Глава 1. Военно-политическое и экономическое положение Советской республики в годы гражданской войны
Советская республика — военный лагерь
Строительство и деятельность Советов в 1918—1920 гг. протекали в крайне неблагоприятных условиях, вызванных гражданской войной и военной интервенцией империалистических государств.
Трехлетний период вооруженной борьбы молодой Советской республики с объединенными силами интервентов и белогвардейцев — это годы военного героизма и упорного труда народных масс, временных поражений и больших побед, тяжелых испытаний советского государственного строя и доказательства его необыкновенных сил, прочности и превосходства над капиталистическим строем.
Период гражданской войны и интервенции имел свои этапы, каждый из них отличался особенностями в расстановке и соотношении классовых и военных сил. Результатом каждого этапа был сокрушительный разгром интервентов и белогвардейцев Красной Армией, формировавшейся и закалявшейся в ходе кровопролитной борьбы.
Гражданская война и иностранная интервенция развернулись в широких масштабах летом 1918 г., после мятежа чехословацкого корпуса. Были потеряны Сибирь, Урал, Поволжье, отрезана Средняя Азия, под властью Советов оставалась территория лишь центральных губерний с население м_61 млн. человек
. Однако вскоре войска белочехов и русской контрреволюции на востоке страны потерпели поражение. Осенью Красная Армия освободила Поволжье и продвинулась на Урал. На юге она отразила наступление войск Краснова. В ноябре 1918 г. в Германии произошла
В конце 1918—начале 191:9 г. Советская власть существовала на значительной части территории страны: в 30 губерниях России
2, в Средней Азии, на большей части Украины, Белоруссии и Прибалтики. Под руководством Коммунистической партии здесь велась напряженная созидательная работа в области народного хозяйства, культуры, строительства и совершенствования органов государственной власти. Дальний Восток, Сибирь, часть Урала, . Север, Кубань, Терек и.. Закавказье оставались под господством интервентов и белогвардейцев.
революция
Іи ноября Советское правительство аннулировало грабительский Брестский договор. Красная Армия совместно с восставшими против германских оккупантов рабочими и крестьянами освободила Украину, Белоруссию, Прибалтику.
1
С разгромом Германии и окончанием первой мировой империалистической войны начался новый этап гражданской войны и интервенции. Страны Антанты могли бросить против Советского государства освободившиеся войска. Уже в конце 1918 г. на юге Украины, в Крыму и Закавказье высадились войска интервентов. Непрерывным потоком сюда направлялись вооружение и снаряжение. Империалистам удалось сформировать и вооружить крупные армии русских белогвардейцев: на юге — Добровольческую армин> Деникина, на востоке — армию Колчака; военные силы белогвардейцев концентрировались также на Севере страны и в районе Прибалтики.
В 1919 г. Советская республика дважды оказывалась в смертельной опасности. Весной в результате концентрированного наступления белогвардейцев на всех фронтах армия Колчака дошла до Волги, угрожая Москве. Вскоре Красная Армия отбросила ее за Урал. Однако летом и осенью армия Деникина заняла многие районы Юга России, Украины. Враг оказался у ворот Тулы. Непосредственная опасность снова нависла над Москвой. Бои с армией Юденича развернулись на подступах к Петрограду. Войска интервентов и белогвардейцев наступали с востока, севера, запада и со стороны Туркестана. Все больше сжималось огненное кольцо фронтов.
Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Иваново-Вознесенская, Казанская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Олонецкая, Пензенская, Пермская, Псковская, Рязанская, Петроградская, Самарская, Саратовская, Северо-Двинская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Череповецкая, Ярославская («Власть Советов», 1919, № 1, стр. 8).
Одна за другой прокатились по стране волны кулацких мятежей. Особенно широкий и грозный характер кулацкие мятежи приняли в начале 1919 г., когда их организаторам — .эсерам удалось частично вовлечь в антисоветские восстания и среднее крестьянство.
К концу . 1919 г Советская республика ликвидировала кольцо фронтов. Были разгромлены армии Деникина, Колчака, Юденича. Советская власть вновь восторжествовала на большей части территории страны. Лишь на Дальнем Востоке, в Крыму, Закавказье и части Белоруссии хозяйничали интервенты.
Разгром Красной Армией интервентов и белогвардейцев в конце 1919 г., очищение от войск врага почти всей территории страны дали возможность трудящимся Советской республики взяться за восстановление народного хозяйства. В статье «Коль война, так по-военному» (7 февраля 1920 г.) В. И. Ленин писал: «Войну кровавую, которую нам навязали эксплуататоры, мы кончаем победоносно. В два года мы научились побеждать и победили.
Теперь очередь за войной бескровной.
К победе на фронте бескровной войны против голода и холода, против сыпняка и разорения, против темноты и разрухи!
Эта бескровная война навязана нам тем разорением, которое вызвано четырехлетней империалистской и двухлетней гражданской войной»
3.
Несмотря на то, что угроза военного нападения империалистов не отпала и страна должна была оставаться в полной военной готовности, новая обстановка позволяла уделить больше сил и хозяйственному строительству. На ударные участки хозяйственного фронта направлялись коммунисты, лучшие силы профсоюзов. Коммунистическая партия увлекала массы воодушевляющей перспективой развития народного хозяйства. В начале 1920 г. она приступила к разработке смелого плана электрификации страны.
1920 год — последний этап гражданской войны, год окончательного краха иностранной интервенции и дальнейшего упрочения Советской республики. Мирная передышка длилась всего три-четыре месяца. Коммунистическая партия понимала, что война еще не окончена, что это затишье перед бурей. Империалисты готовили новое нападение на Страну Советов. Рабочие восстанавливали промышленность, держа оружие наготове. Пятимиллионная Красная Армия яе могла быть демобилизована, значительная ее часть была
переведена на положение трудовых армий, с военного фронт» на трудовой для восстановления транспорта и промышленности.
