d9e5a92d

Обе характеристики воздействуют друг на друга.

Это происходит с ним из-за того, что он не хочет вести общественную игру. Его "игра" - это что-то вроде "ипохондрии".
А теперь рассмотрим культуру, которая занимается игрой, называемой "не играй", культуру, которая сама по себе не имеет игры для участия в ней каждого, культуру, в правительстве которой существует пристрастие к тому, чтобы не давать людям играть в ту игру, в которую ОНИ [Пр. пер. - видимо, люди, а не правительство] хотят играть; мы увидим в качестве следствия все виды странных заболеваний - типа тех, которые описаны в различных идеологиях вроде капитализма или коммунизма. Вся правительственная игра сводится к принципу: "Прекратите вести СВОЮ игру".

Степень разумности правительства соответствует тому, насколько оно допускает здоровое и активное участие в игре правительства, а также в той игре, в которой вы сами принимаете участие.
Подобно этому, разумный человек может очень растеряться, когда обнаружит себя среди людей, которые не могут играть, в игре, в которой невозможно различение и в которой не четко определены правила правоты и неправоты. Поэтому правительство, у которого нет точных и тщательно разработанных законов и юриспруденции, окажется в такой ситуации, когда его граждане не способны играть - независимо от того, насколько они разумны.
Таким образом, игра может быть сумасшедшей - в то время как ее участники разумны, и наоборот, игроки могут быть сумасшедшими, а игра - разумной. Обе характеристики воздействуют друг на друга.

Когда у нас получается безумная игра с сумасшедшими игроками (это и есть конечный итог любого из двух указанных несоответствий), мы получаем что угодно, но только не игру. Это хаос.
В качестве полезного примера неспособности различать возьмем людей, которые не видят ничего плохого в клевете. Это люди, которые не видят разницы. Они не различают.

Они не различают, потому что они не видят игры. Они не видят игры, потому что они не умеют играть.

Или они уже привыкли к общественному устройству, в котором нет правил, регулирующих правоту или неправоту, - и утратили свои собственные критерии.
Свобода и закрепощение
В Греции, Риме, Англии, колониальной Америке, Франции и Вашингтоне очень много говорят на тему о Свободе. Очевидно, Свобода - это нечто очень желанное.

Разумеется, очевидно, что Свобода является целью нации или народа. Понятно также, что если мы восстанавливаем способности человека, то мы должны восстановить Свободу. Если мы не восстанавливаем Свободу, то мы не можем восстановить способности. Накачанный борец, сильно напряженный водитель, ночной жокей с заторможенной реакцией, - все они одинаково неспособны.

Их способности заключаются в увеличении степени Свободы, в освобождении от напряжения и в улучшении общения со своей окружающей средой.
Основная трудность в связи с понятием Свободы заключается в том, что в ней нечего тщательно анализировать. Если что-то свободно, то оно свободно. Оно свободно не благодаря проводочкам, перемычкам, обходным или сквозным путям; оно просто свободно, и все.

Существует еще кое-что чрезвычайно интересное о Свободе: ее невозможно уничтожить.
Вы способны сосредоточить чье-то внимание на том, что не свободно - и таким образом заставить этого человека поверить в то, что Свободы не существует; но это не значит, что вы уничтожили свободу человека. Вы этого не сделали.

Вся свобода, которая была до этого, по-прежнему остается у него.
Более того, Свободе не присуще количество, и по определению Свобода не имеет определенного места в пространстве и времени. Таким образом становится ясно, что человек (дух, душа) потенциально является свободнейшим из существ.

Поэтому человек сосредотачивается на Свободе.
Но если Свободу нельзя подвергнуть анализу, то тогда, пожалуйста, растолкуйте, каким образом можно достичь того, что нельзя полностью объяснить. Если человек рассуждает о "дороге к Свободе", то он говорит о прямолинейном пути. Этот путь в таком случае должен иметь ограничения.

Там, где есть ограничения, нет Свободы.
Поговорите с человеком, который работает с восьми до пяти, не имея ни цели, ни будущего, ни веры в организацию и ее цели, который получает повременную оплату, должен платить квартплату и связан всевозможными экономическими ограничениями, существующими для того, чтобы он вложил туда всю свою заработную плату - как только он ее получит; вы увидите человека, который утратил само понятие о Свободе. Все его внимание настолько всецело сконцентрировано на ограничениях, что он мыслит о Свободе как о чем-то с меньшим количеством ограничений.
Во многих случаях жизнь доходит до тупости - когда бедствие не осознают до тех пор, пока оно не произойдет. У одного фермера со среднего запада на этот счет существовало выражение: "Запереть дверь после того, как лошадь украли" ["Гром не грянет, мужик не перекрестится" - Пр. пер.].

