d9e5a92d

Павлов Р.В. - Государственная политика в вопросах социального обеспечения труда рабочих и колхозников в 1941-1945



В наши дни интерес к проблемам социального прошлого Отечества резко возрастает. Пристальное внимание ученых-историков, в том числе и занимающихся социальной проблематикой, все больше обращается к вопросам социального обеспечения трудящихся в годы Великой Отечественной войны (1941-1945), особенно ведущих их отрядов: рабочих и крестьян. Обращаются к этому научному пласту и военные историки, и правоведы и др. Это вполне естественное явление, так как история социальной сферы, одной из слагающих которой является социальное обеспечение условий труда рабочих и колхозного крестьянства в годы войны многогранна, к ней обозначился новый подход, ибо до недавнего времени данная тема рассматривалась в контексте общих партийно-государственных задач. Новое состоит в том, что вот уже более десятка лет она находится на острие общественно-политической ситуации в Российской Федерации. Чтобы правильно решать вопросы социальной сферы, необходимо всесторонне и глубоко изучить опыт, накопленный в период военного лихолетья. Именно в военные 1941-1945 гг. самые сложные, неординарные, порою хитросплетенные, социальные вопросы были постоянно в поле зрения всех органов и организаций сверху донизу. В подтверждение этому следует сказать, что за годы войны ими были приняты сотни и сотни постановлений, указов, решений, законов отражающих и затрагивающих ту или иную стороны всеобъемлющей социальной сферы на базе социальной политики, выработанной государством и его правительством.

Новый подход к истории социальной сферы, а значит и социальной работы, периода Великой Отечественной войны заключается в преодолении стереотипов, утверждавшихся послевоенными десятилетиями. Действительно, высшая партийно-государственная бюрократия не давала возможности по-настоящему заняться этой жизненно важной проблемой, разве что постоянно повторяющийся из съезда КПСС в съезд “...повысить благосостояние советского народа...”. Если взять совсем недавнее время истории страны, конец 30-х - начало 40-х, когда она присвоила себе право выступать от имени народа, государства, партии. Фактически партийная номенклатура была бесконтрольна и ни перед кем не подотчетна. Ныне известно и то, что она осуществляла безраздельное господство во всех сферах общественной жизни, в том числе и такой, особо “ранимой”, социальной, а это миллионы советских людей.

Объективности ради скажем, что с началом Великой Отечественной войны, в ее ходе и исходе, некоторые аспекты в деятельности государственно-партийных, общественно-политических и других органов и организаций в решении социальных вопросов были смещены в положительную сторону. Их усилия были направлены на своевременное и качественное решение всех заданий в социальной области, что давало возможность совместными усилиями всего многонационального народа ковать общую Победу над фашистской Германией и ее саттелитами, достичь небывалого морально-психологического настроя трудящихся страны.

Истоки ряда проблем выбранной для исследования автором темы уходят корнями в первые десятилетия Советской власти. Научное изучение недавнего прошлого нужно для того, чтобы правильно отобразить решаемые социальные вопросы периода войны, а также современные - преодоления бюрократизма, демократизации, законности, социальной справедливости и др.

Изучение социальной политики военной поры, а именно уточнение объекта ее, взаимосвязи ее с развитием рабочего класса и крестьянства, социальных слоев общества 20 - 30-х гг. несомненно представляет научный интерес. Все чаще исследователи стали ставить в работах во главу угла человека, истинного героя войны - народ.

Нельзя согласиться, например, с высказыванием английского профессора Дж. Барбера о том, что о тяжелых условиях жизни советских людей и Красной Армии ничего не написано. Однозначно можно сказать - написано, правда не так много, как хотелось бы (в зарубежной литературе может быть и нет такого рода работ - Р.П.).

Война 1941 - 1945 гг. вобрала в себя все: снижение жизненного уровня городского и деревенского населения, значительные потери и жертвы, как, кстати, и другая любая страна задействованная в ней лишь с той разницей - не в таких масштабах. Не кто иной, как фашистская Германия нарушившая международные права истребила миллионы советских людей, разрушила десятки тысяч городов, рабочих поселков и деревень. Несмотря на это, многонациональный наш народ во имя Победы в те годы отказался от мирных настроений и потребностей. В основе своей он мужественно принял нарушившийся привычный образ жизни. Замалчивание этого (трудностей, допущенных ошибок в военное время), что встречается порой и в отечественной, и в зарубежной литературе, умаляет величие его подвига.

Обстановка военных лет потребовала изменить социальную сферу, отношение к ней, а также саму государственную политику, направленную на сохранение нации, воспроизводство населения, национальной независимости страны, ее государственности. Мероприятия социальной направленности осуществлялись с целью поддержания жизнедеятельности трудящихся и, прежде всего, рабочего класса и крестьянства – как основной производительной силы тогдашнего общества. Иными словами, нужно было всеми мерами облегчить горе миллионов советских людей, социально защитить их, а также эвакуированных, инвалидов, многодетных женщин и многое др.