Не успели сколько-нибудь существенно сказаться результаты мирного труда, как империалисты вновь бросили на Советскую республику войска своих марионеток. На этот раз основной силой империалистов была армия буржуазнопомещичьей Польши. На юге выступила белогвардейская армия Врангеля, окопавшаяся в Крыму.
«Мы знаем, — говорил В. И. Ленин 5 мая 1920 г., — что наступление Польши, это — обломки старого плана, некогда объединявшего всю международную буржуазию, и если тогда не удался этот грандиозный план, обеспечивавший с точки зрения чисто военной безусловный успех, то теперь даже и с этой точки зрения план безнадежен»
.
Новое нападение на Советскую республику империалистов прервало мирную работу. Опять главные силы пришлось отдавать войне. Положение Советской республики и в 1920 г. оставалось очень тяжелым.
В результате четырехлетней империалистической, а затем гражданской войны народное хозяйство пришло в упадок и находилось в катастрофическом состоянии. Огромное число заводов и фабрик было разрушено, а уцелевшие не могли нормально работать из-за нехватки сырья и топлива. Развал и разруха царили на железнодорожном транспорте. Интервенты и белогвардейцы уничтожили значительную часть паровозов, вагонов. Железные дороги работали с перебоями. Трудящиеся, особенно городов, переживали муки голода, тысячи людей гибли от эпидемий тифа. Валовая сельскохозяйственная продукция в 1920 г. по сравнению-с 1913 г. сократилась на 40—45%, а товарная часть уменьшилась в 4 раза
. Нужны были героические усилия, напряжение всех сил, революционная выдержка и дисциплина, чтобы обеспечить Красную Армию вооружением и снаряжением, необходимым для разгрома врага, снабдить население городов и советских воинов хотя бы минимумом продовольствия. И лишь к концу 1920 г. можно было уверенно сказать, что гражданская война и интервенция в основном закончены.
Деятельность Советов в годы войны была подчинена великой задаче — защите социалистического Отечества от ; наступления интервентов и белогвардейцев. Еще 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Советскую республику военным лагерем
в. Постановлением ВЦИК 30 ноября был создан Совет Рабочей и Крестьянской Обороны во главе с В. И. Лениным. Это был чрезвычайный высший орган Советского государства, непосредственно руководивший всей работой по организации обороны как на фронте, так и в тылу; он был подотчетен и подконтролен ВЦИК, его постановления были обязательны для всех центральных и местных учреждений, для всего населения страны. В постановлении ВЦИК говорилось: «Не только в армии и во флоте, но и в продовольственном и транспортном деле, а также в области военной промышленности должен быть установлен военный режим, т. е. режим суровой трудовой дисциплины, отвечающей положению страны, которую бандиты империализма вынудили превратить в военный лагерь»
1.
Совет Обороны объединил деятельность военных, хозяйственных, государственных и общественных организаций, направив все их усилия к достижению единой цели — разгрому врага. «Новое наступление мирового империализма и превращение России в военный лагерь, — говорилось в подписанном В. И. Лениным постановлении Совета Обороны 8 декабря 1918 г., — ставят новые задачи, требуют напряжения всех сил. Необходимы исключительная сплоченность советских сил, строжайшая централизация действий, быстрота и точность исполнения, необходимо довести механизм Советской власти до совершенства для того, чтобы обороноспособность страны поднять на должную высоту.
Без этого нечего и думать о победе над империализмом»
.
Страна в эти годы жила под лозунгом: «Все для войны!» В октябре 1918 г. В. И. Ленин выдвинул задачу: создать в короткий срок трехмиллионную армию. Экономика Советской республики перестраивалась на военный лад — главное внимание обращалось на производство оружия и боеприпасов.
Советская республика — единственная тогда в мире страна диктатуры пролетариата — в войне с интервентами и внутренней контрреволюцией могла рассчитывать только на свои силы. Для победы над врагом чрезвычайно важно было мобилизовать все людские и материальные ресурсы, которые имелись в стране. Чтобы решить эту задачу, Коммунистическая партия и Советское правительство выну-
ждены были проводить целую систему чрезвычайных мер, вошедших в историю под названием политики «военного коммунизма». Эти меры осуществлялись органами государственной власти, они определили ряд особенностей форм, методов деятельности Советов. Вот почему представляется необходимым вкратце осветить сущность политики «военного коммунизма».
В обстановке громадных трудностей, созданных гражданской войной и интервенцией, пришлось временно отступить от начал экономической политики, рассчитанной на планомерное преобразование мелкобуржуазного производства в социалистическое, на постепенное вытеснение капиталистических элементов в городе и деревне. Продовольственные декреты весны и лета 1918 г., введение государственной монополии хлебной торговли, изъятие хлеба продотрядами у кулаков, запрещение частной торговли хлебом привели к сокращению товарообменных и товарно-денежных операций в заготовке хлеба. Эти меры явились серьезным шагом на пути изменения намеченной весной 1918 г. и проводимой Советским правительством экономической политики. Они были рассчитаны на обуздание кулачества, на изъятие товарного хлеба у зажиточной части крестьянства для того, чтобы удовлетворить хотя бы минимальные потребности государства. Декрет ВЦИК от 30 октября 1918 г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов»
продолжал линию на ограничение и вытеснение кулачества, но он исходил еще из права крестьян распоряжаться своими продовольственными излишками по своему усмотрению.
