И принялся коллекционировать с усиленной скоростью, привлек к этому большее количество людей, пригласил больше переводчиков. В конце концов он слег, и врач сказал, что больше семи дней он не протянет. Тогда профессор призвал всех ученых, которые переводили для него книги, и сказал им:
Бросайте переводить. Составляйте сжатые рефераты по содержанию каждой книги, поскольку жить мне осталось всего семь дней, а я хочу узнать, что во всех них написано.
Просто сжатые рефераты.
Но в вашей библиотеке собрано так много книг, возразили ученые, что нам это просто не удастся. Мы, конечно, постараемся, но в недельный срок нам никак не уложиться.
Ну как у вас продвигается работа? спросил профессор, когда настал последний день. Мы стараемся, ответили ученые.
Это уже ни к чему. Сделайте вот что: составьте краткое резюме по всем книгам.
На большее времени уже не остается. Я чувствую, что покидаю этот мир. Так что прощу вас поторопиться. Но как же нам поторопиться, если для выполнения этой работы нам придется заглядывать во все книги, дабы отыскать в них самое основное, их суть?
Некоторое время на это все же понадобится, возразили ему.
День был уже на исходе, и к вечеру они пришли к профессору со сжатым резюме на нескольких страницах. Тот уже был при последнем издыхании.
Нет-нет, сказал он им. Слишком много страниц. Сделайте полстраницы, совсем кратенько, чтобы умещалось на почтовой открытке.
У меня уже не осталось времени прочесть все эти страницы.
Ученые поспешили обратно и снова сжимали сжатое. И после всех этих сжатий в нем уже не оставалось никакого смысла...
А когда они вернулись, то застали профессора уже умершим.
Как обидно! воскликнула его супруга. Прокричите это ему на ухо.
Может быть, он еще услышит. Душа его только отлетела.
Теперь это уже бесполезно, констатировал врач. Можете, конечно, попробовать, вреда от этого никакого. И тогда один из ученых прокричал это резюме на ухо профессору.
Но тот уже умер, и доктора утверждали, что ничего он не услышал.
Всю свою жизнь он потратил на подготовку.
Но это отнюдь не история о каком-то одном непохожем на других чудаке. Нет, она повествует обо всех нормальных людях: подготовки, подготовки и подготовки.
И уже как-то не важно, к чему. Но ведь мы не знаем и того, что станется с нами через миг. К чему же готовиться?
Тут либо жить, либо готовиться.
Если хотите жить, живите прямо сейчас. А нет готовьтесь к завтрашнему дню. Только запомните, что завтра никогда не наступает.
Вместо него приходит смерть. Умный человек живет и не заботится о подготовках и тренировках.
Вы здесь со мной. Проживите этот момент полностью и как можно интенсивнее. Возможно, благодаря этим полноте и интенсивности вы ощутите такой вкус, который не оставит вас и в следующий миг. А постигнув полноту и интенсивность проживания мига, вы постигнете и секрет жизни.
Вам всегда дан лишь один миг, и никогда два одновременно. Раз вы постигли секрет проживания одного мига, значит, вы постигли тайну всей жизни, поскольку у вас всегда будет только один миг, а вы знаете, как его прожить, как полностью проникнуть в него.
Ваш вопрос напомнил мне об одной моей старой приятельнице многоножке. У многоножки сотня ног: оттого и многоножка. Этимология слова восходит к древнесанскритскому shatpadee". Как-то ранним утром, с восходом солнца, многоножка отправилась на свою утреннюю прогулку.
А один кролик-философ смотрел на нее и диву давался: О, Боже! С ней же скоро приключится несчастье.
Как она может запомнить, какая нога первая, а какая вторая их же сотня! Не миновать ей беды.
Приблизившись, кролик сказал многоножке: Я кролик-философ, пока только студент. Хочу узнать истину.
Ну, очень хорошо, ответила многоножка. А в чем, собственно, дело?
Дело вот в чем: я хотел бы узнать, как вы управляете сотней ног, ответил тот.
