Ирина Белашева - Имена и брэнды - Абрикосовы

В чем, в чем, а в «новогоднем маркетинге» россияне могут поспорить за титул первооткрывателей с кем угодно. Классический набор детских подарков - «киндер-сюрприз» и шоколадный Дед Мороз - появился в нашей стране еще во второй половине XIX века.
А придумали их представители купеческой династии АБРИКОСОВЫХ - основателей современного кондитерского концерна «Бабаевский»
КРЕПОСТНОЙ КОНДИТЕР
Пензенская помещица Балашева очень гордилась своим крепостным Степаном. Никто в округе не умел готовить таких воздушных пирожных и такой нежной абрикосовой пастилы. Но в 1804 году кондитер уговорил барыню отпустить его в Москву на оброк зарабатывать деньги. В Первопрестольной, как и в родной деревне, Степан занялся сладостями. Уже через несколько лет он выкупил для своей семьи вольную, открыл собственную бакалейную лавку и официально приписался к Семеновской купеческой слободе. А в 1814 году взял себе «говорящую» фамилию Абрикосов, увековечившую его легендарную пастилу.
Старший сын новоиспеченного купца Иван унаследовал небольшой, но крепкий бизнес - с «фирменным» ассортиментом и постоянной клиентурой из числа чиновников и торговых людей. Но Ивану Абрикосову было это
го мало. Он решил превзойти другие семейные лавочки, выписал к себе в качестве работников крепостных двоюродных родственников из той же Пензенской губернии и стал выпускать больше печенья, пастилы и варенья.
Дело поначалу шло весьма успешно. Купец 3-й гильдии Абрикосов ежегодно указывал в книге объявленных капиталов Семеновской слободы немалую цифру в 8000 рублей. Но затем Иван взял большой кредит, за который не смог расплатиться, и семья влезла в долги. Пришлось отозвать 14-летнего сына Алексея из коммерческого училища и отдать «в люди» - в немецкую кондитерскую фирму Гофмана, поставлявшую Абрикосовым сахар и орехи.
Кондитерскими секретами с новым подмастерьем у Гофмана никто не делился. Более того, немцы-кондитеры вообще не говорили по-русски. Однако через полгода подросток, окруженный чужими людьми, вдруг начал общаться на немецком. А когда в 1850 году Алек-
сей унаследовал не очень успешную кондитерскую мастерскую отца, он без сомнений воспользовался передовым европейским опытом механизации производства и продвижения товара на рынке. Подобного опыта, как и машин, в России тогда просто не было.
ИГРА В ФАНТИКИ ПО-КРУПНОМУ
Молодой купец сразу понял: мало произвести продукт, пусть даже и несравненного вкуса, важно его продать. Поэтому параллельно с механизацией мастерской и привлечением наемных рабочих Алексей Абрикосов налаживает самостоятельное упаковочное производство (впоследствии отдельный цех упаковки в Хамовниках) и разворачивает мощную рекламную кампанию. Масштабы ее впечатляют и сегодня. А уж в те времена это был настоящий переворот в методах продвижения товара. По некоторым оценкам, затраты на рекламу и упаковку доходили до пятой части всех расходов. Для создания фантиков и коробок Алексей Абрикосов пригласил профессиональных художников, а возглавлял цех упаковки известный живописец Федор Шемякин.

Создание торговой марки «Абрикосов» проходило по всем классическим законам маркетинга. «Полный комплекс рекламных услуг», как сказали бы сейчас, включал и наружную рекламу, и рекламу в газетах, и рекламные акции. Имя Абрикосова красовалось на афишных тумбах, плакатах, вывесках на фасадах домов и в витринах. Издавались специальные красочные прейскуранты - прообразы современных рекламных буклетов. Устраивались благотворительные акции. Например, в один из юбилеев Пушкина всем гимназистам Москвы раздали шоколадки с портретом поэта. А в придачу к покупке всем вручались карманные календарики с указанием праздничных дней. Газеты пестрели как рекламными «модулями» Абрикосовых, так и оперативными сообщениями о выпуске очередной новинки - «халвы сахарной», «конфект» или, к примеру, «мармелада "Лилипут”». Заканчивались такие заметки призывом к читателям: «Требуйте!».
Потом, когда у Абрикосовых появились фирменные магазины - роскошно оформленные, блиставшие зеркалами и хрусталем, с вышколенными приказчиками, - оригинальные рекламные ак-
ции стали проводиться и на месте продаж. Например, однажды в одной из газет появлялась «новость» о том, что в одном магазине Абрикосовых продавщицами работают только блондинки, а в другом - только брюнетки. Покупатели немедленно отправлялись проверять, так ли это на самом деле, и... заодно, естественно, покупали коробку печенья или фрукты в шоколаде.
Самый яркий представитель фамилии Алексей Иванович АОрикесев.
Плакаты фаОрики АОрикесевых теперь считаются рекламной классикей.

