d9e5a92d

Церковно-государственное попечение с XIV в. по XVIII в.



В период с XIY в. по XYIII в. происходит изменение ориентаций мотивов помощи и поддержки, изменяются субъекты попечения. На смену ктиторским монастырям приходят монастыри-вотчины. И если деятельность данных заведений первоначально носит открытый характер, то, когда в государстве начинают складываться товарно-денежные отношения, монастыри отходят от благотворительности. В Церкви наблюдается раскол между различными группами - “стяжателями” и “нестяжателями”. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть Церкви, берет под свой законодательный патронаж нуждающихся. Именно в этот период государственная власть формирует так называемый “остаточный принцип” в подходах к социальным проблемам сирот, вдов, инвалидов.

В это же время происходит ориентация на западную цивилизацию, что находит отражение в регламентации образа жизни такого слоя населения, как профессиональные нищие. Причем законодательные мероприятия против данного социального недуга проводятся почти одновременно с Францией, Германией, Англией. однако непоследовательная государственная политика, стремление власти только законодательно регулировать возникающие проблемы (в период голода, эпидемий, социальных катаклизмов), не смогли снять проблемы профессионального нищенства.

Светские тенденции благотворительности завершают картину помощи и поддержки в настоящий период. Можно отметить, что частная благотворительность в XVII в. - один из первых исторических показателей изменения общественного сознания, а также первая цепь событий в формировании гражданского общества, когда благотворительность как культурно-историческое явление будет существовать в XIX в. в двух своих основных формах: частной и общественной.

В теории милосердия в период с XIV в. по XVIII в. происходят существенные изменения. Во-первых, изменяется исторический контекст, во-вторых, мыслители позднего средневековья испытывают на себе влияние различных теоретических школ (Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, Филиппа Пустынника и других), в-третьих, христианство как целостное мировоззрение претерпевает различные изменения, появляются новые течения (от исихазма на отечественной почве до старообрядческих идей), в-четвертых, развитие законодательства вносит существенные коррективы в традиционные христианские догматы о милосердии и людях церкви. Все это в совокупности определило своеобразие подходов к идеям милосердия и оформлению основ “теории призрения”, которая со стороны государства первоначально сложилась как “теория нищепитательства”.

Таким образом, наметившиеся изменения в общественной мысли в области социальной помощи к концу XVII столетия обозначили круг основных проблем, связанных с институтом власти, с “институтом нищенства”, с вопросами “идеологии” призрения, с организацией общественного призрения как “социальной программой” государства.

Мероприятия церкви и государства в области общественного попечения и поддержки

XIV век

1303

Неурожаи вследствие дождя, голод во многих землях.

1309

Неурожай, “голод по земле русской”.

1326-1340

У князя Ивана Даниловича Калиты родился сын в 1326 г. Тем же летом заложена первая каменная церковь в Москве. За годы правления обнес стеной из дуба Московский Кремль, построил в нем Успенский и Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника, Преображенскую церковь (при ней открыл монастырь). В г. Переяславле-Залесском основал Горицкий монастырь.

1332

◆Голод, “дорогов и глад хлебный и скудота всякого жита”.

1347

◆ Скончалась княгиня Анастасия Ивановна, жена князя Нижегородского Андрея Константиновича. Еще при жизни она пожертвовала все свое богатство церкви и нищим, постриглась в Зачатьевском монастыре, она же и заложила его. В обители проживало 100 дев и вдовиц, “по уставу общежития”, под ее наблюдением.

1351

◆ Князь Муромский Юрий Ярославич украсил церковь новыми иконами и книгами.

1364

◆ Эпидемии со смертельными исходами в Переяславле, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве.

1365

◆ Пожар в Москве.

1366

◆ Эпидемия в Москве.

1371

◆ Неурожай вследствие засухи, “жито посохло”.

◆ Отправление милостыни на Восток с митрополитом Германом.

1378

◆ Скончалась княгиня Василиса. Одно из первых летописных упоминаний в XIV в. о распределении имущества при пострижении в казну, церквам, монастырям, нищим, а “слуги и рабыни” отпускались на свободу.

1376

◆ Передача милостыни христианам на Афон с митрополитом Марко.

1382

◆ Возвращение из Костромы Дмитрия Донского в разоренную Москву, организация мероприятий по восстановлению города. ”... и нача давати от погребения мертвых от сорока по полтине, и согтоша того: 300 рублев дано, и согтошо мертвых 20000 и 400”. Одно из первых свидетельств об организованной и финансируемой “трудовой помощи”.

1391

◆ Пожар в Новгороде. Взято на общественные нужды, на восстановление города у монастыря Святой Софьи 5000 серебром.

1398

◆ Отправление вспомосуществования в Царьград братьям по вере.

XV век - начало XV века

◆ Василий Дмитриевич основывает города Ржев и Плес, в Москве построен Благовещенский собор.

1419

◆ В результате ранних холодов вымерзают озимые и яровые посадки. Голод.

1422

◆ Неурожай и голод во всем государстве.

1468

◆ Вследствие дождей гибнет урожай, голод.

1474

◆ В Новгороде и Устюге эпидемия со смертельными исходами.

1477

◆ Иоанн III раздает служилым людям часть церковных земель Новгородского княжества.

1479

◆ В Москве освящен Калитинский храм. Великий князь раздает милостыню на весь город, монастырям, священникам, инокам, нищим.

1483

◆ Иван Васильевич заложил каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

1485

◆ Снег уничтожает молодые весенние всходы, голод во многих областях.

XVI век - начало XVI века

◆ Корнилиев (под Вологдой) и Печерский монастыри (под Псковом) учреждают больницы и богадельни для нищих и странствующих паломников.

◆ Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамского монастыря, открывает приют для сирот и стариков, в голодные годы кормит до 700 окрестных жителей.

1512

◆ Неурожай во многих землях, голод.

1515

◆ Голод в Москве.

1525

◆ Недостаток продовольствия в Москве, голод.

