d9e5a92d

Особенности развития всемирной истории в XIX веке

Революция 1848 г. в Европе

Прокламация повстанцев VIII округа Парижа (июнь 1848 г.)

Именем суверенного народа

Граждане!

На февральских баррикадах люди, которым вы дали титул членов Временного правительства, обещали нам социальную и демократическую республику.

Они - обещали, а вы, поверив им на слово, оставили наши баррикады. За четыре месяца что они сделали?

Они изменили своему слову и не выполнили обещания.

Мы, граждане, охраняющие мэрию VIII округа, требуем: социальной и демократической республики;

свободной ассоциации труда при содействии государства;

суда над народными представителями и министрами и немедленного ареста исполнительной комиссии; мы требуем отвода войск из Парижа.

Граждане!

Помните, что вы суверенны.

Помните наш лозунг:

Свобода, равенство и братство. [142. С. 115-116].

Обращение Национального собрания к национальной гвардии (1848 г.)

Члены национальной гвардии!

Вы дали вчера и не перестаете давать блестящие доказательства вашей преданности отечеству.

Если на минуту можно было еще спрашивать себя, какова причина мятежа, обагряющего кровью наши улицы, мятежа, который в течение недели столько раз меня повод и знамя, то никакого сомнения не может быть теперь, когда пожары опустошают столицу, когда формулы коммунизма и возбуждения к грабежу смело провозглашаются с баррикад.

Без сомнения, голод, нищета, безработица помогли мятежу.

Но между восставшими есть много несчастных, которые вводятся в заблуждение: преступление тех, которые их увлекают, и цель, которую они себе поставили, теперь вполне обнаружены.

Они требуют не республики. Она провозглашена.

Они требуют не всеобщего голосования. Оно дано в полной мере.

Чего же они хотят?

Теперь мы это знаем: они хотят анархии, пожаров, грабежей… [142. С. 116].

Л. Блан. Программа газеты "Реформа" (1848 г.)

Все люди - братья. Там, где нет равенства, свобода - ложь.

Общество существует благодаря неравенству способностей и различию функций, но высшие способности не должны быть связаны с большими правами, они соответствуют большим обязанностям.

В этом состоит принцип равенства: ассоциация - необходимая его форма.

Конечной целью ассоциации является удовлетворение умственных, нравственных и материальных потребностей всех, через приложение и соревнование различных сил и способностей.

Рабочие были рабами, были крепостными, теперь они - наемники, необходимо довести их до положения членов ассоциации.

Этот результат может быть достигнут только действием демократической власти.

Истинно демократической властью является та, которая имеет своим принципом верховенство народа, своим источником - всеобщую подачу голосов и целью осуществление формулы: свобода, равенство, братство.

Правители в истинной демократии являются только уполномоченными народа: они должны быть ответственны и сменяемы…

Закон есть воля народа, формулированная его уполномоченными. Все должны повиноваться закону, но все имеют право открыто обсуждать закон с целью изменить его в том случае, когда он оказывается плохим.

Свобода печати должна быть охраняема и поддерживаема как гарантия против всевозможных заблуждений большинства и как орудие прогресса человеческого разума.

Образование граждан должно быть общим и бесплатным. Забота об этом лежит на государстве…

Государство должно взять на себя инициативу промышленных реформ, способствующих проведению такой организации труда, которая вывела бы рабочих из положения наемников и привела бы их к положению членов ассоциации.

Кредит частных лиц должен быть заменен государственным кредитом. До освобождения пролетариата государство должно служить банкиром для бедных.

Рабочий имеет такое же право, как и солдат, на признательность государства. Сильному и здоровому гражданину государство обязано дать работу, старому и слабому - помощь и покровительство. [142. С. 113-114].

Законопроект Люксембургской комиссии

Меры, предложенные Люксембургской комиссией, вкратце заключаются в следующем.

Пункт 1. Необходимо учредить министерство труда, специальная задача которого заключалась бы в подготовке социальной революции и постепенной мирной безболезненной ликвидации капиталистического строя.

Пункт 2. Министерству труда следует поручить: 1) посредством выпуска государственной ренты скупить железные дороги и рудники; 2) французский банк превратить в государственный банк; 3) учредить государственное страхование; 4) организовать большие товарные склады, состоящие под наблюдением ответственных чиновников, куда фабриканты и производители могли бы помещать свои товары; полученные взамен документы должны иметь силу бумажных денег; эти документы будут, безусловно, обеспечены товаром, оцененным компетентными лицами; наконец, 5) открыть базары, которые для мелкой торговли должны играть ту же роль, какую товарные склады для крупной…

Пункт 5. Рабочие товарищества, получающие субсидию от государства и основывающиеся на принципе братской солидарности, должны иметь возможность накоплять неотчуждаемый и беспрестанно растущий коллективный капитал. Только при этом условии уничтожится крупное и мелкое ростовщичество, капитал перестанет быть средством эксплуатации, орудия производства не будут собственностью привилегированных лиц, кредит не будет предметом торговли и праздность и богатство - исключительным правом избранных.

Пункт 6. Рабочее товарищество, пользующееся государственной субсидией, должно положить в основу своего существования следующие принципы; за вычетом вознаграждения за труд, процентов на капиталы и всех затрат на производство и материал, чистый доход распределяется так: одна четверть идет на погашение капитала, принадлежащего собственникам отчужденного государством владения, из второй четверти состаляется фонд для вспомоществования престарелым рабочим, третья - распределяется между рабочими в виде дополнительного вознаграждения, последняя четверть идет на составление резервного фонда. Так организуются товарищества отдельных профессий. Для создания между ними солидарности следует сорганизовать товарищество различных отраслей производства. [142. С. 114-115].

