d9e5a92d

Особенности развития оффшорных регионов

Только за 1997 г. с Кипра в Россию вернулось примерно 4 млрд. долл. США.

Однако Кипр является не единственной страной, через которую российский капитал возвращается в страну в форме иностранных инвестиций. Страны, банки которых выступают нетто-кредиторами российских банков, прежде всего представлены оффшорами.

Первые пять из них: Багамские о-ва (1,5 млрд, долларов США), Бахрейн (378 млн.), Науру (145 млн.), Кипр (115 млн.) и Латвия (79 млн.).

Таким образом, российские банки получают самые крупные кредиты из оффшорных регионов. В Россию возвращаются средства, переведенные ранее в оффшорные зоны.
Как видно из табл. 13, финансовый кризис, разразившийся в России в 1998г., существенно не повлиял на сокращение объемов бегства капитала из России. Его объем остался примерно на том же уровне, что и в прошлые годы.

Такая тенденция позволяет сделать вывод, что бегство капитала является встроенным в экономику страны процессом, не зависящим от девальвации рубля или других внутренних конъюнктурных изменений.

Такая устойчивая тенденция эвакуации капиталов объясняется нестабильностью политической и экономической жизни в стране, неадекватностью налогового законодательства.
Тем не менее, в последнее время можно ожидать незначительного сокращения объемов бегства капиталов из страны. Сокращение бегства капиталов из России может быть обусловлено действием объективных причин.

К их числу следует отнести международные скандалы вокруг проблемы с отмыванием грязных, коррупционных денег из России через Бэнк оф Нью-Йорк в размере 7 млрд. долл. США, а также скандал с Ситибанком, через который в оффшорные компании штата Дэлавер одним российским эмигрантом было переведено 1,5 млрд. долл.

США из России.
В настоящее время (начиная с 1998 г.) процесс ужесточения налогового контроля со стороны государства идет полным ходом во многих европейских странах. Таким образом, данные процессы создают дополнительные трудности для зарубежных контрагентов российских предпринимателей.

Усиление контроля за оффшорными операциями происходит и в России. Начиная с 1999г., Центральный Банк проводит политику борьбы с операциями с банками из оффшорных зон и издает ряд нормативных документов по ограничению операций с оффшорными нерезидентами.

Перевод денег в адрес оффшорной компании становится предметом пристального внимания со стороны государства.
12 февраля 1999г. вышел указ Центрального Банка 500-У Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства, которым был определен список признаков, согласно которым валютная операция должна относиться к разряду
подозрительных и информация о подобных операциях должна передаваться в Центральный Банк РФ. К подозрительным отнесены следующие операции:
- в договоре не предусмотрены штрафные санкции за несоблюдение сроков и неисполнение обязательств по договору контрагентом;
- авансовый платеж в пользу нерезидента превышает 30% от цены всего контракта, либо эта сумма эквивалентна 100 тыс. долл. США;
- проценты по кредитному договору предусмотрены в размере более 20% годовых;
- не предусмотрен возврат аванса нерезидентом за неисполненные и неполностью исполненные обязательства;
- перевод денег в адрес нерезидента, не являющегося стороной по договору;
- заключение договора от имени резидента, период деятельности которого с момента регистрации не превышает трех месяцев;
- еще одним признаком подозрительности является экспорт или платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в одной из оффшорных зон, согласно перечню, приложенному к настоящему Указу.
Список покрывает практически все существующие оффшорные зоны. В него вошли и классические карибские оффшорные юрисдикции, тихоокеанские острова (Науру), британские территории (Гибралтар, Нормандские о-ва, о. Мэн) и респектабельные европейские страны - Лихтенштейн, Люксембург, Швейцария, а также Кипр.
Указанием Центрального Банка 606-У от 13.07.1999г. кредитным организациям предписано формировать резервы под операции с резидентами оффшорных зон. Размер резерва должен составлять не менее 50% суммы сделки либо остатка на лицевых счетах, по которым проводится операция, а в случае с ценными бумагами - их балансовой стоимости.

Такие же резервы банки должны создавать под суммы на корреспондентском счете в оффшорном банке. Более того, Центральный Банк ввел ограничения на приток краткосрочных (до 3-х месяцев) средств из оффшоров.

От всех резидентов оффшорных зон банки могут принимать средства на сумму не более 25% собственного капитала.
Еще одним документом, направленным на борьбу с оффшорами, стало указание Центрального Банка РФ от 26.08.1999 г. 634-У, которое резко ограничило возможность российских банков устанавливать корреспондентские отношения с оффшорными банками. С этого времени вообще запрещено открывать для оффшорных банков корреспондентские счета в рублях.

