Глава II. Промышленность РСФСР накануне войны
Научно-технические, экономические и духовные предпосылки победы над нацистской Германией и ее союзниками закладывались в первые три довоенные пятилетки и в определенной степени коренились в отечественной истории и в осознании руководителями Советского государства важной роли индустрии, науки в укреплении независимости страны, в модернизации всех областей жизни советского общества, провозгласившего социалистические идеалы своей целью, включая и создание высокоразвитой промышленности.
В силу природно-сырьевых возможностей, исторически сложившейся экономической базы, геополитического положения Российская Федерация занимала и занимает одно из ведущих мест в мировом сообществе. Геополитический статус определялся выгодным местоположением на пересечении коммуникаций, связывавших Европу со странами Юго-Западной, Южной и Центральной Азии, обширностью территории. РСФСР была крупнейшей по территории, населению и экономической мощи республикой в СССР. К 1941 г. площадь ее составляла 16,7 млн км
2, занимая 11,2% мировой суши, или более чем три четверти территории Советского Союза, население - 111, 7 млн чел. (более 56% населения СССР). РСФСР включала 16 автономных республик, 6 автономных областей, 6 краев, 35 областей, в том числе 5 внутрикраевых, 10 национальных и 7 административных округов, 608 городов и 836 поселков городского типа
.
Исторически сложилось так, что в индустриальном развитии Советского Союза РСФСР заняла особое место, сыграв ведущую роль в формировании индустриальной базы союзных республик. Старые исторически сложившиеся промышленные центры, крупные предприятия РСФСР вносили огромный вклад в развитие промышленности на периферии как на западе СССР, в Прибалтике, так и особенно на востоке страны - на Урале, в Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в Казахстане, в Средней Азии. Именно РСФСР определила основные тенденции индустриального развития СССР. В течение довоенных советских пятилеток РСФСР проделала такой путь промышленного развития, который вывел ее на современный для того времени индустриальный уровень. Индустриализация в РСФСР в 30-е годы обеспечила следующее:
- формирование комплекса современных отраслей производства за счет мобилизации внутренних накоплений и выкачивания из сельского хозяйства прибавочного и части необходимого продукта;
- высокие темпы экономического развития, в том числе за счет смены изношенной и устаревшей материально-технической базы производства;
- промышленное освоение гигантских месторождений полезных ископаемых, которыми располагала страна, а это было еще одним источником накоплений;
- создание ряда передовых отраслей, выпускавших технически сложную продукцию в основном оборонного значения;
- переход к преимущественно урбанизированному укладу жизни с созданием современной системы социальной инфраструктуры (образование, подготовка кадров, здравоохранение и т.п.), соответствующей требованиям индустриально-организованного труда. Являясь основной базой индустриализации страны, РСФСР по уровню урбанизации к началу войны опережала общесоюзные процессы. В 1940 г. горожане составляли 35,1% россиян, в отличие от 33% по Союзу ССР.
На наш взгляд, можно вести речь об организационно-технологической многоукладности промышленности накануне и в период Великой Отече-ствен-ной войны на территории РСФСР, где крупное современное производство сосу-ществовало с мелким, традиционным, хотя и преобладала тенденция к гиган-томании. В основе производства лежали разные технологические уклады, один из которых базировался на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, на новых открытиях в области химии и развитии химического комплекса. Основой другого уклада явилось дальнейшее развитие энергетики, в основном базировавшейся на использовании нефти, нефтепродуктов, газа, новых синтетических материалов, средств связи. Доминирование этих укладов обусловило превалирование крупных обособленных предприятий в черной, цветной металлургии, станкостроении. Большинство видов промышленной продукции в РСФСР производилось предприятиями-монополистами.
К началу войны РСФСР превратилась в республику, способную производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству, такую же или лучшую, чем у противника, боевую технику, вооружение в таком же или большем количестве, подготовиться к испытаниям, через которые пришлось пройти, одержать победу в войне. По ряду направлений российская промышленность заняла лидирующее положение в мире. Это производство синтетического каучука, турбинное производство, реактивная технология.
За 1929- первое полугодие 1941 гг. на территории РСФСР было построено и введено в строй 5700 крупных промышленных предприятий. За тринадцать предвоенных лет объем промышленного производства в республике увеличился в 6,2 раза. Выпуск промышленной продукции был увеличен в первой пяти-летке в 2 раза, во второй - в 2,2 раза, за три года третьей - на 45%.
О темпах и уровне индустриального развития РСФСР говорят данные таблицы 1. Производство электроэнергии в республике в 1940 г. по сравнению с 1928 г. возросло в 9,6 раза, угля - в 7,1 раза, нефти - в 1,9 раза, выплавка чугуна - в 5,9 раз, стали - в 5,2 раза, проката черных металлов -в 4,7 раза, железной руды - в 6,9 раза. Особенно быстро развивались формировавшиеся ведущие отрасли тяжелой промышленности. В 30-е годы был реконструирован, расширен, во многом создан весь комплекс машиностроения, химии, оборонной промышленности. Появились целые отрасли и подотрасли: авиационная, автомобильная промышленность, тракто-ро-, танко-, комбайностроение. В республике стало складываться массовое, многомиллионное ядро индустриальных работников (в 1940 г. работники промышленности составили 40,7% рабочих и служащих РСФСР). Ежедневно в 1940 г. промышленность на территории РСФСР производила 84 млн кВт-ч электроэнергии, 19,2 тыс. т нефти (включая газовый конденсат), 199 тыс. т угля, 26,5 тыс. т железной руды, 58 тракторов, 0,4 тыс. радиоприемных устройств, 1,9 тыс. т бумаги, 7,6 тыс. часов, 386 тыс. пар обуви, 0,01 тыс. холодильников и морозильников, 15 легковых автомобилей, 1,4 тыс. т минеральных удобрений.
Из таблицы 1 видно, что производство станков, металлургического оборудования, турбин, котлов, автомобилей, тракторов заметно опережало другие виды производства. В предвоенные годы в республике было освоено производство электровозов, экскаваторов, бульдозеров. Неодинаковые темпы развития отдельных отраслей привели к изменению отраслевой структуры промышленности. Если в 1928 г. на производство средств производства (группа “А”) приходилось 37,8% валовой продукции всей промышленности, то в 1940 г. - 61% (по СССР соответственно 39,5 и 61,2%).
РСФСР являлась в экономическом смысле "самодостаточной", донором для большинства республик СССР. Ввозимая из республик СССР в РСФСР продукция составляла меньший объем в сравнении с вывозимой. РСФСР завозила преимущественно продовольственные товары, некоторые виды сырья, а с Украины также уголь и продукцию машиностроения, являлась монополистом в производстве автомобилей, телевизоров, часов и др. В течение второй и третьей пятилеток большинство машиностроительных заводов РСФСР превратилось в крупные специализированные, серийные, технически высокооснащенные предприятия, способные выполнять любые заказы народного хозяйства. Благодаря этому прекратился или намного сократился импорт многих изделий машиностроения: турбин и генераторов, локомобилей; значительную часть металлургического и горношахтного оборудования, текстильных машин, насосно-компрессорную технику производили предприятия в стране. Некоторые виды этой техники, производимой на территории РСФСР, стали экспортироваться в Голландию, Болгарию, Данию, Египет.
Вместе с тем следует иметь в виду, что техническое оснащение промышленности РСФСР, как и в целом отечественной индустрии, происходило под влиянием иностранного машиностроения и импорта. Так, чтобы покрыть дефицит производственных ресурсов, советское руководство в августе 1939 г. подписало кредитное соглашение с Германией о размещении в ней дополнительных заказов на поставки в СССР тяжелых карусельных, расточных, шлифовальных станков, прутковых автоматов и полуавтоматов, мостовых кранов, компрессоров, электрооборудования, трансформаторов, прокатных станов, измерительных приборов, других машин на сумму 200 млн марок под 4,5% годовых. В том же году были выделены фонды в валюте для закупки импортного оборудования и дано соответствующее указание Наркомату внешней торговли разместить заказы за границей по авиационной спецификации с минимальными сроками доставки. По оценке наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина, “это помогло оснастить уникальным оборудованием, которое в нашей стране не производилось, наши заводы, что сыграло свою роль в налаживании массового производства новой авиационной техники”. Сотрудничество с Германией приобрело еще большую актуальность в связи с тем, что после начала «Зимней войны» США наложили так называемое «моральное эмбарго» на поставки в СССР авиатехники и авиаоборудования.
