Государственное призрение в период правления Петра I
Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся в XVIIIв. - первой половине XIX в. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией, оформлением гражданского общества. С середины XVIII в. по вторую половину XIX века государственная система помощи развивается по нескольким направлениям. Создается административная система поддержки, которая включала территориальные институты помощи и поддержки, превентивные и защитные акции в отношении различных слоев населения, законы, регулирующие отношения между различными субъектами, группами и государством.
Намечаются последовательные действия и мероприятия со стороны государства. Они направлены на поддержку и защиту таких институтов, как материнство и детство, инвалидность, семья, престарелые, осуществляются мероприятия в рамках общественного призрения по распространению образования и медицинских услуг. Помимо государственного патронажа над нуждающимися организуются институты государственного контроля. Их назначение - локализовать социальные болезни: профессиональное нищенство, детскую безнадзорность, алкоголизм, проституцию.
В этот период конфессиональная система помощи претерпевает ряд существенных изменений: она переходит от самостоятельного существования под непосредственный патронат и контроль государства. Идеология секуляризации в XVIII в. привела к развитию самостоятельной общественной мысли, светской науке.
В период правления Петра I происходит отказ от теологических смыслов в общественном призрении как критерия истинности и справедливости. Процесс поддержки, институты помощи, субъект и объект помощи начинают рассматриваться в рамках указов и постановлений, которые являются официальными нормативными критериями жизнедеятельности, “правилами общественного поведения”. Нуждающийся в поддержке соотнесен с одним из государственных институтов. При этом он лишен свободы выбора и поступка. Не он определяет институт помощи, а институт помощи определяет его дальнейшую судьбу.
Впервые в России начинает осуждаться инфатицид на государственном уровне. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляются определенные жизненные гарантии, обозначается его место в системе социальных связей. “Зазорные” младенцы мужского пола, рожденные вне института брака и семьи и попавшие в детский приют до десятилетнего возраста, должны готовиться в матросы. По отношению к детям помощь выступает как волюнтаристско-административная система социализации. Причем если раньше решения и поступки такого плана обосновывались необходимостью следования христианским заповедям и требованиям, то в период правления Петра I выдвигается тезис о государственной необходимости. С этих позиций анализируются состояние и наличие в обществе нищих, больных, инвалидов, безнадзорных детей и других категорий нуждающихся.
Государственные , общественные , конфессиональные мероприятия в области общественного призрения
1698
◆ Митрополит Иов учреждает больницу с церковью в Новгородском Антониевом монастыре на средства, пожертвованные воеводой ближним окольничим Петром Матвеевичем Апраксиным и новгородскими жителями.
1701
◆ 24 января восстановлен Монастырский приказ как государственный орган контроля и надзора. Он должен контролировать доходы монастырских вотчин и хозяйств, организовывать школы и “надзирать” за богадельнями. Возглавил учреждение И.А. Мусин- Пушкин. С 1701 г. по 1711 г. государство получило с монастырских хозяйств свыше 1 млн. рублей.
◆ В Москве при приходских церквах организовано 60 богаделен, из Патриаршего приказа в Монастырский приказ выдано 1000 рублей на их финансирование.
◆ 30 декабря - назначение монахам жалованья как государственным служащим (вместо прежнего финансирования: начислений доходов с имущества). Осуществлено сокращение штата монастырей; оставшиеся доходы, в результате уменьшения штатов, направлены на нужды общественного призрения.
1701-1707
◆ Перепись Монастырским приказом имущества и населения в вотчинах церковных владений.
1703
◆ По указу Петра I в Москве строится работный дом для здоровых нищих, чтобы они могли зарабатывать себе “разными рукоделиями” на пропитание.
1706
◆ Митрополитом Иовом основан под Новгородом первый приют для “зазорных младенцев”.
◆ В Москве построен первый госпиталь, при котором была открыта Хирургическая школа.
1707
◆ В декабре оказана помощь московским погорельцам (со стороны правительства).
◆ Царская аптека получает большое число сосудов “китайского фарфора” для различных медикаментов. Предполагалось, что аптека будет снабжать лекарствами нуждающихся по всей территории Российского государства.
