d9e5a92d

Алексей Синельников - Восток - дело тонкое



В мусульманской традиции купец - лицо весьма уважаемое. Купец и воин. Первый троится ради «великой прибыли» - райского блаженства, честно торгуя и свято возвращая долги. Второй получает его, погибнув в бою.

Когда-то сам основатель ислама вел торговые дела. До Мухаммеда арабы не любили воевать. Другое дело - набег на соседей или ограбление купеческих караванов. Однако все эти деяния, скорее, напоминали современный рэкет. Бедуины совершенно не собирались резать курочек, которые несли для них золотые яйца.

К VI веку нашей эры набеги на соседей переродились в «покровительство» (с получением постоянной дани), а купеческие караваны теперь не откупались от шейхов, а платили им за вооруженную «охрану».

Арабский халифат

Так уж совпало по времени, что новая религия, сплотившая любителей «охранять» и «покровительствовать», возникла именно в тот момент, когда два азиатских монстра - Иран и Византия - истощили друг друга длительной войной. «Бог мести послал арабов, чтобы освободить нас от жестокости римлян», - говорили местные жители. Но они так же легко оттолкнули бы и Коран, если бы новые хозяева, обложив их налогами, не дали ничего взамен.

Первоначально удары мусульманской конницы были направлены на восток, по маршрутам Великого шелкового пути. Вслед за арабскими скакунами вскоре важно зашагали верблюды, груженные товарами, и новые правоверные начали пять раз в день славить Аллаха, получая законную прибыль от транзитной торговли.

Империя выстраивалась по четкой формуле: власгь-религия-война-торговля. В городах активно строили мечети и рынки, а ученые люди наставительно говорили: «Базар - это мир и море, лавка - лодка и пристань». Разумеется, для правильного товарооборота нужна была надежная валюта. Ранее в этих местах широко использовали серебряные драхмы сасанид-ской чеканки. Иранские владыки переняли ее еще от блаженной памяти Александра Македонского. Правда,

Алексей Синельников - Восток - дело тонкое


внешне драхма сильно изменилась. Вместо классического профиля Зевса или Аполлона на ней теперь располагался лев или двугорбый верблюд конь или олень.

Даже шрифт был не простой

Вторая валюта, прочно оккупировавшая кошельки, несла на себе христианские знаки. Византийские императоры оо всеми своими регалиями строго смотрели с золотых солидов и серебряных милиарисий. Но ни те и ни другие монеты не подходили арабам по религиозным мотивам. Как правоверный мусульманин будет перебирать в руках металлические кружки с христианскими знаками, вознесенными в статус Бога? Им нужна была совершенно новая монета. И такая монета появилась.

Ее называли дирхам или дирхем - считается, что это искаженное арабским языком слово драхма. Сначала она и весила почти как иранская драхма - четыре грамма, но вскоре похудела почти до трех. Из каких соображений новую весовую единицу уменьшили, непонятно. С византийской монетой она тоже не совпадала и

О господин, я знаю что-то. от чего тебе будет прибыль. Сделай так, как делают купцы, и отдай твои ткани в долг на несколько месяцев при писце, свидетелях и меняле. Ты будешь получать деньги каждый четверг и понедельник и наживешь дирхемы: на каждый дирхем - два и, кроме того, посмотришь Каир и Нил

«Тысяча и одна печь»

составляла от нее ровно 2/3. Возможно, владыки халифата не желали подстраиваться под метрические системы своих врагов, а хотели иметь свои, оригинальные. Во всяком случае, эталон веса выглядел теперь так: дирхем = 3-125 грамма = 1/3 мискапя.

В хадисах сказано, что того, кто будет изображать живое существо, ждет несчастье. В день последнего суда те, кого изобразил художник, сойдут с картин и станут требовать, чтобы автор отдал им свою душу. Поэтому на правоверной монете не могло быть никаких картинок - только надписи. На первом дирхеме отчеканили суру Корана: «Мухаммед -посланник Аллаха, он послал его с руководством и истинной религией, чтобы тот возвысил ее над всеми религиями».