Из работы Энгельса "Положение рабочего класса в Англии"

В отчете центральной комиссии рассказывается, что на фабриках дети начинают работать редко с пятилетнего возраста, чаще с шестилетнего, очень часто с семилетнего, большей частью с восьми-девятилетнего возраста, что рабочее время продолжается часто 14-16 часов (не считая времени на еду), что фабриканты позволяют надзирателям бить детей и часто сами дают волю рукам. Приводится даже один случай, когда фабрикант-шотландец поскакал верхом за сбежавшим шестнадцатилетним рабочим и, догнав его, заставил вернуться и бежать все время впереди лошади, подгоняем его длинным бичом…

Последствия такой системы обнаружились довольно скоро: комиссары рассказывают о множестве встреченных ими калек, обязанных этим исключительно слишком длинному рабочему дню. Калеки эти страдают обыкновенно искривлением позвоночника и ног…

Следствием этого отчета был фабричный закон 1834 г., запретивший ставить на работу детей моложе 9 лет (за исключением шелковых фабрик), ограничивший рабочее время детей от 9 и до 13 лет 48 часами в неделю или - самое большее - девятью часами в день, а работу подростков от 14 до 18 лет - 69 часами в неделю или - самое большее - двенадцатью часами в день, установивший минимальный перерыв в полтора часа для еды и еще раз запретивший ставить на ночную работу рабочих и работниц моложе 18 лет. Одновременно с этим было введено обязательное посещение школы в течение двух часов в день для всех детей моложе 14 лет и был установлен штраф для фабриканта, если он примет на работу детей без удостоверения от фабричного врача о возрасте или без удостоверения от учителя о посещении школы. За это он мог удерживать еженедельно из жалования ребенка 1 пенни на учителя. Кроме того были назначены фабричные врачи и инспектора, которым предоставлено было право во всякое время являться на фабрику, допрашивать рабочих под присягой и которые в случае нарушения закона должны были возбуждать жалобу против фабриканта перед мировым судьей. [163. С. 635-638].

Акт о народном правительстве 1867 г. (Извлечение)

Часть 1. Право участия в выборах

3. Всякий мужчина начиная с 1868 года будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и после регистрации - участвовать в выборах депутата или депутатов в парламент от города, если удовлетворяет следующим требованиям:

1) является совершеннолетним и не подлежит поражению в правах;

2) занимает к последнему дню июля в каком-либо году и занимал в течение целых предшествующих двенадцати месяцев в качестве собственника или арендатора жилой дом в пределах города;

3) был подвергнут в течение указанного срока как постоянный жилец занимаемого им помещения… обложению всеми сборами (если таковые имеются) в пользу бедных, причитающимися с соответствующего помещения;

4) уплатил добросовестно на двадцатый день июля или до этого в том же году наравне с другими постоянными жильцами требуемую с него сумму в фунтах стерлингов по всем сборам на бедных, подлежащим уплате с указанного помещения…

4. Всякий мужчина начиная с 1868 года будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и после регистрации - участвовать в выборах депутата или депутатов в парламент от города, если удовлетворяет следующим требованиям:

1) является совершеннолетним и не подлежит поражению в правах;

2) в качестве жильца занимает в соответствующем городе отдельно и как единственный съемщик в течение двенадцати месяцев, предшествующих последнему дню июля в каком-либо году, квартиру, являющуюся частью одного и того же жилого дома, стоимостью в год без меблировки в десять фунтов или выше;

3) проживает непосредственно в такой квартире в течение двенадцати месяцев, предшествующих последнему дню июля, и возбуждает ходатайство о регистрации в качестве избирателя перед следующим составлением избирательных списков.

5. Всякий мужчина начиная с 1868 года будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и после регистрации - участвовать в выборах депутата или депутатов в парламент от графства, если удовлетворяет следующим требованиям:

1) является совершеннолетним и не подлежит поражению в правах; владеет по закону или по праву справедливости какими-либо землями на началах фригольда, копигольда или иного держания пожизненно или сроком в два или несколько поколений, или в более пространных пределах, с чистым доходом не менее пяти фунтов в год… или имеет право - в качестве… арендатора… на какие-либо земли или имения, представляющие собой фригольд или иное держание… с первоначально установленным сроком не менее чем в шестьдесят лет… и с чистым доходом не менее пяти фунтов в год…

Ставится условием, что никакое лицо не будет зарегистрировано в качестве избирателя по этому параграфу, если оно не подходит под условия двадцать шестого параграфа акта второго года царствования его величества Вильяма IV, в главе сорок пятой. [61].

Акт о тред-юнионах 1871 г. (Извлечение)

2. Цели всякого тред-юниона не должны считаться незаконными и влечь за собой уголовное преследование членов такого тред-юниона за организацию тайного общества… только потому, что они препятствуют промыслу…

4. Ничто в настоящем акте не дает какому-либо суду права принимать к производству судебный иск, вчиненный в целях возмещения убытков, вызванных нарушением какого-либо из нижеследующих договоров:

1) Договора между членами тред-юниона, касающегося условий, на которых члены союза могут или не могут продавать свое движимое имущество, вести промыслы, нанимать или наниматься на работу.

2) Договора об уплате каким-либо лицом союзу членских взносов или штрафа.

3) Договора об употреблении денежных средств тред-юниона: в) на покрытие взыскания, итоженного на какое-либо лицо по приговору суда.

4) Договора между двумя тред-юнионами.

6. Подписав свои имена под уставом тред-юниона и сообразуясь с постановлениями о регистрации, содержащимися в настоящем акте, семь членов тред-юниона могут зарегистрировать его по настоящему акту под условием, что если хотя бы одна из целей союза оказалась незаконной, то регистрация считается недействительной.

8. Всякое движимое или недвижимое имущество, каким бы то ни было образом принадлежащее тред-юниону, зарегистрированное по настоящему акту, на время существования такого союза должно быть вверено поверенным, назначаемым, как предусмотрено настоящим актом, в целях пользы и выгоды союза и его членов…

9. Поверенные зарегистрированного тред-юниона или другое должностное лицо союза, которому это будет поручено уставом союза, настоящим уполномочиваются возбуждать и поддерживать в суде иск, обвинение, преследование или жалобу по предметам, относящимся к собственности, праву или претензиям к имуществу тред-юниона…

16. Общий отчет о доходах, движимом имуществе и расходах зарегистрированного тред-юниона, должен представляться ежегодно к 1 июня регистратору…

23. Выражение "тред-юнион" означает такую временную или постоянную коалицию для регулирования отношений между рабочими и хозяевами, отношений рабочих между собою, или для установления ограничительных условий по ведению какого-либо промысла или занятия, которая, если бы не был издан настоящий акт, считалась бы препятствующей промыслу. [141. Т. 2. С. 50-51].

США в период гражданской войны

Конституция южной конфедерации 1861 г. (Извлечение)

Статья 4

Раздел II. 1. Граждане каждого штата… имеют право проезжать и временно оставаться в любом штате этой Конфедерации со своими рабами и иной собственностью, и их право на владение указанными рабами не может быть нарушено.

3. Раб или другое лицо, состоящее на службе или в рабстве в любом штате или территории Конфедерации согласно их законам, бежавший или незаконно перевезенный в другой штат, в соответствии с любым законом или указом, действующим в нем, не может быть отпущен с такой службы или работы, но должен быть возращен по требованию стороны, которой такой раб принадлежит, или лица, на которого он должен работать.

