d9e5a92d

Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся с Х в. по ХIII в.



В X-XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои коррективы в трансформацию общественных отношений, что нашло отражение в княжеской защите и попечительстве, в церковно-монастырской поддержке, приходской системе помощи.

Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути развития социальной политики в отношении субъектов, не связанных родовыми отношениями. Можно добавить, что с принятием христианства осуществлена не только административная и правовая реформа, но и предприняты попытки “социального реформирования” в области помощи и поддержки. Первоначально этот процесс протекал в рамках дружинных традиций, языческих братчин. Однако постепенно осознается невозможность со стороны княжеской власти единолично претворять в жизнь христианское социальное реформирование, поскольку общество было неоднородным, и в нем существовало двоеверие. Бинарная оппозиция веры практически приводила к оппозиции уклада, что в свою очередь приводило к невозможности “рядить” по законам, которые также должны иметь не только свои положения, но и своего правового субъекта.

Власть, в силу разных причин, и политических, и военных, отходит от самостоятельного проведения идей социального христианского реформирования, подключая к этой деятельности церковь. Она не только наделяет ее юридическими полномочиями, но и оказывает ей как нарождающемуся институту поддержки финансовую помощь в виде “десятины”, отчислений от различных видов налогов. Власть делегирует и расширяет полномочия церкви в отношениях с клиентами, которых со временем становится все больше.

Институт церкви - носитель не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия. Вполне возможно, что в этот исторический период появляется первая официальная институализированная форма защиты в виде приходов и монастырей, которые несли в себе различные функции - от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания.

Зарождение идей помощи в древнейший период связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему. Важная тема, которая проходит “красной нитью” в древнерусских сочинениях - учение о богоустановленности власти. Она приобретает свой особый смысл в контексте концепции милосердия и правды. Учение о богоустановленности власти рассматривается в канонах христианских традиций. Однако русские книжники ставили вопрос не только о предначертании власти свыше, но и об исключительной ее ответственности, которая связана с правым судом как основополагающей церковной доктриной.

Княжеская и церковная практика социальной помощи

989

◆Князем Владимиром поставлена первая церковь в Киеве в честь Св. Георгия.

990

◆ Владимир заложил Белгород, из княжеских доходов определены средства и переселены из других городов люди.

996

◆ Открытие Владимиром церкви Успения Богородицы. Положено начало социально-христианского реформирования общества на основе канонов православия, любви к ближнему, жертвенности, милостыни. Оформление традиций “княжей милостыни”.

начало XI в.

◆ Князем Ярославом Мудрым организована первая библиотека при митрополичьей кафедральной церкви Святой Софии.

около 1023

◆ Открытие школы в Курске.

1024

◆ Голод в Суздале. Жители отправляются в “болгары” за житом.

около 1030

◆ Князь Ярослав в Новгороде собирает детей знатных горожан с целью их дальнейшего обучения “книгам”.

◆ Князь Ярослав Владимирович основывает монастырь Юрьев-Георгиевский в трех верстах от Новгорода.

около 1036

◆ Основан Новоторжский Борисо-Глебский монастырь преподобным Ефремом. Его создание начинается с открытия странноприимного дома.

около 1037

◆ Начало строительства в Киеве первого монастыря - Георгиевского - князем Ярославом.

1054

◆ Строительство Печерского монастыря, обители милосердия. Феодосий построил недалеко от своего монастыря особый дом Святого Стефана для жительства нищих, слепых, хромых, прокаженных (?). Впоследствии монастырь становится источником просвещения, распространял списки и переводы Святого Писания, а также труды отцов церкви во все концы Киевской Руси.

1071

◆ Голодный бунт на Белоозере (?).

1077-1093

◆ Князь Всеволод Ярославич строит в Киеве церковь Св. Михаила в Выдубицком монастыре, основывает женский Андреевский монастырь, в котором примет постриг его дочь Анна.

1086 (?)

◆ При Андреевском монастыре княжной Анной (Янкой) устроено училище на 300 девиц, где их обучали “писанию”, пению и иным полезным ремеслам. Обосновывается Татищевым по неизвестным источникам.

1090

◆ Ефрем, епископ Переяславский, построил народную каменную баню.

1091

◆ Ефрем, епископ Переяславский, строит больницу.

