d9e5a92d

Процессы аграрных преобразований

Как известно, в России частная собственность на землю была узаконена Земельным кодексом, принятым летом 2001 г. Тем не менее формирование законодательной базы далеко от завершения. Многие вопросы по-прежнему ждут своего решения, в том числе и вопрос о рыночном обороте земли, хотя в реальной практике стихийный оборот уже давно существует. Однако законодательная база, призванная придать ему юридическую силу, еще не создана. Между тем рынок земли в рыночной экономике не менее значим, чем рынок товаров, капиталов, рабочей силы.

Он позволяет сконцентрировать землю в руках наиболее предприимчивых и энергичных экономических субъектов, способных с наибольшим эффектом вести совместное или индивидуальное хозяйствование на земле, а аренда как один из важнейших способов оборота земли предоставляет возможность добиться этого наиболее дешевым, а потому и доступным способом, что особенно важно в условиях дефицита денежного капитала. Чрезвычайно актуальной остается и по сей день не решенная проблема кадастровой оценки земли, весьма затрудняющая вследствие своей неразрешенное™ оборот земли, не говоря уже о необходимости создания инфраструктуры такого оборота, его кадрового обеспечения. Более четким с точки зрения законодательного оформления должно быть разграничение функций федеральных и региональных властей.

Если на федеральном уровне резонно определять общие принципы регулирования земельных отношений, призванные обеспечить общегосударственную защиту конституционных прав граждан, и прежде всего прав крестьян на землю, то региональные органы осуществляют последовательную практическую реализацию прав граждан на землю применительно к экономическим, социальным, политико-историческим, национально-этническим и прочим условиям и особенностям каждого данного региона в отдельности.
Как уже отмечалось, в ходе рыночных преобразований не только была допущена частная собственность на землю, но и произошла ликвидация на добровольной основе большинства колхозов и совхозов. На их базе возникают новые крупные сельскохозяйственные предприятия, сугубо рыночные по своей природе. Однако оптимизация размеров таких хозяйств по концентрации земельных угодий и рабочей силы, будучи чрезвычайно актуальной, все еще не решена, так как подавляющее большинство из них пришло на смену прежним гигантам.

К тому же многие хозяйства оказались в тяжелом финансовом положении, а их адаптационные способности к рыночным условиям оказались невысокими. При такой ситуации крайне важна экономическая под держка государством наиболее перспективных и жизнеспособных из них.

К тому же, как известно, проблема продовольственной безопасности является национальной, а потому и решается при активном участии макроэкономического субъекта, то есть государства.
В процессе аграрных преобразований возникли два типа хозяйствования: индивидуальное хозяйство граждан и крупные сельскохозяйственные организации (предприятия) нового типа. Число последних на начало 2003 г. составило 25 тысяч.

Хозяйства граждан в современной России представлены следующими видами: личное подсобное хозяйство, которым занято в текущем году 16 млн. сельских семей; коллективное и индивидуальное садоводство, коллективное и индивидуальное огородничество городских семей, число которых составляет ныне 19,3 млн., а также крестьянское (фермерское) хозяйство таковых 264 тысячи (А.Емельянов. Взаимодействие форм хозяйств в аграрной экономике. Вопросы экономики, 2003, 11, с. 120).

Каждому из них присущи свои особенности, на которых и остановимся.
Личное подсобное хозяйство это форма сельскохозяйственного производства, осуществляемого на приусадебных и полевых участках личным трудом крестьянина и/или членов его семьи в целях удовлетворения потребностей в продовольствии и иных нуждах. Садовые, огородные и дачные земельные участки предстают формой землепользования, при которой земля предоставляется городскому населению или приобретается им для выращивания сельскохозяйственных культур или отдыха. При этом граждане могут на добровольных началах создавать коллективные садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения или вести хозяйство индивидуально. Особое место среди индивидуальных хозяйств занимает крестьянское (фермерское) хозяйство.

Его особенность состоит в том, что, будучи формой свободного, сугубо рыночного предпринимательства, ведущегося на собственной и/или на арендованной земле, оно нацелено на производство товарной продукции.
Что же касается крупных сельскохозяйственных предприятий (организаций), то они появились в процессе реорганизации колхозов и совхозов, все еще во многом формальной, в облике производственных кооперативов, закрытых и открытых акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, государственных предприятий, подсобных хозяйств промышленных, транспортных, научно-исследовательских учреждений, ассоциаций крестьянских хозяйств и пр.
В ходе этих преобразований большая часть сельскохозяйственных угодий так и осталась у крупных хозяйств, между тем как в развитых странах картина диаметрально противоположная. Так, в США у крупнейших ферм, составляющих всего 5% от общего их числа, сосредоточено всего 10% сельскохозяйственных угодий, но их доля в производстве сельскохозяйственной продукции составляет более 60%. В РФ крупные сельскохозяйственные предприятия и поныне обладают 85% сельскохозяйственных угодий, однако их доля в выпуске готовой продукции не превышает и 40%, что весьма убедительно свидетельствует о более высокой эффективности индивидуального хозяйства даже в условиях преобладания ручного труда.

