Элбакян Е. С. - Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян
Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян.
ЭЛБАКЯН Екатерина Сергеевна - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра “Религия в современном обществе” Российского научного института социальных и национальных проблем, МЕДВЕДКО Степан Викторович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник указанного Центра.
При осуществлении экономической политики весьма важным представляется учет региональной, национальной и иной специфики ее объекта, что подразумевает знание как актуальных экономических предпочтений населения, так и его хозяйственных традиций. В современной России, ищущей эффективный путь экономического развития социально-экономического и духовного возрождения и обосновывающую его идеологическую (в том числе, как возможный вариант, и религиозную) доктрину, весьма актуальной является проблема взаимосвязи экономических и религиозных ценностей россиян, влияния религиозного опыта и его осмысления на формирование и развитие того или иного экономического типа общества.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 99-15-96101
Связь, между религией и экономической деятельностью человека существует с древнейших времен. Религия оказывала и оказывает активное воздействие на поведение верующих в сфере экономики и производства, на отношение к труду. Об этом свидетельствует опыт всех мировых религий. Экономического успеха добивались те общества и страны, где различные религии своими специфическими средствами стимулировали экономическую деятельность, создавая соответствующий нравственный фон, формируя трудовую этику и соответствующие нравственные нормы.
Известно, что различные религиозные течения в исторической ретроспективе предложили немало вариантов духовного обоснования экономических процессов. В данном контексте отметим: подход русской православной церкви к хозяйственно-экономическим проблемам, коренящийся в специфике исторического развития России, особенностях ее религиозных традиций, национальной психологии русского народа и его самосознании существенно отличается от подхода протестантских организаций, внесших немалый вклад в экономическое развитие Запада. Сейчас между этими двумя хозяйственными ориентациями в идеологическом плане происходит столкновение: либерально-протестантская модель зачастую не учитывающая национальный менталитет, исторический опыт и традиции России, стремится вытеснить традиционалистско-православную. При этом либерально-протестантская экономическая модель в России предназначенная для формирования (в перспективе) экономического сознания на основе норм и ценностей протестантской этики, что обусловлено представлениями о неспособности православия решать рыночные задачи, поскольку оно исходит из принципов государственности, патриотизма, коллективизма (“соборности”), которые отнюдь не стимулируют индивидуализм и стремление к богатству.
Конечно, среди последователей православия немало сторонников традиционной точки зрения: надо быть дальше от “мира сего” и его “земных” интересов - политических, социальных, экономических. Однако, нельзя отрицать и того, что в православии есть не только свои трудовые и хозяйственно-предпринимательские традиции, но и определенное хозяйственное самосознание, своеобразное социально-экономическое миросозерцание, опирающееся на систему православно-христианских духовных ценностей, формирующее духовно-нравственные критерии и стимулы хозяйствования. В этом смысле можно говорить об “особых чертах православного экономического человека”, о “православной философии хозяйства” [1, с. 346, 456], [2]. Истоки этого социально-экономического православного миросозерцания можно обнаружить в сочинениях Василия Великого и Иоанна Златоуста. Большую роль в выработке социально-хозяйственной этики православия сыграли Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, митрополит Владимир (Богоявленский), сравнительно недавно канонизированный Русской православной церковью. Значение хозяйственной деятельности человека, соотношения религии и социально-экономической жизни в рамках разработки проблем социального христианства отмечалось С.Н. Булгаковым [1].
На наш взгляд, существенным представляется не только анализ официально провозглашаемых религиозными организациями принципов и оценок различных типов хозяйственно-экономической деятельности, но и отношения рядовых верующих к тем или иным экономическим ценностям, их восприятия рыночных реформ последнего десятилетия (субъективный аспект), а также анализ реального уровня жизни верующих граждан и источников их доходов (объективный аспект).
Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта было проведено социологическое исследование “Россияне о судьбах России в XX-м веке и своих надеждах на XXI-й век” по репрезентативной всероссийской выборке. Опрошено 2050 человек из Москвы (6,3% от общего числа опрошенных), Санкт-Петербурга (4,6%), Северо-Западного района (5,7%), Волго-Вятского района (5,6%), Центрального района (12,1%), Центрально-Черноземного района (5,7%), Поволжского района (10,9%), Северо-Кавказского района (12,0%), Уральского района (12,7%), Западно-Сибирского района (8,9%), Восточно-
Сибирского района (6,4%), Дальневосточного района (5,2%) в 58 населенных пунктах, из которых 10,9% от общего числа представляют мегаполисы, 43,6% - областные (краевые, республиканские) центры, 21,2% - районные центры, 24,3% - сельские населенные пункты. Респонденты относятся к различным социальным группам: 29,7% от общего числа опрошенных - рабочие; 5,6% - инженеры и инженерно-технические работники; 3,7% - гуманитарная интеллигенция; 4,4% - работники государственной торговли, сферы услуг, транспорта, связи и жилищно-коммунальных хозяйств; 4,2% - служащие, 3,3% - предприниматели; 24% - жители села; 3,5% - военнослужащие и сотрудники Министерства внутренних дел; 15,9% - городские пенсионеры; 2,6% - студенты; 3,4% - безработные. Средний возраст респондентов - 44 года (22% - 30 лет и моложе; 45,6% - от 31 до 50 лет; 32,4% - 51 год и старше). Среди опрошенных 49,3% мужчин и 50,7% женщин. По национальной принадлежности: 82,8% русских; 5,8% украинцев и белорусов; 5,0% - татар; 2,6% - представителей народов Кавказа и Закавказья; 3,8% представителей других народов.
В ходе исследования в качестве ведущего критерия определения основных мировоззренческих групп было выделено самоопределение опрошенными себя в качестве верующих или неверующих. При этом соотношение этих групп среди опрошенных выглядело следующим образом: 42% верующих и 28% неверующих (остальные 30% опрошенных отнесли себя к группе колеблющихся, безразличных или затруднились с ответом. Мы исключили их из нашего дальнейшего исследования по причине достаточно характерной для этих групп промежуточной позиции между верующими и неверующими по рассматриваемым вопросам и не имеющей принципиального значения в рамках данной статьи).
Говоря о самоидентификации респондентов, следует учитывать, что в массовых опросах существует довольно серьезное несовпадение общего числа верующих с общим количеством приверженцев конкретных конфессий (69,5%), то есть при мировоззренческой самоидентификации часть респондентов не определяет себя как верующих, но в то же время, отвечая на вопрос “Если Вы верующий, то к какой конфессии себя относите?” считают себя приверженцам тех или иных, чаще всего традиционных конфессий. Подобное явление объясняется идентификацией ими “православия” или “ислама” с национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность к которым для данных респондентов естественна. Возможно поэтому конфессиональная принадлежность опрошенных практически не влияет на выбор социально-экономических или политических взглядов.
Остановимся несколько более подробно на общих тенденциях в развитии религиозной ситуации в России, ибо это даст возможность более глубоко понять отношение отдельных групп верующих к различным сторонам социально-экономического бытия. Для групп верующих и неверующих в России существует ряд характерных особенностей.
В соотношении верующих и неверующих среди мужчин и женщин в России существует четкая связь между полом и верой: среди верующих преобладают женщины, составляя примерно 60% от общего числа верующих, в то время как среди неверующих женщины составляют примерно 35-40%. Эта тенденция существует в России еще со времен СССР и реальных изменений в гендерном отношении среди верующих не происходит. Понятно, что многие проблемы социально-экономического характера неравномерно затрагивают мужчин и женщин.
Существует зависимость между возрастом и отношением к группам верующих или неверующих: достаточно явно выражено численное превосходство верующих над неверующими среди старшего поколения и обратная картину среди молодежи и лиц среднего возраста. Среди верующих лица до 30, 31-50 и старше 50 лет составляют, соответственно 21, 45 и 34%; среди неверующих - 23, 47 и 30%. Вероятно, этот феномен объясняется не столько широким процессом религиозного возрождения, сколько переходом социальной системы к состоянию определенного естественного баланса. Поэтому и люди пожилого возраста, которые, вполне возможно, были в душе сторонниками той или иной религии еще в советский период (просто не выказывали этого, боясь последствий), теперь открыто заявляют о своих религиозных пристрастиях.
