d9e5a92d

Глава III. Эвакуация и перепрофилирование промышленных предприятий в первый период войны

Начавшаяся война кардинально изменила ситуацию. Война "третьего рейха" против Советского Союза была с самого начала нацелена на захват индустриально освоенной территории, эксплуатацию природных ресурсов СССР и долгосрочное подчинение германскому господству. Захватчики на разное по длительности время оккупировали значительную территорию России к западу от линии Петрозаводск - Ленинград - Москва - Воронеж -Сталинград - предгорья Кавказа. В результате в 1941-1945 гг. в СССР границы промышленного освоения территории существенно изменились.

Потеря огромных территорий усугубляла экономическое положение. Несмотря на оказавшееся теперь спасительным создание новых промышленных центров на востоке страны, основная часть индустрии, находившаяся к западу от Волги, оказалась утраченной. 94% авиационных заводов, более 80% заводов Наркомата вооружения оказались с лета 1941 г. в зоне боевых действий и прифронтовых районах. В блокаде оказался Ленинград, дававший накануне войны 16% валовой продукции советской металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности, в том числе 90% гидротурбин страны, 82% турбогенераторов и т.д.

Сказался просчет, допущенный, с точки зрения военной опасности, в отношении развития промышленной базы Центрального, СевероЗападного и Юго-Западного районов. Противником были захвачены экономически развитые районы. В руки врага попали запасы полезных ископаемых европейской части СССР, а через несколько месяцев после начала войны промышленный потенциал Советского Союза оказался уменьшенным наполовину. До уровня первой пятилетки была отброшена металлургия: добыча железной руды в 1942-1944 гг. по отношению к довоенному уровню составляла всего 32-38%, выплавка чугуна - 32-49%, выпуск металлорежущих станков - 39-58%, производство строительных материалов - 26-35% и т.д.Такой спад промышленного потенциала возвращал страну к началу индустриализации.

Враг частично или полностью оккупировал 23 края, области и автономные республики РСФСР (по административно-территориальному делению того периода), на территории которых до войны проживало 30 млн человек. Добыча угля и нефти, выплавка чугуна и стали, производство паровозов и тракторов, железнодорожных вагонов и цемента на предприятиях этих районов составляли 25-40% общего производства этих видов продукции по РСФСР.

Война требовала обеспечить функционирование промышленности в чрезвычайных условиях. Перестройка промышленности осуществлялась одновременно по трем направлениям. Первое направление - эвакуация предприятий в тыловые районы, пережившая в РСФСР два пика - июль-ноябрь 1941 г. и май-октябрь 1942 г. Она имела региональные особенности. Первоначально предприятия эвакуировались в регионы, сравнительно недалеко удаленные от фронта (Центральный район РСФСР, Поволжье), в надежде на скорое освобождение захваченных врагом территорий, но по мере продвижения противника вглубь СССР эвакуация смещалась на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Важно учитывать, что только осенью 1941 г. советскому руководству стало достоверно известно, что Япония не нападет на СССР.

Если для большинства областей был характерен вариант «эвакуация -реэвакуация», то для Воронежской, Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев был характерен маятниковый характер эвакуации: через их территорию дважды проходил транзитный эвакуационный поток. Летом и осенью 1941 г. оборудование крупнейших предприятий было отправлено отсюда на Восток, в начале 1942 г. в результате освобождения от гитлеровцев сюда была ввезена часть машин, станков и механизмов из ближайших районов. В июне-июле 1942 г. здесь проходила вторичная эвакуация, а весной 1943 г. - реэвакуация. Так, в Воронежской области первый этап эвакуации проходил осенью 1941 г., когда было полностью вывезено оборудование 61 предприятия союзной и республиканской промышленности (в том числе заводы имени В.И. Ленина, имени Калинина, "Электросигнал", имени Коминтерна) и 56 предприятий областной промышленности . После разгрома фашистов под Москвой и Ельцом эвакуация была приостановлена. Когда же в связи с начавшимся наступлением гитлеровских войск летом 1942 г. вновь возникла проблема перемещения предприятий, из-за быстрого продвижения противника провести эвакуацию в полном объеме не удалось.

Задачи по перемещению предприятий, материальных ценностей и населения определялись постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 27 июня 1941 г. "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества". 3 июля 1941 г. ГКО решил переместить 26 заводов Наркомата вооружения из Москвы, Тулы, Ленинграда в города Сибири и Поволжья, а 5 июля СНК СССР постановил вывезти из центральных районов в Западную Сибирь часть оборудования и кадров авиационной промышленности В тот же день ГКО обязал Наркомат среднего машиностроения создать на Урале и в Поволжье заводы-дублеры по производству танковых дизелей и моторов на базе эвакуированных цехов Ленинградского Кировского и Харьковского тракторного заводов. 11 июля 1941 г. ГКО принял решение о первой очереди эвакуации промышленности Ленинграда, и прежде всего предприятий, работавших на оборону.

На основе заявок наркоматов Совет по эвакуации принимал постановления по каждому перемещаемому предприятию. Совет поручал наркоматам готовить проект решения СНК об эвакуации предприятий, а уточненные проекты вносились на утверждение ГКО.

Происходило масштабное перемещение предприятий из угрожаемых районов. Со Смоленщины на восток было направлено 25 тыс. вагонов со станками, материальными ресурсами и людьми. Из Курской области было эвакуировано более 200 эшелонов оборудования и материальных ценно-стей. Из Воронежской области было эвакуировано 46 предприятий союзного и 15 предприятий республиканского подчинения. С Кировского и Ижорского заводов г. Ленинграда были вывезены 17614 рабочих, а к 8 октября 1941 г. - оборудование и работники 86 крупных промышленных предприятий. По данным Н.А.Манакова, из города в годы войны было вывезено 133 предприятия и 3/4 парка оборудования.

1 августа 1941 г. Совет по эвакуации принял предложение ряда наркоматов эвакуировать 103 машиностроительных, станкостроительных и инструменталь-ных предприятия Москвы и области, включая заводы "Калибр", "Фрезер", "Красный пролетарий", "Станколит", "Красный металлист", "Красная Пресня", "Динамо", "Москабель" и др.Позднее принимались решения о вывозе металлургических заводов и всех основных предприятий группы "А", производивших боевую технику и боеприпасы. А.Н.Косыгин указывал, что в соответствии с постановлением ГКО, СНК СССР и Совета по эвакуации из Москвы и Московской области эвакуировались 498 предприятий. По этим предприятиям эвакуировались 210 тыс. работников, 101 тыс. единиц металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования, 107811 т цветных металлов, 66891 т черных металлов, 2442 т каучука, 59200 т прочих материалов, 1953 т кабельных изделий. Всего по этим предприятиям было отгружено 71111 вагонов.

9 октября 1941 г. ГКО принял решение об эвакуации в Киров, Пермь, Красноярск Коломенского паровозостроительного завода. С середины октября 1941 г. до середины февраля 1942 г. в Киров был отправлен 2491 вагон с оборудованием, более 10 тыс. рабочих и их семей. Завод "Калибр" эвакуировался в Челябинск, завод "Фрезер" - в Томск, электромашиностроительный завод "Динамо" - в Миасс, где был создан новый завод "Ми-ассэлектроаппарат", Москабель и Московский электроламповый завод - в Тюмень, Серпуховский машиностроительный завод - в Славгород (Алтайский край), Кудиновский завод "Электроугли" - в Свердловск, Подольский аккумуляторный завод - в Тюмень, Коломенский механический завод и Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения - в Красноярск. В Белорецк (Башкирская АССР) эвакуировался Клинский станкостроительный завод (Московская область), в Троицк (Челябинская область) и в Нижний Тагил - завод "Станколит" (г. Москва). В Троицк был эвакуирован также Новочеркасский станкостроительный завод. Новые станкостроительные заводы появились в Саратове, Чкалове, Новосибирске, Соль-Илецке и рабочем поселке Саракташе Чкаловской области, в Кизеле и поселке Луньевке Молотовской области, в Стерлитамаке Башкирской АССР.