Раздел III. 3. Конфедерация может приобретать новые территории, и конгресс имеет право издавать законы и образовывать правительства для населения всей территории, принадлежащей Конфедерации и лежащей за пределами этих нескольких штатов, и может разрешить им в такое время и таким образом, какие будут узаконены, образовать штаты, которые могут быть приняты в Конфедерацию. Во всех таких территориях институт рабства негров в том виде, в каком он сейчас существует в конфедеративных штатах, признается и защищается конгрессом и территориальным правительством; население конфедеративных штатов и территорий имеет право ввозить на такую территорию рабов, законно приобретенных в любом из штатов или на любой территории конфедеративных штатов. [141. Т. 2. С. 78-79].

Закон о гомстедах 1862 г. (Извлечение)

Акт о земельных наделах, подписанный Президентом 20 мая и оглашенный в послании к конгрессу 27 мая 1862 г.

1. Сенат и Палата представителей Соединенных Штатов, собравшиеся в конгрессе, постановляют:

Раздел 1. Всякое лицо, являющееся главой семьи или достигшее двадцати одного года, являющееся гражданином Соединенных Штатов или подающее заявление о своем желании сделаться таковым, как этого требуется американскими законами о натурализации, никогда не участвовавшее в войне против Соединенных Штатов и не помогавшее их врагам, имеет право с 1 января 1863 г. вступить в законное владение одной четвертью секции или меньшим количеством никем не занятой общественной земли или приобрести в порядке заимки участок, на который указанное лицо подало заимочную заявку, по 1,25 доллара или меньше за акр. Эти земли должны составлять один участок соответственно установленным законом правилам о разделе общественных земель.

Всякое лицо, владеющее землей и живущее на ней, может согласно настоящему закону получить во владение смежные с его участком земли, причем общее количество земли, уже находящейся во владении и занятой, не должно превышать 160 акров.

Раздел 2. Далее постановляется, что лицо, обращающееся на основании настоящего акта с заявлением к регистратору той земельной конторы, в которой оно хочет оформить приобретение земли, должно принести присягу перед указанным регистратором в том, что (он или она) является главой земли, достигло возраста двадцати одного года или больше или служило в армии или флоте Соединенных Штатов, а также, что оно никогда не поднимало оружия против Соединенных Штатов и не оказывало помощи и поддержки их врагам и что заявление подается исключительно для пользы и выгоды данного лица, что земля приобретается для поселения на ней и обработки ее данным лицом, а не для непосредственной или косвенной пользы или выгоды какого-либо другого лица или лиц.

После принесения вышеуказанной присяги и после уплаты 10 долларов ему или ей разрешается вступить во владение указанным количеством земли. Однако предусматривается, что до истечения 5 лет со дня ввода во владение землей не выдается никакого удостоверения или патента. Если по истечении этого срока… лицо, таким образом введенное во владение, или в случае его смерти - его вдова, а в случае ее смерти ее наследники докажут, представив двух достойных доверия свидетелей, что он, или она, или они жили на этой земле и обрабатывали ее в течение пяти лет непосредственно после принесения упомянутой выше присяги, и принесут присягу в том, что ни одна часть указанной земли не будет отчуждена и что они действительно были верными поданными правительству Соединенных Штатов, тогда он, она или они, если они будут в это время состоять в подданстве Соединенных Штатов, получат патент, как это предусмотрено законом во всех других случаях.

Раздел 4. Далее постановляется, что земли, приобретенные согласно настоящему закону, ни в коем случае не могут пойти на погашение какого-нибудь долга или долгов, сделанных до выдачи патента на них.

Раздел 6. Далее постановляется, что никто не имеет права приобрести согласно постановлениям настоящего закона более одной четверти секции…

Постановлено также, что ничто содержащееся в настоящем акте не должно затрагивать или нарушать соответствующие права заимки…

Далее постановляется, что все лица, служившие или которые будут служить в армии или флоте Соединенных Штатов в течение 14 дней в качестве добровольцев или по мобилизации во время международной или гражданской войны, не могут быть лишены права пользоваться привилегиями настоящего закона, даже если они не достигли 21 года… [141. Т. 2. С. 79-81].

Прокламация об освобождении рабов 1 января 1863 г. (Извлечения)

…Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатов, властью главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов в первый день января (1863 г.) в согласии с моим (прежним) намерением так поступить, публично объявленным за сто дней до упомянутого первого дня, устанавливаю и указываю те штаты и части штатов, народ которых в настоящее время находится в состоянии восстания против Соединенных Штатов, а именно (далее следует перечисление штатов и графств, находящихся в состоянии восстания)…

…Приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся рабами в указанных штатах и частях штатов, отныне и в дальнейшем свободны и что исполнительная власть Соединенных Штатов, включая военные и морские власти, будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц.

При этом я предлагаю населению, объявленному свободным, воздерживаться от всякого насилия, за исключением случаев необходимой самозащиты, и я рекомендую им добросовестно работать за разумную плату.

Далее я объявляю и ставлю всех в известность, что такие лица, удовлетворяющие условиям, будут приняты на военную службу Соединенных Штатов в гарнизоны, посты, станции и другие места и на корабли всех видов в качестве команды.

Подводя итог, я искренне полагаю, что это акт справедливости, оправданный перед конституцией военной необходимостью. Я апеллирую к достойному уважения мнению человечества и к благосклонной милости всемогущего Бога. [141. Т. 2. С. 81-82].

О философии Маркса

События его жизни частично объясняют сложный характер его философии. Он родился в Трире, как и Святой Амвросий, в 1818 году. Трир подвергся сильному французскому влиянию во время революционных лет и наполеоновской эры и был более космополитичен по сравнению с большей частью других областей Германии. Его предки были раввинами, однако родители перешли в христианство, когда он был ребенком. Женился он на аристократке нееврейского происхождения, с которой прожил всю свою жизнь. В университете он находился под влиянием тогда еще распространенного гегельянства, а затем подпал под влияние материалистического бунта Фейербаха против Гегеля. Он занимался журналистикой, но его "Рейнская газета" была закрыта властями за радикализм. После этого он в 1843 году у ехал во Францию изучать социализм. Здесь он встретил Энгельса, который был управляющим фабрики в Манчестере. Через него он познакомился с положением рабочих в Англии и с английской экономической школой. Еще до 1848 года он приобрел, таким образом, необычно интернациональный багаж знаний. В отношении Западной Европы он не высказывал никаких национальных предпочтений. Этого нельзя сказать о Восточной Европе, потому что он всегда презирал славян.

