d9e5a92d

Глава 2. Учения о кооперативном движении и кооперации кооперация неизбежно сделается школой мира, солидарности и гармонии



2.1. ПРОЕКТЫ ВЕЛИКИХ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ. РАННИЙ "КООПЕРАТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ" Учения о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего - ассоциаций, товариществ, "рабочих колледжей" и пр.

Одним из таких мыслителей явился английский писатель и государственный деятель Томас Мор (1478-1535), который в своем главном труде под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516) изобразил удивительную страну, где нет частной собственности, все граждане трудятся, управление является демократическим, а необходимые продукты люди получают по потребностям из общественных складов. Это произведение дало название направлению общественной мысли, ставшему известным как утопический социализм.

Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождаются как разновидность утопического социализма, а впоследствии некоторые из них стали называться теориями "кооперативного социализма". Вместе с тем реальная кооперативная деятельность не утопична, и это отличает кооперацию от утопических построений Но "кооперативный социализм" тоже неосуществим, и с этой точки зрения он является "родным братом" утопического социализма

Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения и становлении благодаря этому кооперативной системы сыграли великие социалисты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье (1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.

Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с десяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать управляющим огромной фабрикой, а в конце века он уже директор и совладелец еще более крупной компании в Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты, сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для их детей и т.п Так появился новый социальный островок в бурном океане предпринимательства.

Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сторонником мирного преобразования общества путем создания образцовых общин кооперативного типа. Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс га земли и организовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравнительному распределению, что привело ее к краху На эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна.

Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в рабочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической системе" противопоставлял "социальную систему".

Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на 'кооперативное движение в период его зарождения и становления Пропагандируемые им общины он называл "поселками единения и взаимной кооперации". Еще в 1821 г. при участии Оуэна организуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию "Кооперативного журнала".

Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины Все эти общества занимались сбором средств для создания общин В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооперативных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г он был избран в группу "апостолов кооперации" Некоторые кооперативные общества видели в Оуэне своего пророка Оуэн и его сторонники исходили из того, чго к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена "система общественной кооперации''

Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном", и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.

Что касается Фурье, то он после окончания средней школы пополнял знания путем самообразования, обладал замечательной памятью и неуемной фантазией, смог написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого торгового служащего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле.

В истории человечества после "райской" первобытности Фурье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т.д На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии".

Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу, т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину Конечно, фаланга тоже занимается распределением необходимых людям предметов и их производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах - фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют сообразно своим страстям - и в процессе производства, и в бытовой сфере.

Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного общества. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время делают взнос своим трудом Во-вторых, доход фаланги должен распределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12) Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем доходе

Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собственность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу притоком капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабочей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудничество богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тружеников, а вторых - в акционеров (собственников). Конечной целью создания сети фаланг был переход к идеальному "строю гармонии".

Излишне говорить об утопичности этого плана социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.

Зато многие английские и французские ученики и последователи Оуэна и Фурье, по-своему истолковывая их пророчества и отклонившись от главной линии "патриархов социализма", впоследствии внесли большой вклад в развитие кооперативного движения Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но фантастические цели, то ученики и последователи нередко выступали в роли инициаторов создания вполне приспособленных к "земным" условиям кооперативных обществ, отвечающих повседневным потребностям своих членов. Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи мирной, экономической демократии, ассоциации потребителей и производителей.

Таким образом, учения о кооперативном движении "отпочковались" от более обширного и высокого общественного идеала С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась.

Во второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капитализма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути обнаружились вполне отчетливо: один - революционный, немирный, другой - эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сделали выбор в пользу второго пути.

Так оформилась теория постепенного мирного преобразования общества чисто кооперативными средствами (вариантом является завоевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной теории характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой - полное отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, экспроприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за проведение общественных реформ, сотрудничество классов и гражданский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных, левых партий.

Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров не расстается с идеей социализма. Указанная выше теория в 1904 г. получила название "кооперативного социализма". Помимо "кооперативного социализма" существуют антикооперативные теории, концепция "кооперативного капитализма" и др. Сама теория "кооперативного социализма" не однородна, многовариантна, включает различные направления, школы.

2.2. ИДЕИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРУДА ОТ КАПИТАЛА

Великие утописты кооперацию понимали широко в виде универсальных общин (коммун), перестраивающих всю жизнь своих членов; потом понятие кооперации сузилось, и она стала рассматриваться как все многообразие кооперативов, обслуживающих лишь отдельные стороны жизни людей.