Немногим более чем за год, с лета 1941 до осени 1942 гг. в Горьковскую область было перемещено 13 предприятий, в Марийскую АССР - 27, в Мордовскую - 17, в Чувашскую - 20. Только в городе Кирове развернули выпуск оборонной продукции два авиационных завода, завод "Красный инструментальщик", кабельный завод, Коломенский машиностроительный, Белохолунский завод тяжелого машиностроения, шинный, автокузовной и другие, а в целом в Кировскую область прибыли 117 заводов, фабрик и цехов. В Куйбышевскую область было перебазировано (включая территорию нынешней Ульяновской области) полностью или частично оборудование 123 промышленных предприятий, в том числе 80 крупных фабрик и заводов. В Саратовской области полностью или частично было размещено оборудование 155 предприятий. Многие из них смогли разместить в области только часть оборудования. В результате возникло 40 новых предприятий. К началу 1942 г. Сталинград и районы области приняли 32 эвакуированных предприятия, преимущественно с Украины. В Молотовской области разместились 22 завода химической промышленности; в Челябинской - 7 предприятий авиационной промышленности, 19 - промышленности боеприпасов, 9 - наркомата вооружения, 29 - наркомата черной металлургии, 7 - наркомата тяжелого машиностроения, 3 - наркомата среднего машиностроения, 16 - наркомата общего машиностроения, 11 - наркомата станкостроения, 8 предприятий легкой промышленности и 5 пищевой. В Чкаловскую область было эвакуировано 60 предприятий, в т.ч. заводы "Фрезер", "Профинтерн", станкостроительный завод "Коммунар", Николаевский инструментальный завод, Клинцевская швейная фабрика и металлургический завод имени Петровского и коксохимический завод из Днепропетровска. В Кузбассе было размещено оборудование 75 эвакуированных заводов. На базе эвакуированного оборудования было создано 33 новых предприятия.

Менее успешно проходила эвакуация предприятий легкой и пищевой промышленности. Из оказавшихся в зоне военных действий 6280 предприятий этих отраслей удалось эвакуировать только 600 (данные по СССР).

Многие предприятия легкой и местной промышленности, эвакуированные из Украины и Белоруссии, были переданы в ведение соответствующих наркоматов РСФСР, руководивших размещением их на новом месте и пуском в эксплуатацию. Так, наркоматом местной промышленности РСФСР было восстановлено в Поволжье и на Урале 34 эвакуированных завода. Из 140 эвакуированных предприятий текстильной промышленности 15 предприятий были размещены в Поволжье, 35 - на Урале и в Западной Сибири, оборудование 42 заводов по первичной обработке льна и пеньки было размещено на действующих льно- и пенькозаводах Удмурт-

ской и Мордовской АССР, Кировской, Пензенской и Вологодской облас-

-

тей .

Английский историк и журналист А.Верт отнес перебазирование и эвакуацию промышленности во второй половине 1941 - начале 1942 гг. на восток к числу "самых поразительных организаторских и человеческих подвигов ... во время войны". К.Рейнгардт писал: "Это перебазирование оборонной промышленности было совершенно неожиданно для немцев и в решающей степени повлияло на то, что германская военная промышленность не смогла выполнять свои задачи, ведь значительная часть продукции должна была производиться по новым планам непосредственно в захваченных районах". А.Шпеер с успешной эвакуацией советских промышленных предприятий связывал "катастрофу снабжения", постигшую немецкие войска на Восточном фронте осенью и зимой 1941-1942 гг. Р. Лоренц считал, что "история перемещения целой индустрии... прежде всего была историей невероятной человеческой выносливости".

Всего летом-осенью 1941 г. из европейской части СССР в тыловые районы РСФСР, согласно официальным данным, было перемещено не менее 1215 из 1523 эвакуированных крупных предприятий, из них 226 разместились в Поволжье (включая современный Волго-Вятский район), 667 - на Урале, 244 - в Западной Сибири, 78 - в Восточной Сибири.

Новый, меньший по масштабам эвакуации, этап проходил в РСФСР с мая по октябрь 1942 г., когда в связи с новым наступлением противника пришлось вывозить оборудование сталинградских предприятий, Липецкого чугунолитейного, Острогожского вагоноремонтного заводов, Воронежской кордной фабрики, предприятий Новороссийска, Грозного, Краснодара, Майкопа, Нальчика, Армавира, Ставрополя и других городов. Размеры эвакуации в рамках второго этапа оказались меньшими не только из-за быстрого продвижения врага, но и в связи с допущенными управленческими ошибками, отчасти вызванными перестраховкой и отсутствием предвидения развития событий. В июле 1942 г., когда войска противника вступили в пределы Сталинградской области, некоторые руководители предложили побыстрее провести эвакуацию заводов. Однако эти намерения были осуждены пленумом горкома ВКП(б) 22 июля 1942 г. Секретарь обкома ВКП(б) А.С. Чуянов предостерег против эвакуационных и панических настроений, зарождавшихся в городе, и потребовал сделать Сталинград боевым городом. Вопрос об эвакуации не решался, поскольку Сталинград не собирались сдавать врагу. В августе-сентябре город подвергался сильной бомбежке, что привело к гибели людей и потере большей части оборудования на заводах «Красный Октябрь», «Баррикады», тракторном. Из 1552 станков, имевшихся на СТЗ, на левый берег удалось переправить лишь 113, из 3955 особо ценных приспособлений - 290.

Большинство крупных эвакуированных в 1941-1942 гг. предприятий разместилось в восточных районах РСФСР. Задача размещения таких предприятий в восточных районах облегчалась развернувшимся там в предвоенные годы капитальным строительством. Так, в 1940 г. было временно прекращено сооружение Куйбышевской ГЭС, а мощности строительного управления переключены на возведение заводов-дублеров авиационной



промышленности .

Ускорению ввода в действие эвакуированных предприятий способствовало наличие в восточных районах идентичных и сопряженных отраслей промышленности, а также сырьевых ресурсов. Наиболее удачно были размещены предприятия военной, металлургической, машиностроительной промышленности на Урале, располагавшем достаточным сырьем, в особенности металлом, в Западной Сибири с ее запасами и в Поволжье, являвшемся ближним тылом. Здесь имелись и возможности широкого кооперирования производства.

Нередко оборудование одного предприятия "дробилось" и направлялось в разные пункты страны. Такое дробление вызывалось тем, что размещаемые мощности надлежало обеспечить рабочей силой, электроэнергией, топливом, сырьем и т.п. Кроме того, это позволяло быстрее вводить в действие оборудование, так как более мелкие предприятия легче обеспечивались материальными ресурсами. Некомплектное оборудование родственных видов на местах объединялось, и на его базе создавались новые предприятия. Оборудование Первого московского подшипникового завода прибыло на Урал, в Сибирь и Поволжье. В Саратове накануне войны сооружался крупный подшипниковый завод, экспериментальный цех которого в феврале 1941 г. дал первую продукцию. Этот завод принял 1400 единиц эвакуированного оборудования из Москвы, которые были смонтированы на новом месте всего за 2 недели, что дало возможность значительно



увеличить мощность завода .

Из 200 предприятий, эвакуированных в Челябинскую область, самостоятельность сохранили 58 заводов, а 210 заводов влились в состав родственных предприятий. В Челябинске на площадке завода им. Орджоникидзе разместилось оборудование с 23 предприятий. Прибывшие на Урал и в Поволжье танковые заводы вошли в состав местных машиностроительных предприятий. Так, ленинградский Кировский, Харьковский дизельный и другие слились с Челябинским тракторным и составили крупнейшее в СССР танкостроительное предприятие - Уральский Кировский танковый завод, называвшейся в народе "Танкоградом". Витебский станкостроительный завод им. Кирова объединился со станкостроительным заводом в г. Чкалове. Станкостроительный завод им. Коминтерна (г. Витебск) стал работать на базе родственного завода в Саратове. Гомельский паровозовагоноремонтный завод влился в Уфимский паровозоремонтный. Из прибывших в Томск 32 промышленных предприятий 18 влились в действовавшие, 14 наиболее крупных сохранили самостоятельность.