Для того чтобы просветить людей о существовании какого-нибудь бедствия, необходимо, чтобы это бедствие произошло. Они получают это образование через боль, удар, наказание.
Следовательно, у населения, столкнувшегося с катастрофой, которая с одного раза разнесет всю планету, не будет шанса узнать очень многое об этой планете до того, как она будет уничтожена. В таком случае, если люди настаивают на обучении через опыт, - чтобы предотвратить подобное бедствие, - то такой случай им никогда не представится.

Если бы во время второй мировой войны никаких атомных бомб не сбрасывали, то, вероятно, по поводу расщепления атомного ядра не возникло бы ни малейшего беспокойства. И это несмотря на то, что с помощью атомного распада можно было бы сделать такое оружие, которое могло бы взорвать планету; однако его совсем не обязательно использовать против Человека.

Уже после этого мог бы произойти взрыв, и этот взрыв уничтожил бы планету.
Если человек не знает, что такое тигр, а нам захочется показать ему, что тигров здесь нет, то нам придется очень туго. В данном случае он свободен от тигров, не зная, что такое тигры.

Прежде чем понять, что такое отсутствие тигров, ему необходимо понять, что такое присутствие тигров. Вот процесс обучения, который мы называем "познанием на опыте".
Для того чтобы познать что-то, - в случае, если мы собираемся прибегнуть к педагогическим методам, - необходимо также познать и противоположное. Противоположность присутствию тигров, вероятно, существует в малайских джунглях; там их присутствие настолько привычно, что их отсутствие было бы просто в диковинку. В стране, переполненной тиграми, люди вообще могли бы не понять саму мысль о том, что где-то тигров нет.

В некоторых частях света потребуется довольно много доводов для того, чтобы у населения страны, переполненной тиграми, появилось хотя бы малейшее представление о том, что такое отсутствие тигров.
Понятие Свободы, таким образом, слегка осложняется в том случае, если люди, у которых ее нет, вероятно и не понимают, что это такое.
Но противоположностью Свободы является рабство, и каждому это известно; а так ли это? Я не думаю, что это две противоположности.
Свобода не является состоянием "плюс", а рабство - состоянием "минус", если только мы не имеем дела исключительно с политической структурой. Там, где мы имеем дело с человеком, требуются более совершенная терминология и лучшее понимание анатомии состояния, противоположного Свободе.
Минус-Свобода - это закрепощение. Свобода - это отсутствие барьеров. Чем меньше Свободы, тем больше барьеров. "Полная минус-Свобода" означает вездесущность барьеров.

Барьер - это или материя, или энергия, или пространство, или время. Чем больше человек подчиняется материи, энергии, пространству или времени, тем меньше у него Свободы. Это лучше следует понимать как закрепощение, так как рабство подразумевает намерение, а при закрепощении намерение почти отсутствует. У человека, который падает в медвежью западню, возможно, совсем не было намерения падать в нее, а у западни, возможно, не было намерения, чтобы поверх ее заграждения падал человек.

Тем не менее закрепощение произошло.
Если человек желает понять жизнь и причину своих несчастий, он должен понять, что такое закрепощение, и его механизмы.
Что может закрепостить человека? В основном и прежде всего он может быть закрепощен в мыслях.

С точки зрения того факта, что свобода и способности в некотором роде синонимы, то сама мысль об отсутствии способностей в первую очередь является закрепощением. Посмею заявить, что среди людей произошел такой инцидент, в котором человек сидел на голой равнине в полной уверенности в том, что он со всех сторон окружен забором.
В "Самоанализе" [Пр. пер. - это книга Л. Рона Хаббарда] описан случай о том, как ловят рыбу в озере Танганьика, где экваториальные солнечные лучи пронзают озеро до самого дна. Местное население ловит рыбу, привязывая несколько деревянных палочек на длинную веревку.

Они берут оба конца этой веревки и кладут их в каноэ, а затем гребут обе каноэ к берегу. Веревка с палочками натягивается между ними. Падающие вниз солнечные лучи отбрасывают тени от этих палочек на дно озера, и таким образом образуется "клетка" из этих теней, и она стягивается к мелководью.