Он принял участие в обеих французской и немецкой революциях 1848 года, однако реакция вынудила его искать убежища в Англии. Всю остальную жизнь он провел, с краткими перерывами, в Лондоне, преследуемый нищетой, болезнями и смертями детей, но тем не менее неустанно сочиняя и накапливая знания. Стимулом к работе у него всегда была надежда на социальную революцию, если не при его жизни, то не в таком уж отдаленном будущем.

Маркс… ничего не хотел иметь общего с романтизмом и всегда стремился проводить научную точку зрения. Его экономические воззрения были результатом классической английской экономики, в которой изменена лишь движущая сила. Классические экономисты, сознательно или бессознательно, заботились о процветании капиталиста - в противоположность землевладельцу и наемному работнику. Маркс, напротив, был на стороне интересов наемного работника. В юности, как это видно из "Коммунистического манифеста" 1848 года, у него было много пыла и страсти, нужных для нового революционного движения… Но он всегда стремился апеллировать к фактам и никогда не полагался на какую-либо вненаучную интуицию.

Он называл себя материалистом, но не в духе XVIII века. Свой материализм он, под влиянием Гегеля, назвал "диалектическим"; этот материализм существенно отличается от традиционного и гораздо ближе тому, что сейчас называют инструментализмом…

Философия истории Маркса есть смесь гегельянства и английскних экономических концепций. Подобно Гегелю, он полагает, что мир развит согласно диалектической формуле, но совершенно расходится с Гегелем относительно движущей силы этого развития. Гегель верил в мистическую сущность, называемую "Духом"… По Марксу, движущей силой является не дух, а материя. Но материя в весьма своеобразном смысле этого слова, совсем не похожая на полностью лишенную человеческого участия материю атомистов. Это означает, что, для Маркса, движущей силой на самом деле является отношение человека к материи, наиболее важная часть которого - способ призводства. Таким образом, материализм Маркса на практике становится экономическим учением.

Политика, религия, философия и искусство любой эпохи человеческой истории являются, согласно Марксу, продуктами способа производства, присущего времени, и в меньшей степени, распределения. Я думаю, что он должен был бы применять этот тезис только к самым общим очертаниям культуры, но не к ее тонкостям. Сама доктрина называется "материалистическим пониманием истории". Это очень важный тезис; в частности, для историка философии. Сам я не принимаю этого тезиса в том виде, как он изложен Марксом, но полагаю, что он содержит очень важные элементы истины…

Как чистый философ Маркс обладает рядом серьезных недостатков. Он чрезмерно практичен и слишком прикован к проблемам своего времени. Взгляд его ограничен этой планетой, и на ней - Человеком. Со времени Коперника стало ясно, что Человек не обладает той космической важностью, которую он прежде приписывал себе. Ни один человек, который не смог усвоить этот факт, не имеет права называть свою философию научной.

При этой привязанности к делам земным у Маркса есть готовность уверовать в прогресс как в универсальный закон. Эта готовность характерна для XIX века и она свойственна Марксу в той же мере, в какой и его современникам. Именно вера в неизбежность прогресса позволяла Марксу думать, что можно избавиться от этических рассмотрений. Если социализм наступит, то это будет улучшением. Он должен был бы с готовностью допустить, что это будет улучшение не для помещиков и капиталистов, но это лишь показало бы, что они не в гармонии с диалектическим движением времени. Маркс провозглашал себя атеистом, но придерживался космического оптимизма, который может быть оправдан только теистически…

История репутации Маркса весьма любопытна. На его родине его доктрины инспирировали программу социал-демократической партии, которая постоянно росла до тех пор, пока на всеобщих выборах 1912 года не набрала одной трети всех голосов. Сразу после окончания Первой Мировой Войны социал-демократическая партия оказалась у власти, и Эберт, первый президент Веймарской республики, был ее членом. Но к тому времени партия порвала с марксистской ортодоксией. Между тем в России фанатичны е сторон ники Маркса пришли к власти. На Западе ни одно крупное рабочее движение не было полностью марксистским; Британская Лейбористская партия время от времени двигалась в этом направлении, но при этом она все-таки придерживалась эмпирического типа социализма. Однако огромное число интеллектуалов подпало под влияние Маркса, как в Англии, так и в Америке. В Германии всякая пропаганда его взглядов была подавлена силой…

Следует, однако, признать, что в некоторых своих аспектах рационализм Маркса ограничен… Он возлагает мало надежд на убеждение и полагается на классовую борьбу. Таким образом, на практике он привержен политике захвата власти, а также доктрине господствующего класса, хотя и не господствующей расы. Верно, что можно ожидать в результате социальной революции исчезновения разделения на классы и наступления полной политической и социальной гармонии. Но это отдаленный идеал, подобный Второму Пришествию, а пока что существуют война и диктатура и навязывание идеологической ортодоксии. [109. Т. 2. С. 265-271].

О философии Ницше

Жизнь Ницше была проста. Отец его был протестантским пастором, и Ницше получил очень религиозное воспитание. Он учился в университете на классическом и филологическом отделениях настолько блестяще, что в 1869 году, еще до получения степени, ему предложили быть профессором филологии в Базеле; это место он принял. Он никогда не обладал хорошим здоровьем и после периодических отпусков по болезни был вынужден в 1879 году уйти в отставку. После этого Ницше жил в Швейцарии и Италии. В 1888 году он сошел с ума и в таком состоянии пребывал до самой смерти. Ницше страстно любил Вагнера, но поссорился с ним после написания оперы "Парсифаль", которая показалась Ницше слишком христианской и слишком полной самоотречения. После ссоры он жестоко ругал Вагнера и даже дошел до того, что обвинил Вагнера в том, что он еврей. Однако общее мировоззрение Ницше оставалось очен ь схожим с мировоззрением Вагнера, которое отразилось в его музыкальном цикле "Кольцо Нибелунгов". Сверхчеловек Ницше во всем сильно напоминает Зигфрида, за исключением того, что он знает греческий язык…

