданий, 546 различных сооружений, включая 15 мартеновских печей и 14 прокатных станов; полностью прекратились выплавка стали и производство проката. После окончания Сталинградской битвы на завод стали возвращаться металлурги. 15 мая 1943 г. ГКО принял специальное постановление о восстановлении завода. Первая мартеновская печь была восстановлена и введена в действие 31 июля 1943 г., первый прокатный стан 450 №2 - 31 августа того же года. Через год после разгрома гитлеровцев в Сталинграде здесь действовали 3 прокатных стана и 4 мартеновских печи, а через 2 года - 8 мартеновских печей. Завод дал в ходе восстановительного периода до конца войны 200 тыс. тонн стали и около 150 тыс. тонн проката.
Сталинградский тракторный завод, на территории которого было раз-руше-но 93 производственных здания, фактически пришлось строить заново . Секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) военных лет М.А.Водолагин вспоминал: "Восстановить... Вряд ли подходит это слово к тому, что предстояло сделать. На заводской территории тракторного насчитывалось более сорока тысяч воронок от бомб, снарядов и мин. Это означало, что на каждый гектар приходилось 400 воронок. Что же могло остаться после этого на месте завода? "Железные джунгли" - так называли тракторозаводцы чудовищный хаос исковерканных взрывами железных конструкций, станков". О масштабах разрушений говорят такие цифры: с площадки СТЗ было вывезено 9 тыс. вагонов обломков и мусора и 20 тыс.
вагонов покореженного металла .
Журналист Б. Агапов так описывал начало восстановительных работ на СТЗ: «Завод был мертв, и, казалось, все, что можно было сделать, - это уйти отсюда и начать строить в другом месте. Странно было видеть видеть маленький столик возле развалин заводоуправления и маленькую очередь людей перед ним. Они вытаскивали из-за пазух паспорта, их заносили в списки, и они уходили, вскидывая походные мешки на плечо.
Но по вечерам, при свете коптилки, в комнате, похожей на пещеру, точно в назначенный час начиналось собрание инженеров - начальников цехов. Со строгостью, воспитанной годами производственной культуры, люди обсуждали выполнение суточного плана. Это можно было принять за жуткую ассамблею безумцев, играющих с призраками прошлого. Однако, вероятно, они обладали даром превращать образы своего воображения в действительность, потому что вскоре среди развалин раздался тонкий, но требовательный, как первый крик ребенка, гудок паровоза и ему ответил первый звоночек заводского крана в цехе. Это было подобно тому туману, который появляется вдруг на зеркале, поднесенном к устам тяжелобольного. До выздоровления еще далеко, но смерть уже отступила».
С возвращением на завод работников, а также при активном участии добровольцев и трудмобилизованных началась большая стройка и восстановительные работы. К середине июля 1944 г. были очищены от завалов и нагромождений все основные цехи площадью 190 тыс. кв. метров. Одновременно работники завода выполняли фронтовые заказы. 12 июня 1943 г. тракторозаводцы отправили на фронт первый эшелон отремонтированных танков. В 1943 г. ими были отремонтированы 750 танков, 720 танковых дизелей, 550 танковых корпусов.17 июня 1944 г. Сталинградский тракторный завод выпустил первый после восстановления трактор СТЗ-3, а в к февралю 1945 г. было выпущено более 500 тракторов. За 1944 г. заводом был также выпущен 551 танковый дизель.К февралю 1945 г. на СТЗ вступили в строй основные цехи. Завод освоил производство дизелей и гусеничных тракторов. Коллективы строителей Тракторостроя и СТЗ восстановили 176 тыс. м2 производственных площадей, теплоэлектроцентраль, смонтировали станки, молоты, мощные электропечи. К маю 1945г. основные производственные фонды промышленности г. Сталинграда достигли 90,8% от довоенного уровня. В 1945 г. СТЗ изготовил свыше трех
тысяч тракторов .
