d9e5a92d

Преобразование государственного предприятия в рыночную структуру

Типы предприятий в российской экономике
Советская экономика есть экономика безраздельного господства отношений государственной собственности. Деятельность государственных предприятий находилась под абсолютным контролем государственных органов, которыми разрабатывались и утверждались пятилетние планы развития народного хозяйства, определявшие вклад каждого предприятия в их выполнение. Ими регулировались все стадии общественного воспроизводства, все аспекты воспроизводственной деятельности предприятий.

Полностью гасилось всякое проявление экономической самостоятельности, а тем более предпринимательской активности. Как уже отмечалось выше, отношения между макро- и микроэкономическими субъектами носили глубоко противоречивый характер.

Смягчить, а тем более снять эти противоречия было невозможно. Их постепенное углубление вело к падению эффективности функционирования социалистической экономики, что нашло выражение в замедлении темпов экономического роста и привело к полному застою в 80-е годы.
В целях его преодоления была разработана концепция ускорения социально-экономического развития страны, реализовать которую не представлялось возможным, что и вынудило социалистических лидеров приступить к коренному реформированию системы социалистических экономических отношений. Важнейшим направлением реформирования явилось преобразование государственных предприятий в рыночные структуры, фактически начавшееся в российской экономике еще на исходе 80-х годов, когда была официально разрешена индивидуальная трудовая деятельность, ставшая основой формирования малого бизнеса в различных сферах экономической деятельности.

В этот же период начали создаваться кооперативы в промышленности и в торговле, заложившие основу среднего бизнеса. Вместе с тем они широко использовались для перекачки государственной собственности в частные руки, прежде всего через механизм цен.

В эти же годы на государственных предприятиях вводилась аренда государственного имущества в целях повышения эффективности их функционирования. Это явилось первым шагом на пути превращения государственного предприятия в частное путем выкупа арендованного имущества, начавшегося еще на этапе ваучерной приватизации.

Законодательство этого периода позволило осуществить в течение 1987J 991 гг. так называемую спонтанную приватизацию государственной собственности, что достигалось путем создания всякого рода кооперативов, обслуживающих государственные предприятия. Кооперативы создавались в целях присвоения имущества этих предприятий, в наибольшей мере через механизм цен.

Так, готовая продукция скупалась у предприятий по государственным ценам, а продавалась по более высоким рыночным. Немаловажное значение имело и преобразование отраслевых министерств и ведомств в сугубо рыночные структуры, благодаря чему основные производственные фонды государственных предприятий прямо и непосредственно, минуя предварительную стадию накопления денежного капитала, превращались в промышленный капитал, персонифицированный в представителях прежде всего отраслевой номенклатуры.

Напомним, что Государственный газовый концерн был создан еще в 1989 г. на базе соответствующего отраслевого министерства во главе с бывшим министром.
Однако массовый характер преобразования государственных предприятий в рыночные структуры начался в 90-е годы в связи с провозглашением официального курса на рыночную трансформацию. Такое преобразование осуществлялось в процессе ваучерной и денежной приватизации государственного имущества. Как уже отмечалось, предусматривались различные способы ее проведения в зависимости от размеров предприятий, чем и предопределялись вновь складывавшиеся формы собственности, а соответственно и типы предприятий. Вновь возникшие формы совместной собственности были представлены акционерными обществами закрытого и открытого типа, кооперативами, товариществами.

Мелкие предприятия, приобретенные на аукционах, оказались в индивидуальной собственности, основанной на собственном или наемном труде. Их разновидностью является также крестьянское (фермерское) хозяйство, появившееся в процессе деколлективизации сельского хозяйства.