Несмотря на то, что Ницше критикует романтиков, его мировоззрение многим обязано им: это аристократический анархизм байроновского типа, и никто не удивится, узнав, что Ницше восхищался Байроном. Ницше пытался соединить два рода ценностей, которые нелегко гармонируют между собой: с одной стороны , ему нравятся безжалостность, война, аристократическая гордость; с другой стороны, он любит философию, литературу, искусство, особенно музыку. Исторически эти ценности сосуществовали в эпоху Возрождения… Естественно сравнить Ницше с Макиавелли, несмотря на важные различия между этими двумя людьми. Различия эти состоят в том, что Макиавелли был человеком действия, его мнения формировались в тесном контакте с делами общества и шли в ногу с веком; он не был ни педантичным, ни систематичным, и его философия политики не образует непротиворечивого целого. Ницше , напротив, был профессором, в сущности книжником, философом, находящимся в сознательной оппозиции к доминирующим политическим и этическим течениям своего времени. Однако сходство их глубже. Философия политики Ницше аналогична философии политики, изложенной в книге "Князь" (Государь) , хотя она разработана и применена более широко. У обоих - и у Ницше, и у Макиавелли - этика нацелена на власть и носит умышленно антихристианский характер, причем антихристианский характер у Ницше выступает более выпукло. Наполеон был для Ницше тем же, чем Чезаре Борджа для Макиавелли: великим человеком, побежденным мелкими противниками…

Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова "добро" и "зло" в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру. В своей книге "По ту сторону добра и зла" он на самом деле стремится изменить понятия читателей о добре и зле, но при этом стремится, за исключением отдельных моментов, представить дело так, будто он восхваляет зло и порицает добро…

Истинная добродетель, в противоположность обычной, не для всех, она должна оставаться свойством лишь аристократического меньшинства. Она ни выгодна , ни благоразумна; она отделяет ее обладателя от других людей; она враждебна порядку и причиняет вред тем, кто стоит ниже. В ыс шим людям необходимо воевать с массами и сопротивляться демократическим тенденциям века, так как во всех напра влениях посредственные люди объединяются чтобы захватить господство…

Этика Нищ ие не является этикой самооправдания ни в каком обычном смысле этого слова. Он верит в спартанскую дисциплину и в способность терпеть, так же как и причинять боль ради важной цели. Он ставит силу воли выше всего. "Я оцениваю силу воли, - говорит он, - по количеству , сопротивления, которое она может оказать, по колич еству боли и пыток, которые она может вынести, и знаю, как обратить ее к ее собственной выгоде. Я не указываю на зло и боль существования пальцем укора, но, напротив, я питаю надежду, что жизнь может однажды стать еще более злой и еще более полной страданий, чем когда-либо". Он рассматривал сострадание как слабость, с которой надо бороться: "Задача в том, чтобы достичь той огромной энергии величия, которая сможет создать человека будущ его посредством дисциплины, а также посредством уничтожения миллионов "недоделанных и неполноценных" и которая сможет все же устоять и не погибнуть при виде страданий, тем самым создаваемых, подобных которым никогда не видели раньше". С ликованием пророчит он эру великих войн, интересно, был бы ли он счастлив, если бы дожил до осуществления своего пророчества.

Однако он вовсе не почитатель государства, он далек от этого. Он страшный индивидуалист и верит в героя. Несчастье целой нации, говорит он, значит меньше, чем страдания великой личности: "Все невзгоды этих маленьких людей, взятые вместе, не суммируются в целом, иначе как в чувствах могучих людей".

Ницше не националист, он не проявляет излишнего восхищения Германией. Ему нужна интернациональная правящая раса, которая должна будет господствовать на земле, - "новая широкая аристократия, основанная на наиболее суровой самодисциплине, в которой воля философов-властителей и художников-тиранов будет запечатлена на тысячи лет"…

Он никогда не устает яростно поносить женщин. В своей псевдопророческой книге "Так говорил Заратустра" он пишет, что женщины еще не способны к дружбе: они все еще кошки и птицы или, в лучшем случае, коровы. "Мужчина должен воспитываться для войны, женщина - для отдохновения воина. Все остальное - вздор". Это отдохновение воина должно быть довольно-таки своеобразным, если судить по наиболее выразительному афоризму Ницше на этот сч ет: "Ты идешь к женщине? Не забудь плетку!"

…Привлекательные свойства можно обнаружить в женщинах только до тех пор, пока их держат в повиновении мужественные мужчины; как только женщины достигнут какой-то независимости, они становятся невыносимы. "У женщин так много оснований для стыда; в женщине скрыто столько педантизма, поверхностности, повадок классной наставницы, мелкой самонадеянности, распущенности и нескромности… Все это лучше всего сдерживалось и подавлялось до сих пор страхом перед мужчиной". Так пишет он "По ту сторону добра и зла" и добавляет, что женщину надо рассматривать как собственность, следуя примеру жителей Востока. Все его поношения женщин предлагаются как самоочевидные истины; они не подкреплены ни свидетельством истории, ни его собственным опытом знания женщин, который почти полностью ограничивался его сестрой.

Ницше возражает против христианства, потому что оно принимает, как он выражается, "рабскую мораль"… Ницше не заинтересован в метафизичекой истинности ни христианства, ни любой другой религии; будучи убежден, что никакая религия в действительности не истинна, он судит обо всех религиях только по их социальным следствиям. Он согласен с французскими философами в их протесте против подчинения предполагаемой божьей воле, но он заменяет ее волей земных "художников-тиранов". Покорность хороша (для всех, кроме этих сверхчеловеков), но не покорность христианскому Богу. А что касается союза христианских церквей с тиранами и врагами демократии, то, говорит он, это прямо противоположно истине. Согласно ему, Французская революция и социализм, в сущности, по духу своему тождественны христианству. Все это он отрицает и все по той же причине: он не желает рассматривать всех людей как равных ни в каком отношении…

Нельзя отрицать, что Ницше оказал огромное влияние, но не на философов-специалистов, а на людей литературы и искусства. Надо также признать, что его пророчества о будущем до сих пор оказываются более правильными, чем предсказания либералов и социалистов. Если Ницше - просто симптом болезни, то, должно быть, эта болезнь очень широко распространена в современном мире. Тем не менее в нем много такого, что надо отвергнуть просто как манию величия. [109. Т. 2. С. 245-250].

А. Тьер о целях отмены всеобщего избирательного права

…Теперь вопрос: кто эти люди, которых мы исключаем? (Лишают избирательного права. - Прим. сост.) Бедные? Нет, мы исключаем не бедняка, но бродягу, хотя и зарабатывающего разными законными и незаконными средствами себе пропитание, но пропивающего все, что приобретается им на работе, ничего не приносящего в свой дом и не имеющего даже своего собственного жилища.

Это те люди, которые составляют не основу, но самую опасную часть населения скученных пунктов страны, это не люди, которые заслуживают прозвища, столь прославленного историей, - слышите ли вы это? - прозвища толпы… [51. С. 264].

