СЭЗ не может быть целое государство
Вопрос, к которому необходимо отнестись с наибольшей долей самокритичности, это подходит ли данная территория по своему географическому расположению для создания оффшорной зоны?. Оценка географического месторасположения должна включать в себя оценку таких факторов, как:
- удобное месторасположение по отношению к потенциальным потребителям. Оффшорная зона не должна быть отдалена на значительное расстояние от стран-предпринимателей, которые будут пользоваться ее услугами.
Желательно, чтобы ее месторасположение находилось в одном с ними часовом поясе. Если дорога в оффшорную зону для потенциального бизнесмена будет обходиться достаточно дорого, создание оффшорной компании не будет являться для него выгодным инструментом;
- Наличие выхода к морю является дополнительным преимуществом. Морское сообщение можно рассматривать и как дополнительный вид транспорта, и как дополнительную оффшорную услугу по регистрации судов;
- Характерным признаком транспортной инфраструктуры будущей оффшорной зоны должно стать наличие наряду с другими видами транспортного сообщения, международного аэропорта, а также железнодорожных вокзалов, если это позволяют географические условия;
- Позитивным является фактор анклавное™ будущей оффшорной зоны.
Таблица 15 Сравнение характерных особенностей СЭЗ и оффшорных зон |
Параметры |
СЭЗ |
Оффшорные зоны |
Принцип
деятельности |
компаниям, не отличающимся от компаний функционирующих на остальной территории страны, предоставляются налоговые и др. льготы с условием осуществления деятельности на территории СЭЗ. |
для компаний, осуществляющих деятельность за пределами, зоны формируются специальные
экономические правила, в первую очередь налоговые. |
Цели создания |
- решение социальных проблем;
- развитие территории;
-увеличение доходности бюджета; -привлечение современных
технологий;
-привлечение иностранных
инвестиций;
- интеграция в мировую экономику по всем направлениям. |
- решение социальных проблем;
- развитие сопутствующих секторов экономик;
- увеличение доходности бюджета;
привлечение иностранных
денежных средств для развития собственной финансовой индустрии;
интеграция в международные финансовые отношения. |
Территориальный принцип формирования |
СЭЗ не может быть целое государство;
развитие СЭЗ на географически отдельных территориях не всегда эффективно. |
оффшорной зоной может быть целое государство;
оффшорные зоны могут
располагаться на географически отделенных территориях. |
Условия необходимые для развития |
наличие сырья, дешевых
энергоносителей, не
высококвалифицированной рабочей силы, свободных площадей,
хорошо развитой транспортной инфраструктуры, в том числе с остальной территорией страны. |
развитая система телекоммуникаций; банковская инфраструктура;
квалифицированный персонал;
международное транспортное
сообщение. |
Конечный
продукт |
чаще всего - товар |
услуги |
|
Для оффшорных зон, создаваемых в середине XX в., географический фактор не имел доминирующего значения. Оффшорной объявлялась территория всего островного государства. Островное расположение скорее являлось одной из предпосылок создания оффшорных зон. В табл. 15 приведены характерные отличительные особенности оффшорных зон о СЭЗ.
Повсеместное увеличение числа оффшорных зон свидетельствует о востребованности данного феномена экономической деятельности. В то же время, ежегодно по разным причинам прекращают свое существование 2-3 оффшорные зоны. Изменение экономической, а чаще всего политической ситуации может привести к отмене налоговых льгот и прекращению оффшорного существования оффшорной зоны. А это всегда негативно сказывается на участниках оффшорной деятельности - предприятиях и организациях, для которых, как и для любых других компаний, постоянство условий внешней среды является доминирующим фактором.
Из определения целей создания оффшорных зон и проведения анализа объективных условий существования региона можно сделать вывод о виде оффшорной зоны, оптимально пригодной для развития в определенных выше условиях на заданной территории.
Из 80-85 оффшорных зон, существующих на сегодня в мире, около 25-30 находятся в состоянии застоя. В них отмечается упадок оффшорной экономической активности, они не пользуются спросом у международных компаний, их функционирование не отвечает требованиям эффективности, заложенным при их формировании. По тем или иным показателям много из застойных оффшорных регионов можно даже отнести к умирающим. Ниже, в табл. 16, приведен список оффшорных юрисдикций, оффшорная деятельность в которых носит застойный характер, либо стремится к нулевой отметке.
Вымирание оффшорных регионов происходит потому, что оффшорная зона практически никогда не развивается согласно заранее разработанному плану. Оффшорная зона - многогранный живой организм и живет только во взаимодействии с окружающим миром. Существующие правила, а также изменения, происходящие в окружающим мире, оказывают воздействие и на оффшорные регионы. Несмотря на определенную виртуальность, характерную для оффшорных зон, они более подвержены влиянию внешних факторов и тем самым более неустойчивы, чем СЭЗ любого другого типа.
