d9e5a92d

ЦИ ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ ТАЙ-ЦЗИ

Тысячелетия назад китайские даосы на основании научных наблюдений и предположений, а также с помощью неизвестных нам методов сформулировали теорию, согласно которой движущей силой вселенной является некая извечная энергия. Они назвали эту непреходящую силу термином ци.

В соответствии с концепцией инь-ян ци непреходяща и поддерживает извечный баланс между положительными (созидательными) и отрицательными (разрушительными) проявлениями силового потенциала.
Силы инь и ян являются производными от конечного потенциала ци, существуют вне времени и пространства и не зависят от проявлений материального существования. Вследствие того что эти две силы всегда противостоят друг другу, вселенная вечно подвержена постоянным переменам.

Все сущее, включая безвоздушное пространство, является проявлением сбалансированного взаимодействия этих двух сил. Представляя источник любого проявления, инь и ян воплощают конечную природу любого объекта во вселенной.
Человек как часть вселенной также является производным все того же энергетического источника ци. Человеческая жизнь есть ничто иное, как процесс взаимодействия инь и ян. Этот процесс связан с независящим от нас и непостижимым естественным циклом, начинающимся с подъема и заканчивающимся угасанием. Древние китайцы объясняли эту цикличность приливами и отливами ци.

Именно ци определяет умственное и физическое состояние человека. Способ проявления ци известен как естественный порядок вещей.
Гармоничное развитие энергии ци в человеческом теле в сочетании с теорией взаимодействия инь и ян превратило искусство тай-цзи в уникальную систему умственной и духовной дисциплины. Следует помнить о -том, что без правильной методики тренировок или, по крайней мере, без адекватного понимания концепции ци, истинное значение тай-цзи утрачивается. В Качестве пояснения к вышесказанному, можно провести элементарную аналогию: ци имеет такое же отношение к тай-цзи, как бензин к двигателю внутреннего сгорания.

Точно так же, как автомобильный мотор не мог быть изобретен без наличия топлива, искусство тай-дай не появилось бы на свет без осознания концепции ци.
Прежде чем приступать к изучений) практического аспекта искусства, необходимо иметь четкое представление о некоторых ключевых терминах.
Ци. Китайское слово ци буквально означает воздух, силу, движение, энергию или жизнь.

Согласно теории тай-цзи термин ци следует понимать как присущую энергию, внутреннюю энергию или изначальную, вечную и конечную энергию. Способ проявления ци ассоциируется с представлением о равновесии и порядке, определяемым самой концепцией тай-цзи, которая буквально переводится как великий предел.
Инь ци или ян ци. Ци, которая находится в процессе перехода из одного состояния в другое, или из одной сбалансированной ситуации в другую, называется либо инь ци, либо ян ци.
Шэнь. Тай-цзи основано на принципе трех энергетических уровней.
Базовым уровнем является сущностная или жизненная энергия организма.
Вторая стадия ци есть проявление жизненной энергией выше среднего уровня.
Она Поддерживает сущность и обеспечивает умственную деятельность. После очищения ци поднимается на третий уровень, соответствующий шэнь или духу.

По сравнению с ци шэнь представляет более высокую энергетическую сущность.
Цзин или нэи цзин. Сила, образованная ци, называется цзин или нэй цзин, то есть внутренней силой. В нашей аналогии с автомобильным двигателем цзин тождественна лошадиной силе. Может случиться так, что человек, изучавший Тай-цзи -на протяжений многих лет, может накапливать значительнее количество ци, но, в то же время, не способен трансформировать эту силу во внутреннюю энергию, то есть и цзин. На практике можно ощущать цзин другого человека, но не его ци; можно чувствовать собственную Ци, но нельзя ощутить собственную цзин.

Практикуя боевой аспект тай-цзй, энергия ци используется за счет прямой передачи оппоненту собственной цзин.
Цзин действует вне пространственно-временных ограничений. Изначально человек пробуждает энергетический поток силой воображения, а затем сознательно усиливает его мощь. Современным физикам и медикам еще предстоит оценить значимость этих теорий или принципов.