Рыба видит эту клетку, которая сжимается над ней и состоит из ничего, кроме как из отсутствия света, испуганно бросается на мелководье, где она не может плавать, - и тут-то ее ловят, кладут в корзины и готовят к столу. Здесь нечего бояться, кроме теней.
Когда человек выходит из области механики, он ощущает под ногами нетвердую почву. Представление о том, что мысли могут быть настолько сильны и вездесущи, чуждо большинству людей.
Итак, во-первых и в самом начале, есть идея.
А затем (это уже следствия идеи) - очевидная механика закрепощения в материи, энергии, пространстве и времени.
Анатомия закрепощения интересна, и причина, по которой люди закрепощаются (а в действительности полная механика закрепощения), теперь стала понятной. В Саентологии было проведено большое количество экспериментов с целью определения факторов, которые приводят к закрепощению.

Выяснилось, что ответом на всю проблему является двусторонняя коммуникация.
Грубо говоря, закономерность в основе всего этого такова: фиксация происходит при односторонней коммуникации. Закрепощение происходит только тогда, когда человек не дает или не получает ответ от того, что его закрепощает.


Можно сказать, что любой вид закрепощения есть ожидание человеком ответа.
Закрепощение противоположно Свободе. Кто не свободен - тот закрепощен. Он может быть закрепощен мыслью, материей, энергией, пространством, временем; он может быть закрепощен всем этим, вместе взятым. Чем основательнее человек закрепощен, тем он менее свободен. Он не может меняться, не может двигаться, не может общаться, не может чувствовать аффинити и реальность.

Можно сказать, что смерть сама по себе - это окончательное закрепощение Человека, так как когда человек полностью закрепощен, он мертв.
Составными частыми Свободы с первого взгляда являются Аффинити, Реальность и Общение, которые в совокупности дают Понимание. Как только достигается Понимание, человек получает Свободу. Человеку, который полностью запутался в механике закрепощения, необходимо восстановить уровень общения, достаточный для того, чтобы позволить ему продвигаться к более высокому состоянию понимания.

Как только он достигает этого, его закрепощению приходит конец.
Человек может достичь большей Свободы. Человек желает большей Свободы, если у него есть хотя бы намек на нее.

И Саентология выводит человека из основных областей закрепощения в состояние, в котором он может достигать более высоких уровней Свободы.
Правосудие
Что такое правосудие?
"Такое качество как милосердие не изливается в избытке; оно дается по капле подобно ласковому дождю с небес." Возможно, это поэтично, но неопределенно. Тем не менее, это говорит о том, что даже во времена Шекспира люди пребывали в нерешительности в отношении таких понятий как справедливость, несправедливость, жестокость и милосердие.
Люди рассуждают о справедливых и несправедливых действиях. Что они имеют в виду?
Дело в том, что пока мы не сможем точно понять, что означают эти термины, мы, разумеется, ничего не сможем предпринять для того, чтобы оценивать действия людей, групп или наций. Непонимание возникает из-за отсутствия возможности оценивать таким образом, что в прошлом вело к враждебным отношениям между людьми, а на международной арене к войне.

Человек или нация терпит неудачу или отказывается понять мерки, установленные другими, либо терпит неудачу в достижении соглашения по тому образцу поведения, к которому привыкли другие; тут и возникает хаос.
Сейчас в Саентологии приняты следующие определения:
ПРАВОСУДИЕ - беспристрастное исполнение законов страны в соответствии с установленным уровнем соотношения жестокости и милосердия между людьми.
ЗАКОНЫ - систематизированные соглашения людей, выражающие в определенной форме обычаи людей и представляющие предполагаемые требования к поведению.
МИЛОСЕРДИЕ - снижение принятого в обществе уровня дисциплины, необходимого для всеобщей безопасности.
ЖЕСТОКОСТЬ - повышение этого уровня дисциплины, необходимого, по общественному мнению, для обеспечения безопасности.
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ - неспособность приводить в действие существующие законы.
ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ - любой гражданский процесс, который возлагает ответственность на граждан, и выносит решение людям в соответствием с общим ожиданием в подобных случаях.
ПРАВА - гражданские права в соответствии с существующими кодексами законодательств.
Когда законы не рождаются из обычаев или, когда новый закон противоречит неотмененному старому, тогда точные законы становятся запутанными, а несправедливость - неизбежной.
Основа для правосудия может существовать лишь тогда, когда существует проработанный закон или твердо укоренившиеся обычаи.
Только придерживаясь этих определений, возможно создать юриспруденцию. Суды, законы и законодательные органы превращаются в беспорядок, так как все это невозможно при отсутствии понимания таких принципов.
Законы, которые не вытекают из того общественного соглашения, которое мы называем обычаем, являются неосуществимыми до тех пор, пока не будет существовать массовое соглашение о том, что это принято в обществе. Не имеет значения численность нанятой полиции, не имеет значения степень скрупулезности, с которой составлено законодательство, не имеет значения число подписей, поставленных под документом, приводящим закон в действие, - люди все равно не будут подчиняться этому закону. Опять же, если правительство игнорирует определенные основные обычаи людей и отказывается приводить их в действие, то вскоре это правительство обнаружит, что находится из-за этого в состоянии гражданской войны со своим народом.