Парижская коммуна 1871 г.

Обращение центрального комитета Национальной гвардии

к национальным гвардейцам Парижа от 19 марта 1871 г.

Граждане!

Вы поручили нам организовать оборону Парижа и защиту ваших прав. Мы заявляем, что выполнили эту миссию: благодаря вашей мужественной поддержке… мы прогнали правительство, которое вас предавало. Теперь наши полномочия истекают, и мы возвращаем вам наш мандат, ибо не стремимся занять место тех, кого только что смела буря народного негодования.

Готовьтесь же немедля к коммунальным выборам… Пока же, именем народа, мы продолжаем занимать Ратушу.

Парижская Ратуша. Центральный Комитет Национальной гвардии 19 марта 1871 г. [141. Т. 2. С. 140-141].

ЦК национальной гвардии о социальном смысле борьбы

…Граждане Парижа! Наступают великие дни героизма и высокой доблести. Счастье страны и будущее всего мира в наших руках…

Рабочие, не обманывайтесь… идет великая борьба между паразитизмом и трудом, между эксплуатацией и производством. Если вы устали коснеть в невежестве и прозябать в нищете; если вы хотите, чтобы ваши дети сделались людьми, пользующимися плодами своего труда, а не животными, выдрессированными для мастерской и казармы… если вы хотите, наконец, царства справедливости - пусть ваши сильные руки низвергнут презренную реакцию! …Да здравствует Республика! Да здравствует коммуна! [141. Т. 2. С. 139].

Декларация коммуны к французскому народу (Извлечение)

…Париж и вся страна должны знать характер, смысл и цель происходящей революции…

Чего добивается Париж? Признания и упрочнения республики - единственной формы правления, совместимой с правами народа, с правильным и свободным развитием общества.

Полной автономии коммун на всем протяжении Франции, обеспечивающей каждой из них всю совокупность ее прав… а каждому французу - полное развитие его сил и способностей как человека, гражданина и работника.

Автономная Коммуна должна быть ограничена только одинаковыми правами всех прочих… коммун, союз которых должен укрепить единство Франции.

Неотъемлемыми правами Коммуны являются: право вотирования коммунального бюджета, доходов и расходов; установление и разверстка налогов; управление всеми местными службами; организации магистратуры, муниципальной полиции и народного просвещения; управление принадлежащими Коммуне имуществами.

Назначение посредством выборов или конкурса ответственных, подлежащих постоянному контролю и могущих всегда быть отозванными коммунальных чиновников и должностных лиц всех категорий.

Полная гарантия свободы личности, свободы совести и свободы труда. Постоянное участие граждан в делах Коммуны путем свободного выражения своих взглядов и свободной защиты своих интересов… Организация городской обороны и национальной гвардии, избирающей своих начальников, единственной силы, призванной поддерживать в городе порядок.

Париж не требует себе больше никаких местных гарантий, разумеется, при условии, что в центральной администрации - собрании делегатов союзных коммун - он найдет осуществление на практике тех же принципов.

…В силу своей автономии… Париж оставляет за собой право провести у себя… административные и экономические реформы, которые требует его население; создать учреждения, способствующие развитию и распространению образования, производства, обмена и кредита; сделать власть и собственность всеобщим достоянием… [141. Т. 2. С. 140-141].

Отделение церкви от государства

Парижская Коммуна, принимая во внимание, что… свобода совести есть первейшая из свобод; что бюджет культов противоречит этому принципу, так как насилует убеждения граждан; что, как показывают факты, духовенство было соучастником монархии в ее преступлениях против свободы, постановляет:

Ст. 1. Церковь отделяется от государства.

Ст. 2. Бюджет культов упраздняется.

Ст. 3. Так называемые неотчуждаемые имущества, принадлежащие религиозным конгрегациям, как движимые, так и недвижимые, объявляются национальной собственностью.

2 апреля 1871 г. Парижская Коммуна. [141. Т. 2. С. 144].

Декрет о заложниках от 5 апреля 1871 г.

Принимая во внимание, что версальское правительство открыто попирает законы войны, как и законы гуманности, что оно повинно в ужасах, которыми не запятнали себя даже иностранные завоеватели; что на представителях Коммуны лежит священный долг защищать честь и жизнь двух миллионов жителей, вручивших им свою судьбу, и необходимо теперь же принять все меры, которых требует создавшееся положение… Парижская Коммуна постановляет:

Ст. 1. Всякое лицо, уличенное в сообщничестве с версальским правительством, немедленно привлекается к ответственности и подлежит аресту.

Ст. 2. Не позднее двадцати четырех часов созывается обвинительный суд для разбора поступающих к нему дел.

Ст. 3. Суд произносит свой приговор не позднее 48 часов.

Ст. 4. Обвиняемые, задержанные по приговору обвинительного суда, объявляются заложниками парижского народа.

Ст. 5. Всякая казнь военнопленного или сторонника законного правительства Парижской Коммуны будет иметь своим немедленным следствием казнь тройного числа заложников, задержанных согласно ст. 4 и назначенных по жребию.

Ст. 6. Каждый военнопленный передается обвинительному суду, который и решает, задержать ли его в качестве заложника или немедленно отпустить на волю. [141. Т. 2. С. 145-146].

Закрытие оппозиционных газет

Принимая во внимание, что невозможно терпеть в осажденном Париже газеты, которые открыто проповедуют гражданскую войну, сообщают неприятелю сведения военного характера и распространяют клеветнические измышления о защитниках республики,

Коммуна постановила: закрыть газеты "Вечер", "Колокол", "Общественное мнение" и "Общественная польза". 18 апреля 1871 г. [141. Т. 2. С. 146].

Декрет коммуны о реквизиции пустующих квартир буржуазии

Парижская Коммуна, принимая во внимание, что она обязана предоставить помещение жертвам вторичной бомбардировки Парижа и что необходимо это сделать в срочном порядке, постановляет:

Ст. 1. Все пустующие квартиры реквизируются.

Ст. 2. Эти квартиры передаются в распоряжение жителей бомбардируемых кварталов по мере предъявления ими соответствующих требований.

Ст. 3. Передача таких квартир должна сопровождаться описью находящейся в них обстановки, копия с которой выдается представителям находящихся в бегах квартирохозяев.

Все шкафы и ящики, содержащие вещи, которые можно унести, опечатываются.

Ст. 4. Муниципалитетам предлагается немедленно приступить к исполнению настоящего декрета. Они должны сверх того по мере возможности доставлять перевозочные средства по заявлению граждан.