В медицине уже используется методика идентификации и подавления раковых клеток за счет создания пациентом мысленных образов и сознательной стимуляции собственной иммунной системы. Успех этого метода целиком зависит от индивидуальных энергетических качеств и силы Соображения пациента.
Ли. Физическая сила тела, обусловленная его движением, обозначается термином ли. В отличие от цзин, являющейся производной энергией, ли проявляется в результате прямого физического движения. Например, отведя руку назад, а затем выбросив кулак вперед, человек использует аккумулированную физическую энергию, то есть ли.

Если сила возвратно-поступательного движения не используется, а энергетическая передача при этом остается такой же, то в действие вступает вибрационная сила трансформированной ци, то есть цзин. Иными словами, ци контролируется умом, а ли проявляется в результате физического усилия.

НАРАЩИВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЦИ

Каждый человек наделен ци от рождения. Эта энергия сопровождает его в течение всей жизни и покидает тело лишь после смерти.

Развитие энергетического потенциала организма обусловливают два основных занятия медитация и движение.
МЕДИТАЦИЯ
В практике тай-цзи медитация единственный способ осознания собственной ци. Новичок может без особого труда достичь успеха в позе сидя или стоя; для этого придерживайтесь следующей последовательности действий:
1) полностью, как во сне, расслабьте тело и убедитесь в отсутствии напряженных участков;
2) успокойте ум, сосредоточьте внимание на своем теле, прислушайтесь к дыханию, почувствуйте пульс и так далее, до тех пор, пока не ощутите естественный ритм всего организма;
3) возвысьте свой дух в область затылочной точки; представьте, как сверху невидимый поток проникает в затылочную область; дышите все глубже и глубже, так чтобы воздух непосредственно проникал в область дань-тянь (область, расположенную примерно на 7,5 см ниже пупка и в 6 см от передней стенки живота).
Спустя недели или месяцы тренировок у вас может появиться чувство слияния с ритмом глубокого медитативного дыхания. Это и есть ваша ци -внутренняя энергия.

Со временем это чувство станет сильнее, и вы сможете контролировать поток энергии без посредства глубокого дыхания. На этом этапе появляется способность сознательного направления потока ци внутри собственного тела.

МЕДИТАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТАЙ-ЦЗИ

После того как вы обретете контроль над энергетическим потоком, у вас появится возможность приступить к практическому исполнению форм тай-цзи в медитативной манере, то есть координируя ци умом и телом. С практикой ощущение ци становится все более отчетливым. При этом техника исполнения становится грациозной, гармоничной и естественной.

Иными словами, внешняя форма приобретает такие очертания, которые недостижимы за счет механического повторения действий инструктора.
На данном этапе ци управляется разумом; она течет свободно и сама управляет движениями тела. Таким образом, устанавливается равновесие между телом и разумом. Если вы стремитесь к развитию мощного энергетического потенциала, то следует уделить особое внимание практике медитативного движения тай-цзи.

Эта методика открывает поистине безграничные возможности по наращиванию внутренней силы и управлению энергетическим потоком.
Многие из тех, кто заявляет о том, что они практиковали тай-цзи многие годы, так и не сумели развить в себе ощущение ци. Это связано с тем, что они следовали неверной методике тренировок и не использовали сочетание медитативных техник с движениями тай-цзи.

УСИЛЕННОЕ ПЫХАНИЕ ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ЦИ В ЦЗИН

С обретением способности чувствовать поток внутренней энергии вы сможете привнести это ощущение в каждое медитативное движение. Этот процесс поможет усилить внутреннюю энергетику. Однако без дальнейшей
тренировки ваши достижения ограничатся обостренным восприятием собственного тела.
Для дальнейшего, более эффективного применения ци необходимо освоить продвинутую медитативную технику усиленного дыхания. С помощью этой практики внутренняя энергия трансформируется во внутреннюю силу, которую можно применять во многих жизненных сферах.
В аналогии с двигателем внутреннего сгорания процесс сжигания топлива сопоставим с преобразованием ци в более эффективную форму применения силы. До тех пор пока не произойдет воспламенения внутренней энергии (ци), вы не сможете выработать внутреннюю силу цзин. Для того чтобы достичь этой трансформации, необходимо предпринять несколько шагов.