1535

◆ Летняя засуха усугубляется ранней зимой “студена и снеги паче меры”, гибнет урожай, голод.

около 1547

◆ Организация приказа Большого Дворца (?), от него исходили царские указы и грамоты церковным властям, а также осуществлялась выдача руги и милостных денег монастырям и церквам из государственной казны.

середина XVI века

Организация Житного приказа. При городах велено открыть житные дворы, которыми ведал Житный приказ, где бы хранился запас зерна на случай неурожая.

1553

Голод во многих землях, многие “люди помроше”.

1557

Голод. “Бысть глад во сей земле и люди помроше”.

1560

При типографии, учрежденной Иваном Грозным, в Москве открывается школа “по латинскому образцу”.

1561

Засуха весной и летом, гибнет урожай, голод.

1570

Голод во многих землях русского государства, “бысть глад во всю русскую землю и много людей помроша”.

1571

В Веневском уезде 54 кельи с нищими.

1572

Мор (чума) в Новгороде и Пскове. Властями “велено”, чтобы в городе не погребали, а вывозили мертвых за черту города. Поставлены заставы. Дворы, где появлялась чума “запирали с людьми”, а “кормили тех людей улицей”. Эти мероприятия позволили к осени справиться с эпидемией.

1573

При Черниговском Николаевском монастыре открыты два странноприимных дома.

1573-1574

В Московском уезде 35 келий с нищими.

1577-1596

В Коломенском уезде 6 келий (на 44 церкви), в самом городе Коломне - 51 келья с нищими и убогими.

1578-1579

В Каширском уезде в селах 27 келий с нищими, на погостах 49.

1580

В Москве открыта первая аптека.

1584

Отмена монастырских тарханов.

1587-1589

В Тульском уезде, при населении 2155 человек, насчитывалось 43 кельи с нищими, в городе Туле в этот период - 32 кельи.

1589-1590

Холода уничтожают посевы, голод.

1592

◆ Под г. Ржевом учреждена пограничная застава для предохранения от заразных болезней.

1592-1594

Согласно писцовым книгам, в этот период наблюдается следующее соотношение келий с нищими и убогими по уездам: Владимирский - 5 келий, Переяслав-Залесский - 2, Юрьев-Польский - 8, Муромский - 21, Ростовский - 15, Пошехоский - 8, Костромской - 19, Углицкий - 13 келий.

1594-1595

В Орловском уезде 27 келий на погостах, в Вяземском - 47 келий для нищих.

XVII в. - начало XVII в.

◆В Москве, при Храме Николы Гостунского в Кремле, существуют “записные нищие”, как правило, только “поповские вдовы” от 10 до 18 человек, которые кормились от подаяний. Патриархи обычно “жаловали” им от двух деньги до гривны. “Записные нищие” встречаются и при других соборах: Успенском - 12 человек, Архангельском - 10, Васильевском - 10, Богоявленском - 10, Чудове монастыре - 12 человек.

1600

◆В Кремле воздвигается колокольня Ивана Великого. Построена Борисом Годуновым с целью предоставления пособия жителям Москвы во время голода. Подобные сооружения возводятся в других городах, которые охвачены голодом: Белгороде, Осколе, Томске.

◆В Седлецкой губернии Бельского уезда, в поселке Кодень при Троицкой церкви открыта богадельня для призрения бедных и неспособных к труду.

1601-1602

◆Голод. В Москву, спасаясь от голода, со всех земель русских идет народ. За два года четыре месяца от голода в Москве умирает около 127 тыс. человек.

◆Царь Борис Федорович Годунов во время голода организует работы в Кремле по строительству каменной палаты, “чтобы людям питатися”.

◆ В Кирилловом монастыре содержится в больнице 90 нищих, в богадельне 12 человек.

1608

◆Троицко-Сергиеевская Лавра открывает свои амбары для продажи хлеба, сбивает спекулятивные цены. За 16 месяцев осады она кормит около 10 тыс. человек.

1611-1612

◆В Нижнем Новгороде на 700 нетяглых дворов и 862 посадских двора насчитывается 141 “дворишков и избенок и кельишков” вовсе нищих.

1620(?)

◆Одно из ранних упоминаний о существовании Патриаршего приказа.

1620-1632

◆Первые документальные известия о существовании Аптекарского приказа, заведует им тот же боярин, что и стрелецким приказом. Аптекарский приказ ведал кадрами, докторами, лекарями и аптекарями.

1621-1622

◆В Нижнем Новгороде зарегистрировано 60 келий с нищими при 25 церквах на 862 двора, при населении около 4000 человек.

1626

◆ Патриарх Филарет основывает в Москве больничный монастырь во имя Св. Федора.

1628-1629(?)

◆Образование Монастырского приказа. Монастырским Приказом управляет боярин Михаил Федорович Лыков.

1629

◆В городе Шуе на 188 дворов приходится 22 двора нищих.

1631

◆Основан Знаменский монастырь в Москве, помимо келий в нем находилась больница.

1634

◆ По свидетельству Адама Олеария при патриархе Филарете учреждена в Москве греко-латинская школа.

30-е годы XVII века.

*В Смоленске отмечено наличие шести изб, в которых проживало 110 нищих. Святейший синод обязывает финансировать ежегодно данные “заведения” (в размере 30 и 40 рублей) жителей Смоленска Якова Васильевича Петемкина и Семена Дмитриевича Соколинского за

“вступление с их женами в законное супружество в плотском родстве в запрещенной степени”.

1645

◆ В г. Верхотурье заложена житница, которая обеспечивала хлебом все сибирские города в период голода.

1648-1649

◆Основание Федором Ртищевым школы в Андреевском монастыре. Открытие больниц Ртищева.

1649

◆По случаю смерти верхового (придворного) нищего Исая Аникеева царь Алексей Михайлович раздает деньги на панихиды и обедни в малые и бедные церкви Кремля, а также в богадельни на Кулишках, на Покровке, на Тверской.

