3.4.1. Базовая концепция: генеральное целевое планирование, стратегическое планирование, оперативное планирование, сводное общефирменное планирование, планирование результата и финансовое планирование
Поскольку одновременное планирование целей, потенциала и операций для подразделений и предприятия в целом на практике затруднено, выделяют комплексы планирования и соответственно разделы общего плана, к которым относятся:
- Планирование общих целей, или генеральное целевое планирование.
- Стратегическое планирование, или планирование продуктовой программы и потенциала, планирование структуры потенциала.
- Оперативное планирование, или планирование производственной программы и процессов при заданном потенциале.
- Сводное общефирменное планирование результата и финансовое планирование.
(1) Генеральное целевое планирование
В общем планирование целей включает как определение генеральных целей предприятия, так и стратегических и оперативных целей, а кроме того, вытекающих из них целей-действий. К планированию генеральных целей можно отнести задание всех общих экономических и неэкономических целей, т.е. разработку концепции предприятия. В этот раздел входит планирование важнейших материальных целей предприятия (хотя бы в общих чертах): областей деятельности, отраслей и подотраслей, важнейших результатов, которых хотят достичь, а иногда и групп потребителей; планирование важнейших стоимостных целей: финансовых результатов и ликвидности; планирование важнейших социальных целей: социального положения, определенной модели поведения по Отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству, а также к другим общественным группам, определенного имиджа предприятия.
Генеральные цели всегда выражают ценностные представления высшего руководства предприятия или других высших внутренних и внешних центров волеизъявления. Если под политикой предприятия понимать принятие управленческих решений прежде всего в отношении целей предприятия как целого, то очевидно, что разработанная система генеральных целей - результат проведения политики предприятия.
Генеральные цели предприятия частично формулируются в виде директив (императивов) общего характера.
Существование и успешное развитие предприятия достигается в условиях рыночной экономики прежде всего при стремлении к оптимальному результату (ценность капитала или расчетная прибыль за период) при постоянном соблюдении определенного уровня ликвидности. Стремление к прибыли и гарантированной ликвидности являются тем самым генеральными императивами и глобальными целями (конечно, с учетом других целей). Для предприятия в социальном рыночном хозяйстве это означает, что стремление к максимальному результату, выражаемому в конечном итоге в максимизации ценности капитала предприятия, формулируется как высшая монетарная цель, которая может достигаться только при постоянном сохранении определенного уровня ликвидности и достижении установленных по периодам целей производства и сбыта конкурентоспособных продуктов и услуг с учетом социальных целей.
Вспомогательной стоимостной целью предприятия, ориентированного в целом на максимизацию ценности капитала, может быть стремление к оптимальной расчетной прибыли за период.
Монетарные (денежные) цели с точки зрения содержания, масштабов и временных горизонтов находят свое выражение в показателях планирования результатов и финансового планирования. Речь идет о показателях финансовых результатов (прибыли), показателях ликвидности, а также других, производных от них экономических показателях, образующих многоступенчатую разветвленную совокупность высших целей в системе монетарных целей предприятия.
Дня предприятий, функционирующих в условиях конкуренции, кроме того, все монетарные и немонетарные цели можно рассматривать как цели достижения конкурентных преимуществ.
(2) Стратегическое планирование - планирование программы и потенциала, планирование структуры потенциала
Стратегическое планирование - это прежде всего планирование достижения целей. Оно должно представлять собой по возможности одновременное планирование программы и потенциала и должно проводиться в координации с другими плановыми комплексами, особенно со сводным технико-экономическим и финансовым планированием. В ходе стратегического планирования на базе установленных генеральных целей определяют в долгосрочном плане структуру и объемы продуктово-ассортиментной программы, а также структуру и объемы потенциала (ресурсов), необходимого для производства и реализации продукции. Планирование программы и потенциала образует ядро стратегического планирования. Его называют также планированием стратегий полей бизнеса, стратегий функциональных сфер деятельности и региональных стратегий.
При планировании потенциала речь идет о планировании средств производства и персонала предприятия. Таким образом, предметом стратегического планирования является планирование выражаемого потенциалом размера предприятия. Поскольку рост размера предприятия ограничен в принципе только возможностями внешнего финансирования, планирование структуры капитала (соотношения собственного и заемного капитала) также относят к стратегическому планированию.
Предметом стратегического планирования является и определение специфической целеориентированной структуры потенциала. Говоря о материальном потенциале, имеют в виду планирование структуры производств, или мощностей. Говоря об ориентированном на решение конкретных задач материальном и кадровом потенциале, имеют в виду планирование организационной структуры, юридической формы и правовой структуры предприятия. Наконец, в качестве важнейшего элемента потенциала следует назвать систему управления предприятием, формируемую в соответствии с организационной структурой. Система управления охватывает планирование расстановки руководящих кадров, формирование системы стимулирования руководителей, планирование информационной системы менеджмента (формирование системы планирования, регулирования, документирования и контроля).