От гитлеровской Германии, остро нуждавшейся в нашем продовольствии и промышленном сырье и находившейся с начала второй мировой войны в состоянии так называемой военной и экономической блокады со стороны Англии, СССР получил в немалом количестве новейшую военную технику, металлургические, карусельные, сверлильные, строгальные и другие виды станков (5271 станок), прокатные станы, машины и оборудование для военных заводов, машины и оборудование для тяжелой, химической, горнорудной и легкой промышленности, некоторые виды остродефицитного промышленного сырья (дюралюминий, вольфрам). Только на условиях взаимных поставок необходимого И.В. Сталин согласился на встречные поставки в Германию 2500 тыс. т зерна, 970 тыс. т сырой нефти и 200 тыс. т марганцевой руды. Из общей суммы стоимости поставок, которые Германия поставила к 21 июня 1941 г., военные заказы составили около 100 млн марок.
Ввиду того, что оборудование и материалы распределялись по наркоматам, автору не удалось выявить долю поступавшего импорта, приходившуюся на промышленные предприятия в РСФСР. Но поскольку известно, что по многим видам производства РСФСР являлась монополистом в СССР или производила более половины продукции, можно допустить, что импортные поставки средств производства помогли в развитии мощностей предприятий военной промышленности и смежных с ней отраслей, расположенных на территории РСФСР. Кроме того, в предвоенный период СССР приобретал небольшие партии и образцы новейшей военной техники, которая изучалась и проходила испытания в научноисследовательских центрах РККА на территории РСФСР. Это были новейшие по тому времени германские истребители “Мессершмитт-109Е”, “Мессершмитт-110”, “Хейнкель-100”, бомбардировщики “Дорнье-215”, “Юнкерс-88”, учебно-тренировочный самолет “Фокке-Вульф-58” и другие. Решение СНК СССР, наркомата обороны и Управления ВВС РККА о внедрении конструктивно-технических новинок люфтваффе в советское авиастроение в 1940-1941 гг. было во всех отношениях оправданным. На основе германских авиационно-технических достижений удалось повысить боевые возможности некоторых опытных образцов самолетов (И-26, И-200, И-301, ДБ-240), ставших в дальнейшем серийными (Як-1, МиГ-1, ЛаГГ-3, Ер-2), а также уже стоявших на вооружении бомбардировщиков (ДБ-3Ф, ТБ-7, СБ).
В условиях, когда промышленность создавалась по мере освоения громадной территории, тип промышленного развития не мог быть единым для всей страны; различны были темпы и характер индустриализации. На рубеже 30-40-х гг. ХХ в. определилась дифференциация регионов по специфике производства, социальной структуре: центр, где индустриализация дала плоды раньше всего; восточные и северные районы, большая часть которых представляла собой малозаселенные и невозделанные земли, которые еще предстояло осваивать. В центральных районах процесс индустриализации проходил еще до ХХ в., в основном в соответствии с европейской моделью. Первые рабочие машины появились здесь при наличии ремесла и мануфактуры; преобладали спонтанные, органически обусловленные тенденции, начало которым было положено существованием мелких и простых текстильных предприятий. Промышленная революция происходит в этих регионах в рамках первого этапа становления индустриального общества. Восточные и северные районы фактически не знали периода текстильного производства, а их активная колонизация развернулась в основном уже в фабричной стадии. Вместе с тем следует учитывать наличие патриархальных элементов многоукладности экономики. Эти регионы, осваивавшиеся в советский период, находились в таком отношении к индустриальному центру, в каком последний находился в свое время к северозападной Европе. Имевшие место различные типы индустриального развития получили свое выражение как в количественных и качественных, так и в пространственно-временных измерениях этих типов социально- экономического развития: Центр, Восток, Запад, Север, Юг.
Огромные географические размеры России вели к своеобразной индустриальной разреженности ее пространства. Особенностями ее являлись широтная зональность, при которой главная индустриальная полоса РСФСР формировалась в главной полосе расселения (от центральных районов через Среднее Поволжье до Среднего и Южного Урала); европейско-азиатская асимметрия, при которой на европейскую часть России приходился основной промышленный потенциал; глубинность, то есть удаленность от морей и границ многих индустриальных центров (Среднее Поволжье, Урал, Западная Сибирь).
Российская история в значительной мере являлась и является историей освоения Востока и Севера. Около 60% (11 млн км2) ее территории - это районы Крайнего Севера или к ним приравненные с экстремальными природно-климатическими условиями. Так, Норильск и Таймырский полуостров по жесткости климата стоят на втором месте после Антарктиды, на территории Якутии зафиксирована самая низкая зимняя температура в Северном полушарии. В то же время в восточных, зачастую суровых по природно-климатическим условиям и труднодоступных, зонах была сосредоточена основная часть разведанных полезных ископаемых, водных и лесных ресурсов. РСФСР занимала первое место в мире по разведанным запасам угля.
Из-за удаленности топливно-энергетических ресурсов от районов их большего потребления возникла потребность создания энергетических объектов на Востоке и приближения к ним энергоемких отраслей (цветной металлургии и химии). В довоенные годы определилось приоритетное направление сдвигов, связанное с вовлечением в промышленный оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов восточных районов. Сдвиг индустрии на Восток способствовал приближению производства к основным источникам сырья, топлива, энергии. На модели индустриального развития восточных районов в значительной степени сказался внешнеполитический фактор. В каждом регионе дублировался набор жизнеобеспечивающих отраслей (топливно-энергетическое хозяйство, строительная индустрия, легкая, пищевая промышленность, машиностроительные и ремонтные предприятия).
Промышленное освоение территории Востока и Севера носило выборочный характер с целью создания опорных индустриальных пунктов (баз), с помощью которых в разработку вовлекались бы новые ресурсы. Наиболее ярким примером тому является Урало-Кузнецкий комбинат, возникший в 30-е годы. Замысел его создания заключался в организации промышленного комплекса из взаимодействующих предприятий черной металлургии, машиностроения, химической промышленности на основе совместного использования кузнецкого угля и уральской железной руды с перевозками металлургического сырья и топлива по принципу маятника. В 1936 г. УралоКузнецкий комплекс давал около 1/3 выплавки чугуна, стали и производства проката, 1/4 добычи железной руды, почти 1/3 добычи угля и около 10% продукции машиностроения. Только удельный вес Кузбасса в 1937 г. составил в общесоюзной выплавке чугуна 10%, стали - 9,1%.
Под влиянием Урало-Кузбасса в промышленный оборот стали вовлекаться природные ресурсы Восточной Сибири, Дальнего Востока. В этих регионах развернулось широкомасштабное капитальное строительство. В восточных районах РСФСР в третьей пятилетке строилось 97 предприятий, в т.ч. 38 машиностроительных, вводились новые агрегаты. В 1938-1941 гг. Восточная Сибирь получала 3,5% союзных капиталовложений, Западная
Сибирь - 4%, Дальний Восток - 7,6 %. Урал и Западная Сибирь заняли первое место в СССР по производству алюминия, магния, меди, никеля, цинка, Дальний Восток, Восточная Сибирь - по производству редких металлов.
