d9e5a92d

Глава 22. Развитие экономики в хрущевские годы



Попытки изменения сталинского механизма управления страной.

Вплоть до 1953 г. страна жила в условиях чрезвычайного перенапряжения всех сил. Во время индустриализации, войны и послевоенного восстановления преимущественно чрезвычайные административные методы управления хозяйством были оправданы как относительно временные, соответствующие ситуации. В 1953 г. закончилась война в Корее, грозившая в любой момент перерасти в мировую. Закончилось и послевоенное восстановление. Исчезли основания для сохранения чрезвычайных мер административного централизма.

В исключительных условиях чрезвычайные методы обеспечивали выполнение любой ценой узкого круга задач, как правило, в области тяжелой промышленности и создания вооружения, все прочее отбрасывалось как мешающее главному. А в мирной жизни главным становится все. Но за 40 лет административного управления привычка к исключительному в экономике засела в умах; ненормальная, чрезвычайная ситуация стала восприниматься как норма и в руководящих кругах, и в обществе. Ведь 40 лет — продолжительность жизни по меньшей мере двух поколений.

После смерти Сталина появилась реальная возможность если не принципиально изменить сложившийся репрессивный механизм сверхцентрализованного управления хозяйством и обществом с его чрезвычайщиной по любому поводу, то по крайней мере смягчить его. Эти изменения связаны с именем Н.С. Хрущева. Первые его шаги были связаны с устранением наиболее вопиющих дисбалансов в хозяйстве и обществе. С раскрепощением сельского хозяйства страна моментально наполнилась продуктами. Далее последовали разрушившие систему страха критика “культа личности”, ликвидация ГУЛАГа, реабилитация безвинно осужденных и развитие “оттепели”. Сокращение армии вызвало разворачивание жилищного строительства в городах. Закончился же этот славный период пустыми полками магазинов, расстрелом народной революции в Венгрии (1956 г.) и расстрелом мирной рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962 г.).

Изменению политики способствовало принятие в 1961 г. новой программы партии. На фоне главной программной идеи — движение к казавшемуся близким коммунистическому будущему (планировалось создать материальные условия коммунизма за 20 лет — к 1980 г.; партия выдвинула лозунг “Наше поколение будет жить при коммунизме”) — ставка на материальный интерес выглядела бы досадным “пережитком капитализма”. Во времена Хрущева получила развитие другая тенденция, тяготеющая к уравнительному принципу распределения благ: повышение минимальной зарплаты, рост выплат и пособий из общественных фондов потребления, что, безусловно, решило ряд проблем для малообеспеченных групп населения, но привело к падению престижа высококвалифицированного труда.

Этот период, так же, как и другие, для полного понимания целесообразно разделить на отдельные частные периоды — период хозяйственного подъема (1953—1958 гг.) и период замедления развития (1959—1964 гг.). Естественно, выделение этих периодов в экономике также взаимосвязано с политическими явлениями: в данном случае первый период совпал с борьбой Хрущева за полноту власти, а второй — с его реально единовластным правлением государством.

Подъем сельской экономики (1954—1958 гг.). После смерти Сталина за власть в стране реально боролись две силы, две политические фигуры — Г.М. Маленков, бывший тогда председателем Совета министров, а с 1945 г. по 1952 г. курировавший сельское хозяйство и, конечно, знавший его состояние, и Н.С. Хрущев — первый секретарь ЦК КПСС.

Программа Маленкова, если судить о ней по его докладу на Верховном Совете в августе 1953 г., складывалась из трех составляющих — социальная переориентация экономики (и прежде всего преимущественное развитие промышленности товаров народного потребления), изменение политики в отношении деревни, разрядка в международных отношениях. Особое внимание уделялось в докладе, послужившем основанием для принятия Верховным Советом соответствующего закона, обоснованию нового курса в аграрной политике.