После полной ликвидации блокады развернулись восстановительные работы в Ленинграде. Секретарь горкома ВКП(б) А.А.Кузнецов отмечал, что было эвакуировано и частично погибло 75% оборудования, а в оккупированных районах области враг уничтожил все промышленные предпри-ятия. В годы войны было принято более 20 партийно-государственных решений о восстановлении, организации и расширении промышленного производства на ленинградских предприятиях. 29 марта 1944 г. ГКО СССР принял постановление "О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 г. ", которым намечалось восстановить город как крупнейший индустриальный центр СССР с сохранением присущих ему традиционных профилей промышленного развития - малой металлургии, турбостроения, электроэнергетики, станкостроения, приборостроения, промышленности строительных материалов.
Восстановительные работы развернулись полным ходом. Работники Ижорского завода в апреле 1944 г. пустили мартеновский и сталепрокатный цехи, в мае смонтировали второй разливочный кран, в июне закончили переборку второй мартеновской печи. 27 июня завод дал первую плавку стали, а во второй половине года на предприятие был возвращен с Урала прокатный стан "1200". В городе приоритетным стало восстановление заводов тяжелого машиностроения, таких как Невский машиностроительный им. В.И. Ленина, Металлический, а также карбюраторный и станкостроительных предприятий. Если к началу 1943 г. в городе частично действовали 100 крупных промышленных предприятий, то к середине 1944 г. - 212 заводов и фабрик союзного и республиканского подчинения, на которых трудились 119 тыс. чел., а с января 1944 г. полностью ленинградская промышленность была включена в общесоюзный план народного хозяства. В 1945 г. в строй действующих вступили почти все фабрики и заводы города.
Аналогичных примеров немало и в других регионах. В Ростовской области уже к концу 1943 г. вступили в строй 123 шахты, а всего за время войны здесь было восстановлено, смонтировано и построено 142 шахтных копра, 42 шахтных подъема, 34 надшахтных комбината. В ноябре 1945 г. комбинат «Ростовуголь» достиг довоенного уровня добычи угля.
Заводы Ростсельмаш и “Красный Аксай” нацеливались на восстановление производства сельскохозйственных машин и орудий; к концу 1944 г. они, помимо указанных изделий, выпускали также боеприпасы.
Следует отметить, что с 1944 г. часть предприятий черной металлургии, легкой, пищевой промышленности РСФСР не восстанавливалась из-за того, что приоритет отдавался восстановлению предприятий УССР и БССР. Показателен документ, хранящийся в РГАЭ. Когда в 1944 г. Курский обком ВКП(б) предложил начать восстановление Коробовского рудника (Курская магнитная аномалия), Госплан СССР ему отказал, мотивируя тем, что оборудование, имеющиеся ресурсы материалов в первую очередь направляются в Кривбасс, на восстановление южной металлургии. Относительно же предприятий легкой промышленности высказывались предложения о нецелесообразности восстановления многих из них, т.к. области Северо-Западного и Центрального районов перенасыщены такими предприятиями, а на Украине их мало.
Анализ материалов по истории восстановления промышленности на территории РСФСР показывает, что приоритет изначально отдавался предприятиям, которые производили строительные материалы (цементные, кирпичные и т.п.), либо могли сравнительно быстро перейти на выполнение оборонных заказов. В первую очередь восстанавливались менее пострадавшие от оккупантов заводы, фабрики и их подразделения. Из-за необеспеченности технологическим оборудованием, рабочей силой часть восстанавливаемых предприятий долго не вводилась в строй. По свидетельству Д.Д. Дегтяря, только с 1946 г. начались работы по возрождению наиболее пострадавших предприятий.
В отраслевом отношении главное внимание уделялось предприятиям тяжелой промышленности. В 1943 г. капитальные вложения в их восстановление составили 84,6% ко всем капиталовложениям в промышленность освобожденных районов. Предприятия легкой, пищевой промышленности в качестве основного источника материально-технического обеспечения использовали реэвакуированное оборудование, уцелевшие инструменты, детали, материалы.
Важным итогом восстановительных работ в годы войны явилось восстановление довоенной мощности ряда предприятий и отраслей Центрального, Северо-Западного, Северо-Кавказского регионов, которые внесли значительный вклад в расширение военного производства, стали важной промышленной базой для последующего возрождения и развития экономики. Только в освобожденных районах РСФСР предприятия республиканской и местной промышленности произвели в 1944 г. продукции на 3,6 млрд рублей.