Эвакуированные предприятия нередко становились в регионах родоначальниками новых отраслей промышленности. Так, экономика Чувашии, где до войны преобладали лесная и деревообрабатывающая отрасли, преобразилась после прибытия 28 эвакуированных заводов и цехов. Промышленность приобрела многоотраслевой характер. Чувашия превратилась из аграрной, с преимущественно сельскохозяйственной и сырьевой экономикой, в индустриально-аграрную республику. С поступлением в августе

1941 г. оборудования с Дарницкого, Жмеринского, Шевченковского паровозостроительных заводов и с Борисоглебского вагоноремонтного завода в

1942 г. на Канашском вагоноремонтном заводе происходит расширение производственной базы. Для повышения выпуска боеприпасов были построены и пущены в эксплуатацию чугунолитейный, отделочнокомплектовочный цехи, расширены другие цехи. Чебоксарский электроаппаратный завод, созданный на базе трех цехов Харьковского электромеханического завода, всю войну являлся единственным предприятием, производившим коммутационную аппаратуру для танков и самолетов. На базе эвакуированного оборудования пяти хлопчатобумажных фабрик из Московской, Калининской областей, Украины были созданы фабрики в Чебоксарах, Сундыре, Цивильске. Появилась ранее не существовавшая здесь текстильная промышленность. На базе Полтавской чулочной фабрики бы-



ло налажено чулочное производство .

На базе эвакуированного оборудования в Омской области было построено, смонтировано и пущено более 10 крупных предприятий, создавались новые отрасли: машиностроение, резиновая, производство боеприпа-



сов .

Источники свидетельствуют, что сравнительно быстро проходил монтаж эвакуированных предприятий авиационной промышленности. Показателен пример предприятий г. Куйбышева, где завод №18 стал выпускать самолеты на 14-е сутки после прибытия, шарикоподшипниковый - через полтора месяца.

Киевский завод им. Артема через 12 дней после своего прибытия в Куйбышев начал выпускать продукцию для авиационной промышленности. Для размещения его была отведена площадка деревообрабатывающего предприятия, корпуса которого были мало приспособлены для машиностроительного завода. Отсутствовала водопроводная сеть, канализация, связь, энергохозяйство не было рассчитано на соответствующие мощности. Ко всему добавлялось бездорожье. В этих условиях руководством завода был брошен клич: «Все силы на восстановление завода!». Был разработан график восстановительных работ. Планировку, размещение цехов, оборудования проводили инженерно-технические работники, проектируя комплексно все виды работ. Весь коллектив завода был разбит на бригады по разным специальностям: строители, монтажники, такелажники, электромонтеры, связисты, подсобники. В каждом цехе, отделе создавались бригады для сортировки и приведения в порядок технической документации, оснастки. Был создан цех для изготовления оргоснастки, стандартных стеллажей и т.п. Вводился сменно-суточный план-график по всему циклу восстановления завода, предусматривавший большинство этапов восстановления, потребности в инструменте, транспорте для каждой бригады. До начала работы весь состав бригад выстраивался в определенном месте, а после вручения заданий производился развод по рабочим местам. К моменту прибытия оборудования были созданы такелажные бригады во главе с ИТР. «Организовав параллельную работу отдельных бригад, - отмечал директор завода Горелик, - мы имели сплошной поток выполнения работ по восстановлению завода. Строители за сутки бетонировали полы, как только схватывал цемент, вереницы станков вкатывались в цех, такелажники и монтажники устанавливали станок, вслед за этой бригадой электрики его подключали и одновременно другие бригады приводили станок в порядок, подготовляя его к пуску». Рациональная расстановка кадров, трудовое состязание между пусконаладочными бригадами за выполнение суточного задания приносили результаты. Самоотверженный труд рабочих и ИТР позволил пустить завод 5 августа 1941 г., наращивать мощности, осваивать новые изделия. Уже в сентябре задание по выпуску вооружений для самолетов было выполнено на 107,7%.

Подобная практика была довольно распространенной, в результате на заводах Поволжья и Сибири было освоено 14 новых типов самолетов, которые уже в 1942 г. поступили на фронт в количестве более 25 тысяч



штук .

Быстрыми темпами восстанавливались эвакуированные в тыл танковые за-воды. Эвакуированный из Харькова танковый завод был восстановлен менее чем за два месяца. Последняя группа работников во главе с директором Ю.Е. Максаревым покинула Харьков 19 октября 1941 г., а 8 декабря на Урале уже был выпущен первый танк Т-34.

К середине декабря 1941 г. почти или полностью были восстановлены по состоянию монтажа и пуска в действие станочного оборудования 130 эвакуированных предприятий наркоматов оборонной промышленности.

1942 год можно считать годом стабилизации работы эвакуированных пред-приятий в РСФСР, выхода на проектную мощность и дальнейшего увеличения выпуска военной продукции.

В среднем восстановление эвакуированных предприятий длилось 2-3 месяца (см. также табл. 28), хотя в документах встречается немало примеров того, когда из-за длительного непредоставления производственных площадей, некомплектной поставки оборудования, некомпетентного управления, недостатка квалифицированных рабочих, отсутствия взаимодействия руководителей эвакуированных заводов и фабрик и местных органов власти, ведомственных споров пуск предприятий затягивался. 10 декабря 1941 г. Госплан СССР, докладывая ГКО о ходе восстановления эвакуированных предприятий по наркоматам, сообщал, что установленный решениями ГКО график ввода в действие эвакуированных предприятий не выдерживается как по причине “неудовлетворительной организации во всех наркоматах дела эвакуации, так и неудовлетворительной организации работ по восстановлению эвакуированных предприятий”. В документе отмечалось: “При эвакуации предприятий отбор оборудования для монтажа проводится во многом случайно, без учета комплектности отдельных видов оборудования и особенно оборудования производственного и энергетического. Демонтировав оборудование, наркоматы не организовали учета этого оборудования и контроля за продвижением его в пути, в результате чего эшелоны с эвакуированным оборудованием прибывают к месту назначения, как правило, с большим опозданием, частями... Скорость продвижения поездов с оборудованием НКПСом установлена 400 км в сутки, фактически же по вине НКПС поезда с эвакуированным оборудованием продвигаются со скоростью 200 км в сутки, а в отдельных случаях менее 100 км. Большинство поездов не имеют номеров маршрутов, что затрудняет наблюдение за их продвижением. Значительная часть оборудования следует в поездах отдельными вагонами, которые после переформирования составов в пути выпадают из учета. Большое количество маршрутов на различных станциях простаивают по неделе и больше. При отсутствии контроля со стороны промышленных наркоматов за продвижением оборудования в пути, все это удлиняет сроки перевозки, срывает установленные графики монтажа оборудования из-за его некомплектности.

При общем отставании монтажных работ еще более значительно отстает ввод в действие смонтированного оборудования, в результате чего восстанавливаемые предприятия систематически не выполняют заданий по выпуску готовой продукции. Основная причина задержки ввода в действие оборудования состоит в остром недостатке квалифицированных рабочих... Как правило, наркоматы при вывозе оборудования предприятий не обеспечили эвакуации необходимого числа квалифицированных рабочих, а на местах не организовали подготовку новых кадров из местного и эвакуированного населения”. А.И. Микоян позднее признавал недостаточную готовность транспортной системы СССР к массовым перевозкам грузов и пассажиров: “Обстановка складывалась не так, как предполагалось. Не хватало ни времени, ни транспорта... Положение на железных дорогах



крайне осложнилось” .