«Абрикосовская» упаковка была настолько удивительна, что становилась предметом коллекционирования. Мешочки, корзинки, бонбоньерки для шоколада, конфет, печенья, мармелада; баночки для варенья и компотов. Разнообразные коробочки и коробки -металлические, жестяные, обтянутые бархатом, из лозы, картона и дерева, дешевые и дорогие, простые и изысканные. Сегодня одного взгляда на эту упаковку достаточно, чтобы понять, насколько грамотно Абрикосовы определяли «целевых потребителей» своей продукции.
В XIX веке дорогой абрикосовский шоколад дарили возлюбленным, калач с засахаренными фруктами покупали на именины. Но все же основным «потребителем» были дети. Потому на конфетных и шоколадных обертках в изобилии присутствуют птички, уточки, медвежата, гномики и другие сказочные персонажи. Алексей Абрикосов первым в России выпустил в продажу товар, который сегодня называют «киндер-сюрпризом». В коробки с конфетами он придумал вкладывать открытки, картинки, бумажные игрушки, мозаики. И, наконец, именно ему мы обязаны появлением неизменных новогодних подарков для детворы - обернутых в фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов.
По сей день в наших магазинах можно увидеть 26 видов конфет (в основном ягодную карамель), изобретенных еще при участии Алексея Абрикосова. А сто с лишним лет назад купить себе что-нибудь «от Абрикосовых» могли люди любого достатка: одни - дешевые леденцы, другие - дорогущий роскошный шоколад. В пору расцвета этого кондитерского «царства» оно выпускало до 750 наименований продукции, одного только шоколада - 80 видов. Цифры очень солидные даже по нынешним временам. Для сравнения: сейчас на крупной российской кондитерской фабрике ассортимент едва достигает 250 наименований.
ТОВАРИЩЕСТВО СЫНОВЕЙ

^ Корпус, построенный АОрикосоными, до сих пор остается лицом концерна «БаОаенскийіі.

4 Так ныглядела москонская фаОрика тонарищестна н XIX неке.

^ Богатый интерьер кондитерских магазинон тоже Оыл сноеоОразной рекламой.
При всей поглощенности бизнесом главной жизненной ценностью для Алексея Абрикосова была семья. У него было невероятное количество детей - 22, причем 17 из них прожили долгую и плодотворную жизнь. Почти

ИМЕНА И БРЭНДЫ АБРИКОСОВЫ

В рекламе английского какао соединаютса легкий эротизм и карикатурность.
все братья участвовали в фамильном бизнесе, начало которому Алексей Иванович вел с 1804 года, от крепостного деда. Он четко осознавал себя не родоначальником и не основателем династии, а лишь одной из ветвей фамильного древа. Подобное отношение к семейному делу проявилось и в том, что фабрику свою Алексей Иванович сыновьям не продал, не завещал, не подарил, а именно передал. А сам занялся чайной торговлей и со временем создал бизнес, успешно дополнявший кондитерское производство.
Свою московскую фабрику отец передал двум старшим сыновьям, Николаю и Ивану, в 1874 году. Затем, в 1880 году, к ним присоединились еще трое братьев - Владимир, Георгий и Алексей, и было учреждено фабрично-торговое товарищество на паях «А.И. Абрикосова Сыновья». Таким образом, все паи в уставном капитале
фирмы были распределены между членами семьи.
Товарищество работало очень успешно: его годовой оборот составлял почти 2 млн. рублей. Сыновья Алексея Ивановича оказались не менее талантливыми предпринимателями, чем отец. Иван Абрикосов основал сеть фирменных кондитерских магазинов. А Владимир Абрикосов успешно реализовал «крымский проект», сделавший товарищество «А.И. Абрикосова Сыновья» одной из первых в России «вертикально интегрированных компаний». Как бы оправдывая фамилию, Абрикосовы традиционно использовали в производстве очень много фруктов и в конце концов решили стать независимыми от сторонних поставщиков. В 1877 году они начали в Крыму «опыты» по консервированию овощей и фруктов, а позднее купили здесь сад, открыли шоколадное и карамельное производство.
Симферопольский филиал товарищества был оснащен двумя паровыми машинами и самым современным по тем временам оборудованием для упаковки продукции в жестяные емкости. Следующий «проект» Абрикосовых, вполне логично, был «сахарным»: здесь же, в Крыму, в 1894 году был куплен сахарный завод, управляющими которого стали Николай и Алексей. Завод производил 117 тыс. пудов сахарного песка и 26 тыс. пудов патоки на общую сумму 460 тыс. рублей в год.
Оптовые склады «А.И. Абрикосова Сыновей» работали в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и на Нижегородской ярмарке. Растущие доходы в начале 1900-х позволили братьям реконструировать головную фабрику на Красносельской улице в Москве: на тогдашней окраине города заработало суперсовременное предприятие, где было занято около 2000 рабочих. Послед- ^