Некоторые сторонники великих социалистов-утопистов общественное предназначение уже этой узко трактуемой кооперации тоже видели в освобождении труда от капитала.

Ученик и последователь Оуэна, врач по специальности Уильям Кинг (1786-1865) явился одним из первых теоретиков и практиков кооперативного движения. Будучи оуэнистом, он всячески стремился развивать кооперацию, видел в ней средство уничтожения бедности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудящихся. Поселившись в г. Брайтоне, он развернул бурную пропагандистскую деятельность, для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежемесячный журнал "Кооператор", чем способствовал значительному развитию теории кооперации и оживлению кооперативного движения.

Оуэн, как известно, рассчитывал на финансовую помощь фабрикантов в создании общин. Кинг отходит от этой идеи, отказывается от надежды на богатых и власть имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные средства строить новый мир

По мнению Кинга, для освобождения труда от капитала необходимо проделать путь от простого к сложному, а именно' 1) создать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств путем взносов, 2) на собранные деньги организовать потребительские кооперативы для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала,

3) открывать производственные предприятия этих кооперативов для увеличения капитала и обеспечения заработками членов кооперативов; 4) наконец, накопив кооперативные капиталы, приобрести в собственность или в аренду земельные участки, создать производственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины В итоге трудящиеся перестают работать на хозяев, труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала.

Так полагал Кинг Он надеялся достичь этого без вмешательства государства, правда, при материальном содействии профсоюзов кооперативам.

История свидетельствует, что Кинг как кооператор был оригинален в теории и неудачлив на практике

Важное место кооперативам отводилось в экономической программе христианского социализма, возникшего в 30-40-х годах XIX века в европейских странах Вместе с тем известно, что еще до новой эры в Иудее предшественники христианства - ессеи - жили обособленными общинами с общим имуществом, коллективным трудом и бытом. Современный христианский социализм исходит из того, что христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, а социализм является средством для выполнения христианских заповедей, исполняет правду христианства в хозяйственной жизни

Одну из попыток строить экономическую жизнь на кооперативной основе предпринял идеолог французского христианского социализма Филипп Бюше (1796-1865), в прошлом последователь великих утопистов. Бюше первым определил производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в руки ремесленников и рабочих А чтобы они могли эти орудия удержать в своем распоряжении, Бюше выдвинул очень ценную идею - отчислять 20 % прибылей ассоциации в "нераздельный и неотчуждаемый фонд". Другое назначение этого неделимого фонда- приобретение в собственность ассоциации дорогостоящих орудий производства, расширение общего дела Не менее практичными были и остальные принципы предложенные Бюше распределение 80 % прибылей пропорционально выполняемой работе, неограниченное число членов в ассоциации, их самодеятельность и демократическое управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму стать ее членами по истечении года

Бюше увлек своими идеями и английских христианских социалистов - Чарльза Кингсли (1819-1875), Денисона Мориса (1805-1872), Эдуарда Нила (1810-1892) и др Это были честные и бескорыстные люди Нил, например, многократно ссужал рабочие ассоциации деньгами для открытия кооперативных мастерских, но каждый раз дело кончалось неудачей, а деньги пропадали На этих попытках Нил обеднел, но продолжал верить в успех

Английские христианские социалисты активно участвовали в кооперативном движении, явились проповедниками производственной кооперации среди пролетарских слоев, с этой целью некоторые из них писали книги-наставления, рассказы и даже поэмы, выступали с идеей участия рабочих в прибылях кооперативных товариществ (копартнершип) Своей деятельностью они способствовали принятию в Англии первого в этой стране и в мире кооперативного закона

Конечно, не все христианские социалисты являются кооператорами и не все из них разделяют мнение о необходимости развития кооперативного хозяйства под флагом религии Так, Сергей Булгаков (1871-1944), русский экономист, философ и богослов, писал, что принципиально христианский социализм вполне возможен В то же время он отрицательно относился к производственным кооперативам, действующим под покровительством церкви

Если план Бюше был рассчитан преимущественно на ремесленников, то его соотечественник социалист Луи Блан (1811-1882) решил приспособить его для объединения промышленных рабочих В своей книге "Организация труда" (1841) Блан обосновал идею устройства кооперативных мастерских на средства государства Он доказывал, что правительство должно стать "банкиром бедных" и на первых порах организовать управление этими мастерскими Блан выдвинул принцип солидарность вместо взаимной борьбы Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками будущей системы ассоциации, где не останется места кризисам и безработице Однако попытка осуществления этих идей в период революции 1848 г окончилась полной неудачей