Социальная политика – важный фактор стабильности общества, особенно в период катаклизмов, одним из которых и была Великая Отечественная война. Претворение ее в жизнь, важнейших решений центра по таким аспектам, выбранных автором диссертации для научного исследования, как: материально-бытовое обеспечение рабочих и крестьян в период военного лихолетья; социально-экономическое обеспечение нетрудоспособных рабочих и крестьян в 1941 - 1945 гг., участие социально-культурных учреждений на службе труда рабочих и крестьян в военный период было первоочередным делом государственно-партийных, общественно-политических органов и организаций, в том числе и Народного Комиссариата социального обеспечения (далее по тексту - НКСО), возглавляемое в предвоенные и военные годы Н.И. Гришаковой и А.Н. Суховым.

Определенная сумма социальных мероприятий существенным образом обеспечивала рабочему классу, колхозному крестьянству возможность работать во имя будущей Победы. Показывая это, автор широко использовал преемственность способов, приемов, принципов и методов осуществления на практике социальной политики сложившихся в предвоенный период. Например, все то, что было провозглашено и утверждено в Конституции СССР (1936 г.). Социальных прав трудящихся было немало: право на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение и др. Ряд из них в годы Отечественно Войны 1941-1945 гг. были реализованы: выросла зарплата рабочих и служащих; улучшилось положение на потребительском рынке; улучшилось медицинское и культурное обслуживание за счет, прежде всего, решающих преобразований во всем народном хозяйстве.

Однако некоторые социальные права закреплялись в ней формально или просто были в ней провозглашены. Такое положение характеризовалось остаточным принципом выделения средств на социально-культурные мероприятия, что не позволяло правильно решать задачи повышения благосостояния народа. Это, одно. А, другое - рабочий класс все больше и больше укреплял свои позиции с ВКП(б) во главе и, в то же время, ущемлялись права крестьянства. В чем же это проявлялось? Например, социальное обеспечение в виде пенсий, выплат по временной нетрудоспособности и другое, не распространялось на подавляющее большинство сельских тружеников. А ведь это те, кто составлял 67 % людских ресурсов страны, или 131 млн. из 194,1 млн. довоенной численности населения.

Сошлемся еще и на другой факт. Условия жизни рабочих и сельских жителей не улучшалось должным образом из-за жестокого администрирования. Социальную напряженность как в довоенный период, так и непосредственно в годы войны нагнетали массовые, в том числе и не законные репрессии, в результате чего тыл и фронт лишились квалифицированных кадров. За все годы Великой Отечественной войны число заключенных ГУЛАГа снизилось с 1,5 млн. до 715,5 тыс. человек. Вместе с тем, возрос с 28,7 до 41,2 % удельный вес осужденных за так называемые “контрреволюционные преступления”, почти в 4 раза увеличилось количество заключенных-женщин. И еще одно, за период с 1942-1944 гг. насильственно было переселено на Восток страны 914577 представителей малых народов.

Ухудшение условий жизни в годы войны привело к тому, что в тылу резко увеличилась смертность населения которая в 1,5 раза стала превышать рождаемость; в 2 раза сократилась рождаемость детей. В следствие этого численность населения страны резко сокращалась. Например, население Урала за годы войны снизилось с 17,6 до 12,6 млн. человек, то есть на 37%, а Волго-Вятского региона за это же время соответственно - с 10,2 до 7,4 млн. человек, или на 26,2 %.

Особенно быстрыми темпами сокращалось сельское население, а оно было главным источником комплектования воюющих арии и флота, военного хозяйства. Отлив сельских тружеников за войну возрос в 6 раз, или с 6 % (1936-1940 гг.) до 38%.

Демографический кризис обострил и такую важную проблему как трудовые резервы. Мужской труд был заменен на женский, численность которых в народном хозяйстве страны выросла за военный период на 2 млн. человек (с 39 до 56 % общего числа рабочих и служащих).

Приведенные примеры говорят о том, что социальная напряженность в обществе военной поры существовала, правда в историографии она не всегда показывается объективно, а порою и вовсе об этом ничего не говорится. Иногда отечественная историография показывает социальные вопросы периода Отечественной войны используя смягчающие тона, отталкиваясь от официальных постулатов об огромной заботе партии и правительства об удовлетворении насущных нужд трудящихся, о добровольной жертвенности народа и др.

Тяжелое положение в социальной сфере, отдельных ее направлениях, в том числе и таком, как социальное обеспечение условий труда рабочих и колхозников усугубилось тем, что такой важный показатель народного благосостояния - накопление, снизился в 1942 г. почти в 4 раза, а к концу войны составил лишь 2\3 довоенного уровня.