Второе направление - перепрофилирование действующих предприятий, расположенных вне досягаемости врага. На московском автозаводе с июля 1941 г. наряду с производством автомобилей стали изготовлять вооружение, инструменты и штампы для заводов вооружения и боеприпасов, поковки, литье для авиационных и танковых заводов. На заводе были созданы новые цехи, отделения и участки, перераспределено оборудование, пересмотрена технология. Все цехи получили заказы от военной промышленности. В номенклатуре завода обновление составило 41,5%. К осени 1941 г. в Москве около 2 тысяч предприятий переключились на выпуск вооружения, боеприпасов, снаряжения и продовольствия для вооруженных сил. В Ленинграде 116 предприятий были переключены на выпуск боеприпасов, 14 предприятий - на изготовление запасных частей к боевым машинам. Предприятия Сталинграда производили более 80 видов боевой продукции. В Новосибирске 80% предприятий местной и кооперативной промышленности перешли на выпуск военной продукции. На Челябинском тракторном заводе стало сворачиваться, а с 13 ноября 1941 г. совсем прекратилось тракторное производство. Все цехи переключились на производство тяжелых танков. Военная продукция составляла в программе завода 82,7%. Позднее на этом заводе за рекордно короткие сроки (за 33 дня вместо 60) было осуществлено проектирование и освоение производства танка Т-34 . Первый танк сошел с заводского конвейера 22 августа 1942



г.

В ходе перестройки менялась организация труда. До войны считалось, что дело конструкторов - дать чертежи, дальнейшая же судьба того или иного вида продукции зависела только от работников цехов. В военный период, образно говоря, "конструктор пришел в цех". В июне 1941 бригады станкостроителей были посланы на предприятия других ведомств, чтобы помочь перевести станочный парк на массовый выпуск новой продукции. Так, экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков конструировал для наиболее трудоемких операций специальное оборудование, например, линию из 15 станков для обработки корпусов танка "КВ". Конструкторы нашли оригинальное решение такой задачи, как производительная обработка особо тяжелых деталей танков. На заводах авиационной промышленности были созданы конструкторские бригады, прикреплявшиеся к тем цехам, в которые передавались разрабатывавшиеся ими чертежи. В результате появилась возможность проведения постоянных технических консультаций, пересмотра и упрощения производственного процесса, сокращения технологических маршрутов движения деталей. В Танкограде были созданы специальные научные институты и конструкторские отделы. В среднем здесь на 5-6 рабочих приходились 1 инженер и 1 служащий, при этом, по свидетельству И. Зальцмана, "инженерные кадры никогда, даже в самых тяжелых случаях, не отвлекались от своих основных обязанностей на разные производственные и хозяйственные нужды". Были освоены скоростные методы проектирования: конструктор, технолог, инструментальщик работали не последовательно, как было заведено раньше, а все вместе, параллельно. Работа конструктора заканчивалась лишь с завершением подготовки производства, что позволяло осваивать виды военной продукции в течение 1- 3 месяцев вместо года и более в довоенное время. Чтобы избежать негативных последствий монополизации в развитии технических идей, создание новой техники поручалось разным группам конструкторов. Это вносило элемент соревнования в творческий процесс и способствовало более быстрому успеху в "острой,

и

кровью оплачиваемой конкуренции с техникой врага .

В начальный период войны обнаружился один из недостатков довоенной практики специализации производства - слабое развитие внутрирайонного кооперирования. О сложности и разветвленности в мирных условиях кооперативных связей, разорванных войной, дают представление такие данные: в производстве автомобилей на Московском автозаводе участвовало 257 заводов, на Ярославском - 112. Сталинградский тракторный завод в 1939 г. только 3,5% общей стоимости полуфабрикатов, идущих со стороны, получал от предприятий Сталинградской области и Поволжья в целом. Горьковский автозавод получал более 1,5 тысяч деталей для автомобилей с 80 предприятий, из них только 4,2% производилось внутри области. К каждому специализированному заводу прикреплялась группа предприятий, превращавшихся как бы в его цехи. Между головным заводом и его смежниками устанавливался единый производственный график, что требовало четкой системы кооперации.

С началом войны производственные связи распадались. Война дезорганизовала товарооборот, нарушила работу транспорта, сократила импорт в страну промышленного сырья и машин, многие предприятия лишились к концу года до половины и более состава рабочих. В результате большинство предприятий сократили производство, включая продукцию, ранее изготовлявшуюся для заводов-смежников. Все труднее становилось согласовывать отдельные шаги в области производства. Организационные структуры разваливались. Практика распределения сырья приходила в беспорядок. Росло число "узких мест" внутри производства. Усилились перебои, диспропорции. Трудность представляло налаживание ритмичных горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями, по многим комплектующим изделиям их пришлось воссоздавать заново. Это было сложно и потому, что, например, более 100 авиационных заводов были вывезе-



ны на восток и восстанавливались на новых местах почти одновременно . На площадях недостроенных восточных авиазаводов часто размещалось по 3-5 эвакуированных предприятий.

Война потребовала иного уровня кооперации предприятий на основе принципов максимальной территориальной близости, внутрирайонного и межотраслевого кооперирования, дававшего возможность использовать производственные ресурсы даже небольших предприятий района для участия в изготовлении готовых изделий. Заводы шли по пути максимального сокращения числа смежников, сжатия радиуса их расположения и наибольшего использования местных ресурсов. Показателен пример перестройки Сталинградского тракторного завода, перешедшего на выпуск танков. До войны он был связан со 182 предприятиями-смежниками, две трети которых находились за пределами Сталинградской области. 90% всех материалов и деталей, получаемых от смежников, прибывало на завод из других районов страны. Из Ярославля поступала резина, из Москвы -стекло, лаки, подшипники, инструмент и др. В начале войны большинство из этих связей оказались оборванными: прекратились поставки на завод топливной аппаратуры, электрооборудования, многих других комплектующих деталей и агрегатов. Надо было осваивать их производство на самом заводе и других предприятиях Сталинграда. Были созданы новые цехи, где начали выпускать генераторы, стартеры, топливную аппаратуру, дизельные моторы. На заводе был организован отдел внешнего кооперирования, который передал изготовление многих деталей и изделий местным предприятиям. Число смежников по кооперации сократилось до 30. Почти все они находились в пределах города: броневую сталь варил завод "Красный Октябрь", корпуса танков изготовляла судоверфь, многие детали стал выпускать метизный завод. Освоив массово-поточное производство, СТЗ до сентября 1942 г. был головным предприятием танковой промышленности СССР - на его долю приходилось до 42% общего выпуска в тот период танков Т-34 в стране (по 250 танков ежемесячно). В 1941 г. СТЗ выпустил 1526 танков Т-34, в 1942 г. - 2520.

Из основных форм кооперирования (внутриотраслевого, межотраслевого, межрайонного и внутрирайонного) в условиях войны особое значение приобрело внутрирайонное и внутригородское межотраслевое, дававшее возможность лучше использовать производственные ресурсы даже небольших предприятий района для участия в изготовлении готовых изделий. На авиационный завод в Саратове, например, работало 29 предпри-ятий. В организованном на Московском машремзаводе производстве кинжальных штыков для винтовки принимали участие в рамках кооперирования 10 заводов (см. табл. 27). К производству пистолетов-пулеметов системы Шпагина было привлечено более 100 заводов.

Вполне определенно стала проявляться линия к завершению внутризаводского производственного цикла, что особенно наглядно прослеживалось в самолето- и танкостроении.

Кооперирование осуществлялось также в форме передачи оборудования и рабочей силы с завода на завод, либо оборудование не изымалось, оставалось на прежнем месте, но для каждого станка определялись изделия, которые поступали на заводы, где производилась сборка. В сооружении, оснащении и пуске в производство цеха турбинных лопаток (г. Свердловск) участвовали 30 заводов города, изготовившие до 300 различных наименований оборудования и инструмента.Иногда предприятие, вначале изготовляя одну деталь вооружения, впоследствии осваивало вы-



пуск всего оружия в целом .