В оценке образовательного уровня разных мировоззренческих групп также существует некоторая тенденция: в целом неверующие являются более образованными, чем верующие, которые преобладают только в группе людей, не имеющих законченного среднего образования. Имеют ученую степень, высшее, среднее образование и не имеют среднего образования среди верующих, соответственно, 2, 21, 65 и 12%; среди неверующих - 3, 23, 68 и 6%.
Еще раз подчеркнем весьма существенный факт: как в советские времена, так и в современной России прослеживается одна и та же социально-демографическая тенденция - среди верующих в качестве большинства оказываются женщины, пожилые люди и люди с невысоким уровнем образования. Среди неверующих, напротив, преобладают мужчины, относительно молодые, с высоким уровнем образования.
Сравнительный анализ самозачисления в разные доходные группы верующих и неверующих позволяет увидеть, что верующие по сравнению с неверующими оценивают свое материальное положение как более плохое. Относят себя к материально высокообеспеченным, среднеобеспеченным, низкообеспеченным, к живущим за чертой бедности и затрудняются с ответом, соответственно, среди верующих - 0,2; 24,0; 59,3; 13,3 и 3,2%. Среди неверующих - 0,4; 29,4; 56,0; 10,7 и 3,5%.
Каковы же источники доходов верующих и их семей? Как выяснилось, для большинства из них (57,9%) - лишь собственный труд: либо работают по совместительству сразу в нескольких местах на постоянной основе (14,5%), либо используют любую возможность разовых и временных приработков (37,2%), либо переквалифицировались, чтобы сменить работу на более доходную (6,2%). Как правило, верующие в современной России работают на государственных предприятиях (30,5%); на приватизированных (акционированных) предприятиях работает 22,3% верующих, на частных - 9,3%. Незначительное количество занимается индивидуальной трудовой деятельностью (2,5%) или трудятся на кооперативных предприятиях (1,8%).
Помимо основной трудовой деятельности 56,2% верующих работает на своем приусадебном участке, тем самым обеспечивая себя хотя бы некоторыми продуктами питания, а 20,8% из этой группы продают излишки выращенного урожая. 19,9% вынуждены занимать деньги, а 3,6% распродавать отдельные предметы из приобретенного ранее имущества. Определенное число верующих (4,5%) ничего не предпринимает для того, чтобы улучшить свое материальное положение, поскольку считают, что ничего сделать все равно нельзя. Помощь со стороны получают 10,4%, что свидетельствует, скорее всего, об оказании той или иной материальной благотворительной поддержки своим прихожанам со стороны религиозной общины. Имеют доход от сдачи в наем жилья, гаража, автомашины и т.п., а также благодаря денежным сбережениям, хранящимся в банке, лишь 2,7% верующих. Последнее вполне объяснимо, ибо для того, например, чтобы сдавать недвижимость в аренду или получать проценты с банковского капитала, необходимо для начала их иметь. Большинство же верующих респондентов, как отмечалось, относят себя к группе низкообеспеченных, а следовательно, не имеют денежных и прочих материальных излишков и доходов от них. Объективный уровень доходов российских верующих сегодня невысокий - ниже, чем у неверующих (табл. 1).
Отмеченные выше факты отличия групп верующих и неверующих позволили выдвинуть предположение о том, что они скорее всего будут занимать несходные позиции, оценивая различные стороны экономического, политического, социального развития России, ее недавнего прошлого, настоящего и ближайшего будущего.