Даже шрифт был не простой, а специально разработанный в школе по изучению Корана в городе Ку-фе (отсюда куфический шрифт и куфическая монета). По краю монеты - обозначение года и места чеканки. Год тоже был обозначен не просто так, а согласно арабскому летоисчислению.

Почти одновременно с дирхемом в новой столице молодого государства Дамаске стали выпускать золотую монету - динар. На лицевой стороне его - та же сура. Вес динара был 4.25-4 27 грамма, и он отличался от византийской номисмы (червониа-солида) на 1/24. Обменный курс динара по отношению к дирхе-му был равен 1:14.

Залито - се ребра - медь

Вскоре появилась еще одна монета - медный фельс. Теперь в законченном виде денежная система халифата выглядела так: динар (золото) = 14 дирхемам (серебро), дирхем « 24 фельсам (медь).

Купец-мусульманин был теперь самым желанным гостем в любой части света. Многочисленные клады арабских монет, найденные в разных странах, могут дать только слабое отражение размаха торговли того времени. Дирхемы встречаются даже в Англии. Арабы представляли себе мир в виде гигантской птицы, с головой в Китае, хвостом в Алжире, сердцем в Аравии, правым крылом в Индии, левым в Средней Азии. Европу и Африку они считали странами дикими и периферийными. Испанию они уже завоевали, а поражение, нанесенное им франками, объясняли досадным недоразумением. Тогда лошадь знаменосца сломала себе ногу, и победоносные войска халифа, не видя священного знамени, пришли в легкое заме-шательот но.

За четыре года до смерти пророк Мухаммед отрядил в Гагчжоу своего дядю Ваххаба ибн Аби Кабшаха, и тот заложил первую в Китае мечеть. Ее минарет служил маяком. Купцы завоевывали чужие рынки не хуже воинов. Великий караванный шелковый путь между Ближним и Дальним Востоком они продублировали морским шелковым путем. Он связывал Персидский залив с Южным Китаем.

Путь из Сохара (порт в нынешнем Омане) до Под небесной империи занимал три года, два из них приходилось на торговые операции в промежуточных портах. Кокосовое масло и копра доставлялись с Кокосовых островов. Камфара и шелк - с юга Китая или Тайваня. Перец, имбирь, кардамон, алмазы и жемчуг - из Индии. Корицу, рубины, топазы, голубые сапфиры и белых слонов - с Цейлона. Гвоздику и мускатный орех - из Молуккского архипелага и Индонезии. Алоэ, золото и слоновую кость - из Африки. Каир, Багдад, Дамаск стали сосредоточением богатства и цивилизации. Мекка тоже принимала несметные толпы купцов, которые прибывали как паломники с торговыми караванами.

«Я спросил сегодня у менялы,

Что дает за полтумана по рубли...»

Увы, эта огромная империя прожила не более двухсот лет. Первым из-за внутренних усобиц отпал Кордовский эмират, за ним Египет, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифа осталась лишь Me-соі Іо іамИЯ.

Становясь независимыми правителями, эмиры организовывали свои собственные армии, чеканили собственную монету. Далеко не каждый мог позволить выпускать полновесные дирхемы и динары. В некоторых государствах содержание серебра в монетах упало до 20%. В обращение поступали медные дирхемы, лишь сверху покрытые тонким слоем серебра. А в благородной Фергане вообще выпускали дирхемы без серебра: они были сделаны из сплава меди со свинцом.

Согласно описаниям арабских историков, купцы в большей мере были заинтересованы скупкой и спекуляцией золотыми и серебряными монетами, чем продажей своих товаров. Они приобретали монету в областях, где она была более высокого качества, и продавали ее в районах, где монета была низко-пробной,

Порченые дирхемы уже не вывозятся в Европу. В России их принимают только на вес, а потом и вовсе переходит на кусочки чистого серебра - гривны. Как следствие крушения этой мировой валюты, начинает колебаться содержание серебра в монетах европейских государей.