Тяжелое военное положение республики, угроза голода и углублявшаяся в ходе войны хозяйственная разруха потребовали принятия новых чрезвычайных мер. 11 января 1919 г. декретом Совнаркома была введена продовольственная разверстка
. Излишки хлеба, имевшиеся у крестьян хлебопроизводящих губерний, подлежали сдаче государству по твердым ценам. Разверстка производилась в соответствии с размерами урожая, наличием запасов и нормами потребления. До конца 1919 г. обязательная государственная разверстка и государственная монополия были распространены еще на мясо и картофель, а в течение 1920 г. — на все основные продукты питания: масло, яйца, мед, овощи, молочные продукты, домашнюю птицу. Советское государство вынуждено было проводить разверстку во всех губерниях, —
не только в хлебопроизводящих, но и в потребляющих. Тем самым частная торговля продовольственными продуктами фактически была запрещена во всей стране.
Продразверстка опиралась на военно-политический союз рабочего класса и крестьянства, сложившийся и упрочившийся в борьбе с интервентами и белогвардейцами. Понимая, что без продовольствия Красная Армия не сможет отстоять завоевания революции, большинство среднего крестьянства добросовестно выполняло продразверстку.
Продовольственная разверстка являлась основной частью, главным элементом в политике «военного коммунизма». Другая важная черта — ускоренная национализация промышленности.
Как осуществлялась национализация промышленности в 1918—1920 гг.? Литература дает на этот вопрос различный ответ. Одни авторы пишут, что для периода «военного коммунизма» характерно осуществление контроля государства не только над крупной, но и над средней и мелкой промышленностью
и, другие говорят о завершении (в основном) к концу 1920 г. национализации промышленности
, третьи — о национализации всей крупной, средней и значительной части мелкой промышленности
.
Совершенно очевидно, что характерной чертой рассматриваемого периода является не контроль, а национализация крупной и средней промышленности. Необходимость организации военного производства и сосредоточения всей продукции промышленности в руках государства делала контроль уже недостаточным. В соответствии с декретом от 28 июня 1918 г. к осени 1918 г. было национализировано свыше 3 тыс. крупных предприятий
. В течение 1919— 1920 гг. продолжалась национализация средней промышленности.
А мелкая промышленность? Обратимся к конкретным фактам. 'Сначала над нею, включая кустарную и кооперативную промышленность, был установлен строгий контроль, который должен был обеспечить производство товаров
широкого потребления для снабжения армии и населения. Однако в ряде случаев местные органы власти производили национализацию и мелких предприятий. Декрет ВЦИК от 26 апреля 1919 г. устанавливал, что мелкие (имелись в виду предприятия с числом наемных рабочих не свыше 5 при наличии двигателя и не свыше 10 при отсутствии двигателя) кустарные и ремесленные предприятия впредь могут быть национализированы или конфискованы только в особо исключительных случаях и лишь по специальному постановлению президиума ВСНХ
.
7 сентября 1920 г. Совнарком издал еще один декрет о мелкой ненационализированной промышленности
. Вся мелкая промышленность делилась на две группы: в одну входили кустарные предприятия, где не применялся наемный труд, в другую — предприятия с наемными рабочими. Первая не подлежала национализации, реквизиции. Исключения допускались только с разрешения президиума ВСНХ. Вся мелкая промышленность должна была работать на государство, однако кустарные предприятия могли сбывать часть своей продукции на местных рынках. Декрет создавал сравнительно благоприятные условия для развития кустарной промышленности. Что касается предприятий с наемным трудом, то они могли быть национализированы решениями местных совнархозов. Продукция мелких предприятий могла сбываться только через государственные органы и по ценам, ими установленным.
29 ноября 1920 г. последовало постановление ВСНХ о национализации всех промышленных предприятий с числом рабочих более 5 при наличии двигателя и более 10 при отсутствии двигателя
. Проведенная в конце 1920 г. перепись промышленных предприятий страны показала, что из 358 447 действовавших предприятий (из общего числа 412 707) государству принадлежало 37 226
. В это число входила крупная и средняя промышленность, а также много мелких предприятий.
Политика «военного коммунизма» приводила к решительному ограничению торговли и организации безденежного распределения предметов потребления Вынужденные условиями военного времени меры определялись все углублявшимся расстройством денежного обращения и нехваткой
предметов потребления. В результате сокращения производства сельскохозяйственных продуктов и промышленных товаров широкого потребления (в 1920 г. вся продукция промышленности составляла лишь 15% довоенного уровня) свертывался товарооборот и ослаблялись экономические связи между городом и деревней.
Покупательная способность денег была чрезвычайнонизка. Крестьянин, отдавая государству хлеб по твердым ценам, фактически взамен не получал ничего. Позже, после перехода к новой экономической политике, В. И. Ленин говорил, что продразверстка по существу проводилась без вознаграждения, ибо «бумажные деньги, конечно, не вознаграждение»
.
Реальным эквивалентом сданного хлеба были промышленные товары. Советское государство стремилось их использовать для получения большего количества хлеба. "Уже в первой половине 1919 г. в хлебопроизводящих губерниях крестьяне могли получать предметы промышленности только в обмен на хлеб. Декретом Совнаркома от 5 августа 1919 г.
«О товарообмене и обязательной сдаче населением продук-
тов сельского хозяйства и промыслов»
по всей республике устанавливался прямой обмен изделий промышленности на предметы сельского хозяйства. В 1919 г. Советское правительство оплатило промышленными изделиями 50% стоимости хлеба, полученного по продразверстке
аі. В 1920 г. падение промышленного производства продолжалось, и государство смогло оплатить товарами еще меньшее количество: полученного хлеба.
В 1919 г. наметилась тенденция к натурализации заработной платы рабочих и служащих. Она была вызвана обесценением денег, безудержным ростом цен на продовольствие-и товары широкого потребления на рынке. Учитывая сложившуюся обстановку, Советское правительство, проявлявшее всемерную заботу о трудящихся, ввело государственное-снабжение населения продовольствием и предметами ширпотреба по твердым ценам или даже бесплатно.