1708
◆ В Москве работает царская аптека, с библиотекой. По свидетельству датского посла Юста Юля, она была одной из лучших в мире.
1709, 23 ноября
◆ Прибыв в Санкт-Петербург, Петр I в “ погребение странных и пришельцов” заложил церковь Святого Самсона, а также велел заложить церковь в г. Полтаве во “ имя святых апостолов Петра и Павла”.
1710
◆ Митрополитом Иовом по поручению и на средства новгородского гражданина Римского-Корсакова при Знаменском соборе построена каменная больница.
1710-1715
◆ Повторная перепись Монастырского приказа имущества и населения в вотчинах церковных владений, точных сведений о состоянии монастырского хозяйства не получено.
1712
◆ Правительством выделено на богадельни 13000 рублей, предусматривалось, что ежегодно на их ремонт будет выделяться 2000 рублей. Санкт-Петербургу на строительство и нужды богаделен выделяется 15000 рублей.
1713
◆ Во всех учреждениях, основанных митрополитом Иовом, числится нищих, сирот, инвалидов, “зазорных младенцев”- 170 человек.
1714
◆ Венечные пошлины собирают “против прежнего вдвое”. С тех, кто вступает в брак в первый раз, берут 12 копеек, вступающих в брак во второй раз - 24 копейки, в третий - 30 копеек. Общая сумма в 1714 г. составила 19 287 рублей 11 копеек, половина этой суммы пошла на содержание в госпиталях больных и раненых.
1715
◆ В Санкт-Петербурге построен госпиталь для морских и сухопутных офицеров, министров и знатных людей.
◆ Митрополит Новгородский Иов для приходящих работных людей построил гостиницы. По Указу Петра I в Новгороде для приходящих работных людей построены бани, поварни, избы.
1716
◆ Петр I после смерти царевны Натальи Алексеевны (18 июня 1716 г.) в Москве реорганизует построенную ею богадельню в “дом для несчастно рожденных младенцев”. “Старух”, проживавших в богадельне, заставляют принимать и ухаживать за “зазорными младенцами”, выделяют на них и детей определенные средства, “довольное жалование”(?).
1717
◆ В Москве числилось 90 богаделен (31 мужская и 59 женских богаделен при приходских церквях), где по официальным данным проживало 3402 человека.
◆ Пожар в городе Владимире. Крестьянами разных деревень совместно с проживающими горожанами отстроены сгоревшие богадельни “ без указа, собственным их комитетом”.
◆ Находясь за границей, Петр I посещает в Париже Инвалидный дом, где одновременно призревалось больных, раненых и престарелых солдат около 4000 человек.
середина первой четверти XVIII века
◆ По мнению И. Посошкова, во всех городах, селах, деревнях России “наберется нищих и арестантов тысяч десятка два-три”. (в Париже в 1650 г. зарегистрировано 40 000 нищих).
1718
◆ По распоряжению Монастырского приказа закрыты все домовые церкви, кроме церквей, принадлежащих членам императорской фамилии.
1719
◆ Создание фискальной службы в губерниях и провинциях, наблюдающей за нищими, “беглыми и гулящими, подозрительным людом”.
◆ Выполняя Указ о защите “зазорных младенцев”, казнена фрейлина Гамильтон за умерщвление двоих “незаконно прижитых” детей.
1720
◆ 17 августа - официальное закрытие Монастырского приказа.
1721
◆ 14 февраля Духовная коллегия преобразована в Святейший Синод правительствующего Сената. Президентом назначен рязанский митрополит Стефан Яворский, первым вице-президентом - Феодосий Яновский, новгородский архиепископ, вторым вице-президентом - Феофан Прокопович, псковский архиепископ.
*Создаются школы при уральских казенных заводах.
* В Москве зарегистрировано 93 богадельни, в которых одновременно призревалось 1411 человек.
1721-1724
*Открывается Монастырский приказ. В своем реформированном виде он не является больше высшим правительственным органом, подчинен Синоду. Осуществляет непосредственное руководство монастырскими вотчинами и хозяйствами. Во главе Монастырского приказа поставлен В.С. Ершов, бывший московский вице-губернатор.
1722
Св. Синод начинает строительство госпиталя по образцу Людовика XIV “для долговременной и безопасной бытности”. В основу положен проект доктора Быдло, которому разрешалось закупать инструменты и необходимые медикаменты во Франции.
