Киевская Русь в период классического средневековья
Прокопий Кесарийский о славянах и антах
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый. [152. С. 14].
Ибн-фадлан. О русах на Волге
Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл.
И как только их корабли прибывают, выходит каждый из них (неся) с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному, воткнутому (в землю) бревну, у которого (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения. Итак, он подходит к большому изображению и покланяется ему, потом говорит ему: "О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то, и столько-то голов и соболей, и шкур", - пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров. Потом оставляет то, что имел с собой, перед бревном. "Итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, чтобы он покупал у меня и не прекословил бы мне". Потом он уходит.
Если продажа будет трудна, то он снова придет со вторым и третьим подарками.
Если кто-либо из них заболел, то они разобьют для него палатку в стороне от себя, оставят его в ней, положат вместе с ним некоторое количество хлеба и воды и не приближаются к нему и не говорят с ним, особенно если он бедняк или невольник, но если это лицо, которое имеет толпу родственников и слуг, то люди посещают его во все эти дни и справляются о нем. Итак, если он выздоровеет и встанет, то возвратится к ним, а если он умрет, то они его сожгут.
Мне все время очень хотелось познакомиться с этим, пока не дошла до меня (весть) о смерти одного выдающегося мужа из их числа. Итак, они положили его в могиле и покрыли ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его одежд и их сшивания.
А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль, кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то, что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть - для его семьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна) треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его девушка будет сожжена вместе со своим господином. Они, злоупотребляя набизом, пьют его ночью и днем, (так что) иной из них умрет, держа кубок в руке.
А та девушка, которая сожжет сама себя с ним, в эти десять дней пьет и веселится, украшает свою голову и саму себя разного рода украшениями и платьями и, так нарядившись, отдается людям. [153. С. 130-136].
Обычаи славян ("Стратегикон")
Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их.
Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью.
Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии), а если случится, что камыши бывают видны снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкой) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде.
Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед, и если противники не выдержат их крика, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Но нападения на славян следует производить главным образом в зимнее время; тогда деревья стоят обнаженными и за ними нельзя скрываться с таким удобством, как летом. [153. С. 80-82].
Расселение славян ("Повесть временных лет")
И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых с
ели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским.
Поляне ж
е жили в те времена отдельно и построили городок Киев. А у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полота, где
полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город
- Смоленск. От них же происходят и северяне.
Поляне же были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древлянами; радимичи же и вятичи - от рода
ляхов. Были два брата у ляхов -
Радим, а другой -
Вятко; и пришли и сели: Радим на
Соже, от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество; сидели они прежде по Днестру до самого моря. [97. С. 25-31].
Б.А. Рыбаков о древних славянах
Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом: то "находникам варягам" удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена "изгьнаша варягы за море и не даша им дани". Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно известен только по походу на Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе кроме варягов участвовали войска девяти славянских племен. Поведение Олега после взятия контрибуции с греков крайне странно и никак не вяжется с обликом строителя державы - он просто исчез с русского горизонта: сразу же после похода "иде Олег к Новугороду и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море и уклюну змиа в ногу и с того умре". Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил.
Варяги использовались на Руси в Х-XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Варягов нанимали на грязные убийства: варяги убили князя Глеба. Против бесчинства наемных варягов в Новгороде была направлена Русская Правда, ставившая варяга-обидчика в неполноправное положение по сравнению с обиженным новгородцем: новгородцу суд верил на слово, а иноземец должен был представить двух свидетелей.
Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в Х веке писались на языках греческом и русском. Проверяя тенденциозно отобранные норманистами аргументы, следует обратить внимание, что тенденциозность появилась в самих наших источниках, восходящих к "Повести временных лет" Нестора.
Как доказал в свое время превосходный знаток русского летописания А.А. Шахматов, историческое сочинение Нестора претерпело переработку. Нестор был киевлянином и в основу своих изысканий положил вопросы, связанные со славянским югом, с Киевом и Поднепровьем. Его редактором был князь Мстислав, внук английского короля, зять шведского короля, воспитанный новгородским боярством (и женившийся вторым браком на новгородской боярышне). Для него эпические легенды о призвании князей были знакомым сюжетом, применявшимся к истории разных северных королевств. Для него Новгород и варяжский Север являлись естественной жизненной средой, а киевское боярство - враждебной силой.
Переделывая русскую историю на свой лад, князь Мстислав искусственно выдвинул Новгород на первое место, заслонив им Киев, неправомерно перенес зарождение русской государственности на север и вплел в повествование варягов-завоевателей, варягов-организаторов. В привлечении к русской истории легенды о добровольном призвании варягов славяно-финскими племенами нельзя не видеть отголоска событий 1113 года, когда отец Мстислава Владимир Мономах был приглашен в Киев во время мятежа. Редактор-"норманист" многое исказил в тексте Нестора, ввел в его "Повесть" много грубоватых вставок. Так возникло нелепое отождествление варягов с русью, которое ничего иного не означало, кроме того, что если варяги оказывались в столице Руси, в Киеве, если поступали на русскую службу, то их и считали русью.