Перебазирование многих предприятий из западных районов создавало сложные производственные проблемы. Наркомат боеприпасов эвакуировал 303 завода, изготавливавших боеприпасы, включая более 85% всех снарядных заводов, Наркомат авиационной промышленности - 85% заводов, научно-исследовательских учреждений и подсобных предприятий, Наркомат тяжелого машиностроерия - 9 из 10 крупных предприятий, которые давали основной объем продукции, Наркомат электропромышленности -почти 90% предприятий. К середине декабря 1941 г. из 325 намеченных к эвакуации предприятий наркоматов оборонной промышленности были демонтированы, по подсчетам Н.С. Симонова, 269 (82,7%).

В связи с эвакуацией предприятий до восстановления их на новом месте многие заводы в тылу оказывались единственными или самыми крупными в своей отрасли. Осенью 1941 г. единственным действующим заводом Центра и Юго-Востока по производству качественных сталей оставался сталинградский завод «Красный Октябрь» - поставщик металла для танковой, авиационной и подшипниковой промышленности. Металлурги завода освоили выплавку специальной стали, заменив дефицитную латунь при производстве снарядных гильз, научились варить шарикоподшипниковую и броневую сталь в мартеновских печах, освоили прокатку утолщенной брони на обычном оборудовании, закалку цельного танкового корпуса. Во втором полугодии 1941 г. завод увеличил выплавку броневой стали в 5 раз при значительной экономии чугуна, ферросплавов и топли-



ва .

B 1941 г. на ряде заводов скопилось большое количество штурмовиков "Ил-2", которые нельзя было отправить на фронт из-за отсутствия бронестекла, изготавливавшегося единственным в стране заводом под Ленинградом, а он был эвакуирован. Заместителю Председателя СНК СССР Н.А.Вознесенскому пришлось выехать на предприятие, помочь его восстановлению станками, оборудованием и строительными механизмами малой мощности. Одновременно наркому химической промышленности было поручено организовать выпуск бронестекла на одном из заводов в двухнедельный срок.

Казанская фабрика кинопленки в связи с выходом из строя аналогичных производств в г. Шостка и Переяславль-Залесский оставалась единственным в СССР предприятием, удовлетворявшим потребности в авиационной пленке. Разработчики технологии А.В.Борин, Н.А.Труфанова и другие работники изготовления авиапленки сутками не выходили из лаборатории. В августе 1941 г. была получена первая партия изделия. Позднее на фабрике был налажен выпуск новых видов авиационной и рентгеновской пленки, аэрофотобумаги.

Ярославский шинный завод производил абсолютное большинство шин для авиации, артиллерии и армейских авточастей, выпускал обрези-ненные катки для танков и специальную резину для самолетов. Производство последней было связано с тем, что в целях экономии цветных металлов бензобаки самолетов стали изготовлять из фанеры, но с внутренней прокладкой из резины. Ковровский завод снабжал всю армию пулеметами

Дегтярева и авиационными пушками. Остановка на время эвакуации подобных производств грозила опасными стратегическими последствиями, поэтому отсюда эвакуировали только половину оборудования без остановки предприятия. В случае угрозы захвата территории противником оборудование подлежало уничтожению.

Недостаточность обеспечения предприятий новой техникой из-за того, что заводы, выпускавшие в мирное время оборудование, переключились на производство военной продукции, компенсировалась в основном использованием факторов, не требовавших больших капитальных вложений и внедрения новой техники: улучшение организации труда, совершенствование технологии, внедрение новой, прогрессивной оснастки, приспособлений, инструмента.

В июне 1941 г. бригады станкостроителей были посланы на предприятия других ведомств, чтобы помочь перевести станочный парк на массовый выпуск новой продукции. Так, экспериментальный научноисследовательский институт металлорежущих станков конструировал для наиболее трудоемких операций специальное оборудование, например, линию из 15 станков для обработки корпусов танка "КВ". Конструкторы нашли оригинальное решение такой задачи, как производительная обработка особо тяжелых деталей танков.

Резкое снижение производства металла и рост потребности в нем оборонных предприятий заставили идти на перераспределение фондов металла в пользу военной промышленности, мобилизовать все внутренние ресурсы. Потеря южной металлургии, дававшей две трети всего производства металла, вынудила перенести центр производства чугуна, стали и проката на Урал и в Сибирь. Война потребовала увеличения не просто металла вообще, а его специальных сортов—легированного чугуна, качественных сталей, броневого листа, снарядной заготовки и т. д. Поэтому перед металлургами восточных областей, производившими рядовой металл, была поставлена задача изменить специализацию и сортамент металлургии, превратить ее в металлургию высококачественных сталей и проката, увеличить выпуск ферросплавов, броневых плит, тонкостенных труб для авиационной промышленности.

На Магнитогорском комбинате до войны не было производства броневого листа. 22 июня 1941 г. магнитогорские металлурги получили первый военный заказ на броневую сталь. Комбинату был передан броневой стан «1250» Мариупольского завода. Но на его размещение и установку требовалось много времени, и это могло задержать выполнение правительственного задания. Тогда заместитель главного механика Н.А. Рыженко выдвинул на одном из совещаний оригинальную и технически смелую идею. Проведя .необходимые расчеты, он предложил начать прокатку броневой стали на блюминге. С возражениями выступил лишь один начальник блюминга Цараков, считавший этот план технически несостоятельным и авантюрным. Но предложение Н. Рыженко было поддержано руководством комбината и Магнитогорским горкомом ВКП(б). Приспособления к блюмингу и испытания были проведены в короткие сроки, и 28 июля 1941 г. был выдан первый броневой лист, впервые в истории металлургии прокатанный на блюминге отечественного производства.

Кузнецкий металлургический комбинат освоил производство восьми марок броневой, десятков легированных и качественных сталей и выдал в 1942 г. 1/3 чугуна, 1/4 стали и почти половину кокса от произведенных в



стране .

В первые месяцы войны группа научных сотрудников института металлургии, металловедения и металлофизики разработала совместно с работниками Нижне-Тагильского завода им. Куйбышева и Серовского металлургического завода и осуществила в промышленном масштабе новые методы производства доменного феррохрома. На ряде машиностроительных заводов были построены индукционные печи, что позволило в несколько десятков раз ускорить термическую обработку изделий. На Златоустовском металлургическом заводе было освоено производство высококачественной стали и электрометалла, позволившее решить задачу полного обеспечения авиационной, танковой промышленности высоколегированным металлом. За первые военные полгода рабочие, ИТР совместно с учеными разработали и освоили производство 78 новых марок высоколегированной стали. Уже в четвертом квартале 1941 г. металлурги Урала выплавили 62% от общесоюзного производства чугуна, около 50% стали, весь алюминий, никель, кобальт. К концу 1942 г. металлурги Магнитки освоили более 40 новых высоколегированных марок стали. Прокатчики освоили выпуск свыше 30 профилей высоколегированного металла. Освоение выплавки ферромарганца позволило обеспечить сталелитейное производство страны .

Если перевод металлургических предприятий на оборонное производство был связан прежде всего с поиском и внедрением новых технологических процессов, то машиностроение столкнулось с диспропорцией между станочным парком и его оснасткой, с необходимостью переоснащения оборудования новыми приспособлениями, режущим и мерительным инструментом. Так, при переводе на выпуск оборонной продукции Уральского турбинного завода (г. Свердловск) пришлось срочно спроектировать и организовать производство 930 приспособлений и 2230 наименований инструмента . На Челябинском тракторном заводе специально оборудованная мастерская по реставрации и повторной эксплуатации отработанного инструмента уже в июле 1941 г. выдала цехам сотни высококачественных сверл и резцов. Восстановление использованных инструментов было организовано и на Уральском турбинном заводе. Особенно нехватка инструмента сказывалась в областях, где до войны металлообрабатывающая промышленность была развита слабо (например, Чкаловская область). Это заставляло останавливать целые цехи, вело к невыполнению заданий. Ситуация начала улучшаться с 1943 г.