Таблица 1
Распределение верующих и неверующих на группы в соответствии со среднемесячным доходом на одного члена семьи, %
Среднемесячный доход руб./чел.
|
Верующие
|
Неверующие
|
Общее
|
До 600
|
48,0
|
34,7
|
42,9
|
От601 до 1200
|
37,1
|
45,6
|
40,3
|
От 1201 до 2400
|
11,2
|
14,9
|
12,6
|
От 2401 до 4800
|
2,7
|
4,0
|
3,2
|
От 4801 и выше
|
1,0
|
0,9
|
1,0
|
Итого
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Первыми в этом ряду следуют оценки периода рыночных реформ в России, проводимых в течении последних 8 лет, вопрос о необходимости их начинания в прошлом и продолжения дальнейшего осуществления в будущем. Так, переход к рыночной экономике в период с 1991 по 1999 гг. положительно оценивают 38,9% верующих респондентов (для сравнения, среди неверующих этот процент выше и составляет 43,7%). А начало проведения рыночных реформ в 90-е гг. позитивно восприняло 35,1% верующих (негативно - 54,0%; безразлично - 10,8%). Отвечая на вопрос о целесообразности проведения в России рыночных реформ, 46,9% верующих респондентов посчитали, что таковая была, однако, этот показатель ниже, чем у неверующих (54,8%). Проецируя свои представления на дальнейшее развитие российской экономики, 58,5 % верующих респондентов полагают, что необходимо изменить формы и методы проведения рыночных реформ; 17,9 % верующих полагают, что их вообще необходимо прекратить, и лишь 3,7 % высказались за их продолжение в том виде, как они осуществляются сейчас. Этот даже очень беглый взгляд на отношение верующих к современному состоянию российской социально-экономической сферы довольно четко демонстрирует, что позиция верующих гораздо менее ориентирована на какие бы то ни было преобразования в ней, и, соответственно, более консервативна. Причем нежелание реформ не свидетельствует об негативности моральных и ценностных установок верующих по отношению к ним, а скорее показывает общий настрой верующих на “застой” - статичную и костную форму социальных и экономических связей.
Особо следует отметить оценку респондентами личной “выгоды” от перехода России к рыночной экономике. Так, лишь 7,7 % верующих считают, что за последние 8 лет они выиграли от проводимых в России рыночных реформ, в то время как 55,6 % отнесли себя к категории проигравших. 23,3 % верующих не смогли окончательно определить - выиграли они или проиграли. Подобный результат также свидетельствует об определенном консерватизме верующих по отношению к реформам, хотя во многом это чисто вербальная позиция, которая может и не совпадать с реальным экономическим поведением этих людей. Для сравнения среди неверующих ответы распределились следующим образом: 9,2% неверующих считают, что за последние 8 лет они выиграли от проводимых в России рыночных реформ, 24,6% неверующих не смогли определить выиграли они или проиграли, 51,7% неверующих отнесли себя к проигравшим. Несмотря на незначительную разницу, в целом верующие более пессимистичны в своих оценках.
В сравнении с вышеизложенным существенное значение, характеризующее экономическое сознание верующих, имеют ответы на вопросы о тех экономических мерах, которые в перспективе могли бы улучшить их личное материальное положение и экономическое развитие страны в целом. Рассмотрим эти меры по блокам (приватизация, ценообразование, планирование в сфере экономики, продажа земли и предпринимательство).
Приватизация. Положительно оценили проведение приватизации государственной собственности (табл. 2) в 90-е гг. лишь 14,4% верующих респондентов, в то время как отрицательно отношение к ней высказало 78,2%, безразличное - 7,4%. За продолжение приватизации, продажу государственного имущества через аукционы и конкурсы высказалось лишь 4,6% верующих респондентов (среди неверующих это количество составляет 9,9%); пересмотреть итоги приватизации, восстановив ведущее положение государственного сектора экономики считают необходимым 70,2% верующих, затруднились с ответом - 25,2%.