Имя народа "РУСЬ" или "РОС" появляется в источниках впервые в середине VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов (Иордан) припоминает "мужей-росов" (росомонов), враждовавших с готским князем Германарихом в 370-е годы. Другой автор, писавший в Сирии, перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул народ РОС, живший на северо-западе от амазонок, то есть в Среднем Поднепровье (легендарных амазонок помещали у Меотиды - Азовского моря).
Две формы наименования народа (РОС и РУС) существуют с древнейших времен: византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы - форму РУС. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы: "Русьская земля" и "Правда Росьская". Обе формы дожили вплоть до наших дней: мы говорим РОССИЯ, но жителя ее называем РУССКИМ.
"Русью", "русами", "росами" называли и славян, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания "народа РОС" варяги стали тоже именоваться русью. Вероятно, племя росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени.
Близость летописной легенды о призвании варягов к североевропейскому придворному фольклору не подлежит сомнению.
Признав концепцию редакторов "Повести временных лет" искусственной, мы должны ответить на вопрос: какова же действительная роль варягов в ранней истории Руси?
Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока. Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.
Киевские князья в 870-е годы предприняли ряд серьезных мер (походы на кривичей и полочан) для противодействия варягам. Вероятно, в это же время строятся на севере такие опорные пункты, как Руса и Новгород.
Новгород долгое время уплачивал варягам дань-откуп, чтобы избежать новых набегов. Такую же дань Византия платила русским "мира деля".
Киевские князья (как и византийские императоры) широко использовали варяжские наемные отряды, специально посылая за ними в Северную Прибалтику - "за море". Одновременно с варягами нанимали и печенегов.
Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда, добивались высокого положения, но крайне жестоко относились к славянскому населению.
На протяжении всего IX и первой половины Х века шел один и тот же процесс формирования и укрепления государственного начала Руси. Наезды варягов или удары печенегов не могли ни остановить, ни существенным образом видоизменить ход этого процесса. [120. С. 13-17, 36-38, 50, 66-68].
Название "Русь" в этнокультурной истории
Древнерусского государства IX-X вв.
Предысторию Руси "Повесть временных лет" начинает с Великого переселения народов: расселения славян с Дуная и освоения ими Восточно-Европейской равнины. К этой эпохе восходит историческая память всех народов, принявших участие в Великом переселении.
Возникновение новых названий, их распространение, изменение изначального содержания сопутствовали формированию государства и народностей. Это относится и к эволюции слова "русь".
Острота споров вокруг этимологии названия восточнославянского государства, возникших во второй половине XVIII в. в полемике М.В. Ломоносова с немецкими учеными в Российской академии и имевших в то время политический характер, сохранялась до последних десятилетий. И норманисты, и антинорманисты в XVIII - первых десятилетиях XX в. стояли на единых методологических позициях: представлении о возможности создания государства одним лицом или группой лиц. Это обусловило подмену проблемы происхождения государства вопросом о происхождении его названия. Признание скандинавской этимологии названия Древнерусского государства неизбежно вело к утверждению приоритета скандинавов в самом его формировании.
В советской историографии показано, что возникновение Древнерусского государства стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, внутренних процессов. Было обращено внимание на принципиальное различие и независимость вопросов этимологии названия (проблемы преимущественно лингвистической) и образования государства (проблемы сугубо исторической), которые не могут и не должны подменять друг друга.
Контакты населения Скандинавии, Финляндии и Юго-Восточной Прибалтики прослеживаются уже с бронзового века. Более интенсивными становятся они в эпоху Великого переселения народов. Появляется специальное обозначение приходивших на финские территории скандинавов: ruotsi. Источником заимствования ruotsi считается производное от древнескандинавского глагола "грести". Обозначение морского похода и его участников одним словом традиционно для Скандинавии. Собирательно
е самоназвание "профессиональных" групп пришельцев было подходящим для усвоения местным населением.
Таким образом, в эпоху, предшествовавшую восточнославянским контактам, в финской среде возник термин ruotsi. На основе устоявшегося финского возникает и восточнославянское обозначение скандинавских купцов и воинов. На неславянскую принадлежность "руси" указывает и то, что этническая группа "русь" не включена летописцем ни в один из перечней славянских "племен", он ставит русь в один ряд с другими скандинавскими народами: "сице бо ся зваху… варязи русь, яко се друзии зовутся свие". В текстах, повествующих о событиях конца IX - начала Х в., можно увидеть спектр значения названия "русь" с тенденцией к его расширению и переносом названия со скандинавских реалий на восточнославянские.