◆Выкуп правительством православного населения из прибалтийских земель (уплачено 190000 золотых для покрытия убытков).

1654-1655

◆Центральную часть Российского государства охватил мор. В

г. Переяславле умерло 3627 человек (осталось 939), в Суздале - 1177 человек, в Угличе - 319 человек (при населении 619 человек).

1655

Келарь Иринарх на свои средства построил больничные кельи при Троицком Калязинском монастыре.

1656

◆ По приказу царя Алексея Михайловича на вотецких жилищах (в 760 километрах от Тобольска) построен Кондинский мужской монастырь для призрения старых, увечных, а также для вотяков, обращенных в христианство.

1657

В Москве при приходских церквах 60 изб, где кормились и проживали убогие и нищие.

1661

Заиконоспасский монастырь в Москве имеет убогий дом.

1667

Большой Собор. По его решению закрывается Монастырский приказ; администрация, суд и финансы снова переходят в руки священно-служителей.

1668

◆ Организация Полоняничного Приказа, приказ организовывал выкупы пленных, руководил сбором денег на их осовобождение.

1670

◆ Организация приказа строительства богаделен.

1678

◆ Правительство предложило расширить патриаршие богадельни в Москве, увеличив число нуждающихся до 412 человек.

◆Царь Федор Алексеевич после пожара в Москве выдал пособия погорельцам.

1679

◆В Московских богадельнях числится 412 нищих, которым выдавались деньги, пища, хлеб-соль и “прочая потребныя на писчу и одежду” из приказа Большого Дворца. В год отписано выдавать “на потребу” кормовых и месячных денег 1780 рублей, 412 чети ржи, 206 чети овса, 51 чети круп, 206 пудов соли.

1681

◆Летом была сильная засуха. После молебствования о дожде на своем патриаршем дворе Иоаким жалует нищим 61 р. 12 ал. 2 деньги. По мнению историка И. Забелина, основываясь на сумме расходов можно предположить, что нищих собралось около 2000, если “дача была по алтыну”, или 600 человек, “если дача была по гривне”.

◆ В целях защиты от пожара царь Федор Алексеевич запрещает в Кремле, Китай-городе и “по большим улицам” Москвы крыть крыши соломой, строить “палаты” из бревен, а только из кирпича. Казна берет на себя “доставлять” кирпич за полтора рубля 1000 штук.

1683

Собор русской православной церкви поддерживает решение правительства о разборе нищего и больного люда и размещении его по богадельням.

1685

Открытие в Москве славяно-греко-латинской академии.

1686

В январе при Богоявленском монастыре в школе грекоиеромонахов Софрония и Аникия Лихудов обучаются “греческому писанию” 66 человек, “словенского книжнаго писания” - 166 человек.

конец XVII в.

В Москве при приходских церквах насчитывалось 18 богаделен. В них получали кров, пропитание нищие и убогие. Так, в Успенской богадельне при церкви Успения на Покровке в Котельниках насчитывалось 80 стариц, при церкви Святого Михаила на Тургеневском дворе на Моховой -167 человек, в Кулишской богадельне в Китай-городе было 100 человек, а в богадельне при церкви Введении Пресвятой Богородицы в Борошах всего 16 старцев.

Светское и церковное законодательство

около 1313 (?)

Охранительный ярлык хана Узбека митрополиту Петру. Дань не взимается от церковного причта, митрополит ведет гражданское судопроизводство по делам: “разбой”, “татьба” и во всех делах.

1347

Ярлык хана Тайдулы к русским князьям, в котором “пошлина” с митрополита сохраняется в прежних объемах.

1357

Ярлык хана Бердибека митрополиту Алексию на ведение гражданского судопроизводства по делам “разбойным” и “татьбе”.

1379

Ярлык хана Атюляка митрополиту Михаилу (Митяю). Освобождение от дани и пошлин церковных людей, богомольцев и бельцов.

1392

Грамота митрополита Киприана Новгородскому архиепископу Иоану о неприкосновенности церковных судов и вотчин. В грамоте подтверждено право монастырей на земельную собственность, суды и пошлины, забывшего об этом ждали “казни святых правли”.

1404

Грамота митрополита Киприана вдове Федосье на усыновление приемыша. В грамоте разрешено усыновить ребенка, а также отписано в его пользу имущество вдовы.

около 1410

Поучения митрополита Фотия Великому князю Василию Дмитриевичу о неприкосновенности церковных имуществ.

около 1411

Жалованная Новгородская грамота о взымании с сирот Терпилового погоста поралья по старине. Памятник охранной грамоты направлен на защиту “слободчан” от произвола посадников и тысяцких.

1417-1421

Послание Новгородского архиепископа Симона в Святогорский монастырь о соблюдении общежительного устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям.

1418

Жалованная грамота Нижегородского Великого Князя Александра Ивановича Спасо-Евфимиеву монастырю об освобождении людей приписанного к нему Гороховского монастыря от пошлин и повинностей бессрочно, а также пришлых людей на десять лет, а княжеских “старожильцев” на два года, о подсудимости их архимандриту и о суде “смесном”.

около 1427

Грамота Алексея (Бобоши) Иванова Троицкому монастырю, на

с. Шатровское. Памятник социально-экономической истории социальной работы, где оговариваются принципы перехода имущества от бельца к монастырю.

1430-1456

“Жалованная грамота Рязанского Великого князя Иоанна Федоровича Солотчинскому монастырю на село Филиповичи с дозволения призывать в оное людей из княжения его и других, и освобождение их от дани и ям.” В данной грамоте определен порядок перехода свободных людей под юрисдикцию монастыря, а также регламентируется освобождение от налогов на три года.

1447-1455

Жалованная грамота Великого князя Василия Васильевича Троицко-Сергиеву монастырю. В грамоте разрешена черницам и мирянам монастырским ловля рыбы на реке Волге до “Ярославского рубежа”.