Действие этого указания не распространяется на установление корреспондентских отношений с оффшорными банкам, которые зарегистрированы официально, по лицензии Банка России, а также с центральными банками соответствующих оффшорых юрисдикций.
2001 год ознаменован новыми событиями по борьбе с оффшорами, в частности, с отмыванием грязных денег уже со стороны законодательной власти. В мае 2001г.

Государственная дума ратифицировала международную Конвенцию Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. В августе 2001г. вступил в законную силу Федеральный закон О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Специальным указом Президента РФ создается совершенно новая структура в рамках Министерства финансов -Комитет финансового мониторинга.
В результате предпринятых мер, во 2 квартале 2001 г. бегство капитала сократилось более чем в 2 раза - до 3,2 млрд, долларов по сравнению с 6,7 млрд, долларов в первом квартале. По итогам третьего квартала, хотя бегство капитала и выросло до 3,9 млрд. долл.

США, но все же осталось на четверть ниже прошлогоднего уровня (5,2 млрд. долл. США).

В итоге отток капитала за три квартала 2001 г. оказался на 8,4% ниже (14,1 млрд. долл. США) аналогичного периода 2000 г. (15,4 млрд. долл.

США).
Возвращаясь к таблицам 11 и 12, можно заметить снижение популярности работы с оффшорными банками в операциях кредитования. В основном оффшорным кредитованием занимаются российские дочерние предприятия иностранных банков, а российские банки практически свели к нулю такие операции.

Противоположная ситуация складывается с привлечением средств от оффшорных банков. За 2000г. объем кредитов, полученных российскими банками от оффшорных банков, увеличился в 1,5 раза и достиг 660 млн. долл.

США.

Среди оффшорных стран-кредиторов основная часть кредитов была привлечена из Люксембурга и Кипра, а с банками Науру сделки сократились. Одной из причин такого замедления процесса перевода капитала за границу можно назвать и начавшуюся налоговую реформу, в том числе радикальное снижение подоходного налога в 2001 г. Следует учесть наметившуюся тенденцию к либерализации валютного регулирования, при осуществлении которой капиталы можно будет вывозить из страны уже легально.
Следует отметить изменения, произошедшие в структуре участников оффшорных операций в России с начала кризиса 1998г. При относительной стабильности масштабов бегства капитала из России и использования оффшорных зон для этих целей количество участников, задействованных в данном процессе, существенно сократилось.

На поле оффшорной деятельности остались только самые крупные игроки.

Количество оффшорных компаний, принадлежащих мелким и средним предпринимателям, стало стремиться к нулю. Причем, те собственники, которые остались на рынке оффшорной индустрии, в большей части стали переключаться на более респектабельные компании из крупных европейских стран, увеличивая при этом свою
активность.
3.2. Особенности развития оффшорных регионов организационно экономический аспект
Развитие оффшорной зоны на территории отдельно взятой страны является непростой задачей. Как и любое начинание, такое решение требует детальной проработки и большой ответственности, особенно в масштабах государства.

Самое главное, что необходимо для создания соответствующих условий оффшорное™ для предприятий; это - принятие соответствующего законодательства.

Данное законодательство должно определять основные принципы функционирования оффшорного образования и направления его развития. Однако разработка даже самых удачных регулирующих норм в данной области не является гарантией успеха развития самой оффшорной зоны.

Для того, чтобы оффшорная зона гармонично вписалась в международные экономические отношения, необходим комплексный подход к решению данной проблемы.

Введение оффшорного режима в той или иной степени является ответственным шагом со стороны государства, решившегося на такую непростую задачу.
В середине прошлого столетия оффшорные зоны формировались достаточно быстро и без особого риска для их создателей. Для большинства бывших колоний они оказывались решением многих экономических проблем.

Тот период можно охарактеризовать как первоначальную стадию накопления опыта создания и функционирования таких экономических образований.

Этот новый инструмент международных отношений, впрочем, так же как и сейчас, пользовался большим успехом, но только в последнее десятилетие стали выдвигаться новые, более жесткие требования к качеству услуг, предоставляемых оффшорными зонами. Сейчас можно сказать, что, оффшорное предприятие становится товаром, а не услугой. А это значит, что на мировой рынок выходит все большее и большее количество продавцов, предлагающих одно и то же, все более универсальным становится их предложение.

