Кабардино-Балкарский Государственный университет
Проблема улучшения преподавания физической культуры в учебных заведениях обусловлена объективными причинами, связанными с необходимостью реформы всей системы физического воспитания. Решать эту проблему необходимо в первую очередь с переосмысления основополагающих целей школьного физического воспитания. Решая вопрос, чему учить, всегда приходилось решать вопрос о том, какие компоненты необходимо включать в содержание образования по предмету физическая культура? В настоящее время объявлено много авторских программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.
Традиционные педагогические технологии, предполагая единство умственного и физического развития занимающихся декларируют безусловное достижение целей обучения, воспитания и развития гармоничной личности практически не акцентируя внимание на формирование у учащихся сознательного отношения к средствам и формам физического воспитания. Практика действующей системы физического воспитания, а также содержание государственных программ требуют некоторого переосмысления.
Необходимость критического анализа реально действующих на практике принципов и технологий физического воспитания продиктована и НОВОЙ концепцией физкультурного образования.
Воспитание физически культурной личности предполагает поиск НОВЫХ моделей организации учебно-воспитательного процесса и реализацию их на уроках физической культуры. Ориентируя образовательную школу на потребности XXI века, необходимо отметить, что формирование знаний, умений и навыков в процессе физического воспитания учащихся, должно происходить в пространстве культуры. С точки зрения многих авторов (В.К. Бальсевич, М.Я.
Виленский, Н.А. Карпушко, Л.И.
Лубышева и др.), дидактическая парадигма образования школьников в области физической культуры также нуждается в коренном реформировании. Организация учебного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает необходимость преобразований в содержании работы, подчинения их достижению основной цели - сформировать физическую культуру личности школьника, основополагающим компонентом которой является образование.
Не исключая использование традиционных форм физического воспитания, необходим поиск и внедрение в практику физического воспитания инновационных обучающих технологий, обеспечивающих телесное, интеллектуальное и духовное развитие личности, повышение активности учащихся в самосовершенствовании и саморазвитии.
Недостаток приобретаемых на уроках физической культуры знаний приводит к тому, что за пределами учебных занятий школьники не могут правильно организовать свою двигательную деятельность.
В предлагаемом учебно-методическом пособии Методика преподавания физической культуры предпринята попытка систематизировать технологический подход к реализации учебно-воспитательного процесса по предмету физическая культура.
Курс Методика преподавания физической культуры предполагает взаимосвязь с учебными дисциплинами (теория физической культуры и спорта; технология обучения; педагогические основы воспитания в области физической культуры, спортивные игры с методикой преподавания, гимнастика, психология и педагогика физической культуры и спорта).
Пришло время серьезного пересмотра традиционно используемых форм проведения занятий, когда учитель дает задание, а школьники выполняют его. Постепенно следует переходить к диалогу с занимающимися: Придумайте упражнение для данной группы мышц, Каким соскоком целесообразно закончить упражнение?, Какой вариант защиты будет использоваться в игре с этой командой?.
Сегодня урок физической культуры должен формировать не только исполнителя, а полноправного участника творческого процесса обучения физическим упражнениям.
По завершении курса студент должен отвечать по объему приобретенных знаний следующим требованиям:
- иметь научное представление о здоровом образе жизни; владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеть культурой методического мышления, знать общие принципы и закономерности организации различных типов уроков;
- уметь ставить цель, формулировать задачи и способы реализации их на основе системного подхода, уметь прогнозировать и осуществлять качественный анализ, используя методологию изученных наук;
- анализировать отношение занимающихся к физической культуре как части культуры общества и здорового образа жизни;
-владеть методами и методическими приемами воздействия на организм занимающихся с учетом функциональных, возрастных и других различий.
Обобщающий и конструктивный характер содержания учебного пособия, ввиду отсутствия учебников нового поколения, будет полезен студентам факультетов физической культуры специальности 032101 и направления 032100 нового поколения ГОС ВПО.
