2 Центры международного бизнеса
Картина оффшорных зон, относящихся к категории Центров международного бизнеса (ЦМБ), многообразна. Каждый из таких центров имеет характерные черты и особенности, выделяющие его из ряда подобных ему.
Тем не менее, существует ряд признаков, которые не только позволяют отделить данные оффшорные зоны от классических, но и объединить их в отдельную группу. Как и типичная оффшорная юрисдикция, ЦМБ предоставляют налоговые льготы.
Но в отличие от классических оффшорных зон в данных юрисдикциях оффшорные компании облагаются налогом на прибыль.
И хотя ставка налога невысока, обычно до 3-8%, это автоматически подразумевает, что компании должны предоставлять свою финансовую отчетность в налоговые органы. Требования к отчетности компаний обычно более жестки.
Кроме того, в ЦМБ налогом облагаются и другие доходы -роялти дивиденды, проценты.
Сведения о компании заносятся в реестр и все изменения, которые произведены в структуре капитала компании или в ее исполнительном органе, должны быть задекларированы. Компания, зарегистрированная в ЦМБ, в гораздо большей степени подвержена контролю со стороны государственных структур, чем оффшорная компания классической оффшорной юрисдикции.
Способов для достижения конфиденциальности информации в ЦМБ по-прежнему много, хотя, как правило, здесь не разрешен выпуск акций на предъявителя, необходимо раскрытие имен реальных владельцев компании и даже в некоторых юрисдикциях запрещен институт номинального владения. В такой юрисдикции обязательно необходимо проводить ежегодное собрание акционеров и иногда выдвигаются требования их физического присутствия.
Допускается наличие офиса компании с ограниченными функциональными обязанностями на территории оффшорной зоны.
Также как и классические оффшорные зоны, ЦМБ неохотно идут на сотрудничество с международными организациями и другими странами в области противодействия отмыванию преступных доходов. Стимулом для предоставления данных другому государству может быть только возбуждение уголовного дела против конкретного лица или компании.
Отличительной особенностью ЦМБ от классических оффшорных зон является их высокая репутация в международных финансовых кругах.
Самые крупные международные финансовые и другие организации держат здесь свои оффшорные филиалы.
ЦМБ имеют большой опыт работы с международными финансовыми кругами, здесь хорошо развита банковская и финансовая инфраструктура, и принято жесткое законодательство в сфере противодействия международным преступлениям. Как правило, данные юрисдикции являются участниками многих международных договоров, как в области защиты иностранных инвестиций, так и в области туризма и судоходства и других сфер деятельности.
Банковская и финансовая система держатся под жестким наблюдением и контролем, а система налогообложения четко отработана и универсальна. Широкая сеть международных договоров об избежании двойного налогообложения обычно дополняет полную картину отличительных особенностей ЦМБ.
Одной из главных особенностей ЦМБ является достаточно гибкий подход к определению оффшорности компании. Это выражается в отсутствии привычного деления компаний на оффшорные и оншорные.
Льготное налогообложение может распространяться на те компании, чьими владельцами являются нерезиденты, и относиться к тому доходу, который извлекается за пределами оффшорной юрисдикции.
Если же компания извлекает доход на территории государства, то она платит налог на прибыль в стандартном размере, установленном для других компаний. Понятие оффшорности распространяется не на компанию по определению как таковую, а на вид ее деятельности.
Такой подход усиленно пропагандируется как предоставление налоговых льгот или уступок. Статус оффшорности компании замалчивается, а ему на смену приходит льготный статус.
Для последних лет характерна тенденция отмежевания данных юрисдикций от наименования оффшорный. Это происходит из-за возрастающего недоверия к оффшорной деятельности по всему миру и таким образом ЦМБ стремятся подчеркнуть свою исключительность и заработать дополнительные очки для поддержания высокой репутации.
3, Налоговые ниши
Промышленно развитые страны с традиционно высокими ставками налогов, на первый взгляд, не имеют ничего общего с оффшорными зонами. Однако ряд именно таких государств подпадает под определение стран, предоставляющих налоговые ниши определенным субъектам экономической деятельности. Преференциальность данного режима заключается в том, что по отношению к определенным видам компаний, а точнее, в отношении определенных видов деятельности применяется режим льготного
налогообложения.
Эти страны нельзя отнести к традиционным оффшорным территориям. Здесь уровень налогообложения не подразделяется в зависимости от резидентное™ компании, как это происходит в оффшорных зонах.
Общий налоговый режим, применяемый как в отношении резидентов, так и в отношении нерезидентов, проповедует максимально высокие ставки налогов.
Тем не менее, в рамках данной работы необходимо рассмотрение этой группы стран, поскольку именно законодательству данных государств присущи элементы оффшорности, получившие широкое распространение в мировой деловой практике.
Круг компаний, пользующихся такими возможностями, ограничен, чаще всего - это холдинговые или лицензионные компании, а также специальные инвестиционные фонды и страховые компании. Право на льготный режим обложения доходов могут иметь и все предприятия - резиденты, в тех случаях, когда их деятельность соответствует установленным требованиям.