В 1938-1941 гг. одновременно с завершением ранее начатых строек и рас-ширением производственных мощностей существующих предприятий были за-ложены сотни новых строительных площадок. Пункты размещения предприятий выбирались с учетом специализации региона, сырьевой базы, трудовых ресурсов. Для строительства заводов тяжелого машиностроения в титульных листах намечались Урал, Новосибирск, Красноярск; тяжелых станков - Урал, Тюмень; других станков - Оренбург, Курган, Западная Сибирь, Хабаровский край; кузнечно-прессового оборудования -Поволжье, Ульяновск, Урал, Сарапул, Западная Сибирь; дизелей - Новосибирск; подъемно-транспортного оборудования - Удмуртия, Челябинская область, Новокузнецк; строительных и дорожных машин - Урал, Иркутск; турбин - Куйбышев, Свердловск, Уфа, Новосибирск; паровых котлов -Урал, Орск; крупных и средних электромашин - Западная Сибирь, Тюмень, Томск; силовых трансформаторов - Западная Сибирь; высоковольтной аппаратуры - Урал; автотракторного электрооборудования - Петропавловск; заводов автомобильной промышленности (и смежников) - Чусо-вая (Урал), Уфа, Омск, Новосибирск, Дальний Восток; шарикоподшипников - Урал; вагоностроения - Нижний Тагил (расширение); Новокузнецк; сельскохозяйственного машиностроения - Восточная Сибирь и реконструкция других заводов; текстильных станков - Барнаул; бумагоделательных машин - Уфа; химического машиностроения - Поволжье, Куйбышев, Урал, Западная Сибирь; приборов - Ульяновск, Киров, Томск. Для повышения устойчивости промышленности, согласно решению XVIII съезда ВКП(б), на Урале, в Поволжье и Сибири создавались предприятия-дублеры. К ним, помимо военных предприятий, относились ферросплавные заводы в Кузбассе и Челябинске, алюминиевые - в Свердловской области, Западной Сибири и на Европейском Севере, ряд заводов котло-, турбо-, электромашино-, станкостроения, новые предприятия нефтепереработки и химии.
Чтобы не допустить сосредоточения важных производств лишь на отдельных предприятиях-уникумах, по проектировкам Госплана, в машиностроении в первую очередь создавались дублеры по производству трансформаторов, подшипников, автотракторного электрооборудования, электросварочной аппаратуры, локомобилей, станков, паротурбин, арматуры, манометров, в химической промышленности - автошин, красителей, в черной металлургии - тонкого листа. Уже в мае 1939 г. на Урале строились 26 промышленных объектов, в Сибири - 35, на Дальнем Востоке - 13, в Поволжье - 23. Форсированно достраивались крупнейший в СССР завод транспортного машиностроения - Уралвагонзавод, Среднеуральский ме-деплавильный завод, первая очередь Уральского алюминиевого завода, завод "Уралхиммаш", Горьковский завод тяжелого станкостроения, Московский завод малолитражных автомобилей, дальневосточный завод "Амур-сталь", горнометаллургический комбинат на Кольском полуострове "Севе-роникель". С осени 1939 г. ускорились темпы сооружения Новотагильского металлургического завода и реконструкции Нижнетагильского завода им. В.В. Куйбышева. В 1940 г. было завершено строительство первой очереди Новотагильского металлургического и Уральского алюминиевого за-водов. На ММК вступили в строй мартеновские печи в цехе №3, прокатный стан 300, начал работать блюминг №3, расширились мощности центральной электростанции. Но задания по строительству комбината в целом не выполнялись, особенно затягивалось строительство доменных печей.
Было начато строительство Орско-Халиловского металлургического комбината, Череповецкого металлургического завода. Скоростными методами на Кузнецком металлургическом комбинате велось в 1939-1941 гг. строительство мартеновских печей, газогенераторных станций, расширялись цеха. 22 июня 1941 г. строители и горняки Таштагола ввели в действие первый рудник - важную сырьевую базу комбината.
Нарком (позднее министр) финансов СССР А.Г. Зверев отмечал: "Если бы, например, в 1938 - 1941 гг. мы не строили сразу много крупных объектов в разных местах страны, то не имели бы после начала Великой Отечественной войны необходимого производственного задела, и тогда оборонная промышленность могла бы оказаться в прорыве".
Размещение предприятий-дублеров на востоке РСФСР в третьей пятилетке, ввод части из них в действие и создание строительных заделов по другим позволило в начале Великой Отечественной войны не только использовать их мощности для военного производства, но и разместить на их площадях и ввести в строй родственные предприятия, перебазированные из западных районов, расширив и укрепив тем самым военнопромышленный потенциал СССР.
Предвоенные годы - это время интенсивного формирования оборонно-промышленного комплекса. В 30-е годы военное производство значительно опережало развитие мирных отраслей. Темпы роста военного производства в годы второй пятилетки составили 286% по сравнению со 120% роста промышленного производства в целом. За 1938-1940 гг. при ежегодном росте продукции всей промышленности СССР в среднем на 13%, продукция оборонной индустрии возрастала ежегодно на 39%. Среднегодовой темп роста оборонной промышленности за 1938-1940 гг. составил 141,5% вместо 127,3%, предусмотренных третьим пятилетним планом. Только в 1939 г. строились 28 заводов и комбинат, реконструировались 28 заводов Наркомата боеприпасов. Для производства элементов выстрела кроме заводов НКБ были привлечены 253 предприятия, из которых 121 был переведен на новую технологию. Заново была создана промышленность баллистистических порохов и пороховых зарядов для реактивных снарядов. В результате промышленность боеприпасов в 1941 г. была способна увеличить выпуск продукции более чем втрое по сравнению с фактическим выпуском 1940 г.
Особое внимание с 1939 г. стало уделяться авиастроению. В составе нар-комата авиационной промышленности был создан специальный главк, ведав-ший капитальным строительством. Было заложено 9 новых самоле-тострои-тельных и 6 авиамоторных заводов, кроме того еще 9 самолетостроительных и все авиамоторные заводы были реконструированы. 60 заводов невоенной сфе-ры были переведены в подчинение НКАП. В итоге советская авиапромыш-ленность, имея в своем составе 86 заводов, большинство из которых располагались на территории РСФСР, к началу войны превосходила германскую по производственной мощности в 1,5 раза.
Перед войной было начато, помимо существовавших ранее танкостроительных заводов, производство танков на Сталинградском и Челябинском тракторных заводах. На СТЗ накануне войны велись работы по созданию специального двигателя 2МБ-16 для танка Т-34.
На части гражданских предприятий до войны были созданы резервные мощности, пригодные для выпуска военной продукции. На ряде предприятий имелись специальные производства (цехи, участки), на которых отрабатывалась технология и осваивался выпуск военной продукции. Готовились кадры для этого производства. Гражданские предприятия, построенные в предвоенные годы, проектировались с учетом возможности быстрого перевода на выпуск военной продукции.
Многие российские регионы становились местом сосредоточения оборонных предприятий. По состоянию на середину 1938 г., из 219 “кадровых” военных заводов, входивших в систему Наркомата оборонной промышленности, 68 (31%) дислоцировались в Москве и Московской области, 38 (17,3%) - в Ленинграде и Ленинградской области, 30 (13,6%) - на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. На линии Ленинград - Москва - Тула - Брянск - Харьков - Днепропетровск располагалась главная военнопромышленная база СССР.
На рубеже 30-40-х годов наблюдается тенденция к увеличению количества оборонных предприятий в регионах РСФСР. К началу 1941 г. только в Горьковской области работали 44 оборонных предприятия, из них 34 были крупными, включая авиазавод № 21, машиностроительный (артиллерийский) завод №92, в Кировской области действовали 7 крупных оборон-
ных предприятий .
К началу войны в России определилось 8 регионов (Северо-Западный, Северо-Кавказский, Центральный, Нижне-Донской, Поволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный), различавшиеся особенностями промышленного развития и социальной структуры. Крупная промышленность России в основном была расположена в Центральном районе Европейской части, на Урале, вдоль транспортной железнодорожной магистрали Сибири. Новые и реконструированные в 30-х - начале 40-х годов военные заводы размещались преимущественно на северо-западе, в центре и на юге европейской части СССР и РСФСР. На долю районов Центра и Северо-Запада приходилось около 40% производства металлорежущих станков в СССР, на заводах этих регионов в 1940 г. было занято около 88% рабо-
чих отечественной инструментальной промышленности .