ствия реконструкции не замедлили сказаться: если в 1900 году фабрика выпустила продукции на 2,5 млн. рублей, то в 1913 году объем выпуска достиг почти 3,9 млн. рублей.
ЧАЙНЫЙ БИЗНЕС
Старший Абрикосов от сыновей не отставал. Передав им фабрику, он приобрел 50% акций чаеторговой фирмы «К. и С. Поповы». Поповы были в родстве с женой Алексея Ивановича. В то время в чайном бизнесе лидировали купцы Перловы, и без финансовых вливаний конкурировать с ними было невозможно. Алексей Абрикосов не просто инвестировал деньги в чайную торговлю своих родственников, но, по обыкновению, лично занялся усовершенствованием бизнеса. Он придумал новую, более дешевую и быструю схему доставки чая из Китая - не через Сибирь, а по морю. А поскольку для импортных операций были необходимы английские фунты, фирма открыла свое представительство в Лондоне. Руководил им еще один сын Алексея Ивановича - Сергей. В итоге компания «К. и С. Поповы» стала собственностью Абрикосовых, и словосочетание «чай от Абрикосова» стало таким же синонимом качества, как «коньяк от Шустова» или «булочки от Филиппова».
В начале XX века товарищество «А.И. Абрикосова Сыновья» входило
в пятерку крупнейших кондитерских фирм России. Огромные обороты приносили баснословные барыши, но при этом никто из Абрикосовых не погряз в роскоши. Абрикосовы не жалели денег на образование и на благотворительность. Среди потомков Алексея Ивановича были не только крупные промышленники, но и ученые, философы, издатели, секретарь Льва Толстого. Уже в советское время народный артист Андрей Абрикосов прославился ролями в кино и театре им. Вахтангова.
А Алексей Абрикосов-внук стал выдающимся врачем-паталогоанатомом, Героем Социалистического Труда. Его именем назван один из переулков в районе Медицинской академии имени Сеченова.
До революции деньгами Абрикосовых пользовались шесть городских училищ, детская больница, множество благотворительных комитетов. Вся Москва знала родильный дом имени А.А. Абрикосовой - жены Алексея Ивановича. Он был построен на 100 тыс. рублей, которые ее потомки в 1906 году передали Городской Думе, чтобы «увековечить память супруги, матери, бабушки». Роддом функционирует по сей день. В советское время роддом носил имя Крупской. Сегодня он функционирует под старым названием.
Во время национализации и разрухи кондитерская фабрика Абрикосовых устояла, но потеряла свое первоначальное имя. Слесарю Петру Бабаеву, известному лишь тем, что он какое-то время возглавлял Сокольнический райисполком, и в голову не могло прийти, что через два года после смерти его именем назовут не что-нибудь, а конфетную фабрику. В качестве кондитера при жизни он никак не прославился. Поэтому на этикетках еще долго писали: «Фабрика им. рабочего П.А. Бабаева», а следом в скобках - «быв. Абрикосова». Знаменитый брэнд сопротивлялся долго и упорно и никак не хотел умирать.
Редакция журнала «Свой бизнес» благодарит директора музея концерна «Бабаевский» Владимира Кольни-кова, а также праправнука А.И. Абрикосова Дмитрия Абрикосова за помощь в подготовке этого материала.
Содержание раздела