1722-1723
◆ В Нижегородской епархии, в Лысковской пятине при 50 приходских церквях насчитывается 30 церковных богаделен.
1723
◆ В Московских богадельнях призревается 3336 человек.
◆ В Астрахани в богадельнях при церквах Входоиерусалимской, Николаевской, Знаменской и других призревается 117 человек.
1724
◆ При приходских церквях в московских богадельнях призревается 3283 человека.
◆ В Московской губернской канцелярии незаконнорожденных младенцев находилось 895 человек от полугода до восьми лет. При них находилось 218 кормилиц, выделяемая сумма на призрение составляла 4731 рубль.
конец первой четверти XVIII века
◆ Число епархиальных школ достигает 46. Духовенство отдавало детей на обучение в возрасте 10-15 лет. К лицам, не окончившим школу, применялись жесткие санкции: они не получали места священников в приходах, “включены в подушный оклад”.
◆ Из 42 цифирных школ, открытых в 1716-1722 гг., только восемь остались к середине XVIII в., из 2000 набранных учеников школу окончило только 300 человек.
Законодательные акты и указы в области общественного призрения
1691, 30 ноября
◆ Указ о запрещении профессиональным нищим в “нищенском образе и притворном лукавстве” побираться в Москве. Определены санкции за собирание милостыни здоровыми людьми: “бить кнутом и отправлять в дальние Сибирские города.”
1694, 14 марта
◆ Указ о запрещении крестьянам “Великого Государя” ходить и побираться по Москве, вести нищенский образ жизни, велено применять жесткие санкции, “бить кнутом”. Подтверждена мера пресечения за бродяжничество и нищенство ссылкой в Сибирь.
1701, март
◆ Соборное Уложение (проект). В ст. 25 предусматривалось разрешить лечение народными средствами, кореньями и травами любому человеку без ограничения социального статуса, однако рекомендовано обучиться “лечебной науке”. В той же статье запрещено нищим побираться с детьми-инвалидами, подчеркивалось, что дети “изувечиваются” специально такими попрошайками, чтобы больше давали “подаяния”. Велено “сыскиват накрепко” и без “всякого милосердия казнить смертью” таких нищих.
15 сентября
◆ Указа о переписи в богадельнях города Москвы. Велено было в богадельнях оставить больных и убогих, а здоровых и несостарившихся оттуда удалить, направив их на работы.
1710, 9 февраля
◆ Указ о пересмотре Военного приказа престарелых, раненых, увечных солдат, офицеров и нижних чинов. Годных для обучения рекрутов велено направлять в губернии, а немощных в московские богадельни. Необходимо было осуществить ревизию богаделен и выселить тех нищих, которые имели семьи и промысел. Предписано ежемесячно осуществлять смотр богаделен на соответствие призрения в них установленных лиц.
1712, 21 января
◆ Указ о препровождении бродячих нищих обоего пола. Согласно данному указу, нищих нужно приводить в Монастырский приказ, а оттуда, после наказания, направлять по месту приписки в богадельни и монастыри, не записанных отправлять, откуда пришли.
31 января
◆ Указ об открытии по всем губерниям госпиталей для увечных, не могущих работать, престарелых, а также отделений для “зазорных младенцев”, “прием незазрительной”.
1714, 23 марта
◆ Указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества.
8 июня
◆ Указ о взимании венечных денег со всех вступающих в брак вдвое против прежнего. Взимаемые суммы должны идти на призрение в богадельнях нищих и убогих. (От сбора освобождена новгородская епархия, поскольку митрополит Иов из этих средств производил расходы на гостиницы, странноприимницы, богоугодные заведения.)
1715, 4 ноября
◆ Указ об открытии в Москве и других городах госпиталей для “зазорных младенцев” из губернских неокладных прибылых доходов. Предусматривалась смертная казнь для лиц, умертвивших “незаконнорожденного ребенка”.
