d9e5a92d

Глава 2. Период феодальной раздробленности; татаро-монгольское иго



В результате крестовых походов торгово-транспортные пути между западноевропейскими странами и Востоком к XII в. переместились на Средиземное море; транзитный торговый путъ“из варяг в греки”, а вместе с ним и Киев потеряли свое значение для международной торговли.

С усилением мощи феодалов при преимущественно натуральном хозяйстве и, соответственно, неразвитой торговле не нужна сильная центральная власть. Этим объясняется политическая раздробленность Руси в XII—XIV вв. Независимо стали существовать Киевское, Смоленское, Черниговское, Галицко-Во-лынское, Переяславское, Ростово-Суздальское, Новгородское, Псковское, Турово-Пинское, Муромское, Рязанское княжества, которые делились, в свою очередь, на мелкие уделы. В стране не было единого государства, единого хозяйства и рынка.

Почти столетие до ордынского нашествия жила Русь в условиях раздробленности княжеств. Захирело Киевское княжество, бывшее до того политическим, хозяйственным и религиозным центром большого государства. Бесконечные княжеские усобицы, постоянные половецкие набеги заставляли жителей уходить в более спокойные места: на запад — к Галичине, Волыни, в

Польшу и на восток — в “Залесскую землю”, как тогда именовали места вокруг Ростова и Суздаля. Некогда многолюдные города и села пустели.

Татаро-монгольское нашествие. В довершение междоусобья татаро-монголы, завоевавшие раздробленные княжества, с 30-х годов XIII в. остановили политическое и хозяйственное развитие Руси. Города и веси были сожжены и уничтожены, десятки тысяч жителей погибли в сражениях или угнаны в плен (самые сильные мужчины, самые красивые женщины). Осталась не разоренной нашествиями 1237—1238 и 1239—1241 гг. только Новгородская земля, к счастью для Руси тогда же отбившая под руководством Александра Невского нападения шведов (1236 г.) и позднее — немецких орденов (1242 г.). В случае успеха двойного натиска — татаро-монголов с востока, а шведов и немцев с запада — Русь наверняка оказалась бы в еще худшем положении.

Пользуясь тяжелым положением Руси, ее южные, юго-западные и западные земли постепенно подчиняют себе, включают в свой состав Литва и Польша. И уже в XIV в. в документах появляется название Малая Россия — так начали называть юго-западную Русь.

Как и в других местах, татаро-монголы управляли Русью с помощью привычных для нее князей, ставших вассалами Орды. Начиная с Ярослава Всеволодовича (1243 г.), угодным князьям выдавались “ярлыки” на великое княжение, неугодных уничтожали; получила распространение передача татарскими правителями распорядительной власти местным князьям в форме “кормлений”. Жители Руси попали в двойную зависимость: они должны были платить дань-выход татарам и исполнять натуральные повинности в пользу собственных князей. Южные княжества совершенно обезлюдели, да и северо-восточные еще десятки лет не могли восстановить нормальную жизнь. В 1257—1259 гг. татаромонгольскими “численниками” была проведена перепись покоренных ими земель, включая и Русь: жителей “клали в число” и по этим спискам потом брали с них налоги. Но жителей становилось все меньше, что показала и проведенная татарами перепись.

С населения взимали множество налогов — общую дань, “поплужное” (подать с плуга), “ям” (обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам на ямскую гоньбу — почтовую службу) и др. Особо ненавистна была введенная татаро-монголами “тамга” — торговая провозная пошлина, имеющая чисто фискальное значение; из нее возникли позднее многочисленные частные пошлины — “поворотное”, “гостиное”, “амбарное”, “порядное”, “отвоз”, “свальное”, “подъемное”, “привязное”, “роговое” и т.д. Помимо этого, нужно было кормить ордынских послов, численников, баскаков, воинские отряды, обеспечивавшие поступление дани и послушание плательщиков; поставлять воинов и подводы для ханских войск: русские, как и другие покоренные народы, должны были участвовать в походах Орды.