1463

Послание митрополита Феодосия в Новгород о неприкосновенности церковных судов и вотчин.

1479

Жалованная грамота Великого князя Иоанна Васильевича Спасо-Евфимиеву монастырю о дозволении перезывать и селить людей в слободе за Нерлью с освобождением их от дани и пошлин на десять лет.

1493

Епископское поучение князьям и всем православным христианам о противоестественном плотском грехе, ротничестве и подражании иноверческим обычаям.

1495-1505

Окружное послание митрополита Симона о милостыне на Афонский монастырь.

1496-1504

Послание Новгородского архиепископа Геннадия митрополиту Симону о подьяческом становлении и необходимости устроить училища для ставленников. В послании говорится о незнании будущих священников основ грамоты. Архиепископ предлагает прежде чем обучать их основам христианского служения, “ апостол дати”, “псалтырь дати”, необходимо “учити азбуку”, т.е. ставится вопрос об организации училища, “училище учинити”.

1497

Судебник - первый кодекс Русского централизованного государства. В ст. 49 говорится, что “люди церкви”, “женщины, увечные, старики и дети”, могут быть ответчиками и истцами в гражданских судах. Для этой процедуры они выставляют “наймитного бойца” для участия в “поле”, который защищает их интересы. В ст. 53 подтверждается, что церковные люди подсудны епископскому суду, “поп и дьяк, монах и монахиня, церковный сторож, вдова, которые питаются от церкви, подсудны святителю или его судье”. При тяжбах “мирского человека” с “церковными людьми” назначался общий суд из представителей клира и мирян. По свидетельству иностранца Герберштейна, если священник обвинялся в краже, пьянстве и других преступлениях, то он подлежал мирскому суду.

около 1499

Поучение священнослужителям, запрещающее брать “принос” от неверных: еретиков, блудниц, прелюбодеев, татей, разбойников, грабителей, поклепников, волхвов.

1501

Послание митрополита Симона в Пермь. В послании среди прочих положений говорится об “оставлении языческих заблуждений”.

1526

Жалованная грамота Великого князя Василия Ивановича Суздальскому Покровскому монастырю. В грамоте дается освобождение монастырских людей от юрисдикции наместников и освобождение монастыря от дани и пошлин сроком на пять лет.

1533

Послание Александрийского Патриарха Иоакима Великому князю Василию Ивановичу о милостыне.

1535

Запрещено монастырям покупать и брать в заклад вотчины без ведома государя.

1541

Жалованная грамота Великого князя Василия Ивановича Суздальскому Покровскому монастырю об освобождении от пошлин стариц и монастырских слуг, посылаемых во Владимир для покупки съестных припасов.

1550

Судебник. Регламентирует жизнь в монастырях людей церкви и нищих, живущих милостыней, запрет на пребывание в монастырях бельцам и вдовам, живущим от доходов своего имения. Подтверждено право епископатским судам осуществлять судопроизводство над людьми церкви. “А попа и дьякона, и чернца и черницу, и старую вдовицу, которые питаются от церкви Божии, ино их судити Святителю им его судиям”.

1551

◆ Стоглав. Высказывается за регламентацию внутри монастырской жизни, запрещает собирать милостыню в виде промысла “чернцам и черницам”, попам, мирянам, “строям” (Глава 13). Монахам и монахиням предписано жить и трудиться в пределах своих монастырей. Старых и утративших здоровье монахов и монахинь монастыри должны пристраивать в монастырские больницы, где бы они получали пищу и одежду (Глава 73). Законодательно закреплено об обязательном выкупе пленных за счет государства, “царевы казны” (Глава 72). В Стоглаве подтвержден запрет монастырям на право покупки земель, брать их под залог, принимать земли “по душе”, на основе духовного завещания дарителя, без ведома царя.

1560

◆ Указ об отсрочке взыскивания долгов с погорельцев. Разрешено в виду пожаров, охвативших большую территорию, отсрочить долги по неплатежам до пяти лет.

1573

◆ Поместная грамота Новгородского архиепископа Леонида вдове Марфе Пешковой с детьми. Данная грамота охраняет интересы вдовы и ее детей, поскольку муж ее погиб на “государьской службе, в государьском походе”, наказано крестьянам платить ей денежный и хлебный оброк, а также обрабатывать ее землю. Один из первых юридических документов, “прообразов” будущей пенсионной системы.

1581

◆ Указ о запрещении церковникам приобретать земли.

1589

Судебник. Согласно статьям 64, 67, 68, под охрану закона попадали вдова, девица, калики, московские городские нищие, при нанесении “обиды” которым в судебном порядке ответчик выплачивал штраф от четырех алтын до восьми алтын и две деньги. Ст. 189 запрещает в монастырях проживать торговым людям, подтверждено проживание там нищим, “которые от церкви Божии питаются”.

1592

Грамота Львовскому соборному притчу о “посылке соболей, куниц и золотых Угорских на строение храма Успения Богородицы и “милостиных” денег на клирос и больницу. Согласно данной грамоте, клиросу, священникам и дьяконам было определено двадцать рублей, а на больницу - десять.

1598

◆ Грамота Новгородскому воеводе князю Даниилу Ногтеву сотоварищи об освобождении Ладожских отставных стрельцов от податей и пошлин с судебных дел. Отставные стрельцы, отслужившие от двадцати до пятидесяти лет, не получавшие жалования более пяти лет, просили об освобождении их от пошлин с судных дел и податей. В грамоте мы находим отражение социального положения и той исторической ситуации “осударевых” людей, отошедших по старости от службы, “за худобу, за старость, за увечья, пашни не пашут, не торгуют, кормятся христовым именем”.

◆Указ о запрещении частным лицам торговать водкой в городах, установление государственной монополии на продажу спиртных напитков, открытие “царских кабаков”.

1601

Указ об установлении твердой цены на хлеб и о борьбе со скупщиками хлеба.