Благодаря единой вере, арабскому языку и проторенным караванным путям купцы были тогда единым связующим звеном рыхлого и нестабильного восточного мира. Они по-прежнему курсировали от Китая до берегов Атлантического океана. Однако спекуляции не могут продолжаться вечно. Чтобы нормализовать торговлю, необходимо было приходить к единому знаменателю ценностей. Не имея возможности создать новые мировые деньги, мусульманские государства создали институт менял.

В «Тысяче и одной ночи* герой ищет менялу, способного взвесить на своих весах тысячу дирхемов. Спрашивается - зачем? Когда в обращении находятся сходные по внешнему виду, но разновесные монеты, без строгого учета и проверки веса не обойтись. Здесь подход такой же, как при определении сортности зерна. Прикинув, сколько монет уравновешивается той или иной гирькой, меняла устанавливал, с какой монетой он имеет дело. Можно добавлять в дирхем медь или свинец, но при условии одинакового размера взвешивание точно определит - сколько в нем добавок.

Меняла должен быть знатоком своего дела. Каждую монету взвешивать не станешь. Иногда достаточно прикинуть на взгляд, сколько на подносе хороших, а сколько плохих денег. Для этого меняла должен был держать в голове, по какому курсу идут нынче дирхемы из Магриба, что там мудрит с содержанием серебра владыка Дамаска, и еще не забывать свои собственные интересы при обмене, являя честность и бескорыстие строго в рамках шариата. Недаром достижения арабской математики были самыми передовыми в мире.

Вернуться к регулярному чекану монет одинакового веса и пробы арабские эмиры так и не смогли. И хотя серебро более всего соответствовало уровню цен и объему внутренней торговли феодальной Средней Азии, для внутреннего обращения использовали медь, а для внешних торговых операций - золотые динары. Серебро, ранее активно поступающее с Запада, иссякло. Из-за моря теперь плыли не купцы, а закованные в железо крестоносцы. К XIII веку вместе с новыми завоевателями стали появляться новые монеты и новые денежные системы. Название дирхем к XIV веку почти исчезло. Оно сохранилось только на периферии цивилизации - в мусульманской Африке.

Отец пушки, отец собаки и отец птицы

Золотой динар надолго пережил дирхем. Серебра на Востоке не хватало. В изобилии были только золото и медь. Но полновесные золотые имели очень большую цену для рынка. На них можно было совершать только крупные сделки. Чтобы как-то «приблизить* монеты к средним рыночным операциям, их нарочно стали выпускать с пониженным содержанием пробы золота - до 60%. Серебро потекло на Восток из Испании, которая привезла его из своих южноамериканских колоний.

Испанский реал - он же пиастр, он же абу-мидо-ра. Благодаря стабильности содержания серебра реалы заполонили не только мусульманскую Африку, но и Восточную Азию. Сначала менялы принимали их только на вес, но впоследствии, убедившись в отменном качестве, дали особое имя. Абу по-арабски -отец. Абу-мидора - отец пушки. Две колонны геркулесовых столбов на испанском реале восточное воображение превратило в пушки. Может бытъ, какие-то

Алексей Синельников - Восток - дело тонкое


россказни мавританских пиратов, бежавших от залпов могучих галеонов, доходили на базар вместе с пропитанной кровью добычей.

А вот роскошного гордого льва на нидерландских левендальдерах мусульмане принимали за собаку. Абу-келб, отец собаки - такое у него было прозвище.

Второе его прозвище - асади-куруш. Взяв латинское слово грош (grossus), турки переделали его в куруш. Так они называли все европейские монеты. Рейхсталер - риал-куруш. Австрия была на протяжении долгих и долгих лет как торговым партнером, так и военным противником Турецкой империи. Австрийские талеры Марии-Терезии широко растеклись по Востоку и Африке. Именовали их почтительно - абу-куш. Куш по-арабски - птица. Рассматривая двуглавого австрийского орла, смуглые синдбады-мореходы, наверное, вспоминали легендарную птицу Раух. Отец птицы - вот как называлось это серебряное чудо. Да, что ни говори, Восток - дело тонкое.

Содержание раздела