По желанию крестьян сохранились и колхозы как ставшая столь привычной форма хозяйствования на селе, хотя условия их деятельности, равно как и взаимоотношения внутри них, претерпевают принципиальные изменения, в связи с чем появились реальные возможности для превращения колхозов в подлинные кооперативы.
Вместе с тем процесс преобразования отношений государственной собственности в российской экономике все еще не завершен, вследствие чего наряду с частными предприятиями сохраняются государственные федерального, регионального и муниципального уровней. К настоящему времени в федеральной собственности остается более 9700 предприятий, а более чем на 4000 предприятий государство владеет пакетом акций.

Это либо закрепленные пакеты акций стратегически важных объектов, либо остаточные пакеты, находящиеся в распоряжении Минимущества или РФФИ, а также золотая акция, дающая государственным институтам право вето при решении наиболее важных вопросов, как, например, изменения в уставе компании, реорганизация или ликвидация последней, проведение крупных сделок с активами. Интересы государства на этих предприятиях представляют лица, отобранные соответствующими министерствами и ведомствами.

По заявлению официальных лиц, государство эффективно управляет лишь на 29% предприятий с участием государства, в связи с чем предлагается остальные приватизировать полностью. Отмечается также, что более успешно функции управления осуществляются Министерством имущества, а не РФФИ.

Практика показывает также, что эффективнее обладание золотой акцией, чем государственным пакетом акций. Сохранение государственной собственности в любом варианте чревато неопределенностью прав собственности и неполнотой контроля, асимметрией информации, сохранением ключевой роли менеджмента. Устранение этих недостатков возможно путем укрепления государственного контроля на государственных предприятиях, не подлежащих приватизации, и на предприятиях с закрепленным госпакетом акций.

Судьба остальных приватизация, в ходе которой государственные предприятия превращаются в рыночные структуры. Иными словами, продолжается процесс формирования оптимальной структуры собственности по соотношению частной и государственной, а соответственно и соотношения предприятий, представляющих малый, средний и крупный бизнес.

Оптимизация такого соотношения в немалой мере обеспечивает эффективность функционирования национальной экономики.
Особое место среди российских предприятий занимают естественные монополии, к числу которых относятся РАО Газпром, РАО ЕЭС, МПС и близкие к ним Транснефть, Сбербанк, Минатом, водоканалы, аэропорты. Цены на их продукцию на внутреннем рынке остаются заниженными, что сдерживает рост эффективности предприятий, входящих в структуру этих монополий. Естественные монополии подлежат реструктуризации путем выделения из их состава конкурентного сектора или генерирующих компаний.

Целью такой реструктуризации является повышение эффективности их деятельности, укрепление конкурентной среды, упорядочение цен на продукцию этих монополий.
Кроме того, государство выступает собственником 34 тысяч организаций и учреждений, как то: больницы, поликлиники, вузы, спортивные комплексы и т.д., большинство из которых предоставляют услуги населению. Многие из этих предприятий все еще не реструктурированы, сохраняется неопределенность прав собственности, значительная часть их имущества сдается в аренду, ключевую роль играет менеджмент, государственный контроль слаб. Многие из них в перспективе подлежат преобразованию в частные и государственные, коммерческие и некоммерческие организации и учреждения.

В любом случае они будут поставлены в условия конкурентной среды. Источниками их финансирования станут обязательное и добровольное страхование, государственные и частные заказы, платежи граждан. Реформирование этих предприятий едва началось.

Важнейшая целевая установка такого реформирования состоит в предоставлении более качественных услуг населению в сфере ЖКХ, образования, медицинского обслуживания. Отметим также, что к числу бюджетных организаций относятся и органы государственного управления, эффективность деятельности которых остается невысокой при росте оплаты труда и увеличении численности занятых в них.

На преодоление этих недостатков направлена проводимая ныне административная реформа, предусматривающая, в частности, переход на конкурсную основу при найме на государственную службу.
Подводя итоги, отметим, что к настоящему времени в российской экономике преобладают предприятия и организации, находящиеся в частной собственности. На 2002 год их удельный вес в общей численности составил 75,8% (Российский статистический ежегодник. М.: 2002, с.311).