Это значит, что компания должна являться холдингом (если речь идет о холдинговых компаниях) и получать прибыль от долевого участия.
Если это лицензионная компания, то доход компании должен поступать от лицензионных соглашений. Обычно льготный налоговый режим заключается в том, что предприятия освобождены от всех видов прямых налогов в стране регистрации.
Допускается освобождение от налогообложения налогом на прибыль доходов, полученных определенным путем. От налога на прибыль освобождаются доходы, полученные от долевого участия, дивиденды, доходы от продажи акций.
Еще одним преимуществом данных компаний, является тот факт, что, будучи резидентами страны своей регистрации, они в полной мере получают выгоды от соглашений об исключении двойного налогообложения (правда эта привилегия имеет отношение не ко всем видам компаний). Количество таких соглашений у промышленно развитых стран, в которых предусмотрено функционирование подобного рода компаний, более чем достаточно.
В остальном, правила, по которым организуются и функционируют компании данного статуса, идентичны требованиям, предъявляемым ко всем оффшорным компаниям.
При учреждении компании выплачивается регистрационный сбор в % размере от уставного капитала общества. Этот сбор взимается также при увеличении уставного капитала общества.
Кроме этого льготная компания ежегодно уплачивает налог на капитал. Его размер исчисляется в процентном
соотношении от уставного капитала и, как правило, не превышает 3%. В Люксембурге его величина составляет 0,1% - 0,2%.
При регистрации компании не установлено жестких требований к количеству акционеров или директоров компании. Не является необходимым ведение открытого реестра компаний.
Сведения о владельцах и акционерах не разглашаются. Компаниям разрешен выпуск акций на предъявителя и даже акций без номинала. Однако Таблица 1: Сравнительные характеристики видов оффшорных
юрисдикций
Параметры | Классические оффшорные зоны | Центры международного бизнеса |
Налоговые ниши |
Статус компании | Нерезидентная оффшорная |
Любой | Любой |
Вид деятельности компании |
Любой | Любой | Холдинговая, лицензионная, инвестиционный фонд |
Ставка налога на прибыль | 0% | От 3 - 8% | От 0,1% -3% |
Налогообложение других доходов | Нет | Да | Нет |
Акции на предъявителя | Да | Нет | Да |
Номинальное владение | Да | Не приветствуется | Да |
Финансовая отчетность | Упрощенная нестрогая |
Упрощенная строгая | Строгая неупрощенная |
Обеспечение конфиденциальности со стороны официальных властей |
Да | Да | Да |
Офис на территории регистрации |
Нет | Да | Да |
Возможность ведения деятельности на территории страны регистрации |
нет | Да (с другим режимом налогообложения) | Нет |
Международные договора в области борьбы с отмыванием грязных денег и др. |
Нет | Да | Да |
Соглашения об избежании двойного налогообложения | Нет | до 50 | До 50 (действуют не всегда) |
Имидж оффшорной территории |
Отрицателен, прибежище нелегальных доходов |
Респектабельная оффшорная зона | Высоко респектабельное государство |
необходимо проводить ежегодные собрания акционеров на территории страны регистрации компании и иметь зарегистрированный офис, через который будет
осуществляться взаимодействие компании с официальными властями. Жесткие требования установлены в отношении финансовой отчетности: она должна предоставляться ежегодно и быть заверена официальным аудитором.
Расходы по поддержанию функционирования подобных компаний высоки, равно, как и преимущества от их деятельности (см. табл. 1 выше).
Необходимо отметить, что рассмотренная выше классификация сделана на основе доминирующих признаков оффшорных юрисдикций, позволяющих осуществить их группировку. Данная классификации в чисто теоретическом плане позволяет более наглядно представить виды оффшорных юрисдикций и выделить их отличительные особенности.
На практике достаточно трудно выявить оффшорную юрисдикцию, которая бы отвечала всем критериям той или иной группы. Практически невозможно выделить чисто классическую оффшорную юрисдикцию также как и четко определить ЦМБ.
Диверсификация возможных опций, предлагаемых различными оффшорными юрисдикциями, настолько высока, что не позволяет их рассматривать в жестких рамках определений.
Например, чисто классическая оффшорная юрисдикция может иметь налоговые соглашения с другими государствами или может разрешать регистрацию офиса на территории страны. ЦМБ может иметь довольно льготные условия налогообложения, ставки налогов стремящиеся к нулю, либо разрешать регистрацию компаний каких-либо определенных видов деятельности.
1.3. Основные экономические показатели оффшорных юрисдикций Европы
К оффшорным юрисдикциям, имеющим европейскую территориальную принадлежность и функционирующим на территории Европы, можно отнести следующие государства:
Согласно оценкам английской финансовой группы оффшорные зоны привлекли от 6 до 7 млрд. долл. США в активах и еще в 3 или 4 млрд. долл.
США оценивается то богатство (имущества и денежные средства), которое размещено в оффшорных зонах на хранение.
О. Мэн о. Мэн площадью около 330 кв. км расположен в Ирландском море в треугольнике, образуемом Англией, Шотландией и Ирландией, на равном расстоянии от побережья каждой из этих стран. Его столица - Дуглас, является одновременно самым крупным городом острова с 23 000 жителями.