п/п |
Наименование тем и типов занятий | Факультет ФК и С / к-во часов | ||
Лекции | Семинарские занятия | Всего | ||
1. | Сущность обучения. Цели и задачи обучения в НОВОЙ концепции физкультурного образования | 4 | 2 | 6 |
2. | Урок ФК в дидактических основах предмета Физическая культура | 4 | 4 | 8 |
3. | Возрастные основы содержания школьного физкультурного образования и формирования двигательных качеств, умений и навыков | 2 | 2 | 4 |
4. | Техника физических упражнений как объект изучения и предмет обучения | 4 | 2 | 6 |
5. | Анализ процесса обучения на уроках физической культуры, его предпосылки и структура | 2 | 4 | 6 |
6. | Инновационные технологии обучения двигательным действиям с акцентом на формирование знаний и поисковый характер | 4 | 4 | 8 |
7. | Цель, задачи, определяющие черты этапной структуры обучения двигательным действия | 4 | 4 | 8 |
8. | Реализация принципов обучения и воспитания на уроках физической культуры | 2 | 4 | 6 |
9. | Технология формирования личности школьника на занятиях физической культуры | 4 | 4 | 8 |
Итого: | 30 | 30 | 60 |
Цель: Сформировать твердые знания о роли преподавателя в процессе обучения как системе взаимодействия преподавания и учения
План:
1.Состояние научно-теоретической разработанности проблемы.
2.Процесс обучения двигательным действиям как главное звено в методике преподавания физической культуры.
Познание сущности обучения, определение его структуры и движущих сил составляет одну из главных задач дидактики. Необходимо представлять, что предметом обучения в физической культуре и спорте являются произвольные движения, во многом существенно отличающиеся от врожденных. Каждое произвольное движение (физическое упражнение) характеризуется ТРЕМЯ признаками:
1.Оно всегда является функцией сознания.
2.Оно приобретается человеком в результате жизнедеятельности, включая процесс обучения.
3.Обучение движениям повышает степень подчиненности их воле ученика.
Следовательно, в силу того, что произвольное движение всегда является сознательным, оно воздействует на человека в целом и как на личность. Произвольное двигательное действие - это волевой акт, реализуемый посредством сознания и через сознание, даже в том случае, когда двигательное действие сформировано в навык.
Абсолютное большинство дидактиков определяют процесс преподавания как двусторонний - процесс преподавания и учения.
Однако процесс преподавания и учения по предмету физическая культура, должен рассматриваться не как механическая сумма процессов обучения, воспитания, развития, а как качественно новое явление, отражающее в себе единство их в одном или нескольких макропроцессах.
Обучение движениям имеет своим основным критерием физкультурное образование - системное освоение человеком рациональных способов управления движениями и связанных с ними знаниями.
Сегодня наметились только пути научных подходов к разработке теоретико-методических основ предметности физкультурного образования. Отсюда следует: разрешение проблем физкультурного образования предполагает в первую очередь не разработку самой сферы физической культуры, а сферы педагогики физической культуры.
Образование как процесс и результат активного усвоения общественного опыта и творческого развития личности, характеризуется в первую очередь деятельным отношением человека к предмету усвоения, именно эта деятельность делает человека образователем (условием и результатом) развития его личности.
Отсюда становится очевидным, что для физкультурного образования, в отличие от обучения и воспитания (физического воспитания), особое значение приобретает существо того учебного предмета, который подлежит усвоению. Чтобы было более понятно, можно отметить, что в отличие от физкультурного образования для физического воспитания нужны только средства, позволяющие реализовать цель педагога - воспитателя, но не цель самого воспитанника.
Исходя из этих представлений и основываясь на общепедагогическом определении учебного предмета, можно считать, что учебным предметом физкультурного образования школьников, будет являться не опыт, накопленный в педагогической деятельности, ибо его усвоение будет отражать формирование педагогической культуры личности, а опыт физкультурной деятельности, т.к. именно его усвоение должно характеризовать процесс формирования физической культуры личности.