Однако при этом в негосударственной собственности сосредоточено лишь 58% стоимости основных фондов (там же, с.ЗОЗ).
По мере преобразования социалистических предприятий в рыночные структуры коренным образом изменяется характер их взаимодействия. Их отношения строятся на принципах конкурентной борьбы, победителями в которой оказываются наиболее жизнестойкие, способные адаптироваться к рыночным условиям. Исходные предпосылки вхождения в рынок для большинства государственных предприятий были крайне неблагоприятными вследствие их тяжелого финансового положения, сложившегося в годы застоя при социализме и крайне усугубленного обстоятельствами переходного периода.

Между тем конкурировать в условиях внешней открытости, прежде всего за сохранение своих позиций на внутреннем рынке, пришлось сразу же с иностранными фирмами, что для отсталых отраслей гражданского комплекса обернулось наиболее глубокими разрушительными последствиями. Преодоление технологических дисбалансов осуществлялось прежде всего путем массового разорения безнадежно устаревших и неперспективных предприятий этого комплекса. Постепенное оживление на сохранившихся предприятиях началось в связи с девальвацией рубля после финансового кризиса 1998 г., имевшей весьма ощутимый протекционистский эффект.



В течение всех 90-х годов шла отчаянная борьба за выживание в экстремальных условиях.

Основные модели экономического поведения предприятий в переходной экономике

Доминирующей моделью экономического поведения российских предприятий на протяжении всех 90-х годов, не преодоленной в полной мере и поныне, явилась ориентация на выживание. Такая модель поведения была порождена прежде всего тяжелым финансовым положением большинства акционированных предприятий. Напомним в этой связи, что около четверти советских предприятий были планово убыточными. Число их возросло до 40% в 90-е годы.

Основными мотивами такого поведения, его целевой установкой оказалось стремление сохранить профиль и масштабы производства, соответственно традиционных поставщиков и потребителей, а также управленческие функции в руках инсайдеров, то есть бывших директоров предприятий, путем сосредоточения в своих руках контрольного пакета акций. В разных сферах деятельности стратегия на выживание достигалась разными способами.
Так, в институциональной сфере такое выживание обеспечивалось стремлением не допустить аутсайдеров к управлению предприятием, войти в вертикально интегрированные структуры, складывавшиеся в процессе реорганизации отраслевых министерств и ведомств; во взаимоотношениях с властными структурами преобладала стратегия лоббирования в целях получения финансовой помощи, прямых и косвенных субсидий, нефинансовой поддержки и пр.
В области снабжения и сбыта выживанию способствовала ориентация на ранее сложившиеся хозяйственные связи, поиски новых рынков сбыта, реструктуризацию ассортимента выпуска и сдерживание цен на готовую продукцию, использование дилерской сети, налаживание собственной системы сбыта создание фирменных магазинов, маркетинговых центров и т.д.
В сфере занятости в годы формирования контрольного пакета акций преобладало стремление к сохранению трудового коллектива, а по мере завершения данного процесса постепенное выдавливание излишней рабочей силы, главным образом неквалифицированной и преимущественно на добровольной основе, в целях формирования оптимальных потребностей производства трудового коллектива.
Адаптация к финансовым ограничениям осуществляется путем более пристального внимания к анализу факторов, определяющих соотношение доходов и расходов; путем переориентации на производство рентабельной продукции и сохранения нерентабельной лишь при наличии гарантированного спроса; путем рентоориентированного поведения, то есть поиска субсидий, привилегий, регулирования местного рынка с помощью региональных и муниципальных властей; путем перехода контролируемого оборота к расчетам наличными, прежде всего по отношению к новым и разовым покупателям, а также широкого использования бартерных сделок в целях преодоления дефицита оборотных средств и ограниченности платежеспособного спроса.
Выживанию в инвестиционной сфере способствовала ориентация на реструктуризацию производства и активную инвестиционную политику, что достигалось составлением бизнес-планов и инвестиционных проектов, поиском потенциальных инвесторов под их реализацию, привлечением информационных и консалтинговых фирм, налаживанием контактов с отраслевыми и региональными властными структурами и т.д. Успешному развертыванию инвестиционной деятельности препятствовали такие факторы, как низкое качество бизнес-планов и инвестиционных проектов, дефицит собственных инвестиционных средств, непривлекательность большинства предприятий для внешних инвесторов, установка на закрытость компании, инвестиционные риски.