27 мая
◆ Указ о благотворительных сборах. Благотворительный сбор на госпитали складывался из следующих отчислений: сбор в размере 100 рублей с лиц, “которые с сего числа из приказных людей будут пожалованы в дьяки”; двухпроцентный сбор с подъемных, прогонных сумм и сумм, выдававшихся на пропитание священникам и причетникам, посылаемым в новозавоеванные города; однопроцентный сбор с жалованья, выдаваемого всем служащим, кроме солдат; отчисления от “торга”, “домов”, “пожитков”, оставшихся после беглых раскольников; средства от продажи церковных свечей; штрафные деньги.
1716, 22 марта
◆ Указ о призрении воинских чинов, “которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья”. Решено после рассмотрения их дела выдавать жалованье на пропитание “по их смерть”. Определено, что все государственные чины, “какие есть в государстве”, должны отчислять из своего жалованья на содержание госпиталей.
30 марта
◆ Устав воинский. Глава ХХ отражает тенденции гражданского и церковного права в вопросах морали, нравственности, семейных отношений. В артикуле 171 дано право церковным судам осуществлять суд над мужьями, вступившим в повторный брак при живой жене. Однако за некоторые преступления (растление малолетних) следовала смертная казнь по гражданскому судопроизводству. В 44 главе определены санкции за “вне уставные отношения” между офицерскими и солдатскими чинами. Так, за бранное слово офицер лишался жалования, за угрозу побоев следовал штраф (лишение жалованья на три месяца), “кто рукою ударит” - лишался жалованья на полгода, “палкою ударит”- тот не получал его в течение года. Штрафные деньги шли в пользу госпиталей. В Уставе подчеркнуто, что “нижние офицеры и все воинство вообще имеют неразрывной любви, мир и согласие”.
11 июня
◆ Указ о принятии в лазареты для лечения гвардейских, армейских и гарнизонных полковников, драгун, солдат, рекрутов.
1718, 25 февраля
◆ Указ о “ловле” бродяг и отдачи их в работу. В нем частным лицам запрещалось подавать милостыню нищим. Введение штрафов за милостыню (от 5 до 10 рублей). Для этих целей предполагалось содержать штат “нарочных поимщиков”. Однако разрешалось желающим подавать милостыню, они могли ее “отсылать в богадельню”. Монастырскому приказу велено из Московского гарнизона набрать “нарочных поимщиков” для борьбы с жертвователями милостыни.
20 июня
◆ Указ о пресечении здоровым нищим существовать без работы. Устанавливалось взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении находились здоровые побирающиеся нищие: помещики, вотчинники ( как миряне, так и представители духовенства). Определялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые - бьют батогами, во второй или третий раз - мужчин отсылают на каторжные работы, а женщин в прядильные дома, детей на суконный двор и мануфактуры. Разрешалось старостам и сотским собирать нищим “ на хлеб и на одежды” из тех сел и деревень, откуда они вышли, а за это, если они “ни убогие и ни престарелые”, те могли бы свой “хлеб отработать”.
1719, 29 июня
◆Указ об определении немощных отставных военных в монастыри.
1720, 1 февраля
◆ Указ о строении госпиталей для незаконнорожденных младенцев. О выдаче им и кормилицам денежного жалованья. Дети воспитывались до определенного возраста, после чего мальчиков отдавали в учение к мастерам, девочек - в услужение. Если они подвергались увечью или болезням, “впадали в помешательство”, то их возвращали в приюты.
3 мая
◆ Указ о пропитании отставных военных в монастырях и выдачи им жалованья хлебного и денежного из монастырских доходов.
16 ноября
◆ Указ о запрете подавать милостыню, с подающих взимается штраф в пять рублей, однако разрешено подавать милостыню в “гошпитали” и “другие такие же места”.
1721, 16 января
◆ Регламент или устав Главного Магистрата. Определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов “социальной политики”. В Главе Х подчеркивалось, что “полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках”. В Регламенте указаны основные институты призрения: “смирительные дома”, предназначенные для людей “непотребного жития”; “прядильные дома”- для женщин “непотребного женского бытия”; “гошпитали” - для призрения сирых, больных, увечных, убогих, “престарелых людей обоего пола”; “сиротские дома”- для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; “ другие дома от разных болезней бедных лечат”. Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Указано для Магистратов, чтобы они создавали “малые школы”, в которых дети “томко” читать, писать и “арифметике” обучались. Необходимо производить перепись по определенной форме, где наряду с различными статьями отчетности было наличие описи “церковников приходских и монастырских обоего пола”, а также школьников, успевающих в учении и “отличившихся в оном”.