Традиционный взгляд сторонников южнорусской этимологии названия "русь" (начиная с Ломоносова) в значительной степени основывается на форме pws - рос. При этом априорно принимается тождественность корней рус- и рос-, второй из которых встречается в гидронимах (Рось - правый приток Днепра; Роська, Россава - притоки Роси), из чего делается вывод, что в середине I тысячелетия Поросье было заселено неким славянским племенем, носившим название "русь".
Однако засвидетельствованное в "Повести временных лет" название реки отнюдь не Рось, а Ръсъ, до XII в. существовала основа не рос, а
ръс. Корни
ръс (рос) и рус не зависимы один от другого, что неоднократно подчеркивалось лингвистами, но продолжает игнорироваться историками.
Во второй половине IX - первой половине Х в
., когда формируется Древнерусское раннефеодальное государство, главной его консолидирующей силой становится великокняжеская дружина, куда входили и скандинавы. Успешность их деятельности зависела от соответствия внутренним социально-экономическим процессам государствообразования в славянском обществе. Находники-варяги, соби
равшие дань, были изгнаны, скандинавский "князь" был призван "со всей русью", т.е. дружиной. "Славяно-варяжский синтез" основывался на общности интересов князя, его норманнской дружины и местной знати: варяжские дружины были не только конкурентами в эксплуатации населения, но и союзниками, представлявшими готовую и не связанную с местными племенами вооруженную силу. Нейтральным, не связанным с племенными традициями, было и самоназвание скандинавов "русь". Внутреннее тяготение к сплочению, как и стремление к внешним захватам, способствовало успеху политики Олега, объединившего Новгородскую и Киевскую земли. Дружина и войско Олега были уже разноплеменными.
Условия этнического смешения в главных центрах Руси, где ведущую роль играла дружина, были благоприятны для распространения названия "русь" и в этническом, и в территориальном плане на подвластную Киеву территорию. Этнически нейтральное, не связанное ни с одним из племенных этнонимов, название "русь" оказалось наиболее приемлемым для новой восточнославянской общности.
Такая эволюция названий характерна для эпохи становления государств и сложения новых этнических общностей. Классические примеры: Болгария, славянское государство, воспринявшее название от тюркской группы болгар, романоязычная Франция, название которой восходит к германскому племенному объединению франков. [81. С. 24-38].
Призвание варягов и начало русской государственности
("Повесть временных лет")
Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей - свое, а у славян в Новгороде - свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав.
Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей.
В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги, назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах - яко находники, а коренное население в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря. И над теми всеми властвовал Рюрик. [97. С. 27-28].
Н.М. Карамзин о начале русской государственности
Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец - и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.
Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убежденные - так говорит предание - советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.
Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Держава трех владетелей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.
Двое из единоземцев рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь искать счастья; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: чей он? Им ответствовали, что строители его, три брата давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Сей городок был Киев: Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих варягов из Новгорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве. Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.
Рюрик княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Новгороде и скончался в 870 г., вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу. [148. Т. 1. С. 26-27].
С.М. Соловьев о призвании варягов
Обратим теперь внимание на некоторые обстоятельства, встречающиеся в летописи при рассказе о призвании князей.
Первое обстоятельство - это соединение племен славянских и финских; что произвело этот союз? Без всякого сомнения, означенные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выразилась в дружном изгнании варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны по всей вероятности, и относительно большей степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода. Эта большая степень общественного развития у северных племен ясно окажется впоследствии; мы увидим, что северные племена будут постоянно торжествовать над южными.
Второе обстоятельство в рассказе о призвании князей - это их расселение: старший брат, Рюрик, поселился у славян ильменских, второй, Синеус, - между чудью и весью на Белоозере, третий, Трувор, - у кривичей в Изборске. Но касательно города, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят: одни говорят - в Новгороде, другие - в Ладоге. Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства - это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие; соединенные впервые силы начинают действовать. [126. Кн. 1. Т. 1. С. 122-123].
Первые походы Cвятослава
В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и
ел. Не имел он [походного] шатра, но [спал] постелив подклад и [положив] седло в головах. Таковы были и другие его вои. [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: "Хочу
итти на вас". И пошел на
Оку-реку и на Волгу и, встретив вятичей, сказал вятичам: "Кому вы дань даете?" О
ни же сказали: "Хазарам по
шлягу и от рала даем".
В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли [ему] навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; [после этого он] Ясов победил и Касогов.
В лето 966. Вятичей победил Святослав и дань на них наложил.
В лето 967. Пошел Святослав на Дунай и на болгар, и бились те и другие, и одолел Святослав болгар, и взял 80 городов по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, дань взимая с греков. [152. С. 45].