Последние весьма многообразны. Прежде всего это риски, связанные с самим объектом приватизации, на региональном уровне дополняемые рисками, порождаемыми противодействием региональных властей рыночным преобразованиям в так называемых красных поясах, экологическими (степень загрязненности окружающей среды, удорожающей инвестиционные проекты), социальными (наличие беженцев, уровень безработицы, уровень реальных доходов и пр.), рисками, обусловленными слабой адаптацией местного населения к рыночным условиям.
Конец 90-х годов ознаменовался завершением трансформационного спада и началом экономического подъема. Для выживших предприятий актуальной становится проблема перехода от стратегии выживания к стратегии экономического роста, что особенно четко просматривается на предприятиях, где появился собственник, подлинность которого и удостоверяется возрождением воспроизводственного процесса путем развертывания инвестиционной деятельности, посредством которой этот социальный статус воспроизводится.

Наибольшую активность при этом проявляют аутсайдеры, сумевшие в ходе жесткой конкурентной борьбы осуществить накопление денежного капитала, ныне все шире используемого в качестве инвестиций. Важными факторами экономического роста становятся также растущий профессионализм менеджмента российских компаний, агрессивность отечественного бизнеса в борьбе с импортом за внутренний рынок и успешное продвижение российских товаров на внешний при все большей ориентации на внутренний рынок, прежде всего потребительский.
Однако лидерами экономического роста все еще остаются экспортно-ориентированные отрасли, на долю которых приходится наибольший прирост инвестиций, составивший за 2003 г. рекордные за годы реформирования 12%, а также потребительский сектор, особенно пищевая промышленность. Главными препятствиями для экономического возрождения остаются не вполне преодоленный дефицит инвестиционных средств, низкий платежеспособный спрос населения важнейший фактор экономического роста, что в значительной мере является следствием экспортной ориентации экономики, а также, что очень важно на данном этапе, отсутствие четкой долгосрочной программы социально-экономического развития. Так, доля фонда заработной платы в российском ВВП даже с учетом теневой экономики составляет в настоящее время не более 25%, в то время как в США этот же показатель равен 6062%.

Таков эталон современной социально ориентированной рыночной экономики постиндустриального развития.

Кризис неплатежей: причины, последствия, пути преодоления

Тяжелое финансовое положение большинства российских предприятий. породившее стратегию на выживание, явилось одной из причин кризиса неплатежей, разыгравшегося в 90-е годы и не в полной мере преодоленного к настоящему времени. Просроченная задолженность как массовое явление присуща и развитой рыночной экономике в период экономического кризиса. В переходной экономике промышленный цикл еще не сложился, ей присущ трансформационный спад.

