Организационные и политические изменения начала 1980-х привели к росту стабильности зависимости М2 от остальных переменных и к снижению стабильности подобной зависимости для параметра М1. К концу 1980-х годов Федеральная Резервная Система также заняла эту позицию и в проведении своей политики начала подчёркивать значение параметра М2.
Банковская система
Банковская система США функционирует в узких рамках разного рода административных инструкций и ограничений. С течением времени инструкции, принимаемые на федеральном уровне, приобретали всё возрастающее значение, в то время как роль инструкций, принимаемых и устанавливаемых на уровне штатов, сокращалась. В число важнейших федеральных органов, регулирующих деятельность банковской сферы, входят служба Контролера денежного обращения, Федеральная Резервная Система и Федеральная корпорация по страхованию депозитов.
Рассмотрим вопросы структуры и организации банковского дела.
В силу исторически сложившихся в США причин только коммерческие банки предоставляли услуги как по открытию текущих счетов до востребования чековых депозитов, так и по представлению краткосрочных коммерческих ссуд. Прочие депозитные учреждения (ссудо-сберегательные ассоциации, взаимно-сберегательные банки и кредитные союзы, которые обычно известны под названием сберегательных учреждений) не обладали правом предоставления услуг такого рода. Однако в последнее время сберегательные учреждения получили более широкие возможности, в силу чего различия между банками и сберегательными учреждениями уменьшились.
Сначала рассмотрим коммерческие банки, а затем сберегательные учреждения.
Коммерческие банки и их
классификация
____________________________________________________________________
Таблица 2
Конец года |
Все ком- мерческие Банки |
Национа- льные банки |
Банки штатов |
Банки- члены ФРС |
Банки, не члены ФРС |
Отделения банков |
1921 июнь 1929 1934 1941 1950 1960 1970 1980 1985 |
29 788 24 026 15 519 14 278 14 121 13 472 13 688 14 836 15 068 |
8150 7403 5462 5117 4958 4530 4621 4425 4967 |
21 638 16 623 10 057 9161 9163 8942 9067 10 411 10 101 |
9745 8522 6442 6616 6870 6172 5768 5422 6050 |
20 043 15 504 9077 7662 7251 7300 7920 9414 9018 |
1455 3353 3007 3564 4721 10 216 21 424 38 353 43 092 |
Как следует из данных таблицы 2. В 1985 г. в США функционировало более 15000 коммерческих банков. В перечень услуг, оказываемых этими банками своим клиентам, в настоящее время входит, помимо открытия текущих вкладов до востребования (чековых депозитов) и выдачи коммерческих ссуд, целый ряд новых услуг. Современные коммерческие банки, помимо чисто коммерческих ссуд, предоставляют ссуды под залог недвижимости, ссуды под потребительские цели, а также инвестируют средства в покупку ценных бумаг.
Кроме того; они обычно предоставляют услуги по открытию сберегательных и срочных счетов наряду с обычными вкладами до востребования, а также занимаются другими видами деятельности, включая сдачу в аренду сейфов для хранения ценностей, обмен иностранной валюты, выпуск кредитных карточек и продажу дорожных чеков. Некоторые коммерческие банки производят операции через свои трастовые отделы, осуществляют сделки с ценными бумагами правительства США, сдают в аренду оборудование, гарантируют размещение ценных бумаг корпораций и муниципальных органов, предлагают компьютерные услуги.
В последнее время фирмы, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами, страховые компании и компании, осуществляющие операции с недвижимостью, во всё возрастающей степени стали проникать в сферы деятельности друг друга. Взаимные фонды денежного рынка (MMMF), созданные компаниями, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами, стали серьёзными конкурентами коммерческих банков.
Национальные банки и банки штатов
Принятые в 1862 г. Национальный валютный акт, а в 1864 г. Национальный банковский акт наделили федеральное правительство правом санкционировать ведение банковских операций выдавать чартер. Чартер документ на право ведения банковских операций. С этого времени банки, получившие чартер от федерального правительства, стали называться национальными банками.
Банки, получившие чартер от правительства штатов, получили название банков штатов. Сосуществование национальных банков и банков штатов создало банковскую систему двойного подчинения.
Коммерческим предприятиям федеральное правительство редко выдаёт чартер на приобретение статуса акционерного общества. Почти все корпорации получают чартеры от правительства штатов.
Как явствует из данных таблицы 2, в 1985 г. в США насчитывалось лишь 4967 национальных банков по сравнению с 10 101 банком штата; однако реальное значение банков штатов не соответствует их количественному перевесу, так как в большинстве своём это весьма небольшие по размеру банки.
Получение чартера от правительства штата приносит преимущества в тех штатах, где принятая система правовых ограничений имеет менее жёсткий характер, чем система федеральных ограничений. В разных штатах действуют самые разные ограничения: так, в отдельных случаях установлен потолок банковских штрафов за выписывание чеков на суммы, превышающие суммы, лежащие на счетах; ограничена доля банковских активов, которые можно вкладывать в недвижимость за пределами данного штата; иногда требуется даже специальное разрешение правительства штата на проведение операций с недвижимостью.
Новые чартеры. Право выдавать чартер национальным банкам с течением времени предоставляло возможность решения всё большего числа вопросов Контролеру денежного обращения, главе национальной банковской системы. Начиная с середины 1920 гг. вплоть до начала 1960 гг.
Контролер выдал весьма незначительное количество новых чартеров, хотя правительства штатов продолжали их выдавать. Большое количество банковских банкротств в эти периоды вполне объясняет некоторое нежелание выдавать новые чартеры. Банкротство банка связано с серьёзными убытками и недовольством общественности; оно ставит регулирующие банковское дело органы под огонь критики и может дестабилизировать как банковскую систему, так и всю экономику. У вновь организуемого банка гораздо больше шансов стать банкротом, чем у давно функционирующего. Кроме того всегда есть вероятность того, что новый банк самим своим существованием повредит старым банкам.
Ещё одно препятствие для выдачи новых чартеров связано с той политической оппозицией, которую уже существующие банки создают открытию новых конкурирующих банков.
Сегодня заявки на открытие новых банков, как и прежде, подвергаются серьёзной экспертизе с целью определения экономической безопасности и целесообразности их открытия, однако ограничения ослабли настолько, что позволяют сотням новых банков выходить на рынок.
Банки-члены ФРС и банки-нечлены ФРС
Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС.
На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше. Как следует из данных таблицы 2, с 1950 по1980 г. число банков-членов ФРС сократилось с 6870 до 5422, а число банков-нечленов выросло с 7251 до 9414. Для борьбы с этой тенденцией Конгресс США принял Закон о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 года (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act of 1980).
____________________________________________________________________
Закон о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением от 1980 года. Основные положения:
____________________________________________________________________