Мы можем взглянуть на любую войну между народом и правительством и увидеть, что причина ее возникновения именно в нарушении этих принципов.
Для продолжения мирного существования необходимо, чтобы одна часть населения понимала трудности другой части населения. Когда нация перестает понимать побуждения и правосудие другой нации, признающей их необходимость, возникает напряжение, которое в конце концов слишком часто ведет к войне.
Всякий раз, когда возникает гражданская смута против правительства, правительству приходится выступать в качестве противника своего народа. Если правительство действует по отношению к своему народу как противник, а не как союзник, то становится очевидным, что, должно быть, существует много таких пунктов в кодексах законодательств, которые нарушают обычаи людей.

Всякий раз, когда такие пункты существуют, возникает беспокойство.
Это и есть правосудие.
Научный лексикон
Во всех научных системах существует набор ключевых слов, которые служат для передачи информации, и если человек не очень хорошо знает эти слова, у него возникают сложности с самой наукой. Я знавал одного светилу науки, который перестал понимать новое в своей науке из-за того, что он не разобрался в ее терминологии с самого начала. Он не знал, что в точности означает термин "британская единица измерения количества теплоты" или что-то вроде того; следовательно, позже, когда он решал обширную и сложную задачу, в его голове всплыла какая-то величина, весьма нечетко; у него все перепуталось и смешалось с другими данными.

И это произошло только потому, что он не понял значения этого термина в самом начале.
Как при изучении семафорных знаков, азбуки Морзе, детского лепета, так и при освоении какого-либо особенно специального предмета вы должны быть хорошо знакомы с его терминологией.
Тогда ваше понимание предмета увеличится. В противном случае вашему пониманию будут препятствовать эти везде путающиеся и никак не вяжущиеся друг с другом слова. Если вы имеете туманное представление о существовании некоего слова, но все же не до конца понимаете, что это слово означает, то у вас все равно ничего не складывается.

Таким образом, непонимание слова ведет к непониманию самого предмета, и это - реальная основа изначального замешательства при познавании разума Человеком.
Для описания различных частей разума было придумано столько разных слов, что человек был бы ошеломлен, даже если бы он всего лишь только составил для них всех каталог. Для примера возьмем огромное количество накопленных материалов и технологию психоанализа. Непреодолимо тяжелые материалы, большинство из которых являются просто описательными; некоторые из них, терминология действий, состоит из таких слов как "ид", "эго", "альтер-эго", "цензор" и тому подобное.

Многие из этих слов выделены, и каждое означает что-то свое.
Но тем лечащим врачам, которые начали постигать эту науку, не приходилось досконально изучать науки точные; другими словами, у них не было образца точных наук. Что касается гуманитарных наук, то из-за того что их не считают точными и четкими, в них вроде бы можно как угодно беззаботно относиться к словам, - я их не критикую, - но это просто означает, что у вас существует меньше возможностей разбираться в языке.
Когда они начинали изучать Фрейда, с ними происходили интересные вещи - один человек понимал слово "ид" так, а другой - совершенно иначе. И "альтер-эго" означало то одно, то другое.

Путаница в этих терминах, практически сама по себе, стала в конечном счете путаницей в самом психоанализе.
В действительности психоанализ так же легко понять, заверяю вас, как и японский язык. Японский - это детский лепет: очень, очень трудно читать и очень, очень легко говорить. Если вы можете представить себе такой язык, в котором каждый раз, когда вы говорите, поясняется, где подлежащее, где сказуемое, где дополнение, тогда вы сможете представить язык, подобный детскому лепету. В нем отсутствуют различные виды и спряжения глаголов.

Очень несовершенный язык. Однако для того чтобы общаться с японцами, нужно просто знать значения конкретных слов; тогда, если вы в точности знаете значения этих слов, то, когда входит японец и говорит вам: " Желаете чашечку чаю?", вы не вскакиваете немедленно, так как вы подумали, что он сказал: "Окрашено".

У вас есть лишь предпосылки к общению.
И в точности так же обстоит дело и с языком психоанализа: большие трудности, присущие пониманию такого предмета как психоанализ, стали уже не такими непреодолимыми после того, как автор рассмотрел его как систему кодов, предназначенных для передачи определенных значений. Поэтому после этого проблема выяснения того, существует ли соответствующее явление или нет, не возникла.