Конечно, в развитых странах индивидуальное крестьянское хозяйство при современном уровне его технико-технологической оснащенности отнюдь не ассоциируется, как у нас, с мелким, чем и определяется весомость его вклада в производство готовой продукции.
Однако важно то, что за годы рыночных преобразований удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции и индивидуальных, и коллективных хозяйств существенно вырос, что свидетельствует об их не вызывающей сомнений более высокой эффективности в условиях, когда их подлинная реорганизация в рыночные структуры все еще далека от завершения.
Вполне естественно, что кризисное состояние как исходное для большинства советских колхозов и совхозов, унаследованное их преемниками, сдерживает процесс реорганизации на рыночных началах, не говоря уже о таком серьезном препятствии, как сохраняющийся во многом прежним менталитет бывших колхозников и работников совхозов в отношении их трудового усердия в общественном хозяйстве. К тому же многими из них утрачены едва ли не полностью навыки к самостоятельному хозяйствованию, что и заставляет держаться за бывшие колхозы и совхозы, хотя опорой они являются весьма слабой, так как многие из них и по сей день находятся в критическом состоянии.

Основой выживания преобладающей массы сельского населения в крупных хозяйствах, как и в советские времена, по-прежнему служит личное подсобное хозяйство.
Принципиально иная ситуация сложилась в хозяйствах граждан. По существу, все формы такого хозяйства, кроме фермерского, не только существовали при социализме, но уже и тогда отличались более высокой эффективностью. А теперь они еще и наделены землей, перешедшей в их частную собственность, что еще более стимулирует трудовую деятельность.

К тому же появилась реальная возможность расширения производства путем купли или аренды земли, что становится основой их перерастания в рыночные хозяйства. И хотя отечественное сельскохозяйственное машиностроение в советские времена было нацелено на производство техники для крупных, а не для индивидуальных мелких хозяйств, а потому уровень оснащенности техникой крупных хозяйств, даже не будучи высоким, все же несопоставим с уровнем оснащенности индивидуальных хозяйств, использующих преимущественно ручной труд, примитивную технику, тем не менее именно индивидуальное хозяйство сельского и городского населения в наибольшей мере демонстрирует свою жизненную силу вопреки всем объективным трудностям. Вполне логично, что по мере насыщения техникой оно будет эволюционировать в фермерское с возрастанием вклада в производство товарной сельскохозяйственной продукции, тем более что по мере повышения платежеспособного спроса населения спрос на сельскохозяйственную продукцию неуклонно растет со стороны возрождающихся предприятий перерабатывающей промышленности, приватизированных предприятий, торгующих продовольственными товарами, равно как и предприятий общественного питания.

Растущий спрос на сельскохозяйственную продукцию становится важнейшим фактором экономического подъема всех отраслей АПК. А уж кто окажется наиболее конкурентоспособным товаропроизводителем крупное совместное или индивидуальное крестьянское хозяйство, покажет время.

Важно создать в ходе институциональных преобразований благоприятные предпосылки для становления и функционирования того и другого.
10.3. Объективная необходимость и основные направления государственной поддержки сельского хозяйства
Как уже отмечалось, сельское хозяйство в постсоциалистической экономике России оказалось в состоянии чрезвычайно глубокого кризиса. И уже вследствие этого обстоятельства государство не может быть безучастным к судьбе отрасли, определяющей продовольственную безопасность страны.

Такая безопасность предполагает обеспечение соответствующими ресурсами, производственным потенциалом и гарантиями национальной экономики и ее АПК. В свою очередь, подобное обеспечение позволяет удовлетворять потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами, не снижая при этом государственного продовольственного резерва с учетом изменяющихся внутренних и внешних обстоятельств.

Для России решение этой проблемы чрезвычайно актуально в условиях далеко не преодоленного кризисного состояния сельского хозяйства, длительного характера институциональных преобразований, низкой эффективности сельскохозяйственного производства, слабой конкурентоспособности его продукции на внешних рынках, а уж тем более в преддверии вступления страны в ВТО, налагающего на нее определенные обязательства и ограничения во внешнеэкономической деятельности.


