Алексей Синельников - Монеты от загривка в «безмонетном» периоде
Случился на Руси странный период, который ученые называют «безмонетный». Строились города, плыли торговые караваны, а монеты не чеканились. Правда, многочисленные клады донесли до нашего времени разные по форме и весу
слитки серебра - гривны.
Судя по летописям, с древних времен гривны играли роль денежного эквивалента. Были они и литыми, и наборными из иноземных монет. Носили их славяне как украшение, покуда не стали использовать для торговых расчетов. Само название «гривна» - от гривы волос, от загривка, на котором ее носили.
Однако уже в конце X века князь Владимир Красное Солнышко расчеканил слитки своими серебряниками. Отчего же такой регресс, возвращение к дедовским методам? Ответ, казалось, лежит на поверхности - Батый.
Где ей взяться, монете, когда новые под Ордою не чеканили, а старые татары выгребли под метелочку? Все же на деле не все так просто. Судя по редким иноземным монетам, затесавшимся среди гривен, русские княжества перешли к старой системе еще в те времена, когда монголы выясняли отношения между собою и ни о каких завоевательных походах и не думали. Да и не могли монеты, если бы их все-таки чеканили пустъ даже в небольшом количестве, исчезнуть бесследно. До Великого Новгорода татарские орды не дошли, и было
88 бы очень странно, что в таком богатом торговом центре не сохранилось бы ни одного экземпляра. Значит, была иная причина.
«Головка» куницы -это крупная сумма
Клады IX века практически все состоят из арабских серебряных дирхемов. Эти монеты имели такое же повсеместное хождение по древней Руси, как сейчас американский доллар на тех островах Океании, где нет собственной валюты. Наши предки даже придумали им собственные названия - куны и ногаты. Ученые предполагают, что ногата произошло от арабского «нагд» (хорошая, отборная монета).
Что же так влекло арабских купцов? Отчего они везли и везли свое серебро да еще в таком количестве, что до сих пор его находят десятками килограммов? Очевидно, интересовало их то, что они не могли найти ни в одной даже самой богатой стране Востока - меха.
Мехов покупалось столько, что записки, оставленные арабскими путешественниками, в основном о них только и сообщали. Потому-то более поздние исследователи, запутавшись в типах выделки мехов и способах подделки их качества (что реально влияло на цену), вполне серьезно писали о кожаных деньгах, имеющих хождение в качестве разменной монеты.
Логика в их рассуждениях была. Ведь серебро само по себе довольно дорого. Не рассыпать же дирхемы за кусок хлеба или пучок зелени! Арабы постоянно упоминали какие-то мортки и резаны. Да еще итальянский монах Рубрук, побывавший на Руси в XIII веке, авторитетно заявлял, что местные жители применяют в качестве денег «головки» куниц и белок. Как тут не догадаться, что ногата - это шкурка с ногами, а про куну и вообще двух мнений быть не может.
Даже «головка» куницы - это еще крупная сумма. Откуда, спрашивается, появилось название «полушка»? Отрубил пол-уха - и заплатили. Но, думается, кожаные деньги все-таки не существовали.
Платежная роль хвостов и лапок
Конечно, судя по аналогии с факториями, торговавшими с североамериканскими индейцами в новое время, можно предположить, что хорошо выделанный мех вполне мог некоторое время вращаться на
рынке. Особенно когда не хватало расхожей монеты. Однако стоило ему потерять товарный вид, и его ценность тут же падала. Историков сбило с толка утверждение арабских авторов, что у русских платежная роль принадлежит пушным шкуркам, имеющим хвосты и лапки, но без шерсти. Отсюда они сделали глубокомысленный вывод: раз без шерсти - это точь-в-точь как бумажные купюры, которые сами не имеют ценности, а являются как бы представителями реальных сумм, находящихся в банке.
Кто же все-таки обеспечивал серебром и золотом эти вытертые шкуры? Банк киевского князя? И интересно, как боролись с поддельными кожаными купюрами? Ставили клеймо? Правильнее все-таки истолковать арабских авторов в том смысле, что ценились шкурки только тех животных, которых убили не во время линьки.