Таблица 2
Отношение верующих к приватизации государственной собственности
(% поддерживающих)
Социально-демографические показатели опрошенных
|
Предлагаемые альтернативные решения
|
Продолжать денежную приватизацию
|
Пересмотреть итоги приватизации
|
Не знают
|
Возраст, лет
|
|
|
|
|
30 лет и моложе
|
7,2
|
4,9
|
2,6
|
|
От 31 до 50 лет
|
57,0
|
72,3
|
75,7
|
|
51 год и старше
|
35,7
|
22,7
|
21,7
|
Уровень образования
|
|
|
|
|
ученая степень
|
25,0
|
60,0
|
15,0
|
|
высшее
|
6,4
|
71,7
|
21,9
|
|
среднее специальное
|
4,6
|
70,8
|
24,6
|
|
среднее общее
|
2,7
|
71,5
|
25,8
|
|
неполное среднее
|
1,8
|
67,9
|
30,4
|
|
без образования
|
3,6
|
53,6
|
42,9
|
Место проживания
|
|
|
|
|
мегаполис
|
7,6
|
65,3
|
27,1
|
|
областной центр
|
4,8
|
72,0
|
23,2
|
|
районный центр
|
5,0
|
72,3
|
22,7
|
|
сельский населенный пункт
|
2,8
|
67,6
|
29,5
|
Распределение ответов по группам свидетельствует, что вопрос о приватизации является одним из самых острых. При этом как среди верующих, так и среди неверующих наблюдается тенденция ужесточения позиции по данному вопросу от младших к старшим, от более образованных к менее образованным и от проживающих в мегаполисах к проживающим в селах.
Ценообразование. Аналогично положение при анализе ответов верующих респондентов на вопрос о необходимости продолжения освобождения всех цен (табл. 3). За такую необходимость высказалось лишь 5,3% верующих респондентов (для сравнения, среди неверующих их число в 2 раза выше - 10,7%). Поддержало необходимость расширения круга регулируемых цен 75% верующих, затруднилось с ответом 19,7%. Можно выделить группу верующих, проживающих в районных центрах, в наибольшей степени ратующих за расширение круга регулируемых цен. Возможно, что проводимые в России реформы по части ценообразования в наибольшей степени ударили именно по ней: цены были отпущены и пошли вверх, зарплата на местах осталась по прежнему маленькой, а возможности самообеспечения продуктами (как это происходит в сельской местности) ограничены.
Планирование в сфере экономики. За продолжение линии на отказ от планирования экономки (табл. 4) высказалось лишь 7,8% верующих. Напротив, за восстановление элементов государственного планирования - 70,4% верующих, затруднились с ответом - 21,8%.
Таблица 3
Отношение верующих к освобождению цен (% поддерживающих)
Социально-демографические показатели опрошенных
|
Предлагаемые альтернативные решения
|
Продолжить освобождение всех
|
Расширить круг регулируемых цен
|
Не знают
|
Возраст, лет
|
|
|
|
|
30 лет и моложе
|
6,8
|
68,9
|
24,3
|
|
от 31 до 50 лет
|
6,4
|
75,2
|
18,3
|
|
51 год и старше
|
2,9
|
78,6
|
18,5
|
Уровень образования
|
|
|
|
|
ученая степень
|
25,0
|
65,0
|
10,0
|
|
Высшее
|
6,0
|
76,4
|
17,6
|
|
среднее специальное
|
5,3
|
75,4
|
19,2
|
|
среднее общее
|
3,9
|
74,2
|
21,9
|
|
неполное среднее
|
4,5
|
77,7
|
17,9
|
|
без образования
|
-
|
60,7
|
39,3
|
Место проживания
|
|
|
|
|
мегаполис
|
9,3
|
61,0
|
29,7
|
|
областной центр
|
6,2
|
76,6
|
17,2
|
|
районный центр
|
2,6
|
78,3
|
19,1
|
|
сельский населенный пункт
|
3,2
|
76,5
|
20,3
|
Таблица 4
Отношение верующих к планированию в сфере экономики
(% поддерживающих)
Социально-демографические показатели опрошенных
|
Предлагаемые альтернативные решения
|
Продолжить линию на отказ от планирования экономики
|
Восстановить элементы гос-планирования
|
Не знают