Сам процесс, известный как техника усиленного дыхания, описан в следующем разделе.

ТЕХНИКА УСИЛЕННОГО ДЫХАНИЯ

1. Подготовка
Примите произвольную позу, расслабьте все тело, успокойте ум и постепенно приступайте к медитации тай-цзи.
Взгляд устремлен в бесконечность, затылок приподнят, слух обращен внутрь тела, язык отведен к задней стенке верхнего неба, зубы и губы слегка касаются друг друга, ци сосредоточена в области дань-тянь и плавно распространяется по всему телу. Дышите глубоко, плавно, ритмично и продолжительно.

2. Исполнение
После того как вы почувствовали свободную циркуляцию ци по всему телу, переключите внимание ни руки. Не обращая внимания на мышцы, почувствуйте каждую косточку.

Иными словами, мысленно Представьте собственный скелет. На вдохе вообразите, Как в кости проникает сила дыхания и концентрируется в костном мозге.

Представьте, будто кости усиливаются и сжимаются при каждом вдохе. После многократного повторения этого упражнения вы ощутите вокруг рук некое силовое поле.

При этом может возникнуть ощущение тепла, холода, покалывания или подрагивания.

3. Распространение техники на все тело
Научившись концентрировать дыхание в руках, можно применить технику по отношению к другим участкам тела: позвоночнику, голове, ногам и так далее. Например, сосредоточьте внимание на позвоночном столбов, мысленно выпрямите его, представьте его целиком, а затем каждый позвонок в отдельности.

Выполняйте упражнение до тех пор, пока не возникнет отчетливое ощущение усиления позвоночника.


Определенные участки тела могут оказаться более чувствительными к воздействию этой техники. И наоборот, новые ощущения быстрее появляются в некоторых других зонах: Например, положительные результаты с трудом достигаются в области шейных позвонков.

Однако последовательность и упорство неизменно приводят к нужному результату. Для того чтобы научиться различать воображаемые результаты от фактических обратитесь за помощью к опытному инструктору.
Рекомендуется следующая последовательность выполнения данной техники: ладони, руки, позво ночник, голова, ноги и далее остальные участки тела. Как правило, ученик начинает чувствовать трансформацию ци (ощущение, напоминающее действие электрошока) по истечении нескольких месяцев тренировки.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦИ В ЦЗИН

По истечении нужного для предварительной тренировки срока практик начинает чувствовать, как аутентичный комплекс тай-цзи внутренне трансформирует изначальную жизненную энергию (ци) в высокочастотную вибрационную силу (цзин). Именно этот процесс превращает тай-цзи как явствует из самого названия в искусство беспредельных возможностей.

Ниже излагается дальнейшая последовательность действий.
Встаньте в начальную стойку. Не забывайте об основных принципах тай-цзи: держите голову прямо; прислушивайтесь к собственному телу; направляйте взгляд в бесконечность; медленно, глубоко, плавно и ритмично дышите носом; кончик языка прижимайте к верхнему небу; направляйте ци в область дань-тянь и так далее.
На вдохе медленно поднимайте руки; применяя принципы усиленного дыхания ко всему телу, медитируйте. Ощутите усиление костной системы, не обращая внимания на мышечную. Во время медитативного вдоха сокращайте окружающие кости мышцы до тех пор, пока энергия не проникнет в костный мозг.

