К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки и т. д.).
Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности.
В качестве соучредителей фондов могут выступать также и органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики в области культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т. д.). Культурная деятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства. Органы местного самоуправления должны исходить в своей деятельности в этой сфере из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод в области культуры всех проживающих на территории муниципального образования этнических общностей и религиозных конфессий. Органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям муниципальное имущество в собственность или аренду.
Они также решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с действующим законодательством.
Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. В пределах своей компетенции органам местного самоуправления следует создавать условия для развития сети специальных учреждений и организаций: школ искусств, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения основных услуг библиотек, расположенных на территории муниципальных образований, других учреждений культуры.
Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организаций культуры, если она наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу. Осуществляя контрольные функции в сфере культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятников природы, культуры, истории, находящихся в их ведении.
Понятие досуг в отличие от понятия культура имеет одно толкование свободное время. Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, степень его социализации и оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность и, как следствие, на экономическую стабильность общества.
К объектам досуга на территории муниципального образования относятся городские леса и парки, скверы, пляжи, иные рекреационные объекты, детские городки, аттракционы, иные развлекательные сооружения. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, организацию обустройства мест массового отдыха.
Забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры финансируется через них. К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин культурно-досуговая сфера.
Одной из функций местных органов культуры является организация и проведение массовых мероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищных мероприятий.
Культурно-досуговая сфера вышла далеко за пределы традиционной клубной практики и культурно-массовой работы. Ее характеризуют развитие интеграционных процессов и ломка межведомственных барьеров: всплеск самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений, предоставляемых досуговой индустрией, и, наконец, вторжение в культуру рынка с его жесткими рациональными законами.
Особенностью современной ситуации является развитие любительского движения, создание различных объединений, возрождение камерных, салонных форм общения.
На выбор вида досуговой деятельности влияет много факторов образовательного, социального, экономического характера, а также состояние материальнотехнической базы учреждений культуры как основы социального досуга. Все эти факторы не могут не отражаться на статусе, типологии и функциональных особенностях самих учреждений культуры и досуга.
Многие сферы массовой культуры и досуга самоокупаемы, а некоторые (например, организация концертов популярных артистов, казино и др.) служат источниками пополнения доходов местных бюджетов.
Местная власть должна способствовать развитию всех форм организации культурной и досуговой деятельности на территории муниципального образования.
Для осуществления функций регулирования и поддержки культуры и искусства и организации сферы досуга в администрации муниципального образования может создаваться структурное подразделение по вопросам культуры с правами юридического лица. При этом подразделении могут формироваться совещательные органы: общественный совет по культуре, художественный совет, советы директоров, объединенные методические советы учреждений культуры, советы по кино, другие совещательные органы.
Основные функции муниципального органа управления культурой показаны на рис. 5.7.2.
Впрочем, многие крупные города содержат профессиональные спортивные коллективы и отдельных спортсменов за счет средств местных бюджетов и спонсорской поддержки.
Регулирование развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях осуществляется по следующим направлениям (рис. 5.8.1).
Правовое регулирование отношений в сфере формирования и реализации местной политики развития физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом О физической культуре и спорте в Российской Федерации, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Источниками финансирования развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне являются средства местного бюджета, физкультурно-спортивных организаций, в том числе общественных физкультурно-оздоровительных объединений, а также от продажи билетов спортивных лотерей, благотворительные пожертвования юридических и физических лиц и другие поступления. При этом поступление средств из внебюджетных источников не может служить основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие физической культуры и спорта.
Органы местного самоуправления также имеют право:
¦ устанавливать льготы по налогам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области оздоровления людей, массовой физической культуры и спорта;
¦ освобождать организации от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий;
¦ вводить дополнительные компенсации и гарантии спортсменам, тренерам и другим организаторам физической культуры и спорта, призерам городских, районных соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета.
Органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проведение в муниципальных спортивных сооружениях занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.
Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства граждан, в т. ч. ремонт таких сооружений, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляются в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.
1. Каковы цели и приоритеты развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании?
2. Каковы основные направления деятельности органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта?
3. Какие существуют источники финансирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне?
4. Насколько отвечают методы регулирования в области физической культуры и спорта целям и задачам реформирования социальной сферы муниципального образования?
В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера. Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу.
Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.
Муниципальная молодежная политика совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн чел.
Правовые основы государственной молодежной политики определены Постановлением Верховного Совета РФ Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации в 1993 г. С тех пор ее главные направления не корректировались (даже после принятия Конституции РФ). В условиях возникшей правовой неопределенности субъекты РФ взяли на себя инициативу по развитию законодательного обеспечения в этой сфере, и в 1996-1997 гг. законы о молодежной политике были приняты почти в 40 регионах.
Основные цели государственной молодежной политики:
¦ социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи;
¦ реализация выдвигаемых молодежью общественно полезных инициатив, программ и проектов;
¦ наиболее полное участие молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни;
¦ расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.
Для достижения поставленных целей необходимо взаимодействие органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (рис. 5.9.1).
Только объединив усилия всех, кто участвует в разработке и реализации молодежной политики, можно успешно решить многочисленные и подчас очень сложные молодежные проблемы, которые проявляются как на муниципальном, так и на региональном и общероссийском уровне. Субъектами государственной молодежной политики в РФ выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.
Координация деятельности органов власти в области государственной молодежной политики в РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. 867 осуществляется Министерством образования РФ, на которое с этого времени возложено осуществление функций действующего ранее и упраздненного Государственного комитета РФ по молодежной политике.
В структуре органов исполнительной власти субъектов РФ созданы и функционируют государственные органы по делам молодежи, которые нуждаются как в координации своей деятельности, так и в методической, кадровой и организационной поддержке со стороны федерального центра.
Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.
Эти средства складываются из различных фондов, федерального финансирования, привлеченных средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, поддерживаемой из бюджета.
Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой подход к реализации муниципальной молодежной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных социальных заказов в сфере молодежной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы.
Система социального заказа основана на существующих в пределах конкретной территории острых проблем развития молодежи и необходимости их эффективного решения. Получение социального заказа предполагает, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение.
В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.
Для реализации молодежной политики в муниципальных образованиях создаются структурные подразделения по делам молодежи. Их основные задачи:
¦ проведение единой молодежной политики в муниципальном образовании;
¦ создание социально-экономических и правовых условий и гарантий для самореализации и становления молодого человека;
¦ обеспечение реального соблюдения на территории муниципального образования прав и интересов молодежи;
¦ привлечение молодежи к решению социальных, экономических и общественных задач на местном уровне;
¦ духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодежи;
¦ поддержка и реализация научно значимых инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуговой сферы;
¦ организация научных исследований по анализу положения дел и прогнозированию молодежной среды; .
¦ осуществление межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества молодежных организаций;
¦ координация деятельности муниципальных учреждений, занимающихся решением молодежных проблем.
В целях решения перечисленных задач муниципальные органы по вопросам работы с молодежью осуществляют следующие функции (рис. 5.9.2).