Таблица 16: Список зон, оффшорная деятельность которых носит застойный характер |
Ливан |
Иордания |
Ингушетия |
Мальта |
Оман |
Сейшелы |
Швейцария |
Шри-Ланка |
Ст. Винсент, Гренадины |
Сен-Пьер и Микелон |
Тонга |
Триест |
Белиз |
Уругвай |
Бруней |
Канада |
Джибути |
Гаити |
Гренада |
Венесуэла |
О-ва Питкерн |
Куба |
Сан Марино |
Танжер |
Ямайка |
|
|
Источник: Э. Шамбост Энциклопедия оффшорных зон. М.: Викра, 2000 |
Так например, на развитии оффшорного региона могут негативно отразиться следующие события экономической жизни. Изменение условий договора об исключении двойного налогообложения может сделать для компаний невыгодным использование привычной ранее оффшорной зоны. Потеря потенциальных потребителей оффшорных зон может произойти из-за любого, даже самого небольшого, изменения в законодательстве других стран, как налоговом, так и валютном. Характерные для последнего времени интеграционные тенденции могут также в свою очередь поставить развитие оффшорной зоны под угрозу в мировом масштабе, или на уровне отдельно взятых стран. В условиях новых экономических законов оффшорная зона может просто стать неэффективной и отмереть естественным путем, либо на ее функционирование могут быть наложены существенные ограничения, что, в свою очередь, чревато застойными процессами в оффшорной экономической активности. Наконец, угрозой конкурентоспособности давно существующей оффшорной зоны может стать формирование нового оффшорного региона.
Жесткая борьба за потребителя, наличие серьезной конкуренции между оффшорными зонами - это то, что отличает оффшорные регионы от СЭЗ другого типа. Причина жесткой конкуренции между оффшорными зонами кроется в том, что услуги, предлагаемые оффшорными юрисдикциями по всему миру, в большей степени универсальны, чем условия для экономического развития, создаваемые СЭЗ. Оффшорные услуги более однородны и более виртуальны по сравнению с предложениями СЭЗ. Именно виртуальность данного явления обусловливает меньшую привязанность оффшорной компании к условиям конкретного оффшорного региона, чем зависимость деятельности компании от условий СЭЗ, в которой она функционирует.
Таким образом, конкурентная борьба, наряду с отсутствием преемственности в опыте создания оффшорной зоны, является главной причиной ежегодного прекращения существования 2-3 оффшорных регионов. Этими же причинами объясняется тот факт, что более 1/3 оффшорных зон во всем мире находится в условиях упадка оффшорной экономической активности, не выдерживая конкуренции со стороны других регионов.
Наглядным примером неудачного оффшорного эксперимента может служить опыт Мальты. Мальта - небольшая страна площадью всего 316 кв. км с населением 381 тыс. человек. Остров Мальта расположен в центральной части Средиземного моря на пересечении морских путей между главными портами региона. Мальта является государством Британского Содружества, ассоциированным членом ЕС. С 1964 г. государство является независимым. Оффшорный режим на Мальте существует с конца 80-х годов. В 1988 г. было принято законодательство, которое положило начало развитию оффшорной индустрии на острове. Мальта, по сравнению со многими другими оффшорными зонами, как экономический регион обладает рядом преимуществ, такими, как, удачное географическое положение, современная инфраструктура, включая хорошую оснащенность морского порта, развитое индустриальное производство страны - легкая и пищевая промышленность, судоремонтная индустрия и производство медицинского оборудования. ВНП на душу населения составляет 14000 долл. США. Несмотря на имеющиеся преимущества, развитие оффшорной индустрии на острове не дало ожидаемых результатов.
Прежде всего, следует сказать о налогообложении физических лиц. Стремясь привлечь в страну состоятельных граждан из-за рубежа, Мальта установила для них низкий подоходный налог. Так иностранцы, прибывающие на Мальту, могут стать ее постоянными резидентами. В этом случае со всех доходов, поступающих на Мальту из источников за ее пределами, они должны будут заплатить 15% налог. Помимо этого существует ограничение на размер минимального капитала (150 000 мальтийских фт. или примерно 405 тыс. долл. США) и размер минимального дохода (10 000 мальтийских фт. или 27 тыс. долл. США). Такая ставка подоходного налога является достаточно большой для оффшорной юрисдикции. Вполне естественно, что мальтийский налоговый вариант для физических лиц не получил своих поклонников. Данная ниша давно оказалась занятой княжеством Монако, в котором подоходный налог равняется 0%. Для оффшорных торговых компаний фиксированная ставка налогообложения прибыли на Мальте установлена в 5%. Кроме того, иностранные оффшорные компании могут действовать лишь через уполномоченные номинальные мальтийские фирмы. Это местные юридические фирмы, которые осуществляют контроль над деятельностью оффшорных компаний и занимаются их административным обслуживанием, вопросами налогообложения, аудита.