Крещение Руси
В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? Что ответите?" И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем пришли?" Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и в тот же день сотворил им честь великую. Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?" Они же сказали: "Где тебе любо". И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий.
Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышит же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытают закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Ответил же Владимир: "Придите с сестрою вашею и тогда крестите меня". И послушались цари и послали сестру свою, сановников и пресвитеров.
Она же не хотела идти, говоря: "Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть". И сказали ей братья: "Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то же". И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего, и скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсуньский с царицыными попами, огласив, крестят Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь узнал я истинного Бога". Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней.
После всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых. [97. С. 121-133].
И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором… И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими…
Был же Владимир побежден вожделением, и… (было у него пять жен. - Сост.), а наложниц было у него триста в
Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и
растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у
Соломона было семьсот жен и триста наложниц. Мудр он был
, а в конце концов
погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение…
В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты,
князь, мудр и
смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?" Они же ответили:
"Веруем богу, и учит нас
Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пи
ть вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет
каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложи
т нее красоту всех, та и будет ему женой. Здесь же, говорит
, следу
ет
невозбранно предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свет
е, то и на том", и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир ж
е слушал
их,
так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что
было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и
сказал он: "Руси есть веселие пить, не можем без того быть". Потом пришли
иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы, посланные папой", и обратились к
Владимиру: "Так говорит тебе папа: "Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера - свет; кланяемся мы богу, сотворившему
небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево".
Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша?" И ответили они: "Пост по силе: или кто пьет или ест, то все это во славу
божию", - как сказал учитель наш Павел". Сказал же Владимир немцам: "Идит
е откуда пришли, ибо и отцы
наши не приняли этого". Услышав об этом, пришли хазарские
евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере.
Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в ед
иного бога Авраама,
Исаака и Иакова". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?" Они же ответили:
"Обрезываться, не есть свинины и
заячины, хранить субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?" Они же сказали: "В Иерусалиме". Снова спросил он: "Точно
ли она там?" И ответили: "Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а земл
ю нашу отдал христианам". Сказал на это
Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны? Если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по
чужим землям. Или и нам того же хотите?"
Затем прислали греки к Владимиру философа…
И этот философ произносит вдохновенную речь,
восхваляющую
христианство (греко-православный вариант). Владимиру понравилась эта вера, но он решил разузна
ть подробнее обо всех этих верах и посылает своих послов к болгарам, н
емцам, а затем -
Цареград (Константинополь), потом они явились к царю… [105. С. 156-162].
Крещение Руси и государство Русь
Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в Х-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.
Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалась прежде всего по торговым и военным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственные образования. Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался Х век.
Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот "постави кумира над Волховом". Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.
Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.
Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.
Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я считал бы самой обоснованной 988 год.
Пушкин так сказал о христианстве: "История новейшая есть история христианства". Роль и значение христианства на Руси были очень изменчивы, как изменчиво было на Руси и само православие. Однако, учитывая то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находились в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав, если широко понимать его мысль. [75. С. 249-258].
Русский средневековый город
Для своеобразия структуры и облика средневекового
русского
города особенно важны отношения его главных частей -
детинца и посада - в их отличии от тех, что складывались
между замком и городом западноевропейского средневековья…
Коллектив горожан в борьбе за самоуправление и ограничение
повинностей противостоял феодальному с
еньору. Это противостояние выражалось материально - поясу городских стен противостоял замок. Его высокий
грузный массив часто заним
ал вершину холма или скалы, у подножия
которой располагался город (как, например, в Таллинне,
Альтенбурге,
Вюрцбурге, Эйзенахе,
Кведлинбурге). Если замок и город стояли на равнине или вме
сте занимали вершину холма, укрепления замка вклинивались в
непрерывность городских стен, угрожая в равной мере как внешнему врагу, так и
городу (Милан,
Феррара,
Парма,
Кремона,
Каркассон,
Нанси, Антверпен, В
ена, Дрезден, Лейпциг, Веймар,
Баутцен, Сити
оф Лондон и др
.)… Замок
мог быть обиталищем феодала и его дружины, оставаясь относительно компа
ктным, но мог разрастись в обширный укрепленный комплекс,
если
служил оплотом этнически чуждых завоевателей, создававших свой замкнутый
мир
… В том и другом случае замок оставался недоступен для горожан, не был
для них убежищем или местом общественной жизни…
На Руси, напротив, детинец (кремль) не противостоял городу, не выделялся из его общей оборонительной системы. Он был е
е внутренним ядром,
которое защищали после падения внешних линий обороны. В кремле и посадах
социальный состав постоянного населения был различен, но при осаде внешним врагом пос
адские жители, сжигая свои дома, уходили под защиту стен детинца.
