Третья группа методов обучения включает:
-метод стандартного упражнения, который характеризуется самостоятельным выполнением движения в условиях тренировочного занятия с целью закрепления двигательного навыка;
-метод переменного упражнения, связанный с созданием затрудненных условий: сбивающие сигналы (шум, посторонние звуки и т.п.), изменение окружающей обстановки (непривычное расположение снарядов, освещение и др.), неожиданные установки на выполнение определенного задания, изменения места упражнения в комбинации, выполнение упражнения в состоянии утомления или повышенного эмоционального напряжения;
-игровой и соревновательный методы обучения, подразумевающие соперничество учеников между собой или ответственность за достижение определенного результата действий.
Четвертую группу методов обучения составляют методы программирования, которые позволяют выбрать правильную тактику обучения новому движению и эффективную форму организации учебного процесса. Одним из видов программирования является алгоритмизация процесса обучения упражнению.
Предписания алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (дозы, порции или учебные задания) и обучение занимающихся этим заданием частям в строго определенной последовательности.
Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям очень разнообразны и являются своеобразной модификацией методов обучения. К наиболее эффективным и часто используемым в практике обучения относятся следующие приемы:
Приемы создания и уточнения представления о технике движения:
а) рассказ, беседа, объяснение, обсуждение и другие формы речевого общения преподавателя и ученика довольно эффективны и действенны, но при условии, что каждое слово должно быть точным и образцовым, а выражение кратким и понятным в этом случае преподаватель успешно может провести подготовительную работу перед непосредственным разучиванием нового упражнения и управлять процессом обучения:
б) показ наглядных пособий (контурограмм, схем, кинокольцовок, моделей тела человека плоскостных, проволочных и др., мультипликационных рисунков и т.п.), выполнение упражнения демонстрантом, использование различных ориентиров;
-моделирование элементов техники упражнения в виде графического изображения, воспроизведения на моделях тела спортсменов последовательных действий, устного или письменного описания техники, воспроизведения отдельных параметров движения с помощью технических средств, что активизирует действия ученика и помогает решению основной задачи обучения формированию двигательного навыка.
Процесс обучения гимнастическому упражнению складывается из последовательных действий преподавателя и ученика, которые определяются характером задач и условием изучения движения на каждом этапе обучения.
1.В начале обучения преподаватель (тренер) должен определить готовность ученика к освоению нового упражнения. Для этого он:
-учитывает двигательный опыт и индивидуальные особенности, которые проявлял ученик в процессе изучения упражнений;
-наблюдает за поведением ученика, беседует с ним, оценивая его текущее состояние и настроение;
-изучает данные медицинских наблюдений для представления о возможностях функциональных систем ученика;
-подбирает контрольные задания для оценки одной из сторон подготовленности ученика (двигательной, физической или другой) или дает задание на повторение уже известных упражнений, сходных с новым.
2.На основании данных об ученике и знаний техники нового упражнения преподаватель составляет план, подбирает методы и приемы обучения.
3.Преподаватель знакомит ученика с новым движением. С этого начинается непосредственный контакт преподавателя и ученика в целях формирования двигательного навыка. Для этого преподаватель:
-формулирует общую задачу предстоящего обучения;
-определяет требования, которые предъявляются к ученику;
-отмечает из арсенала известных движений сходные с новыми;
-указывает слабые и сильные стороны ученика;
-намечает план освоения упражнения.
4.Следующие действия преподавателя и ученика направлены на создание представления об основах техники изучаемого упражнения с помощью соответствующих приемов обучения: показа, объяснения, конструирования движения на моделях и др.
Такая подготовительная работа преподавателя и ученика создает базу для дальнейшего практического выполнения двигательных заданий.
5.Затем преподаватель предлагает ученику выполнить упражнение. А именно:
-проимитировать движение или отдельное положение;
-выполнить его медленно с проводкой для выделения отдельных фаз движения;
-воспроизвести движение в максимально облегченных условиях, например, на тренажере.
Реальное обучение на всех его этапах не бывает безошибочным, ученик допускает погрешности в работе даже в том случае, если задание доступно и применяемая методика полноценна.
Это объясняется, вероятно, характером всего процесса обучения.