Это, однако, совсем не означало, что арабы были идеально честными партнерами. Их государи чеканили монеты без изображений, только с надписями почерком ку-фи (отсюда и современное их название - куфические монеты). Особенно прославились в те годы дирхемы Исмаила - «исмаили». Их находят не только в России, но и в Прибалтике и даже в Восточной Европе. Проба их была очень высокой, а вес точным. На территории Средней Азии их встречается на удивление очень мало. Стало быть, они были «мировыми деньгами», и почти все уходили за границу.
Так продолжалось несколько десятилетий, пока вес и проба «исмаили» не начали колебаться. Арабский Халифат распался. На его территории образовались новые государства, соответственно, появились новые дирхемы. Их чеканили на огромной территории - во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании.
Варвары живо откликнулись
В караханидских дирхемах, выпускавшихся на юге Средней Азии, серебра содержалась пятая часть. К XII веку выпускались уже медные дирхемы, лишь сверху покрытые тонким слоем серебра. В благородной Фергане выпускали дирхемы совсем без благородного металла: они были сделаны из сплава меди со свинцом и даже не имели штучного обращения. А вот Масуд Газ-невид так ограбил Индию, что в его монетах было еще 70-75% чистого серебра. И все это разнообразие денежных средств не несло на себе никаких изображений, кроме арабских надписей, и казалось несведущему человеку совершенно одинаковым.
Для арабских купцов это было очень выгодным. Ведь в «варварских» странах найдется мало людей, способных разобрать на тонком кружке благочестивые изречения, год выпуска (по хиджре - магометанскому летосчислению), место чеканки и имена правителей. А также удержать в голове, какой курс сегодня на омейядские, абассидские, саманидские, бувей-хидские и другие дирхемы. Они, варвары, все проглотят за полновесные «исмаили». Однако наши предки живо откликнулись на эти хитрости, и более худшие дирхемы стали называть кунами.
По древним письменным источникам установлено, что весовая гривна серебра оценивалась в четыре гривны кун. Гривна кун равнялась 25 кун, или 20 более доброкачественных ногат. Возможно, что чекан Владимиром своих собственных серебряников и златников был своего рода попыткой преодолеть финансовый кризис, вызванный расстройством весовых норм привычной монеты.
Во всяком случае, государство волжских болгар (ближайший посредник при торговле с арабскими купцами) почти в то же время начало чеканку подражательных дирхемов. А ведь Поволжье не имело никаких других источников сырья, кроме привозных арабских монет. Трудно объяснить всю эту переделку, если болгары не ставили перед собою задачу - привести дирхемы к привычной для себя и соседей пробе серебра.
Увы, на Западе с серебром положение было более плачевным. С 970 г. по 1040 г. в Европе случилось 48 неурожайных лет. Приходилось ввозить хлеб из других стран. Серебра катастрофически не хватало, соответственно, монеты стали подвергаться разнообразной порче
- уменьшению пробы, веса, размера и прочим ухищрениям.
До прихода татар
Можно было реагировать на перемену качества приходящей монеты, изменяя определенным образом денежный счет. Так сначала и поступали. Но спустя некоторое время решили, что проще вовсе отказаться от него, а рассматривать монету как весовое серебро. Ее можно расплавить и удалить примеси. Если бы Русь была единым государством, наверняка бы из полученного
Хорошо выделанный мех вполне мог некоторое время вращаться на рынке. Особенно когда не хватало расхожей монеты.
чистого серебра можно было начеканить свою собственную национальную монету. Как, собственно, и стали делать позже, в XVI веке.
Однако множеству независимых друг от друга княжеств такая задача была явно не по плечу. Не хватало квалифицированных чеканщиков. Пришлось остановиться на слитках
- гривнах, получивших вполне определенные вес, стоимость и форму (в зависимости от того, в каком княжестве они отливались - киевских, новгородских и Т.Д.).
Возможно, если бы владимирское княжество постепенно объединило другие вокруг себя, либо период раздробленности продлился еще какое-то время, из слитков гривен родились бы киевские, рязанские, черниговские, новгородские монеты, но... Но потом пришли татары.
Содержание раздела