На выдохе расслабляйте все тело.
Вы почувствуете, как с каждым вдохом энергия тела аккумулируется в костном мозге, а каждый выдох приносит полное расслабление. Повторяйте упражнение как можно чаще, но немедленно прекращайте занятия при первых признаках усталости или ослабления внимания.
Во время выполнения упражнения вы должны ощущать тело и разум как единую структуру. Мысленно контролируйте ци и с каждым вдохом заставляйте энергию проникать в костный мозг. По прошествии некоторого времени ваши усилия увенчаются ощущением, сравнимым с действием электрошока.

С практикой это чувство станет настолько отчетливым, что не составит труда отличить его от игры воображения.
потока (Г).
На продвинутом уровне этой техники появляется особое ощущение, позволяющее управлять циркуляцией энергии. По мере того как ци течет в заданном вами направлении, возникает чувство ее перемещения из одной области в другую, подобно волновому распространению электрической энергии.

Постепенно этот поток становится настолько мощным, что возникает вибрация, уровень которой сравним лишь с волновой деятельностью нейронов головного мозга. В результате генерируется баснословная сила, именуемая цзин.
Если человек генерирует поток цзин в своем теле и управляет им, возникающие при этом вибрации без труда воспринимаются другим человеком во время элементарного физического контакта. В том случае, если двое людей одновременно ощущают цзин в своих телах, они становятся более восприимчивыми к цзин друг друга.

В Древнем Китае мастера боевых единоборств утверждали, что могут судить о боевой подготовке оппонента на основании сверхчувственного восприятия. У них не возникало необходимости оценивать физическую форму противника, так как его способности измерялись наличием и скоростью внутренней силы.
В очередной раз прибегая к аналогии с автомобильным мотором, отметим, что его размер не является показателем развиваемой мощности.
Как показано на схеме, воспроизведенной в рис. 2.11, именно внутренняя работа делает искусство тайцзи великим и непревзойденным. Под термином внутренняя работа (нэй конь) имеется в виду использование внутренних упражнений для установления абсолютного равновесия и гармонии между телом и разумом. Ранее уже говорилось о том, что после появления ощущения ци, с помощью дыхательного упражнения энергия трансформируется в цзин, представляющую более основательную силу.

Пробужденная цзин может быть использована в любое время и неоднократно. Это означает, что ее вибрации не только могут быть переданы другому человеку, но и в Целом гармонизируют энергетический поток в теле и значительно повышают силу жизненной энергии, ци.

В свою очередь, чем сильнее поток ци, тем более сильные вибрации цзин пробуждаются к жизни.

КАК ДОБИТЬСЯ ОБОСТРЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦИ?

Ци является основой нашей жизненной силы; иными словами, наша жизнь полностью зависит от ци. Следовательно, мощный поток ци определяет силу жизненной энергии.

Китайская традиция придерживается убеждения, что поток ци постоянно присутствует в человеческом теле. Как только про исходит нарушение или блокировка этого потока, начинается болезнь.
Согласно китайской медицине развитие и усиление потока ци способно справиться с любой болезнью или недомоганием. Подобный подход вызывает недоумение даже у передовых представителей западной науки, и поныне не нашедших способа эмпирической идентификации ци, то есть не располагающих соответствующими приборами.
Отсутствие вещественных доказательств породило множество споров между последователями концепции жизненной энергии и теми, кто отрицает саму возможность существования ци. Аргументация последних основана на современном научном знании, в частности, в области анатомии, электроники и химии.

По их мнению, если ци нельзя идентифицировать известными средствами, то она не существует. В ответ на это приверженцы концепции ци задают закономерный, вопрос: если ци не существует, то почему на протяжении многих столетий это понятие определяло суть философии китайской медицины и практики тай-цзи?
Ци не составляющая часть чего бы то ни было, а основа всего сущего. Более того, ци не творит саму себя, ибо, неподвластная законам созидания и разрушения, она просто существует.

Те, кто отрицает существование ци, тем не менее признают, что какими бы ни были аргументы за и против, понимание смысла концепции далеко от истинного значения.
Абстрагируясь от споров о существовании ци, пррсто рассмотрим это явление с надеждой отыскать ключ к его точному пониманию. Коль скоро жизненная энергия не может быть представлена как материальный объект, ее нельзя измерить с помощью современных приборов. Являясь конечной энергетической субстанцией, породившей вселенную и все сущее в ней, ци не подвластна пространственно-временным ограничениям.