В ходе восстановительных работ укреплялись связи между союзными республиками, развернулось шефство восточных районов над освобожденными, предприятий различных областей - над родственными пострадавшими предприятиями. В процессе восстановления промышленности освобожденных районов устанавливались шефские связи, развивалась кооперация предприятий и регионов, тыловых и тех, где шло возрождение экономики. В ускорение восстановления электростанций Московской, Ленинградской областей и Украинской ССР большой вклад внес коллектив Ленинградского металлического завода, который только в течение 1944 г. смонтировал и сдал в эксплуатацию 25 турбин общей мощностью 624 тыс. кВт, а также отремонтировал 25 турбинных агрегатов.
В восстановлении Донбасса, Приднепровья и Криворожья в УССР участвовали 37 промышленных предприятий Москвы. Из Челябинской области в Донбасс к началу 1944 г. было доставлено 153 вагона с оборудованием, материалами и инструментом. Из Кемеровской области к концу марта 1944 г. было направлено в Донбасс более 400 вагонов с оборудованием и инструментами. Значительная помощь оказывалась предприятиями РСФСР Белорусской ССР. К апрелю 1945 г. БССР получила из Горьковской, Новосибирской и Ярославской областей, Удмуртской АССР 369 вагонов со станками и оборудованием.
Вместе с тем для восстановления промышленных предприятий РСФСР направлялась помощь из других союзных республик. На возрождавшиеся промышленные объекты Моздока, Георгиевска, Пятигорска, Карачаевской автономной области из Азербайджанской ССР направлялись неиспользуемое оборудование, строительные и вспомогательные материалы, инструмент, ускоряя тем самым темпы восстановительных работ. Труженики Казахской ССР помогали восстанавливать промышленность Ленинграда, Сталинграда, Брянской, Курской, Орловской областей.
Восстановительные процессы происходили параллельно с началом реконверсии и конверсии. Переход к ним включал такие направления, как перераспределение пропорций между гражданской и военной промышленностью, основных и оборотных фондов между отраслями, установление новых хозяйственных связей между предприятиями, отраслями и экономическими районами, использование имевшихся производственных мощностей для восстановления и развития промышленности, перераспределение рабочей силы, перевод предприятий на мирный режим работы.
В 1944-1945 гг. предприятия, производившие вооружение и военную технику, делились на две группы. Одна группа объединяла заводы, выпускавшие до войны продукцию гражданского назначения. В отношении их был взят курс на реконверсию, т.е. постепенный перевод работы в прежнее русло. Другая группа до войны была ориентирована на военное производство. В нее входили и заводы, построенные для военных целей в ходе войны. По отношению к этой группе предпринимались попытки конверсии части военного производства. При этом гражданская продукция изготавливалась на военных заводах, как правило, по документации, получаемой из других отраслей промышленности.
Развитие гражданского машиностроения шло в направлении восстановления и укрепления материально-технической базы его основных отраслей за счет эвакуированных и реэвакуированных предприятий, конверсии, т.е. перепрофилирования части военного производства на изготовление гражданской продукции. В 1944 г. часть высвобожденных мощностей наркомата минометного вооружения, танковой промышленности переключилась на производство продукции гражданского назначения. На заводе Уралмаш, выпускавшем танки, была сформирована рабочая группа для изучения вопросов использования производственного потенциала в послевоенное время. Было предложено не возвращаться к прежнему широкому ассортименту, а сконцентрироваться на выпуске ключевых видов продукции. Предусматривались замена части оборудования и переквалификация работников.
В конце 1944 г. начались конверсионные работы на Костромском экскаваторном заводе “Рабочий металлист”. К изготовлению запасных частей для тракторов и комбайнов в соответствии с решением ГКО приступили моторостроительный, паровозостроительный, судоремонтный заводы в Уфе, станкостроительный в Стерлитамаке, нефтяного оборудования в Ишимбае. В БАССР были созданы в 1944 г. четыре специальных завода по изготовлению запчастей к сельхозмашинам: Давлекановский, Буздякский, Бирский, Стерлитамакский.