25 апреля 1871 г. [141. Т. 2. С. 147-148].

Конституция германской империи

(Принята учредительным рейхстагом Германской империи

16 апреля 1871 г.) (Извлечение)

I. Союзная территория

1. Союзная территория состоит из государств: Пруссии с Лауенбургом, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Бадена, Гессена, Мекленбург-Шверина, Саксен-Веймара, Мекленбург-Стрелица, Ольденбурга, Брауншвейга, Саксен-Мейнингена, Саксен-Альтен-бурга, Саксен-Кобург-Готы, Ангальта, Шварцбург-Рудольфштадта, Шварцбург-Зондерсгаузена, Вальдека, Рейса старшей линии, Рейса младшей линии, Шаумбург-Липпе, Липпе, Любека, Бремена и Гамбурга.

II. Имперское законодательство

2. На протяжении… союзной территории империя пользуется правом законодательствовать, применяясь к содержанию этой конституции… имперские законы имеют преимущество перед законами областными…

4. Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:

1) определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования… сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли;

2) законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи;

3) определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями;

4) общие определения о банках;

5) патенты на изобретения;

6) охрана авторской собственности;

7) организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания… и распределение общего консульского представительства, установленного за счет правительства;

8) железные дороги… и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота;

10) почта и телеграф…

11) общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство;

12) армия и военный флот в империи;

13) определения о прессе и о праве общения (союзов).

5. Имперское законодательство осуществляется союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том и другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту… голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства.

III. Союзный совет

6. Союзный совет состоит из представителей членов союза, голоса между которыми распределяются таким образом, что Пруссия вместе с прежними голосами Ганновера, Кургессена, Гольштейна, Нассау и Франкфурта имеет 17 голосов, Бавария - 6, Саксония - 4, Вюртемберг - 4, Баден - 3, Гессен - 3, Мекленбург-Шверин - 2, Брауншвейг - 21…

Каждый член союза может назначить в союзный совет столько, сколько он имеет голосов, однако все представители одного государства могут вотировать только вместе…

IV. Президентство

11. Президентство в союзе принадлежит королю прусскому, который носит титул германского императора. Император является представителем империи в международных отношениях; от имени империи объявляет войну и заключает мир, входит в союзы и в другие договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов.

Для объявления войны от имени империи требуется согласие союзного совета, кроме случая нападения на союзную территорию или ее границы.

12. Император созывает, открывает, отсрочивает и закрывает союзный совет и рейхстаг.

15. Председательство в союзном совете и руководстве его делами принадлежат имперскому канцлеру, который назначается императором.

17. Императору принадлежит выработка и публикация имперских законов и надзор за исполнением последних.

Постановления и распоряжения императора издаются от имени империи и нуждаются для законной силы в подписи имперского канцлера, который этим принимает на себя ответственность.

18. Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении.

19. Если государства, являющиеся членами союза, не выполняют согласных с конституцией союзных обязанностей, они могут быть принуждаемы к тому посредством экзекуции. Эта экзекуция определяется союзным советом и приводится в исполнение императором. [61].

Закон о страховании рабочих в случае болезни

от 15 июня 1883 г. (Извлечение)

А. Обязательное страхование

1. Лица, работающие за плату или оклад: 1) в горных выработках, солеварнях, шахтах и каменоломнях, на фабриках и металлургических заводах, железных дорогах и в предприятиях внутреннего водного сообщения, на верфях и стройках; 2) в ремесленных и иных постоянных промышленных предприятиях; 3) в предприятиях, в которых применяют двигатели, приводимые в движение паровым котлом или естественными природными силами (ветер, вода, пар, газ, горячий воздух), поскольку такое применение не состоит исключительно во временном использовании не принадлежащих данному предприятию двигателей; должны быть застрахованы на случай болезни в соответствии с предписаниями настоящего закона… поскольку их работа по природе не носит характера временной и их трудовой договор не заключен на срок меньший, чем неделя… [141. Т. 2. С. 275].

Конституция японской империи 11 февраля 1889 г. (Извлечение)

Глава I. Об императоре

Ст. 1. Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией.

Ст. 3. Особа императора священна и неприкосновенна.

Ст. 4. Император - глава государства, он обладает верховной властью и осуществляет ее в соответствии с постановлениями настоящей конституции.

Ст. 5. Император осуществляет законодательную власть в согласии с императорским парламентом.

Ст. 6. Император утверждает законы и предписывает их обнародование и исполнение.

Ст. 7. Император созывает имперский парламент, открывает и закрывает его, отсрочивает его заседания и распускает палату депутатов.

Ст. 8. Император может в случае настоятельной необходимости поддержать общественную безопасность или устранить общественное бедствие, в промежутках между сессиями парламента издавать императорские указы, имеющие силу закона.

Эти императорские указы должны быть представлены имперскому парламенту в ближайшую сессию и, если имперский парламент их не одобрит, должны быть объявлены правительством недействительными на будущее время.

Ст. 9. Император издает или повелевает издать указы, необходимые для исполнения законов, поддержания общественного спокойствия и порядка и содействия благосостоянию подданных. Такие указы ни в коем случае не должны вносить изменений в действующие законы.

Ст. 10. Император устанавливает организацию различных отраслей государственного управления, назначает и увольняет всех гражданских и военных должностных лиц и определяет их оклады, поскольку в настоящей конституции или в других законах не предусмотрено особых изъятий.

Ст. 11. Император является верховным командующим армией и флотом.

Ст. 12. Император устанавливает организацию и численный состав армии и флота мирного времени.

Ст. 13. Император объявляет войну, устанавливает мир и заключает договоры.

Ст. 14. Император объявляет осадное положение. Условия объявления и действия осадного положения определяются законом.

Ст. 15. Император жалует дворянство, чины, ордена и иные знаки отличия.

Ст. 16. Император имеет право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.

Глава II. О правах и обязанностях подданных

Ст. 19. Всякий японский поданный, удовлетворяющий условиям, требуемым законами или указами, одинаково имеет доступ к гражданским и военным должностям и ко всякой иной публичной службе.

Ст. 20. Все японские подданные обязаны служить в армии или во флоте согласно постановлениям закона.

Ст. 22. Японским подданным предоставляется в установленных законом пределах свобода выбора и перемены местожительства.

Ст. 23. Никто из японских подданных не подлежит аресту, заключению, вызову к допросу или наказанию иначе как сообразно с законами.

