Глава 5. Великие реформы
Крестьянская реформа. Поражение в Крымской войне лишний раз подтвердило необходимость ликвидации крепостничества.
Весной 1856 г. Александр II, выступая перед дворянством Московской губернии, заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно начнет ликвидироваться снизу. Прелюдией реформы послужили события, направленные на демократизацию всего общества, — амнистия, коснувшаяся 9 тыс. заключенных, в том числе декабристов и петрашевцев, снятие различных запретов, введенных при Николае I, отмена военных поселений, разрешение свободной выдачи заграничных паспортов, ослабление цензуры. Именно тогда впервые зазвучали слова “перестройка”, “гласность”, так знакомые современникам 1980-х годов.
Реформа готовилась сначала тайно, так как царь не был уверен в поддержке дворянства. Но в 1857 г. удалось добиться согласия дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний на раскрепощение крестьян, где и был проведен “эксперимент” по освобождению крестьян без полевого надела, но с правом выкупа усадьбы. Дело сошло с мертвой точки.
С 1858 года работа пошла по всем губерниям и в отличавшемся крайней консервативностью Главном комитете по крестьянскому вопросу; ни нарождавшаяся торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство к подготовке реформы допущены не были. Наиболее принципиальный вопрос реформы по предложениям Н.А. Милютина, В.Н. Позена, Я.И. Ростовцева был решен царем в пользу выкупа крестьянами земельных наделов с долгосрочными выплатами.
Достаточно сложно было определить норму земельного надела, так как ценность земли определялась природными особенностями. Наряду с этим необходимо было учитывать ряд социальнополитических факторов. Так, в ряде губерний сложилось общинное землепользование (земля периодически перераспределялась между членами общины), в других — подворное (земля была закреплена за хозяином двора и не перераспределялась). В западных областях Украины и Белоруссии землепользование вызывало национальные и конфессиональные проблемы: земля принадлежала, как правило, полякам — католикам, а обрабатывали ее в основном батраки и арендаторы из украинцев и белорусов, как правило, православных. Поэтому для каждой территории необходимо было разработать местное положение, учитывавшее ее особенности.
Объявленное 19 февраля 1861 года “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости” непосредственно затрагивало 22,5 млн. помещичьих крестьян и 110 тыс. дворян-душевладельцев. Оно состояло из трех частей: (1) упразднение личной зависимости крестьян от помещиков, (2) наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей и (3) выкуп крестьянских наделов.
Формально крестьянин получал гражданские права — личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Он мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другое сословие. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
Наделение землей многомиллионного населения задача бесконечно сложная. Гораздо проще было провести эту операцию для общин, объединявших тысячи людей, чем для каждого индивидуального человека. Это было удобнее и с технической, и с административно-полицейской точек зрения и получило мощную поддержку со стороны любителей старины — славянофилов. Поэтому императорским указом землей наделялась община (сельские и волостные сходы во главе со старостами и старшинами), распределявшая ее; та самая община, которая исключительно усилилась после опричного переворота Ивана Грозного. Без согласия общины крестьянин не мог ни продать, ни передать землю, ни уйти из деревни. Во главе общины стоял выбранный на три года староста; помещик имел право отвода старост и других лиц в руководстве общины. Община несла круговую поруку за уплату податей.
До выкупа земли вся она оставалась собственностью помещика, крестьяне оставались “временнообязанными” и должны были отбывать барщину и оброк. Принципиальное отличие нового состояния крестьян от крепостного заключалось лишь в том, что обязанности крестьян стали четко определены законом и ограничивались во времени.
Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению должны были быть раз и навсегда определены по соглашению крестьян с помещиком и зафиксированы в “уставной грамоте”. Согласование этих грамот было основной заботой “мировых посредников”, назначаемых Сенатом из числа местных дворян-помещиков.
Земельные наделы были установлены разными в различных зонах страны и внутри них в зависимости от качества земли и других условий. Наделялись землей только мужчины — “ревизские души”. Дворовые слуги и “месячники” вообще не получили земли. Большую сложность представляло определение величины земельного надела; для Нечерноземья и Черноземной зоны этот вопрос решался по-разному. В нечерноземных губерниях в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, сколько и прежде. В черноземных же был введен сильно уменьшенный душевой надел: по закону — 3-4,5 дес., фактически — 2,5-3 дес. При пересчете на такой надел у крестьянских общин отрезались “лишние” земли. В числе “отрезков” нередко оказывались лучшие и необходимые для крестьянского хозяйства земли — луга, водопои, прогоны для скота, которые община вынуждена была в течение многих последующих лет арендовать у помещиков. К тому же, чередуясь с крестьянскими наделами, отрезки создавали крайне неудобную для них чересполосицу.