Тем не менее один из деятелей германского рабочею движения Фердинанд Лассаль (1825-1864), адвокат по профессии, тоже выдвинул программу учреждения производственных ассоциаций, финансируемых юнкерско-буржуазным правительством Он рассчитал, что для начала достаточно было бы получить 100 тыс талеров Как склонить правительство к оказанию помощи ассоциациям9 Лассаль предложил для этого создать рабочую партию, добиться всеобщего избирательного права и народного большинства в парламенте В этом он видел возможность перехода в Германии к "свободному народному государству"

В то же время Лассаль считал бесполезными и даже вредными увлечения немецких рабочих потребительскими обществами

Однако реальности таковы, что еще с тех времен постоянно доминировало кооперативное движение потребителей и лишь с недавних пор произошло заметное оживление кооперативного движения производителей

2.3. МАРКСИЗМ О КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИ И КООПЕРАТИВАХ

Марксизм возник как особая система взглядов, являющихся теоретическим выражением интересов пролетариата и идейной платформой коммунистического движения Его основоположники Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) не обошли своим вниманием также некоторые вопросы кооперативного

движения

Они в целом положительно оценивали роль кооперативов По их мнению, кооперация, не устраняя причин эксплуатации рабочих, способствует некоторому ее уменьшению, создает лучшие условия труда Маркс даже признавал кооперативное движение одной из сил, преобразующих современное общество, основанное на классовом антагонизме Другой, решающей силой марксизм всегда считал политические организации пролетариата

Маркс и Энгельс иногда сравнивали кооперативные общества и частнокапиталистические предприятия и отмечали некоторые преимущества первых рабочие рассматривали кооперативы как свои предприятия, в них они трудились и участвовали в самоуправлении Энгельс заявлял, что многочисленные производственные и потребительские общества там, где полиция не подрывала их намеренно управлялись так же хорошо и гораздо более честно, чем буржуазные акционерные общества

В III томе "Капитала" Маркса кооперативные фабрики рабочих определены как "первая брешь" в капиталистической системе "в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между капиталом и трудом, хотя вначале только в такой форме, что рабочие как ассоциация являются капиталистом по отношению к самим себе, т е. применяют средства производства для эксплуатации своего собственного труда". Здесь отмечено заметное ослабление противоречия между трудом и капиталом' капитал имеется налицо, но он кооперативный; капиталиста нет, но его функции выполняет сам кооператив.

Классики марксизма вовсе не отождествляли существующие при капитализме кооперативы с социалистическими объединениями. Но это не помешало Марксу оценить кооперацию как важный социальный эксперимент, демонстрирующий возможность замены капиталистического строя социалистическим, одновременно предостерегая рабочих от переоценки значения этого опыта По словам Энгельса, потребительские и производственные кооперативы доказали "на практике полную возможность обходиться как без купцов, так и без фабрикантов..."

Маркс и Энгельс дали рабочим рекомендации по наиболее эффективному использованию кооперативов

1. Пролетариату необходимо развивать кооперацию, независимую от буржуазии.

2. Предпочтительнее браться за кооперативное производство, чем за кооперативную торговлю Последняя затрагивает только поверхность экономического строя капитализма, а первое подрывает его основы.

3. Все кооперативы должны превращать часть своего дохода в фонд пропаганды своих принципов, содействовать учреждению новых производственно-кооперативных обществ.

4. Во избежание вырождения кооперативов в акционерные общества основная часть дохода должна распределяться между всеми участниками кооперативного предприятия - пайщиками и непайщиками, но на взносы пайщиков, участвующих в кооперативе материально, может начисляться еще дополнительный процент. О. Следует укрупнять кооперативы и объединять их в союзы

Основоположники марксизма резко критиковали тех кооператоров, кто отвергал революционный путь преобразования общества и тем самым отвлекал пролетариат от классовой борьбы Некоторым теоретикам и практикам кооперативного движения от Маркса достались ярлыки "сектант", "лжепророк", "лжехристос"

В свою очередь отдельные положения Маркса о кооперативном движении и кооперации, особенно переоценка им значения производственных кооперативов и недооценка кооперативов потребительских, были подвергнуты критике даже теми, кто именовал себя марксистами. ,