1092

◆ Во многих землях голод, жара уничтожила озимые и яровые посадки.

1095

◆ Заложен князем Ярославом Святославовичем г. Переяслав Рязанский.

первая половина XII в.

◆ Князь Николай Давыдович построил в Киеве больничный монастырь.

1101

◆ В Смоленске князь Владимир Мономах заложил первый каменный храм Успения Богородицы.

1117

◆ В Новгороде заложен первый монастырь - Рождество-Богородицкий.

1124

◆ В Киеве действует около 600 церквей.

около 1125

◆ Полоцкая княжна Предислава, при пострижении Евфросиния, основывает Полоцкий Спасо-Евфросиньевский женский монастырь.

1125-1132

◆ Князь Мстислав Владимирович воздвиг в Киеве церкви Св. Федора и Богородицы Пирогощей, основал Федоровский монастырь.

1128

◆ Голод в Новгороде, который сопровождался “мором”. Трупы лежали по улицам и площадям. Новгородцы наняли “наймитов” вывозить мертвых из города. Одно из ранних свидетельств прооброза “санитарной полиции”.

1129

◆ В результате сильных дождей затоплены поля с урожаем, голод во многих землях.

◆ Скончался князь Константин Святославович. Поминки продолжались три дня. В первый день поминали епископы, священники, черноризцы, во второй день - нищие и убогие, в третий - бояре и все остальные.

1136

◆ Князь Смоленский Ростислав передает церкви “село Дросенское со изгои и землею”, “Село Ясеньское и з бортником и з землею, и з изгои”, а также сенокосами, охотничьими и рыбными угодьями.

1138

◆ Основан первый монастырь в Смоленске.

1140-1157

◆ Князем Юрием Владимировичем Долгоруким построены многие храмы: Спасский собор в Суздале, Спасский и Георгиевский во Владимире-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасский собор в Переяславле-Залесском.

1145

◆ Вследствие сильных дождей уничтожены посевы озимых и яровых культур, голод во многих землях.

◆ В Смоленске построены каменные церкви Бориса и Глеба на Смедыни.

1152

◆ Основан первый монастырь во Владимире-Клязьминском.

1157-1174

◆ Князь Андрей Юрьевич Боголюбский заложил г. Владимир-на-Клязьме, построил в нем Успенский собор, достроен Спасский собор в г. Переяславле-Залесском, основаны монастыри.

1159

◆ Супруга князя Глеба Всеславовича дарит Киево-Печерскому монастырю пять сел с челядью.

1161

◆ Летняя жара и ранние морозы уничтожили озимые и яровые посевы, голод во многих землях.

1168

◆ Князь Глеб Юрьевич по случаю рождения сына жертвует бедным(?) двести гривен серебром.

1175

◆ Умер князь Андрей Георгиевич, внук Владимира Мономаха. Как отмечает летопись, он строил монастыри, раздавал милостыню, развозил “брашно”, съестные припасы больным по “затворам”.

1176-1212

◆ Князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо во Владимире-Залесском и Переяславле-Залесском построил детинцы,

основал г. Городец на р. Волге.

По его приказу построен Дмитровский собор во Владимире.

1185

◆ Князь Всеволод Юрьевич восстанавливает Владимир после пожара.

1189

◆ Основан первый монастырь в Галиче.

1194

◆ В Рязани построен первый каменный храм - Борисоглебский собор.

1195

◆ Рюрик Ростиславович дает пир в честь Давыда Смоленского. На нем помимо знатных людей были “берендеи”, “торки,” “чернцы” и “нищие”.

1200

◆ Мария, первая супруга Владимирского князя Всеволода Юрьевича, закладывает Успенский женский монастырь.

1207

◆ Заложен Суздальский Ризоположенский женский монастырь.

1212

◆ Заложен первый монастрь в Ростове.

1215

◆ Голод в Новгороде. Сильные морозы уничтожили посевы.

1218

◆ Великий князь Константин Всеволодович пировал с боярами, раздача милостыни убогим.

1218-1238

◆ Князь Юрий Всеволодович основывает Нижний Новгород, позднее ставит Спасский собор, а затем в Суздале каменную церковь Богородицы.

1228

◆ Голод вследствие военных действий.