В нечерноземных губерниях проблема была иной и связана с определением выкупной суммы. Если в черноземных землях величина выкупа определялась по доходности земли, и это вполне устраивало помещиков, то в Нечерноземье помещики давно уже жили в основном не с доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. В результате поисков компромисса в пользу помещиков выкупная сумма за землю в Нечерноземье 342 руб. за десятину почти вдвое превышала ее рыночную цену — 180 руб. (выкупная сумма, полученная за всю землю, составила в конечном счете 867 млн. руб. при ее рыночной стоимости в 544 млн. руб.). Фактически помещики получили выкуп не только за отдаваемую крестьянам землю, но и за их личное освобождение.
Выкуп усадьбы был обязательным, выкуп же надела зависел от обоюдного согласия крестьянина и помещика. Величина выкупа равнялась в среднем размеру капитализированного оброка при 6% годовых. Крестьяне, получившие полный надел, выплачивали непосредственно помещику (сразу, в рассрочку или путем отработки повинностей) 20% всего выкупа. Оставшиеся 80% выкупной суммы царская казна выплатила помещикам в виде ценных бумаг под 5% годового дохода. Сумма, выплаченная государством помещикам, была объявлена крестьянским долгом казне с рассрочкой на 49 лет из расчета 6% годовых (т.е. крестьяне должны были выплатить 294% выкупной суммы). Эти выплаты были прекращены только в 1906 году. К этому времени крестьяне выплатили государству около 2 млрд. руб., т.е. в четыре раза больше рыночной стоимости земли в 1861 г.
По соглашению с крестьянами помещик мог отказаться от выкупа, “подарить” крестьянам землю, но в размере лишь одной четверти от их законного надела (“дарственный надел”), а остальную землю забрать себе. Такие наделы получили более 500 тыс. крестьян, в основном в Поволжье и на Украине. Судьба их печальна: очень скоро села “дарственников” на своих крошечных наделах обнищали.
К 1863 г. закончилась аграрная реформа и в удельных (дворцовых) хозяйствах. Все дворцовые крестьяне были переведены на выкуп, который они должны были, так же, как и помещичьи, выплачивать в течение 49 лет; величина выкупа фактически соответствовала выплачивавшемуся раньше оброку.
Наконец, к 1886 г. были переведены на выкуп и государственные крестьяне. Они обязаны были выкупаться целыми селениями с единовременной выплатой всех сумм.
Предоставив крестьянам законную возможность независимого владения землей, реформа 1861 г. в то же время привела к их фактическому обезземеливанию. При необходимости иметь от 8 до 10 дес. земли в зависимости от ее плодородия большинство крестьян получили 2-4 дес. В то время как, по подсчетам специалистов, для нормального существования семьи из 6 ч. в нечерноземной полосе требовалось 8,5 дес. пашни, 1,5 дес. луга, 0,5 дес. огорода, т.е. всего 10,5 дес. К тому же, поскольку практическое выделение участков было возложено на помещиков, за ними остались лучшие земли, выгоны, водопои. Права крестьян на землю были ограничены и властью общины. Наконец, крестьянину фактически не дали и права передвижения до окончательного расчета с государством за выкупленную землю. Таким образом, реформе не удалось сделать из крепостных крестьян независимых земельных собственников.
Крестьянская реформа получилась не такой, как ее предлагали передовые мыслители того времени — А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, поскольку была ориентирована на интересы помещиков, а не крестьян. И все же она имела огромное историческое значение, так как открыла перед Россией перспективу развития капиталистических отношений.
Несмотря на проведенную реформу, феодальные отношения просуществовали в стране, конечно, еще долго — оставались громадные латифундии, вся деятельность в деревне контролировалась поземельной общиной, вместо своей земли крестьяне получали общинные наделы; в социальной сфере сохранялась сословность, в политической — самодержавие.
Выкупная операция представляла особую форму первоначального накопления капитала помещиками. В то же время выкупные платежи, которые государство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянских хозяйствах, мешали им перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты.
Либеральные реформы 60—70-х годов. Вскоре после крестьянской реформы была проведена реформа местного управления — законом 1864 г. в 34 губерниях страны, где было упразднено крепостничество, вводилось земское самоуправление. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами — строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистики.
Распорядительными органами земства были избираемые каждые три года губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — губернские и уездные земские управы. Земства, существовавшие на определенные налоги с населения, нанимали на службу земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих специалистов. Депутаты земских собраний (“гласные”, т.е. имевшие право голоса) собирались раз в год для утверждения отчетов о земской деятельности и бюджета; никакого вознаграждения за это они не получали в отличие от членов земских управ, считавшихся служащими земства; все земские учреждения находились под контролем местной и центральной администрации — губернаторов и министра внутренних дел.