Итак, противоречия социальной политики, социальной сферы и отдельных их направлений в годы войны были и, достаточно глубокие, скрыть которые в настоящее время становится делом невозможным.

Следует подчеркнуть, что специальных работ по проблеме социального обеспечения условий труда рабочих и колхозников не только во время минувшей Отечественной войны, но и другие периоды вплоть до 60-х годов не было. Основные теоретические подходы к ней наметились в 6-ти томнике по истории Великой Отечественной войны, а конкретизацию они получили в работах Г.Г. Загвоздкина, М.С. Зинича, В.С. Кожурина, А.В. Любимова, У.Г. Чернявского и др.

Социальная политика - направление общей политики, целью и содержанием которой является регулирование всего комплекса социальных процессов, составляющих эту особую проблему. Словосочетание (социальная политика) - явление довольно сложное, самостоятельное, так как имеет свой объект и предмет, специфические методы разрешения их направлений.

На сегодня в научной литературе имеется несколько определений социальной политики. Например, в докторской диссертации В.С. Кожурина “Социальная политика Советского государства по отношению к рабочему классу в годы Великой Отечественной войны” социальная политика трактуется как направление общей политики, целью и содержанием которой является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, составляющих эту особую сферу общественной жизни”.

На наш взгляд, данное определение полным считать нельзя, так как общая политика может быть и внутренней, и внешней, что сама то социальная политика основана больше всего на экономике. Поэтому более полным можно считать определение, сформулированного в книге доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.И. Жукова “Реформы в России 1985-1995 года”: “социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практика, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика производна от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития материальной и духовной культуры общества”. Эти определения, конечно же, не раз и навсегда данные, они могут быть и другими.

Анализ архивных материалов, многочисленных трудов и публикаций прошлых и закончившихся 90-х годов свидетельствует о недостаточном изучении и обобщении уникального опыта в вопросах социального обеспечения условий труда рабочих и тружеников села, как одного из составляющих социальной политики государства, социальной работы государственных органов, общественно-политических организаций, фондов и движений, накопленного в годы Великой Отечественной войны.

Однако, данный анализ показывает и другое, что задачей задач было для всех органов и организаций, в том числе и чрезвычайных, отдельных руководителей в 1941-1945 гг. - как можно полнее и качественнее решить вопрос социального обеспечения условий труда рабочих и колхозников страны. В обществе военной поры существовало понятие того, что от этого во многом зависит успешная борьба с ненавистным врагом - фашистской Германией и, в конечном счете, Победа над ней.

Сказанное выше подтверждает ту мысль, что в процессе осуществления социальных направлений периода военного лихолетья просматривается и демократический аспект, открывший широкий простор для проявления творческих способностей и инициативы трудящихся масс страны. Этот опыт учит не забывать прошлого, правильному выбору путей, форм и методов борьбы за осуществление социальной политики, уверенно действовать на поворотах истории, как бы круты они не были. Это, одно. А другое состоит в том, что многие показатели, ориентиры, формы и направления деятельности в решении социальных вопросов могут и должны сыграть свою положительную роль в нынешнее непростое время, и нельзя, на наш взгляд, все из этого опыта напрочь отметать, огульно охаивать, так как в нем все-таки было много полезного и непреходящего.

Деятельность в социальной сфере всех ею занимавшихся в годы войны глубоко научна потому, что учитывает объективные законы войны, конкретную историческую обстановку, все то, что влияет на ход и исход войны. Следовательно, социальная работа в годы Великой Отечественной войны представляла собой комплексную динамичную систему наиболее важных направлений, обеспечивающих нужды фронта и тыла в целом, заботу об условиях труда рабочих и крестьянства, в частности.

Сущность социальной политики, ее реализации в годы войны состояла в том, чтобы защитить завоевания народа, созданные им ценности. Можно с полной уверенностью сказать, что деятельность в социальной сфере была в центре борьбы нашего народа за свободу и независимость Родины.

Принципиальным в социальной политике партии и государства было решение задачи по социальному обеспечению условий труда рабочих и сельскохозяйственных тружеников в военное время. Она включала в себя и такой элемент, как создание необходимых условий быта этих категорий трудящихся масс. Она, рассматривалась так же как важный фактор укрепления морально-политической, социально-экономической и психологической устойчивости тыла, мощный рычаг ускорения развития военной промышленности.

Во многих документах учреждений всех уровней подчеркивалось одно, что борьба за решение столь важной государственной задачи является одним из главных направлений деятельности партийных, советских, профсоюзных и хозяйственных организаций.