25 января
◆“Духовный регламент”. Впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милостыне, как общественном зле, предписано духовенству искоренять этот обычай. ”Разсуди всяк благоразумный, сколько тысящь в России обретается ленивых таковых прошаков, томкож тысящь не делают хлеба и потому нет от них приходу хлебного”. Однако в подходах к милостыне духовенству ставится задача выявить те ее стороны, которые провоцируют рост профессионального нищенства, и те, которые идут на пользу обществу, “добрый чин милостыни определить”. Установлены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странно-приимниц и лазаретов, где предписано собирать “престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...”.
28 февраля
◆ Указ о благоустройстве церковно-приходской благотворительности. Предложено на вырученные от свечной продажи денег при церквах осуществлять строительство богаделен. Запрещена “вольная продажа” восковых свечей “мирянам”, она становится прерогативой церкви.
12 декабря
◆ Указ о взимании одной копейки с рубля на госпитали у всех чинов, кроме солдат.
1722, 24 января
◆ Табель о рангах. В табеле предусмотрена система штрафов, часть которых направляется на дополнительное финансирование госпиталей. Так, за почести выше своего ранга налагался штраф, 2/3 которого в “гошпитали употреблены должны быть”.
15 марта
◆ Указ о направлении обер- и унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат, которые по состоянию здоровья и возрасту, “дряхлости и старости”, негодны к воинской службе в Святейший Духовный Синод с дальнейшим их определением в монастыри, богадельни для “питания и пострижения”.
5 апреля
◆ Регламент об управлении Адмиралтейством и верфью. В Главе I п. 2 говорится, что членов Адмиралтейской коллегии выбирают из старых и увечных, неспособных к военной службе. В главе XLVII, п. 10 говорится о привлечении стариц к общественной службе. Предусматривалось их использование для надзора над работниками, “бельем”. Они должны нести повинность в течение года, после чего подлежали замене и возвращению в монастырь.
6 апреля
◆ Указ о поимке и препровождении бродячих нищих в Полицмейстерскую канцелярию, из которых молодых - “на урочные годы употреблять на казенных работах”, старых - направлять в Синод, с дальнейшим определением их в гошпитали. Подтверждено взымание штрафов с подающих милостыню.
17 апреля
◆ Указ “О хранении прав гражданских”. В нем говорится о соблюдении гражданских прав, запрещении чиновникам произвольно трактовать законодательство. Указано, чтобы каждый чиновник на рабочем месте, “служилых местах” имел бы свод законов, за отсутствие таковых следовал штраф в 100 рублей, который необходимо направлять в госпиталь.
13 июля
◆ Указ о запрещении тратить государственные средства на строительство новых церквей.
4 сентября
◆ Указом Синода обозначен круг дел, подлежащих ведению Монастырского приказа. Согласно п. 5 - отправление по монастырям отставных военных офицеров, драгун и солдат; п. 6 предусматривал “разбирание” и определение в богадельни нищих, выделение им жалованья.
11 сентября
◆ Указ об обучении монахинь рукоделию и ремеслам. Предусматривалось, что вырученные средства должны идти на общую монастырскую пользу.
1723, 26 января
◆ Указ, запрещающий пострижение в монахи “на убылыя места” мирян, кроме отставных военных.
28 января
◆ Указ о том, чтобы хлебное и денежное довольствие для отставных военных производилось из монастырских доходов, которые назначались на содержание монахов. (Размер окладов мог колебаться в зависимости от чина и от доходности вотчин монастыря. К примеру, жалованье отставных военных московского гарнизона в 1712 г. составляло: полковнику - 892 руб. 73 1/4 коп., а рядовому прочих полков - 20 руб. 38 1/4 коп.)
16 февраля
◆ Указ о голоде. В нем предлагалось: “Так как в неурожайные годы многие мрут от голода, того ради надлежить ныне иметь “менаж”, дабы неимущих пропитать, и потому в местах, где оказывается голод, описать у зажиточных лишний хлеб, и вычислив, сколько нужно им самим, для домашнего обихода, остальной раздать неимущим, в займы с расписками, и они отдали в урожайные годы”.