При решении государством проблемы продовольственной безопасности возможны варианты. Может быть поставлена цель активного включения национальной экономики в систему международного разделения труда, можно пойти по пути проведения политики активного аграрного протекционизма, можно найти оптимальный вариант сочетания того и другого. Последний представляется наиболее приемлемым для российских условий вариантом решения данной проблемы. А реалии таковы, что кризисное состояние отрасли далеко не преодолено, зависимость национальной экономики от импорта продовольствия по-прежнему остается высокой, а конкурентоспособность отечественной продукции низкой.

Поэтому жизненно необходима существенная и всесторонняя поддержка сельского хозяйства, равно как и АПК в целом, со стороны государства для обеспечения сбалансированного развития всех его блоков. Такую поддержку вполне уместно осуществлять и путем проведения политики умеренного аграрного протекционизма.
Мировой практикой наработаны многообразные и весьма эффективные способы и методы вмешательства государства в деятельность этого комплекса в условиях рыночной экономики. Оно осуществляется методами проведения налоговой и таможенной политики, предоставлением льготных кредитов, а также бюджетных субсидий наиболее слабым и вместе с тем значимым звеньям этого комплекса, воздействием на уровень оплаты труда, развитием социальной сферы на селе за счет средств государственного бюджета, что является не только фактором повышения жизненного уровня сельского населения, но и фактором закрепления трудоспособного населения в сельской местности.

Широко используется система государственных заказов на производство сельскохозяйственной продукции с гарантированными ценами по ним в рамках долгосрочной государственной программы, ограничивается тенденция к монополизму путем регулирования паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Как показывает китайский опыт аграрных преобразований, чрезвычайно перспективным является стимулирование развития местной промышленности на селе, что позволяет снижать издержки на переработку сельскохозяйственной продукции, преодолевать сезонный характер занятости сельского населения, обеспечивать прирост рабочих мест, стоимость которых к тому же в сельской местности значительно ниже, чем в городе. В этой же связи более чем актуально возрождение промысловой кооперации, в дореволюционное время для России традиционной и весьма эффективно функционировавшей.
Немаловажное значение имеет и законотворческая деятельность государства, направленная на подлинную защиту прав собст-вснности, в том числе и на землю, от произвола местного чиновничества и криминальных структур, на правовое регулирование взаимоотношений между хозяйствующими на селе субъектами. Вместе с тем при формировании законотворческой базы следует исходить и из того, что земля является национальным достоянием. Поэтому общество не может допустить полновластного распоряжения ею исключительно по усмотрению собственника.

За государством в цивилизованных странах остается контроль, обеспечивающий защиту интересов всего общества по сохранению, воспроизводству и эффективному целевому использованию земельных ресурсов. Так, государство призвано законодательно закрепить использование сельскохозяйственных угодий (а в их состав включаются пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища), только для сельскохозяйственного производства хозяйствующими субъектами, имеющими специальное образование и опыт работы в сельском хозяйстве.

В случае их неиспользования или нецелевого использования должно быть предусмотрено изъятие у собственников сельскохозяйственных угодий в законодательном порядке с передачей в резервный фонд государства или органам сельского самоуправления. Такая деятельность государства призвана обеспечивать повышение эффективности труда в отраслях АПК, сельского хозяйства в том числе и прежде всего, что и становится основой роста жизненного уровня населения, укрепления продовольственной безопасности страны.
Накопленный развитыми странами опыт государственной поддержки сельского хозяйства вполне может быть использован и в постсоциалистических странах, с корректировкой на национальные особенности и традиции, на переходное состояние экономики. Следует иметь в виду и то, что в российских условиях ныне чрезвычайно актуализировался вопрос об улучшении качества сельскохозяйственных угодий, резко снизившегося за годы рыночных преобразований.

Это нашло выражение в эрозии почвы, ее засолении, резком сокращении содержания гумуса, что привело к значительному падению плодородия почвы. Пагубны последствия разрушения мелиоративной системы, длительного неиспользования минеральных и органических удобрений большинством хозяйств.
Особое место в государственном регулировании АПК занимает внешнеэкономическая деятельность, направленная на защиту интересов национального производителя. Такая защита должна дифференцироваться по отдельным видам товаров и товарных групп в зависимости от насыщенности внутреннего рынка конкурентоспособной отечественной продукцией.

При этом, однако, должна достигаться гармонизация экономических интересов производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, которые, как известно, далеко не всегда совпадают.
Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей должна быть дифференцированной в зависимости от их финансового положения и перспектив развития. Предоставление всякого рода ссуд и льгот должно осуществляться на конкурсной основе тем, кто действительно способен использовать их с наибольшим экономическим эффектом. Весьма перспективна складывающаяся в стране система лизинга сельскохозяйственной техники, позволяющая даже в условиях дефицита денежного капитала немедленно приступить к механизации и автоматизации сельскохозяйственного труда.