Классики марксизма в своей революционной практике опирались и на современное им кооперативное движение Вместе с тем одному из них принадлежит решительный вывод о том, что "кооперативная система никогда не сможет преобразовать капиталистическое общество". По их мнению, кооперативные фабрики и-товарищества являются переходной формой от капитализма к социализму и после установления диктатуры пролетариата национализации не подлежат, но будут зависеть от этой власти как организации, ведущиеся на общегосударственные средства

2.4. ЛЕНИНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ "СТРОЯ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ КООПЕРАТОРОВ"

В России марксистская теория революционного преобразования общества впервые была воплощена в революционную практику. В этом поистине огромную роль сыграл Владимир Ленин (1870-1924), который (подчеркнем) и в своих произведениях, и как глава советского правительства много внимания уделял вопросам кооперации

Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение кооперативов в единстве с политическим и экономическим строем общества при капитализме кооперативы являются коллективными капиталистическими учреждениями, при переходе к социализму они превращаются в социалистические организации

В своих дооктябрьских работах "По поводу одной газетной заметки" (1897), "К деревенской бедноте" (1903) и др. Ленин дифференцирование, по-разному характеризовал те или иные виды кооперативных обществ. Так, земледельческие артели и кредитные товарищества среди крестьянства он относил к разновидности буржуазных прогрессов иронично называя их "либеральными полумерами", "мизерными паллиативами", "жалкими экспериментами" Сыроваренные артели, писал Ленин, объединяют богатых крестьян, имеющих по несколько коров, и идут на пользу крестьянской буржуазии, а середнякам и сельской бедноте эти артели выгоды не дают Что же делать последним'' Ленин, как настоящий революционер, призывал их к союзу с городскими рабочими для борьбы против всей буржуазии Иначе говоря, к кооперативам, названным им буржуазными и мелкобуржуазными, он относился отрицательно В то же время он признавал некоторую ценность пролетарских кооперативов, в частности, потребительских обществ

После октября 1917 г в разные периоды Ленин выступал то за национализацию потребительских обществ, то за соглашение между ними и советской властью, то за превращение потребительских обществ в коммуны, то за предоставление им известной самостоятельности

По-своему замечательны ленинские выступления в Москве перед кооператорами в ноябре и декабре 1918 г Именно тогда Ленин произнес известную фразу "Кооперация - огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться" И добавил, что правительство считает необходимым использовать и опыт и знание кооператоров и их аппарат Речь в то время шла о потребительских обществах, которые были основаны на самодеятельности масс Ленин призывал использовать эту самодеятельность "самых низов" в деле распределения продуктов и в то же время настаивал на том, чтобы кооперация отказалась от своей независимости В этом была заключена логическая ошибка ведь если потребительское общество лишается независимости, то приходит конец и самодеятельности его участников

Тогда же, в 1918 г, Ленин выдвинул идею общество должно превратиться в единый кооператив трудящихся, и о таком кооперативе он говорил как о задаче победы социализма

Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает его статья "О кооперации" (1923) В ней не упоминается ни один вид кооперации, следовательно, она посвящена кооперации вообще

Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений В ней красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической политике, т е в усчовиях многоукладной рыночной экономики кооперирование, кооперация приобретает совершенно исключительное, гигантское значение и необходима государственная поддержка "кооперативного" принципа организации населения Ленин настаивал на том, что эта поддержка должна быть политической и экономической, чисто имущественной, выражающейся в льготных кредитах, экономических, финансовых и банковских привилегиях для кооперации, даже в "премиях" за конкретные достижения кооператоров В статье поставлены задачи обеспечения не пассивного, а активного участия населения в кооперации, проведения культурной, просветительной работы при его кооперировании, перехода от торговли по-азиатски к торговле по-европейски и др

Центральной в статье "О кооперации" является идея создания "строя цивилизованных кооператоров" В ленинском контексте "цивилизованный" - это производное от латинского "civihs" - гражданский, а гражданин есть свободный человек, имеющий равные права с государством, подданным, но не подчиненным которого он является Иначе говоря, цивилизованным признается кооператор-гражданин

Ленин дал определение "строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма" Следовательно, социализмом Ленин назвал общественный строй, гражданами которого являются свободные, грамотные, культурные кооператоры Автор концепции указывал, что все необходимое и достаточное для построения такого общества в стране имеется И в условиях нэпа, когда торговля позволяет соединить частный интерес с общегосударственным, требуется "только" одно кооперировать население широко и глубоко, сделать его по-настоящему цивилизованным