Перестройке промышленности способствовали такие факторы, как: накопленные перед войной мобилизационные запасы, позволившие избежать остановки производства(их, по различным источникам, хватило до начала-середины 1942 г.), использование централизованных фондов, промышленных объектов западных регионов, эвакуированных в тыл, прибывавших квалифицированных специалистов; повышение интенсивности труда; жесткая экономия и более рациональное использование материалов и энергии, сокращение времени на внедрение технических достижений. Недостаточность обеспечения предприятий новой техникой из-за того, что заводы, выпускавшие в мирное время оборудование, переключились на производство военной продукции, компенсировалась в основном использованием факторов, не требовавших больших капитальных вложений и внедрения новой техники: улучшение организации труда, совершенствование технологии, внедрение новой, прогрессивной оснастки, приспособлений, инструмента. Оправдался довоенный курс на комплексное развитие предприятий промышленности вооружений, предусматривавший создание на них автономной металлургической базы в виде собственных литейных цехов и производств. Расширение производства поковок, штамповок и других металлургических полуфабрикатов позволило сравнительно быстро обеспечить потребности фронта в оружии, гарантировало от перебоев в снабжении.

Положительно сказались создание заводов-дублеров и предварительный (в 1939-1941 гг.) перевод части гражданских предприятий на военную продукцию и создание на предприятиях специальных цехов и производств, работавших на оборону, что позволило без промежуточного периода освоения новых видов продукции сразу приступить к выполнению военных заказов.

В экономически развитых районах происходила перестройка структуры производства и обновление промышленного потенциала, а в Сибири, на Дальнем Востоке, в районах Поволжья, по существу, промышленный потенциал только создавался. Это предопределило третье направление - ускоренное строительство новых предприятий в восточных районах. Планы на третий и на четвертый квартал 1941 года и 1942 год нацеливали на развитие основной военно-промышленной базы в восточной части РСФСР, где были созданы еще до войны большие производственные мощности, а также предусматривали сосредоточение там эвакуируемых оборонных заводов и возведение новых. Ставилась задача не только компенсировать утраченные мощности, но и значительно повысить военно-промышленный потенциал, создав соответствующую топливно-энергетическую, металлургическую и машиностроительную базу. Планы учитывали взаимосвязанное развитие основных предприятий и их смежников, ориентировались на приоритет использования местных ресурсов и сокращения дальних перевозок, устанавливалась очередность сооружения объектов. В тыловых районах планировалось ввести в действие 59 каменноугольных шахт, в том числе на Урале - 20, в Кузбассе - 6, в Хакассии - 3, заложить в 1942 г. 23 угольные шахты и 3 разреза.

Для концентрации ресурсов на объектах первостепенной важности СНК СССР в конце 1941 г. выделил ударные стройки: на Магнитогорском комбинате - доменная печь №5, две мартеновские печи, коксовая батарея №5, две агломерационные ленты, ряд цехов и паровоздуходувная станция №2; на Ново-Тагильском заводе - мартеновская печь, штамповочные и прокатные цехи, электростанция (ТЭЦ); Челябинский ферросплавный и Чебаркульский заводы; на Златоустовском заводе - мартеновский и термокалибровочный цехи; ряд цехов на Первоуральском новотрубном заводе; Белорецкий сталепроволочный завод; Магнитогорский метизный завод; на Чусовском заводе - домна № 2 - бис, бессемеровский цех и агломерационная установка. В список ударных строек вошли также Алапаевский, Ста-роуткинский, Миньярский, Ревдинский, Майкорский, Лысьвенский, Северский заводы и завод им. Серова, некоторые железорудные шахты и рудообогатительные предприятия треста Уралруда, марганцевые рудники.

Для расширения строительства на Востоке потребовалось увеличить капиталовложения, принять ряд мер по его удешевлению. Типовые проекты доменных и мартеновских печей пересматривались с целью упрощения конструкций и экономии металла, огнеупоров и других строительных материалов. Применялась предварительная сборка узлов и механизация процессов, которые удешевляли строительство и значительно ускоряли темпы



сооружения агрегатов .

На Чусовском заводе мощная домна была построена за 7 месяцев, тогда как до войны подобные домны строились 18-22 месяца. Оборудование завода "Днепроспецсталь" было установлено и пущено в ход в цехах Кузнецкого металлургического комбината всего за 25 дней.

Одной из проблем индустриального развития явилось обеспечение предприятий электроэнергией. На первом этапе войны строительство новых электростанций и расширение мощности действующих осуществлялось в восточных районах: на Урале, в Сибири и Поволжье, в том числе на вновь строящейся Челябинской ТЭЦ, расширяемых Среднеуральской и Кизеловской ГРЭС, Красногорской ТЭЦ, на Кемеровской ГРЭС и ТЭЦ. Следует также отметить, что в годы войны строительство и восстановление производственных мощностей электроэнергетики проводилось главным образом на тепловых электростанциях. С точки зрения затрат труда, времени и средств оно было более выгодным, чем сооружение гидроэлектростанций. Особенно большой прирост мощности теплофикационных турбин наблюдался в Сибири и на Урале, куда была эвакуирована большая группа предприятий, производственный процесс которых базировался на комбинированном использовании энергии. Здесь сооружались также средние и мелкие электростанции упрощенного типа, фабрично-заводские электростанции (в Троицке, Тюмени, Кургане, Петропавловске, Шадрин-

ске, Ачинске). В декабре 1942 г. более 30% электроэнергии вырабатывали



электростанции, созданные в военное время .

На основе оборудования эвакуированных Славянских и Донецкого содовых заводов началось строительство нового Стерлитамакского содового завода. Позднее организовалась добыча природной кальцинированной соды на Михайловском месторождении (Алтайский край), для чего в короткий срок была построена железная дорога, соединившая Сибирскую магистраль с предприятием.

За 1942 г. на востоке страны было введено в действие 11 новых химических предприятий и расширены мощности на 15 заводах, восстановлены 16 заводов, снова вошли в строй около 20 крупных химических предприятий Москвы и Московской области.

На Урале быстро развивалось машиностроение. На базе эвакуированных заводов, ранее имевшихся здесь машиностроительных гигантов с их литейными, кузнечными и механосборочными цехами, новых заводов, построенных во время войны, мощности машиностроения за рассматриваемый период возросли в несколько раз. Удельный вес машиностроения и металлообработки в крупной промышленности Урала возрос с 42,7% в 1940 г. до 66 - в 1942 г. и 70% - в 1943 г.Уже в 1942 г. на заводах Урала производилась 1/3 продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности страны.

В Красноярском крае, в Куйбышевской, Челябинской, Свердловской областях, в БАССР и ЧАССР возникли новые базы хлопчатобумажной промышлен-ности, в Чкаловской области - шелковой промышленности, расширились мощности хлопчатобумажной промышленности Саратовской области и Алтайского края, шерстяной промышленности Свердловской и Ульяновской областей, пенькоджутовой промышленности Мордовской АССР и Пензенской области.

Эвакуация и размещение предприятий в на востоке РСФСР, строительство здесь новых заводов резко увеличили потенциал восточных регионов. Объем валовой продукции промышленности на Урале возрос по сравнению с довоенным уровнем в 2,8 раза, а производство военной продукции - более чем в 5 раз, в Западной Сибири соответственно - в 2,4 раза и в 27 раз, в Поволжье - 2, 5 и 9 раз. В четвертом квартале 1942 г. по сравнению с четвертым кварталом 1940 г. валовая продукция наркоматов авиационной и танковой промышленности, боеприпасов и вооружения увеличилась по Западной Сибири в 28 раз, Уралу- в 5, по Среднему Поволжью - в 10 раз. Именно эти регионы превратились в главную военно-промышленную базу СССР.