Если говорить о материально-бытовом устройстве рабочих промышленности, то особое внимание уделялось масштабам и ускоренным темпам жилищного строительства. В первую очередь это относилось к районам средоточения эвакуированных предприятий и населения. Данный элемент социального обеспечения условий труда рабочих и колхозников содержится в ряде программных документов, а именно: директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) “Партийным и советским организациям прифронтовых областей” от 29 июня 1941 года; Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) “О военно-хозяйственном плане на IV квартал 1941 года и на 1942 года по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии”; решении ЦК ВКП(б), ГКО и СНК СССР “О путях перестройки на военный лад ведущих отраслей промышленности страны” и многих др.

В перечисленных выше и других документах решать аспект социального обеспечения условий труда рабочих и тружеников села предлагалось за счет максимального использования местных источников и ресурсов развития собственной базы жилищного строительства, производства продовольствия, одежды, обуви и других товаров широкого потребления.

Данная задача решалась в тесном единстве, то есть выполнение заданий производства с улучшением социального обеспечения условий труда рабочих и, прежде всего, их бытового обслуживания, а это значит должна быть налажена бесперебойная работа предприятий торговли, общественного питания, жилищно-коммунальных служб, учреждений здравоохранения и образования и др.

Естественно в данном вопросе были и недостатки. Особо это было характерно для 1-го периода войны (22 июня 1941- 19 ноября 1942 гг.), а именно: формально-бюрократический подход части органов и организаций, их руководителей к социальному обеспечению условий труда ведущих производителей общества: рабочих и крестьян и, в первую очередь, удовлетворению бытовых нужд; уход отдельных руководителей от решения проблем социального предназначения под предлогом первоначального выполнения производственно-технических задач. Говоря о втором следует подчеркнуть, что действительно фронт требовал большого количества техники, оружия, снаряжения, обмундирования и продовольствия. Однако, чтобы этого добиться необходимо социально обеспечить условия труда рабочих, колхозников, служащих: обеспечить их жильем, наладить надлежащий отдых, организовать питание и др.

В преодолении негативных явлений важную роль сыграло постановление ЦК ВКП(б) от 13 декабря 1941 года “О фактах неправильного и позорного отношения Златоустовского Г.К. и его первого секретаря Устинова к нуждам трудящихся”.

В данном постановлении была дана политическая оценка деятельности руководителей (не только Златоустовского - Р.П.), которые игнорировали повседневные нужды населения под предлогом первоначального решения более неотложных задач. В нем также были определены ключевые направления решения социальных проблем тыла. Борьба с формализмом и бюрократизмом на этом важном государственном участке, способствовала изменению стиля работы организаций, их руководителей, появились новые ее формы. Например, к организационным можно отнести: жесткий контроль за выполнением принятых решений намеченного; оперативность; строжайшая дисциплина; целеустремленность и др.

Наравне с осуждением кабинетного и заседательского метода руководства социальными проблемами, отыскивались новые формы работы, методы их реализации. Сошлемся на такой факт. К началу 1942 года во всех парторганизациях была установлена должность секретаря по торговле и общественному питанию. Были также созданы соответствующие отделы. А в решении жилищной проблемы заметную роль играли отделы строительства и стройматериалов. Эти органы были созданы вновь.

В партийно-государственных организациях, да и в общественных тоже, создавались разного рода комиссии по проверки и улучшению бытовых условий рабочих, служащих, тружеников села и т.д. Руководили такими комиссиями, как правило, секретари ГК. Состав их был самым разнообразным, куда входили: представители промышленных и других предприятий, транспорта, строек, учреждений торговли, общественного питания, здравоохранения. Комиссиям по состоянию быта оказывали целевую помощь общественные организации. Ими организовывались и проводились так называемые дни быта.

Главным в принятых мерах было - не отрываться от трудящихся масс, а быть в их гуще, своевременно учитывать интересы и запросы рабочих и крестьян. Поэтому социальное обеспечение условий труда рабочих и колхозников осуществлялось по следующим направлениям:

- материально-бытовое обеспечение рабочих и крестьян в период военного лихолетья (зарплата; распределение трудовых ресурсов и подготовка кадров рабочих, сельско-хозяйственных работников; продовольственное снабжение; обеспечение жильем и жилищное строительство; охрана здоровья, материнства и детства; охрана труда и техника безопасности; социальное страхование и др.);

- социально-экономическое обеспечение нетрудоспособных рабочих и крестьян в 1941 - 1945 гг. (забота о семьях военнослужащих, инвалидах отечественной войны; медицинское обслуживание раненных и больных красноармейцев и командиров, тружеников тыла; пенсионное обеспечение; выплата пособий семьям фронтовиков и по нетрудоспособности; трудоустройство демобилизованных и инвалидов войны);

- социально-культурное обеспечение труда рабочих и крестьян в военный период (образование; социальная защищенность детей-сирот; работа ДК, клубов, библиотек, театров и кино, художественной самодеятельности; социальное обеспечение и защищенность детских учреждений: дет. Яслей, садов, площадок, спортивных и пионерских лагерей).