Завод “Красный профинтерн”, созданный за годы войны в городе Красноярске на базе эвакуированного оборудования, 16 февраля 1945 г. рапортовал ГКО о готовности первой очереди, предназначенной для выпуска мощных магистральных паровозов, металлургических кранов. Для производства этих изделий на заводе стали внедрять скоростное резание металла, применять машинную формовку деталей, высокоскоростную электросварку и т.п. В 1945 г. было выпущено 23 паровоза. Переход на
частичный выпуск гражданской продукции происходил в военный период
-
и на ряде других предприятий .
При развертывании производства гражданской продукции использовался опыт военного машиностроения - производственная маневренность, быстрота освоения новой продукции, преодоление собственными средства возникавших в производстве многочисленных технических и организационных трудностей, непрерывное совершенствование технологических процессов, улучшение управления производством, умение эффективно использовать производственные возможности и с меньшим числом работников дать больше продукции.
Вместе с тем следует согласиться с мнением, что посколько в машиностроении характер производства менялся глубже, чем в других отраслях, перестройка его на производство гражданской продукции была наиболее сложной. Требовалось изготовить новую оснастку, произвести перестановку оборудования, разработать и внедрить новую технологию, повысить квалификацию промышленно-производственного персонала.
Широкомасштабный же переход предприятий на выпуск гражданской продукции произошел после выхода постановлений ГКО от 26 мая 1945 г. “О мероприятиях по перестройке промышленности в связи с сокращением производства боеприпасов” и “О мерах по перестройке промышленности в связи с сокращением производства вооружения”. ГКО намечал полностью освободить от производства вооружения и боеприпасов 740 предприятий, в том числе 483 завода, и перевести их на выпуск гражданской продукции. Высвобождавшиеся в связи с этим материалы, инструменты, химикаты, топливо передавались для выпуска продукции гражданского назначения. Специальным пунктом обеспечивалось сохранение мощностей по производству боеприпасов.
ГКО поручил председателю Госплана СССР Н.А. Вознесенскому, председателю ВЦСПС В.В. Кузнецову, наркому финансов А.Г. Звереву, наркому боеприпасов Б.Л. Ванникову внести в Оперативное бюро ГКО свои предложения о сохранении и поощрении кадров на заводах, КБ, предусмотрев особые преимущества для рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий восточных районов. В связи с частичным переводом промышленности с военной на гражданскую продукцию на период освоения новых видов продукции предусматривалась выплата рабочим в течение одного-двух месяцев средней заработной платы по фактическому заработку за последние три месяца. 22 августа 1945 г. было принято постановление СНК СССР «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольственных товаров предприятиями местной промышленности, промысловой кооперации и кооперации инвалидов». 26 августа 1945 г. ГКО принял постановление «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». На автомобильных заводах намечалось развитие новых мощностей, освоение и выпуск новых типов грузовых и легковых автомобилей .
В первую очередь на выпуск гражданской продукции перешли наркоматы гражданского машиностроения, танковой промышленности, боеприпасов, минометного вооружения. Завод «Ростсельмаш», значительную долю производственной продукции которого в первом полугодии составляли осколочные и фугасные мины, со второго полугодия стал выпускать в основном запасные части к тракторам и сноповязкам; завод «Красный Ак-сай» вместо осколочных мин - бороны и культиваторы; завод №359 НКБ вместо снарядов и взрывателей - запчасти для сельскохозяйственных машин, завод № 264 прекратил выпуск танковых бронекорпусов и освоил выпуск нефтекачалок. Подобные примеры конверсии типичны. В Омской области завод № 29 НКАП стал изготавливать токарные и шлифовальные станки, № 166 - молотилки и сепараторы, № 210 - радиоприемники, №513 - скобяные изделия и алюминиевую посуду, № 735 - автомобильные шины. Изучение опыта перехода предприятий на производство продукции гражданского назначения показывает, что заводам, частично загруженным оборонными заказами, достаточно было изменить специализацию, переоборудовав участки, приспособления для выпуска оборонных изделий. Так, коллектив Алапаевского станкостроительного завода установил недостающее оборудование, расширил и благоустроил производственные помещения. На Уральском вагоностроительном заводе, выпускавшем танки, организация нового производственного цикла затронула почти все
цехи и участки .