Вскоре после земской реформы в стране была проведена реформа городского управления (1870 г.). В 509 городах взамен существовавших раньше сословных городских управлений избирались каждые четыре года органы городского самоуправления — городские думы, которые, в свою очередь, выбирали членов городской управы и городского голову. Их попечительству подлежали вопросы благоустройства, образования, медицинского обслуживания, местной торговли, общественного порядка и благотворительности, санитарной и пожарной охраны в городах.
Одновременно с земской реформой в 1864 г. была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд — бессословный, гласный, состязательный, не зависимый от администрации. Центральным звеном нового судебного устройства был окружной (в каждой губернии) суд с 12 присяжными заседателями, адвокатами и прокурором. Судебные заседания стали открытыми для публики.
Разбором мелких дел и гражданских исков до 500 руб. занимались мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами на три года. Председатели и члены окружных судов утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом, и после этого их не могли уволить и даже временно отстранить от должности. Этим, конечно, повышалась независимость судов.
В те же годы была проведена реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища и реальные (с техническим уклоном) училища, выпускники которых допускались только в технические высшие учебные заведения; классические же гимназии давали права поступления без экзаменов в университеты. В 1863 г. была восстановлена автономия университетов, провозглашенная в 1803 г. и урезанная Николаем I. Наконец, в 1869 г. в России были созданы первые женские учебные заведения с университетскими программами.
Ряд важных реформ был проведен в армии. В 1874 г. была отменена рекрутчина и установлена всеобщая воинская повинность. Все здоровые мужчины, достигшие 20 лет (позднее — 21 года), должны были служить. На практике призывалась лишь четверть лиц, достигших призывного возраста. До половины освобождались по семейному положению — единственный сын, тот, у кого служил или служит старший брат, и т.п. Наряду с этим сохранялись льготы для дворян, купечества, духовенства. Срок службы определялся образованием: без образования — 6 лет в действительной службе и 9 лет в резерве, на флоте соответственно — 7 и 3 года; для окончивших начальную школу срок службы сокращался до 4 лет, гимназию — до 1,5 лет, университет — до полугода.
Развитие капиталистического хозяйства, индустриализация страны невозможны без привлечения значительных капиталов, но частный капитал не мог осуществлять инвестирование производства без хорошо налаженной кредитной системы. Поэтому наряду с другими реформами насущной стала реформа финансовой системы.
В 1860 г. был основан Госбанк России (на базе старых Заемного и Коммерческого банков) для нужд казны и ипотечных операций (ссуды помещикам под залог земли). Впоследствии (в 1882 г.) для этих операций были созданы два специализированных банка — Дворянский земельный банк, который на льготных условиях давал помещикам ссуды под залог земли, и Крестьянский поземельный банк, принимавший на комиссию землю помещиков для продажи крестьянам и, благодаря своей монополии, поддерживавший высокий уровень цен на земельные участки.
Для активизации сбережений населения в 1862 г. был принят Устав городских сберегательных касс, общее управление которыми возлагалось на Госбанк.
В 1862—1868 гг. по инициативе и под руководством государственного контролера В.А. Татаринова была проведена финансовая реформа, направленная на сокращение государственных рас -ходов. В ходе ее введена подробная роспись доходов и расходов по министерствам и их финансовый контроль, объявлен принцип гласности бюджета; все доходы необходимо было поместить в кассы казначейства, а не в ведомственные кассы. Единственным распорядителем бюджетных средств стало Министерство финансов. Общий итог этой реформы был очень ощутим — государственные расходы значительно сократились, что создало благоприятные условия для финансового оздоровления и последующих реформ.
Были упорядочены прямые налоги. В 1870 г. введен государственный налог на землю, который платили все собственники земли независимо от сословий — от 0,25 до 10 коп. за 1 дес. в зависимости от качества земли. Наконец, в 1863 г. отменены винные откупа. Вместо них введена система акцизов и патентных сборов. Несправедливость налогов, конечно, оставалась, поскольку основными статьями бюджетных поступлений были подушная подать (отмененная только в 1883 г.) и косвенные налоги.
“Великие реформы” 1860—1870-х создали рынок рабочей силы. Освобождение и расслоение крестьянства дали дополнительный толчок развитию капиталистического хозяйства. Наличие дешевой рабочей силы давало возможность получить более высокую, чем в развитых капиталистических странах того времени, норму прибыли. Отсюда — высокие темпы накопления капитала и развития хозяйства в пореформенный период.
Содержание раздела