1229

◆ Голод, погибли посевы ржи. В городах поднялись цены на хлеб, “дорого было жито”.

1230-1231

◆ Голод в Новгороде. Виновных разыскивали и казнили. Архиепископ Спиридон велел “поставить скудельницу” для погребения умерших. Руководил работами Станила, муж “блага, смиренн”. “Станила возити мьртвьца на кони, и наполни до вьрха, аже бысть въ нем 3000 и 30”. В Новгороде за два года умерло от голода 6530 человек (статистика исследователя В. Лешкова).

1231

*Прибывают в Новгород караваны с хлебом и крупами. Поступившие товары сбивают на рынке спекулятивные цены, “прибегоша немцы из-за моря с житом и с мукою, и сотвориша много добра, а уже бяше при конци город сии”.

1237

◆ В Рязани построен каменный собор Пресвятой Богородицы.

1238

◆ Ярослав Всеволодович начинает восстанавливать город Владимир, собирать жителей.

1246

◆ По распоряжению ханов Гуюка и Батыя на Руси произведена первая податная перепись, духовенство составило исключение.

1247

◆ Александр Невский, отправляя своего брата Андрея Ярославича Суздальского в орду, посылает с ним “нарочитое количество серебра” для искупления из плена христиан.

1252

◆ Александр Невский, вступив на великокняжеский престол, восстанавливает Владимир, строит церкви, собирает разбежавшихся жителей.

1266-1281

◆ Хан Менгу-Темир выдал русскому духовенству охранительный ярлык.

1279

◆ Голод во многих русских землях.

1291

◆ Зимние холода, летняя засуха уничтожили посевы яровых и озимых культур; голод.

1297-1298

◆ Ранние морозы и сильная летняя жара уничтожают посевы яровых и озимых, голод во многих русских землях.

Светское и церковное законодательство

Княжеские уставы и договоры

911

◆ Договор Руси с Византией. Ст. 9 - о возвращении соотечественников, попавших в плен.

944

◆ Договор Руси с Византией. Ст. 7 и 12 - о сыске и выкупе пленных.

1016

◆ Начало составления Русской Правды. Ст. 93, 99, 101-106 - о принципах наследования имущества и распоряжения им вдовами и наследниками.

около XII

◆ Устав князя Ярослава Владимировича. Ст. 12-30 - о регламентации брачно-семейных отношений в канонах христианской морали.

около 1135

◆ Грамота Всеволода Мстиславовича, князя Новгородского. Причисляет сыновей священников, “незнающих грамоте”, к “изгоям”.

1229

◆ Договор Смоленска с Ригою и Готским берегом. Ст. 11, 12 - о преступлениях против нравственности, где защищались права не только свободной женщины, но и рабыни.

1264-1270

◆ Договорные грамоты между Новгородом и Великим князем Ярославом. В грамотах зафиксированы правовые нормы, касающиеся положения князя и его судебно-административных функций.

Церковные уставы и законы

около Х

◆ Устав князя Владимира Святославовича. Регламентирует отношение между церковью и государством В ст. 3 определены правовые полномочия церкви, в ст. 7 - институты помощи и субъекты поддержки: больницы, гостиницы, странноприимницы; игумен, чернец, черница, вдовица, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец.

около XII

◆ Устав князя Ярослава Владимировича. Ст. 32-35 регулируют жизнедеятельность людей церкви. В Уставе предусмотрены санкции за нарушение христианской морали - от епитимий и штрафов до принудительного заключения в монастыри.

1080-1089

◆ Канонические ответы митрополита Иоанна II. В них определяется внутримонастырская жизнь на основе христианских законов. Регламентирует отношения с паствой, резко выступает против пьянства.

около 1160

◆ Грамота Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга к Великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому. В грамоте обозначены каноны отношений между епископом и князем. “Покоряйся убо боголюбивому епископу твоему, не обленися убо слушати и почитати таковых да и в ностоящих и в будующих благих насладишься и прославишься наипаче”.

1166

◆ Поучение Новгородского архиепископа Илии священникам епархии в соборное воскресенье. Направлено к пастве, “детям духовным”, против языческих обрядов.

1125-1132

◆ Грамота Великого князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю - одно из первых пожалований в виде передачи землевладельцу прав на сбор виры, дани и продажи.