А я никогда и не задумывалась об этом, ответила многоножка. Да и никакая многоножка не задумывалась.
В нашей истории подобного факта не наблюдалось. Но мы прекрасно справляемся. Тем не менее, вопрос ваш не лишен смысла. Садитесь, а я попробую, -сказала она.
И не смогла шевельнуть ни одной ногой. Озадаченная, она упала.
Она очень рассердилась на кролика: Никогда больше не задавай своих философских вопросов многоножкам. Вот что мне теперь делать? Твой вопрос теперь нейдет у меня из головы, и я больше не могу идти, не задумываясь о том, как это происходит и какой ногой шагнуть. А у меня их сто пришел конец моей жизни. Только будь добр, не задавай больше никому подобных вопросов.
Я постараюсь о нем забыть, но не знаю... Удастся выживу, не удастся мне конец.
И теперь в моем присутствии вы пытаетесь расслабляться, сливаться, созерцать... И попадете в беду. Забудьте весь этот вздор, отбросьте философские вопросы. Просто будьте здесь.
Просто будьте, и из этого бытия произрастет понимание, подобно озарению подсказывающее, когда сливаться, когда созерцать, а когда расслабляться. Здесь и сейчас попробуйте ощутить вкус бытия исполненного жизни, безмолвия, радости.
А все остальное будет проистекать из него.
13 октября, 1986 г., Бомбей
Любимый Бхагван!
Подобно тому, как спелый плод падает на землю в один прекрасный день Вы оставите нас, и ни один мастер уже не сможет Вас заменить. Скажите, Бхагван, будут ли техники медитаций, полученные от Вас, столь же действенно, как и сейчас, способствовать нашему внутреннему развитию после того, как Вы оставите физическое тело?
Мой подход к вашему внутреннему развитию основывается на том, чтобы сделать его независимым от меня. Любая зависимость это рабство. Но самая страшная его разновидность зависимость духовная.
Я прилагал все усилия к тому, чтобы Вы осознали свою индивидуальность, свою свободу и полную способность к росту безо всякой посторонней помощи. Рост этот заложен в самом вашем бытии и распускается в нем, не являясь чем-то привнесенным извне или навязанным.
Все мои техники медитаций не подразумевают никакой зависимости от меня. Присутствую я при этом или отсутствую не имеет значения.
Все зависит только от вас. Не мое присутствие, но ваше необходимо для работы с ними.
Здесь речь идет не о моем бытии, а о вашем, о необходимости вашего присутствия, бодрствования и внимания. Я понимаю Ваш вопрос и его резонность.
Он не лишен смысла.
Все прошлое человечества так или иначе является историей эксплуатации. И даже так называемые духовные люди не в силах устоять перед ее соблазном.
99 мастеров из ста пытались навязать ученикам идею того, что без мастера их рост и прогресс невозможны, предлагая возложить всю ответственность на себя.
Но в тот самый момент, как вы возлагаете на другого всю ответственность, вы, сами того не ведая, отдаете ему и всю свою свободу.
И естественно, всем этим мастерам приходило время умирать. Но они оставляли за собою длинные шлейфы из рабов: христиан, иудеев, индусов, магометан. Что же это за люди? Почему кто-то должен быть христианином? Если действительно можешь кем-то стать, стань Христом, но не христианином.
Неужели вы абсолютно не чувствуете унижения, называя себя христианином, последователем того, кто умер две тысячи лет назад? И все человечество следует за умершим.
Разве не безумие, что умершие ведут живых, доминируют над ними и что живые пребывают в зависимости от них и их обещаний типа: Я приду освободить вас? Ни один из них не пришел и не спас.
И фактически никто не в силах спасти кого бы то ни было другого. Это идет вразрез с фундаментальной истиной свободы и индивидуальности.
Что касается меня, я просто прилагаю все усилия, дабы освободить вас от кого бы то ни было, включая меня самого, чтобы вы оставались одни на пути своего поиска. Это существование относится с уважением к личности, отважившейся на одиночество в поисках истины.