В соответствии с принятым законом коренным образом изменялась система налогообложения села: вводился принцип твердого налогообложения с 1га приусадебного хозяйства независимо от его доходности. Общая сумма налога снижалась при этом с 9,5 млрд. руб. до 4,1 млрд. руб. Во-вторых, приусадебные участки теперь разрешалось увеличить (примерно в 5 раз). И, наконец, все старые долги колхозников перед государством списывались. После этого выступления имя Маленкова стало очень популярным среди крестьянства (“Пришел Маленков — поели блинков”).

Но путем аппаратных игр Хрущев перехватил инициативу у Маленкова и, будучи первым секретарем ЦК КПСС, конечно, выиграл политическую борьбу.

Хрущев начал свою самостоятельную деятельность с сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Основные решения пленума, подтверждающие и развивающие постановление Верховного Совета (кстати, это был единственный случай в истории страны, когда не ЦК партии, а Верховный Совет был инициатором серьезной перестройки), были направлены на ликвидацию кризиса в сельском хозяйстве:

— повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;

— списание огромных долгов с колхозов;

— повышение оплаты труда в колхозах и совхозах;

— снижение налогов с приусадебных участков и отмена обязательных поставок продуктов с них.

Заготовительно-закупочные цены с 1953 г. по 1960 г. в несколько приемов были подняты — на зерно в 7 раз, мясо — в 12, молоко — в 4 раза, что позволило резко повысить доходы колхозников и их материальную заинтересованность в расширении производства.

Положительные результаты появились очень быстро. Доходы колхозников росли с 1954 г. до 1958 г. Этот период считается самым успешным за всю историю советской деревни. Средний темп прироста валовой продукции сельского хозяйства составлял в те годы 9,2%. Хотя, надо признать, прирост по целому ряду показателей был получен в основном за счет увеличения продуктивности приусадебных участков, а не общественных хозяйств.

Приостановилось бегство сельского населения из деревни. С 1954 г. по 1956 г. в СССР впервые за послевоенный период наблюдался прирост сельского населения.

Следующим мероприятием (февральский пленум ЦК КПСС 1954 г.) было решение об освоении целинных и залежных земель, предполагавшее увеличение на 30% всех сельскохозяйственных земель. Естественно, освоение столь большой массы новых земель потребовало значительного развития сельскохозяйственного машиностроения, агрохимии, других отраслей промышленности и машиностроения, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства. Столь огромное приращение пахотных земель с 1956 г. и по 1963 г. давало постоянный рост валовых сборов сельскохозяйственной продукции.

После первого хорошего урожая на целине в 1956 г. было принято решение о ликвидации МТС (они преобразовывались в РТС — ремонтно-технические станции) и продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Это поставило в тяжелые условия и МТС, и колхозы: расплатиться за технику сразу колхозы без государственных дотаций не могли и вынуждены были использовать для этого все свои накопления в течение нескольких лет. Ухудшилось материальное положение механизаторов, понизился и их социальный статус — из сельской элиты они превратились в обыкновенных колхозников.

Начиная с 1956 г. вновь наблюдается поэтапное наступление на крестьянство; курс на материальную заинтересованность колхозников, на подъем личных подсобных хозяйств претерпел настолько серьезные изменения, что от него через несколько лет по сути уже ничего не осталось. С марта 1956 г. запрещалось увеличивать размер приусадебных участков колхозников и даже рекомендовалось сокращать их.

Общее экономическое развитие страны в 1954—1958 гг. Борьба за власть между Маленковым и Хрущевым после смерти Сталина заставляла каждого из них искать способы привлечения поддержки населения. Один из них связан с выделением значительных дотаций определенным производственным секторам: производству товаров широкого потребления — со стороны Маленкова и продукции сельского хозяйства — со стороны Хрущева. Принятый в августе 1953 г. по инициативе Маленкова бюджет на 1953 г. предусматривал большие дотации на производство товаров широкого потребления, цены на которые были значительно снижены, и в пищевые отрасли (в конце 1953 г. хлеб стоил втрое дешевле, чем в 1948 г.). Как и следовало ожидать, снижение цен сопровождалось ростом дефицита. Пересмотренные в связи с этим планы впервые в советской истории предусматривали рост производства ширпотреба (13%) выше роста выпуска средств производства (11%). Правда, несколько позднее, в сентябре Хрущев, перехватив инициативу, настоял на очередном пересмотре этих планов в пользу дотаций сельскому хозяйству, для предотвращения полного его краха.