Во второй половине XIII в. по всей Руси от Волыни до Ростовского княжества отмечается недовольство “числом”, ордынскими насилиями. После неоднократных выступлений в различных княжествах против ордынских численников и сборщиков дани (Галич, Ростов, Ярославль, Владимир, Суздаль, Устюг) сбор податей ханы передали в руки самих русских князей, что было несомненным достижением для Руси.

Истребление крестьян и ремесленников, поголовная дань (не облагались только церкви — татаро-монголы надеялись, что с их помощью им легче будет управлять православной паствой), ежегодная поставка ратников, многочисленные пошлины всюду (“мыт”, “тамга”) практически остановили всякую хозяйственную жизнь на территориях, где проживали славяне. Земледелие вынуждено было передвинуться из благоприятных южных районов на север и северо-восток.

Характерно, что с этого времени изменилась модель престо-лонаследования князей. Раньше вся Русь была как бы общим владением всех князей, и каждый из них по старшинству переходил от одного княжеского стола к другому, вплоть до великокняжеского в Киеве. Это порождало постоянные конфликты между многочисленными претендентами на власть — вспомним, хотя бы, многократно описанную в литературе драматическую историю борьбы за московский княжеский престол Василия Темного против Юрия Дмитрича, князя Звенигород-Галичского, и его детей — Дмитрия Шемяки и Василия Косого (середина XV в.). Теперь князья передают власть сыновьям, минуя братьев: в княжествах утверждаются постоянные династии. При такой схеме представители династии гораздо больше заинтересованы в обустройстве своего владения, чем временные ее правители. И если в Киевскую эпоху князья называли свои временные владения волостями, то теперь именовали вотчинами, т.е. владениями постоянными, идущими от отцов. Северо-восточная Русь становилась в изменившихся условиях центром нового собирания земель.

Возрождение сельской жизни. Несмотря на страшный ордынский погром и тяготы иноземного владычества, в северо-восточных землях начали постепенно преодолевать запустение, которое в юго-западной Руси продолжалось еще до XV в. Волжско-Окское междуречье, новгородско-псковские земли, удаленные от обычных степных путей вторжения кочевников, укрытые за лесами и топями, стали базой возрождения России. Основа возрождения заключалась, конечно, в хозяйственных успехах. Уцелевшие от ордынского нашествия и карательных экспедиций жители ставили новые избы, распахивали новые поля. Источники того времени часто упоминают “росчисти”, “чисти” — участки земли, очищенные от деревьев и кустарников. В этих местах возникают “починки” — новые деревни, обычно в один-два двора.

На северо-востоке не было достаточно плодородной земли, как на степном юге, да и попадалась она чаще всего небольшими островками среди лесов. Большие “ополья”, как около Суздаля, были редкостью. В этих условиях наряду с “подсекой” и “перелогом” все чаще применялась трехпольная система — с ярью, озимью и паром, что давало более богатые и устойчивые урожаи. В качестве озимой культуры чаще всего сеяли рожь, яровое поле тогда засевали овсом. К деревянным сохам и плугам стали приделывать железные приспособления — сошники и лемехи. Уже тогда понимали ценность коровьего и лошадиного навоза для полей.

Сеяли, как и раньше, рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо, лен и коноплю. В огородах выращивали капусту и репу, лук и чеснок, огурцы и тыквы, реже — свеклу и морковь. В садах росли яблони, вишни и сливы.

Сельское хозяйство давало не только средства существования труженикам, но и богатство господам — князьям и боярам, дворянам и церковникам. Все они пытались завладеть землей вместе с сидевшими на ней работниками, которых в новгородских и псков-еких пределах как и во времена “Русской правды” называли смердами, а в других местах — “людьми”, “сиротами”, “христианами”. Последнее название в те времена стало приобретать не религиозное, но социальное значение — это жители русских сел и городов, которые противостояли “басурманам”— ордынцам. Позднее так стали именовать только сельских тружеников — “крестьян”.

Положение крестьян не было одинаковым. Средний крестьянин имел 5 десятин земли в поле. Более богатые уже тогда дополнительно арендовали землю у феодалов, нанимая обедневших крестьян. Были и безземельные (беспахотные) и даже бездворные крестьяне (“подворники”, “захребетники”, проживавшие на чужих дворах). Появляются добровольно “задавшиеся” под чужое покровительство крестьяне, в том числе и добровольные холопы. Крестьяне исполняли для господ барщинные работы, вносили натуральные оброки, несли разные повинности.