Ст. 24. Никто из японских подданных не может быть лишен права быть судимым судьями, которых определяет закон.

Ст. 25. Без согласия японского подданного нельзя ни войти в его жилище, ни подвергнуть это жилище обыску за исключением определенных законом случаев.

Ст. 26. Тайна переписки каждого японского подданного неприкосновенна за исключением определенных законом случаев.

Ст. 27. Собственность каждого японского подданного неприкосновенна. Изъятия, необходимые в интересах общественной службы, определяются законом.

Ст. 28. Все японские подданные пользуются свободой вероисповедания в пределах, совместимых с общественным спокойствием и порядком, а также с их обязанностями подданных.

Ст. 29. Японские подданные пользуются в установленных законом пределах свободой слова, печати, собраний и союзов.

Ст. 30. Японские подданные имеют право подачи петиций при условии соблюдения форм почтительности и в согласии с относящимся к этому особыми правилами.

Глава III. Об императорском парламенте

Ст. 33. Имперский парламент состоит из двух палат: палаты пэров и палаты депутатов.

Ст. 34. Палата пэров в соответствии с указом о палате пэров состоит из членов императорской фамилии, из носителей дворянских титулов и из лиц, назначенных в нее императором.

Ст. 35. Палата депутатов состоит из членов, избираемых народом в соответствии с постановлениями избирательного закона.

Ст. 37. Ни один закон не может быть издан без одобрения имперского парламента.

Ст. 38. Обе палаты голосуют предлагаемые правительством законопроекты. Каждой из них принадлежит сверх того право законодательной инициативы.

Ст. 41. Имперский парламент созывается ежегодно.

Ст. 42. Сессия имперского парламента длится три месяца. В случае необходимости сессия может быть продлена императорским указом…

Ст. 45. При роспуске палаты депутатов императорским указом назначаются новые выборы и новая палата созывается в течение 5 месяцев со дня роспуска…

Ст. 47. И в той и в другой палате решения принимаются абсолютным большинством голосов. В случае равенства голосов голос председателя дает перевес.

Ст. 52. Никто из членов той или другой палаты не может быть привлечен к ответственности вне палаты за мнение, высказанное им в палате, или за его вотум в ней.

Если, однако, сам член огласил свои мнения в речах, в печати, в писаниях или каким-либо иным подобным образом, то он подчиняется постановлениям общего права, к нему применяются общие законы.

Ст. 53. Никто из членов той или другой палаты не может быть арестован во время сессии без согласия той палаты, к которой он принадлежит, за исключением случаев задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями. [61].

Акт для защиты торговли и коммерции

от незаконных ограничений и монополий (Извлечение)

Издание данного Акта, более известного как "Закон Шермана", было вызвано антимонополистическим движением, охватившим в конце XIX в. широкие слои населения. Республиканская партия в предвыборной программе обещала издать "антитрестовский закон". В 1890 г. Конгресс действительно принял "Закон Шермана", запрещавший трестирование. Но "антитрестовская" направленность законопроекта, внесенного сенатором Шерманом, была настолько вытравлена в ходе переработки его в Конгрессе, что за него почти единогласно проголосовали обе палаты.

В дальнейшем расплывчатость и неопределенность формулировок закона позволили американской юстиции использовать его против профессиональных союзов. При этом организации, возглавлявшие стачечное движение, приравнивались к трестам, а сами стачки рассматривались как нарушение "свободы конкуренции".

Статья 1. Всякий договор, соглашение в форме треста или иной заговор с целью ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами настоящим объявляется незаконным. Любое лицо, которое заключит такой договор или вступит в такое соглашение или заговор, будет считаться виновным в преступлении… и будет наказано штрафом, не превышающим пяти тысяч долларов, или тюремным заключением на срок до одного года, или обоими названными наказаниями, по усмотрению суда.

Статья 2. Всякое лицо, которое монополизирует, или попытается монополизировать, или вступит в соглашение или заговор с другим лицом или лицами для того, чтобы монополизировать какую-нибудь часть торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться виновным в преступлении и… будет наказано штрафом, не превышающим пяти тысяч долларов или тюремным заключением на срок до одного года, или обоими названными наказаниями, по усмотрению суда…

Статья 6. Любая собственность, приобретенная на основании договора, или благодаря соглашению, или соответственно заговору (и являющаяся предметом таковых), упомянутым в ст. 1 настоящего акта, перевозимая из одного штата в другой или в иностранное государство, будет конфискована в пользу Соединенных Штатов и может быть подвергнута аресту и конфискации в порядке, предусмотренном законом для ареста и конфискации собственности, незаконно ввезенной в Соединенные Штаты.

Статья 7. Любое лицо, понесшее ущерб в делах или в собственности в результате действий другого лица или корпорации, запрещенных или объявленных незаконными настоящим актом, может в силу этого возбудить в любом окружном суде Соединенных Штатов в районе, в котором обвиняемый проживает или находится …судебное дело против него и получить трехкратное возмещение понесенных им убытков. [141. Т. 2. С. 270-271].

Акт о тред-юнионах 1913 г. (Извлечение)

Ст. 3 (1) Фонды тред-юниона не должны прямо… или косвенно употребляться для содействия политическим целям… если такое содействие не было одобрено… остающейся в силе резолюцией, принятой тайным голосованием членов союза… большинством голосов членов, участвовавших в голосовании:

а) любые платежи для содействия таким целям должны быть произведены из особого фонда (называемого в настоящем акте политическим фондом союза) и с освобождением… любого члена союза от уплаты взноса в этот фонд, если он в соответствии с настоящим актом откажется участвовать в этом фонде;

б) член союза, освобожденный от обязанности участвовать в политическом фонде, не может быть лишен каких-либо преимуществ, принадлежащих членам союза… взнос в политический фонд союза не может быть условием принятия в союз.

(3) Политическими целями применительно к этому разделу акта является расходование денег:

а) на оплату любых расходов, произведенных кандидатом или возможным кандидатом в парламент или на любую государственную, муниципальную, общественную должность… в связи с выдвижением его кандидатуры или выборами;

б) на созыв митинга или распространение любой литературы или документов в поддержку любого такого кандидата или возможного кандидата;

в) для содержания любого лица, которое является членом парламента или занимает государственную, муниципальную и общественную должность;

г) в связи с регистрацией избирателей или выдвижением кандидата в парламент или на любую государственную, муниципальную и общественную должность;

д) на созыв политических митингов любого вида или распространение политической литературы любого вида… [141. Т. 2. С. 52].



Содержание раздела