Тем не менее 50-е — начало 60-х годов по праву считаются самым успешным периодом в развитии советской экономики с точки зрения как темпов экономического роста, так и эффективности общественного производства. Можно было бы назвать его последним периодом нормального экстенсивного развития в том смысле, что основные ресурсы такого развития — природное сырье, капитальные вложения и экономически активное население — еще позволяли в этот период обеспечить прирост производства; в последующие годы эти ресурсы стали катастрофически сокращаться. Средние темпы экономического роста — 6,6% в 50-е годы — были наиболее высокими за всю историю СССР (исключая периоды восстановления после войн или разрухи). Вместе с тем уже в конце 50-х годов отчетливо обозначился спад темпов экономического развития.

С завершением в начале 50-х годов восстановительного периода был создан достаточный инвестиционный потенциал, позволивший в дальнейшем обеспечить (в русле общемировых процессов того времени) высокие темпы экономического развития. Во второй половине 50-х годов повысилась эффективность использования основных средств, быстро росла производительность труда во многих отраслях. Повышение эффективности производства способствовало значительному росту внутрихозяйственных накоплений, за счет этого стало возможно более полноценно финансировать непроизводственную сферу. На осуществление социальных программ была также направлена часть средств, полученных в результате сокращения расходов на оборону.

В целом промышленность в начале 50-х годов развивалась, как и прежде, за счет постоянного роста капитальных вложений, ввода новых мощностей. Среди научно-технических достижений этого периода необходимо отметить создание атомной бомбы (1953 г.), пуск первой атомной электростанции в г. Обнинске (1954 г.) и запуск первого спутника Земли (1957 г.). Провозглашенная Хрущевым политика освобождения общества от сталинских репрессий (“оттепель”) вызвала подъем энтузиазма, что вылилось в кратковременный рост производительности труда во второй половине 50-х — начале 60-х годов как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Тем не менее прирост производства был несопоставим с ростом капитальных вложений.

Следует отметить что “оттепели” в социально-политических отношениях после XX съезда партии (февраль 1956 г.) соответствовала “оттепель” в экономике. Это проявилось прежде всего в отмене уголовного права в трудовых отношениях (хотя это и не было завершено при Хрущеве). В этот же период усилилось значение профсоюзов (во многом чисто популистское).

В середине 50-х заметен рост благосостояния населения. С 1956 г. сокращен рабочий день, введены сокращенные рабочие дни на два часа перед выходными и праздниками; для подростков 16-18 лет установлен 6-часовой рабочий день; увеличены отпуска по беременности до и после родов — до двух месяцев. Тогда же были увеличены пенсии, поднята зарплата низкооплачиваемым работникам. Был прекращен выпуск массовых займов, отменена плата за обучение в школах, техникумах и вузах. Заработная плата в 1953—1958 гг. повышалась в среднем на 6% ежегодно. Росло и потребление — овощей и фруктов — в 3,4 раза, молочных продуктов — на 40%, мяса — на 50%, рыбы — на 90%.

В 1957 г. принято постановление об увеличении жилищного строительства — темпы его резко подскочили: началась массовая застройка городов дешевым жильем. “Хрущобы” существенно разрядили жилищную проблему в городах. Впервые заметно возросла обеспеченность жильем: в городах она увеличилась за 1957—1960 гг. на 40% в расчете на душу населения. Начал меняться и жилищный стандарт — вместо комнат в коммуналках на отдельные квартиры.

В 1957 г. борьба двух группировок в руководстве страной закончилась победой Хрущева, соединившего в одном лице партийную и государственную власть. Не прошло и двух лет с этого момента, как началось заметное падение темпов экономического развития.