|
Возраст, лет
|
|
|
|
|
30 лет и моложе
|
13,6
|
56,6
|
29,8
|
|
от 31 до 50 лет
|
7,8
|
72,5
|
19,7
|
|
51 год и старше
|
4,2
|
76,2
|
19,6
|
Уровень образования
|
|
|
|
|
ученая степень
|
25,0
|
75,0
|
-
|
|
Высшее
|
12,0
|
70,0
|
18,0
|
|
среднее специальное
|
8,6
|
68,6
|
22,8
|
|
среднее общее
|
4,7
|
73,0
|
22,3
|
|
неполное среднее
|
1,8
|
74,1
|
24,1
|
|
без образования
|
-
|
60,7
|
39,3
|
Место проживания
|
|
|
|
|
мегаполис
|
11,9
|
60,2
|
28,0
|
|
областной центр
|
8,1
|
71,6
|
20,3
|
|
районный центр
|
8,2
|
75,9
|
15,9
|
|
сельский населенный пункт
|
5,3
|
68,3
|
26,3
|
Среди верующих имеет место тенденция зависимости поддержки отказа от планирования и возраста респондентов. Дифференциация взглядов самой молодой и самой старшей групп существенна: у старших поддержка отмечается в 3 раза реже, в то время как фактор проживания в мегаполисах и на селе обусловливает менее значительное различие (в 2 раза). Кроме того, поддерживающих линию на отказ от планирования экономики среди верующей молодежи в 2 раза больше, чем положительно оценивающих приватизацию среди них же, что, думается, свидетельствует об определенной позиции: “конечно, приватизация проведена по-воровски, но реформы продолжать надо”.
Продажа земли. В поддержку свободной продажи земли (табл. 5) выступило 26,5% верующих, против - 55,5%, затруднились с ответом - 18%. Наблюдается практически полное единодушие представителей различных групп верующих (за исключением, пожалуй, группы без образования) в отношении земельного вопроса, закон о котором на сегодня является одним из самых ожидаемых. Возможно, каждая группа на данном этапе видит свои преимущества от введения купли-продажи земли и, поэтому думается, после принятия закона произойдет дифференциация на довольных и недовольных.
Предпринимательство. За усиление государственного контроля за предпринимательской деятельностью (табл. 6) высказалось 68,7% верующих, в то время как за снятие всех ограничений в предпринимательстве и контроля за предпринимательством - только 12,4%, затруднились ответить 18,9%.
Позиция верующих, относительно необходимости контроля за предпринимательством (табл. 6), свидетельствует о довольно настороженном отношении основной массы к предпринимательству, приближаясь по показателям к позиции в отношении приватизации. Возможно подобное положение вещей диктуется пережитками “классового подхода”, в рамках которого предприимчивый человек зачислялся в разряд воров и жуликов.
Таблица 5
Отношение верующих к свободной продаже земли (% поддерживающих)
Социально-демографические показатели опрошенных
|
Предлагаемые альтернативные решения
|
Разрешить свободную куплю-продажу земли
|
Запретить свободную куплю-продажу земли
|
Не знают
|
Возраст, лет
|
|
|
|
|
30 лет и моложе
|
46,8
|
29,4
|
23,8
|
|
от 31 до 50 лет
|
25,4
|
56,6
|
18,0
|
|
51 год и старше
|
15,3
|
70,4
|
14,3
|
Уровень образования
|
|
|
|
|
ученая степень
|
35,0
|
40,0
|
25,0
|
|
высшее
|
34,3
|
46,4
|
19,3
|
|
среднее специальное
|
28,1
|
55,1
|
16,8
|
|
среднее общее
|
22,3
|
59,4
|
18,4
|
|
неполное среднее
|
17,9
|
66,1
|
16,1
|
|
без образования
|
3,6
|
74,4
|
25,0
|
Место проживания
|
|
|
|
|
мегаполис
|
37,3
|
43,2
|
19,5
|
|
областной центр
|
29,5
|
51,9
|
18,7
|
|
районный центр
|
24,1
|
57,3
|
18,6
|
|
сельский населенный пункт
|
18,9
|
65,5
|
15,7
|
Таблица 6