В. И. Ленин писал: «Рабочий класс хочет спастись or голода, а для этого надо наголову разбить буржуазию,, обеспечить сначала потребление, хотя бы самое скудное,, ибо иначе не дотянутъ полуголодного существования,
20
не додержаться до той поры, когда можно будет снова пустить в ход производство»
22.
Основные продукты питания, являвшиеся государственной монополией, выдавались рабочим, служащим и остальному городскому населению по карточкам в соответствии с нормами для каждой категории населения (по классовому признаку). Высшую норму получали рабочие оборонных предприятий. Величина пайка не была связана с производительностью труда.
Твердые цены по сравнению с рыночными были чрезвычайно низки. Соотношение между твердыми и «вольными» ценами в апреле 1919 г. было 1:8, в апреле 1920 г. — 1 : 45. Те суммы денег, которые Советское государство получало в результате распределения товаров по твердым ценам, составляли незначительную долю средств, которые оно затрачивало на приобретение или производство соответствующих товаров. Например, в Москве летом 1920 г. выпекалось в день 22 тыс. пудов хлеба. Затраты государства на этот хлеб за месяц составляли свыше 150 млн. руб.. а возвращалось в результате распределения хлеба по твердым ценам всего около 20 млн. руб.
23, т. е. немногим более 13% его стоимости. Также обстояло дело с квартирной платой и оплатой других коммунальных расходов государства.
Советское правительство делало все возможное, чтобы облегчить положение трудящихся, спасти их, в первую очередь детей, от голода. К лету 1919 г. было введено бесплатное снабжение детей продовольствием в городах и промышленных центрах потребляющих губерний, а к лету 1920 г. — и в остальных губерниях. Бесплатным снабжением продовольствием было охвачено до 6 млн. детей
24. Затем Советское государство стало выделять товарные фонды для бесплатной выдачи детям белья, обуви и одежды. 11 сентября 1919 г. был опубликован циркуляр ВЦСПС о бесплатном снабжении рабочих производственной одеждой
25. Декретом Совнаркома от 17 января 1920 г. было введено бесплатное общественное питание (дополнительно к основному продовольственному пайку) для рабочих и служащих Москвы, Петрограда и важнейших предприятий других городов. Бесплатным питанием пользовалось 2,3 млн. рабочих и
42 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 38 стр. 395.
43 «Экономическая жизнь», 7 августа 1920 г.
34 «Три года борьбы с голодом». Краткий отчет о деятельности Народного комиссариата по продовольствию за 1919/1920 год. М., 1920, стр. 83.
46 «Экономическая жизнь», 11 сентября 1919 г.
служащих промышленности и 550 тыс. железнодорожников
2в. Продукты по карточкам фактически выдавались почти бесплатно, так как суммы, которые население за них платило (в твердых ценах), были незначительны. Летом
1920 г. ЦК РКП(б) в письме губкомам партии указывал, что продовольственный кризис не позволяет улучшить положение рабочих путем увеличения заработной платы, а это диктует «необходимость перехода к полному снабжению рабочего населения продовольствием из государственных запасов»
. Советское правительство вводило с 1 января
1921 г. целиком бесплатное снабжение и обслуживание рабочих и служащих государственных предприятий, членов их семей, членов семей красноармейцев и других категорий трудового городского населения. Были приняты декреты: «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов» (4 декабря 1920 г.), «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления» (17 декабря 1920 г.), «Об отмене платы за всякого рода топливо» (23 декабря 1920 г.), «Об отмене денежных расчетов за пользование почтой, телеграфом, телефоном и радиотелеграфом» (23 декабря 1920 г.), «Об отмене взимания платы за жилые помещения с рабочих и служащих и за пользование водопроводом, канализацией и очисткой, газом и электричеством и общественными банями» (27 января 1921 г.)
.
Так же постепенно, в результате все обострявшейся военной обстановки, вводилась и расширялась всеобщая трудовая повинность. В постановлении ВЦИК от 2 сентября 1918 г. о превращении Советской республики в военный лагерь указывалось: «Все граждане, независимо от занятий и возраста, должны беспрекословно выполнять те обязанности по обороне страны, какие будут на них возложены Советской властью»
. Декретом Совнаркома от 5 октября 1918 г. буржуазия привлекалась к обязательному труду
. Народному комиссару внутренних дел в связи с топливным кризисом Совет Обороны 19 ноября 1919 г. предоставил право вводить в отдельных местах натуральную трудовую повинность по заготовке дров и гужевую повинность
. До конца 1919 г. проводимая в стране трудовая повинность касалась преимущественно эксплуататорских классов. Дек-
ретом Совнаркома 29 января 1920 г. устанавливалась всеобщая трудовая повинность
32. Все трудоспособное население привлекалось, независимо от постоянной работы, к выполнению различных трудовых повинностей.
Для периода гражданской войны характерна и система «главкизма» с ее жестким централизмом в управлении народным хозяйством. Осенью 1918 г. в системе ВСНХ было 18 главков, а к концу 1920 г. — 52
33.
Таким образом, в условиях военного времени постепенно возникали и все более усиливались тенденции к организации пролетарским государством производства и распределения на следующих началах: излишки продовольствия крестьяне сдают государству или без вознаграждения («бумажные деньги. . . не вознаграждение») или в обмен (частично) на предметы промышленности; все промышленное производство концентрируется в руках Советского государства и управляется на началах строгой централизации (главкизм); продовольствие распределяется на основе классового пайка и по принципу «кто не работает, тот не ест»; частная торговля ликвидируется; продовольствие, предметы широкого потребления, коммунальные услуги государство предоставляет трудящимся бесплатно (натурализация заработной платы) и без учета количества и качества произведенной продукции (уравнительность распределения); система денежного обращения уступает место натуральному обмену («отмирание денег»); все трудоспособное взрослое население в порядке трудовой повинности (внеэкономически) направляется на работу и используется там, где это необходимо в интересах государства.