Необходим государственный контроль за использованием льготного кредита. Несостоятельно огульное списание задолженности.

В отношении убыточных хозяйств целесообразно введение внешнего управления, под эгидой которого осуществляется их финансовое оздоровление путем реструктуризации задолженности, проведения реорганизации, воздействия на специализацию в целях большего соответствия местным природноклиматическим условиям и пр.
Буквально в последние годы наметилось возрождение российского сельского хозяйства и, что весьма примечательно, появились первые признаки восстановления страной экспортного потенциала зерна. И в этой связи важно закрепить этот потенциал в целях его дальнейшего наращивания путем повышения плодородия почв, насыщения отрасли сельскохозяйственной техникой, интенсивного развития в стране соответствующей транспортной, складской и прочей инфраструктуры, реорганизации закупочной системы, контроля за паритетом цен, стимулирования деятельности институтов рыночной инфраструктуры, обслуживающих аграрный сектор, что в совокупности и позволит обеспечить возрождение не только сельского хозяйства, но и АПК в целом.
Вопросы для повторения:
1. Какова специфика аграрных отношений в социалистическом обществе?
2. Чем объяснялось кризисное состояние сельского хозяйства в советской экономике?
3. Какие факторы обусловили углубление аграрного кризиса в переходный период?
4. Каковы основные направления аграрных преобразований в российской экономике?
5. Какие типы индивидуального и совместного хозяйствования формируются в аграрном секторе в процессе рыночных преобразований?
6. Как происходит становление рыночного оборота земли и какова его значимость в повышении эффективности сельскохозяйственного производства?
7. Чем определяется необходимость государственной поддержки сельского хозяйства и в каких формах она осуществляется?
Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Аграрный кризис в советской экономике: причины и масштабы.
2. Особенности аграрных преобразований в постсоциалистической российской экономике.
3. Проблемы становления частной собственности на сельскохозяйственные угодья и оборота земли в российской экономике.
4. Основные виды сельскохозяйственных предприятий в современной российской экономике и эффективность их деятельности.
5. Формы, способы и масштабы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в постсоциалистической экономике.
Литература:
1. Буздалов И. Частная собственность на землю основа эффективного сельского хозяйства//Вопросы экономики. 2000, 7.
2. Земельный вопрос и аграрная реформа. Рубрика/Вопросы экономики, 2001, 8.
3. Рылько Д. Новые сельскохозяйственные операторы в аграрной системе России//Мировая экономика и международные отношения. 2001, 1.
4. Теоретические проблемы переходной экономики/Под ред.
В.В. Радаева. - М.: ТЕИС. 2003 (гл.

5.4).
5. Экономика: Учебник. М.: Проспект, 1998 (гл.31).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В предлагаемом учебном пособии рассмотрен основной круг проблем, порожденных преобразованием плановой социалистической экономики в рыночную капиталистическую. Подводя итоги, отметим наиболее существенные моменты:
- социализм как экономическая система в полной мере выявил свою несостоятельность с точки зрения обеспечения прогресса общества, измеряемого в конечном счете ростом благосостояния населения, а потому и не подлежит реанимации, что, однако, не исключает временного отступления, движения вспять, что и находит выражение в призывах и даже фактическом пересмотре итогов приватизации;
- движение к рыночной экономике носит необратимый характер, что вполне соответствует интересам всех слоев населения, а отнюдь не только собственников, как это представляется на первый взгляд. Именно собственники прежде всего призваны обеспечить возрождение национальной экономики, так как это тождественно воспроизводству их социального статуса в качестве таковых;
- высокая социальная цена рыночных преобразований неизбежна в условиях, когда экспроприации подлежит собственность всего народа, а вместе с ней упраздняются экономические формы ее реализации, среди которых наиболее осязаемыми являются всеобщая гарантированная занятость и фактически бесплатное предоставление общественно значимых благ и услуг через общественные фонды потребления, утрата которых воспринимается населением особенно болезненно;
- государство в меру своих ограниченных возможностей небезуспешно сглаживает негативные социальные последствия радикальных институциональных преобразований, что и позволило избежать крайних форм социальных конфликтов, подобных гражданской войне, последовавшей за революцией 1917 г.;
- государство переходного периода все в большей мере позиционирует себя в качестве носителя общенациональных интересов, усиливая социальную политику, ужесточая борьбу с коррупцией, повышая эффективность контроля за частнопредпринимательской деятельностью, направляя ее в русло реализации вышеуказанных интересов;
- экономический рост, в ходе которого преодолеваются структурные и технологические дисбалансы предшествующего развития, решается проблема макроэкономического равновесия в соответствии с рыночными критериями, приобретает и в российской экономике устойчивый характер;
- по мере укрепления хозяйственного законодательства все более цивилизованные формы приобретает конкурентная борьба, хотя криминализация экономической деятельности все еще остается высокой.
Преждевременно пока говорить о завершении переходного периода в большинстве постсоциалистических стран, в России в том числе. Промышленный капитал не получил всеобщего распространения, по-прежнему сохраняется в тех или иных масштабах нерыночный сектор, не завершено формирование нового класса собственников, продолжается раздел и передел объектов собственности и становление корпоративного управления, полным ходом идут институциональные преобразования, включая преобразование деятельности государственных институтов в соответствии с законами смешанной рыночной экономики.