Период замедления экономического развития (1959—1964 гг.).

Провозглашенная Хрущевым экономическая политика была полна противоречий. Ее главные направления: повышение уровня потребления; высокие темпы экономического развития и крупные капиталовложения в тяжелую промышленность не могли быть совмещены по времени и реализованы совместно. Любая из них противоречит двум другим. Поэтому в реализации должно было выиграть какое-то одно направление. И им стало в конце концов преимущественное развитие тяжелой промышленности и ВПК.

С получением полновластия Хрущев начал волюнтаристскую политику “большого прыжка вперед”. Она опиралась на быстрое развитие химической индустрии, электроэнергетики и массовое обновление станочного парка. Рост добычи нефти и газа изменил структуру топливно-энергетического баланса, хотя и с опозданием на 20 лет по отношению к развитым промышленным странам. Развивалось техническое и экономическое сотрудничество с другими странами, особенно в рамках СЭВ (Совет экономической взаимопомощи социалистических стран).

Начало 60-х годов — годы триумфа советской космической техники: в 1961 г. первый полет человека в космос (Ю. Гагарин), в 1965 г. — первый выход человека в открытый космос (А. Леонов). О неудачах и катастрофах в то время не принято было сообщать, поэтому освоение космоса представлялось запрограммированной цепью грандиозных успехов техники Советов.

За семилетку 1959—1965 гг. с пуском Кременчугской, Волжской и Братской электростанций высоких показателей в развитии достигла тепло- и гидроэнергетика, значительно увеличились темпы роста химической промышленности (в то время партия к известному с 30-х годов ленинскому лозунгу — “Советская власть есть диктатура пролетариата плюс электрификация всей страны” добавила “плюс химизация”), более чем вдвое выросла добыча нефти и вчетверо — добыча газа; быстро развивалось и машино -строение.

В то же время в промышленности отмечались те же отрицательные явления, что и в конце 1940-х—начале 1950-х годов:

— значительное увеличение капиталовложений и быстрый рост кредитов, превышавших возможности государственного бюджета;

— резкий и неконтролируемый рост отраслей, производящих средства производства;

— увеличение дефицита, связанное со снижением интенсивности развития отраслей, производящих предметы потребления.

Плановые задания по развитию промышленности выполнялись лишь с учетом ежегодных “корректировок” в сторону снижения. Темпы роста сократились с 13—14% в 1958 г. до 8—10% в начале 1960-х годов. Снизились показатели эффективности работы промышленности — темпы роста производительности труда, фондоотдача.

В сельском хозяйстве также произошло заметное снижение темпов роста — с 7,6% в 1953—1958 гг. до 1,5% и ниже в начале 1960-х годов; вместо планировавшихся на семилетку 1959—1965 гг. 70% прирост сельскохозяйственного производства составил всего 12%—14%. “В силу ряда неблагоприятных факторов”, как заявляло правительство, планы развития сельского хозяйства существенно не выполнялись.

Управленческие реформы Хрущева. Основные принципы экономической доктрины не пересматривались ни Хрущевым, ни его преемниками. Возникавшие трудности и проблемы экономического развития объяснялись недостатками руководства и управления — излишней бюрократизацией, сверхцентрализацией и т.п. Отсюда и все реформы Хрущева носили характер реорганизаций и были направлены на борьбу с бюрократизацией управления и предоставление большей самостоятельности республикам и регионам, ни на йоту не затрагивая существа экономических отношений.

Первые реорганизационные шаги были связаны с расширением прав местных органов управления — в районе, области, республике (январь 1954 г.): они касались упрощения местной бюджетно-финансовой отчетности, планирования, принятия решений по сельскому хозяйству, народному образованию, здравоохранению и культуре. Следующим шагом было упрощение структуры министерств и других звеньев управления, сокращение управленческого аппарата (октябрь 1954 г.): были упразднены около 10 тыс. главков, отделов, трестов и т.п. Наконец, в мае 1955 г. были расширены функции и права союзных республик — в области планирования, капитального строительства, бюджета, труда и заработной платы и т.д. Все эти мероприятия по децентрализации управления подготовили главную реорганизацию 1950-х годов — перестройку системы управления промышленностью и строительством по территориальному принципу.