Меры Советского правительства и Коммунистической партии, разработанные с учетом сложившейся чрезвычайно трудной обстановки и принимавшиеся в целях мобилизации всех ресурсов для обороны, помогли достигнуть главного: пролетарское государство сумело в максимальной степени сконцентрировать в своих руках материальные и людские ресурсы для обеспечения победы над врагом. Эта концентрация достигалась путем дальнейшей ликвидации буржуазной собственности и наступления против частнособственнических отношений.
Буржуазия лишалась не только экономических высот (это было осуществлено еще в конце 1917—начале 1918 г.), но вообще всех хозяйственных позиций. Советское прави-
тельство становилось единственным распорядителем всех материальных средств. В. И. Ленин говорил об экономической политике Советской власти 1918—1920 гг. как о попытке «„штурмовым
11 способом, т. е. самым сокращенным, быстрым, непосредственным, перейти к социалистическим основам производства и распределения»
Зі.
Конкретная история «военного коммунизма» свидетельствует об ошибочности утверждения о том, что партия «разработала» эту систему, «ввела политику военного коммунизма»
, Такие формулировки создают представление о единовременном акте, чего, как мы видели, не было; они предполагают, что партия имела заранее выработанный план политики «военного коммунизма». В действительности такого плана партия не имела. В. И. Ленин в докладе о продналоге 9 апреля 1921 г. говорил об этом совершенно определенно: «Не в том дело, что была экономическая система, экономический план политики, что он был принят при возможности сделать выбор между той и другой системой. Этого не было»
.
Система «военного коммунизма» сложилась постепенно из суммы различных и не единовременных государственных актов. С обострением борьбы пролетарскому государству приходилось применять новые и новые «военно-коммунистические» ,меры для обеспечения победы над врагом, способствовавшие вместе с тем расширению масштабов социалистических преобразований.
Чрезвычайные экономические меры Советской власти помогли сконцентрировать скудные ресурсы страны для достижения победы. Вот почему В. И. Ленин говорил, что «военный коммунизм» надо «поставить нам в заслугу». При этом он подчеркивал необходимость знать настоящую меру этой заслуги: «“Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой»
.
Война вынудила Советскую власть применять чрезвычайные меры и в области государственного управления. Необхо-
димость сконцентрировать в руках государства все материальные ресурсы, мобилизовать в Красную Армию и на трудовой фронт огромные массы населения, решительно подавлять классового врага привела к созданию во многих местах чрезвычайных органов власти. Советский государственный аппарат вынужден был широко применять в своей деятельности военно-мобилизационные методы.
2
Советы к осени
1918 г.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции Советы, руководимые Коммунистической партией, развернули кипучую революционно-преобразующую деятельность. Опираясь на широкие массы трудящихся, они боролись с контрреволюцией, рука об руку с профсоюзами проводили национализацию промышленности, принимали меры к сохранению для народа предприятий. Советы осуществляли аграрные законы диктатуры пролетариата. Проявляя чудеса изобретательности, они налаживали местное хозяйство, заботились об удовлетворении насущных нужд трудящихся, о развитии народного образования и культуры.
С началом гражданской войны и интервенции Советы всю свою деятельность перестраивали в соответствии с требованиями военного времени.
К лету 1918 г. в стране существовала разветвленная и стройная система Советов, организационно и политически сплачивавшая многомиллионные массы трудящихся города и деревни. Принятая в июле 1918 г. первая Советская конституция совершенствовала систему Советов, способствовала ее дальнейшему укреплению. Советы получили единые организационные формы в соответствии с принципом демократического централизма. Правда, созданные летом и осенью 1918 г. в сельских местностях комбеды формально нарушили единообразие этой системы, в селах и волостях установилось подобие двоевластия, но это отступление от Конституции было временным, оно характерно лишь для второй половины 1918 г., а главное — оно было направлено к дальнейшему укреплению Советов, к тому, чтобы все Советы стали подлинными органами диктатуры пролета-уніата. Когда же комбеды свои задачи выполнили, VI Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов принял решение (9 ноября 1918 г.) о слиянии их с Советами.
ЗС
Советы к этому времени имели уже сложившийся исполнительный аппарат, который состоял из трудящихся и успешно овладевал навыками государственного управления всеми отраслями хозяйственно-политической и культурной жизни страны.
«Прошел год, и здание Советского государства построено^ От верху до низу, от деревни и волости до центра Россия спаяна системой Советов. Черновая работа по отливке форм окончена»
, — так оценивалось состояние Советов к началу ноября 1918 г. в «Исторической справке об учреждении и деятельности НКВД», подготовленной наркоматом к первой годовщине его организации. По данным Народного комиссариата внутренних дел на 1 ноября 1918 г.,
39 на территории 32 губерний, где существовала Советская власть, имелось 65 5 0
исполнительных комитетов Советов; из них 2 областных, 30 губернских, 121 городской, 286 уездных, 6083 волостных и 28 районных
.
Обстановка требовала дальнейшего укрепления всей системы Советов, их связей с массами. Этому способствовали решения VI Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов о ликвидации комбедов и приведении советской организации в деревнях в точное соответствие с Конституцией. Съезд призвал «всех граждан Республики, все органы и всех должностных лиц Советской власти к строжайшему соблюдению законов РСФСР, изданных и издаваемых центральной властью постановлений, положений и распоряжений»
. Война потребовала решительно покончить с элементами местничества, которые еще наблюдались в деятельности отдельных Советов. Совет Обороны постановлением «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты» (8 декабря 1918 г.) обязал все советские учреждения «исполнять поста-
новления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно»
.