Однако дальше концепция "строя цивилизованных кооператоров" теряет свою убедительность

Во-первых, Ленин ставит неосуществимую задачу максимального, полного, поголовного кооперирования населения России Такое кооперирование означало бы отказ от принципа добровольности и принуждение какой-то части граждан к вступлению в кооперативы В результате подлинная кооперация уступает место псевдокооперации А цивилизованный кооператор вряд ли согласился бы стать членом псевдокооператива. Ленин был готов даже "заставить всех поголовно участвовать" в кооперативных операциях, что вообще не оставляет места цивилизованным отношениям в этом утопическом "кооперативном строе".

Во-вторых, ленинская "кооперация" на поверку, в действительности, оказывается своеобразной она лишена собственности Удивительно, но в специальной статье, посвященной кооперации и кооперированию населения, ни разу не упоминаются кооперативы Речь в ней идет о кооперативных предприятиях, которые к тому же "основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т.е. рабочему классу". Это не случайно: Ленин и раньше никогда не писал о кооперативной собственности.

"О кооперации" - одна из последних ленинских работ. Идея социализма в ней преобладает над идеей кооперации, хотя и говорится о сходстве простого роста кооперации с ростом социализма. Ленин критиковал "старых кооператоров", начиная с Оуэна, за фантастичность их планов Но и его собственный интересный замысел органично соединить социализм и кооперацию в "строй цивилизованных кооператоров" оказался противоречивым и несбыточным.

2.5. "КООПЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА" НИМСКОЙ ШКОЛЫ

В конце XIX - начале XX века в европейских странах наибольшие хозяйственные успехи сопутствовали розничным потребительским обществам и обществам оптовых закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль отводится потребительской кооперации Эта концепция отдаленно напоминает взгляды английского кооператора Кинга, хотя родилась во Франции спустя полвека на новом витке кооперативного движения.

В 1883 г. в небольшом городе Ним было создано общество народной экономики, целью которого являлось содействие развитию кооперативного движения К членам общества, получившего вскоре название нимской школы, присоединился профессор политической экономии из Сорбонны Шарль Жид (1847-1932), впоследствии выдающийся кооператор Он и стал главным теоретиком и пропагандистом этой школы. Благодаря ему теория "кооперативного социализма" получила классически законченную форму.

Жид считал, что современное производство, страдающее известными недостатками, может быть наилучшим образом реформировано через широкое развитие кооперативов, прежде всего потребительских Он определял кооператив как объединение людей, преследующих общие экономические, социальные и образовательные цели путем осуществления хозяйственной деятельности Кооператив, по мнению Жида, - средство не только для некоторого улучшения условий жизни, но и для основательного общественного обновления.

Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда достаточно логично, он утверждал, что хозяевами положения являются производители товаров, а ими должны стать потребители. Ведь потребление - конечная цель экономики, а производство - это только средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребительских обществ.

Жид выдвигает программу кооператоров всех стран, которую необходимо осуществить в три этапа Она казалась легковыполнимой.

"Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей прибыли возможно больше средств, для того чтобы основать большие оптовые магазины, делать массовые закупки - вот первый этап Продолжать накоплять, при помощи вычетов из прибылей, значительные капиталы и, при помощи этих капиталов, стараться производить прямо и за свой собственный счет все необходимое для своих потребностей; создавать булочные, мельницы, суконные фабрики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла, бисквитов, бумаги - вот второй этап.

Наконец, в более или менее отдаленном будущем приобрести собственные земельные участки и фермы, и производить прямо на своей земле хлеб, вино, растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы - вот последний этап"

В результате мирного овладения всей торговлей, отраслями легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственным производством благодаря сотрудничеству потребителей на почве политического нейтралитета возникает новая общественная система - кооперативная республика.