27 февраля
◆ Указ. В нем определялось Камер-Коллегии иметь специального чиновника, “который всегда мыслил” и докладывал о “делах магазейных”, как народ “довольствовался” во время голода. Помещикам и приказчикам велено, чтобы крестьяне больше сеяли хлеба.
8 марта
◆ Указ о выделении отставным солдатам и драгунам в монастырях хлебного и денежного жалованья.
29 июня
◆ Указ о строительстве богаделен. Велено, чтобы кошельковые сборы во всех монастырях и церквах Империи с “присовокуплением” денег от продажи свечей шли на строительство богаделен и нищим. Также предписано, чтобы ежегодно монастыри и церкви предоставляли отчеты о состоянии финансовой деятельности.
21 августа
◆ Указ Святейшего Синода об образовании в “хлебных и лесных” губерниях богаделен. Святейший Синод отмечал, что в тех губерниях, где цены на хлеб и лес низкие, необходимо осуществлять строительство богаделен (с последующим обязательным переселением нищих и убогих из московских богаделен).
23 сентября
◆ Указ о запрещении посылать в монастыри “сумасбродных” и “под видом изумления”.
23 октября
◆ Указ Сената, определяющий дело общественного призрения в провинции и городах. В указе определено направлять слепых, дряхлых, увечных, престарелых, живущих милостыней в губернские богадельни. Детей до десяти лет решено отдавать на воспитание всем желающим в “вечное владение”, а если таких не находилось, - определяли (до десяти лет) в богадельни (с последующим их определением в матросы). Малолетних от десяти лет и выше велено было направлять в Санкт-Петербург в Адмиралтейство для записи их в матросы.
1724 20 января
*Указ о повсеместном приведении в известность по всему государству, сколько осталось в монастырях хлеба и денежных доходов, чтобы разложить, где сколько содержать нищих, сирот, монахов, сколько уделить на содержание училищ. Подтверждено, что подкидышей и незаконнорожденных младенцев, достигших “возраста”, отдают в ученики “ко всяким художествам”.
31 января
Указ о внутренней регламентации монастыря. В преамбуле указа дается оценка монашеской жизни, “что же прибыль обществу от сего во истину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от податей и от ленности, дабы даром хлеб есть”. Святейшему Синоду предписано: 1) отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать “шпитали по регламенту”; 2) монахов определить для “служения” отставным военным, “лишним” монахам, незадействованным на “служении”, выделять монастырские земли, чтобы они на ней работали; 3) монахиням “лишним” вместо пашни вменялось рукоделие, “пряжею на мануфактурные заводы”.
29 мая
◆ Регламент о монастырях. Определены финансовые средства, которые монастыри могут тратить на свои собственные нужды и на нужды попечения. Они должны соотноситься в следующих пропорциях: одну часть - “главным монастырским”, другую - “разделить натрое: две доли больным, и треть - служащим монахам”. Та часть средств, которая определена больным, шла на их содержание (она включала в себя “постели, беле и прочее по регламенту гошпиталя.
3 июня
◆ Указ Сената о единовременной Всероссийской переписи нищих в богадельнях и госпиталях.
◆ Инструкция магистратам
§ 33. О необходимости обучения малолетних детей не только “пожиточных, но и бедных”. Предусматривалось, что их нужно обучить чтению, письму, “цифирному счислению”, арифметике. Школы следует организовать при церквях. Городское попечение над малолетними включало не только обучение, но и опеку. В инструкции магистратам записано, что назначение опекунов вменялось магистрату, который контролирует их деятельность и осуществляет надзор за процессом воспитания (“пожитки не расточать и детей воспитывати”).
§ 34. В нем подчеркивалось, что призрение бедных, “престарелых и дряхлых граждан” лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей их надо пристроить в городские богадельни, дабы не жить за счет “пропитания граждан”. Однако категорически запрещалось призрение “посторонних граждан”, т.е. лиц не из данного города.