Рабам уважения нет. Они его попросту не заслуживают, поскольку не уважают самих себя.
Как же может относиться к ним с уважением бытие?
Так что помните, когда я уйду, вы ничего не потеряете. Возможно, даже приобретете кое-что, о чем и не подозреваете.
Сейчас я доступен вам лишь в воплощении, в тюрьме заключенности в определенную форму. Когда же я уйду, куда я могу деться? Я буду в ветре, в океане.
И если вы любили меня и доверяли мне, вы почувствуете меня тысячею и одним способом. В моменты пребывания в безмолвии вы вдруг ощутите мое присутствие. Раз я более не воплощен в теле, значит, сознание мое универсально.
Сейчас вам приходится приходить ко мне.
А потом уже не понадобится меня искать. Где бы вы ни были... вы испытываете жажду, испытываете любовь... и находите меня в самом своем сердце, в самом его биении.
Любимый Бхагван!
Как-то на рыночной площади, будучи предоставленным самому себе, я вдруг почувствовал, как действия мои становятся механическими и бессознательными. А сейчас, находясь в Вашем присутствии, я чувствую, что мой ум тормозится и возрастает самосознание.
Такое со-стояние самосознания приносит легкость и желание пребывать в нем все больше и больше. А взглянув на Вас, я испытываю еще большую благодать,
Бхагван, не могли бы Вы рассказать о самосознании ученика и благодати, нисходящей от мастера?
Прекрасно, что Вы начинаете осознавать весьма существенный феномен того, что, оказавшись на рынке, становитесь подобны механизму, роботу. Сюда вы приходите в более расслабленном состоянии.
Скорость работы ума потихоньку-потихоньку уменьшается. И по мере прояснения самосознания исчезает механистичность.
Вы не могли не заметить, что сознательность и механистичность невозможны одновременно. Сосуществование этих двух факторов невозможно.
На рыночной площади от вас ожидается проявление эффективности, а не сознательности. Эффективность характеристика механизмов, и они более эффективны, нежели люди.
Поскольку от вас требуется эффективность, вы становитесь более механистичны, по мере чего в вас исчезает сознательность.
А ваша сознательность это ваше истинное бытие.
Посредством эффективности и механистичности вы можете заработать больше денег, добиться большей власти, престижа или респектабельности, но при этом потеряете себя. И как задешево!
То, что вы получите взамен, не имеет ценности. Знаете ли вы, сколько людей жило до вас на земле? Осознаете ли тот факт, что миллионы из них преуспевали? Миллионы были в свое время знамениты, а сейчас люди даже не помнят их имен. Они исчезли, как сны, не оставив никакого следа.
И нам тоже, тем или иным образом, суждено исчезнуть. Те же немногие, что ушли из жизни, но живут и поныне в любви и вере людей, не были преуспевающими людьми.
То были не императоры, не завоеватели и не богачи. Те немногие, что, несмотря на смерть, и по сей день остаются в человеческих сердцах, относятся к абсолютно иной категории. Это сознательные люди, люди с душой.
Их влияние столь, глубоко, что останется до последнего человека.
Гаутама Будда, Лао Цзы, Кабир, Христос, аль-Хиллай Мансур все они неподвластны забвению.
Жизни их будут продолжаться в самых сокровенных глубинах вашего существа по той простой причине, что они никогда не приносили свою сознательность в жертву рыночному укладу.
Так что прежде всего хорошо, что вы осознали. Отточите в себе эту осознанность, и в следующий раз, когда придете на рынок, вам уже не придется превращаться в робота.
Возможно, при этом в вас не будет той эффективности, с которой действуют роботы. Ну и что? Возможно, вы и не достигнете их успеха. Ну и что из этого? Пусть проживают они свой день, чтобы испариться затем, подобно мыльным пузырям.
Им не в чем завидовать пожалейте их и останьтесь привер-жены своей сознательности. Пожертвуйте всем ради нее, но никогда не приносите ее в жертву чему бы то ни было.