По мнению отечественных и зарубежных историков, экономистов, политиков, промышленность СССР, и в первую очередь РСФСР, к середине 1942 г. показала свою способность не только к выживанию, но и к наращиванию производства. Сошлемся на ряд зарубежных оценок. Газета “The Washington Post” 7 декабря 1942 г. писала, что “не поддается анализу тот факт, что русская промышленность, казалось смертельно раненная, вновь ожила и с еще большими силами работает на Красную Армию”. “Советский Союз, - отмечал Ф. Рузвельт 20 мая 1944 г., - пользуется вооружением главным образом со своих собственных заводов”.

В четвертом томе многотомного издания "Германский рейх и Вторая мировая война" отмечается, что в конце 1941 г. Советский Союз вопреки допущенным его руководством грубым ошибкам, ценой громадных жертв и силой упорного сопротивления сумел "привести к краху оперативностратегические и экономические планы германского руководства, полностью разрушил иллюзии Гитлера о том, что он сможет еще раз вести войну на одном фронте... Это, несмотря на дальнейшие частные успехи войск и подъем военного производства, решило, по существу, судьбу Германии". По мнению Р. Боха и М. Хеттлинга, "война для немцев в стратегическом плане была проиграна уже зимой 1941 г., поскольку из-за огромного превосходства Советского Союза в материальных ресурсах германский рейх не мог выдержать длительного военного противоборства с ним". А германское наступление летом 1942 г. тормозилось прежде всего из-за нехватки

-

подвижных моторизованных соединений .

Германское руководство не сумело компетентно определить размеры военно-промышленного потенциала Советского Союза, в большой степени недооценив способности советского руководства по переводу экономики на военные рельсы, а также значение новых промышленных центров, созданных в Сибири и на Урале. Уже первый период войны показал способность отечественной промышленности, прежде всего расположенной на территории РСФСР, не только к выживанию, но и к расширенному воспроизводству, перепрофилированию на выпуск военной продукции в масштабах, обеспечивающих необходимые потребности фронта.

Примечания

1 Зверев Б.И. Оружие - фронту// Отечественная история. 1995. №3. С.60.

2 Омаровский А. Тяжелая индустрия - основа развития народного хозяйства СССР. М., 1955. С.35.

3 История Великой Отечественной войны Советского Союза. Т.6. М., 1965. С.45.

4 Рабочий класс СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938-1945 гг. Т.3. М., 1984. С.260.

5 См.: Седьмая сессия Верховного Совета РСФСР: Стенографический отчет. Бюллетень №4. М., 1946. С.61; Митрофанова А.В. Рабочий класс в годы Великой Отечественной войны. М., 1971.С.389.

6 Дегтярь Д. Возрождение районов РСФСР, подвергавшихся немецкой оккупации. М., 1947. С.7.

7 Очерки истории Воронежской организации КПСС. Воронеж, 1967. С.350-351.

8 История Великой Отечественной войны Советского Союза. Т.2. М., 1963. С. 141, 143, 147.

9 Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн.2. М., 1974. С.14-15.

10 Смоленщина в дни войны и в дни восстановления. Смоленск, 1946. С.53.

11 Курская область в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сб. док. и мат. Курск, 1962. Т.1. С.95.

12 Очерки истории Воронежской организации КПСС. Воронеж, 1967. С.351

13 Карасев А.В. Ленинградцы в дни блокады. М., 1959. С.92-94, 133.

14 Манаков Н.А. В кольце блокады. Л., 1961. С.88.

15 Беликов А.М. Тяжелую промышленность - в глубокий тыл // Эшелоны идут на восток. М., 1966. С.47.

16 Выстояли и победили: Сб. док и мат. М., 1966. С.241; Москва военная: Мемуары и архивные документы. М., 1995. С.370.

17 Ефремцев Г.П. Коломенский паровозостроительный завод - фронту // Беспримерный подвиг. М., 1968. С.298, 299.

18 РГАЭ. Ф. 8259. Оп. 1. Д. 269. Лл. 48-49, 182-186.

19 Серебрянская Г.В. Трудящиеся Волго-Вятского региона - фронту (1941-1945 гг.) // Труженики тыла России в годы Великой Отечественной войны (тыл второй мировой войны).Кострома, 1995. С.95.

20 Очерки истории Кировской области. Киров, 1972. С.361; Военно-исторический журнал. 2001. № 5. С.48..

21 Очерки истории Куйбышевской организации КПСС. Куйбышев, 1983. С.280.

22 Мышенцев Н.П. Партийное руководство размещением и восстановлением эвакуированных предприятий в 1941-1942 гг. // Партийное руководство развитием промышленности Поволжья и Приуралья: Науч. тр./ Куйб. гос. пед. ин-т. Т.224. Куйбышев, 1978. С.64.

23 Очерки истории Волгоградской областной организации КПСС. Волгоград, 1985. С.330.

24 РГАСПИ. Ф.17. Оп.121. Д.124. Л.33; Партийная организация Челябинской области в Великой Отечественной войне: Сб. док. Челябинск, 1967. С.103; История Урала. Т.2. Пермь, 1977. С.295; Эшелоны идут на Восток. М., 1966. С.66.

25 История родного края. Челябинск, 1976. С.123-124; Евстратова А.И., Федорова А.В. Южный Урал - фронту и тылу // Труженики тыла России в годы Великой Отечественной войны (Тыл Второй мировой войны). Кострома, 1995. С.82; Подвиг оренбуржцев. Челябинск, 1969. С.137; 50-летие Великой Победы над фашизмом: история и современность. Смоленск, 1995. С.87.

26 Подсч. по: Зотов В. Послевоенные перспективы пищевой промышленности// Плановое хозяйство. 1945. №5. С.16; Кантор Л.М. Перебазирование промышленности СССР // Записки планового института. Вып.6. Л., 1947. С.60.

27 РГАЭ. Ф.4372. Оп.42. Д.365. Л.6; Кантор Л.М. Перебазирование промышленности СССР // Записки планового института. Вып.6. Л., 1947. С.66; РСФСР - фронту. М., 1987. С.353.

28 Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 1967. С.144; Мерцалов А.Н. Великая Отечественная война в историографии ФРГ. М., 1989. С. 118, 117; Рейнгардт К. Поворот под Москвой. М., 1980. С.46.

29 Коммунист. 1980 №7. С.48; Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. М., 1977. С.101.

30 В дни суровых испытаний (Сталинградская партийная организация в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.): Сб. док. и мат. Волгоград, 1966. С.163.

31 Эшелоны идут на Восток. М., 1966. С.242-243; Лихоманов М.И., Позина Л.И., Финогенов Е.И. Партийное руководство эвакуацией в первый период Великой Отечественной войны 1941-1942 гг. Л., 1985. С. 86.

32 Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн.2. М., 1974. С.25.

33 Цирков А.В. Промышленность Поволжья в годы Великой Отечественной войны. 1941- 1945 гг. Саратов, 1969. С. 14, 15.

34 Эшелоны идут на Восток. М., 1966. С. 99; Дьячков Ю.Л. Промышленное и транспортное строительство в советском тылу в годы Великой Отечественной войны// Ист. записки. 1978. № 101. С. 31- 71; Очерки истории Челябинской областной партийной организации. 1917-1967. Челябинск, 1967. С.318, 320.

35 Томская городская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945: Сб. док. Томск, 1962. С.387.

36 Очерки истории Чувашской областной организации КПСС. Чебоксары, 1974. С.325; Кузнецов И.Д., Петров Г.П. История Чебоксарского электроаппаратного завода. Чебоксары, 1975; 50- летие Великой Победы над фашизмом: история и современность. Смоленск, 1995. С.39, 248, 249.

37 Омская партийная организация в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сб. док. Т.2. Омск, 1961. С.282.

38 ГАСО. Ф.2521. Оп.1. Д.76. Л.116; Очерки истории Куйбышевской организации КПСС. Куйбышев, 1983. С.281.