В этих условиях чрезвычайно важно было улучшить руководство Советами со стороны большевистских организаций. Как показывают статистические данные, влияние и роль коммунистов в Советах все больше возрастали. Во второй половине 1918 г. коммунисты и сочувствовавшие им на губернских съездах Советов составляли свыше 90%
, а на уездных — около 73%. Еще выше был процент коммунистов в исполкомах Советов. На 1 ноября 1918 г. в губернских исполкомах
коммунистов и сочувствовавших им насчитывалось 93%, в уездных — 83,5%
.
Коммунисты, работавшие в Советах, объединялись во фракции. Уже в первой половине 1918 г. фракции коммунистов оформились во всех губернских и в значительной части уездных исполкомов Советов. В волостях создание коммунистических фракций Советов приняло широкий размах в период комбедов, когда особенно росла сеть сельских ячеек.
Местные партийные организации обязывали фракции коммунистов в исполкомах Советов работать под непосредственным руководством партийных ячеек. В случаях отсутствия фракций партийные организации оказывали влияние на исполкомы через отдельных коммунистов — членов исполкомов; созывались совместные заседания президиумов исполкомов и партийных комитетов, на которых обсуждались наиболее важные вопросы деятельности Советов и их исполкомов. На партийных собраниях заслушивались отчеты коммунистов, работавших в советских органах.
Обладая в Советах абсолютным большинством, многочисленными и авторитетными фракциями на съездах и в исполкомах, Коммунистическая партия могла успешно направлять деятельность Советов, проводить через них в жизнь свою политику. Советы на всех этапах войны в своей работе руководствовались решениями Коммунистической партии. Особенно большое значение для практической деятельности Советов имели решения VIII съезда РКП(б) (март 1919 г.), определившие политику Советского государства по коренным вопросам жизни страны.
VIII съезд РКП(б) явился поворотным моментом в политике партии по отношению к среднему крестьянству,
составлявшему основную массу трудящихся деревни. В. И. Ленин еще в ноябре 1918 г. в статье «Ценные признания Питирима Сорокина»
, анализируя изменения в отношениях среднего крестьянства к Советской власти, начавшийся поворот его на сторону Советов, обосновал необходимость перехода от политики нейтрализации середняка к политике прочного союза рабочего класса со средним крестьянством, при опоре на бедноту и борьбе с кулаком.
В письме ЦК РКП(б) к «Комитетам, организациям РКП, всем членам партии», опубликованном в «Правде» 8 февраля 1919 г., подчеркивалось значение трудового крестьянства для судеб революции: «Необходимо помнить, что правильное разрешение основных вопросов нашей государственной жизни тесно связано с настроениями широких масс деревенской бедноты и среднего слоя деревни. Формирование Красной Армии, дело продовольствия — разрешить без самого широкого участия крестьянских масс невозможно».
VIII съезд партии решительно осудил какие бы то ни было насилия по отношению к трудовому крестьянству, потребовал строжайшим образом проводить линию на союз с середняком. В. И. Ленин на съезде говорил: «. . . сплошь и рядом по неопытности советских работников, по трудности вопроса, удары, которые предназначались для кулаков, падали на среднее крестьянство. Здесь мы погрешили чрезвычайно»
. Для дальнейшего укрепления союза пролетариата и трудового крестьянства съезд наметил конкретные меры: развитие сельскохозяйственной кооперации, смягчение налоговой политики по отношению к середнякам и переложение главной ее тяжести на кулачество, оказание трудящимся крестьянам экономической помощи, улучшение разъяснительной работы в деревне, привлечение крестьян к активному участию в государственном и хозяйственном строительстве.
Укрепление военно-политического союза пролетариата с крестьянством позволило создать массовую Красную Армию и решить чрезвычайно трудные задачи материального ее снабжения.
Решения VIII съезда партии по военному вопросу (превращение Красной Армии в массовую, регулярную, дисциплинированную боевую силу, укрепление партийного руководства в Красной Армии и др.) определили задачи партий-
ных организаций и Советов в строительстве Вооруженных Сил Советской республики.
Неслыханные трудности, выпавшие на долю Советской республики в связи с гражданской войной и интервенцией, требовали дальнейшего укрепления единства, сплоченности и организованности Коммунистической партии и всего советского государственного аппарата. Коммунистическая партия с первых дней Октябрьской революции свои лучшие силы отдавала Советам. Огромные масштабы и трудности строительства пролетарского государства, напряжение борьбы не оставляли ни сил, ни времени для внутрипартийной работы. В результате наблюдались случаи ослабления внутрипартийной дисциплины, что отрицательно сказывалось на руководстве партийных организаций Советами. Коммунисты, целиком поглощенные работой в Советах и других звеньях государственного аппарата, порой отрывались от своих организаций. Во многих случаях фракции коммунистов неправильно понимали свою роль в Советах и взаимоотношения с ними; вместо осуществления политического руководства они занимались администрированием, подменяя собой органы государственной власти.
Коммунистическая партия постоянно вела борьбу за улучшение партийного руководства Советами, государством, за укрепление дисциплины, организованности в своих рядах. ЦК РКП(б) в опубликованном еще 18 мая 1918 г. постановлении, а затем в письмах ко всем партийным организациям от 22 и 29 мая того же года напоминал, что коммунистическая фракция Советов составляет часть партийной организации, руководящим центром которой является партийный комитет. ЦК требовал строжайшего централизма в работе партийных и советских организаций, очистки партийных рядов от неустойчивых, примазавшихся элементов, улучшения партийной работы. «Сама советская работа, — писал ЦК, — требует от нас создания крепкого, сплоченного партийного организма»
49.