Территориальный комплекс районов центра РСФСР, охватывая накануне войны 13 областей и 8 автономных республик, занимал 4,2% территории СССР и имел население 45,1 млн человек. Вследствие географического положения и большого отраслевого разнообразия Центральный промышленный район являлся основной индустриальной базой РСФСР и СССР. Роль района определялась развитием особо трудоемких и качественных отраслей промышленности, занимавших ведущее место в его районно-отраслевом ряду. Это - многоотраслевое сложное машиностроение (электротехника, приборо-, станко- и автомобилестроение и т.д.), основная и синтетическая химия, текстильная, обувная, крупная пищевая, полиграфическая и парфюмерная промышленность. Этот регион давал в 1939 году 38,9 % промышленной продукции СССР, в том числе в машиностроении -43,5% общесоюзного производства, в химической промышленности - 39,4 %, а в 1940 г. по наркомату химической промышленности - 58,1 % общесоюзного производства, по электротехнической промышленности - 47,4 % общесоюзного производства. Здесь производилось 100% автомобилей, 100% ткацких станков, 88% автопокрышек, 38 % товарных вагонов, 76% красителей, 100% нитролаков, 59% пластмасс, 100% технических тканей и автокорд. Районы Центра давали накануне войны 83,8% шелковых тканей в СССР, 86,1% льняных тканей, 88,4% хлопчатобумажных тканей и 67,4% шерстяных, а также 40% резиновой обуви. В итоге районы Центра при населении 26,4% по СССР (1939 г.) производили 38,3% валовой продукции Союза. Достаточно отметить, что только московская промышленность давала накануне войны около 25% всей союзной промышленной продукции, производила 49% автомобилей и запасных частей к ним, 98% подшипников, 26% станков, 65% мостовых кранов, почти 30% химической продукции, третью часть хлопчатобумажных тканей и свыше 40% электрооборудования, производившихся в СССР.
Северо-Западный экономический район, располагавший значительными природными ресурсами, являлся одним из старейших индустриальных районов России,. В экономике страны он выделялся точным машиностроением, морским судостроением, горнометаллургической промышленностью, отраслями химической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, рыбной, легкой промышленности, полиграфическим производством. Удельный вес промышленной продукции районов Европейского Севера и Северо-Запада составлял в 1940 году от общесоюзного: по тяжелому машиностроению - 25%; по лесной промышленности - 38%; по целлюлозно-бумажной - 46,2%; по электротехнической - 37%; по легкой - 14%; по текстильной - 9%. Промышленность в основном была сосредоточена в Ленинграде и Ленинградской области. Только в Ленинграде накануне Великой Отечественной войны действовало 333 промышленных предприятия союзного и республиканского подчинения. Доля ленинградской промышленности в общесоюзном промышленном производстве составляла десятую часть (1939 г.). Из-за отсутствия собственной металлургической и топливной базы в регионе требовался завоз металла, угля и нефти в больших размерах. Так, в 1940 году в Ленинград было поставлено 1206 тыс. тонн металла, 4203 тыс. тонн каменного угля, 1077 тыс. тонн нефти.
Для решения топливной проблемы в регионе в предвоенные годы началась промышленная добыча нефти и газа в Коми АССР. В 1940 г. нефтяники Ухты добыли 75,7 тыс. тонн нефти. В годы второй пятилетки начали давать уголь первые эксплуатационные шахты Воркуты, положившие начало промышленному освоению Печорского бассейна. Перед войной они давали свыше 200 тыс. т угля в год. Увеличивалась и добыча торфа. В 1940 г. его добыча в Ленинградской, Кировской и Вологодской областях составила 3608 тыс. т. Накануне войны в этом экономическом районе вырабатывалось 4,4 млрд кВт-ч электроэнергии (9,2% производства СССР).
Для обеспечения нужд Северо-Запада в черных металлах был выдвинут проект создания внутри района на основе запасов железных руд и печорского угля собственной металлургической базы, подобно Кузбассу. Однако война задержала строительство металлургического комбината. Быстрее развивалась цветная металлургия. Только предприятия Наркомата цветной металлургии в Ленинградской области в 1940 г. выплавили 15 тыс. тонн алюминия и добыли 30 тыс. тонн глинозема. Вступила в строй первая очередь комбината "Североникель". Наиболее развитыми в индустриальном отношении на Северо-Западе накануне войны были Ленинградская, Кировская и Вологодская области, слабее были освоены территории Архангельской, Мурманской областей, северные районы Коми АССР.
Юго-Восток Российской Федерации при наличии больших ресурсов топлива, воды, рабочей силы был представлен многоотраслевой индустриальной структурой и давал 39,3% общесоюзного производства комбайнов, 24,2% тракторов, 15,6% нефти, 12,9% кожаной обуви, 23,7% улова рыбы. Здесь получили развитие цинковая промышленность (Северо-Осетинская АССР), нефтедобыча и нефтепереработка (Чечено-Ингушская и Дагестанская АССР). В 1940 г. в районе было получено более четверти добычи нефти в РСФСР. Был построен крупнейший в СССР стекольный завод (Дагестанская АССР). Только в Саратовской и Сталинградской областях
насчитывалось свыше тысячи промышленных предприятий .
Центром металлургической промышленности в регионе был Сталинград. В 1940 г. завод "Красный Октябрь" дал почти 800 тысяч тонн стали. Здесь в 1931 г. был введен в действие тогда еще единственный в СССР цех термической обработки специальной высококачественной стали. Перед войной завод давал 60% всего производства качественного проката СССР.
На сталинградском заводе "Баррикады" сталевары первыми в стране научились давать слитки стали весом до 150 тонн, что позволило прессов-
щикам изготовлять крупные поковки .
Сталинградский тракторный завод в довоенное время давал 40 % общесоюзного производства тракторов, выпуская свыше 40 тыс. тракторов в
год. На нем впервые в СССР была пущена конвейерная система и первая в
мире автоматическая линия из агрегатных станков и полуавтоматов .
В 1932 г. недалеко от Сызрани был построен первый в СССР сланцеперегонный завод и освоено производство размягчителей резины и других препаратов. В 1934-1935 гг. были введены в действие первая и вторая очереди Саратовского крекинг-завода.
В данном регионе накануне войны формировались новые промышленные центры: Чистополь (ТАССР) - нефтяная, химическая и машиностроительная промышленность; Пугачев (Саратовская область) - машиностроение, пищевая и сланцевая промышленность; Самарская Лука (Куйбышевская область) - энергоемкие производства; Белая Калитва (Ростовская область) - металлургия и энергоемкие производства; Прохладный (Кабардино-Балкарская АССР) - текстильная промышленность; Невинно-мысск (Орджоникидзевский край) - текстильная, легкая промышленность и машиностроение; Буйнакск (Дагестанская АССР) - машиностроение и
легкая промышленность .
Промышленная продукция районов Урала и Западной Сибири в 1939 году составляла около 9% от общесоюзной. Регион выделялся сравнительно развитой угольной промышленностью, черной металлургией. На территории Западной Сибири, наиболее заселенной и хозяйственно освоенной части Сибири, к июню 1941 г. насчитывалось более 3100 крупных промышленных предприятий. В 1940 г. добыча угля в Кузбассе и на Урале составила около 21% общесоюзной добычи, в том числе Кузбасс давал 13,6% от всей добычи угля в СССР, а добыча нефти на Урале - 5,3% общесоюзной. Урал и Западная Сибирь производили в 1940 г. 28,5% чугуна, 31,5% стали, 32% проката в СССР. Уральская металлургия концентрировалась в основном на Южном Урале. Заводы Челябинской области (ММК, Златоустовский, Уфалейский, Челябинский ферросплавный, Ашинский и другие заводы) производили в 1940 г. 67,4% уральского чугуна, 59,8% стали, 62,1% проката. Заводы Среднего Урала (Ново-Тагильский, Серовский, Верх-Исетский, Кувшинский и др.) давали 26,4% уральского чугуна, 29,4% стали, 22,4% проката. Остальное производство падало на заводы Пермской обл. и Башкирской АССР. Уральская энергосистема занимала 3-е место по мощности в СССР после Московской области и Украины. Свердловская область производила накануне войны в 1,5 раза больше промышленной продукции на душу населения, чем в среднем по СССР, Челябинская область - в 1,2 раза. Однако в Алтайском крае и Омской области этот показатель был ниже общесоюзного в 3 раза, в Башкирии - в 4 раза, в Чкаловской области - в 5 раз.