Даже и главный въезд в него всегда был обращен к посадам и через них
сообщался с внешним миром (что невозможно для замка
)… Кремль русского города
представлял собой укрепленный комплекс учреждений, осуществлявших высшую
политическую, административную и церковную власть; он заключал в себе
главнейшие святыни
, места для хранения богатств населения и всяческих запасов… И
кремль был, соответственно, изначал
ьным ядром и центром тяготения всего
городского организма, занимавшим главное место в его композиции и силуэте. Такую роль его обеспечивало уже само положение в ландшафте, обычно - на
возвышенности, выделенной слиянием рек или речной излучиной. Направления
дальнейшего роста городского организма подчинялись притяжению этого центрального ядра; его господство в системе целого поддерживалось и развивалось. Пояс
укреплений и ритм башен, выделяя кремлевский комплекс, подчеркивали его це
лостность и значение для города и всей волости.
В детинце сосредоточивались крупные монументальные
сооружения. Главным среди них, подчинявшим себе пространственную
систему,
был собор, поднимавшийся посреди площади. Для Древней Руси это не только культовое сооружение: здесь "сажали на стол" князя, принимали послов; здесь хранилась городская казна: здесь создавалась библиотека и работали расширявшие ее переписчики. Был храм и последним прибежищем обороны в борьбе за город. Словом, это - главное общественное здание, служившее многим функциям и мыслившееся принадлежащим всему городу. Почитавшийся городом храм был символом суверенности местной общины. Где святыня - там и город
, сердце городовой волости. Разорение в междоусобных войнах храмов и монастырей противника - дело обычное для Древней Руси - с точки зрения христианства безмерно греховно. Но разрушить храм врага - значило лишить его высшего покровительства, нанести ему удар, который, как казалось, будет иметь особенно долговременные последствия.
Общегородской символ ("где Святая София - там и Новгород") получал отклик в объ
емах приходских церквей, вокруг которых складывались социальные и пространственные членения городского организма. Система иерархически связанных ориентиров
, подчиненных собору и кремлю, определяла ориентаци
ю в пространстве города и раскрывала его внутреннее устройство в силуэте и внешних панорамах. Целостность города, подчиненная кремлю, благодаря этому становилась
всепроникающей… [45. С. 36-37].
Киев
Расцвет Киева приходится на княжение Ярослава Владимировича (1016-1054). В это время - с 1017 или 1037 г. (летописи указывают разные даты) - южнее города Владимира начат постройкой невиданный по тем временам комплекс укреплений. Его валы высотой в 14-16
м, завершенные деревянными рублеными
клетями-городнями с
заборолами поверху, охватили территорию более 70 га. Тысяча человек, работавших одновременно, должны были потратить на такую работу не меньше четырех лет. Если принять предположение… что Михайловская гора, примыкающая с востока, имела особую линию валов, город Ярослава имел общее очертание в виде почти симм
етричного ромба с округленными углами. Положение четырех ворот, открывавших доступ в город, совпадало с вершинами этой фигуры. Оно свидет
ельствует о былых главных улицах, которые их соединяли, пересекаясь почти точно под прямым углом. Крест этих улиц отклонялся от строгой ориентации по
странам света на 20, так что его восточная ветвь была обращена к восходу солнца в летнее время. У пересечения главных осей, на одной из самых высоких точек плато, вместе с началом строительства укреплений заложен собор св. Софии - главная доминанта панорамы Киева, его символ.
Схема плана с крестообразным пересечени
ем главных улиц лежит вне традиций средневекового русского градостроительства. Исключение в данном случае можно объяснить византийским влиянием. Планы, подчиненные перекрестью главных улиц, но при этом свободно вписанные в живописный ландшафт, обычны для городов Византийской империи, унаследовавших античные градостроительные традиции… В Киеве могли работать мастера "от грек", приглашенные еще Владимиром, могли быть и специально привлеченные к такой беспрецедентной работе, как создание новой столицы самого обширного в то время государства Европы.
Очевидна закономерность, подчиненность единому замыслу и в размещении остальных крупных построек города Ярослава. Каменные ц
еркви княжеских монастырей св. Ирины и св. Георгия, церковь неизвестного святого, руины которой открыты в 1911 г., расположились южнее длинной оси
в параллельный ей ряд. Главным въездом, торжественным порталом стали
южные Золотые ворота. Только их упоминают летописи, только над ними
сооружен надвратный храм. Поперечную главную улицу, направленную к ним, симметрично обрамляли объемы
Ирининского и Георгиевского
монастырей. Все престижное строит
ельство, начатое Ярославом, обращено на южную сторону нового детинца, между Софи
ей и Золотыми воротами (здесь
, у
монастыря св. Ирины, был поставлен и кам
енный дворец).