Административная реформа управления народным хозяйством была начата в 1957 г. — вместо 10 промышленных министерств-монстров были созданы территориальные органы управления народным хозяйством — совнархозы. Уже не министерствам, а территориальным совнархозам подчинялись предприятия. Считалось, что это позволит наладить взаимодействие расположенных рядом предприятий. Госплан — главный и влиятельнейший орган хозяйственного управления — был реорганизован и разбит на две части — Госэкономкомиссию (краткосрочное и текущее планирование) и собственно Госплан для перспективного планирования: две эти функции были разорваны, причем преобладать стала первая. Одновременно неслыханного влияния достигла система материально-технического снабжения во главе с Госснабом.

После трех-четырех лет благоприятной конъюнктуры в промышленности темпы ее роста стали замедляться. Совнархозы стали обнаруживать свои отрицательные стороны — замедлились научно-технический прогресс, внедрение новых товаров и технологий. Появились центробежные явления — области стремились выделиться в самостоятельные экономические районы.

С целью выправить положение очередными организационными мерами в 1962 г. были созданы отраслевые комитеты, призванные концентрировать у себя совершенствование производства, а в дальнейшем все более перетягивавшие на себя с совнархозов функции (и, главное, деньги) по развитию и расширению производства и капитального строительства. В 1963 г. для координации совнархозов и комитетов были организованы Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), а чуть раньше (1962 г.) и четыре общесоюзных комитета — Госплан, вернувший себе прежние функции, Госкомитет по материально-техническому снабжению (Госснаб), Госкомитет по ценам (Госкомцен) и Госкомитет по науке и технике (ГКНТ). Тем самым была создана огромная и мощная бюрократическая надстройка над совнархозами.

В целом экономическая политика конца 50—начала 60-х годов характеризовалась непродуманными мероприятиями и множественными перегибами. Причины их, как и прежде, заключались в попытках совместить противоречивые цели. С одной стороны, необходимость мобилизации производительных сил порождала принуждение, а с другой — для достижения положительных результатов было необходимо поднять активность трудящихся. В результате, как и следовало ожидать, последовали — непродуманные реформы во многих областях хозяйства и управления, спад производства и кризис середины 60-х годов.

И лишь в конце своего правления на фоне экономического и политического кризиса Хрущев повернулся к идее более глубокой экономической реформы; но времени на ее подготовку и реализацию у него уже не было.

Перегибы в хозяйственной политике и кризис середины 1960-х.

В этот период партией по инициативе Хрущева провозглашались различные, порой авантюристические инициативы. Например, в 1957 г. был выдвинут лозунг “Догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока на душу населения” (мяса в 1956 г. на одного американца производилось 102 кг, а на жителя СССР — только 32 кг). Страна не обладала необходимыми для этого возможностями, а в условиях партийно-административного управления это не могло привести ни к чему кроме показухи: стремясь отрапортовать о выполнении заданий, многие обкомы давали команду резать скот, включая и основное стадо. В результате значительно сократилось и без того недостаточное поголовье скота.

Не менее авантюристичной была и попытка повсеместного выращивания кукурузы. Она не дала ожидаемого результата в силу отсутствия подходящих климатических условий, необходимой агротехники и селекционных материалов. Это можно рассматривать как классический пример безответственного политико-административного воздействия на экономику.

C 1959 г. возобновилась борьба против приусадебных участков. Чтобы крестьяне лучше трудились в колхозе, участки стали сокращать или даже вовсе отбирать. Снова непомерно выросли налоги. Потоки сельских жителей опять хлынули в города.