Своеобразие реконверсии заключалось в том, что она носила реконструктивный характер. Предприятия не просто восстанавливали довоенные технологии, но и использовали опыт военного времени: принцип потока и предметное построение цехов с замкнутым циклом производства, применение нормализации и унификации конструктивных элементов машин,
систему группового за-пуска единичных заказов .
Реконверсия и конверсия сопровождались падением общего объема производства, так как сокращаемый объем военной продукции в эти годы не сопровождался увеличением выпуска товаров народного потребления. Особенно неблагоприятное влияние оказывало внезапное сокращение заказов военной продукции на предприятиях с низкой степенью диверсификации, т.е. специализировавшихся на узкопрофильных технологиях и оборудовании или изготовлявших конечную сложную военную продукцию, требовавшую развитой кооперации и высокой квалификации рабочих. В 1946 г., например, производство валовой продукции предприятиями вооружения и авиапромышленности, по сравнению с 1945 г., упало соответственно на 48 и на 60%.
Проблемы, связанные с реорганизацией промышленности, не удалось решить полностью не только в 1945 г., но и в течение четвертой пятилетки. В целом к концу 1945 г. удельный вес промышленности СССР, выпускавшей гражданскую продукцию, составил 59,9%.
Примечания
Дегтярь Д.Д. Возрождение районов РСФСР, подвергавшихся немецкой оккупации. М.;Л., 1947. С. 7-8, 10, 11.
2 Организаторская и массово-политическая работа партийных организаций РСФСР в тылу, 1941-1945 гг. Л., 1980, С.197.
3 Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 19411945 гг. Т.1. Курск, 1960. С.9.
4 Люшин С.П. Восстановление и развитие города-героя Волгограда (1943-1964 гг.): Ав-тореф. дис... д-ра ист. наук. М., 1965. С.11.
5 Когда бушуют грозы. Калужская область в Великой Отечественной войне. Тула, 1970. С.289- 290.
6 Подвиг Новороссийска: Сб. док-тов и мат-лов. Краснодар, 1978. С.275; Красный Ак-сай. Ростов н/Д, 1962. С.71; Очерки истории партийных организаций Дона. Ростов-н/Д., 1973. С.395.
7 Оника Д. Восстановление Подмосковного угольного бассейна. М., 1945. С.21.
8 Колесник А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны. М., 1982. С.217.
9 Очерки истории Московской организации КПСС. 1883-1965. М., 1966. С.582.
10 Творцы степных кораблей. Ростов-н/Д., 1965. С.70.
11 Володарский Л. М. Возрождение районов СССР, пострадавших от немецкой оккупации. М.,1946. С.46.
12 Абазатов М.И. Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. Грозный, 1973. С.181, 182.
13 Басов А.В. Крым в Великой Отечественной войне. 1941-1945. М., 1987.С.288.
14 РГАСПИ. Ф.17. Оп.125. Д.332. Л.4; Дегтярь Д. Указ. соч. С.11. Ущерб - в ценах 1941 г.
15 Народное хозяйство РСФСР: Ст. сб. М., 1957. С.109-110.
16 См., подр.: Возрождение: Воспоминания, очерки и документы о восстановлении Ленинграда. Л.,1977; Дзенискевич А.Р. Восстановление промышленности Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.// Город Ленина в дни Октября и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.; Л., 1964; он же. Военная пятилетка рабочих Ленинграда. Л., 1972; Ежов В.А. Рабочие Ленинграда в борьбе за восстановление города, 1944-1945 гг. Л., 1961; Очерки истории Ленинграда. Т.?. Л., 1967 и др.
17 Cм., напр.: Возрождение прифронтовых и освобожденных районов СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. М., 1986. С.189-190; Восстановление народного хозяйства освобожденных и прифронтовых районов СССР в 1941-1945 гг.: Сб. ст. М., 1983. С. 34; Историография советского тыла периода Великой Отечественной войны. М., 1976. С.123; Приходько Ю.А. Восстановление индустрии. 1942-1950. М., 1973. С. 25-26.
18 Битва за Тулу: Сб. док. и мат-лов. Тула, 1969. С.330-331, 334-335; Приходько Ю.А. Указ. соч. С.31.
19 Архипова Т.Г. Советы Московской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1989. С.45.
20 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Т.2. М., 1957. С.713; Энергетика. 1975. №5. С.13.