Процесс текущей коррекции осваиваемого навыка с его постепенными закреплениями и есть конструктивный процесс научения упражнениям. Овладение техникой гимнастических упражнений сложная задача и, если специалист не знает или нечетко представляет методы их исправления, то, естественно, не сможет решить поставленных задач.
На всем протяжении занятий гимнастикой в тренировочном процессе, как у начинающего, так и у высококвалифицированного спортсмена можно обнаружить большие или меньшие отклонения от идеальной техники. В теории и методике гимнастики встречаются в основном 2 направления в градации трудностей и ошибок.
Рассмотрим оба направления.
По А.В. Беликовичу и Возниченко существуют 2 характерные категории затруднений, связанных с профилактикой ошибок. Первая естественные затруднения, которые возникают даже при полном соответствии задания возможностям исполнителя. Они связаны с возникновением наиболее типичных ошибок, характерных для всего контингента занимающихся.
Эти ошибки не только закономерны, но и неизбежны, а значит и допустимы. Допуская ошибки данного порядка, гимнаст получает важную текущую информацию, приобретает оперативный двигательный опыт и представление о верном и не верном исполнении упражнения.
Вторая затруднения несоответствия, возникающее вследствие недостаточной подготовленности спортсмена. Ошибки, возникающие в данном случае, всегда более разнохарактерны: менее предсказуемы и носят выраженный индивидуальный характер.
Другое направление в градации ошибок предлагает А.А. Тер-Ованесян, который считает необходимым несколько расширить ее границы.
Ошибки, возникающие при обучении гимнастическим упражнениям, он делит на 4 группы (причины):
1.Биомеханические.
2.Физиологические.
3.Психолого-педагогические.
4.Условия внешней среды.
К группе причин ошибок в движениях, имеющих биомеханическое основание, он относит:
1.Реактивные (отраженные) силы, возникающие вследствие мобильности человеческого тела и на первых этапах обучения, сбивающее движения. В последствии, по мере освоения техники, возникающие реактивные силы, используются двигательным аппаратом спортсмена для более качественного решения поставленных задач.
2.Последствия неправильного выполнения предыдущих подсистем движений, то есть ранее допущенные незначительные неточности в предыдущих упражнениях могут привести к грубым ошибкам в последующих.
3.Недостаточное количество объективных показателей результатов движения.
4.Несоблюдение оптимального ритма движений.
К группе причин ошибок в движениях, имеющих физиологическое основание, Тер-Ованесян относит следующее:
1.Степень и мобильность иррадиации возбудительных и тормозных процессов, возникающих в центральной нервной систем, ведущая к напряжению и расслаблению работающих мышц.
2.Скудность, быстротечность возникающих кинестетических ощущений.
3.Возможное отрицательное влияние прежнего двигательного опыта на освоение нового движения, вследствие отрицательного переноса.
4.Утомление, плохое состояние, болезнь.
К группе причин ошибок, имеющих психолого-педагогическое основание:
1.Недостаточное развитие необходимых двигательных качеств.
2.Непонимание сущности изучаемых движений, ложное представление об их структуре.
3.Психические факторы: страх, неуверенность, стыд, нерешительность, отсутствие интереса и т.д.
К группе неблагоприятных условий среды, вызывающих ошибки в движениях, относятся все причины, касающиеся инвентаря, оборудования, вспомогательных приспособлений и т.д.
Как видно, ни первое, ни второе направление не дают в полной мере, возможности четко представить практическую значимость возникновения ошибки и желаемого момента ее устранения, т.е. теоретическое обобщение о причинах возникновения и происхождения ошибок еще, по видимому, недостаточно разработано и систематизировано. Наиболее удачную классификацию двигательных ошибок предлагает В.В.Коренберг.
Важно отметить, что понятие двигательная ошибка динамично: то, что для мастера грубая ошибка, для новичка подчас мелкая, и то, что для мастера мелкая ошибка, для новичка вообще не ошибка. Поэтому, избавившись как будто от ошибки спортсмен, по мере повышения мастерства, вновь встречается с необходимостью преодоления ее, но в менее выраженных проявлениях.