1602

Грамота в Кириллов монастырь о запрещении во время праздников проводить вблизи монастыря торговлю “хмельными напитками”. Как отмечается в грамоте, во время праздников около монастыря “миряне” учиняют “бесчинства и смуту”, а некоторые до “смерти побиваются”.

1603

Указ, согласно которому разрешалось во время голода уходить “холопам” от феодала за пропитанием без оформления “отпуска на волю”.

1610

Указ о выдаче служилым людям поместий в вотчину за “осадное сидение”.

1615

Грамота воеводе Ивану Головину о невзыскании с вотчины Троицкого Сергиевого монастыря хлебных запасов на ратных людей. К такому решению приходят, поскольку в “монастыре у них осадные ратные люди”. По оценке историков, в этот период монастырь кормил до десяти тысяч человек, среди которых были и “ратные люди” и беженцы.

1634

Указ о выдаче вдовам и детям дворян и детям боярским, погибших под Смоленском, земель на прожиток.

1640

Указ о мерах против распространения морового поветрия на скот. В указе говорится также об ответственности лиц, продающих мясо зараженных животных. Принято решение их “бить кнутами безо всякой пощады”. Определены чиновники со стороны власти, которые должны: вести надзор за исполнением указа; подъячии, решеточные приказчики, бирючи.

1641

Обращение к народу для добровольного пожертвования выкупа пленных, содержавшихся в Крыму.

1647

Выходит особый правительственный указ об ограничении продажи алкогольных напитков. В нем предписывалось закрывать по праздникам кабаки и питейные лавки.

1649

Соборное уложение. Создано на основе статей кодекса Ивана IV, а также литовского и византийского законодательства. Закреплено законодательно об обязательном выкупе пленных и учреждении на это специальных налогов от двух до четырех “деньги с двора” ( Гл. VIII. О искуплении пленных). В главе о поместных землях регламентируются правовые отношения к собственности вдов и детей, оставшихся на попечении (Гл. XVI. О поместных землях). Подтверждено право ухода от феодала в голодные годы, а также разрешена отсрочка уплаты “впавшим в убожество” от года до трех лет, причем, в отличие от законов “Русской Правды”, круг лиц социально не ограничен.

1651

◆ Никон, митрополит Новгородский, предлагает частные питейные дома заменить государственной монополией.

1652

◆ Указ об ограничении и запрете продажи водки по праздникам и “постным дням”. Согласно данному указу, на город оставался только один питейный дом, продажа ограничивалась одной бутылкой на человека. Запрещена продажа алкогольных напитков монахам и лицам духовного звания.

1654

◆ Грамота о санитарных мероприятиях в Новгороде. В ней говорится, что для недопущения распространения “мора” необходимо “мертвых хоронить... ” дворы обмывать и у дверей зараженных дворов поставить “крепкие сторожы”.

1657

◆ Грамота о санитарных мероприятиях. В данной грамоте регламентируются мероприятия по ликвидации распространения “морового поветрия”. Предлагается места “заморные” “засечь лесом”, т.е. окружить лесной полосой, поставить заставы, где несли бы службу “отставные дворяне”, “служилые люди”, “сколько пригожие” (их численность определялась масштабами заражения). Основная задача: охранять территорию от мародерства, от “вывоза” и “вынеса”, пойманных на месте ожидала смертная казнь.

1660

Указ, запрещающий взыскивать долги с детей, не имеющих достаточного имущества , “коли после отцов их пожитков не осталось”.

1661

◆Грамота Патриарха Никона архимандриту Фелофею о льготах в оброках по случаю наводнения и неурожаев у крестьян околорусских погостов.

1662

◆ Указ о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В нем определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода, в частности предписывалось:

а) митрополитам и власти, чтобы те обеспечивали продажу хлеба из своих запасов; б) чтобы местная власть продавала из житницы хлеб по твердой цене, а не спекулятивной, в) в том случае, если “купить хлеб будет нечим”, тем под поручательство раздавать хлеб в долг, “ чтобы божиим и нашим людям от хлебныя дорогови гладом не помереть”.

1663

◆ Указ об обязательном кормлении холопов боярам и в период голода. В случае нарушения указа предписывалось: “государь повелел кликать бирючам по рынкам и торгам, что если бояре откажутся кормить своих холопей в голодное время, то они лишатся холопей, которые получат свободу”.

1667

◆Уничтожены “несудимые грамоты”, разрешающие монастырям вести суд над монастырским клиром.

1672

◆Уничтожены “тарханы”, освобождающие монастыри от налогов и дани, а также платежа таможенных пошлин.

1674

*Указ царя Федора Алексеевича о содержании богаделен не за счет дворцовой казны, а за счет казны патриаршей.

1678

Указ Патриарха Иоакима о сносе “избушек” нищих на людных площадях и улицах Москвы, разрешено строить их при церквах.

1679

◆Указ Патриарха Иоакима об установлении сбора со всех церквей “на вспоможение и прокормление” нищих.

1681

◆Церковный Собор постановляет об основании амбулаторного приюта для больных, нищих, пленных. Запрещает строить новые монастыри. В целях уменьшения побирающихся бродячих монахов запрещается пострижение в частных домах, пострижение возможно только после “законного искуса”, испытаний. Запрещается постригать супругов без их взаимного согласия. К бродячим монахам решено предъявлять санкции, “ловить и отдавать в монастыри для исправления”.

1682

◆ Челобитная Симонова монастыря архимандрита Гавриила с братией на монастырское содержание отставных солдат надворной пехоты, присылаемых из Приказа Большого Дворца. В челобитной просят оставить прежнее количество призреваемых - 27, добавление к ним еще 47 человек потребовало бы затратить дополнительно средств “деньгами близко 500 рублей”, которых монастырь не имеет. В ответ на прошение просьба была удовлетворена.

◆Дело по челобитию Псковских стрелецких сотников об отводе им мест под постройку домов, сгоревших во время пожара, и о выдаче на этот предмет денежного пособия.