Таково обязательство саньясина: он готов лишиться своей жизни, но не своей сознательности. В ней он открывает для себя ценность, высшую чем жизнь.
А ничего более ценного, нежели сознательность, не существует.
Сознательность это заложенное в вас семя божественного.
И когда оно достигло в вас полного роста вы пришли к выполнению своего предназначения. По мере углубления вашей сознательности, ваши действия не станут эффективнее, но приобретут новое качество свойство прекрасного, что куда более ценно.
Ни один механизм не обладает этим свойством. Ваши действия, ваши слова приобретут особую красоту.
Каждое мгновенье жизни сознательного человека исполнено необычайной красоты и прелести. Это отражается и в его действиях, даже самых незначительных, будь то жест или взгляд.
Это в глубине его глаз, в значимости его слов, в музыке его молчания.
Само его присутствие праздник.
И в сравнении с подобной личностью императоры просто нищие: им принадлежит весь мир, а внутри них пустота.
Храм может быть сделан из чистейшего золота, но господин внутри него отсутствует. С каждым днем ученик становится все более и более прекрасен, все более и более сознателен, и это естественным образом рождает в нем глубочайшую признательность мастеру. Это не значит, что вы должны ее испыты-вать. Если вызывать ее в себе специально, получится подделка.
Это чувство является подлинным, когда приходит само собою. А по мере роста вашей благодарности вы открываетесь и становитесь более доступны.
И мастер может излить в вас все свое существо, все свое благословение и благодать.
Любимый Бхагван,
Я чувствую, как с Вами происходит там, на кафедре, нечто невероятное, нечто невообразимо прекрасное, И с течением лет я ощущаю, как и со мной происходит здесь нечто потрясающее. Я знаю, что в моем случае это не озарение. Но это нечто подобное гармонии с Вами,
Бхагван, не могли бы Вы подсказать, как мне пробиться сквозь дымовую завесу собственного ума, чтобы выпустить это прекрасное, эту красоту, этот благословенный дар наружу и дать ему возможность расти?
Феномен гармонии предоставляет душе один из самых таинственных опытов.
Он предполагает, что два тела все еще остаются двумя телами, но душ в них уже не две. Одна душа, пребывающая в двух телах, вот истинный смысл понятия гармонии.
Это самый изысканный опыт.
Обычно мы живем в состоянии конфликта, дисгармонии. Муж конфликтует с женой, и они называют это совместной жизнью. Но пока между ними не возникло единства, их совместность не что иное, как скрытый конфликт, способный взорваться в любой момент, по любому даже самому глупому и бессмысленному поводу.
Оба пребывают на кратере вулкана.
Родители сталкиваются с проблемой отцов и детей, с разрывом между поколениями. Трудно найти общий фундамент для взаимопонимания, и гармония становится недостижимой целью. Они даже не понимают языка друг друга.
И не то чтобы они говорили на разных наречиях. Разнится их видение мира, их отно-шение к нему и подход к жизни.
И не видно пути к обоюдному согласию. Общение родителей и детей сходит с рельсов пути переговоров, поскольку за каждым разговором кроется сражение.
То же происходит с мужьями и женами. Если это молодожены, страсти кипят: они борются жена швыряет предметы, бьет тарелки, чашки и стаканы, кидает подушки. Подобным же образом ведет себя и супруг: он бьет ту самую женщину, без которой он жить не мог.
И не только бьет. Зачастую он мечтает и о ее убийстве: иначе она его просто убьет. Это уже только вопрос того, в чьих руках окажется инициатива. Это холодная война.
Мало-помалу отношения теплеют. Никаких тебе больше подушечных боев, никакого битья чашек, стаканов и блюдец. Но это еще не означает, что супруги пришли к гармонии. Это означает лишь то, что они осознали идиотизм подобного поведения.
Уж лучше вести себя тихо. Муж попросту читает все ту же газету.
Труднее становится по воскресеньям, но они избегают друг друга, стараясь не оставаться наедине.