В новом веке простого универсального решения, такого как оффшорное предприятие в качестве инструмента налогового и финансового планирования, уже становится недостаточно.

Необходимо, чтобы предлагаемый товар обладал своей уникальностью.
Большой опыт, накопленный в оффшорной деятельности, все выше поднимает планку требований в области оффшорных услуг и вместе с тем предоставляет огромное количество знаний в области удачного и неудачного использования оффшорного зонирования с целью построения более совершенных структур. К проектированию будущей оффшорной зоны необходимо подходить так же, как, к разработке или внедрению нового продукта или услуги на уровне организации.

Неотъемлемым условием успеха развития оффшорной зоны является составление бизнес плана.



Изначально правильное определение целей и задач будущего оффшорного образования в дальнейшем будет являться стержнем построения оффшорной индустрии в целом.
Первое, что необходимо определить, - это какие цели преследуются при создании оффшорной зоны. Изучая опыт создания оффшорных зон по всему миру, можно выделить несколько таких целей, преследуя которые, государства идут на создание такого экономического образования.
Во-первых, и прежде всего, создание оффшорной зоны рассматривается как формирование центра прибыли. Для государств, бедных собственными природными ресурсами, оффшорная зона является структурной и даже функциональной составляющей экономики страны.

Большинство стран, на территории которых существуют оффшорные зоны, существуют за счет импорта продуктов, товаров и услуг, необходимых для осуществления жизнедеятельности населения.

Такая политика порождена отсутствием возможности обеспечить себя полностью даже самым необходимым. Это обусловливается объективными причинами - сравнительно небольшой площадью, на которой расположено государство, отсутствием подходящих климатических условий, технологий производства, квалифицированной рабочей силы.

Создание оффшорной зоны позволяет сохранять независимость в условиях объективной зависимости от других стран.
Во вторых, из опыта построения оффшорной деятельности, особенно на территории островных государств, таких как. Кипр, Нормандские о-ва, о-ва Тихоокеанского региона видно, что развитие оффшорной зоны ведет за собой развитие и сопутствующих секторов экономики: таких, как банковский сектор и сектор других финансовых услуг, гостиничный и туристический бизнес, транспортный сектор. Неотъемлемым условием становится развитие целого комплекса консультационных услуг, как юридических и бухгалтерских, так и бизнес консультирования.

Таким образом, оффшорная зона может создаваться с целью формирования и развития собственных секторов экономики, наполнения экономического потенциала страны реальными достижениями.

На стержень оффшорной деятельность будут нанизываться другие сектора экономики, субъектами функционирования которых также будут являться полноправными экономическими субъектами в свою очередь платящими налоги в бюджет.
В третьих, еще одним мотивом является возможность решить социальные проблемы. Увеличение занятости населения и сокращение безработицы при отсутствии развитого экономического потенциала, - собственных производств -представляется возможным только при условии развития новой прибыльной индустрии экономики.

Для обеспечения деятельности оффшорной индустрии необходимы высококвалифицированные трудовые ресурсы в области бухгалтерского учета, управления, юридических, банковских наук.

Таким образом может быть решена проблема развития и подготовки высококвалифицированных кадров.
В четвертых, следующей целью может являться стремление увеличить уровень доходности бюджета за счет роста налоговых поступлений от иностранных организаций - участников оффшорной деятельности. Проблема наполнения бюджета особенно остро стоит в условиях неразвитости собственной экономической структуры, стагнации местных производств, большого уровня безработицы.

В таком случае дополнительные денежные средства, полученные от функционирования оффшорной зоны, можно направлять и на решение собственных социально-экономических проблем, на поднятие и развитие производств, имеющих государственное значение, на создание современной инфраструктуры.
В пятых, для промышленно развитых государств, таких как Лихтенштейн и Люксембург, мотивом создании оффшорного режима являлось стремление привлечь как можно большее число иностранных денежных средств для обеспечения развития собственной финансовой и банковской инфраструктуры. Привлечение иностранных инвестиций в оффшорных зонах также происходит в виде формирования секторов экономики, обслуживающих оффшорный бизнес.
Государство, при использовании в своей экономической политике оффшорных инструментов, как правило, руководствуется всеми вышеперечисленными мотивами. Оффшорная практика - это сложное комплексное явление, оказывающее многостороннее воздействие на экономическую ситуацию в целом.