21 Возрождение прифронтовых и освобожденных районов СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. М., 1986. С.44; Вопросы истории. 1961. №8. С.48; Море-хина Г.Г. Великая битва за металл. М., 1974. С.111; Сталь для победы: Черная металлургия СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1983. С.177-178.
22 Морехина Г.Г. Указ. соч. С.111.
23 Вопросы истории. 1961. №8. С.47.
24 См.: Ломако П.Ф. Цветная металлургия в годы Великой Отечественной войны. М., 1985. С.50-51; Смирнов С. А. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мурманск, 1959.
25 Гинзбург С.З. О прошлом - для будущего. М., 1983. С.258; История металлургии легких сплавов в СССР. 1941-1945. М., 1983. С.293-294.
26 Алещенко Н.М. Московский Совет в 1941-1945 гг. М., 1980. С.192; История Московского автозавода им. И. А. Лихачева. М., 1966. С.316-319.
27 Вопросы истории. 1961. №8. С.47.
28 Очерки истории Калининской организации КПСС. М., 1971. С.488; Козлов ДМ. Калининский вагоностроительный завод: Краткий историко-экономический очерк. Калинин, 1958.
29 РГАЭ. Ф.4372. Оп.4. Д.890. Л.147; Уголь. 1975. № 4. С.4.
30 См.: РГАЭ. Ф.7964. Оп.2. Д.749. Лл.47, 72; Пятая сессия Верховного Совета РСФСР, 1-4 марта 1944: Стенограф. отчет. М., 1944. С.457-459; Жимерин Д.Г. История электрификации СССР. М., 1962. С. 91; Из истории Калининской области: Ст. и док-ты. Калинин, 1964. С.41; Из истории Московского края: Сб. трудов. Т.1. М., 1973. С.158; Карасев А.В. Ленинградцы в годы блокады. 1941-1943. М., 1959. С.233-234; Некрасова И.М. Развитие электрификации СССР (40-60-е гг.). М., 1974. С.28; Энергетика. 1975. №5. С.13.
31 Пятая сессия Верховного Совета РСФСР, 1-4 марта 1944 г.: Стенограф. отчет. М., 1944. С.457-459; Калмыков Н.Н., Вейсбейн С.А. Экономика социалистической химической промышленности. М., 1955. С.65; Развитие химической промышленности в СССР, 1917-1980: В 2 т. Т.1. М., 1984. С.21, 200.
32 Организаторская и массово-политическая работа партийных организаций РСФСР в тылу. 1941-1945 гг. Л., 1980. С.199.
33 Дегтярь Д.Д. Указ. соч. С.20.
34 Правда. 1945. 2 февраля; Сталинградская правда. 1957. 11 мая; Водолагин М.А., Щеглов В.Н. Металлургический завод "Красный Октябрь". М., 1957. С.118; Люшин С.П. Трудовой подвиг волгоградцев. Волгоград, 1963. С.68.
35 Очерки истории Волгоградской организации КПСС. Волгоград, 1977. С.461.
36 Водолагин М.А. Первый тракторный. М., 1968. С.96.
37 Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда. 1589-1967. М., 1968. С.448.
38 Известия. 1944. 26 июля.
39 Сталинградская правда. 1944. 18 июля.
40 Поднятый из руин. Сборник документов и материалов о восстановлении и развитии Волгограда (1943-1960 гг.). Волгоград, 1963. С.6, 72 ; Люшин С.П. Указ. соч. С.54; Очерки истории Волгоградской организации КПСС. Волгоград, 1977. С.465.
41 Очерки истории Волгоградской организации КПСС. Волгоград, 1977. С.467.
42 РГАЭ. Ф.8752. Оп.1. Д.309б. Л.4.
43 Сталинградская правда. 1945. 3 февраля.
44 Мышенцев Н.П. Индустриальное Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1988. С.132.
45 Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. М., 1985. С.170.
46 Одиннадцатая сессия Верховного Совета СССР. 24 апреля - 27 апреля 1945 г. Стенографический отчет. М., 1945. С.46.
47 См.: Ежов В. А. Рабочие Ленинграда в борьбе за восстановление города. Л., 1961. С.16-17.