1135

◆ Устав Ростислава Смоленского. В п. 2 говорится о епископском суде над “прощениками”, подчеркивается, что судить их может только “святительский”, а не княжий суд.

1137

◆ Уставная грамота Святослава Ольговича, князя Новгородского, о десятине, где определялась епископам десятая часть от “дани”- прямых налогов, “виры”- судебных штрафов и пошлин, “продажи”.

1150

◆ Грамота Ростислава Мстиславовича, князя Смоленского, о предоставлении судам епископов вести ряд гражданских дел совместно с княжеским судом: о разводе, о двоеженстве, о браках в недозволенных степенях родства, об умычке девиц, о колдовстве, о драках и т.д. В ст. 3 - установлена десятина от всех княжеских даней, кроме продажи, виры и полюдья.

1192-1207

◆ Вкладная грамота преподобного Варлаама Хутынскому монастырю на земли и рыбные ловли.

1267

◆ Ярлык хана Менгу-Темира к митрополиту о сохранении в неприкосновенности имущества церкви: “церковная земля, вода, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища - да не заимеет их”. Посягнувших на имущество церкви ждала расплата, “тот человек извиниться и умреть”.

1274

◆ Созыв Владимирского собора. “Правила о богослужении и благочинии жизни”. Ставятся вопросы о правилах монастырской жизни, злоупотреблении епископов, насилии над нищими (“жать на себя, сено сечи или провоз деяти”), об искоренении языческих обрядов.

1283

◆ Правило митрополита Максима о степенях родства.

конец XIII в.

◆Устав кн. Всеволода Мстиславовича. В ст. 4 определены нормы юрисдикции архиепископа. В ст. 12 - расширен круг “церковных людей”: игумен, игуменья, поп, дьяк и дети их, и “кто в клиросе”, попадья, чернец, черница, проскурница, паломник, свечегас, сторонник, слепец, хромец, вдовица, пущеник, задушный человек, изгои (попов сын, грамоте не обученный, выкупившийся холоп, купец разорившийся, “ аще князь осиротеет”).

Первые представления о социальной помощи и поддержке

в древнерусской литературе

середина XI в.

◆ Лука Жидята (умер в 1069 г.), святой, второй по времени епископ Новгородский, возглавлял митрополичью кафедру в Новгороде около 1036 г., в 1051 г. освятил Софийский храм. “Поучение к пастве” - обличение пьянства, оставшихся языческих обрядов, описание догматов веры.

около 1037-1050

◆ Илларион (умер 1074 г.), первый русский митрополит. В 40-е годы был священником в княжеской церкви под Киевом. В 1051 г. собор епископов избирает Иллариона Киевским митрополитом. “Слово о законе и благодати”, “Поучение о пользе душевной”, “Похвала кагану нашему Владимиру”.

около 1037-1074

◆ Феодосий Печерский (умер в 1074 г.). Родился в г. Василеве, пострижение принял от Антония в Печерском монастыре. В 60-е годы стал игуменом монастыря. Ввел в Киево-Печерском монастыре принципы монашеского общежительного устава Федора Студита. “Поучения” к инокам своего монастыря, к мирянам, выступает против пьянства и искоренения языческих обычаев.

середина XI в.

◆ Иоанн II (умер в 1089 г.), митрополит Киевский. “Ответное послание Иакову-мниху”, известное как “Церковное правило” - руководство для богослужения и обличения языческих обрядов.

1073

◆ Изборник Святослава.

1076

◆ Изборник Святослава.

Около 1130-1182

◆ Кирилл, епископ Туровский. Современниками за свое красноречие назван “Вторым Златоустом”, обличал остатки языческих нравов и обрядов, выступал за соблюдение канонов монастырского жития. “Притча о слепце и хромце”, “Повесть о белоризце и мнишестве”, “Сказание об иноческом чине”, “Слово о премудрости”.

1113-1118

◆ Нестор Летописец (1056-1114 гг.). В 1073 г. становится монахом в 17 лет, пострижен иноком в Киево-Печерском монастыре игуменом Стефаном, им же пострижен в дьяконы. “ Повесть временных лет откуда есть пошла Русская земля кто в Киеве нача княжи и откуда русская земля стала есть”.