§ 38. О запрещении всем сословиям призревать и оказывать милостыню “посторонним гражданам”. В вопросах профессионального нищенства в § 32 особо подчеркивается, что праздный образ жизни ведет к различным формам преступлений - “воровству”, “разбою”. Для предотвращения этих негативных явлений предлагалось, что таких людей необходимо “понуждать” к ремеслам, работам, “художествам”.
Движение общественной мысли о милосердии и призрении
в первой трети XVIII в.
1701-1724
Петр I. Указы, записки, письма.
1714
Федор Салтыков “Изъявление прибыточныя государству”.
1722
Феофан Прокопович “Правда воли монаршей”.
1724
Иван Посошков “Книга о скудности и богатстве”.
Историко-понятийный словарь социальной работы
ГОШПИТАЛЬ - дома призрения для больных, увечных, престарелых обоего пола.
ДОМА ДЛЯ ЗАЗОРНЫХ МЛАДЕНЦЕВ - (то же, что и воспитательные дома в XIX-ХХ вв., дома ребенка). В 1706 г. Митрополитом Иовом под Новгородом основан приют для “зазорных” (оставшихся без попечения) детей. 31 января 1712 г. Петр I официально узаконил дома для зазорных младенцев, а 4 ноября 1715 г. в России запрещен инфатицид (убийство ребенка), за который приговаривали к смертной казни. Позднее в дома ребенка позволялось принимать малолетних арестантских детей до выхода их родителей из тюрем; малолетних бродяг мужского пола, которые оставались на попечении по достижению совершеннолетия.
ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ - устав Русской Православной Церкви, по которому правительствующий Синод в XVIII в. поступал в распоряжение Сената, а служители церкви приравнивались к чиновникам.
ЗАЗОРНЫЕ МЛАДЕНЦЫ (НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ) - понятие, в XVIII в. применяемое к детям, чьи родители не состояли в законном браке.
ПРЯДИЛЬНЫЕ ДОМА (ШПИНГАУЗЫ) - spinnhaus, прядильный дом, т.е. место, где в принудительном порядке женщинам, профессиональным нищим предоставляли работу.
РАБОТНЫЕ ДОМА - учреждения общественного призрения, где в принудительном порядке осуществлялось трудовое воспитание профессиональных нищих.
СКУДЕЛЬНИЦЫ - в XVIII в. известны как “божьи дома”.
Библиографическая справка
Развитие общественных идей в деле государственного призрения
Ф. Салтыков. “Изъявление прибыточныя государству”
Неоднократно бывавший в Англии и Голландии, изучая опыт общественного обустройства, предложил в 1714 г. проект. В нем особо выделялись мероприятия по содержанию нищих и сирот. Объединение нищих и сирот в единую клиентеллу обусловлено необходимостью решения текущих задач по локализации профессионального нищенства, а также недопущения его распространения и “воспроизводства” через “институт детства”.
Ф. Салтыков предложил сирот и нищих от “самыхъ младенческих лет до двадцать лет” во всем государстве обустраивать в церковные приходы и возложить на них призрение за нуждающимися. Предполагалось, что на приход из 200-300 человек должно приходиться не более 3-4 нищих, за которыми будут закреплены “к смотрению” церковные старосты, определенная комиссия, состоящая из “лутчих и богатых люди” и двух-трех его помощников. Приходы обязаны обеспечить для сирот и нищих “пищу и платье сиротское”, “постели и тепло”. Финансирование предполагалось за счет приходов, а церковным старостам разрешалось для содержания нищих и сирот, их “питалища и в прочих потреб” в воскресные дни после обедни, “ходить с блюдом и просить милостыню”.
Следуя традициям “трудовой помощи”, заложенной еще в Стоглаве, автор предлагает, чтобы “увечные без одной руки или ноги, или без обеих, или иные какие увечья, но только они некоторую бодрость и здравие тела имеют”, смотрели бы за малолетними и больными и тем самым отрабатывали свой хлеб прихожанам.