Если государство ставит перед собой указанные выше цели, то, безусловно, способом достижения этих целей может стать создание оффшорной инфраструктуры.
Оффшорная или свободная экономическая зона. Необходимо представлять, что оффшорные зоны являются всего лишь разновидностью специальных экономических зон (СЭЗ).

Решение социально-экономических проблем отдельно взятого региона можно найти, используя также концепцию зон свободной торговли, специальных экономических зон и т.д. Зоны свободной торговли также способствуют созданию дополнительных рабочих мест, сокращению безработицы, увеличению доходности бюджета, привлечению дополнительных иностранных инвестиций, также как и современных технологий производства.

Развитие СЭЗ преследует и еще ряд целей, выполнение которых не является прерогативой оффшорных зон. Тем не менее, оффшорный инструмент, также как и СЭЗ, получил большое распространение в мире.

Это объясняется особенностями, присущими как режиму свободных экономических зон, так и оффшорному режиму. Под особенностями понимаются две составляющие: создание и функционирование.

После постановки целей и задач развития отдельно взятого региона необходимо объективно оценить функциональные особенности данного региона, что позволит сделать вывод о типе экономической зоны, применимом в данной конкретной ситуации. Всего в мире насчитывается около 2-3 тысяч СЭЗ, и из них только около 60 - 80 составляют оффшорные зоны.
Для того, чтобы найти оптимальное решение, необходимо провести аналитическое сравнение основных принципов создания и функционирования свободных экономических зон. Чаще всего бывает, что там, где функционируют свободные экономические зоны, нельзя использовать концепцию оффшорной индустрии.

С другой стороны, в мировой практике имеются примеры параллельного существования этих экономических инструментов, и эти примеры нельзя назвать исключением. Таким примером может служить о. Мадейра.
Существует несколько десятков разновидностей свободно-экономических зон: свободные торговые зоны, транзитные, таможенные, промышленные, технологические, экспортные, комплексные и т. д. Эти зоны предоставляют льготы иностранным инвесторам. Характер таких льгот отличается от условий деятельности компаний в оффшорных зонах.

Это можно назвать особенностью функционирования как свободно-экономических, так и оффшорных зон.
Свободной экономической зоной является часть хозяйственного комплекса страны, специально выделяемая из общего экономического контекста в качестве приоритетной, на территории которой действуют особые экономические правила как для национальных участников рынка, так и для иностранных, с целью достижения конкретной цели в социально-экономическом развитии страны. Таким образом, любая СЭЗ отличается от оффшорной зоны прежде всего тем, что она предоставляет всевозможные льготы для субъектов хозяйственной деятельности, действующих на ее территории.

В то время как принцип функционирования в оффшорной зоне диаметрально противоположный - особые экономические правила предоставляются компаниям только при условии отсутствия деятельности на территории самой оффшорной зоны.
Условием зонирования той или иной области является наличие на данной территории необходимой инфраструктуры. Кроме того, что зона должна иметь удобное месторасположение для потенциальных инвесторов, внутри зоны должна быть развитая инфраструктура транспортного сообщения, развитая финансовая и банковская инфраструктура, необходимо наличие трудовых ресурсов требуемой квалификации.

Особо требовательными к наличию внутренней инфраструктуры являются СЭЗ. Для многих СЭЗ очень важным моментом является наличие не только хорошо развитого транспортного сообщения внутри самой зоны, но и существование надежных каналов сообщения с остальной территорией страны.

Для свободных, в особенности экспортных зон, необходимо наличие места для создания новых предприятий.

Для научных парков и технополисов главным является наличие основополагающего ресурса для развития деятельности -высококвалифицированных технических специалистов. Помимо хорошо развитых финансовых и банковских инструментов зона должна иметь структуры, осуществляющие лицензирование, страховую деятельность.
Развитие СЭЗ любого типа не представляется возможным без наличия собственного административного руководства с разграничением функций между местными органами власти и администрацией зоны. Очень часто является целесообразным создание собственного центрального банка зоны, который бы координировал взаимоотношения между федеральным бюджетом и администрацией зоны.

Таким образом, по сравнению с оффшорной зоной создание СЭЗ требует достаточно крупных изначальных вложений, инвестиций в выбранный регион.

Поскольку основной принцип функционирования оффшорной зоны иной, а именно: хозяйственная деятельность оффшорных структур не предполагается на территории зоны и не требует крупного первоначального финансирования, создание оффшорной зоны для государства может обойтись значительно дешевле.
Принцип функционирования СЭЗ накладывает определенные ограничения на территориальность применения данного экономического инструмента. Территорией СЭЗ не может быть объявлена вся страна.