Отношение верующих к государственному контролю за предпринимательской деятельностью (% поддерживающих)
Социально-демографические показатели опрошенных
|
Предлагаемые альтернативные решения
|
Снять все ограничения и контроль за предпринимательской деятельностью
|
Усилить госконтроль за предпринимательской деятельностью
|
Не знают
|
Возраст, лет
|
|
|
|
|
30 и моложе
|
19,6
|
55,3
|
25,1
|
|
от 31 до 50
|
13,5
|
70,3
|
16,2
|
|
51 и старше
|
6,6
|
74,9
|
18,5
|
Уровень образования
|
|
|
|
|
ученая степень
|
30,0
|
50,0
|
20,0
|
|
высшее
|
14,2
|
69,1
|
16,7
|
|
среднее специальное
|
14,2
|
68,1
|
17,7
|
|
среднее общее
|
8,2
|
70,3
|
21,5
|
|
неполное среднее
|
9,8
|
67,9
|
22,3
|
|
без образования
|
7,1
|
75,0
|
17,9
|
Место проживания
|
|
|
|
|
Мегаполис
|
10,2
|
69,5
|
20,3
|
|
областной центр
|
13,7
|
68,0
|
18,3
|
|
районный центр
|
12,7
|
68,6
|
18,6
|
|
сельский населенный пункт
|
11,0
|
69,4
|
19,6
|
Таким образом, налицо очевидная консервативная тенденция в оценке верующими людьми настоящего и будущего российской экономики. В целом негативная оценка результатов рыночных реформ в России и уровня жизнь большинства верующих россиян, а также ориентация на свойственное для традиционной и самой многочисленной в России конфессии - православию - видение экономической, хозяйственно-предпринимательской деятельности предопределило ответы верующих. Патернализм, ориентация на традиционные ценности открытое неприятие нового, как правило ассоциированного с западным типом хозяйствования и обосновывающими его протестантскими идеологическими моделями характерны для сознания российских верующих в целом, независимо от пола, возраста, уровня образования. Конечно, молодежи свойственно в некотором смысле более прагматическое видение экономических проблем и приверженность более прагматическим ценностям, ориентация на занятия предпринимательской деятельностью, желание зарабатывать достаточное количество денег, чтобы суметь обеспечить не только себя, но и семью, вырастить детей и т.п. Естественно, в этом смысле молодые верующие отличаются от пожилых: молодежи гораздо легче “вписаться” в рыночные отношения, ее не так обескураживают приватизация, либерализация цен и другие экономические мероприятия, проводимые в современной России и все более отдаляющие ее от советского прошлого. И если у старшего поколения российских верующих политика реформ в целом и отдельные ее аспекты вызывают, как правило, однозначно негативную оценку, то религиозно ориентированная молодежь (не говоря уже о внерелигиозной) гораздо гибче реагирует на все происходящее в этой сфере.
В сознании верующих очевидно превалирование этических норм и ценностей авторитарного общества над ориентацией на свободное общество, правовое государство, экономическую выгоду, целесообразность, земные блага и достижения, которые данной группе россиян традиционно представляются несовместимыми с их представлениями о нравственно значимом или хотя бы оправданном. Показательны в этом отношении возникающие в сознании верующих ассоциации, связанные с теми или иными экономическими понятиями. Положительный отклик у верующих вызывают следующие понятия: "Предприниматель" - у 59,9%; "приватизировать" - у 22,8; "собственность" - у 84,5; "копить" - у 66; "Доллар" у 45; "частник" у 57,1; "рынок" у 52,4% респондентов. У неверующих, соответственно, у 56,4; 27,6; 81,3; 62,3; 51,1; 61,3; 56,6%.