Отсюда можно сделать вывод, что в учебном процессе (тренировке) в гимнастике значительное место уделяется исправлению ошибок. В практику тренировок включается большое количество приборов, применяемых для регистрации движений. Их можно условно разделить на три группы:
1.приборы, регистрирующие положение тела в целом (киносъемка, фотографирование и др.)
2.приборы, регистрирующие отдельные параметры движения (спирография, динамография, вектородинамография и др.)
3.приборы оперативной информации (средства срочной информации).
Конечно, пока не все имеют возможность обеспечить тренировочный процесс подобными приборами, поэтому очень широкое распространение имеют контрольные упражнения для проверки степени овладения техникой.
Все это способствует определению допускаемых неточностей движений и дает возможность установить причины, которые вызывают их, а также найти главную из них.
Таким образом, путь исправления ошибок, при выполнении гимнастических упражнений состоит в том, чтобы сначала определить неточности движений, затем установить их причину и, наконец, найти средства и методы их устранения.
Каково происхождение ошибок и что важно знать тренеру?
Ю.К. Гавердовский и др. в статье целостно если возможно, с расчленением если необходимо, также и В.Б. Коренберг, утверждают, неточность неотъемлемый компонент двигательной деятельности гимнаста.
Весь вопрос в том, как велика и насколько значима в двигательном акте неточность. Порой она бывает существенной и легко различимой, так что можно относительно нежелательные отклонения от запрограммированных констатировать, Порой трудно различимой, незначительной, но нарушающей общую структуру движения в целом.
Таким образом, двигательными ошибками можно считать наличие двигательной неточности, которые влекут за собой ухудшение двигательной техники. Двигательной ошибке часто свойственно многоэтажность: она влечет за собой другую, создавая причинную связь, не редко разветвленную. Например, ошибка в динамике (т.е. в степени напряжения мышц и во взаимодействиях с другими телами, опоры, виса) может вызвать кинематическую (в скорости, ускорении), геометрическую (в позе, амплитуде движения), ритмическую или какую-либо другую.
Эти ошибки, в свою очередь, могут послужить причиной каких-либо других ошибок.
Все это создает известные трудности перед тренером (преподавателем), который обязан умело выявлять первопричину ошибки. Так, например, тренер может видеть, что при выполнении соскока вперед с перекладины гимнаст получает низко-далекую траекторию движения в полете. Анализируя причину ошибок, он должен представить себе взаимосвязь всех явлений, однако, даже верное выявление всей цепочки видимых ошибок, может не дать успеха в обучении. Т.к. истинной может оказаться скрытая причина.
Отсюда, тренер должен знать, отлично, не только механику и индивидуальные особенности ученика, но также и все предисловие освоения упражнения. Приемы исправления ошибок и профилактика их весьма разнообразны, и всегда стандарты.
Каждый тренер применяет зачастую свою методику, опробованную и преображенную с годами, в соответствии с уровнем профессиональных знаний и умений. На основании обобщения опыта ведущих тренеров предполагают, что предупреждение ошибок, в общих чертах, прежде всего, сводится к обеспечению полноценной подготовки гимнаста и руководствоваться для предупреждения ошибок рекомендуют следующими правилами:
1.Тщательно проверять наличную техническую базу гимнаста.
2.Знать всю предысторию освоенных гимнастом движений.
3.Добиваться возможно более полного понимания гимнастом поставленной перед ним задачи.
4.Выбрать метод обучения наиболее адекватный задачам обучения и предстоящей работе.
5.Вести обучение более индивидуализировано.
Конечно, эти рекомендации при принятии к руководству не создадут условий 100% ликвидации ошибок, да это и не является важнейшей необходимостью, важно, чтобы гимнаст через допущенные им ошибки, получил представление об идеале данного упражнения и возможно быстрее перешел к нему.
Приемы и правила исправления ошибок, как уже говорилось выше, очень разнообразны и зависят от характера затруднения и его первопричины.
Исправляя ошибки, специалист должен руководствоваться следующим:
1.Выявить истинную причину ошибки и цепочку нарушений в движении.
2.Избегать одновременного исправления нескольких разнохарактерных ошибок.
3.Всегда начинать с исправления главной ошибки.
4.Ошибки исправлять немедленно.
5.Работать над исправлением ошибок в условиях повышенного методического комфорта.