◆Челобитная царю Федору Алексеевичу поселенных около Албазинского острога крестьян об оказании им вспомосуществования по случаю бедственного положения.

◆ “Об общественном призрении указ”. В указе определены мероприятия по искоренению профессионального нищенства, намечены превентивные и оперативные меры, среди которых - организация работных домов, обучение и воспитание нищенских детей, законодательный запрет сбора милостыни.

Движение общественной мысли о милосердии и общественном призрении в XIV-XVII вв.

начало XIV в.

◆Петр (умер в 1326г.), митрополит Московский. “Поучение игуменам, попам и дьяконам”. В “Поучении” обращается внимание на нравственность духовенства, необходимость вести образ жизни, достойный сана.

1417-1418

◆Епифаний Премудрый (умер в 1420г.), родился в Ростове, пострижение принял в местном монастыре, совершил паломничество в Палестину и на Афон, большую часть жизни прожил в Троицко-Сергиевом монастыре. “Житие Сергия Радонежского”.

середина XV в.

◆ Нил Сорский (ок. 1433-1508гг.), пострижение принял в Кирилло-Белозерском монастыре, посетил Палестину, Константинополь и Афон, где изучал “скитское житие”. Поселился на реке Соре, построил там монастырь. Основатель скитского монашеского жития, подобно тому как Феодосий Печерский - общежительный, духовный вождь “нестяжателей”. “Устав”. Применительно к монашескому житию дает советы противоборствия страстям, рассматривает учение о человеческих пороках, противопоставляя им добродетели, такие, как “милосердие”, “пост”, “смирение”, “веру” и т.д.

◆ Сильвестр, иерей. Священник в Новгороде, затем митрополитом Макарием вызван в Москву и приближен к царю. Однако впоследствии впадает в немилость, удален в Кириллов монастырь, а потом сослан в Соловецкий монастырь, где умирает. “Домострой”.

1479

◆ Иосиф Волоцкий (1439-1515гг.), ученик Сергия Радонежского, после его кончины стал игуменом. В 1479 г. основал Успенский монастырь под Волоколамском. В 1503 г. выступил против “нестяжателей”, отстаивая права церкви на владение землями. “Устав”. В конце XV в. пишет “Послание некоему вельможе о его рабах”, где обосновывает необходимость для феодала своих поданных ”яко братию миловати, и питати и одевати доволно”.

конец XV века

◆ “Вопросы и ответы о разных случаях пастырской службы”. Сборник ответов и вопросов по пастырскому служению, призрению и христианскому судопроизводству.

первая половина XVI века

◆Федор Карпов (умер до 1545г.). “Послания”.

1548

◆Максим Грек (Михаил Триволис, 1475-1566гг.) родился в Греции, получил домашнее образование, продолжил обучение в Италии. Там близко сходится с флорентийскими философами. Постригается в доминиканском монастыре Сан-Марко, затем уезжает на Афон, где принимает постриг под именем Максим. В 1518 г. он приглашен князем Василием III для перевода на русский язык античных произведений.“Главы поучительны начальствующим правоверно”.

1551

◆ “Стоглав”.

около 1560-1567

◆Ермолай-Еразм. “Слово о разсуждении любви и правде и о побеждении вражде и лже”.

1616-1619

Иван Тимофеев (умер в 1629г.). “Временник”.

около 1600-1675

◆Епифаний Славинецкий (умер в 1675г. ?), иеромонах. Воспитанник Киевской коллегии, главный “книжный справщик” в московской типографии, глава патриаршего Чудовского училища. Прибыл в Москву в 1649 г. Переводит с греческого Библию, но успевает перевести только Новый завет и пять книг Моисея, умирает, не закончив работу. По просьбе боярина Ф. Ртищева составляет “Греко-славяно-латинский лексикон”, содержащий 7000 слов. По свидетельству современников, осталось достаточное богатство, которое роздано “на поминовение о нем”. Так, Киевские монастыри получили 500 золотых и 200 ефимков; нищим, в тюрьмы и богадельни роздано более 70 рублей и т.д. “Слово о милости и кии просящих достойни суть милости, кии же ни”.

1617-1683

Юрий Крижанич (?) имел степень магистра философии. В 1659 г. прибыл в Москву, где познакомился с Епифанием Славинецким, Федором Ртищевым и другими деятелями русской культуры, сослан в Тобольск в 1661 г. В 1676 г. вернулся в Москву, в 1678 г. выехал в Вильно. Сражался в войсках Яна Собесского против турок, погиб. “Политика”.

Историко-понятийный словарь социальной работы XIV-XVII вв.

АРХИАТЕР - начальник аптекарского приказа. Приказ состоял из нескольких придворных медиков; начальствующий над ними и назывался архиатером. Звание просуществовало до 12 сентября 1763 г., когда учреждена медицинская коллегия.

БРАТСКИЙ ДВОР - слободской двор, построенный или нанятый на общественные слободские деньги для собраний по делам общины. Такие дворы находились в каждой слободе и управлялись своими выборными людьми.

БОЖЕДОМЬЕ - усыпальница, место погребения неизвестных лиц, захороненных за счет общества.

бобыль - по мнению Татищева, слово татарского происхождения, означающее - неимущий. Бобыли принадлежали к крестьянству, которые не имели пашни. Основное занятие - промыслы, до 1625 г. не платили государственных податей.

ВЕНЕЧНЫЕ ПАМЯТИ (ПОШЛИНЫ) - денежный сбор с вступающих в брак. Московский собор при Иване Васильевиче установил брать за брак юноши с девицей по полторы деньги, с вдовы и вдовца по три деньги, с троеженцев по алтыну. В 1667 г. Патриарх Иоаким постановил брать со вступающих в первый брак - шесть алтын, с прочих “брачных” по десяти алтын.