И кризис неплатежей явился одной из форм его проявления, оказавшейся столь же глубокой, продолжительной и труднопреодолимой, как и сам спад.
Неплатежи в этот период приобрели всеобщий характер. Они распространились на всех контрагентов предприятий, имевших задолженность по кредитам коммерческим банкам, поставщикам и подрядчикам за поставленные товары, предоставленные услуги и выполненные работы, собственным работникам по заработной плате, государству по налоговым и прочим платежам. Если конкретизировать причины этого кризиса, то можно выделить следующие:
- либерализация цен в январе 1992 г., сопровождавшаяся обесценением оборотных средств предприятий и резким снижением платежеспособного спроса, означавшим сжатие внутреннего рынка;
- кризис самофинансирования, усугубленный упразднением системы государственного финансирования;
- мощный отток свободных денежных средств из реального сектора в финансовый ввиду предпочтительности спекулятивной прокрутки денег в нем, что еще более усугубляло дефицит денег как таковых, порожденный политикой денежных рестрикций, проводимой государством в 90-е годы в антиинфляционных целях;
- длительная неоплата государством собственных заказов, несвоевременная выплата им заработной платы работникам бюджетной сферы, занятость в которой составляет порядка половины трудоспособного населения страны, запаздывание с выплатой социальных трансфертов;
- не вполне экономически обоснованная относительно состояния налогооблагаемой базы, но обусловленная высокой государственной задолженностью налоговая политика государства, на начальных этапах проведения которой у предприятий изымалась большая часть полученной прибыли, что еще более углубляло кризис самофинансирования;
- опережающий рост цен на продукцию естественных монополий на протяжении всех 90-х годов, что питало инфляцию издержек;
- низкая конкурентоспособность российских предприятий гражданского комплекса, выявившаяся в связи с внешней открытостью экономики, следствием чего стало их массовое банкротство;
- отсутствие законодательства, препятствующего накоплению просроченной задолженности и регулирующего реструктуризацию долгов;
- нивелирование политики государства по отношению к эффективным и убыточным предприятиям;
- огромные масштабы коррупции, способствовавшие неплатежам, вывоз капитала за рубеж, воровство, личное обогащение директоров ценой разорения собственных предприятий.
Кризис неплатежей способствовал углублению инвестиционного кризиса, что в свою очередь питало единственно возможную в сложившихся условиях экономическую стратегию на выживание. Реструктуризация народного хозяйства происходила в этот период преимущественно путем выбытия производственных мощностей в депрессивных отраслях и регионах, массового банкротства убыточных предприятий.
Под воздействием этого кризиса сложилась так называемая долговая экономика, характеризующаяся кризисом самофинансирования и структурным дисбалансом между обрабатывающей промышленностью-должником и добывающей промышленностью-кредитором, для которой неплатежи явились единственно доступным средством преодоления низкого платежеспособного спроса. В долговой экономике неплатежи выступали способом выживания российских предприятий: таким путем предприятия-должники перекладывали на государство часть своих расходов и неплатежей потребителей, превращая свою задолженность перед государством в своеобразный инвестиционный и социальный кредит.

В свою очередь, государство пыталось таким путем решать проблему экономического роста за счет добывающей промышленности и тем самым не допустить столь нежелательной и социально опасной массовой безработицы. Государственной задолженностью по заработной плате не лучшим образом решалась проблема инфляции спроса.
Тем не менее кризис неплатежей имел весьма негативные последствия, к числу которых можно отнести по крайней мере следующие:
- переполнение каналов денежного обращения денежными суррогатами;
- долларизация национальной экономики;
- разбухание рынка государственных ценных бумаг вследствие недобора налогов;
- растущее недоверие к банковской системе и массовый уход сбережений в нелегальный оборот, за границу, в чулок;
- рост социальной напряженности из-за несвоевременной выплаты заработной платы и социальных трансфертов;
- обострение финансовых взаимоотношений между федеральным центром и регионами по поводу доли в налоговых платежах;
- превращение для частного бизнеса внешнеэкономической сферы в главное убежище от внутренних потрясений, вследствие чего приток прямых иностранных инвестиций в 90-е годы был в 5 раз меньше оттока за рубеж российского капитала, по существу финансировавшего мировую, а не собственную экономику.
И все же к началу века кризис неплатежей государство сумело в основном преодолеть, чему в немалой мере способствовали следующие факторы:
- политика выравнивания государственных доходов и расходов;
- повышение эффективности антимонопольного регулирования;
- более широкое использование процедуры банкротства в процессе реструктуризации задолженности;
- усиление государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- реструктуризация задолженности и стимулирование прямых иностранных инвестиций;
- погашение государственных обязательств по государственным заказам, заработной плате, социальным трансфертам;
- взаимозачет долговых требований и обязательств;
- восстановление и укрепление банковской системы после финансового кризиса 1998 п;
- упорядочение налоговой системы;
- ориентация на рыночные цены при проведении денежной приватизации;
- в области внешнеэкономической деятельности снижение курса рубля, упорядочение таможенной политики, введение обязательного обмена экспортной выручки на рубли и т.д. и т.п.
Итак, на рубеже веков совместными усилиями макро- и микроэкономических субъектов удалось выйти из состояния трансформационного спада, преодолеть кризис неплатежей как одну из форм его проявления, что и явилось основой перехода большинства российских предприятий от стратегии выживания к стратегии экономического роста, темпы которого имеют тенденцию к повышению. Так, в 2002 г. они составили 4,3%, в 2003 г. вместо запланированных 5% роста ВВП ожидалось его увеличение на 6,6%, а промышленного производства и того выше на 6,9%.