В сторону сухопутных дорог, подводящих к городу, развернулись
величественные панорамы. К западным подходам город обращен поясом валов и
стен, над которыми поднимались только сложные завершения храмов. Восточнее же Золотых ворот линия укр
еплений, опускаясь по рельефу к
Лядинским воротам
и вновь поднимаясь по Михайловской горе, приоткрывала вид на жилые кварталы, лежащие на склоне, завершенном монументальными зданиями. Панорамы со стороны Днепра д
ержал ансамбль города Владимира, продолженный в
середине XI в. городом князя
Изяслава
Ярославича, занявшим вершину Михайловской
горы. Здесь был основан
Дмитриевский монастырь, создана церковь св.
Петра (70-е гг. XI в.) и Михайловский Златоверхий собор (1108).
При вс
ей сложности системы очевиден ее главный замысел -
нарастание к центру, к об
ъединяющему и венчающ
ему целое огромному храму Софии,
близ которого ра
сполагались митрополичий двор и место веч
евых собраний.
Этому служат и рельеф, и располож
ение меньших церквей. Идея целого основана на сознании единства города и окружения, в данном случае - не просто
города и волости, но столицы и государства, Киева и Русской земли. Отсюда - о
собое внимание к восприяти
ю извне, к внешним визуальным связям, построению панорам. Утверждению "столичности" служит древний символ центра мира -
"рукотворная гора". Он воплощен в храме Софии через такие свойства формы,
как центричность и нарастание массы к центру, пирамидальный силуэт
, в
котором получает кул
ьминацию динамика городского ландшафта…
Притязая на создание нового центра мира, Ярослав открыто и в
ыз
ыва
юще соперничал с византийской столицей - Константинополем.
Названия храмов и воротных башен его города нарочито повторяют им
ена
прославленных
цареградских построек - София, Золоты
е ворота, ц
ерковь св. Ирины. [45. С.
41-46].
Москва
Вместе с ростом городов усложнялась их
структура. Более определенно и развернуто выступали принципы русского среднев
екового градостроительства.
Самым совершенным их воплощением стала планировка Москвы,
сформировавшаяся к началу XVII в. В это время первый город России имел
население около 100 тыс. жител
ей (Новгород
, второй по населенности, - 27
тыс., Псков и Казань - по 15 тыс.). Составитель так называемого
Сигизмундова плана Москвы (1610) назвал ее четвертым по величине городом Европы
после Константинополя, Парижа и Лиссабона
.
Городок
"Москов", превратившийся в русскую столицу, возник на
Боровицком холме у слияния рек Москвы и Неглинной. Населени
е здесь
концентрировалось с VII-IX вв. н.э., и уж
е с VIII в. по реке Москве проходил Волжский
торговый путь, связывавший Восток и Запад. Частью этого пути была сухопутная
Волоцкая дорога к Новгороду, у брода под Боровицким холмом пересекавшаяся с дорогой из Киева и Смоленска на северо-восток Руси. В ХI-Х
II вв. на холме выросли два укрепленных поселка вятичей: один, больший, на месте
современной Соборной площади и второй - на оконечности мыса. В устье Неглинной сложился первоначальный торг, переходивший с подола холма в
Занеглименье. Двухчастность поселка постепенно стиралась и во время княжения Юрия Долгорукого (1162) была окончательно уничтожена возведением общей линии городских стен. Посад начал развиваться на узком подоле холма по берегу Москвы-реки в сторону Яузы. Складывалась линейная система планировки, подчиненная рек
е. Полоса земли, заливаемая в высокие половодья, была, однако, неудобна, и посад повернул в гору, занимая междуречье Москвы и Неглинной.
По мере роста значения города Москвы увеличивалось и его укрепленное ядро. В 1339 г.
Калита построил новый "град дубов", расширив к северу и востоку территорию крепости, которую с начала 1330-х гг. стали называть Кремлем. При Дмитрии Донском в 1367 г. необычайно быстро, всего за один сезон, были
возведены новые мощные укрепл
ения из белого
мячковского камня. После этого Москва получила постоянный эпит
ет "белокаменной" (основная застройка ее оставалась деревянной, да и кам
енной была, возможно, лишь
приступная стена, но именно этот элемент был особенно существен для образа города). Линия стен, протяженность которой достигла двух километров, продвинулась при этом еще дальше на восток, охватив почти всю территорию современного Кремля.
Посад, распространившийся до Неглинной, прорезали три улицы, веером расходящиеся от проездных башен Кремля. Первоначальная линейная структура пос
ада перерастала в веерную. В то же время посад стал складываться и за Неглинной. Его полосу прор
езали улицы, связывающие торг, п
ерем
естившийся под
приступную стену Кремля, с Новгородской дорогой (перемещение
торговища к востоку по м
ере расширения крепости стало причиной появления трех таких улиц). Радиальная организация стала, таким образом, распространяться на Занеглименье.