житные дворы - на Руси учрежденные в период правления Ивана IV. они находились в городах и предназначались для запаса хлеба в период неурожая. Хлеб заготавливали так, чтобы его хватало на три года. В год продавали одну треть, а на место проданного вновь столько же закупали в деревнях. При Борисе Годунове хлеб заготавливали из расчета четырех лет. Преобразованы в дальнейшем в житный приказ, а позднее, в соединении со стрелецким приказом, реорганизованы в провиантскую канцелярию.

КРЕСТОВЫЕ ПОПЫ - безместные священники, которые нанимались “править кресты”, т.е. совершать в домах церковные службы.

НИЩИЕ - определенное сословие, не имеющее собственности, навыков трудовой деятельности, промышляющее сбором подаяний. К XVII в. оформляются определенные “разряды” нищих: богадельные, кладбищенские, дворцовые, церковные, гулящие, лежанки.

НИЩЕПИТАТЕЛЬСТВО - кормление нищих; в XVI в. одна из открытых форм поддержки крайне бедных и убогих. Оформлено законодательно решениями Стоглавого Собора в 1551 г. (ст. 10, 73) применительно к людям церкви.

ПИТАНИЕ - образ жизни, уклад, обычай.

ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ - появляются в период правления Федора Иоановича, который запретил в 1597 г. переход крестьян от одного помещика к другому.

ПОДЪЯЧИЕ - чиновники. Подьячие делились на три класса: молодые, средние, старые. Из старых “искусные” выбирались в дьяки.

ПОЛЕ - судебный поединок тяжущихся сторон. В народных представлениях правда за сильным, победившим. На поединок могли вызывать любого свободного человека, при этом ни сан, ни знатность, ни богатство не освобождали от вызова. Если обвиняемый или обвинитель были старик, юноша, больной, увечный, монах, поп, женщина, то они могли нанимать себе “поединщика” и присутствовать при “суде Божьем”. В этом случае на поединке обязательно присутствовали окольничий, дьяк, подьячий и стряпчие. Поединщики платили особые пошлины, полевые. В Москве было несколько полей для поединков: в Белом городе, у церкви Параскевы Пятницы, в Охотном ряду, у церкви Святого Георгия на Всполье, у Троицы, за городской стеной на берегу речки Ниглинной (и в некоторых других местах). Судебные поединки отменены в 1556 г.

ПолонЯниЧные деньги - сбор средств в патриарший казенный приказ для выкупа пленных.

ПРАВЕЖ - взыскание долга с истязанием. Согласно законам

Ивана III и Ивана IV, повинных по жалобе заимодавца били по голым ногам прутом до тех пор, пока ответчик не отдавал долгов или кто-либо его не выручал.

ПРИЗРЕНИЕ - видение; благосклонное внимание, отношение, покровительство; присмотр, забота, попечение; удобство.

ПРОСКУРНИЦА - просвирня (пекущая просвиры). Старица, вдова или девица, обязанная печь просфоры. П. - определение этих особых лиц начинается со Стоглавого собора (1551 г.), к этой должности допускаются вдовицы или девственницы, но не моложе 50 лет.

ПРОЩЕННИК - церковные люди, получившие исцеление от святых мощей или от иконы. По свидетельству иностранца Мажерота в XVII в. лица, соборованные, но не умершие, носили до конца жизни монашеское платье, а их жены имели право выходить замуж за другого человека. Возможно, такие люди выбывали из своего сословия, а потому находились под патронажем церкви.

РУГА - содержание приходского клира. Выдавалась деньгами и продуктами и отличалась от жалования тем, что изменялась от ценности вспомосуществования. Р. выдавалась из царской казны или от доходов помещика, была средством содержания духовного причта, который не имел собственных земель.

СВЕЩНИКИ - молодые люди, носившие восковые свечи жениха и невесты. Свеча жениха весила “пуд с четвертью”, невесты - “пуд без четверти”. С. во время обручения на дому стояли против новобрачных, по окончании обряда ставили свечи в спальне новобрачных в “головах постели”, где они горели всю ночь.

СТАРОСТА ПРИХОДСКОЙ - выборная должность в приходе. С. п. с введения “мирского совета” ведал хозяйственной деятельностью, приобретал земельные угодья, собирал долги, помогал из церковной казны неимущим хлебом, деньгами и т.д.

УБОГИЙ ДОМ - место, где погребали умерших насильственной смертью.

ШПИТАЛЬНЯ - место приюта нуждающихся. Впервые встречается в указе 1682 г. Федора Алексеевича, в котором говорилось о строительстве в Москве “шпитальни” - одной в Знаменском монастыре в Китай-городе, другой - на Гранатном дворе за Никитскими воротами. Ш. не были построены из-за кончины царя.

ЮРОДИВЫЙ - (др. славянское - уродивый или урод) - урод, калека, симулирующий помешательство. Для Ю. характерно три типа поведения: “похаб” (непристойный), “блаженный” (тихий, святой), “буй” (буйный).

ЯЗЫК - оговорщик. В период правления Алексея Михайловича ходили по рынкам и площадям в маске с прорезями для глаз, выведывая об измене. По их приговору “Слово и дело!”, на кого они указывали, отправляли в тюрьму и подвергали без суда жестоким пыткам.