Валовая продукция промышленности Дальнего Востока и Восточной Сибири составила в 1939 году 2,7% от общесоюзного уровня, добыча угля (1940 год) - 9,8%. Ведущими отраслями являлись лесная и деревообрабатывающая, рыбная промышленность, добыча и переработка руд цветных металлов и ценных нерудных ископаемых, морское судостроение.
В Крымской АССР было 45 крупных заводов и фабрик. В основном здесьразвивалась металлургическая промышленность, представленная Керченским металлургическим заводом им. П.Л. Войкова, Камыш-Бурунскими рудниками. Выплавка чугуна в 1940 году составила в этом регионе 459 тысяч тонн, стали - 317 тысяч тонн, проката - 268 тысяч тонн. Железорудный комбинат в Камыш-Буруне давал 2,5 млн т руды в год. Также в регионе развивалось судостроение (г.Керчь) и действовал крупнейший в Черноморском бассейне судоремонтный завод в Севастополе, специализировавшийся на капремонте, модернизации и переоборудовав-нии кораблей всех классов. Более половины промышленной продукции
приходилось на местную промышленность и промысловую кооперацию .
К началу войны проявились такие характерные черты развития промышленности РСФСР, как опережающее производство средств производства над производством предметов потребления; огромные и постоянно увеличивающиеся объемы капитальных вложений в промышленность, в том числе в топливно-энергетический комплекс; скрытые инфляционные процессы в виде прогрессировавшего дефицита на потребительском рынке.
Задачи индустриализации были решены не в полной мере, превалировало сельское население, использовавшее в значительной степени ручной труд. Наряду с относительно развитыми районами имелись отсталые, разница между которыми была крайне велика. Современная наука и техника соседствовали со сравнительно низким уровнем грамотности большинства населения, общая квалификация которого оказалась достаточной для создания общества с мощной, но технологически отсталой индустрией. Можно выделить такие черты российской индустрии начала 40-х годов, как низкий уровень специализации и производственной инфраструктуры: в отличие от США и Западной Европы в РСФСР, как и в СССР в целом, преобладали универсальные, часто заводы-города типа Кировского завода в Ленинграде, где выпускалось все - от танков до лопат и топоров. Большинство отечественных крупных предприятий было специализировано по своей конечной продукции, но каждое предприятие в целом было далеко от специализации. Каждое предприятие представляло собой самообеспечивающееся хозяйство с собственным производством инструментов, технологического оборудования, частей, литья, собственными ремонтными цехами, строительными, транспортными подразделениями, цехами по производству тары, собственным жилым фондом, поликлиниками, детскими садами и т.д. Слабыми были мощности вспомогательных цехов.
Усилия по специализации советских предприятий подрывались отраслевым принципом. Взаимосвязь отраслей осуществлялась через центральный план, и отрасли должны были удовлетворять свои оперативные потребности за счет своих собственных ресурсов. Расходы на социальную сферу, инфраструктуру финансировались из бюджета предприятия, главным образом через дополнительное повышение стоимости продукции.
Характерны были низкие показатели среднедушевого производства при сравнительно высоких общих показателях развития экономики. Документы 1939 - 1941 гг. свидетельствуют, что советское руководство нацеливало в этот период людей на продолжение политики индустриализации,
о о ТТ
незавершенность которой накануне войны становилась очевидной . По сути, РСФСР содержала в себе компоненты двух цивилизаций: европейско-городской и традиционно-деревенской. В ней относительно успешно была решена задача технологической (индустриальной) и социальной (социалистической) модернизации.
Накануне войны в РСФСР обозначились несколько групп проблем. Первая была связана с масштабами территориального разделения труда (узкая специализация районов, разрыв между производством и потреблением, гигантизм предприятий, разрыв между природно-ресурсной базой на востоке и обрабатывающей промышленностью, сосредоточенной в основном в европейской части РСФСР, дальние связи). Добыча угля была сосредоточена в основном в Донбассе, нефтедобыча - на Кавказе, производство чугуна - на Юге, машиностроение - в Центре, на Юге и на Северо-Западе, текстильная промышленность - в Центре и на Северо-Западе.
Пространственный разрыв между промышленными и топливноэнергетическими предприятиями вел к удорожанию себестоимости. Так, только в 1938 г. стоимость транспорта при условии снабжения восточных предприятий автомобильным бензином нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в Урало-Поволжье, была бы более чем на 50% меньше фактических затрат, связанных с необходимостью доставки этого горючего из южных районов СССР. Одновременно почти на 54% сократилась бы за-
грузка железнодорожного и водного транспорта .
Это обстоятельство требовало более интенсивного освоения нефтяных районов Урало-Поволжья.
Дополнительные трудности для промышленности создавала недостаточная пропускная способность многих железнодорожных узлов и линий. За годы предвоенных пятилеток были построены новые железнодорожные линии на Урале, в Кузнецком бассейне и на Алтае, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В дополнение к двум железнодорожным выходам из центра на Урал и в Сибирь были проложены более короткие линии через Казань - Свердловск и через Оренбург - Орск. Был создан также новый выход с Урала на Транссибирскую магистраль: от Свердловска на Курган и в Казахстан через Троицк, Орск. Однако удельный вес двух- и многопутных линий был значительно ниже, чем на дорогах Германии, к тому же грузонапряженность последних уступала советским дорогам. Многие магистрали работали с перегрузкой или обладали весьма малым запасом пропускной способности. Число поездов в среднем на километр накануне войны достигло западноевропейского уровня, а грузонапряженность стала самой высокой в мире - в 3 раза больше, чем в США. На отдельных направлениях средняя густота грузовых перевозок была очень высокой и мощность железнодорожного пути не всегда отвечала возросшей нагрузке, из-за чего в годы войны потребовались срочные меры по усилению пропускной способности многих магистралей. Так, грузонапряженность дорог Урала и Сибири в 1940 г. превышала среднесетевую на 68%, а техническое оснащение их было ниже среднесетевого.
Увеличилась дальность пробега грузов. В 1913 г. дальность пробега по железной дороге всех грузов составляла 496 км, в 1940 г. - 695 км; по углю соответственно 485 и 699 км, по нефти - 601 и 1228 км, по лесу - 415 и 1005 км, по дровам - 197 и 250 км. Наибольшая густота железнодорожной и шоссейной сети дорог была в западной приграничной полосе (70 км на 1000 км2). В районах между Днепром и Доном она уменьшалась до 45 км на 1000 км2, а между Доном и Волгой, на Кубани и Северном Кавказе, до - 14 кмна 1000 км2.
Пропускная способность железнодорожной сети по отдельным районам носила ступенчатый характер, резко уменьшаясь с запада на восток. Неразвитость транспортной инфраструктуры, особенно железных и шоссейных дорог, негативно сказывалась на обеспечении нужд армии, оборонной промышленности и страны в целом. По качественным показателям и количеству их Россия и СССР уступали европейским странам. Вместе с тем транспортная система РСФСР оказалась в состоянии, в отличие от Первой мировой войны, выдерживать на протяжении войны большие перегрузки.
Во-вторых, РСФСР характеризовалась разнообразием хозяйственных укладов, связанных как с природной и этнической спецификой регионов, так и с их разным положением по отношению к траектории индустриального развития (с асинхронностью модернизации хозяйственных структур). Например, Московская, Ленинградская области завершали переход в индустриальную стадию, а Дагестан, Калмыкия еще в нее не вступили: здесь лидировал первичный сектор экономики - сельское хозяйство. Выработка промышленной продукции на душу населения была в 1,5-2 раза ниже среднесоюзных показателей в Бурят-Монгольской, Татарской, Удмуртской АССР, в Новосибирской, Орловской, Воронежской, Пензенской областях, в 2,5-3,5 раза ниже - в Башкирской, Немцев Поволжья, КабардиноБалкарской, Дагестанской и Коми АССР, Красноярском, Алтайском, Орд-жоникидзевском краях, в Читинской, Чкаловской, Омской, Кировской, Тамбовской, Вологодской, Смоленской областях; в 4 раза и больше разрыв достигал в Мордовской, Чувашской, Марийской, Калмыцкой и Якутской АССР.
Техническая оснащенность промышленности в разных регионах была различна. Так, в 1939 г. электровооруженность труда в крупной промышленности Восточной Сибири была в 3 раза ниже, чем в среднем по РСФСР.