около 1117

◆ “Поучение” - Владимира Мономаха (1053- 19.05. 1125 гг.), князь. С 13 лет начинает военные походы, которых совершил более 80. В 1078 г. князь Черниговский, в 1113 г. призван боярством на княжение в Киев.

около XII в.

◆ Никифор (прибыл из в Греции 1104 г., умер в 1121 г.). “Послание к Владимиру Мономаху о посте”. В послании хвалит князя за воздержание, просит не доверять слухам, не притеснять по доносам людей, пока сам не увидит их вины. Дана одна из первых классификаций чувств и “душевных стихий” человека: “словесного” (разума), “яростного” (чувства), “желаний” (воля).

XII-XIII вв.

◆ “Моление”- Даниил Заточник. По мнению Б.А. Рыбакова, Даниил Заточник был летописцем при дворах великих князей Владимиро-Суздальских - Всеволода Большое Гнездо и Константина Всеволодовича.

XII-XIII вв.

◆ “Пчела” - сборник афористических сентенций.

XIII в.

◆ Кирилл I, митрополит Киевский (умер 1243 г., ?). “Поучение ко всем христианам” - о разных предметах домашней и общественной жизни.

Историко-понятийный словарь социальной работы (XI-XIII вв.)

БАЛИЧ

БАНЯ

БОЖНИЦА

*обаятель; врач; отравитель; баловати- врачевать, лечить.

- русск. церковно-слав., с XI в. ( “баня пакибытия” - святое крещение, где омываются первородные грехи); др.-русск. - “мовь”, от “мыть”, впоследствии употребляется как “мовьница”.

- храм, церковь; странноприимница, странноприимный дом. В летописи говорится, что в 1147 г. убит князь Игорь Ольгович, “повелел Лазарь взяти Игоря и понестии и в церквовь св. Михаила, в новгородскую божницу, и ту положивши и во гробъ”.

*

БОЛЬНИЦА - место в монастыре, особенно отдаленное для призрения и врачевания скорбных, не только тут живущих, но и странников; больная женщина.

БРАТЧИНА - древнейший обрядовый обычай славян. “Братья” - люди, объединенные общими занятиями, условиями жизни; праздник, праздничный ритуал. Б. - так назывались совместные праздники в складчину: ссыпщина, ссыпка, мирщина (они несли не только обрядовый, но и благотворительный характер). У южных славян Б. выражалась в призрении больных и бедных, погребении усопших.

БРАШНО - яства ( выносят вместе с вином кн. Олегу из Царьграда в 907 г.); Б. - снедь, съестные припасы (согласно договору 945 г. Б. выдают отправляемым из Царьграда); Б. - мучное кушанье, борошно-ржаная мука, возможно, именно эти съестные припасы развозили по улицам русские князья для раздачи убогим, “больным по затворам”( упоминается в летописях о деяниях кн. Владимира, кн. Андрея Георгиевича, внука Владимира Мономаха.)

ВДОВА, ВДОВИЦА - женщина, лишившаяся мужа; такое положение в народе считалось как социально ущербное. Согласно законам Моисея, вдовы имели те же льготы, что и бедные и неимущие, они предоставлялись попечению родственников, обществу, имели долю в жертвах и десятине, им отдавались снопы, забытые в поле, остатки маслин на деревьях и виноград. В период раннего христианства В. содержались на общественный счет, получая ежедневное пособие.

В Древней Руси (возможно, впервые) официально “институт вдов” на уровне княжеской власти узаконен Владимиром I (Устав 996 г.). Именно тогда вдовы попадают под защиту церкви с другими категориями нуждающихся. В народных традициях у южных и восточных славян В. не могли участвовать в целом ряде культовых ритуалов, с ними связывают как злое, так и доброе начало.

вервь - волость, округ, община, мир; мера земли в Древней Руси.

ГОБИНО - урожай. В 1071 г. волхвы говорили, что виновны в наступившем голоде старые женщины, которые держали “обилие”, но истребив их, как они утверждали, появится урожай - “будет гобино”.

ГОСТИНИЦА - постоялый двор.

ДЕСЯТИНА - десятая часть чего-либо, выделяемая русскими князьями часть доходов от сбора различных налогов на нужды церкви.