39 РГАСПИ. Ф.17. Оп.88. Д.63. Лл.1-6; СОГАСПИ. Ф.656. Оп.5. Д.145. Лл.14,47; Оп.32. Д.48. Лл. 83-85; Супруненко Н.И. Украина в Великой Отечественной войне Советского Союза. Киев, 1956. С.6.

40 Военная экономика. М., 1971. С.127.

41 Максарев Ю.Е. Наш танк “Т-34”// Гвардия тыла. М., 1962.С.55; Патон Е.О. Воспоминания. М., 1958. С.242-244; Слободин К.М. Танк на постаменте. М., 1968. С.18,25.

42 Симонов Н.С. Создание в СССР военной промышленности...: Автореф. дис... д-ра ист. наук. М., 1998. С.23.

43 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93. Д.70. Лл. 220-223.

44 Микоян А.И. В Совете по эвакуации// Военно-исторический журнал. 1989. №3. С. 31, 37.

45 История Московского автозавода им. И. А. Лихачева. М., 1966. С. 292.

46 См.: Беспримерный подвиг. М., 1968. С. 204; Очерки истории Московской организации КПСС. М., 1966. С.570.

47 Карасев А.В. Ленинградцы в дни блокады. М., 1959. С. 56; Кардашов В.И. Трудящиеся Ленинградской области в борьбе за оказание помощи фронту и Ленинграду// Город Ленина в дни Октября и Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. М., 1964. С. 158.

48 Советы - власть народная, 1917-1983: Сб. док-тов и мат-лов. Волгоград, 1983. С.74.

49 История Сибири. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. Т.5. Л., 1969. С.80; Партийная организация Челябинской области в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: Сб. док. и мат-лов. Челябинск, 1967. С.123-125.

50 Максарев Ю. Вклад танкостроителей в дело победы // Танкист. 1947. №9. С.8-10.

51 РГАЭ. Ф.8259. Оп.1. Д.2595. Лл.1-4; Труд. 1942. 6 июня.

52 Зальцман И., Эдельгауз Г. Вспоминая уроки Танкограда// Коммунист. 1984. № 16. С. 78.

53 Большевик. 1945. № 3- 4. С. 31.

54 См.: Галлай М.Л. Огонь на себя// Кузница Победы. М., 1985. С. 238.

55 Плановое хозяйство. 1944. №3. С.56, 59-60.

56 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93. Д. 312. Л. 65.

57 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 22. Л. 26.

58 См.: Сталинградская правда. 1941. 18 октября; Водолагин М.А. Сталинград в Великой Отечественной войне (1941-1943 гг.). Сталинград, 1949. С.15-17; Кузница победы. М., 1974. С.115, 118; Морехина Г. Рабочий класс - фронту. М., 1962. С.121; Стрежень: Научный ежегодник. Вып.3. Волгоград, 2003. С.24.

59 Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е гг.: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996. С.164; Неизвестный «Т-34»/ И. Желтов, М. Павлов, И. Павлов. М., 2001. С.61.

60 Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны, 19411945 гг. Саратов, 1976. С.51.

61 РГАСПИ. Ф.17. Оп.125. Д. 205. Л.175. См.: Москва -фронту. М., 1966. С. 260-261;

Очерки истории Московской организации КПСС. М., 1966. С.570.

62 См.: Московский большевик. 1941. 13 декабря.

63 Берри Л.Я. Специализация и кооперирование в промышленности СССР. М., 1959. С.271.

64 Московский большевик. 1941. 6 декабря.

65 Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1948. С.42.

66 Никитин А. Перестройка работы военной промышленности СССР в первом периоде Великой Отечественной войны// Военно-исторический журнал. 1963. №2. С.18-19.

67 Кравченко Г.С. Военная экономика СССР. 1941-1945. М., 1963. С.169.

68 РГАЭ. Ф.8243. Оп.2. Д.951. Л.35.

69 ГАРФ. Ф.5451. Оп.25. Д.1259. Л.64.

70 Симонов Н.С. Создание в СССР военной промышленности...: Автореф. дис... д-ра ист. наук. М., 1998. С.23.

71 В дни суровых испытаний: Сталинградская партийная организация в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. Волгоград, 1966. С.65; Водолагин М.А., Щеглов В.Н. Металлургический завод «Красный Октябрь». М., 1957. С.95-98.

72 ГАРФ. Ф.5446. Оп.1. Д.24. Л.246.

73 Гильманов З. И. Все для фронта, все для победы над врагом // Коммунист Татарии. 1975. №4. С.43.

74 РГАЭ. Ф.8259. Оп.1. Д.2595. Лл.1-4.

75 Носов Г.И. Творческое дерзание// Челябинская область за 40 лет Советской власти: Сб. статей, документов, воспоминаний. Челябинск, 1957. С. 275—283; Гвардия тыла: Сб. воспоминаний. М., 1962. С. 122—127; Слово о Магнитке. М., 1979. С.121-128.

76 50-летие Великой Победы над фашизмом: история и современность. Смоленск, 1995. С.86.

77 См.: Очерки истории Челябинской областной партийной организации 1917-1967. Челябинск, 1967. С.316; Савельев В.М., Савин В.П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М., 1974. С.51.

78 Подвиг трудового Урала. Свердловск, 1965. С.53.

79 Челябинский рабочий. 1941. 28 августа.

80 Уральский рабочий. 1941. 5 сентября.

81 Особенно важную роль играли мобилизационные запасы на предприятиях оборонной промышленности. Как отмечали заместители наркома вооружения Б. Л.Ванников (с февраля 1942 г. - нарком боеприпасов) и В.Н.Новиков, заложенные до войны в мобилизационный запас станки, инструмент, технологическое оборудование, как и заготовки, поковки, заделы по главным деталям в виде незавершенного производства и другие материалы обеспечения, с первых же дней войны дали возможность в предельно короткие сроки увеличить производство вооружения на действующих заводах и наладить его изготовление на перебазированных предприятиях, а также на предприятиях, ранее изготовлявших мирную продукцию (См.: Вопросы истории. 1969. №1. С.133; Новиков

B. Н. Накануне и в дни испытаний. М., 1988. С.386-387.).

82 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М.,1968. С.46.

83 Там же. С. 46-48; Липатов Н.П. Черная металлургия Урала в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.). М., 1960. С.25.

84 Плановое хозяйство. 1944. № 1. С. 32- 33.

85 Трудящиеся Сибири - фронту. Новосибирск, 1975. С. 72- 73.

86 Во главе защиты Советской Родины: Очерк деятельности КПСС в годы Великой Отечественной войны. М., 1975. С.95.

87 История социалистической экономики СССР. Т. V. М., 1978. С.310

88 Калмыков Н.Н., Вайсбейн С. А. Экономика социалистической химической промышленности. М., 1955. С.65.

89 Клименко К. Уральский промышленный район. М., 1945. С.17, 19, 36.

90 Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1970.

C. 53.

91 В.Б. Семенов в диссертации отметил , что в военный период возросло значение Поволжья как текстильного района (Семенов В.Б. Текстильная промышленность Поволжья в послевоенные годы (1946-1950-е гг.): Автореф. дис... д-ра ист. наук. Казань, 1996. С.2).

92 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т.6. М., 1963. С.46.

93 История Второй мировой войны. Т. 5. М., 1975. С.49.

94 Цит. по: Секистов В. А., Коротков Г.И. Устами американцев. М., 1978. С.112.

95 Там же. С.113.

96 Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Herausgegeben von Militargeschichtlichen Forschungsamt. Bd.4. Der Angriff auf die Sowjetunion.Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1983. S.XVIII.

97 Boch R. Der Krieg im Osten 1941-1945/ Bilanz und Perspektiven der bundesdeutschen Forschung// Was ist Gesellschaftsgeschichte. Hg. Munchen, 1991. S.253; Готлинг М. Виновники и жертвы//Отечественная история. 1995. №6. С.122.

Содержание раздела