Таким образом, включение человека в сферу культуры, как человека, преобразованного самим собой, расширило понятие культуры образования, смыслом активного творения природы человека.
Образовательная суть в области физической культуры подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности. Как результат развития предметной области педагогической деятельности в современной теории и методике физической культуры и спорта сформулированы основные ее понятия:
-обучение;
-воспитание;
-образование.
Определены их специфические функции. Принятие новой концепции образования, обусловило объективную необходимость переосмысления прежде существовавших представлений в такой дисциплине как физическое воспитание.
Структура целостного педагогического процесса.
1.Обучение - это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений и навыков.
2.Воспитание - это планомерный и целенаправленный процесс воздействия на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций.
3.Образование - это процесс активного овладения систематизированными знаниями, способами познавательной и предметной деятельности с целью творческого развития личности.
Отсюда следует, что традиционная система физического воспитания, направленная на развитие физических качеств + формирование двигательных умений и навыков + формирование знаний, которая используется и в настоящее время, не способствует осознанию существа физкультурной деятельности. Вместе с тем необходимость реализации концепции целостности развития личности предполагает не столько физическое воспитание, сколько физкультурное образование школьника и должно выглядеть следующим образом.
Физически культурное образование направлено на формирование знаний об основах физкультурной деятельности + знаний и умений использовать средства, методы и формы физической деятельности + установки на самоценность физической деятельности, формирование двигательных умений и навыков + воспитание физических качеств.
Если учесть, что под образованием (по Гегелю) понимается процесс и результат творческого развития ребенка, активное освоение им культурных ценностей, то современная педагогика подчеркивает необходимость создания условий, обеспечивающих непосредственное участие ученика в познавательном творческом процессе. Именно это положение может служить основой процесса школьной методики преподавания физической культуры
Литература:
1.Ашмарин Б.А. Теория и методика ФВ, учебник - М., 1979; 1991.
2.Белинович В.В. Обучение в ФВ. - М.: Ф и С, 1958.
3.Бохн М.М. Задачи обучения двигательным действиям. / Теория и практика ФК, - 1981. 3.
4.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, - М. ФиС 1981 г.
5.Портных Ю.И., Фетисова С.Л. Дидактика игр в школе, С/Петербург, РГПУ, 2003 г.
Цель: Ознакомить студентов с методологической основой теории и методики ФК и С, философскими и общенаучными концепциями обучения и воспитания, местом урока ФК в системе общего образования.
План:
1.Идеи Сеченова И.М. о механизмах научения.
2.Определение понятия урок, место урока физической культуры в структуре процесса обучения.
3.Организация деятельности учителя и учащихся на уроках физической культуры.
4.Условия, повышающие интерес учащихся к уроку физической культуры.
На протяжении многих десятилетий понятие урок специалистами определялось как основная форма организации учебно-воспитательного процесса, указывались признаки урока физической культуры, которые отличали его от других форм организации учебной и воспитательной работы (постоянство состава учащихся, регламентированность содержания, продолжительность, место и время проведения, обязательность посещения, ведущая роль учителя и др.)
Однако утверждение, что урок физической культуры - основная форма организации учебного процесса, лишь частично раскрывает его смысл, потому что функция урока в структуре обучения как бы остается вне определяемого понятия.
Учитывая, что урок физической культуры - это часть целостного комплекса в системе физического воспитания, в каждом из которых, учитель, после определения цели и задач, вступает в непосредственное дидактическое взаимодействие с коллективом класса, в ходе которого он стимулирует учебную деятельность, организует ее, осуществляет контроль, вносит необходимую коррекцию и т.д., урок должен представлять собой более глубокое и широкое понимание.
Урок физической культуры определяется как ограниченная во времени единица учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение завершенной, но частичной цели предмета физической культуры.