ДЬЯКОН - служитель, прислуживающий пресвитерам и епископам. К обязанностям дьяконов относилось: хранение сосудов, наблюдение за чистотой престола, церковное письмоводство.

ЕПИСКОП - главный надзиратель над паствой в епархии, управляющий нижними священными чинами.

ЗАДУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК - раб, освобожденный господином для спасения своей души. В церковных Уставах кн. Владимира и Всеволода причисляется к церковным людям наряду с пономарем, вдовицей, каликой и другими.

ЗАЗОРНЫЙ - древнерусский “зазоръ”- позор, осуждать.

ЗАТВОР - темница, тюрьма; иногда так называлась пещера, где в уединении жили монахи-отшельники “с целью христианского богомыслия”.

ИГУМЕН - настоятель мужского монастыря, сан ниже архимандрита.

ИЗГОЙ - субъект, в силу каких-либо обстоятельств не связанный с крестьянской, родовой, семейной общностью. “Гоить” - принадлежать общине, принимать ее уклад, образ жизни, следовать ее нормам и ценностным стереотипам.

калика - слово происходит от названия греческой обуви - “калиги”. Надевалась паломниками, которые отправлялись по святым местам. Калека, нищий, слепой, просящий милостыню обычно во время церковных праздников. В целях взаимной безопасности К. объединялись в артели, выбирали себе атаманов, которые смотрели за нравами.

КАПИЩЕ - происходит от слова “капь” - видение, призрак, изображение (по М. Фасмеру); может означать как идола, так и шатер, навес; “языческий храм”.

КЛИРОШАНИН - духовенство, “певчий”.

КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ - употребляется для обозначения святого писания, под книгами в XI в. понимались священные тексты, подобно тому, как переводится “библия”- книги.

ктитор - создатель храма или монастыря, вкладчик, попечитель, староста церковный.

МИЛОСЕРДИЕ - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемых посредством дел милостей телесных и милостей духовных. Дела милости телесных: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, посетить больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела: отвратить грешника от заблуждения, несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали другие, от сердца прощать обиды. В XI в. - милостыня - милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние; милость - милосердие, сострадание, сочувствие, благосклонность, особое расположение, любовь; милование - сострадание, сочувствие, милосердие прощение, снисхождение; миловати - поддерживать, помогать. В XII в. - милостыня - благотворение, добрые дела; милость - милостыня, подаяние; плата, жалованье; милование - готовность помочь, оказание милости; миление - сострадание. В XIII в. милость - прощение, снисхождение; милование - благосклонность, любовь.

НИЩИЕ - определенное сословие, не имеющее собственности, навыков трудовой деятельности, промышляющее сбором подаяний; в народных поверьях “нищий” - посредник между реальным и потусторонним миром, непременный участник всех похорон и поминок, а также связанных с ними обрядов.

НИЩЕЛЮБИЕ - добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По А. Гуревичу, “исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости” - основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу, многих канонизированных русских князей характеризовали как “мнихолюбив”, “страннолюбив”, “нищелюбив”.

НОМОКАНОН (НОМОКАНУН) - собрание законов, или правил - церковных и царских. Составитель законов - Иоанн Схоластик, патриарх Константинопольский (545 г.). Положения и правила номоканона использованы русскими князьями для составления свода древнерусских законов.

ОБЫДЕННАЯ ЦЕРКОВЬ - строилась по обету за один день для избавления города или “земли” от какого-то общественного бедствия. Одним из примеров может служить Десятинная церковь в Василеве. Построена князем Владимиром в 996 г. О. ц. обычно строили дабы отвратить мор и моровые поветрия.

ПЕЧАЛОВАТЬСЯ - предаваться печали, заботиться о ком-либо. В Русской Правде “печаловаться” означало еще и быть опекуном; печальник - тот, кто имеет о других попечение.

погост - первоначально место “гощения”, стан для князей, княжих мужей для сбора дани и суда; исторически сложившееся место строительства церквей, в дальнейшем церковный двор получил название “погост”, позднее кладбище при церкви.