Исправление ошибок и освоение двигательного навыка могут быть эффективными только при методическом и осознанном управлении всем процессом обучения. Условием управляемости обучения является наличие обратной связи от ученика к учителю. Конкретно это сводится к следующему порядку действий при научении движению:
1.Тренер ставит задачу, разъясняет технику, вводит специальные требования к характеру исполнения.
2.Практическое исполнение задания.
3.По ходу исполнения и непосредственно после подхода упражнение анализируется и оценивается. Здесь и выявляются ошибки исполнения.
4.По результату контроля выносится решение о характере следующего задания, выбираются средства исправления ошибок.
В наибольшей степени современным требованиям к управлению процессом обучения отвечает программированное обучение, при котором предусматривается не только строгий контроль, но и заранее подготовленное научное обеспечение выбора каждого последующего метода обучения и попытки исправления ошибок.
В этой связи, определяя режим предстоящего обучения, необходимо иметь в виду следующие основные компоненты:
1.На одном занятии следует разучивать не более одного сложного (рискованного) упражнения.
2.Надо начинать обучение при благоприятном функциональном состоянии гимнаста.
3.Перерыв между подходами следует ограничивать 2-3 мин., если этого достаточно для полной отдачи.
4.Гимнаст должен получать постоянное подкрепление своим действиям в виде информации о результате подхода. В каждом подходе важно ставить не более 1-2 задач.
5.Достигнутые на одном занятии результаты нужно подкреплять на последующих занятиях повторением пройденного материала.
6.Возвращаться к разучиванию нового необходимо по возможности ежедневно. При вынужденных перерывах в занятиях следует возвращаться к материалу прошедших тренировок и к усложнению заданий проходить не раньше, чем освоенный навык будет полностью восстановлен.
7.Разучивание можно сочетать с переменной работой над двигательными и функциональными качествами.
8.При освоении особо сложных упражнений режим работы должен быть индивидуализированным.
В предыдущей главе дается характеристика и рекомендации к методике исправления двигательных ошибок. Необходимо помнить, что в основе происхождения двигательной неточности лежит несколько факторов. рассмотрим некоторых из них:
1.Колебание напряжения вокруг выбранного его знания (тремор мышц), которые можно уменьшить, но которое избежать нельзя, уже обеспечивает двигательную неточность .
2.Неточно выбранные средние значения напряжения, что может привести к неоправданному включению лишних мышечных групп.
3.Отрицательное влияние ранее сложившихся двигательных навыков, в результате чего движения совершаются в несколько иных, чем было запрограммировано, направлениях и с несколько иной амплитудой и ускорением.
4.Анализ оценки отклонений (двигательных неточностей) неизбежно функционирует с какими-то погрешностями.
5.Ошибки, свойственные данному спортсмену (личности). Спортсмен может просто недостаточно хорошо знать как строится то или иное двигательное действие, например, разведение ног при выполнении маха с поворотом обычно является следствием неправильного взаимодействия рук с грифом перекладины закручивание тела вокруг его продольной оси недостаточно или отсутствует.
Это основные факторы, но их весьма много, это и психологические причины, и не совершенность учебного процесса, и утомление, инвентарь и оборудование и др. Суть в том, что классификация двигательных ошибок дает возможность с большей эффективностью производить их анализ, а значит и устранять их.
В.Б. Коренберг предлагает классифицировать ошибки по следующим критериям и признакам:
1.Технические двигательные ошибки.
2.Тактические.
3.Фоновые.
Рассмотрим коротко каждую из них.
Техническими двигательными ошибками он предлагает называет такие, которые существенно и непосредственно связаны с техникой выполнения упражнения, то есть энергетически и координировано значимые ошибки. Эти 2 формы включают в себя:
1.Ошибки энергообеспечения такие, которые влекут за собой недостаточность силового, скоростного, собственно энергетического обеспечения нормального запроса упражнения.
2.Ошибки энерготрат такие, которые влекут за собой повышение или незаконные понижение силового, скоростного или энергетического запаса упражнения.
3.Ошибки локализации усилий в звеньях человеческого тела.
4.Ошибки в расслаблении и напряжении мышц.
5.Точностные ошибки - такие, которые определяют отклонения точностного характера в движениях, где точность важна (направления движения, размах, дозирование усилий, поза и т.д.).