Эта проблема превратилась просто в проблему слов, обозначающих какую-либо конкретную точную вещь. И если эти слова для всех означали именно это, то тогда все говорили о психоанализе, а если они не означали именно это для каждого, то тогда разговор шел не о психоанализе. Кто знает, о чем они говорили?

Знаете ли, потом они стали обсуждать учение Юнга, а затем, знаете ли, они обсуждали учение Адлера; и разница между этими различными учениями совершенно ничтожна, без преуменьшения. Но языковые трудности затем привели к тому, что многие практикующие в этой области стали испытывать проблемы в теории, так как эту теорию они в любом случае не поняли.
Я помню, как однажды я изучал игороти, примитивный восточный язык, в течение одной ночи. Я зажег керосиновую лампу и взял список слов, составленный одним старым миссионером в холмах Лусона: язык игороти был очень простым. Этот миссионер составил транскрипцию, грамматическую систему и список основных слов вместе с правилами их употребления. И я помню, как я сидел под москитной сеткой, а прямо над ней жужжали жаждущие крови москиты; я изучал этот язык, состоящий из трехсот слов, просто запоминая эти слова и их значения.

А на следующий день я начал упорядочивать их для себя и учиться у людей, и через очень короткое время я уже говорил на игороти.
Дело здесь в том, что язык изучать не сложно, если вы понимаете, что изучаете язык.
Как постигать науку
Весь предмет конкретной науки является для студента хорошим или плохим в прямой зависимости от того, насколько глубоки его познания в ней. Студент сам должен определить, насколько точны ее методы.

Прежде чем начать обсуждение, критику или совершенствование той информации, которая у него имеется, он должен выяснить для себя, соответствует ли принцип действия этой науки тому, что она заявляет, и выполняет ли она именно то, для чего была предназначена.
Он должен определиться в отношении всех предметов, которым обучают в школе. Процесс, техники, принцип действия и теория. Он должен задать себе такие вопросы: "Существует ли эта информация? Истинна ли она? Работает ли она?

Будет ли она в кратчайшее время давать наилучшие результаты из возможных?".
Существуют два способа, с помощью которых человек обычно принимает информацию; ни один из них не является хорошим. Один из них - это принятие утверждения потому, что некий Авторитет заявляет, что это правда; другой - принятие преобладающего в обществе мнения.
Преобладающее мнение слишком часто является обычным тестом людей на разумность или неразумность. Предположим, что кто-то вошел в наполненную людьми комнату и, внезапно указывая на потолок, произносит: "Смотрите! На потолке сидит огромный трехметровый паук!". Каждый посмотрит, но больше никто не увидит паука. В конце концов кто-нибудь сообщит ему об этом. "Но он там правда есть".

Он так и скажет - и будет очень сердиться, когда обнаружит, что никто с ним не соглашается.
Если он будет продолжать уверять всех в существовании этого паука, то очень скоро попадет в психолечебницу.
Основной критерий разумности (в этом обществе, получающем довольно туманное образование) заключается в том, соглашается ли человек со всеми остальными. Это весьма сомнительный способ принятия свидетельств, но слишком часто он является первоначальным мерилом.
А затем вступает в силу Правило Авторитета:
"Доктор И. Мышкин согласен с вашим утверждением? Нет? Тогда, разумеется, это не может быть правильным.

Доктор Мышкин - выдающийся авторитет в этой области".
Одно время человек по имени Гален занимал главенствующую позицию в области медицины. Другой человек по имени Гарвей пошатнул прочную позицию Галена, создав новую теорию циркуляции крови. Гален соглашался со своими современниками по поводу "приливов и отливов" крови.

Они ничего не знали о работе сердца. Они принимали все, чему их учили, и очень редко сами наблюдали.

Гарвей работал в Королевской Медицинской Академии и при вивисекции животных обнаружил истинную функцию сердца.
У него было достаточно здравого смысла, чтобы для начала держать свои открытия в полной тайне. Леонардо да Винчи каким-то образом обнаружил или утверждал то же самое, но он был "безрассудным художником", и никто не поверил бы художнику.

Гарвей был членом любительского театрального коллектива Шекспира, и сам драматург сделал такое же наблюдение, но мнение о том, что человек искусства не дает ничего ценного обществу, снова помешало всем, кроме Гарвея, отнестись к этому заявлению не как к вымыслу, а как к чему-то значительному.



Содержание раздела