ПОМОЧИ - совместная крестьянская работа в помощь кому-либо, за участие в которой работникам предлагалось угощение. Основные виды помочей: уборка (хлеба, проса и др. культур); “толоки”, “зажоны”, покос, молотьба, супряги (взаимное использование быков или лошадей для обработки земли); помочное - судебная пошлина; пособие невинно оклеветанному; помощник - в христианском мировоззрении “существо”, подобное Адаму, которое должно “вспомоществовать”, помогать в воспитании детей и во всех иных нуждах.

правда - употреблялось в значении слова “закон”; старинный обычай.

ПРЕЛЮБОДЕЙЧИШ - незаконнорожденный ребенок.

привенЧивать - заимствованный от греков обычай в Древней Руси официально узаконивать детей, рожденных до брака. Во время венчания детей обводили вместе с отцом и матерью вокруг налоя, тем самым они официально признавались общностью. Древнейший пример встречается в Киевской летописи (1187 г.).

ПРИЙМАЧЕСТВО - гражданский обычай у восточных и южных славян (просуществовал до XIX в.). Выражался в приеме в семейный круг лиц, не имеющих возможность самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения. К ним относились дети, оставшиеся по каким-либо причинам без попечения родителей (“годованцы”, “выхованцы”); старики, не имеющие родственников, работные люди, у которых нет земли.

ПРИЗРЕТИ, ПРИЗРЮ - посмотреть, взглянуть; оказать внимание, оказать милость, приласкать. Даниил Заточник: “Аще кто человека въ печали призритъ, как студеною водою напоитъ во зноиныи день”.

ПРИХОД - церковная община, принадлежащая к одной церкви. Отправляющий в нем службу церковный священник называется приходским священником.

ПРОТЕКДИК - защитник вдов, сирот и беспомощных. В византийской церкви чиновник, который по поручению патриарха судил духовные дела в отношении данных лиц.

РОТА - словесная присяга; у Павды Берынды “реть”- спор. Противление, битва, поощрение.

СИРОПИТАТЕЛЬ - кормилец сирот.

СКУДЕЛЬНИЦЫ - могилы массового захоронения (приблизительно до XI-XV вв.), куда во время эпидемий свозили покойников; на основе летописных сводов С. определяются как дома для убогих; С. - часовня при общих местах погребения ( возможно, одним и тем же словом обозначали разные институты); С.- глиняный кувшин; скудельничное село - земля, которая принадлежала горшечникам. Согласно Евангелию от Матфея ( Мф. 27,7), такое село куплено иудеями для кладбища, для погребения странников на деньги, которые получил Иуда, когда продал Христа.

СКУДСТВОВАТЬ - нищенствовать, быть убогим (?).

СТРАННОПРИИМНИЦА - покой или дом, где принимаются странники.

СУД СВЯТИТЕЛЬСКИЙ - суд священнослужителей, при котором князьям и боярам запрещалось привлекать к судебной ответственности лиц духовного звания, а также лиц, находящихся под патронажем церкви. Такое право впервые закреплено в Судебнике Владимира I.

ТРЕБИЩЕ - место, где приносили жертву.

ТРИЗНА - игры и хороводы на кладбище у древних славян-язычников в XII в., “поминальное пиршество”, куда допускаются все слои населения, в том числе изгои и нищие.

ЧЕРНЕЦ, ЧЕРНИЦА - монах, монахиня.

ЧЕРНИЩЕ - ребенок от чернеца, прижитый вне брака.

Биографическая справка

Владимир I родился в 60-е годы Х в. (возможно, что в 962 г. - (?). 970 г. - начало правления его в Новогороде. 11 июня 978 г. он садится на княжение в Киеве. В этом же году осуществляется языческая реформа, однако в ней просматриваются элементы единобожия. В конце 987г. (или в начале 988 г.) Владимир принимает крещение. После возвращения из Корсуни летом 988 г. он приходит в Киев, сжигает языческих богов и строит на их месте церковь Святого Василия. По совету митрополита в том же году организовывает обучение “книгам” детей из различных сословий. Летом 989 г. крещение принимает часть дружины, в начале осени осуществляется начальное крещения Руси. В 990 г. закладывает город Белгород (?), строит церковь Преображения, призывает людей с иных земель. В 991 г. начинает строительство Киевской десятинной церкви, которая была освящена 12 мая 996 г., и устанавливает десятину от своих доходов на ее содержание. В 996 г. 6 августа ставит деревянную церковь Преображения Господня в Васильеве в память о своем избавлении от печенегов. Празднует восемь дней в Васильеве, щедро угощая народ, раздает триста гривен убогим. 15 августа возвращается в Киев на празднование Успения Божией Матери. В этом же году осуществляется правовая реформа, наверное, частично она отражена в “Уставе князя Владимира”. Князь Владимир стремится ограничить применение кровной мести и заменить ее системой денежных штрафов, нормами византийского права, однако это ему не удается. В 1007 г. пойман разбойник Могута. Князь Владимир прощает его, заключая в монастырь, где впоследствии тот “умре благочестно”. В 1008 г. строит каменные церкви апостолов Петра и Павла в Киеве и Воздвижения Честного Креста в Переяславле. 15 июля 1015 г. князь Владимир умирает.