Один мой приятель настоящий богач сказал мне как-то раз, когда ему стукнуло пятьдесят: Денег у меня довольно. У меня всего две дочери, и обе вышли замуж. И это очень тяжело... потому что в доме остались одни мы с женой. Так вы должны быть счастливы, удивился я. Ведь это был брак по любви. Сейчас я уже вообще не пользуюсь словом любовь, ответил он.
Именно это слово разрушило мою жизнь. И только из-за жены я продолжаю возиться с этим бизнесом и промышленностью.
Только ради того, чтобы ее избегать, иначе в этом не было бы никакой необходимости.
Ну тогда отыщите для себя какую-нибудь очаровательную станцию, затерянную в горах, и живите там в мире и покое, посоветовал я.
Да вы что... На очаровательной станции наедине с этой женщиной?
Это кончится убийством!
Что вы такое говорите? удивился я. Кто же кого может убить?
А это уж зависит от того, в чьих руках раньше окажется инициатива, пояснил он. Наедине с этой женщиной? Только не это! Вот если бы Вы изъявили желание остаться с нами, я чувствовал бы себя в безопасности и готов бы был отправиться на какую угодно станцию.
Мы даже в кино не выбираемся без знакомого. Он должен сидеть между нами, не то...
А ссора может начаться с чего угодно.
Но я ни разу не видел вас ссорящимися, возразил я.
Что правда, то правда, ответил он. На протяжении многих лет все это происходило подспудно. Но мы воюем. Я мысленно избиваю ее, она меня.
Но мы не показываем этого... что подумают люди, слуги?
Они спали в разных комнатах. Я поинтересовался у жены, почему.
О, да это не такая уж большая проблема... Виной всему его храп, ответила она.
Я не раз спал с ним в одной комнате, но как-то этого не заметил, возразил я.
Почему твоя жена жалуется на твой храп, обратился я к приятелю.
А я нарочно храплю, чтобы она спала в другой комнате, ~ объяснил он. Во сне-то я никогда не храплю!
Вот Вы этого и не слышали.
Чтобы захрапеть, мне требуется усилие это целое искусство, которым пришлось овладеть только для того, чтобы у нее появился повод. Она-то хотела спать в отдельной комнате, но нужен был повод. А теперь здесь вполне спокой-но.
На ночь я запираю дверь изнутри. Ведь ей может вздуматься явиться среди ночи мало ли что ей придет в голову?
И начнется скандал.
Люди не живут в гармонии. Гармония пустое слово. И для большинства людей, к сожалению, оно так и остается пустым.
Им ведомы лишь борьба и гнев.
Гармония предполагает отречение от своего эго. Вы говорите себе: Я хочу слиться с тобой в столь глубоком единстве, что сама идея Я мне более не нужна.
Некоторые люди обретали в своей жизни гармонию. А уж взаимоотношения мастера и ученика немыслимы без гармонии.
Мастер лишен эго. Ученику же предстоит отречься от своего во имя слияния двух сознании, и великая музыка вибрации в них станет единой для обоих.
При других видах взаимоотношений такое тоже случалось, однако крайне редко. Вспоминается одна странная книга, написанная на санскрите.
Называется она Бхамити. Это необычное название, поскольку в книге содержатся комментарии к одному из наиболее философских трудов Брахмасутрам Бадараяна.
Бадараян, вероятно, является величайшим философом, какого когда-либо носила земля. И он написал эти маленькие афоризмы, маленькие афоризмы об истине в последней инстанции.
Во всем мире не сыскать другой книги, к которой было бы написано столько, несколько тысяч, комментариев. Ведь афоризмы столь кратки, столь сжаты, что пока кто-то не раскроет их значения, не растолкует и не даст ему своей интерпретации, до их смысла нам не добраться.
Брахмасутра книга необычайная. Еще ни у одной книги так не складывалась судьба, как у Брахмасутры Бадараяна. Комментарии были написаны, но оказались слишком сложны для понимания.