Как видно из перечисленного, объем работы в сфере социальной военной поры был значителен и разнообразен. Большая ответственность ложилась на органы и организации социального обеспечения, а также на государственно-партийные и общественно-политические. Ими использовались при осуществлении работы в этой области следующие принципы: конкретные, специфические условия каждого периода Великой Отечественной войны; дифференцированный подход во всех делах социальной направленности, больших и малых; учет специфических особенностей (возрастных, национальных и т.д.), запросов различных категорий рабочих и тружеников сельского хозяйства.

Многие аспекты социального обеспечения условий труда рабочих и крестьян были разработаны и приняты на вооружение в ходе самой войны. Справедливости ради скажем, что не все они в ней ярко проявились. Как известно, нам не раз приходилось пересматривать позиции по многим вопросам, исключением не были и вопросы социальные. Это необходимо понять для того, чтобы на положительном опыте все органы и организации причастные к решению социальных проблем военной поры могли разработать соответствующие программы действий, направленные на решение задач войны, как на фронте, так и в тылу. Десятки, сотни документов, принятых ЦК ВКП(б), СНК СССР и РСФСР, Президиумом Верховного Совета СССР, ГКО и другими, в том числе и на местах (постановление СНК СССР “О введение карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в городах Москве, Ленинградской области” от 18 июля 1941 г.; Его же “О сохранении пенсии за пенсионерами, вернувшимися на производство” от 28 июля 1941 г.; Его же “О мероприятиях по трудовому устройству и обучению инвалидов Отечественной войны” от 6 ноября 1941 г.; Постановление ВЦСПС “О расширении индивидуального огородничества среди рабочих и служащих” от 5 января 1942 г.; Постановление СНК СССР “Об устройстве детей, оставшихся без родителей” от 23 января 1942 г.; Его же “О мероприятиях по улучшению выполнении рабочими норм выработки и повышению заработной платы рабочих, ИТР угольных и сланцевых шахт Наркомугля” от 21 августа 1942 г.; Постановление ВЦСПС “Об уборке урожая и хранения овощей и картофеля с индивидуальных и коллективных огородов рабочих и служащих” от 29 августа 1942 г.; Постановление СНК РСФСР “Об образовании при Совнаркоме РСФСР Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих” от 30 января 1943 г.; Постановление ВЦСПС “Об организации летнего отдыха детей в 1943 г.” от 29 апреля 1943 г. и др.), содержали в себе положения социальной сферы.

Социальная деятельность исполнительно-распорядительных, специальных и чрезвычайных, созданных на время войны, органов и организаций, различного предназначения комиссий, комитетов, обществ и так далее строилась в строгом соответствии с изменившейся и меняющейся каждый раз обстановки. Задачи были уже иными, а значит и решать их следует другими способами, приемами, методами, но прежде всего их необходимо выработать и проверить на практике, хотя времени на это отпущено было мало.

На первый план социальной политики государства выдвигалась функция обеспечения условий труда рабочих и многомиллионного крестьянства, способствовавшая успешной защите Родины от стада волков, бросившихся “грудь” ее терзать (образное выражение из писем русского офицера Ф.Н. Глинки - Р.П.). Для этого требовалась высочайшая организованность, исполнительность и дисциплина. Сложна, многообразна и ответственна была работа всех, привлеченных в военное время для разрешения социальных проблем. Строилась она сообразуясь с наличием средств и возможностей государства, его регионов.

Социальную работу периода Великой Отечественной войны не нужно было налаживать сызнова, ее просто необходимо было перестроить. Назначение этой перестройки - социально защитить рабочих и колхозников, обеспечить условия их труда. Важно было в этом не допустить необоснованных и скороспелых реорганизаций, а суметь как можно лучше применить имеющийся опыт 20-30-х годов к условиям военного времени. Нельзя было довольствоваться в этом деле общими перестройками, которых в годы войны было множество. Следовательно, в основу работы по социальным вопросам должны быть заложены деловые, практически испробованные, проверенные результаты, меры, приемы, способы способствующие реализации главной цели - победы над фашистской Германией.

Вопрос перестройки социальной работы органов и организаций, комитетов и комиссий, служб был непростым. Их функционирование значительно усложнилось. Стояли перед ними и совершенно новые задачи.

Многое в решении задач перестройки социальной работы зависело от руководителей всех рангов. Главное в их деятельности - понять необходимость проведения преобразований в этой непростой сфере, привлечь к этому не только свои коллективы, но и через них всех людей страны, убедить их в этой необходимости. Для проведения этого мероприятия нужны были новые приемы его организации.