Недостатки в партийной работе, вскрытые Центральным Комитетом в мае 1918 г., еще не были полностью преодолены к началу 1919 г. К государственному управлению приходили новые десятки тысяч преимущественно молодых членов партии, не имевших достаточного политического опыта и партийной закалки; им пришлось начинать свою деятельность в условиях все обострявшейся гражданской войны и возраставших трудностей. Это не могло не сказываться как на самой партийной работе, так и на руководстве Советами
49 «Правда», 29 мая 1918 г.
со стороны многих партийных организаций. Серьезные недостатки в партийной работе подверглись критике на VIII съезде РКП(б). В резолюции по организационному вопросу съезд отмечал, что многие члены партии, поставленные на государственную работу, «в значительной степени отрываются от масс и заражаются бюрократизмом, что относится очень часто и ко многим рабочим, членам Советов. Против этого зла необходимо начать самую решительную борьбу немедленно же»
50. В интересах повышения боеспособности партии съезд потребовал укрепления партийной дисциплины и установления строжайшего централизма.
VIII съезд РКП(б) дал четкие указания по вопросу о взаимоотношениях между партией и Советами. Во всех советских организациях, говорилось в резолюции, абсолютно необходимо образование партийных фракций, строжайше подчиняющихся партийной дисциплине. В эти фракции должны были входить все члены РКП(б), работавшие в данном Совете.
Перед партийными организациями ставилась как главная задача — повседневной практической работой в Советах, выдвижением на все советские посты своих наиболее стойких и преданных членов завоевать безраздельное политическое господство в Советах и осуществлять фактический контроль над всей их деятельностью. В то же время съезд предупреждал о недопустимости смешения функций партийных организаций с функциями Советов. «Свои решения, — указывалось в резолюции, — партия должна проводить через советские органы, в рамках Советской конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их. . . Партийные организации никогда не должны прибегать к мелкому опекунству над Советами, должны внушать своим членам, что принадлежность к РКП не дает никаких привилегий, а только возлагает более серьезную ответственность на них»
51. Съезд предложил очистить Советы от проникших туда чужеродных элементов, вести борьбу с чиновничьей волокитой, халатностью, организационной расплывчатостью, узколобым местным «патриотизмом». Коммунисты — депутаты Советов обязывались отчитываться перед своими избирателями не реже одного раза в две недели и нести какую-либо партийную работу в своем районе.
60 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I. М., 1954, стр. 442.
01 Там же, стр. 446—447.
Для очищения партии от примазавшихся чуждых элементов, улучшения ее социального состава и укрепления дисциплины съезд решил провести перерегистрацию членов и кандидатов партии. Перерегистрация привела к большому сокращению числа членов партии, зато значительно улучшила качественный их состав. Например, в партийной организации Астраханской губернии в результате перерегистрации из 3500 коммунистов осталось 1300, в Тамбовском уезде — из 2000 лишь 700
. Всего за время перерегистрации число коммунистов уменьшилось почти вдвое. «Такое уменьшение числа членов партии есть громадное увеличение ее силы и веса»
, — писал В. И. Ленин.
VIII съезд РКП(б) принял программу, которая определяла задачи партии на весь период строительства социализма. В то же время она сыграла огромную роль в мобилизации трудящихся масс на борьбу с врагом. Программа намечала пути дальнейшего укрепления Советского государства. В ней подчеркивалось, что, поскольку эксплуататоры ведут борьбу за восстановление своих привилегий, необходимы лишение классовых врагов политических прав и ограничения свобод. «По мере того, как будет исчезать объективная возможность эксплуатации человека человеком, будет исчезать и необходимость в этих временных мерах, и партия будет стремиться к их сужению и к полной их отмене»
.
Программа ставила перед Коммунистической партией задачи: добиваться дальнейшего сближения органов власти с трудящимися, расширять материальные возможности масс пользоваться демократическими правами, вести решительную борьбу с бюрократизмом. Для этого предусматривались следующие конкретные меры: 1) обязательное привлечение каждого члена Совета к выполнению определенной работы по управлению государством; 2) последовательная смена этих работ с тем, чтобы они постепенно охватывали все отрасли управления; 3) постепенное вовлечение всех трудящихся в работу по управлению государством
.
В принятом обращении к партийным организациям VIII съезд предупреждал всех коммунистов об антисоветских планах врагов. Съезд призывал к бдительности и готовности к решительному отпору врагу. «Партийные и советские организации, — говорилось в обращении, —
должны немедленно мобилизовать свои силы и быть готовыми ответить беспощадным ударом на всякую попытку использовать трудные месяцы для срыва государственного строительства пролетариата»
58.
Решения VIII съезда РКП(б) обсуждались на проходивших весной и летом 1919 г. собраниях партийных организаций и на съездах местных Советов. В центре обсуждений стоял вопрос об отношении к середнякам. Партийные собрания и съезды Советов горячо одобрили взятый VIII съездом партии курс на союз рабочего класса со средним крестьянством.
Задачи, поставленные VIII съездом, Коммунистическая партия и Советское правительство развивали, дополняли и конкретизировали с учетом опыта масс и в соответствии с изменениями военно-политического положения Советской республики.
О задачах Советов в борьбе с врагом подробно говорилось в циркулярном письме ЦК РКП(б) «Все на борьбу с Деникиным!», написанном В. И. Лениным в дни начавшегося наступления армии Деникина на Москву.
Письмо ЦК, опубликованное 9 июля 1919 г., было программой действий партийных и советских организаций и всех трудящихся для спасения страны от нависшей над ней смертельной опасности. ЦК требовал, чтобы осажденная впагом Советская Россия на деле была превращена в един военный лагерь, чтобы работа всех учреждений была перестроена по-военному и приспособлена к войне. «Все коммунисты прежде всего и больше всего, — говорилось в письме, — все сочувствующие им, все честные рабочие и крестьяне, все советские работники должны подтянуться по-военному, переведя максимум своей работы, своих усилий и забот на непосредственные задачи войны, на быстрое отражение нашествия Деникина, сокращая и перестраивая, в подчинение этой задаче, всю свою остальную деятельность»
57.