В XIV—XV вв. идет процесс “окняжения” и “обояривания” земель. Крестьяне потеряли право свободного распоряжения ею — продажи, дарения, завещания, им оставалась лишь возможность перемещения. Крестьяне в ту пору имели право уйти от старого владельца в расчете на льготы у нового. Это давало освобождение на какой-то срок от повинностей и платежей, иногда они получали при этом ссуды на обзаведение хозяйством. Но землевладельцы, договариваясь между собой, создавали трудности, шли на всяческие уловки, чтобы не дать крестьянам возможности воспользоваться этим правом.

Значительную часть земледельцев составляли черносошные крестьяне, жившие на “черных” землях, принадлежавших не феодалу, а государству, казне в лице великого князя. В пользу казны они и несли разные повинности, платили дани. Положение черносошных крестьян было более независимым, но неустойчивым: по воле великокняжеской власти они попадали вместе с землями в собственность бояр, дворян и монастырей. Бояре и дворяне получали земли с крестьянами от князя в вотчину (безусловное владение) или поместье (условное владение). В 1388 г. Дмитрий Донской специальным указом запретил “черным” крестьянам продавать свою землю.

Значительную роль в жизни крестьян на Руси играла община. Крестьяне-общинники единолично владели только землей под усадьбами и пашнями; леса, луга для пастбищ, реки и озера находились в общинном пользовании. Община с ее круговой порукой организовывала все стороны крестьянской жизни, защищала свои интересы от чрезмерных требований господ и управителей. С другой стороны, она использовалась государством и владельцами для поддержания порядка, взимания поборов, организации общественных работ. Руководство общины было выборным: своих старост, сотских, десятских, управлявших мирскими делами, крестьяне выбирали на сходах.

Помимо крестьян, приписанных к земле и зависимых в силу этого от землевладельца, в княжеских, боярских и дворянских хозяйствах имелось немало холопов. Они работали и на дворе, и в поле (“страдники”), занимались ремеслами. Это “полные люди”, принадлежавшие господину по праву собственности. Он мог их продать, подарить, передать по наследству; убийство холопа — не уголовное преступление, а только грех перед богом. Холоп не мог, как крепостной крестьянин, поменять хозяина по своей во -ле. Хотя нередко владельцы отпускали холопов на волю, освобождаясь от ненужной дворни: это позволяло регулировать численность и качество рабочей силы в вотчинах и поместьях.

Особо привилегированное положение занимали представители барской администрации — “тиуны”, “ключники”, “посельские”. Не будучи лично свободными, они выступали помощниками господ по управлению их хозяйством и подневольными людьми.

Жизнь крестьян и холопов даже в относительно мирное время была тяжелой. Источники того времени (акты, летописи, жития) сообщают о выступлениях против захвата земель боярами и монастырями и увеличения старинных размеров барщины и оброка. “Разбойники” громили и сжигали господские имения, отбирали и уничтожали документы на владение землей и крестьянами. Такие выступления усиливались в случаях массового голода, как, например, после неурожая в 1314 г. в Новгородской и Псковской землях.

Возрождение городов, ремесел и торговли. Вслед за возрождением села после Батыева нашествия заметны рост городов и развитие ремесел на северо-востоке Руси. Восстанавливались старые города, возникали новые. “Список русских городов”, составленный в конце XIV в., перечисляет 55 городов залесских, т.е. владимиро-суздальских, 35 новгородских, 10 смоленских, 30 рязанских.

В условиях противостояния Орде в городах, далеко отстоявших от основных путей ордынских завоеваний, развивались кузнечное и металлообрабатывающее ремесла, производство оружия и военного снаряжения. Так, в Москве и ее посадах работали лучники, бронники, пищальники, и в битвах на реке Воже (1378 г.) и на Куликовом поле (1380 г.) русские ратники были вооружены не хуже противостоявших им татаро-монгольских. В 1382 г. летопись впервые упоминает об использовании под стенами Московского кремля пушек против войск Тохтамыша.