Пока существует ци, существует и пространство. С точки зрения учения тай-цзи, пространство не является пустотой или некой воображаемой концепцией.

Напротив, оно наполнено ци и порождено ею.
Предположение о том, что конечная форма энергии превосходит обыденное представление о временнопространственной реальности, может показаться противоречивым. Тем не менее именно эта предпосылка легла в основу учения тай-цзи, породила даосизм и стала краеугольным камнем китайской культуры.
Сомнения относительно существования ци стали причиной того, что ци стали считать плодом воображения. Так, некоторые люди относятся к ци как к чуду, которое нужно рассматривать как объект религиозного поклонения. Такой подход к вопросу следует признать крайне упрощенным. Если предположить, что ци объект слепой веры, то с потерей веры она обязательно должна исчезнуть.

Но даже в том случае, если человек не обладает богатым воображением, он может чувствовать циркуляцию ци в своем теле. И напротив, как бы вы ни старались вообразить у себя на голове пару рогов, они не появятся.

Таким образом, попытки изобразить ци как плод воображения всего лишь скрытая форма профанации ее существования.
Невзирая на то что вначале мысленные образы помогают разбудить дремлющее сознание и обостряют восприятие потока внутренней энергии, последний с практикой становится настолько отчетливым, что связанные с ним ощущения не имеют ничего общего с игрой воображения.
Ци проявление жизненной энергии, следовательно, каждый из нас ее носитель. Однако
прежде чем учиться управлять ци, надо ощутить ее поток в своем теле. Вновь вернемся к нашей аналогии с автомобильным мотором. Бензин производят из нефти, месторождения которой находятся под землей. Следовательно, для получения бензина прежде всего необходимо обнаружить месторождение нефти, добыть эту нефть и лишь затем приступать к производству из нее автомобильного топлива. Точно так же в теле содержится ци, но ее не нужно получать извне.

В то же время, вы вправе аккумулировать ее, перераспределять и трансформировать во внутреннюю энергию цзин.
Для того чтобы повысить собственную восприимчивость, следует прибегнуть к следующим практикам:
1) практика расслабления;
2) практика управления дыханием;
3) практика развития способности к сосредоточению;
4) практика развития координации;
5) практика медитации и создания мысленных образов;
6) практика медитативного движения тай-цзи;
7) парная практика;
8) дополнительные тренировки.
Придерживаясь указанной последовательности действий, о которых будет подробно рассказано далее, любой практик сможет развить в себе обостренную восприимчивость к потоку ци.

ПРАКТИКА РАССЛАБЛЕНИЯ ШУНЬ

Слово шунь означает расслабляться, терять, отбрасывать, уступать. Этот термин традиционно присутствовал в лексиконе китайских мастеров тай-цзи. Известно, что, обучая будущего
мастера Чен Мэн-цзиня, известный мастер тай-цзи Чен-фу ежедневно напоминал своему ученику о том, чтобы тот был шунь, действительно, шунь. Он говорил ему: Если ты не шунь даже частично* то ты не находишься на этапе шунь и теряешь тай-цзи; в этом случае тебе уготовано поражение*
Великие мастера всегда подчеркивали особую важность расслабления. Поэтому на протяжении столетий практики тай-цзи неизменно проявляли повышенный интерес к концепции шунь. Не удивительно, что многие пытались дать шунь свое толкование.

Несмотря на большое количество интерпретаций, толкователи 'не потрудились Дать шунь точную, классическую формулировку. В результате многие ученики тай-цзи были введены в заблуждение.
Несколько лет тому назад я пил чай с мастером Чен Мэньцзинем в его классической мансарде, которую он называл Библиотекой долгих вечеров. Во время беседы мастер указал на то, что в младенчестве все люди полностью расслаблены и восприимчивы.