Главным теоретик нимской школы дотекает возможность использования для ее достижения и остальных видов кооперации но первенство отдает потребительским обществам в их руках должен находиться экономический аппарат всей кооперации Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины и сельскохозяйственные предприятия, но и банки и промышленные и страховые компании Задач} кооперации Жид видел в подготовке нового экономического порядка

У теории кооперативной республики или кооперативизма, всегда было много критиков и столь же много сторонников Отметим лишь тот факт что за более чем столетний период осуществить идею кооперативной республики" не удалось ни в одной стране Но она привлекательна, как и сама кооперация

В день 25-летия Центросоюза в 1923 г старый профессор выступил с речью перед кооператорами нашей страны в Москве Французы и русские, - сказал Жид, - мы можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звезду звезду кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами" Это был Поэт кооперации

2.6. КООПЕРАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Кооперативные взгляды, которые существовали в России в различные периоды достаточно мозаичны Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и приспособлены к российским условиям другие порождены этими самыми условиями внутри страны и чужды подражательности

Прежде всего с идеей кооперации соприкасалась теория общинного (крестьянского) социализма Средневековые крестьянские общины идеализировались еще славянофилами Начиная с 40 -50-х годов XIX века, родоначальники народничества Александр Герцен (1812-1870) и Николай Чернышевский (1828-1889) стали рассматривать общины как "хорошие зародыши' социализма, перейти к которому они считали возможным, минуя капитализм Для спасения страны от 'язвы" буржуазной цивилизации революционные народники предлагали осуществить победоносное крестьянское восстание, установить народное правление наделить крестьян землей и организовать ее коллективную обработку т е поднять общину до уровня производственных сельскохозяйственных кооперативов (артелей, товариществ)

Предполагалось, что в юродах трудящиеся создадут промысловые арте ш (кооперативы) как основу крупной промышленности

В 80 - 90-х годах народники Николай Михайловский (1842-1904) Василий Воронцов (1847-1918) и другие отказавшиеся от революционной идеи продолжали обосновывать экономическую политику направленную на защиту и укрепление крестьянской общины артелей кустарных промыслов - "народного производства' В своих трудах либеральные народники предлагали развить кооперацию - кредитную сбытовую, промысловую, земледельческую - как средство упрочения хозяйств крестьян и ремесленников

В начале XX века неонародники (социалисты-революционеры) ввели деление этих хозяйств на трудовые' (некапиталистические) и 'нетрудовые' (капиталистические) Неонародники доказывали устойчивость мелких хозяйств и считали, что они вполне могут противостоять капиталистическому воздействию и даже развиваться благодаря кооперации По мнению лидера и теоретика неонародников Виктора Чернова (1873-1952), кооперация ведет прямую борьбу с капитализмом Неонародники предсказывали возможность того, что на основе развития кооперации мелкое сельскохозяйственное производство способно стать на путь укрупнения и некапиталистического обобществления Во главу угла в решении аграрного (крестьянского) вопроса они ставили социализацию земли и развитие кооперации

Наибольшее распространение получил русский "кооперативный социализм" на почве потребительской кооперации Видными представителями этого направления кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858-1924), кооперативный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооперативный библиограф Александр Меркулов (годы жизни не установлены), профессор Ваан Тотомианц (1875-после 1922) и многие др Был близок к теории "кооперативного социализма" бывший марксист Михаил Туган-Барановский (1856-1919), крупный ученый-экономист, автор фундаментального исследования "Социальные основы кооперации"

Гибнер, чьи заслуги перед кооперативным движением потребителей огромны в книге "Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более или менее близком будущем кооперация несомненно достигнет цели - организует на справедливых началах труд, с подчинением ему капитала Кооперацию он рассматривал как экономическую систему обеспечивающую, при прочих благоприятных обстоятельствах, социальное равенство

Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух кооперации -созидающий, но тем самым он и разрушающий гнет человека над человеком В своей брошюре "Идеалы кооперации" (1918) он заявил: "это разрушающее созидание сильнее и ярче всего проявляется в том, что мы называем товарищеской кооперацией".

В том же 1918 г. сотрудник Центросоюза Меркулов в журнале "Союз потребителей" опубликовал обширную статью с выразительным названием "Кооперация, как творческий социализм", в которой развивал кооперативную концепцию общественной эволюции. Автор утверждал, что потребительская кооперация сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские хозяйства объявлял сферой сельскохозяйственной кооперации.

Меркулов признавал правомерность национализации и муниципализации частных предприятий, но подчеркивал, что кооперативное обобществление выгодно отличается от "социализма партийно-политического". Остро критиковал он "диктатуру пролетариата" за веру "в силу приказа, распоряжения, схемы", за "дождь декретов" и заведомо невыполнимые обещания. Он считал, что кооперация подготавливает переход к царству труда, в ее рядах выковывается демократ-гражданин.