Существенно различалось положение в рамках одного или близких экономических типов, например, индустриальных. Среди них были сравнительно молодые, динамичные и технически и экономически устаревшие производства, о чем можно судить, в частности, по степени износа основных фондов и возрасту промышленного оборудования. Так, в Центральном районе оборудование текстильной промышленности в основном относилось к XIX в., а в машиностроении его возраст составлял на % - 10-15
лет.
Третья группа проблем была связана с попыткой центральных планирующих органов сочетать несочетаемое - выравнивать уровни развития, поднимать окраины, повышая при этом эффективность всего народного хозяйства. Авторы упомянутого проекта Генерального плана ориентировались на более равномерное размещение производительных сил и комплексное развитие всех экономических районов РСФСР и СССР в целом, что в свою очередь должно было привести к изменениям удельного веса отдельных регионов. Практическое применение концепции комплексности районов в виде территориально-производственных комплексов, по сути, служило лишь средством ударного строительства в новых ресурсных ареалах. Более быстрые темпы роста промышленности предполагалось обеспечить на Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке. Так, на капитальное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке в третьей пятилетке было выделено 21,6% общей суммы по РСФСР, в том числе на капитальное строительство в Западной Сибири - 5,3%, в Восточной Сибири - 5,4%, на Дальнем Востоке - 10,9%.
Четвертая группа проблем касалась уязвимости географического размещения многих предприятий с позиций обороны. Слабо учитывались изменившиеся после Первой мировой войны характер и особенности вооруженной борьбы, связанные с повышением маневренности войск, их способности действовать в высоких темпах и на большую глубину, особенно угроза мощных воздушных ударов по тыловым военно-промышленным центрам.
Незадолго до войны Комитет обороны принял решение об изменении в географическом размещении производительных сил. Его характер определялся как общеэкономическими и политическими соображениями (освоение новых источников сырья, топлива, хозяйственный подъем окраин, преодоление неравномерности в техническом обеспечении, оснащенности и развитии индустриальных центров и периферии, разобщенности добывающей и обрабатывающей промышленности), так и военностратегическими (недопущение чрезмерного скопления предприятий, облегчавшего противнику нанесение концентрированных ударов по ним с воздуха, максимальное удаление хозяйственных объектов за пределы радиуса действия его бомбардировочной авиации, уменьшение числа предприятий на той территории, которая могла стать театром военных действий или подвергнуться оккупации вражескими войсками). Основной задачей такого размещения было повышение жизнеспособности промышленности и экономики в целом в условиях войны и создание такой хозяйственной системы, которая была бы защищена от вооруженного воздействия со стороны противника. Однако решить ее оптимальным образом не удалось. 86,4% общесоюзной добычи нефти было сосредоточено в двух южных районах СССР (Азербайджан и Северный Кавказ). Преобладающую массу металлургической продукции давала Украина, где в 1940 г. производилось 64,7% чугуна, стали - 48,8%,
проката - 49,7%, добывалось около 70% руды, а выжиг кокса составлял 74,4% общего производства по Советскому Союзу.
Это означало, что многие предприятия СССР в то время, будучи сконцентрированными недалеко от западной границы, могли в условиях войны сравнительно быстро попасть в зону боевых действий. Справедливости ради следует отметить, что маршал Б.М.Шапошников еще до войны говорил о необходимости принятия заблаговременных мер на случай возможных ударов вероятного противника: "Должны быть приняты меры: 1) к отнесению в глубь территории страны фабрик и заводов, которые будут работать на оборону, не говоря уже о чисто военных заводах; 2) по прикрытию индустрии и предприятий добывающей промышленности, если таковые находятся вблизи границы". Однако это предупреждение было проигнорировано, а вместо этого, согласно постановлениям СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 марта и 19 июня 1941 г., продолжалось строительство крупных заводов артиллерийского и авиационного вооружения в юго-западных районах СССР, в том числе в городах Купянск, Артемовск, Шостка, Лиски, в пригородах Киева.
Пятая группа проблем заключалась в том, что перед войной выявился ряд факторов, сказывавшихся в гонке вооружений:
а) диспропорции в развитии отечественной индустрии, в том числе отставание от потребностей народного хозяйства добычи нефти, производства металлов, химической продукции, нехватка электроэнергии для ускоренного развития промышленности в восточных районах. На низком уровне оставалось производство качественного металла. Недостаточно были развиты сырьевые отрасли, особенно марганца. Довольно напряженным было положение с топливом и энергией. Война с Финляндией обострила транспортные трудности и энергоснабжение промышленности Ленинграда и других городов. Из-за нехватки электроэнергии продолжительное время простаивали заводы в Горьком.
Развитие отечественного машиностроения и оборонной индустрии, необходимость наращивания мобилизационно-стратегических запасов требовало значительно большего количества цветных и редких металлов по сравнению с тем, что производилось в стране. Так, советская промышленность получала в год около 60 тыс. т алюминия, при этом мобилизационный план на 1939г. предусматривал потребление 131100 т за один год войны. В случае войны оставалось надеяться только на увеличение импорта, однако в 1938-1940 гг. ввоз алюминия в Советский Союз сократился с 7652 т до 513 т. СССР отставал от потенциального противника накануне Второй мировой войны по производству алюминия более чем в три раза. Еще в большей степени разрыв увеличился в 1941 г. Наиболее отстающим было производство свинца, вольфрама, молибдена, олова и никеля. Нехватка цветных металлов отрицательно отражалась на производстве кабеля и других изделий электротехнической и оборонной промышленности.
Одним из узких мест перед войной было производство авиационного и, в несколько меньшей степени, автомобильного бензина. Накануне войны, в 1941 г., потребность по авиационному бензину Б-78 была удовлетворена всего на 49%;
б) сравнительно низкая производительность труда в промышленности, в том числе в оборонных отраслях, ввиду низкого уровня технологической дисциплины и квалификации работников на большинстве предприятий; в) моральная устарелость многих систем вооружения и невозможность перейти немедленно на выпуск новой продукции;
г) медленная модернизация старых заводов, неэффективное использование оборудования, несоблюдение технологических процессов;
д) просчеты в определении потребностей в будущей войне. Внедрение новейших разработок в массовое производство занимало продолжительное время. К предвоенному времени относится создание новых самолетов Яковлева, Микояна, Туполева, Ильюшина, Петлякова, танков КВ и Т-34, автомата Шпагина, реактивной артиллерии "катюш". И хотя в 1940 г. -первой половине 1941 г. были приняты специальные постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о производстве танков Т-34 и КВ, об увеличении выпуска самолетов и авиамоторов, об изготовлении опытных образцов вооружения, о строительстве легких крейсеров, эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и подводных лодок, однако резко увеличить их выпуск и начать массовое перевооружение вооруженных сил не удалось из-за ограниченности времени, дефицита металла, электроэнергии и специального оборудования, точных приборов и инструментов. Сказывались общее напряженное положение в стране с металлургическими, энергетическими ресурсами, низкий организационно - технический уровень производства. Быстро расширить мощности сырьевых отраслей не представлялось возможным, так как почти вся незавершенка была "съедена" в конце второй пятилетки. В результате резко замедлилось развитие металлургии, энергетики, гражданского машиностроения. Так, если в РСФСР ежегодный прирост выплавки стали во второй пятилетке составлял в среднем 1272 тыс. т, то в 1938-1940 гг. - только 116 тыс. т. Прирост выработки электроэнергии был равен соответственно 2,9 млрд и 2,5 млрд кВт-ч. Сократился общий объем производства магистральных локомотивов, автомобилей, тракторов. А без дополнительного металла, энергии, оборудования невозможно было резко увеличить выпуск вооружений. Поэтому многие проблемы решались за счет перераспределения ресурсов. О степени мобилизации свидетельствует тот факт, что к концу 1940 г. на оборонных заводах и на гражданских предприятиях, переведенных на выпуск военной продукции, было более 64% станочного парка страны.