Грозные укрепления, надежность и величи
е которых отвечали значению Москвы как столицы единого Русского государства, построены из кирпича в 1485-1495 гг. Кремль стал монументальным ансамблем, центр которого опр
еделял мощный объ
ем Успенского собора, главного храма Руси. Посл
е опустошительного пожара 1493 г. полоса в 110 сажен перед восточной стеной Кремля освобождена от посадских строений, чтобы обезопасить крепость от пожаров и внезапных нападений. Здесь развернулось главное
торговище, самое оживленное место города, средоточие не только его экономической, но и общ
ественной жизни. Подобные "полые м
еста", или
"застенья", были расчищены вдоль Неглинной и в Замоскворечье против Кремля.
Главный торг разраста
лся и занимал все большее место в городской жизни. Его дополняли торги в Замоскворечье и Занеглименье, а зимой - и торговля на
льду рек; тогда все торговища сливались в огромное целое. Торговля образовала как бы сердц
евину городского плана, притягивающую к себ
е дороги, застроенные, они превращались в улицы. Двухчастная структура города преобразовалась в
трехчастную - торг
стал ее тр
етьим основным эл
ементом, наиболее активно влияющим на формирование уличной сети. Веер улиц между Москвой-рекой и Неглинной дополнили радиал
ьные улицы
Занеглименья и Замоскворечья…
Установление в начал
е XVI в. юридической власти московских князей над всей территорией Москвы позволило в 1520-е гг. провести "разм
ерен
но" (регулирование) улиц. Ширина их была установлена в 12, переулков - 6 сажен. Однако если во внутренних частях города они были н
епрерывными, то во вн
ешних зонах долго еще сохранялась раздробленность - обособленные "кусты" застройки соединялись н
езастроенными дорогами.
После завершения кирпичного Кремля началось строительство каменных стен, защищающих Великий посад между Москвой-рекой и Неглинной
(де
рево-земляные укрепления он имел, как и посад за Неглинной, уже в конце XIV в
.). К 153
8 г. выросли невысокие, но мощные стены, приспособленные для "огненного боя" - Китай-город. Название это перешло на территорию охвач
енного ими посада, который становился аристократической частью города. Ремесленники вытеснялись в местность восточнее Китайгородских стен и в
Занеглименье, которое росло особенно быстро. [45. С. 1
13-114].
Лаврентьевская летопись о нашествии Батыя
В тот же год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска и взяли все Рязанское княжество, и сожгли город, и князя их убили. А пленников одних распинали, других - расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки. Много святых церквей предали они огню и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне. В ту же зиму выступил Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар. И встретились они у Коломны, и была битва великая. И убили воеводу Всеволодова Еремея Глебовича, и многих других мужей Всеволода убили, а Всеволод прибежал во Владимир с малой дружиной. А татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли татары Москву, и воеводу убили Филиппа Няньку за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия, взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и села сожгли, и, захватив много добра, ушли.
В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной, оставив своих сыновей, Всеволода и Мстислава, вместо себя. И поехал он на Волгу, и расположился на реке Сити лагерем, поджидая братьев своих Ярослава с полками и Святослава с дружиной.
В ту же зиму пришли татары к Владимиру, месяца февраля в третий день. Владимирцы затворились в городе, Всеволод и Мстислав были в нем, а воеводой был Петр Ослядюкович.
Татары станы свои разбили у города Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль, и разграбили церковь Святой Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь Святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов и монахинь, и попов, и попадей, и дьяконов, и жен их, и дочерей, и сыновей - всех увели в станы свои, и сами пошли к Владимиру. В субботу мясопустную начали татары готовить леса, и пороки устанавливали до вечера, а на ночь поставили ограду вокруг всего города Владимира. В воскресенье после заутрени пошли они на приступ к городу, месяца февраля в седьмой день.
И стоял в городе из-за наших грехов и несправедливости великий плач, а не радость. За умножение беззаконий наших привел на нас Бог поганых, не им покровительствуя, но нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Такими карами казнит нас Бог - нашествием поганых; ведь это бич его, чтобы мы свернули с нашего дурного пути. Взяли татары город до обеда от Золотых ворот.
А епископ Митрофан, и княгиня Юрия с дочерью, и со снохами, и с внучатами, и другие, княгиня Владимира с детьми, и многое множество бояр и простых людей заперлись в церкви Святой Богородицы. И были они здесь без милости сожжены.