Согласно данным на 1996 г. население острова насчитывает около 71 000 жителей.
Таблица 2 Структура экономики о. Мэн | ||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Источник: Isle of Man Key Economic Data Reports The Isle of Man Treasury, February 2000. |
Регистрация компаний |
4 квартал 1999 г. |
Компаний зарегистрировано |
1046 |
Компаний удалено из реестра | 5444 |
Всего компаний в реестре |
39603 |
Источник: Isle of Man Key Economic Data Reports The Isle of Man Treasury, February 2000.
За последнее время банковская система на острове получила большое развитие: на 1998г. там насчитывался 61 банк, в том числе 46 полных банков и 15 чисто оффшорных банков, а также 21 трастовая компания. Кроме того, существует 99 взаимных фондов различной конфигурации и множество страховых компаний.
В финансовом секторе о. Мэн занято около 35% работоспособного населения.
Главой государства является английская королева, которая представлена на острове своим наместником. Все законодательные решения принимаются островами самостоятельно, за исключением решений, относящихся к сфере международных отношений.
Остров Мэн является членом Европейского Экономического Сообщества. Правда, на него не распространяются положения относительно свободы пребывания и проживания иностранных граждан, а также положения о гармонизации налогового режима.
Зато к островам вполне применимы положения о свободном передвижении товаров и услуг и сельскохозяйственных продуктов. Данные положения определены в статье 227 Соглашения о присоединении Великобритании к Римскому Договору.
Маастрихское соглашение 1991г. также неприменимо ни к Нормандским островам, ни к о. Мэн.
Данные территории предоставляют налоговые льготы физическим и юридическим лицам, не являющимися британскими резидентами. Великобритания заинтересована в сохранении островов под своей юрисдикцией, если только не будет сильного нажима со стороны Европейского Союза.
О. Джерси Джерси входит в состав Нормандских островов и расположен к северо-западу от побережья Франции. Его площадь составляет примерно 116 кв. км, а население 85 000 человек.
Таблица 4: Рост банковских депозитов на о. Джерси (в млрд. фт. ст.)
Дата | Кол-во банков |
Фунты стерлингов |
Другая валюта |
Всего |
30.09.1996 | 77 | 28,392 | 63,212 | 91,604 |
31.12.1996 | 77 | 28,908 | 60,711 | 89,619 |
31.03.1997 | 78 | 29,856 | 61,126 | 90,982 |
30.06.1997 | 78 | 29,954 | 59,276 | 89,230 |
30.09.1997 | 80 | 32,923 | 63,593 | 96,516 |
31.12.1997 | 82 | 36,254 | 61,061 | 97,315 |
31.03.1998 | 79 | 37,236 | 59,218 | 96,454 |
30.06.1998 | 79 | 37,848 | 61,937 | 99,785 |
30.09.1998 | 79 | 39,220 | 64,437 | 103,657 |
31.12.1998 | 79 | 36,491 | 66,785 | 103,276 |
31.03.1999 | 77 | 36,411 | 68,285 | 104,696 |
30.06.1999 | 77 | 38,245 | 70,774 | 109,019 |
30.09.1999 | 77 | 38,418 | 69,003 | 107,421 |
31.12.1999 | 77 | 37,883 | 70,522 | 108,405 |
31.03.2000 | 73 | 39,250 | 69,992 | 109,242 |
30.06.2000 | 73 | 40,862 | 74,217 | 115,079 |
30.09.2000 | 73 | 38,933 | 77,001 | 115,934 |
30.06.2001 | 70 | - | - | 125,666 |
Источник: Jersey Financial Services Commission Quarterly Report November 23, 2000
На Джерси есть сельское хозяйство и несколько предприятий легкой промышленности. Главным источником доходов является деятельность иностранных компаний.
В 1994 г. 52% ВНП образовывали финансовые услуги, при этом обеспечивая работой 20% трудоспособного населения.
А средний годовой доход на душу населения составлял - 15 955 долл. США.
Природных ресурсов на острове нет, деятельность оффшорного центра формирует 39% ВНП Джерси, туризм - 35%, налоги с состоятельных иностранцев, имеющих вид на жительство на острове - 20%, сельское хозяйство и незначительная легкая промышленность всего - 6%.
На острове существует положение, согласно которому только филиалы 500 самых крупных банков мира могут быть зарегистрированы на острове. На конец 1994 г. общая сумма вкладов банковской системы Джерси составляла 64 млрд. фт. ст..
К сентябрю 2000 г. эта сумма возросла до 115,9 млрд. фт. ст., что на 7,9% больше по отношению к 3 кварталу 1999г.
Количество банковских лицензий, выданных в 2000г., не изменилось и осталось на уровне прошлого года - 73 банка.
Таблица 5: Количество вновь регистрирующихся компаний поквартально. |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Jersey Financial Services Commission Quarterly Report November 23, 2000 |
Таблица 6: Количество лицензий на страховую деятельность (всего). | ||||||||||
|