Проиллюстрируем это примером из работы органов снабжения населения в годы Великой Отечественной войны. Вопросом вопросов, если можно так выразиться, была перестройка снабжения населения и, прежде всего, такой его части, как рабочих и колхозного крестьянства, продовольственными и промышленными товарами, особенно в начале войны. Объективная необходимость этого состояла в том, что значительная часть предприятий легкой и пищевой промышленности были переведены на выпуск военной продукции столь необходимой фронту. Вследствие этого рыночные фонды резко сократились. В процентном выражении это выглядело так. В 1942 году доля рыночных фондов по сравнению с 1940-м годом сократилась: муки и крупы с 86% до 73%; мясопродуктов с 43% до 23%; кожаной обуви с 79% до 27%; хлопчатобумажных тканей - с 46% до 9%. В прямом выражении скажем, рыночные фонды муки сократились до 31,2 тыс. тонн в мае 1942 года против 81,2 тыс. тонн в мае 1940 года.

Приведенные примеры показывают, что необходимо было изменить существовавшие до войны методы работы и органов по снабжению населения. Суть этой перестройки состояла в том, чтобы перейти от свободной торговли продовольственными и промышленными товарами нормированным снабжением ими населения по карточкам, что позволяло экономно расходовать товарные ресурсы и осуществить дифференциацию этого снабжения.

Следует подчеркнуть и то, что были периоды, когда возникали такие проблемы социальной работы органов и организаций, служб сферы, для решения которых готовых рецептов не было. Их требовалось еще выработать, которые способствовали бы полному и качественному решению задач, выдвинувшихся на первый план во время войны. Одной из таких и была задача социального обеспечения условий труда рабочих и крестьян этого периода. Социальным службам при этом представлялась некоторая самостоятельность, в остальном же их работа регламентировалась документами государственных партийных организаций, структурному руководству, как в центре, так и на местах. И тем не менее, важно было выявить место и роль всех без исключения в решении социальных и собственно, касающихся обеспечения условий труда рабочих и колхозников, проблем в годы войны.

Были в социальной деятельности государственных, партийных и общественных органов и организаций периода 1941-1945 гг. и существенные недостатки как объективного, так и субъективного характера.

К объективным причинам недостатков социальной работы можно отнести отношение центральных и местных органов партии и власти к тем, кто занимался проблемами социальной сферы и, прежде всего, социальных служб. Правильному решению вопросов социального содержания нередко мешало утвердившееся к началу войны всевластие партийно-государ-ственного аппарата. Деятельность, например, партии становилась все более догматичной, регламентировалась негласными жесткими нормами и правилами. Все это почти один к одному проецировалось на деятельность местных органов. Поэтому, зачастую необоснованно осуществлялся процесс вмешательства в дела органов и служб социальной сферы, а иногда и просто подменой их, что давало мало полезного.

Другой объективной причиной недостатков в реализации социальной политики в 1941-1945 гг. была командно-административная система, созданная и внедренная в то время И.В. Сталиным и его окружением. В исторической литературе бытует мнение, что якобы и Сталин и его окружение во время войны резко поменяли стиль своей работы в пользу демократизации и разграничения обязанностей, а в целом - властей. Думается, это не совсем так и согласится полностью с этим утверждением нельзя. Никакой “либерализации” сталинского режима не произошло в сложнейшее для страны время, а наоборот - ожесточилась командно-административная и репрессивная система (ГКО - это Сталин. ЦК партии - филиал ГКО. Все ведущие посты и в партии и в государстве, Сталин оставил за собой и др.).

Автор не против требований централизации, которые проявились в годы войны, не против железой дисциплины не только во всех звеньях государственного аппарата, но и в деятельности каждого трудящегося и служащего страны. Однако негативные проявления в деятельности И.В. Сталина, личностные его пороки перенесены были на всю государственную систему, что дорого обошлось народу, увеличена цена Победы. Не обошло стороной это и социальную сферу. В качестве небольшого примера возьмем выработку трудодней представителями сельскохозяйственной системы. За пять месяцев 1942 года (июнь - октябрь) народными судами РСФСР было рассмотрено 151.092 дела о невыработки минимума трудодней, из них по 34123 делам (22,6 %) уголовное преследование было возбуждено неправильно. На наш взгляд, такое положение не вдохновляло крестьянство на трудовой героизм, а наоборот, вселяло страх, неотвратимость наказания и т.д.

К субъективным причинам недостатков социальной деятельности государственных партийных, общественных и специальных органов, организаций и служб в годы борьбы с фашистской Германией можно отнести то, что многие из них сосредоточились на решении только военных задач, оставив свои функциональные обязанности были и такие, которые действовали по старинке, игнорируя военную обстановку.