Просматривается двойственное отношение верующих к основным категориям, ассоциирующимся в их сознании с рыночным хозяйством. С одной стороны, в отношении таких понятий как “предприниматель”, “приватизировать”, “доллар”, “частник” и “рынок” позиция верующих более консервативна, в то время как в отношении понятий “копить” и “собственность” они высказываются более положительно, чем неверующие. Последнее, на наш взгляд, обусловлено рядом факторов ментального характера, предполагающих наличие в сознании верующих противоречия между декларируемой негативной оценкой рыночной экономики и позитивным отношением к личному накоплению и обогащению. Это позволяет определить социально-экономический тип верующего россиянина как “консервативного стяжателя”, для которого свойственны критическое отношение к власти и проводимой ею экономической политике и, в то же время, на бытовом уровне - использование конкретных результатов этой политики. Вместе с тем, хотелось бы отметить не слишком существенное различие между позициями верующих и неверующих при оценке тех или иных экономических понятий (в пределах 6%), что свидетельствует о слабой зависимости между типом мировоззрения и хозяйственно-экономической ориентацией. В данном случае в наибольшей степени это определяется социальным статусом респондентов (уровнем доходов, образованием, возрастом и т.п.): причиной обращения к Богу как к защитнику и спасителю от всех невзгод и трудностей, как правило, выступает социально-экономическая неустроенность человека, его “невписанность” в новый социально-экономический контекст и невостребованность обществом, а не наоборот.
Проведенный анализ свидетельствует: несмотря на заявления православных лидеров в отношении поддержки, при определенных условиях, хозяйственно-предпринимательской деятельности, православные верующие весьма консервативны в своих экономических пристрастиях. Это находит отражение как в их отношении к основным сторонам рыночной экономики на уровне ценностных установок, так и на бытовом уровне в предпочтении определенных типов хозяйствования. Традиционная народная этика, основанная на религиозно-православных предпосылках, в советский период была, по существу, уничтожена, а новой хозяйственной этики, исходящей из нерелигиозных мотивов, из необходимости работать ради “светлого будущего коммунизма”, в полной мере создать не удалось. Трудовая активность во многом поддерживавшаяся командно-административными методами и общественным энтузиазмом, и это наглядно продемонстрировала советская история, имеет преходящий характер. Перед современным российским государством и обществом стоит задача создания трудовой этики, способной помочь окончательному переходу к рыночным отношениям.
Подводя общие итоги исследования можно констатировать, что в России группа верующих имеет вполне отделенные хозяйственные и рыночные ориентации, выраженные в следующем:
во-первых, преобладание тенденций патернализма и консерватизма;
во-вторых, построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения, напрямую связанной с ожиданием активных действий со стороны государства (введение государственного контроля над ценами, пересмотр итогов приватизации и т.п.);
в-третьих, своеобразное “половинчатое” восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей, особенно, для так называемого “консервативного” типа верующего;
в-четвертых, с приходом нового поколения молодых верующих, нарастание предпосылок для изменения отношения этой социальной группы к рынку и экономическим реформам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.
2.Писемский В., Калашнов Ю., Малофеева Е., Платонова Е. Православие и экономика // Журнал Московской патриархии. 1992. № 9.
3.Kaariainen K. Religion in Russia after Collapse of Communism. Lewiston - Queenston - Lampeter: The Edwin Mellen Press, 1998.
4.Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К .Каариайнена и Д.Фурмана. М-СПб.: Летний сад, 2000.
5.См., например, Яблоков И.Н. Социология религии. М.: 1979. С.143-144.
6.См., например: Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С.143-144.
1 За этим религиозно-идеологическим противоборством отчетливо просматривается различие в понимании моделей дальнейшего экономического развития России: столкновение идеи свободного рынка и государственного регулирования экономики.
2 Более подробно и глубоко указанные группы в России исследованы в ряде содержательных монографий [3, 4].
3 Исследования, проводимые в 60-80-е гг. в Советском Союзе также подтверждали эту тенденцию [5], однако они содержат более детальное дробление в рамках групп неверующих и атеистов (например, “индифферентные”, “пассивные атеисты”, “активные атеисты” и др. [6]).
4 Как отмечает известный исследователь религиозной ситуации в современной России профессор Хельсинского университета К. Каариайнен, “вопрос о будущем религии в России остается открытым”, поскольку “большинство молодежи ориентировано на предпринимательскую активность и прагматические цели, а не на религию” [3, p.187]4.
Содержание раздела