В ближайшие десять лет предстоит запрограммированное государством удвоение ВВП, что станет основой роста жизненного уровня населения страны.

Особенности становления корпоративного управления

Советская экономика оказалась монополизированной в еще большей мере, чем западная. Процесс монополизации, порожденный масштабами обобществления производства в условиях индустриального развития, при социализме был усугублен потребностями управления из единого экономического центра.

В ходе приватизации бывшие советские монополии в облике ПО и НПО подлежали преобразованию в акционерные общества открытого типа, превратившиеся ныне в крупные корпоративные бизнес-структуры, включающие промышленные предприятия, а нередко и коммерческие банки. Преобладает вертикальная интеграция в форме концернов, холдингов, консорциумов.
Процесс акционирования порождает множество проблем, одной из которых является проблема становления корпоративного управления, порожденная природой акционерной собственности как разновидности крупной ассоциированной, которой свойственно отделение собственности от управления. Такое отделение в российской экономике как переходной начало складываться в процессе преобразования государственной собственности в акционерную еще на этапе ваучерной приватизации. Этот процесс продолжается и поныне.

Он характеризуется рядом особенностей, под воздействием которых постепенно складывается национальная модель корпоративного управления. Назовем некоторые из них:
- затяжной характер формирования контролирующего собственника, порожденный распылением акций в процессе ваучерной приватизации и их последующей концентрацией путем перераспределения внутри корпорации между различными группами инсайдеров, а также между инсайдерами и аутсайдерами по мере накопления последними денежного капитала в целях проникновения в реальный сектор экономики;
- специфическая мотивация инсайдеров, их стремление к сохранению контроля за финансовыми потоками и вывод активов корпорации;
- неразвитость внешнего механизма корпоративного управления вследствие незрелости институтов рыночной инфраструктуры;
- слабость нормативно-правового оформления корпоративного управления, способов и методов его становления;
- неэффективный государственный инфорсмент (принудительное применение права (закона), или правоприменение) прав собственности и контрактных обязательств;
- незрелость способов и методов управления государственным пакетом акций в условиях незавершенности приватизации;
- активизация региональных властей в качестве субъекта корпоративных отношений, усложняющих становление эффективной системы корпоративного управления.
Все это свидетельствует о том, что в российской экономике далеко еще не завершен процесс отделения собственности от управления. Концентрация акционерного капитала в руках крупных собственников, с одной стороны, формирование слоя высококвалифи-
цированных менеджеров - с другой, в конечном счете и приведут к становлению национальной модели корпоративного управления.
Консолидация акционерного капитала удлинена в российской экономике сосредоточением акций на первом этапе приватизации в руках не самых эффективных собственников инсайдеров, которые оказались не способными развернуть инвестиционную деятельность на приватизированных ими объектах по многим причинам, прежде всего вследствие дефицита инвестиционных средств, а также слабой адаптации бывших директоров советских предприятий к рыночным условиям хозяйствования, неизбежным следствием чего явился массированный передел акционерного капитала.
Стремительно накопившие в 90-е годы денежный капитал аутсайдеры активно включились в борьбу за передел пакетов акций и весьма преуспели на этом поприще, потеснив инсайдеров на большинстве перспективных предприятий. По данным выборочного обследования, крупные акционеры, сформировавшиеся из числа аутсайдеров, имеют контрольный пакет акций на каждом пятом предприятии, у половины предприятий уровень концентрации собственности превышает 20%, а средний размер максимального пакета составляет порядка 34%. Уровень концентрации акционерного капитала продолжает неуклонно нарастать.