Их полнокровной работе в социальных вопросах мешала некомпетентность руководителей партийных и советских органов, комитетов и комиссий, отмежеваться от которой они были не в силах, а иногда и не стремились. Некоторых устраивало даже накачка, подмена представителей аппарата.

Субъективно было и то, что ряд названных выше организаций и их руководители не отыскивали приемлемых вариантов, компромиссов позволявших им в полной мере раскрыться, ввести в дело социальной защиты условий труда рабочих и крестьян свои далеко не использованные резервы.

Во многих регионах РСФСР местные органы партии и власти после создания отделов по государственному обеспечению самоустранились, переложив, например, работу по оказанию помощи семьям военнослужащим, на них. Из записки Маленкову Г.М. по выполнению постановления ЦК ВКП(б) от 22 января 1943 г. ”О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих в ставропольском крае “можно видеть, что отделы по государственному обеспечению не укомплектованы соответствующими кадрами. Работники этих отделов часто менялись. Так, за 10 месяцев 1943 г. в 50 отделах государственного обеспечения заведующие менялись несколько раз. Мало того, эти работники отвлекались райисполкомами Советов на другие объекты.

И наконец, некомпетентность в работе ряда руководителей всех структур социальной сферы не могла дать положительные результаты.

Итак, негативные моменты в социальной работе периода Великой Отечественной войны сыграли свою отрицательную роль, какого бы они порядка не были: объективного или субъективного. Их тень, конечно же, падает на огромные, порою необоснованные жертвы, которых нам не удалось избежать в военное лихолетье.

Во множестве трудов предшественников, проделана значительная исследовательская работа по освещению многогранной социальной сферы и, прежде всего, социального обеспечения условий труда рабочих и тружеников села в годы войны. Однако обобщающих трудов, освещающих вопросы социальной политики, социальной работы, их достижения и упущения в теоретическом плане пока еще нет. Все, что создано в этой области, по нашему мнению, могло бы пополниться самостоятельными проблемами: государственная политика в вопросах социального обеспечения трудящейся страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.; перестройка организационной работы социальных служб в условиях военного времени (1941-1945); подготовка и расстановка кадров для социальной работы в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., где теоретически были бы обоснованы направления социальной области, проанализированы противоречия, достижения и отрицательные моменты столь ответственной и сложной работы.

Как итог изложенного следует подчеркнуть, что, с одной стороны, административно-командная система, сталинщина, как таковые, отрицательно сказывались на работе социальных служб всех уровней, реализующих вопросы социальной политики в социальной работе, мешали им использовать свой до конца невостребованный потенциал в годы Великой Отечественной войны.

С другой же, Великая Отечественная война потребовала от них усилить роль комитетов, комиссий, отделов госснабжения и гособеспечения, каждого социального работника по выполнению программы борьбы с фашистской Германией. Прошлое Великой Отечественной войны посоветовало бы нам больше доверять народу, полагаться на его разум, выдумку, выносливость, часть которого в то время и была на службе социальной.

Сегодня, время тоже непростое, в государстве российском происходит поворот к человеку, социальной сфере. Все нынешнее положение, создавшееся в стране, выдвигает на первый план потребность в долговременной, научно-обоснованной, эффективной социальной политике.

Несмотря на то, что за предшествующие годы социальная сфера, ее материальная база и финансирование развивались медленно, недооценивались, опыт решения социальных проблем, исключением не является и Великая Отечественная война, приобретен и, немалый. Именно сегодняшней социальной политике как раз и не хватает позитивных и негативных уроков прошлого. А ведь они позволят вооружить ее всем ценным, проверенным мирными и военными условиями, помогут избежать ошибок и просчетов в реализации новой стратегической перспективы развития Российской Федерации.

Справедливости ради отметим, что опыт социального строительства и развития еще не получил должного анализа в историко-научной литературе, что объясняется многообразием, обостренностью социальных проблем, решение которых сдерживалось как командно-бюрократической системой, так и трудностями, вызванными 1941-1945 военными годами. Сказывалось и сказывается также отсутствие и засекреченность архивного материала. Были в литературе и коньюктурные соображения в этой области. Тем не менее, актуальность военного опыта решения социальных проблем очевидна, так как она дополняется его непреходящей морально-политической значимостью.


1 Цитата. по кн.: Зинич М.С. Будни военного лихолетья. 1941 - 1945 / В 2-х вып. - М., 1994. - Вып. 1. - С.4.

2 Гришакова Нина Ивановна - Народный Комиссар социального обеспечения (1939 - 1943 гг.). В этот период было провозглашено, что с ликвидацией частной собственности и эксплуатации человека, существенно видоизменяется направленность социального обеспечения: оно становится одним из факторов не только материального обеспечения нетрудоспособных граждан, но и роста благосостояния народа.