Особые мероприятия предусматривались для организации и попечения “зазорных” младенцев, сирот: если “вдова или девка обрюхает и родит”, то отец ребенка должен “питать его до самого возраста”, совершеннолетия. В том случае, если “отец мощь” такую не имеет, то младенца отдавали в приход, а с отца необходимо было брать от 2 до 5 рублей. Сироты, поступая в приход, должны находиться на его иждивении, обучаться “словесному, читать и писать”. После обучения чтению и письму они направлялись в “главные госпитали”, где происходило их дальнейшее обучение и получение профессиональных навыков. Ф. Салтыков предлагал различные программы обучения для мальчиков и девочек. Программа “мужеского пола” предусматривала пятнадцать дисциплин, среди которых: ”часового дела”, “токарного дела”, “епонскаго лакового дела”, “ломового дела”, а также сведущие “мануфактурным, рукодельным делам, воинских, градских делах”. Для “женскаго пола” предусматривалась программа по двенадцати дисциплинам, среди них: шить, ткать, плести кружева, прясть и т.д. В профессиональном воспитании сирот виделось не только одно из средств ликвидации нищенства - “они из нищеты своей пройдут в нарочитое состояние” - но и подготовки для государственных нужд “рачительных людей”, приносящих прибыль государству.
Курбатов Алексей. Пункты о кабинет-коллегиум
В проекте он предлагает организовать специальный “кабинет-коллегиум”, который наряду с другими вопросами занимался бы проблемами общественного призрения. При этом Курбатов использует как догматический, христианский опыт, так и опыт “попечения” европейских государств. “Божие милосердие” в рамках государственного попечения предлагалось осуществлять над “колодниками”, сидящими по тюрьмам. “Кабинет-коллегиум” должен разбираться с запросами нуждающихся в тюрьмах, определением среди них “невинно страждущих”.
В деле организации призрения нищих и превентивных мер по предотвращению нищенства предполагался ряд мероприятий административного характера, связанных с законодательными регламентациями: издание ряда указов о том, чтобы в “городах всего государства” построить госпитали для “больных, раненых солдат, бедных, бездомовых людей”. Не оставалась без контроля и церковь. Если она имела “достаток”, то обязана была строить “каменные Щпитали” “ради больных и нищих”. Правда, и государство должно было разрешить церкви в случае необходимости использовать дополнительные финансовые средства “из наема” торговых лавок и погребов. Большая роль отводилась Кабинету и в деле просвещения населения, где предусматривалось ведение разъяснительной работы о приоритетном направлении частных пожертвований для нужд больных и нищих (по сравнению со строительством церквей). Кабинет должен печатать разъяснительные листы и направлять их по территориям всего государства.
Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве
Идея реформирования монастырской системы помощи и поддержки на основе секуляризации хозяйства рассматривалась не только с позиций и тенденций западноевропейского опыта. Предпринимались попытки реорганизации монастырского попечительства о нищих и больных, исходя и из древнерусских традиций, законодательства времен Владимира I. Сторонником такой идеи выступал И.Т. Посошков.
В своей книге он предлагал освободить “пресвитеров” от землепашных работ, оставляя им возможность сосредоточиться на своих исконных христианских задачах, служению Богу. Однако, понимая, что в условиях нового времени нельзя ущемлять интересы государства, в своей программе он стремился решить два основных вопроса: финансирование монастырей и призрение нищих.
Предлагая вернуться к десятине, И.Т. Посошков считал, что этот вид налога складывается из хлебного прихода крестьян, который остается у них и помещиков, после того, как они рассчитаются с государством. Такое же обложение следовало на все другие натуральные продукты: скот, мед, масло, яйцо и “во всякие прибытки”. Эти средства, по его мнению, надо направлять на монастырские нужды, а также “тот хлеб употреблять нищим и странным на пропитание”. Согласно его предложениям, нищим и больным нужно жить в специально построенных для этих целей больницах и богадельнях, которые должны быть во всех административных единицах: городах, селах, погостах. Для увеличения финансовых средств на призрение и ведение монастырского образа жизни, И.Т. Посошков предлагал сдавать в аренду, отдавать в “наймы”, монастырские земли, а полученные деньги пускать на “церковное строения и нищим больницы”.
Им рассматриваются и вопросы превентивного характера, связанные с крестьянским обнищанием. Таким большим бедствием для поселян являлись не только неурожаи, но и пожары. И.Т. Посошков предлагал на государственном уровне обязать крестьян строить дома “гнездами”. Тогда можно не только оказать помощь соседям, но и не дать распространиться огню на близлежащие строения.
Содержание раздела