Так, на начало приватизации только на 15% предприятий один акционер имел блокирующий пакет акций, к началу века - на 33%. За этот период число предприятий, где контрольным пакетом акций владеют 23 человека, выросло в 4 раза, с одним владельцем в 2 раза.
Слабая правовая защита собственности стимулирует формирование высококонцентрированной собственности с контрольным пакетом на уровне 70%, что, однако, делает компанию непрозрачной. Контролирующий собственник, а это, как правило, не более 2-4 партнеров, выступает одновременно и менеджером, осуществляя функции оперативного управления.

Иными словами, продолжается активная конкурентная борьба между инсайдерами и аутсайдерами, между собственниками и менеджерами, что сдерживает отделение собственности от управления. Проблема корпоративного управления при таких предпосылках оказывается актуальной в плане слияний и поглощений, контроля за крупными сделками и аффилированными структурами, повышения ответственности собственников и т.п. Главной проблемой в области корпоративного управления остается защита и гарантия прав собственности и обеспечение баланса интересов различных групп акционеров, а также акционеров и менеджеров.

Но не менее важное значение имеет становление этических норм корпоративного управления в сознании участников корпоративных отношений, без чего невозможно соблюдение норм Кодекса корпоративного поведения.
Вопросы для повторения:
1. Каким образом осуществляется преобразование государственных предприятий в экономике переходного периода?
2. Какие факторы определяют соотношение малого, среднего и крупного бизнеса в постсоциалистической экономике?
3. Какова доминирующая стратегия экономического поведения предприятий в переходный период?
4. Какими способами реализуется предприятиями стратегия на выживание и каковы условия перехода к стратегии экономического роста?
5. Какие обстоятельства породили кризис неплатежей в российской экономике?
6. Чем характеризуется современный этап слияний и поглощений в российской экономике?
7. Каковы особенности становления корпоративного управления в российской экономике?
8. Чем обусловлена необходимость и каковы основные направления реструктуризации естественных монополий?
Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Объективная необходимость и способы преобразования государственных предприятий в рыночные структуры.
2. Факторы, определяющие соотношение малого, среднего и крупного бизнеса в российской экономике.
3. Основные направления реструктуризации естественных монополий.
4. Особенности современного этапа слияний и поглощений в российской экономике.
5. Факторы перехода от стратегии на выживание к стратегии экономического роста.
6. Проблемы становления корпоративного управления и корпоративной этики на российских предприятиях.
Литература:
1. Корпоративное управление. Рубрика//Вопросы экономики,
2002, 1.
2. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства// Вопросы экономики. 2002, 7.
3. Радыгин А. Слияния и поглощения в корпоративном секторе// Вопросы экономики. 2003, 12.
4. Савицкий К. Кодекс корпоративного поведения: проблемы разработки и внедрения//Вопросы экономики. 2002, 4.
5. Теория переходной экономики. Микроэкономика.

Под ред. В.В.

Герасименко. М.: ТЕИС, 1997, гл. 3.
6. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотива-ции//Вопросы экономики. 2002, 1.
7. Экономика предприятия. Рубрика//Вопросы экономики, 2003, 7.



Содержание раздела