Библиографическая справка

Определения Владимирского собора 1274 г.

Определения Владимирского собора - это свод канонических текстов, регламентирующих деятельность священников, их отношения с нуждающимися, с властью. В нем даны основные этические принципы христианского социального служения.

В “Правиле Кирилла, митрополита русского...” отражены основные принципы исполнения обязанностей священника. Кирилл выступает против продажности церковного сана, запрещает брать “принос” от волхвов. При построении необходимо испытывать вновь приобщенного. Для этого изучают его биографию, “истяжают житие его”, большую роль здесь играют соседи, знающие кандидата с детства, “из дети”.

Помимо моральных качеств, таких как, “ни сварлив”, “ни пьяница” “ни ротник” и “ни хишник”, кандидат должен быть обучен, “грамоту добре сведати”. Необходимо также его испытать. В правилах разъяснены “трудные вопросы”, с которыми сталкиваются священники при служении пастве.

В “Святительском поучении новопоставленному священнику” продолжена тема морального долга и ответственности священника. В частности, говорится о моральных качествах, которые он должен воспитывать в себе: “добронравие”, “святительское подобие”, “любовь”, “пощение”, “трезвение”, “удержание”. В то же время священник должен быть добрым семьянином, “дом свой правдой строй”, а также он ответствен за благонравное воспитание своих детей, “чада своих кажи и учи на добро”.

Священник не должен брать “приноса”, пока покаянием не очистятся грешники. “Поучение” среди них выделяет еретиков, прелюбодеев, татей, разбойников, грабителей, властителей немилосердных, корчемника, резоимца, ротника, клеветника, поклепника, лжи послуха, волхва, потворника, игрьца и злобника. Применительно к ним и к пастве “духовным детям” предлагаются определенные меры воздействия, среди которых обучение, “исправление”, запреты, епитимии, отлучения. Однако священнику самому необходимо идти к пастве, даже в тех случаях, когда его не зовут. “Убогих сирот, ли болит кто, ли умрет, ли родит, слышав, и незван иди.” “Послание Владимирского епископа к местному князю”. В нем еще один документ - даны определения тех мероприятий, по которым епископатские суды согласно установленным законам могут вести дела: “клирошанам на потребу, и старости, и немощи, и недуг впадших чад мног кормьление, нищих корьмление, обидимым помогание, страным прилежание в напастех пособие, в пожаре и в потопе, пленным искупление, в гладе кормление, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, худобе умиранье покровы и гробы и погребение, живым прибежище и утешение, а мертвым память.” В перечисленных делах милосердия, отличающихся от канонов Иоанна Златоуста, даны те конкретные направления деятельности, которыми, вероятно, занималась церковь в данный период. Подчеркивается, что князю и боярам в судопроизводство епископатских судов вмешиваться нельзя, поскольку на них не возложена охрана интересов людей церкви.

В “Поучении духовника исповедующимся” в логике христианской морали призывают добрых христиан следовать делам милосердия: призревать сирот и вдовиц, нищих и “страньна”. Для призрения советуют выделять десятину от своих доходов, которую необходимо держать у себя. “Десятину же от всего имения своего ... держи у себя, да от того даешь сироте, и вдовице, и страному, и попу, и чернице и убогим”. Таким образом, десятина становится средством индивидуального вспомосуществования нуждающимся. Данный памятник отражает основные направления первых представлений о процессе социальной помощи и поддержки в период раннего средневековья.



Содержание раздела