Легкие деньги могут сыграть злую шутку
В 1929 году небывалый рост фондового рынка США привел к Великой депрессии
Ничего не предвещало будущего краха фондового рынка. В конце октября 1929 года вышел очередной номер популярного женского журнала Ladies Home Journal. На его обложке был напечатан призыв: «Каждый способен разбогатеть на бирже!». Однако все рухнуло в одночасье! 24 октября (этот день прозвали «Черным четвергом») на продажу было выставлено около 13 млн. акций, включая бумаги самых солидных концернов: Американской телефонно-телеграфной компании, Всеобщей электрической компании, Всеобщей компании двигателей. Ценные бумаги некогда престижных компаний реализовывались по любой, даже самой ничтожной цене.
В последующие дни были проданы еще около 30 млн. акций, цены рухнули, разоряя инвесторов. В целом за неделю биржевой паники рынок потерял в стоимости около $30 млрд. — больше, чем правительство США потратило за все время Первой мировой войны. Банки, которые ранее финансировали покупку акций своими кредитами, были не в состоянии вернуть долги и объявляли банкротства.
После Первой мировой войны все складывалось для экономики США наилучшим образом. Прибыли военной поры оживили национальную экономику, страна по праву гордилась достижениями технического прогресса. Однако вскоре растущий оптимизм в сочетании с легким доступом к дешевым деньгам сыграл с инвесторами злую шутку.
А в середине двадцатых годов про- Ир
ина шлого века индекс Dow Jones вырос в 4 (!) КОЛЕВАТОВА
раза. Это в значительной степени стало возможным благодаря бурному росту инвестиционных фондов, или трестов, созданных для вкладывания в акции заемных средств. В то время в Америке существовало около 500 таких трестов, а их суммарные активы оценивались в $8 млрд. (в пересчете на нынешние деньги это порядка $850 млрд.). Кроме того, торговля акциями стала популярной среди населения. Миллионы американцев инвестировали свои средства в ценные бумаги. Растущий спрос на них взвинчивал цены, что привлекало новых инвесторов, желавших обогатиться быстро и гарантированно. При этом мно
Крах 1929 года послужил хорошим уроком для финансового мира
После краха на Уолл-стрит в 1929 году экономика США и, пожалуй, мировая экономика, в целом, погрузились в хаос, более известный как Великая американская депрессия. Эффект от обесценения акций на реальную экономику был поистине впечатляющим. Поскольку владение ценными бумагами было широко распространено в то время, это означало, что потери несла значительная часть среднего класса, что не могло не отразиться на их покупательной способности. Упал спрос на недвижимость и автомобили, результатом этого стало то, что многие бизнесмены закрывали заводы. Промышленное производство в Соединенных Штатах значительно сократилось — на 46%.
Еще хуже обстояло дело с курсом акций: они подешевели на 87%. В то время, как миллионы людей теряли на бирже все свои средства к существованию, предприятия лишались кредитных линий и закрывались, вызывая рост безработицы. Только по официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, из них 14 млн. — в Америке.
Кризис был преодолен благодаря новой политике США. В 1933 году президентом страны стал Франклин Рузвельт, который запустил программу New Deal («Новый курс»).
Америка извлекла урок из своих ошибок. Была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам, которая устанавливала правила биржевой игры и наказывала их нарушителей. К тому же был принят закон, разделяющий инвестиционные и коммерческие банки. Для государственного страхования банковских вкладов на сумму, не превышающую $100 тыс., учредили Федеральную корпорацию страхования депозитов.
Кроме того, крах 1929 года послужил хорошим уроком для финансового мира. С тех пор на многих фондовых биржах приостанавливают торги в случае слишком быстрого падения котировок. Стоит отметить, что благодаря этой практике последствия биржевого краха 1987 года были значительно более легкими.
Содержание раздела