Часть продукции, выпускавшейся на предприятиях РСФСР, по своей конструкции, габаритам была неконкурентоспособна в сравнении с зарубежными образцами. Так, производившиеся в РСФСР радиолампы при тех же электрических параметрах имели меньший срок службы, большие габариты, а потребляемая мощность превышала в 6-7 раз зарубежные аналоги. Радиопередатчики и радиоприемники 71-ТК, 5-АК, 11-АК имели в 2-3 раза больший вес и габариты, а по мощности уступали в 3 раза лучшим заграничным образцам. По оценке наркома связи СССР И.Т. Пересыпкина, очень маломощной была отечественная промышленность средств связи. Завод «Красная заря», выпускавший телефонную аппаратуру всех типов, завод им. Кулакова, изготавливавший телеграфные аппараты СТ-35 и Бодо, завод им. Коминтерна, производивший мощную аппаратуру - все они находились в Ленинграде и не удовлетворяли минимальных потребностей в средствах связи страны. На 1 июня 1941 г. войска связи были обеспечены телеграфными аппаратами Бодо на 69%, СТ-35 - на 35, Морзе - на 76, индукторными телефонными аппаратами - на 37, полевым телеграфным кабелем - на 30%.
Чистый вес автомашин во многих случаях превышал вес таких же машин, производимых в США, в особенности в исчислении на единицу мощности. При одинаковой грузоподъемности в среднем американский грузовик весил 1,4 т, а отечественный - 1,9 т. Дизельный трактор С-65, выпускавшийся ЧТЗ с 1937 г., по своим технико-экономическим параметрам уступал американским гусеничным тракторам. Сравнительные параметры дорожных машин СССР и США также свидетельствовали не в пользу первых. У части конструкторов и хозяйственников наблюдалась излишняя самоуверенность, проявившаяся в пренебрежении опытом передовых зарубежных станкостроительных фирм. В 1940 г. лишь для 25 из 148 моделей станков были взяты прототипом лучшие зарубежные модели, а 12 моделей были модифицированными станками иностранных фирм. Качество поставлявшихся Наркомхимпромом красителей было очень низким. Примером этому может служить краситель цвета хаки. Хлопчатобумажные ткани для обмундирования Красной Армии, окрашенные этим красителем, быстро поддавались действию солнечных лучей и теряли свой первоначальный цвет. «Низкое качество красителей, выпускаемых Наркомхимпромом, - писал позднее генерал армии А. Хрулев, - объясняется большой отсталостью в методах их изготовления и незнанием новейших рецептур, применяемых за границей, и в частности в Германии».
Высокими были издержки производства: вынос рудной пыли к выплавленному чугуну равнялся накануне войны 21 % против 5-7 % в США; отходы металла составляли в среднем по машиностроению более 30 % к чистому весу машин; 2/3 потерь относятся к технически неоправданным. Потери от брака в машиностроении в 1940 г. составляли 4,5 % к себестоимости продукции, потери от брака в литейном производстве составляли около 15 % против 2- 4 % в США и Германии. Отставал от других стран и уровень рассортировки топлива, очистки добычи пород, механического обогащения углей.
В целом в ходе индустриализации 30-х годов на территории РСФСР был создан потенциал, свидетельствовавший о высокой степени военноэкономической готовности. Были созданы отрасли промышленности, необходимые для развития основных видов военно-промышленного производства. Последующий период показал, что оправдался довоенный курс на комплексное развитие предприятий промышленности вооружений, предусматривавший создание на них автономной металлургической базы в виде собственных литейных цехов и производств. Расширение производства поковок, штамповок и других металлургических полуфабрикатов заложило высокий уровень мобилизационной готовности военных заводов. Централизованная система управления экономикой позволяла власти в короткие сроки обеспечить перевод любого предприятия на выпуск военной продукции. Притом если и требовался перевод на военные рельсы, то только для того, чтобы превзойти германское производство в несколько раз. Неготовность же российской индустрии к войне крылась в наличии диспропорций в экономике, в отсутствии прогноза на мобилизацию людских ресурсов и эвакуацию предприятий в случае неблагоприятного хода войны.
Примечания
1 РСФСР. Административно-территориальное деление на 1 апреля 1941 года с приложением изменений, происшедших за время с 10 апреля 1941 года по 1 октября 1942 года. М., 1942. С.5; РСФСР за 50 лет. М., 1967. С.9; Страна Советов за 50 лет. М., 1967.С.15; Земля // Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С.459; Попов В.П. Причины сокращения численности населения РСФСР после Великой Отечественной войны // СОЦИС. 1994. № 10. С.76; Рыбаковский Л.Л. Людские потери СССР в Великой Отечественной войне// СОЦИС. 2000. № 6. С.115.
2 Ср.: Кожурин В.С. О численности населения СССР накануне Великой Отечественной войны (неизвестные документы)// Военно-исторический журнал. 1991. №2. С.26; СССР в цифрах в 1975 г. М., 1976. С.7.
3 См.: Вопросы экономики. 1996. №11. С.9-10
4 Подсч. по: РСФСР за 50 лет. М., 1967. С.121.
5 Подсч. по: Там же. С.38.
6 Там же. С. 26; Кутафьев С.А., Счастнев П.Н., Никольский И.В. и др. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Экономико-географическая характеристика. М., 1959. С.41.
7 РСФСР за 50 лет. М., 1967. С. 133.
8 Народное хозяйство РСФСР за 70 лет: Стат. сб. М., 1987. С.13.
9 Народное хозяйство СССР: Стат. сб. М., 1956. С.52; РСФСР за 50 лет. М.,1967. С.24; Страна Советов за 50 лет. М., 1967. С.51.
10 См.: Ленинский план социалистической индустриализации и его осуществление. М., 1969. С.255; Рабочий класс СССР и его ведущая роль в строительстве коммунизма. М., 1975. С.377.
11 Касьяненко В.И. Завоевание экономической независимости СССР. (1917-1940 гг.). М., 1972. С. 207.
12 См.: Внешняя торговля. Статистический сборник. 1918-1966. М., 1967. С.24-29.
13 Год кризиса: Док-ты и мат-лы. Т.2. М., 1990. С. 284; Шахурин А.И. Крылья победы. М., 1984. С. 81.
14 Соболев Д.А. Немецкий след в советской авиации. М., 1996. С.54.
15 СОЦИС. 1995. №5. С.23.
16 Мюллер Р.Д. Экономические приготовления Германии к операции «Барбаросса»// Война и политика. 1939-1941. М., 1999. С.347.
17 Захаров В.В. Перед военной грозой 1941 г. Советско-германские военнополитические отношения 19391941 гг. М., 1992. С.35.
18 Капистка В. В. Деятельность Советского государства по организации военнотехнических связей с зарубежными странами в области авиации (1921 - июнь 1941 гг.): Автореф. дис... канд. ист. наук. М., 1995. С.16.
19 Региональная экономика. М., 1995. С.49.
20 См.: Куйбышев В.В. Избранные произведения. М., 1958. С.401-402.
21 Правда. 1937. 15 января.
22 История индустриализации Западной Сибири: Документы и материалы. Новосибирск, 1967. С.27.
23 История Второй мировой войны. 1939-1945. В 12 т. Т.2. М., 1974. С.185.
24 Капитальное строительство в СССР. М., 1961. С.114-115.
25 Индустриализация СССР. 1938-1941. М., 1973. С.65.
26 РГАЭ. Ф.4372. Оп.36. Д.124. Лл.76-78.
27 См.: Картосхема нового строительства и его размещение в третьей пятилетке. Л., 1941. С. 56-65.
28 РГАЭ. Ф.8590. Оп.2. Д.47. Лл. 80-80об.; Д.48. Л.14; Индустриализация СССР. 19381941. М., 1973. С.52-53.
29 Галигузов И.Ф., Чурилин М.Е. Флагман отечественной индустрии: История Магнитогорского металлургического комбината им. В.И. Ленина. М., 1978. С.63.
30 История Кузнецкого металлургического комбината им. В.И. Ленина. М., 1973. С.232-234, 242.
31 Зверев А.Г. Записки министра. М., 1973. С. 158.
32 См.: Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1985. С.32-33.
33 Великая Отечественная война. 1941-1945. Т.1. М., 1998. С.77.
34 См.: 50 лет Вооруженных Сил СССР. М., 1968. С.223.