В отстраивавшихся городах возникали каменные храмы, крепостные укрепления. В Москве в 60-е годы XIV в. деревянные стены Кремля, возведенные еще при Иване Калите в 1339 г., заменили каменными. После долгого перерыва возобновилось литье колоколов.

XIV—XV вв. — время расцвета Новгорода. Аристократическая (во главе управления стояли купцы и бояре) республика росла за счет беглого с юга населения, опираясь на развитие ремесел и торговли. В силу неблагоприятных природных условий прокормить все население города своими продуктами было невозможно даже при трехполье. Приходилось развивать торговлю ремесленными изделиями и активно осваивать новые земли.

Тогда же наблюдается и возвышение Москвы благодаря трем факторам — географическому положению (в центре пересечения дорог между отдельными славянскими княжествами и одновременно в относительной удаленности от ордынских центров), развитию стратегически важных ремесел (кузнечного и производства оружия) и умному политическому поведению князей.

В условиях постоянной вражды, “нелюбья” великих и удельных князей между собой и лавирования в отношениях с Ордой выработался механизм внутреннего управления, основные элементы которого — Боярская дума и институт кормлений в течение еще нескольких столетий служили основой организации управления в стране.

Князья великие и удельные судили и рядили подданных в своих землях. Между собой заключали договоры о границах и таможнях, торговле и порубежных спорах, выдаче беглых крестьян и холопов. Князья опирались на совет из бояр — Боярскую думу, состоявшую из “бояр введенных” — ближайших, постоянных советников князя, и “бояр путных” — возглавлявших отдельные отрасли хозяйства, “пути” — сокольничий путь (княжеская охота), конюший, ловчий, стольничий, чашничий.

В черных городах и волостях, принадлежавших казне, т.е. не бывших удельными и не принадлежавших непосредственно князю или его семье, сидели княжеские наместники и волостели из бояр и княжеских слуг на условиях “кормления”: в установленные сроки местные жители поставляли им продукты и фураж. В пользу “кормленщиков” шла часть собираемых ими на территории пошлин — судебных, торговых, свадебных; другая часть направлялась в княжескую казну.

В этот период в северо-восточных землях Руси развивается торговля, появляются территориальное разделение труда и товарно-денежные отношения. Сеть мелких торжков, господствующих в обмене, дополняется и некоторыми городскими рынками, получившими региональное значение, — Москва, Тверь, Рязань, Новгород Великий, Псков, Нижний Новгород. В отсутствие собственных монет в середине XIV века пользовались оставшимися издревле серебряными слитками и “рублевыми гривенками” (кусок слитка определенного веса; позднее их стали называть рублями); но наибольшее хождение имели золотоордынские и чешские (“пражский грош”) монеты на весовом соотношении с рублем.

Во второй половине XIV в., после длительного перерыва в удельных княжествах начали чеканить собственную монету из серебра и меди. Монета чеканилась сначала в Рязанском и Нижегородском княжествах, а после Куликовской битвы и в Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Смоленске, Суздале, Ярославле, Чернигове, Серпухове, Галиче, Можайске, Ростове, Дмитрове, Кашине, Новом Торге и в других городах.

Постепенно налаживалась и внешняя торговля, хотя ей, особенно по Волге, мешала Орда. Тем не менее торговля развивалась — с той же Ордой, другими прикаспийскими странами, Крымом (гости-сурожане), Византией, Литвой, Прибалтикой, западноевропейскими странами.

Ремесленники и купцы объединялись в собственные профессиональные организации — артели, дружины, сотни, ряды, братчины и общины. В рамках этих сообществ они разбирали спорные дела, в том числе и судебные, строили свои патрональные храмы.

Среди посадских жителей — купцов и ремесленников, как и среди крестьян, росло неравенство, вызывавшее социальные потрясения. По городам Руси в XIV в. проходит череда восстаний посадских людей против своего боярства, переплетавшихся с борьбой против ордынцев (восстания в Нижнем Новгороде, Ростове, Твери, Москве).



Содержание раздела