Надо сказать, что на острове существует строгая система контроля над деятельностью оффшорных компаний. Так например, при регистрации компании необходимо предоставить рекомендации, от банковских или юридических институтов подтверждающие хорошую репутацию владельцев. Кроме того, компания обязана иметь секретаря - резидента Мальты, обязательно физическое лицо. Жесткость налоговых и административных правил на Мальте можно назвать уникальной. Среди оффшорных потребителей не найдется большого числа желающих вести полную налоговую документацию за право заплатить 5% налог на прибыль. Гораздо проще и удобнее зарегистрировать компанию на Кипре со ставкой налога в 4,25% и, кроме того, пользоваться развитой сетью договоров об исключении двойного налогообложения. Необходимо отметить, что Мальта также имеет аналогичные соглашения с 25 странами, однако оффшорная компания может воспользоваться их преимуществами только в случае принятия решения об увеличении своей ставки налога на прибыль.
С начала зарождения оффшорного сектора на Мальте зарегистрировано уже более 1 тыс. компаний. По европейским меркам этот показатель является невысоким. С самого начала на Мальте стали регистрироваться компании из России и Центральной Европы. После того, как данные компании выполняли свою функцию, для их хозяев было значительно легче исчезнуть, чем вести финансовую документацию и платить 5% налог. Таким образом, можно сделать вывод, что построение оффшорного сектора на Мальте было сделано без учета опыта других стран, и, что еще более важно, без анализа существующих оффшорных режимов и оценки своей потенциальной конкурентоспособности.
Российская Федерация также обладает опытом создания оффшорных зон на своей территории. К сожалению, этот опыт нельзя назвать удачным. Первой оффшорной зоной в России стала Ингушетия. В 1994 г. было принято положение О зоне экономического благоприятствования Ингушетия. В отличие от оффшорных зон, созданных в других странах, зона экономического благоприятствования имела ряд специфических, только ей присущих черт. Эта зона была учреждена в порядке эксперимента со сроком действия на один год. Впоследствии срок функционирования зоны был продлен до 1996 г. Решение о ее создании было продиктовано, в первую очередь, стремлением оказать экономическую поддержку вновь возникшей республике, привлечь капиталы для подъема ее экономики. К сожалению, такое решение было больше политическим, чем обусловлено экономическими мотивами. При подготовке к ее созданию не был учтен опыт других оффшорных зон. Режим функционирования компаний в зоне экономического благоприятствования Ингушетия имел лишь отдаленное сходство с оффшорным режимом. Особенности функционирования данного режима состояли в следующем:
- Зона экономического благоприятствования Ингушетия создавалась в порядке эксперимента сроком действия на один год. Изначально не был предусмотрен долгосрочный план развития зоны;
- Зона предназначалась для деятельности российских и иностранных юридических лиц и граждан;
- Количество компаний, которые могли быть зарегистрированы на территории зоны, ограничивалось 15 тысячами;
- На территории зоны не разрешалось регистрировать коммерческие банки;
- Все оффшорные компании обязаны были иметь счета и осуществлять рассчетно-кассовое обслуживание только через уполномоченные банки, которые назначались администрацией Ингушской республики.
- Все дела по регистрации и обслуживанию компаний, регистрируемых в зоне Ингушетия, вела одна коммерческая финансовая группа.
- Законодательством было определено, что на территории зоны применяется таможенное и налоговое законодательство РФ.
В 1996 г. согласно федеральному закону О центре международного бизнеса Ингушетия на территории вышеупомянутой республики с центром в городе Назрань была образована классическая оффшорная зона. Российские резиденты с этих пор не вправе регистрировать свои компании и становиться учредителями или акционерами компаний международного бизнеса.
Согласно вышеупомянутому закону, компании международного бизнеса не имеют право вести никаких коммерческих операций на территории Российской Федерации, за исключением приобретения услуг и товаров для жизнеобеспечения их офисов и иностранного персонала. Деятельность таких компаний гарантирована в течение 20 лет с момента их регистрации. Уставной капитал компании должен был составлять для общества с ограниченной ответственностью - 1500 долл. США; для акционерных обществ - 15000 долл. США. К моменту регистрации уставной капитал ООО должен был быть полностью оплачен, а уставной капитал АО должен был быть оплачен не менее чем на 10%, оплата остальных 90% разрешалась в течение трех лет. Допускался выпуск акций на предъявителя. Кроме того, оффшорная компания должна была иметь секретаря - юридическое лицо - резидента РФ, компания должна была ежегодно представлять годовой отчет и иметь постоянно зарегистрированный офис.