Гришакова Н.И. возглавляет деятельность по достижению такого видоизменения. Устанавливается более тесная связь социального обеспечения с экономикой, трудом и распределением.

По ее инициативе в органах социального обеспечения сосредотачивается работа по организации специальных видов обслуживания пенсионеров, трудовое и бытовое устройство и др. Продолжалась дифференциация форм обеспечения, в зависимости от трудового вклада работника, что найдет отражение в принимаемых позднее правовых актах. Наркомат подготовил и начал вводить инструкции о порядке назначения и выплаты пенсий по государственному социальном страхованию.

В первые годы Великой Отечественной войны НКСО во главе с Гришаковой Н.И. принимает активное участие в эвакуационных работах и помощи эвакуированным, в устройстве детей, оставшихся без родителей, в осуществлении мер по предотвращению, порожденной войной, детской беспризорностью и преступностью, решении проблем инвалидов, с тем, чтобы в короткие сроки вернуть их к труду. Повышается уровень пенсионного обеспечения и дальнейшее улучшение пенсионного обслуживания инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих.

Сухов Алексей Николаевич - Народный Комиссар социального обеспечения, Министр социального обеспечения (1943 -1945 гг.).

3 См.: Народное хозяйство СССР 1922-1972: Юб. стат. Ежегодник. - М., 1972. - С. 9.

4 См.: Аргументы и факты. - 1989. - № 39, 45; 1990. - № 35.

5 РГАЭ, ф. 1562, оп. 20, д. 500, л. 18.

6 См.: Загвоздкин Г.Г. Социальная политика ВКП (б) и Советского государства в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дис...док. ист. наук. - Л., 1991. - С. 21.

7 См.: Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. - М., 1970. - С. 322.

8 См.: Труд в СССР: стат. сб. - М., 1969. - С. 73-76.

9 См.: История с древнейших времен до наших дней. - М., 1978. - Т. 10. - С. 108.

10 См.: История Великой Отечественной войны Советского Союза \ В 6 т. - М., 1960 - 1965; Загвоздкин Г.Г. Социальная политика ВКП(б) и советского государства в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дисс....док. ист. наук. - Л., 1991; Зинич М.С. Будни военного лихолетья. 1941-1945 \ В 2-х вып. - М., 1994; Кожурин В.С. Социальная политика Советского государства по отношению к рабочему классу в годы Великой отечественной войны: Автореф. дис.... док.ист.наук. - М., 1991. Любимов А.В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. - М., 1968; Чернявский У.Г. Война и продовольствие. Снабжение городского населения в Великой Отечественной войне. 1941 - 1945. - М., 1964 и др.

11 Кожурин В.С. Социальная политика Советского государства по отношению к рабочему классу в годы Великой отечественной войны. - М., 1991.

12 См.: Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995. - М., 1997.

13 См.: Партийное строительство. - 1942. - № 1. - С. 41,42.

14 См.: СССР в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.: Краткая хроника. - М., 1964. - С. .30, 37, 92, 129, 42, 243, 248, 328, 372

15 См.: Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М., 1947. - С. 126.

16 РГАЭ, ф. 7971, оп. 2, д. 197, л. 39.

17 См.: Вылцан М.А. Крестьянство России в годы большой войны. 1941-1945 гг. Пиррова Победа. - М., 1995. - С. 16.

18 РЦХИДНИ, ф. 17, оп, 122, д. 71, л. 27.

19 См.: Аверченко М.А. Рабочее снабжение в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дис...канд.эк. наук. - М., 1988; Астрахан Е.М., Попова В.И. Справочник по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. - М., 1943; Белоусов В.И. Подготовка и воспитание рабочих кадров в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Автореф. дис....канд.ист. наук. - Горький, 1980; Вылцан М.А. Крестьянство России в годы большой войны. 1941-1945 гг. Пиррова Победа. - М., 1995; Духовный потенциал победы советского народа в Великой Отечественной войне. 1941-1945: Сб. Статей. - М., 1990; Зинич М.С. Будни военного лихолетья. 1941-1945 / Вып. 1 и 2. - М., 1994; Исторический опыт и перестройка: Человеческий фактор в социально-экономическом развитии СССР. - М., 1989; Кожурин В.С. Неизвестная война. Деятельность советского государства по обеспечению условий жизни и труда рабочих в годы Великой Отечественной войны. - М., 1990; Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. - М., 1996; Мазурицкий М.П. Культ-просвет работа в тылу в годы Великой Отечественной войны. . 1941-1945: Автореф. дис.... канд.ист.наук. - М., 1968; Палецких Н.П. Социальная политика на Урале в период Великой Отечественной войны. - Челябинск, 1995; Труженики тыла России в годы Великой Отечественной войны: Сб. докл. и сообщ. - Кострома, 1995 и др.



Содержание раздела