К числу экономических перегибов следует отнести ликвидацию МТС и продажу техники колхозам, очередное укрупнение колхозов. Как только в 1957 г. был остановлен рост зарплаты на селе, рост валовой продукции сельского хозяйства тотчас сократился вдвое. Объяснялось же это частными технологическими просчетами, ошибками в селекции и агротехнике.

Особенное место в ряду партийных инициатив занимает освоение целинных и залежных земель. Само по себе расширение посевных площадей в тот период, думается, было оправдано. Однако метод кампанейщины в этом серьезнейшем деле привел к огромным потерям, и относительно высокие урожаи давали весомую прибавку лишь в течение первых трех-четырех лет с 1956 г. Валовые сборы продолжали сокращаться. В 1963 г. перед лицом неурожая срочно на золото (1 млрд. долл.) закупили пшеницу в Канаде и Австралии — 12 млн. тонн — после чего начались регулярные закупки зерна за рубежом.

Хрущев пытался внести перемены и в социальные процессы. Улучшение жилищных условий за счет дешевого массового строительства, повышение заработной платы, пенсий, упорядочение условий увольнения с предприятия, реабилитация политических заключенных — все это, конечно, улучшало социальный климат в обществе. Вместе с тем такие внедряемые сверху мероприятия, как школьная реформа (обязательное производственное обучение для большинства молодежи после восьмого класса), реформа русского языка и ряд других, вызывали раздражение.

Наконец, провозглашение явно нереальных плановых заданий на семилетку 1959—1965 гг. (“Догнать и перегнать США как по абсолютному, так и по душевому производству”), принятие в 1961 г. новой программы партии и обещание построения материальной базы коммунизма в течение ближайших двадцати лет — все это на фоне снижения темпов развития производства, неурожаев и всеобщего дефицита подорвало доверие к Хрущеву и правительству, а чрезмерная централизация управления ликвидировала остатки стимулов к производительному труду.

Если при Сталине проводилась политика систематического снижения розничных цен за счет ограбления деревни, то с конца 50-х годов цены оказались замороженными. Закупочные цены стали быстро обгонять розничные, и государство было вынуждено выделять растущие год от года дотации сельскому хозяйству, чтобы удержать розничные цены на продукцию, прежде всего животноводства, на прежнем низком уровне. В 1962 г. государство, не выдержав такой нагрузки, вместо выделения дотаций повысило цены на сельскохозяйственную продукцию.

Повышение оптовых цен (на 20—30%) в 1962 г. впервые перенесли на розничные цены (повышение на 30%), одновременно заморозив заработную плату. Это привело к возникновению стачек на многих предприятиях и расстрелу демонстрации в Новочеркасске.

Повышение цен, появление новых дефицитов было отражением нарастания кризисных явлений в экономике страны в целом.

Осенью 1963 г. разразился новый кризис — из магазинов исчез хлеб. Целина без грамотного земледелия исчерпала себя и перестала давать урожай, в Нечерноземной зоне после освоения целины забросили зерновое хозяйство, а в Черноземной зоне был неурожай.

Неурожай 1963 г. (собрали всего 40 млн. т) окончательно подорвал экономику страны. Таким образом, отставка Хрущева в 1964 г. была в большей степени результатом кризиса экономики, который усугублялся недовольством чиновников (из-за постоян -ных перестановок в управленческих структурах), партийного аппарата (по новой программе партии он должен был регулярно переизбираться), военных (сокращение обычных войск в угоду ракетным), чем заговора в партийно-правительственных кругах.

Подводя итоги экономического развития во втором периоде хрущевского правления, мы наблюдаем возврат все к той же довоенной модели. Неконтролируемый рост тяжелой и добывающей промышленности, чрезмерное увеличение капитального строительства, давление на сельскохозяйственный сектор. Массовый приток низкоквалифицированной рабочей силы из села вел к общему снижению производительности. Итогом подобной политики стало снижение общих темпов экономического роста, увеличение товарного дефицита в результате снижения темпов производства предметов потребления и растущей несбалансированности доходов и расходов населения.



Содержание раздела