Ляушин - Россия в контексте истории цивилизаций
Россия в контексте истории цивилизаций: Хрестоматия. Книга первая. Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2002. - 287 с.
Хрестоматия предстовляет собой подборку документов и материалов, выполненную в соответствии с образовательными программами по дисциплине "отечественная история". Включение в структуру работы ряда источников по всемирной истории позволяет читателям произвести сравнениея внутреннего содержания соответствующих эпох истории России и других стран. Содержание хрестоматии способствует уяснению характерных черт специфики, особенностей того или иного исторического периода. Предназначено для преподователей, учащихся и всех кто интерисуется историей.
От составителей
В современных условиях происходит осмысление истории, общество пытается найти ответы на актуальные вопросы: в чем смысл нашей истории, чем она была и чем могла быть, но не стала?
Прежнее миропонимание в силу происходящих процессов в нашей стране разрушено. В новых условиях формируется цивилизационный подход в исторической науке, освобожденный от прежних стереотипов и идеологической зашоренности. Предлагаемая Вашему вниманию "Хрестоматия" позволяет каждому идти по пути углубления собственно исторического знания, осмысления пройденного человечеством пути. Хрестоматия составлена таким образом, что позволяет поднимать вопросы о месте России в мировой истории, рассматривать проблемы через призму цивилизационного, многофакторного понимания прошлого. Сравнивая события в нашей стране с мировыми процессами, можно лучше понять историю нашего Отечества, отчетливее увидеть общее и особенное.
Хрестоматия составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта Российской Федерации, основывается на исследованиях обновляющейся российской историографии и источниковедения.
Предлагаемая "Хрестоматия", на наш взгляд, будет способствовать патриотическому воспитанию, нравственному развитию личности, формированию политической культуры и гражданственности, помогать развитию самостоятельного творческого мышления.
Понятие тотемизма как формы религии одним из первых получило право гражданства в этнографической и в общей литературе. Под этим термином принято разуметь деление племени на группы, связанные родством по женской или мужской линии, причем каждая из таких групп верит в свое таинственное родство с тем или иным классом материальных предметов - "тотемом" группы, чаще всего видом животных или растений; связь с тотемом обычно проявляется в запрете убивать его и употреблять в пищу, в вере в происхождение группы от своего тотема, в магических обрядах воздействия на него и пр.
Самое слово "тотем" (алгонкинского происхождения) впервые попало в европейскую научную литературу в конце XVIII в.
…Психологической предпосылкой того "специфического отношения между социальной группой и тотемом, чувства единства между обоими", которое составляет самую характерную черту тотемизма, было "отсутствие индивидуализма", тот "коллективизм рода"… на почве которого не могло еще развиться представление об индивидуальной душе, почему тотемизм и нельзя выводить из анимистических идей. Психология близости человеческой группы к тотему могла сложиться в условиях того охотничьего быта, при котором человек был наедине со зверями и не обладал высокой техникой, которая бы подняла его над ними; образы хищных или хитрых зверей, с которыми человек боролся, носились перед его сознанием и в часы его досуга. Этот "круг мыслей анимализма" и был… "той питательной почвой, из которой вырос тотемизм".
По-видимому, мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между
живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти? Они задавались вопросом, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях? Видя эти две группы явлений, древние философы-дикари, вероятно, прежде всего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь даст ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе "я". И то и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак показывается людям вдали от него…
Понятие о личной душе, или духе, у примитивных обществ может быть определено следующим образом. Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем, она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям, спящим и бодрствующим, преимущественно как фантом, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.
Понятие шаманизма (шаманства, "шаманского закона") вошло в литературу очень давно - еще в XVIII в., а о шаманах народов Сибири имеются упоминания в письменных источниках еще более раннего времени: в "отписках" и "доездах" русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах XVII в., а немного позднее и в сочинениях иностранцев…
Подавляющее большинство исследователей хорошо видело наиболее типичную особенность шаманизма - применение методов экстатического общения со сверхъестественным миром и в связи с этим выделение особых лиц, которым приписывается способность такого общения. Эта бросающаяся в глаза черта шаманизма настолько для него характерна, что шаманские обряды и верования без особых затруднений замечались, описывались и правильно классифицировались исследователями, в какой бы стране, у какого бы народа они ни встречались…
Обычный ритуал действия шамана - это так называемое камлание - иступленная пляска с пением, ударами в бубен, громом железных подвесок и т. д. Камлание рассматривается как способ общения с духами, что достигается двумя путями: или духи вселяются в тело шамана (либо в его бубен), или, напротив, душа шамана отправляется в путешествие в царство духов. В действительности смысл камлания состоит в гипнозе окружающих и в самогипнозе, благодаря которому шаман не только заставляет зрителей верить в свои сверхъестественные способности, но обычно верит в них и сам и во время камлания переживает галлюцинации. По мнению целого ряда наблюдателей, шаманское камлание очень напоминает истерический припадок, да и вообще шаманы обычно нервные, склонные к истерии люди. Цель шаманских обрядов состоит по большей части в лечении людей или животных, а также в борьбе с разными другими несчастьями, в гадании об успехе промысла и т.п. [131. С. 50-53, 153-165, 212-213, 267-271].
Содержание раздела