Перестройка на военный лад означала, что вся работа партийных и государственных органов должна была вестись четко и оперативно.
В письме определялись конкретные задачи, содержание деятельности партийных организаций и советского государственного аппарата: разъяснение народу правды о Колчаке и Деникине, организация прямой помощи армии одеждой, оружием, боеприпасами, продовольствием и т. п.
5 «КПСС в резолюциях. . .», ч. I, стр. 455.
7 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 39, стр. 45.
ЦК РКП(б) призывал работать по-ревоЯюционному: повышать производительность труда, развертывать коммунистические субботники, инициативу масс, мобилизовать все местные ресурсы. Перед партийными и советскими органами прифронтовой полосы ставились задачи оказания непосредственной помощи фронту, восстановления Советской власти в освобождаемых районах, укрепления прифронтового тыла.
Роль Советов в борьбе с врагом, вопросы строительства и деятельности Советов в условиях войны определялись и в документах, принятых VIII Всероссийской конференцией РКП(б) (декабрь 1919 г.) и IX съездом партии (март—апрель 1920 г.).
На каждом этапе гражданской войны задачи Советов конкретизировались Коммунистической партией в соответствии с особенностями этапа и с учетом военной и политической обстановки. Законодательное же выражение эти задачи находили в декретах и постановлениях высших органов государственной власти — Совнаркома и ВЦИК.
Совнарком, возглавляемый В. И. Лениным, выполнял главную оперативную работу по управлению страной, по руководству всеми звеньями государственного аппарата, в том числе и Советами. Будучи, согласно Конституции, всецело ответственным перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов, Совнарком, однако, имел право издания самостоятельных декретов и совместные с ВЦИК полномочия по утверждению смет городских, губернских и областных органов Советской власти, пособий и ссуд из средств государственного казначейства для покрытия неотложных расходов местных органов государственной власти. Совнарком осуществлял и контроль за проведением в жизнь советской политики.
ВЦИК — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган Советской республики в период между съездами Советов, руководствуясь политической линией и решениями Коммунистической партии, давал общее направление деятельности всех органов Советской власти в стране, наблюдал за проведением ими в жизнь Советской конституции, советских законов. ВЦИК уделял много внимания местным Советам, их организационно-политическому укреплению; издавал инструкции для Советов, заслушивал отчеты губисполкомов, контролировал деятельность местных органов власти.
До середины марта 1919 г. председателем ВЦИК был ближайший соратник и ученик В. И. Ленина, секретарь
ЦК РКП(б) Я. М. Свердлов. Это был выдающийся государственный деятель, человек необыкновенного организаторского таланта. Смерть Я. М. Свердлова (16 марта 1919 г.) была тяжелой утратой для Коммунистической партии и Советского государства. На XII сессии ВЦИК 30 марта 1919 г. В. И. Ленин говорил: «Найти настоящего заместителя тов. Якову Михайловичу Свердлову — задача чрезвычайно трудная, так как совместить в одном лице и ответственного партийного работника, к тому же знающего историю партии, и вместе с тем человека, прекрасно разбирающегося в людях и умеющего выбирать их на ответственные советские посты, — почти невозможно»
б8. В. И, Ленин подчеркивал, что при выборе советского президента нужно найти такого товарища, который целиком поставил бы своей задачей проведение политики партии по отношению к среднему крестьянству. Он предложил избрать председателем ВЦИК М. И. Калинина, который сочетал в себе жизненный опыт передового, марксистски образованного рабочего, пламенного революционера и трудящегося крестьянина, имел более чем двадцатилетний опыт партийной работы и обладал умением подходить к широким слоям трудящихся масс. «Такая кандидатура, — подчеркивал В. И. Ленин, — поможет нам практическим путем организовать целый ряд непосредственных сношений высшего представителя Советской власти со средним крестьянством, поможет нам сблизиться с ним»
59. ВЦИК единодушно избрал М. И. Калинина своим председателем. 9 апреля 1919 г. М. И. Калинин выступил на заседании ВЦИК с декларацией о ближайших задачах ВЦИК. Декларация была пронизана идеей о союзе пролетариата со средним крестьянством, заботой о середняке. «Мое избрание, — говорил М. И. Калинин, — я рассматриваю как символ тесного союза крестьян с рабочими массами, так как в моем лице объединяется рабочий Петрограда с тверским крестьянином»
в0.
Непосредственное руководство строительством и деятельностью органов Советской власти осуществлял Народный комиссариат внутренних дел, возглавляемый Г. И. Петровским, а с 30 марта 1919 г.
61 Ф. Э. Дзержинским, являвшимся одновременно председателем ВЧК. За-
местителем наркома был М. Ф. Владимирский — активный деятель большевистской партии, входивший тогда в состав ЦК РКП(б). На посту заместителя наркома М. Ф. Владимирский проводил большую работу по укреплению и строительству Советов,
НКВД повседневно поддерживал связь с Советами, получал от них сведения о положении на местах, изучал и обобщал практику строительства Советов на всей огромной территории страны, разрабатывал инструкции, директивы по вопросам их организации и деятельности.
Под руководством центральных органов Советской власти развернулась работа по выполнению решений VI Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов и VIII съезда Коммунистической партии. Целью ее было дальнейшее совершенствование системы Советов, укрепление советского аппарата, сплочение вокруг органов власти широких масс рабочих и крестьян для отпора врагу.
Содержание раздела