Программа и потенциал планируются при помощи процессов (операций, мероприятий), не составляющих самостоятельного предмета стратегического планирования. Операции в большей части случаев проводятся в форме проектов или специфических мероприятий функциональных сфер деятельности и являются, как правило, предметом оперативного планирования. При одновременном планировании изменения программы и потенциала и необходимых для осуществления этих изменений операций, например приобретение дочернего предприятия или закрытие одного из производств, говорят о стратегическом или комбинированном стратегическо-оперативном проектном планировании. Обычно такого рода планы разрабатываются автономно и реализуются затем в рамках оперативного планирования.
Стратегическое планирование в широком смысле называют планированием роста, планированием развития предприятия и инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер. При стратегическом планировании речь идет о принятии основополагающих решений, которые характеризуются следующими признаками:
- имеют особое значение для развитие материальных активов и/или показателей успеха предприятия;
- требуют при принятии особой ответственности за предприятие в целом и учета всех взаимосвязей;
- рассматриваются, принимаются и контролируются только высшим внутренним руководством и/или внешними центрами волеизъявления предприятия (например, наблюдательным советом);
- действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко;
- должны приниматься с учетом системы ценностей высшего руководства, философии и культуры предприятия в целом.
Принципиальные способы действий по формированию направлений, масштабов, структуры и субъектов развития предприятия называют стратегиями. При этом стратегия может строиться на уже ранее поставленных генеральных целях или постановка целей может входить в процесс разработки стратегии. Различают стратегии полей бизнеса, функциональных сфер деятельности и региональные стратегии, а также организационные стратегии и стратегии (системы) управления.
Цель стратегического планирования состоит в том, чтобы через генерирование и выбор соответствующих стратегий определить оптимальный путь развития предприятия с точки зрения повышения ценности капитала.
(3) Оперативное планирование - планирование программы и мероприятий при заданном потенциале
Оперативное планирование прежде всего является планированием достижения целей. Оно строится на генеральном целевом и стратегическом планировании и зависит от принятой в результате стратегического планирования продуктовой концепции, структуры потенциала и системы управления. Поэтому оперативное планирование должно быть по возможности синхронно осуществляемым планированием программ и мероприятий.
В рамках оперативного планирования в разрезе ассортимента и объемов планируются программы продуктов и услуг, которые предприятие должно производить в краткосрочной и среднесрочной перспективе на базе заданного потенциала, или мощностей, и необходимые для этого в отдельных функциональных сферах деятельности мероприятия (операции).
Оперативное планирование продуктовой программы осуществляется на уровне предприятия в целом; вместе с этим планируются программы и мероприятия для отдельных организационных единиц и подсистем предприятия.
На промышленных предприятиях с функциональной .организационной структурой к оперативному планированию относят функциональное планирование, или разработку планов функциональных сфер деятельности (подразделений):
- план сбыта;
- план производства;
- план снабжения;
- план НИОКР;
- план логистики (транспортно-складское хозяйство);
- план персонала, план оборудования;
- информационный и коммуникационный план;
- административный план (система управленческого и финансового учета) и др.
На предприятиях с продуктовой или региональной организационной структурой к оперативному планированию относят разработку функциональных планов центральных отделов штаб-квартиры и планирование мероприятий в разрезе продуктовых программ и функций на уровне отдельных продуктовых или региональных отделений.
В организационных единицах (структурных подразделениях предприятия) в рамках оперативного планирования планируют не только регулярно повторяющиеся (рутинные) цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации как стратегических, так и оперативных целей. Оперативное проектное планирование не приводит к изменению потенциала предприятия.
Оперативное планирование в широком смысле называют также текущим, или регулярным. Продуктовые программы и мероприятия в подсистемах предприятия планируются, как правило, периодически (по периодам), планирование проектов - нерегулярно. Решения, принимаемые в оперативном планировании, являются ситуативными (текущими) и характеризуются следующими признаками:
- влияют на величину активов и показатели успеха предприятия;
- требуют при принятии особой ответственности от подразделений или отделов предприятия;
- могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления;
- действуют в краткосрочной перспективе и принимаются относительно часто;
- должны приниматься с учетом системы ценностей высшего руководства, философии и культуры предприятия в целом, а также возможных субкультур отдельных подсистем предприятия.
(4) Сводное общекорпоративное планирование результатов и финансовое планирование
Монетарные и немонетарные планово-контрольные расчеты являются количественным выражением генерального целевого, стратегического и оперативного планирования.
Ориентированные на финансовые результаты и ликвидность планово-контрольные расчеты, или локирование и контроль (ПиК) (рис. 19), включают:
- ПиК в рамках генерального целевого планирования;
- ПиК в рамках планирования программы и потенциала - стратегического планирования (инвестиционные расчеты);
- ПиК в рамках планирования программы и мероприятий - оперативного планирования, включая
- ПиК продуктовой программы (расчеты производственной программы, по отдельным видам продукции, калькулирование);
- ПиК функциональных сфер деятельности (расчеты по центрам прибыли и центрам издержек);
- ПиК проектов (расчеты эффективности проектов);
- сводные общефирменные ПиК - общефирменное планирование результатов и финансовое планирование (сводное планирование калькуляционной и балансовой прибыли; планирование денежного потока, инвестиций, поступлений и выплат, резервов ликвидности).