Регистрационный сбор для иностранных компаний был установлен в размере рублевого эквивалента 4953 долл. США, для российских компаний он составлял - 3953 долл. США. Ежегодный перерегистрационный сбор за продление регистрации и права пользования налоговыми льготами для российских предприятий составлял рублевый эквивалент 2953 долл. США, а для иностранных 3953 долл. США. Кроме этих сборов компании международного бизнеса Ингушетии не должны были платить никаких других налогов и сборов. Компании, зарегистрированные в зоне, освобождались от уплаты всех местных налогов, таких, как налог на имущество, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на рекламу и содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Большое количество налоговых льгот предоставлялось предприятиям, осуществлявшим хозяйственную деятельность на территории Ингушетии. Таким субъектам предоставлялись гарантии на возврат 50% таможенных и акцизных сборов и платежей, в два раза снижалась ставка НДС, в три раза -налог на прибыль. Данные налоговые льготы стали возможны благодаря специфическому механизму их образования. Согласно Постановлению Правительства Республики Ингушетия ставки федеральных налогов для действующих в зоне предприятий не снижались, а вводилась их частичная компенсация. Все льготы предоставлялись за счет бюджетных ссуд, выделяемых правительством РФ республике Ингушетия. Эти ссуды имели возвратный характер, их размер определялся на ежегодной основе в соответствии с размером налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых в федеральный бюджет вновь регистрируемыми предприятиями за год. Одним из источников возврата полученных средств должны были стать денежные поступления от регистрации компаний международного бизнеса.
Федеральное правительство предоставило Ингушетии налоговый кредит в 950 млрд, руб., в том числе за 1994 г. - 150 млрд, руб., 1995 г.- 500 млрд, руб., 1996 г. - 300 млрд. руб. Следует также сказать, что в 1996 году кредит был продлен, а его объем был увеличен до 1 млрд, рублей, однако в 1997 году Ингушетия такой кредит не получила.
За 1994-1996 гг. было реализовано всего 38 % квоты, определяющей максимальное количество предприятий к регистрации в зоне экономического благоприятствования Ингушетия. Всего было зарегистрировано около 3099 компаний, из них только 140 компаний были иностранными. К середине 1995 года из 2067 зарегистрированных в зоне предприятий лишь 19 (0,01%) фактически функционировали в самой зоне. Из всех зарегистрированных предприятий - 80% были торгово-закупочными, 10% из них занимались строительством, 7% - производством различных товаров. Все остальные осуществляли свою деятельность за пределами зоны. 96% из всех зарегистрированных в зоне компаний приняли решение о регистрации только из-за существенных налоговых льгот, обещанных местной администрацией.
Функции агента, осуществляющего непосредственную связь между регистрируемыми предприятиями и администрацией Республики, осуществляла финансовая корпорация Бин, в структуру которой также входили банк Бин и малая бухгалтерская фирма Бин. Бухгалтерская фирма вела учет на предприятиях зоны, а банк являлся уполномоченным лицом, в котором оффшорные компании могли иметь свой счет; на счета финансовой корпорации Бин поступали денежные средства от регистрации предприятий. Таким образом, значительная часть денежных средств, формирующих бюджет Республики, оказалась в управлении одной коммерческой структуры.
На январь 1995 г. из общей суммы в 46,2 млрд, руб., полученной корпорацией БИН, в фонд развития Ингушетии было перечислено всего 19,5 млрд, руб., в то время как на нужды самой компании было израсходовано 9,9 млрд, руб., из которых 4,3 млрд. руб. - на рекламу. Таким образом, оффшорная зона Ингушетия не получила должной популярности по следующим двум основным причинам.
Первым недостатком оффшора стало его неудачное территориальное расположение. Непопулярность среди иностранных инвесторов объяснялась нестабильной политической ситуацией, близостью Ингушетии к зоне военных действий в Чечне, отсутствием должной инфраструктуры. Деятельность компаний изначально была ограничена временными рамками, в связи с чем не являлась превликательной для долгосрочных инвестиций.