Поэтому и к самим комментариям были написаны комментарии. Но и последние были не так уж просты.
Так что появились комментарии и к ним...
Это единственная в своем роде книга, комментарии к которой писались целыми сериями; причем сам оригинал утрачен. И на протяжении тысячелетий в Индии находились люди, которые писали комментарии к комментариям с тем, чтобы сделать ее смысл доступным широким массам.
Одним из комментариев к Брахмасутрам, одним из лучших комментариев к ним является Бхамити. И это тоже необычно, поскольку название Бхамити сделалось для них пророческим.
Именно так звали одну женщину, но давать такое имя комментариям...
Комментарии были написаны величайшим философом Вачаспати, жену которого и звали Бхамити. Он трудился над ними целых двенадцать лет и решил в день завершения этого труда отречься от мира и отправиться в Гималаи.
И вот, в одну прекрасную ночь, работа над ними была наконец завершена. Он взял свечу, при свете которой писал, и направился к себе в комнату.
Но по дороге неожиданно встретил женщину.
Кто ты и что ты здесь делаешь? спросил он ее.
Вы столь увлеклись своей работой, о господин мой, отвечала она, что и вовсе позабыли, что некогда женились на мне. Я ваша жена.
Да-да, помню, воскликнул Вачаспати.
Я даже помню, что каждый день... А покажи мне свою руку, ее-то я узнаю.
Ведь это ты ставила подле меня свечу каждый день на закате.
Да, мне знакома эта рука. Но теперь слишком поздно.
Я уже принял решение оставить дом в день завершения работы над комментариями. Что же ты мне не напомнила?
Любовь помешала мне прервать тебя. Я все ждала. Но не беспокойся: если ты решил уйти, уходи без тени волнения. Я не стану помехой твоему решению. Мне довольно было увидеть, что ты беспокоишься обо мне.
Раз ты все-таки хоть немного любишь меня, мне этого достаточно на всю оставшуюся жизнь, был ответ.
Ты великая женщина, сказал ей Вачаспати. Редчайшая женщина. Таких комментаторов, как я, полно, но попробуй сыскать другую такую, как ты. Какая любовь, какая преданность, какой дар терпения и ожидания! И какое величие души: тебе было достаточно одной лишь заботы о том, что темнеет, как если бы не было никакой надежды.
Я назову свои комментарии Бхамити, и пусть всякий, кто будет читать эти комментарии, удивится их названию. Ведь и вправду оно неадекватно: комментарии написаны к Брахмасутрам...
И вдруг Бхамити?..
Но без тебя, твоей любви, терпения, твоего молчаливого ожидания... Ты даже ни разу не попалась мне на глаза, а ведь красота твоя бесспорна.
Попадись ты мне на глаза и это бы помешало мне. Я позабыл бы всякие комментарии и наверняка отложил бы их, чтобы побыть с тобой.
Я получила больше, нежели заслуживаю, отвечала Бхамити. Тебе более не следует оставаться в доме.
И пусть я буду гордиться мужем, который исполнил свое намерение... хоть я и замечаю, что теперь ты уже колеблешься. Не нужно колебаний. Я не позволю тебе остаться в доме.
Ты должен отправиться в Гималаи: ведь если ты не отправишься, я не смогу относиться к тебе с тем же уважением.
Это невероятная, неслыханная история.
Вачаспати отправился в Гималаи. Но не смог позабыть Бхамити, ее достоинство, такт и красоту...
Это было за пределами человеческой природы. И лишь такие люди, как она, доказывали, что существует нечто за этими преде-лами, нечто божественное.
Вачаспати остается великим ученым, Бхамити личность куда более божественная.
Так что иногда случается гармония между людьми и при других видах взаимоотношений. Только они слишком редки в виде исключения или случайности.
Но что касается мастера и ученика, тут взаимоотношений без гармонии быть не может. Музыкальное единство, глубочайшая любовь, затопляющая эго.
И нет уже двух взаимодействующих людей есть лишь гармоничное целое, энергетическое поле.