Отечественные представители "кооперативного социализма" отстаивали идею независимости кооперации от государства, выступали против втягивания ее в политическую борьбу и надеялись, что кооперация сумеет найти свое место в процессе преобразования общества. Важным элементом кооперативной идеологии была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался "Гимн кооперации", написанный малоизвестными кооператорами Алтая и опубликованный ь Москве незадолго до первой мировой войны. Не меч, а мир, не рознь, а единенье И радостно творящий труд -Вот наш девиз и наше вдохновенье. Мы безымянный люд.

Русский "кооперативный социализм" базировался на известном успехе дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе элементы несбыточного, фантастического. Вместе с тем эта теория выражала веру в творческие способности широких масс кооператоров.

Серьезного внимания заслуживает теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации Александра Чаянова (1888-1937), который активно участвовал в кооперативном движении и внес крупный вклад в учение о кооперации. Его основные труды "Организация крестьянского хозяйства" и "Краткий курс кооперации" были опубликованы в 1925 г.

Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьянское хозяйство представляет собой сложную экономическую единицу, которую нельзя разрушать вмешательством извне. Только в собственном хозяйстве крестьянин работает с полной отдачей, высокопроизводительно Поэтому кооперирование в деревне должно развиваться путем постепенного "отщепления" от крестьянских хозяйств отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, переработке, кредитованию и т.д.), обобществление которых в кооперативных формах обеспечивает наибольший экономический эффект. А то, что лучше организуется в крестьянском хозяйстве, не следует кооперировать.

Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве производственных ячеек, крестьяне на основе личной заинтересованности создают снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и пр. кооперативы, а союзы (центры) этих кооперативов устанавливают экономические связи крестьянских хозяйств с городскими промышленными, торговыми предприятиями, банками и даже с зарубежными фирмами, закупающими сельскохозяйственные товары.

В результате уже частичное кооперирование ведет к глубоким организационным и технологическим изменениям в аграрном производстве, одновременно развивается внутрикооперативная демократия и повышается кооперативная сознательность крестьянства, в деревне складывается кооперативный аппарат, основанный на местной самодеятельности и более совершенный по сравнению с государственными предприятиями.

Некоторые исследователи теоретического наследия Чаянова считают, что к середине 20-х годов он пришел к идее кооперативной коллективизации, или самоколлективизации, т.е строго добровольного кооперирования, отрицающего командные методы. Однако научные идеи Чаянова в нашей стране в те годы были признаны вредными и преданы забвению Сам выдающийся ученый был объявлен идеологом кулачества и необоснованно репрессирован.

После тотальной коллективизации крестьянских хозяйств исследования кооперативных проблем почти прекратились. Лишь в конце 80-х годов, незадолго до распада Советского Союза, эти проблемы вновь привлекли к себе внимание ученых и практиков.

Именно тогда была выдвинута концепция кооперативной формы предпринимательства Наиболее ярким представителем этого направления кооперативной мысли был экономист-аграрник академик Владимир Тихонов (1927-1994). один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 г

В своей книге "Кооперация за и против" (1991) и других работах он вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране саморегулирующегося кооперативного сектора экономики Тихонов писал, что для этого надо дать простор кооперативному предпринимательству Кооперативное производство он определил как типичную форму свободного предпринимательства, а кооператора - как свободного товаропроизводителя Необходимо развивать кооперацию и в сфере услуг, и в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве Тихонов считал, что нужны небольшие сельскохозяйственные, крестьянские кооперативы, которые значительно более эффективны, чем любой колхоз или совхоз

Предпосылками развития кооперативного предпринимательства и создания конкурентоспособного кооперативного сектора, по мнению Тихонова, являются рыночная экономика, строгое соблюдение Закона о кооперации, отношения сотрудничества между государством и кооперацией, когда первое выступает в роли заказчика, а вторая - подрядчика Тихонову принадлежит идея расширения кооперативного сектора за счет превращения государственных предприятий в народные, хозяевами которых должны быть трудовые коллективы

2.7. СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ РОЛИ КООПЕРАТИВОВ

На исходе XX века в мире существуют самые различные учения о кооперативном движении и их многочисленные модификации Рассмотрим лишь две-три наиболее широко известные концепции

После ликвидации колониальной системы в Азии, Африке, Латинской Америке образовались независимые государства - так называемые развивающиеся страны Общая экономическая отсталость, преобладание примитивного сельского хозяйства, новая демократическая обстановка в этих странах явились своеобразной почвой для идей кооперации На кооперацию обратили свое внимание и политические лидеры молодых государств