Подавляющее большинство зарегистрированных компаний были российскими, которых в Ингушетии привлекал лишь льготный налоговый режим. В результате этого, со стороны соседних с Ингушетией российских территорий увеличилось количество исков в суд от местных властей к некоторым предприятиям, которые регистрировались в Ингушетии и отказывались выплачивать налоги в бюджеты территорий, где фактически работали и получали прибыль. В Ингушетии был нарушен основной принцип оффшорности, согласно которому оффшорные зоны чаще всего создаются на анклавных территориях и категорически запрещают компаниям - резидентам участвовать в оффшорном режиме, так как это нарушает принципы равных условий для всех участников внутреннего рынка. На территории зоны
практически не привлекались иностранные инвестиции, в то время как за рубежом именно в этом состоит цель создания оффшорных зон.
Вторая причина - отсутствие концепции эффективного управления оффшорной зоной со стороны администрации. Прежде всего, следует отметить, что весь контроль над деятельностью оффшорных компаний был передан администрацией одной коммерческой организации, которая также аккумулировала на своих счетах и финансовые средства, поступающие в виде регистрационных сборов от оффшорных компаний. Контроль над расходованием денежных средств не осуществлялся должным образом.
Те средства, которые удалось получить в результате регистрации оффшорных компаний, были направлены на погашение федеральной ссуды, предоставленной региону, а не на развитие инфраструктуры самого региона. Всего за 1994-95 гг. было аккумулировано около 500 млрд, руб., что составило 70% всех капиталовложений за этот период.
Ощутимых финансовых вливаний регион не получил. После запрета регистрации российских юридических лиц на территории зоны значительно сократилось количество регистрируемых компаний.
3.3. Возможности развития центра международного бизнеса на территории Российской Федерации
Международный опыт развития отсталых территорий, даже на примере одного Европейского региона, предоставляет большие возможности для его практического применения. РФ также имеет и собственный опыт развития отсталых областей, в том числе оффшорного зонирования на территории республики Ингушетия.
Несмотря на неудачу, данный опыт представляет ценный аналитический материал для дальнейшего использования.
Для РФ характерно наличие большого числа экономически неразвитых регионов, выделяющихся своей недоступностью и даже отдаленностью от остальной территории страны. Чаще всего для развития таких территорий невозможно применение отдельных элементов экономического благоприятствования. Только комплексный подход к развитию региона может принести положительные результаты.
На территории РФ на сегодняшний момент особого внимания требует Калининградская область.
Возможным решением социально-экономических проблем здесь может служить создание центра международной деловой и финансовой активности или центра международного бизнеса.
Калининградская область была образована 7 апреля 1946 г. Положение этой области в составе РФ уникально. Это - самый западный регион Российской Федерации не имеет с Россией общих границ, и является анклавной территорией нашего государства, отделенной от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств - Литвы и Польши, и международными морскими водами.
Ближайший областной центр России -Псков (800 км), расстояние до Москвы составляет 1289 км. Территория Калининградской области составляет 15,1 тыс. км.
Максимальная протяженность области с востока на запад - 195 км, а с севера на юг - ПО км. Протяженность границы с Литовской республикой составляет 200 км., с Польшей - 210, с побережьем Балтики - 140 км.
Общая численность населения региона насчитывает более 930 тыс. человек, из них в областном центре - г. Калининграде проживает около 422 тыс. чел., то есть доля городского населения - 80% от общего числа жителей. Одновременно Калининградская область относится к числу наиболее плотно заселенных регионов России: на один квадратный километр территории приходится в среднем 60 жителей.
Калининградская область сама по себе является достаточно богатым регионом. На ее территории сконцентрировано более 90% мировых запасов янтаря, разведаны крупные запасы нефти (с содержанием серы не более 0,2%), залежи каменной соли класса Экстра, торфа, минеральной воды.
На дне Балтийского моря обнаружены железомарганцевые конкреции, а также залежи тяжелых песков, содержащих титан и цирконий. Глубоко под землей на суше залегают калийная соль, серосодержащее карбонатное сырье.
В области развита целлюлозно-бумажная промышленность. При максимальной загрузке мощностей четыре целлюлозно-бумажных комбината и одна бумажная фабрика способны обеспечить выпуск 11% российской целлюлозы.
Здесь также добывается 10% всей рыбной продукции страны, в настоящий момент насчитывается 300 крупных и средних рыболовных судов. А машиностроительный комплекс области включает в себя 31 предприятие, большая часть которых сосредоточена в Калининграде.
Предприятия этой отрасли производят суда, вагоны-думпкары, краны, погрузчики, электросварочное и светотехническое оборудование, системы контроля и автоматизации магистральных газопроводов, дорожные машины, приборы и оборудование для рыбной промышленности, торгово-технологическое и бумагоделательное оборудование.
Содержание раздела