35 Индустриализация СССР. 1938-1941 годы. М., 1973. С.128.
36 Военно-исторический журнал. 1960. № 3. С. 24.
37 История Второй мировой войны. 1939-1945. Т. 2. С. 190.
38 Советский тыл в Великой Отечественной войне. Т.1. М., 1974. С.73.
39 Симонов Н. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950 гг. М., 1996. С.123.
40 История Второй мировой войны. 1939-1945. Т.3. М., 1974. С.383.
41 РГАСПИ. Ф.17. Оп.122. Д.8. Лл.81, 86, 87; Отечественная история. 2000. №3. С.13.
42 Симонов Н.С. Создание в СССР военной промышленности и формирование советского военно-промышленного комплекса... Автореф. дис... д-ра ист. наук. М., 1998. С.19.
43 Серебрянская Г.В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона Российской Федерации в конце 30-х - первой половине 40-х годов ХХ века. Н. Новгород, 2003. С.55.
44 Подсч. по: Народное хозяйство СССР в 1960 году. М., 1961. С.288; Промышленность РСФСР. М., 1961. С.131.
45 Омаровский А.Г. Развитие и размещение машиностроения в СССР. М., 1962. С.81.
46 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 41. Д. 185. Лл. 12-13.
47 Там же. Л. 19. См. также: Кутафьев С. А. и др. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика: Экономико-географическая характеристика. М., 1969. С.140.
48 См.: Москва. Годы предвоенные. М., 1975. С.55, 90; Давыдова Н., Пономарев А. Великий подвиг. М., 1970. С.323.
49 Ленинградская правда. 1946. 20 марта; Отечественная история. 2003. № 3. С.40; Ку-тафьев С.А. и др. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика: Экономико-географическая характеристика. М., 1969. С.281.
50 Советский Союз: Географическое описание: В 22 т. Российская Федерация. Общий обзор. Европейский Север. М., 1971. С.221.
51 РГАЭ. Ф.4372. Оп.41. Д.185. Лл. 91-92.
52 Александров А.Н. Вклад трудящихся Коми АССР в победу советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Сыктывкар, 1967. С.143.
53 История индустриализации Северного района (Архангельская, Вологодская области и Коми АССР). 1926-1941 гг. Архангельск, 1970. С.21.
54 Шушкин Н.Н., Улитин С.Д. Союз рабочих и крестьян в Великой Отечественной войне. Л., 1977. С.17.
55 Северо-Западный экономический район. М., 1967. С.169.
56 Кардашов В.И. Трудящиеся Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 - январь 1944 гг.). Л., 1965. С.11. Северо-западный экономический район. М., 1967. С.361.
57 Советская социалистическая экономика. 1917-1957. М., 1957. С.480.
58 РГАЭ. Ф.4372. Оп.41. Д.185. Лл. 104, 105.
59 Водолагин М.А. Волжская гвардия. М., 1962. С.59-60; Фролов Д.Ф. Единство тыла и фронта. Из истории Саратовской областной партийной организации в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Саратов, 1961. С.5; Сыроваткин Н.И. Комсомол -помощник партии в мобилизации молодежи на разгром врага в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): Автореф. дис. канд... ист. наук. Астрахань, 1975. С.11.
60 Люшин С.П. Трудовой подвиг волгоградцев. Волгоград: Волж. кн. изд-во, 1963. С.11.
61 Экономическая жизнь СССР. Хроника событий и фактов 1917-1959. М., 1961. С.264.
62 Дарманян П. Заводу "Красный Октябрь" - 60 лет // Сталинградская правда. 1957. 11 мая.
63 Дорогой борьбы и побед: Сб. восп. и ст. Волгоград, 1963. С.147.
64 Экономические районы СССР. М., 1965. С.199.
65 Стрежень: Научный ежегодник. Вып.3. Волгоград, 2003. С.24.
66 Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 40. С.437; Экономическая жизнь СССР. Хроника событий и фактов 1917-1959. М., 1961. С.235, 364; Дорогой борьбы и побед: Сб. восп. и статей. Волгоград, 1963. С.161-162.
67 Город Сызрань: Историко- экономический очерк. Куйбышев, 1964. С.145.
68 Экономическая жизнь СССР. Хроника событий и фактов 1917-1959. М., 1961. С.302, 316.
69 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 41. Д. 185. Л. 111.
70 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 41. Д. 185. Л. 124.
71 Беляев И.К. Социалистическая индустриализация Западной Сибири. Новосибирск, 1958. С.109.
72 Кузнецкий угольный бассейн: Стат. справ. М., 1959. С.99.
73 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 41. Д. 185. Л. 129; Лившиц Р.С. Размещение черной металлургии СССР. М., 1958. С. 161-162, 183-184.
74 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 41. Д. 185. Л. 186. По данным Г.А.Докучаева, в целом Сибирь в 1940 г. производила 3,3 млрд кВт-ч электроэнергии, выплавлялось почти 2 млн т стали, 1536 тыс. т чугуна, производилось около 1,5 млн. т проката, добывалось 39 млн. т каменного угля и др. (Докучаев Г. А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1968. С.6).
75 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 41. Д. 185. Л. 149; Народное хозяйство Крымской области: Стат. сб. Одесса, 1957. С.26-27; Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия. М., 1985. С.330, 640.
76 См., напр.: XVIII съезд ВКП(б): Стенограф. отчет. М., 1939. С.292.
77 РГАЭ. Ф. 7966. Оп.1. Д. 29. Л. 40.
78 Транспорт и связь СССР: Стат. сб. М., 1972. С.101.
79 Ковалев И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). М., 1981. С.13.
80 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 41. Д. 185. Л. 4.
81 Куманев Г. А. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 1963. С.117.
82 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 41. Д. 185. Л. 3.
83 Алексеев В.В. Электрификация Сибири. Историческое исследование. Ч.1. 1885-1950 г. Новосибирск, 1973. С.159.
Докучаев Г.А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. М., 1973. С.33.
84
85
86 Кравченко Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М., 1970. С.40, 45.
87 Шапошников Б.М. Воспоминания. Военно-научные труды. М., 1982. С.443.
88
89
См.: ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 57. Д. 79. Л. 224; Д. 80. Лл. 98, 103, 116; Д. 81. Л. 10.
См.: Зверев Б.И. Оружие - фронту // Отечественная история. 1995. №3. С.60.
Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы. М., 1996. С.120.
Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг. М., 1960. С.379, 407, 691, 791, 1079.
90
91 Ср.: История Второй мировой войны, 1939-1945. Т.2. С.297; Промышленность Германии в период войны 1939-1945. М., 1956. С.73; 1941 год. Кн.1. М., 1998. С.531.
92 См.: Индустриализация СССР. 1938-1941 годы. М., 1973. С.136-137; См. также: О предварительных результатах выполнения плана развития народного хозяйства СССР за 1940 г. Информация Госплана СССР в ЦК ВКП(б) и СНК СССР 21 января 1941 г.// Известия ЦК КПСС. 1990. № 5. С. 180-184.
93 Военная академия тыла и транспорта. Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945. Ч.І. Л., 1963. С.46.
94
95
См.: Известия ЦК КПСС. 1990. № 2. С. 181, 183-184, 190-193, 194-196, 202-205, 207. РСФСР за 50 лет: Стат. сб. М., 1967. С.25.
РГАЭ. Ф.2097. Оп.4. Д.129. Л.17.
РГАСПИ. Ф.17. Оп.121. Д.78. Л.32-33.
Отечественная история. 2003. № 3. С.63.
РГАЭ. Ф.4372. Оп.41. Д.12. Л.46; Д.184. Л. 75.
РГАСПИ. Ф.17. Оп.122. Д. 105. Л.119.
Строительство дорог. 1945. №6. С.5-6.
РГАЭ. Ф. 8243. Оп. 7. Д. 100. Л.41, 51-56.
96
97
98
99
100
101
102
103
Цит. по: Кнышевский П.Н. Добыча. Тайны германских репараций. М., 1994. С.87. РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 41. Д.184. Л.75.
РГАНТД (Самарский филиал). Ф. Р-76. Оп.2-6. Д.19. Лл.6-9.
104
105
Содержание раздела