Однако с возрастом они становятся цивилизованными и утрачивают способность к шунь. Его слова привели меня в недоумение, ибо свидетельствовали о том, что после полувекового учительства мастер испытывал разочарование в собственной практике.
Затем мастер поинтересовался тем, как я объясняю истинное значение расслабления своим ученикам в Чикаго. Я ответил, что прибегаю к аналогиям и, в свою очередь, спросил о его методе. Мой вопрос прозвучал как щутка: Неужели вы все еще рассказываете своим продвинутым ученикам о том, как вам приснилось, что вы потеряли обе руки и с тех пор осознали истинное значение шунь?

Мастер оценил мою шутку. Обычно он рассказывал своим ученикам о том, как после этого сна уровень его мастерства резко повысился, а поток ци стал плавным.
Полушутливое изложение собственного сновидения помогло мастеру объяснить истинное значение расслабления. Так как руки служат человеку для выполнения основной работы, они являются основным источником напряжения тела, В своей практике новичок использует лишь руки, не вовлекая в поток движения остальные части тела.

Именно поэтому в нем возникает напряженность. В последнем случае истинное расслабление становится в принципе невозможным.
В практике медитативного движения тай-цзи расслабление означает полный отказ от собственного я как на физическом, так и на ментальном уровнях. Это означает слияние с вселенной и бесконечностью.

Когда вы отдаете себя целиком во власть бесконечности, вы способны расслабиться и раствориться в единстве, которое даосская философия трактует как слияние неба и человека.
Иными словами, если вы остаетесь самим собой, вы противопоставляете себя вселенной (см, рис, 2412). А если вы отказываетесь от собственного я, вы становитесь ее частью (см. рис.

2.13).
Если держать чашку с водой над поверхностью озера, ее содержимое не сможет слиться с озерной водой, то есть не станет частью общей силы водной стихии. Представьте себя текучим и податливым, как вода в чашке.

Когда вас выльют в озеро, вы станете озером.
Если эта аналогия вас не убедила, попробуйте представить, как вы парите в воздухе, и постепенно ваше тело обретает способность пропускать через себя воздушный поток.
Для того чтобы обрести чувство единения с вселенной, практик тай-цзи должен уделять внимание медитативной технике расслабления тела и ума. Достигнув этого уровня, вы воссоединитесь с вселенским потоком и будете двигаться вместе с ним.

Лишь в этом случае вы оцените истинное значение шунь.
Мастер Ян постоянно напоминал своим студентам: Расслабьтесь; расслабьтесь так, словно ваше тело прозрачно. А мастер Чен советовал: Расслабьтесь; каждое сочленение, каждая часть вашего тела должна быть податливой и свободной.

До тех пор пока вы не достигните состояния полного умственного и физического расслабления (шунь), вы не сможете ощутить поток ци. Следовательно, для того чтобы ощутить ее поток, практик тай-цзи должен посвятить много времени медитативным техникам.
Расслабление ума считается более важным, чем расслабление тела, ибо ментальное напряжение неизбежно приводит к напряжению физическому. Начинающим прежде всего следует успокоить свой разум, затем попытаться полностью расслабить тело и медитировать для единения с вселенной.

Это позволит ощутить ее ритм и обострит восприятие циркуляции ци как в теле, так и во всей вселенной.

КОНТРОЛЬ НАД ДЫХАНИЕМ

В Древнем Китае для повышения восприятия потока ци последователи учения тай-цзи и даосы применяли дыхательные техники. Таким образом, в китайском языке слово ци стало одновременно обозначать воздух и жизненную энергию.

Как правило, ощущение в теле потока ци является результатом техники глубокого дыхания.
На первых этапах тренировки ци воспринимается как вдыхаемый воздух. Постепенно к этому ощущению добавляется чувство энергетического потока.

Новичкам, стремящимся преуспеть в этом направлении, нужно предпринять следующие шаги.



Содержание раздела