Так, первый премьер-министр независимой Индии Джавахар Лал Неру (1889-1964), придававший кооперативам большое значение, в ответ на вопрос, что следует сделать, чтобы поднять уровень жизни населения этих стран, сказал "Организовать просвещение, здравоохранение и кооперацию"1

В молодых национальных государствах кооперативное движение нередко рассматривают как альтернативу и капитализма, и социализма, нe как некий средний, третий путь социального развития В Индии, Нигерии, Мексике и некоторых других развивающихся странах в теоретические модели национального социализма (индийского, африканского и пр ) иногда включают те или иные варианты "кооперативного социализма" Роль и возможности традиционных сельских общин и кооперативов обычно преувеличиваются, они объявляются не только средством преодоления нищеты путем взаимопомощи, но и орудием социального переустройства общества в целом При этом одни авторы кооперативных концепций считают необходимой государственную поддержку кооперации, другие значение такой помощи отрицают

Большое распространение в разных (в том числе высокоразвитых) странах получила теория кооперативного сектора Согласно этой теории современная смешанная экономика состоит из государственного, частного и кооперативного секторов, но ни один сектор сам по себе до сих пор не смог решить всех экономических проблем и обеспечить совершенный общественный строй Не под силу эта задача и любым двум секторам Задачу способны решить три сектора, которые взаимно дополняют друг друга

Теоретики кооперативного сектора исходят из того, что есть некоторые функции, которые способны наилучшим образом выполнить государственные предприятия значительная часть экономики может принадлежать малым и большим кооперативам и контролироваться их участниками, наконец, определенные сферы экономики могут быть предоставлены предпринимателям, которые в этих-то сферах и проявят себя хорошо

Считается, что кооперативный сектор должен обладать лучшими чертами и государственного и частного секторов смешанной экономики

Вместе с тем следует признать, что кооперативы, кооперативная система обладает не только теми или иными положительными качествами, им присущи и некоторые "недостатки", обусловленные самой сущностью кооперации Например, кооперативы объединяют в основном малодостаточных граждан, и поэтому у них ограничены финансовые возможности, как форма делового предприятия кооперативы имеют превосходство лишь перед мелким индивидуальным бизнесом, они пока не приспособлены для внедрения в крупную (тяжелую) промышленность, кооперативы порой конкурируют друг с другом, в кооперативах зачастую затруднено быстрое, оперативное принятие управленческих решений по особо важным вопросам, а это в условиях рыночной экономики оборачивается упущением коммерческой выгоды, в крупных кооперативах оказываются невостребованными со стороны членов отдельные демократические институты и процедуры, и тд Ясно, что на более или менее скорое построение "кооперативного социализма" сегодня может рассчитывать только неисправимый мечтатель

Наиболее рассудительные теоретики кооперации уже давно убедились в несбыточности идей тех, кто в прошлом воображал, что одними кооперативными средствами они способны преобразовать мир, создать великое кооперативное сообщество Канадский ученый Алекс Лейдлоу еще в конце 70-х годов на основе глубокого анализа фактов высказал сомнение относительно мечты о кооперативном сообществе в макромасштабе Лейдлоу выдвинул концепцию создания кооперативных общин (сообществ) на микроэкономическом уровне, т е в городах, сельской местности, небольших регионах Лейдлоу прямо указывал, что его общины принципиально отличаются от общин Оуэна

По Лейдлоу, кооперативная община в городе создается по месту жительства граждан (жилой многоквартирный дом, или квартал, или пригород) Это, по сути, центр кооперативных услуг, которые оказываются горожанам жилищными, кредитными, розничными кооперативами, кооперативными столовыми, хлебопекарнями, банками, страховыми компаниями, всевозможными кооперативными мастерскими (по пошиву одежды, обуви, ремонту автомобилей), кооперативными парикмахерскими и похоронными бюро У кооперативных общин могут появиться свои клубы, библиотеки, художественные галереи и т д Горожане как пайщики пользуются услугами этих заведений, а некоторые работают в них по специальности

Что касается сельской общины, то ее основой является один многоцелевой кооператив, такой кооператив, который типичен для японской деревни

Таким образом, будущее кооперации связывается не с надеждой на реализацию преимуществ того или иного вида кооперации, а с максимальным приближением всего кооперативного аппарата к потребителям-пайщикам, с оказанием им широкого комплекса кооперативных услуг



Содержание раздела