И тем не менее в исторически кратчайший срок Россия сделала гигантский шаг на тернистом пути формирования национальной модели современной рыночной экономики.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов Н.И. Политическая экономия современного способа производства.

М.: Экономика, 2002.
2. Бальцерович Л¦ Социализм, капитализм, трансформация. М.: Наука, 1999.
3. Булатов В.В. Фондовый рынок в структурной перестройке экономики.

М.: Наука, 2002.
4. Бердяев Н.А. Судьба России.

М: Наука, 1990.
5. Бюро экономического анализа. Обзор экономической политики в России за 2001 год. - М.: ТЕИС, 2002.
6. Волконский В.А. Институциональные проблемы российских реформ.

М.: 1998.
7. Восленский М.С. Номенклатура.

Господствующий класс Советского Союза.
М.: Советская Россия: МП Октябрь, 1991. .
8. Воспроизводство и экономический рост/Под ред. В.Н.Черковца, В .А.

Бирюкова. М.: ТЕИС, 2001.
9. Гайдар Е. Т. Государство и эволюция. М.: 1995.
10. Колодко Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований.

М.: 2000.
11. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. Большие циклы конъюнктуры.

М.: Экономика, 1989.
12. Корнай Я. Дефицит.

М.: Наука, 1990.
13. Корнай Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма.

М.: НП Журнал Вопросы экономики, 2000.
14. Красникова Е В. Развитие капитализма в России век спустя.

М.: ТЕИС, 2003.
15. Львов Д.С. Экономика развития.

М.: Экзамен, 2002.
16. Некипелов А.Д.

Очерки по экономике посткоммунизма. М.: ЦИСН Миннауки России, 1996.
17. Нигматулин Р. Как обустроить экономику России.

М.: 2003.
18. Носова С.С. Экономическая теория.

Краткий курс, часть 5. М.: ВЛАДОС, 2003.
19. ОслундА. Строительство капитализма: рыночная трансформация стран бывшего советского блока.

М.: Логос, 2003.
20. Петраков Н.Я. Русская рулетка. Экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней.

М.: Экономика, 1998.
21. Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой: итоги теоретического и практического поиска.

М.: Издательская фирма Химия и бизнес, 1999.
22. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени.

СПб: Алетейя, 2002.
23. Пороховский А.А. Вектор экономического развития.

М.: ТЕИС, 2002.
24. Российская экономика. Финансовая система/Под ред. В.В.

Герасименко, А.Е. Городецкого.

М.: ТЕИС, 2000.
25. Рыночная система России: эволюция экономической роли государства. Под ред. АЛ.

Пороховского. М.: ТЕИС, 2001.
26. Серова Е.В. Аграрная экономика.

М.: Экономика, 1999.
27. Теория переходной экономики.

Микроэкономика/Под ред. В.В.

Герасименко М.: ТЕИС, 1997.
28. Теория переходной экономики. Макроэкономика/Под ред. Е.В.

Красниковой. - М.: ТЕИС, 1998.
29. Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы/Под ред. К.А.

Хубиева. М.: ТЕИС, 2003.
30. Франк С.Л.

Из размышлений о русской революции//Новый мир. 1900, 4.
31. Хайек Ф.-А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма.

М.: Экономика, 1995.
32. Шумпетер Й. Теория экономического развития.

М.: Прогресс, 1982. С. 169194.
33. Экономические субъекты постсоветской России. В 3 ч./Под ред. Р.М.

Нуреева. М.: Московский общественный научный фонд, 2003.
34. Ясин Е.Г. Российская экономика.

Истоки и панорама рыночных реформ. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.



Содержание раздела