48 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. 19171957. Т.2. М., 1957. С.829. Очерки истории Ленинграда. Т.?. Л., 1967. С.445.
49 Буров А.В. Блокада. День за днем. 22 июня - 27 января 1944 г. Л., 1979. С.376; Дзе-нискевич А.Р. Военная пятилетка рабочих Ленинграда. Л., 1972. С.193-195, 205; Непокоренный Ленинград. Л., 1985. С.249.
50 Володарский Л.М. Указ. соч. С.35; Очерки истории партийных организаций Дона. Ч.2. Ростов н/Д, 1973. С.408.
51 Очерки истории партийных организаций Дона. Ч.2. Ростов н/Д , 1973. С. 407-408.
52 РГАЭ. Ф.4372. Оп.44. Д.799. Л.138
53 См.: РГАЭ. Ф.4372. Оп.43. Д.126. Л.51.
54 См.: ГАРФ. Ф. А-262. Оп.1. Д.146. Л.64.
55 См.: РГАЭ. Ф.4372. Оп.45. Д.238. Л.219.
56 Дегтярь Д.Д. Указ. соч. С.19.
57 Приходько Ю.А. Восстановление промышленности районов СССР, подвергавшихся немецко-фашистской оккупации. (1942-1950 гг.): Дис... канд. ист. наук. М., 1969. С.92.
58 См.: РГАЭ. Ф.4372. Оп.43. Д.56. Л.37; Советская экономика в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. М., 1970. С.124.
59 Косыгин А.Н. Избранные речи и статьи. М., 1974. С.23.
60 Проблемы общественных наук. Экономика, история, культура. Минск, 1973. С.85.
61 Братское сотрудничество советских республик в хозяйственном и культурном строительстве. М., 1971. С.95.
62 Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. 30 апреля. Приложение 3. С.5.
63 История Азербайджана. Ч.2. Баку, 1963. С.141-142.
64 История Казахской ССР. Эпоха социализма. Алма-Ата, 1963. С.664.
65 См.: РГАЭ. Ф.8259. Оп.1а. Д.7. Л.11; Киреев А. Мечи - на орала. Конверсия в СССР// Проблемы мира и социализма. 1989. №6. С.7.
66 Кострома - фронту: Сб. док. Ярославль, 1975. С.117; Урал в период Великой Отечественной войны. Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. Уфа, 1990. С.128.
67 Багаев Б., Чудинова И. Орденоносный “Сибтяжмаш”. Красноярск, 1964. С.25-27.
68 См., напр. : РГАЭ. Ф.1562. Оп.329. Д.4598. Лл.5-11; ГАСО. Филиал (г. Сызрань). Ф. Р-76. Оп.1. Д.161. Лл.5-10; Ф. Р-694. Оп. 1. Д. 8. Лл. 11-17.
69 Розенфельд Я.С., Клименко К.И. История машиностроения СССР. М., 1961. С.385.
70 См.: Смехов Б. Социалистическая индустрия на новом мощном подъеме. М., 1951. С.35; Индустриальные кадры Урала в условиях социализма (1937-1980): Сб. науч. тр. Свердловск, 1986. С.36.
71 См.: Локшин Э.Ю. Промышленность СССР, 1940-1956. М., 1964. С.112-113.
72 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Т.2. М., 1957. С.862; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.3. М., 1968. С.231-241; СССР и холодная война. М., 1995. С.105.
73 См.: РГАЭ. Ф.4372. Оп.45. Д.97. Л.92; Оп.46. Д.94. Лл.16-19; Д.118. Л.32; Правда. 1945. 21 ноября.
74 РГАСПИ. Ф.17. Оп.122. Д.91. Л.250.
75 См.: Алапаевский рабочий. 1947. 9 февраля.
76 Правда. 1946. 11 марта.
77 Свердловская конференция машиностроительных заводов по экономике производства, 13-16 декабря 1945 г. Свердловск, 1946. С.16.
78 РГАЭ. Ф.1562. Оп.329. Д.4661. Л.176.
79 См.: Борьба партийных организаций Урала за развитие тяжелой промышленности, 1937-1965. Свердловск, 1972. С. 59.
80 История Великой Отечественной войны Советского Союза. Т.6. М., 1965. С.427.
Содержание раздела