Церковь Святой Богородицы татары разграбили, сорвали оклад с чудотворной иконы, украшенный золотом, и серебром, и камнями драгоценными, разграбили все монастыри и иконы ободрали, и книги ободрали, и разграбили одежды блаженных первых князей. Убит был Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святой Богородицы, и игумен Успенский, Феодосий Спасский, и другие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяконы, начиная с юных и кончая старцами и грудными младенцами. Расправились татары со всеми, убивая одних, а других уводя босых и раздетых, умирающих от холода, в станы свои.
Пленив Владимир, пошли татары, эти окаянные кровопийцы, на великого князя Георгия. Часть татар пошла к Ростову, а другая часть к Ярославлю, а иные пошли на Волгу на Городец, и пленили они все земли по Волге до самого Галича Мерьского; а другие татары пошли на Переяславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города вплоть до Торжка. Взяли они, в один месяц февраль, четырнадцать городов, не считая слобод и погостов.
И пришли безбожные татары на Сить против великого князя Юрия. И встретились оба войска, и была битва жестокой, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий. А случилось это несчастье месяца марта в четвертый день. Так был убит великий князь Юрий на реке Сити, и многие из его дружины погибли здесь. [99. С. 135-143].
Ипатьевская летопись о нашествии Батыя
В год 6745 (1237). Пришли безбожные измаильтяне, которые раньше бились с русскими князьями на Калке.
Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных.
В год 6748 (1240). Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов своих, и окружили они город, и обступила сила татарская, и был город в великой осаде. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.
Поставил Батый пороки около города, у Ляшских ворот. Пороки непрестанно били день и ночь и разрушили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как тут ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради.
Батый же, взяв Киев, узнал, что Даниил в Угорской земле, пошел сам на Владимир и подошел к городу Колодяжну. Он двенадцать пороков, но не мог он разбить стены и стал подговаривать людей. Они же, послушав его злого совета, сдались и были перебиты. Затем Батый пошел к Изяславлю и Каменцу и взял их. Видел он, что не сможет взять города Кременец и Данилов, отошел от них. И пришел к Владимиру, и взял его приступом, и избил всех, не щадя. И также Галич и многие другие города, которым и числа нет. [99. С. 291-297].
С.М. Соловьев о монголо-татарском иге
Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам - одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует все, чего только захочет, и получает. Во время пребывания в Орде у великого хана Плано Карпини заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских
духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою.
По уставу Чингисхана и
Октая, подтвержденному впоследствии, служители всех религий были освобождены от платежа дани. [126. Кн. 2. Т. 3. С. 145].
Победа на реке Неве
[Правитель Швеции Биргер], услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить его или в плен взять и Великий Новгород захватить и его пригороды и славянских людей обратить в неволю. И сказал он: "Иду и покорю всю землю Александрову". Король собрал великую силу, начальников и епископов своих, и шведов, и норвежцев, и сумь, емь, и наполнили корабли множеством своих полков и двинулись с великой силой, обур
еваемые воинственным духом, и пришел в реку Неву и стал на устье Ижоры, желая в безумии своем захватить Ладогу и даже Новгород и всю область Новгородскую. Тогда пришла весть, что шведы идут на Ладогу, а король в то же время прислал с гордостью послов к великому князю Александру Ярославичу в Новгород со словами: "Если можешь мне сопротивляться, то я уже нахожусь здесь и покорю землю твою"…
И пошел Александр на шведов с мужественными воинами своими, не со многою дружиною, потому что не было времени собрать многочисленное войско. Отец же его, великий князь Ярослав Всеволодович, не знал о нападении на сына Александра, некогда было послать весть к отцу, потому что враги уже приближались. И многие новгородцы не успели собраться в войско, потому что великий князь Александр поспешил пойти против врагов.
И пришел на них в воскресенье 15 июля (1240), и была сеча великая со шведами. Избили множество шведов, и самому королю нанес Александр рану на лице острым своим мечом. [152. С. 65].
Ледовое побоище
И пошел с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря "унизим словенский язык".
Уже город Псков был взят и тиуны немецкие посажены в городе. Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и, захватив немцев и чудь и наместников немецких, в оковах заточил в Новгороде, а город Псков освободил от плена, а землю немецкую повоевал и пожег и взял много пленных, а иных перебил. Они же собрались, говоря с гордостью: "Пойдем на Александра и, победив, возьмем его в плен". Когда немцы приблизились, стража великого князя Александра удивилась силе немецкой и ужаснулась. Князь же великий Александр, помолившись в церкви святой Троицы, пошел в землю немецкую, желая отомстить за кровь христианскую… Услышав об этом, магистр пошел против них (полков Александра. - Сост.) со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области, вместе с королевской помощью; и сошлись на озере, именуемом Чудским. Великий князь Александр возвратился назад.
Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: "Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя".
Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов меч
ей, так что и лед на замерзш
ем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.
И обратились немцы в бегство, и гнал
и их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 года). [152. С. 67-68].
Содержание раздела