В рамках СЭЗ действуют специальные экономические правила, в особенности по отношению к иностранным предпринимателям.

Иностранные предприятия могут пользоваться налоговыми каникулами, на них не распространяются принятые в стране правила валютного регулирования и контроля, они могут пользоваться льготным налогообложением и использовать упрощенную процедуру регистрации предприятий. Таким образом, местные производители могут быть поставлены в менее выгодное положение, чем иностранные предприятия и просто оказаться неконкурентоспособными.
Кроме того, на территории СЭЗ многие товары подпадают под особый таможенный режим, к ним применяются упрощенные таможенные процедуры, они не облагаются таможенными пошлинами. Введение такого режима в рамках СЭЗ на всей территории отдельно взятого государства не представляется возможным, так как это может не только существенно сократить валютные поступления страны за счет таможенных сборов, но и отрицательно сказаться на внутреннем рынке национальных товаров.
Одной из главных целей создания СЭЗ, в отличие от оффшорной зоны, является стремление государства интегрироваться в мировые экономические отношения по всем параметрам путем развития международного сотрудничества во всех формах. Это наращивание экспорта товара и импорта капитала, получение преимуществ от использования передовых технологий производства, подготовка высококвалифицированных кадров.

Рассматривая СЭЗ как окно, через которое происходит интенсивное взаимодействие с внешним миром, государство стремится всячески подчеркнуть свое непосредственное отношение к данной зоне. СЭЗ рассматривается как часть экономического хозяйства страны, как неотъемлемая составляющая экономики страны.

Государство развивает свое собственное производство, привлекая для этого ресурсы других стран.
Поскольку СЭЗ всегда остается неотъемлемой частью национального хозяйства, все последствия ее развития отражаются на национальной экономике. Эту черту СЭЗ называют особой способностью к диффузному расширению и распространению своих границ на другие связанные с нею непосредственно или опосредованно хозяйственные территории отрасли и сферы.

Таким образом, можно сделать вывод, что расположение СЭЗ на отдельных территориях, обособленных островах, географически отделенных от остального государства зонах не является эффективным и распространенным явлением. При таком расположении теряется первичная связь СЭЗ с остальной экономикой страны.

Экономическая связь с остальными регионами становится более сложной, а это в свою очередь сдерживает развитие самой зоны.
Для оффшорных зон и СЭЗ необходимы совершенно разные начальные условия и конечный продукт их развития является отличным друг от друга. Для предприятий СЭЗ наличие сырья, транспортной инфраструктуры, дешевых энергоносителей, часто невысококвалифицированной рабочей силы и наконец свободных недорогих площадей является определяющим.

Для оффшорных зон более важным является наличие развитой системы телекоммуникации и квалифицированного персонала. Для СЭЗ характерно производство товаров, для оффшорных зон - услуг.

СЭЗ обеспечивают достаточно большой уровень занятости региона и позволяют компаниям, работающим в зоне получать максимально придельную норму прибыли.

Оффшорные зоны помимо высокого уровня занятости обеспечивают солидных процент бюджетных поступлений в виде налогов и формируют развитие сопутствующих отраслей.
Расположение СЭЗ в территориально обособленном регионе, таком как остров, является возможным только в случае, когда такая зона является самодостаточной и относится к категории анклавных или замкнутых зон. Такая зона должна быть полностью ориентирована на экспорт производимой внутри нее продукции, и на ее территории должны иметься в достаточном количестве необходимые ресурсы для построения соответствующих экспортных производств и предприятий, не требующих больших капитальных затрат, но производящих продукцию, имеющую спрос на мировом рынке.
В отличие от всех типов СЭЗ, создание оффшорных зон получило наибольшее распространение именно на географически обособленных территориях и даже полностью в рамках административных границ отдельно взятых государств. Такая территориальная обособленность позволяет только подчеркнуть принцип оффшорности.

И наоборот, прибрежные районы, портовые зоны и даже целые административные образования, являющиеся частью страны, не пользуются успехом как потенциальные места для создания оффшорной деятельности. Оффшорную индустрию можно назвать виртуальной.

У оффшорной индустрии нет четких границ, ее границы размазаны. Стремление задать ей хоть какие-то рамки деятельности возможно лишь жесткими требованиями к ее участникам.

Обособленность территории, на которой создается оффшорная зона, подчеркивает правомерность таких требований и помогает сохранять их чистоту.



Содержание раздела