Биографическая справка

Федор Ртищев. Родился в 1626 г. В 1645-1652 гг. помогает переезду в Москву из Киева ученым монахам Епифанию Славинецкому, Арсению Сатановскому и Дамаскину Птицкому. Царь и Патриарх разрешают ему на свои средства учредить под Москвой орденский ученый монастырь - Андреевский-Преображенский, находившийся на берегу Москвы-реки в Преображенской пустыни. Тридцать монахов обучаются грамматике, риторике, философии, греческому и латинскому языкам. В период польской кампании 1654-1656 гг., когда сопровождает царя в качестве начальника походной квартиры, на личные средства организует медицинскую помощь раненым и больным воинам. Собрав группу раненых, он устраивал их в определенные дома, где приставлял к ним врачей и наблюдателей. Выкупает пленных из татарской неволи. Через греческого купца Афанасия передает 1000 рублей серебром на выкуп невольников из плена. Строит больницу в Москве с двумя палатами на 13-15 человек, где кормил и лечил неимущих стариков и слепых. Больница просуществовала до Петровских времен. Федор Ртищев организовал два типа благотворительных заведений: амбулаторный приют для нуждающихся во временной помощи и постоянное убежище для нищих - богадельню. В феврале 1671 г., во время голода в Вологде, продав одежду и утварь, отправляет денежную помощь Вологодскому архиепископу Симону. Позднее высылает двести мер хлеба с “боголюбивыми людьми”. В том же году, в марте месяце, направляет в Вологду “девять сот рублев денег да сто золотых”. Под городом Арзамасом у Федора Ртищева была земля, зная бедственное положение арзамазского городского общества, он отдает ее в вечное пользование. В 1673 г. в возрасте 47 лет Федор Ртищев умирает. На Церковный собор 1681 г. царь предлагает по примеру боярина Федора Ртищева в каждом городе устроить богадельни и амбулаторный приют, собор принимает это предложение.

Библиографическая справка

Епифаний Славинецкий. “Слово о милости и кии просящих достойни суть милости, кии же ни”

Работа Епифания Славинецкого - одно из первых светских представлений о сущности милосердия, хотя она и построена на основе христианских канонов. В основу милосердия им положен принцип богоуподобления и любви к ближнему. Автор широко понимает общественное призрение, выделяя в нем три уровня поддержки: помощь духовную, помощь институциональную, “нищепиталище долгое”, и помощь традиционную, “нищепиталище общее”.

Впервые Епифаний Славинецкий рассматривает “людей церкви”, нищих не только как заступников перед Богом, но и как тунеядцев, обманом промышляющих и спекулирующих на добрых чувствах христиан. “Множество праздных тунеядцев и здоровы, и жены младые с детьми, паче же девицы постогнам бродящих, уже в таковое безчинство, паче же злодейство, ... яко грудные детищи наимают, ради милостыни лестию взятия”. Для того, чтобы профессиональное нищенство не распространялось, автор предлагает молодым и здоровым предоставлять и работу и “иные рукоделия”. Для немощных и убогих - организовывать “недужнопиталища”. На их организацию средства должны выделяться духовенством, а контролироваться “царем и начальником и судьями мирскими”. Не должно, по его мысли, в стороне оставаться и общество, организованную помощь оно может оказывать через “ братства милосердия”. В “братства” вступают добровольно и по своим возможностям оказывают посильную помощь. Одни финансируют, “кому что избудет”, выделяют “седьмицу, медницу, серебреницу малую”, другие выслушивают нуждающихся, выясняя их потребности, третьи - дают совет. Выслушав просителя, особый комитет, состоящий из десяти человек, должен был заниматься распределением средств через “милостынедателя”. В проекте учитывался и тот факт, что не все могут обращаться за помощью, в этой связи предусматривалось направление ее нуждающемуся. Большое место уделяется превентивным мероприятиям против нищенства. С этой целью должны были создаваться кассы для временно нуждающихся, где под заклад без процентов давали бы деньги, однако, вдовы и бедняки освобождались от заклада. Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. появляются первые проекты, предлагающие мирское “нищепитательство” заменять на цивилизованные подходы общественного призрения.

Проект 1682 г. “О мерах государственного призрения указ”

С этого документа, по мнению Е. Максимова, и начинается государственный этап социальной помощи в России. Указ состоит из трех больших частей: “об бедных, увечных и старых людях...”, об организации призрения нищих, о нищенских детях.

В первой части Указа выделены группы нуждающихся, на которых распространяется особое внимание государства. К ним относили бедных, увечных, “старых людей”, нищих. Что касается не имеющих родственников “увечных и старых людях”, предполагалось “по смерть их кормить”. Такая группа, как нищие, разделялась на две подгруппы. К каждой предъявлялись свои требования и был свой уровень задач по их поддержке. “Притворные нищие” должны были отрабатывать свое попечение, “хлеб свой заживать работой, или каким ремеслом к общенародной пользе”. “Нищих со странными болезнями” - лечили. Причем к таким больным приставлялся специально “государственный доктор”, который за уже выплачиваемое ему жалование осуществлял эту работу. “Дохтура работу себе бы нашли, которые ныне государево жалованье емлют же, а некоторым делать нечего”.

Во второй части Указа более подробно излагаются мероприятия по локализации нищенства. Мероприятия предусматривали действия как организационного, так и законодательного характера. Организационные меры предусматривали, что призрение нищих осуществляется в монастырях, где лечат больных. С этой целью, с одной стороны, должен быть “приставлен” “добрый дворянин” “подьячий”, “дворня”, “повар”, а с другой - “дохтур”, аптекарь, “лекарь с тремя - четырьмя учениками”. Возможно, это один из первых проектов “социального обслуживания” по европейскому образцу с сочетанием добровольной и профессиональной помощи. Что касается финансирования, то предлагалось сочетание и государственных, и добровольных пожертвований, “а однем и крестьянскими доходами ... не прокормить”. Законодательные вопросы требовали своей особой проработки, и здесь ставятся только главные проблемы. Среди них: “о мнимых приходских нищих”, об отношении к “дворовым” и бывшим крестьянам и о бесплатном их лечение, о призрении инвалидов, “изувеченных” не на “государьских службах”.

Как важнейшая превентивная задача по локализации профессионального нищенства, в проекте находит отражение такая проблема, как обучение нищенских детей, “робят и девок”. Они должны обучаться не только наукам - “цифирным”, ”фортификации” и другим, но и определенным ремеслам - шелковым, суконным, часовым и т.д. Эта мера давала возможность, чтобы “многие тысячи людей могли б хлеб свой тем заживать”. Здесь же вновь возвращаются к организационным вопросам о смирительных домах, больницах, школах как институтах поддержки и защиты.



Содержание раздела