Такое определение согласуется с тенденцией общей дидактики, которая определяет урок как элемент процесса обучения, отличающийся от других не только специфичностью функций, но и целями, задачами предмета, его содержанием, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, воспитания и развития, а также комплексным характером их применения.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется с учетом особенностей возраста, пола, физического развития, состояния здоровья, двигательной подготовленности. Уроки организуются на площадках, в спортивных залах, на местности при различных температурах, с использованием инвентаря и оборудования.
В процессе обучения взаимодействуют учитель и ученик, т.е. происходит коммуникативная деятельность, которая выражается в дидактических отношениях между педагогом как субъектом преподавания и учащимися как коллективным субъектом учения.
Другими словами результат обучения формируется в результате учебно-познавательного общения.
Общение субъектов обучения выражается в таких способах организации занятий, как фронтальный, индивидуальный, групповой, игровой, соревновательный и др.
Фронтальный способ организации занимающихся предусматривает выполнение учащимися всего класса одинакового задания под общим руководством учителя.
Разновидностью фронтального способа является поточный. Потоком можно выполнять только хорошо усвоенные учениками упражнения, он требует от учеников наличия хорошей дисциплины и относительную простоту выполняемых упражнений.
При использовании этих способов организации учащихся педагог должен осуществлять прямое, непосредственное воздействие на коллектив класса, побуждать у него положительную, ответственную реакцию. Эффективность реализации данного способа может быть достигнута только в том случае, когда педагог проявляет умение держать в поле своего внимания всех учащихся класса, обеспечивать одновременную, активную работу всего класса, способствует повышению моторной плотности урока.
Отрицательной стороной следует считать то, что здесь ограничены возможности учителя, чтобы индивидуализировать учебный процесс, внимательно наблюдать за каждым учеником.
Фронтальный способ организации занимающихся рационально применять на уроках в 1-4 классах.
Групповой способ организации занимающихся представляет собой деление класса на группы (команды, звенья, отделения) и выполнение каждой группой своих заданий. Группы не должны быть постоянными.
Данный способ применяется преимущественно в основной части урока, когда содержание урока представляет две и более разновидных и сложных физических упражнений.
Положительным моментом данного способа организации занимающихся является возможность стимулировать самостоятельную работу школьников, содействует формированию потребности в самообразовании. Используя данный способ организации занимающихся учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения.
Групповой способ организации занимающихся активизирует учащихся, повышает их интерес к содержанию урока, позволяет выполнять упражнения в индивидуальном темпе и ритме.
Индивидуальный способ предусматривает получение каждым учащимся индивидуального задания, которое он должен выполнять независимо от других. Педагогическая ценность его в том, что он содействует активизации деятельности учащихся.
Обычно используются учебные карточки - задания частично поискового, исследовательского характера. Может использоваться на всех типах уроков физической культуры.
Урок физической культуры, являясь формой организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, предъявляет к учителю ряд существенных требований, качество и результативность которых во многом зависят от того, насколько эффективно использует учитель частно - дидактические закономерности.
Наиболее общие требования , которые остаются неизменными на протяжении всего периода существования школьного звена системы физического воспитания - это соответствие содержания урока принципам дидактики. Как известно, дидактические принципы предполагают, что содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой общества, систематичным и последовательным.
На уроках должна быть обеспечена активность и сознательность усвоения школьниками учебного материала, в процессе уроков следует оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые методы. Обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого.
Для современного урока физической культуры, прежде всего, характерно комплексное планирование задач по формированию знаний, практических умений, воспитанию нравственных качеств, интеллекта, воли и т.д.
Требования частнодидактического аспекта, которые характерны для современного урока физической культуры, выражаются в следующем (урок должен гарантировать):
1.Направленность на обеспечение физкультурной образованности учащихся.
2.Планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач; они должны быть логически взаимосвязаны с предыдущими и последующими уроками.
3.Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен общим целям нравственного воспитания, аналогично решать и задачи эстетического воспитания.
4.Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной и по содержанию и по форме проявления: физические и интеллектуальные усилия варьироваться так, чтобы обеспечить оптимальный уровень работоспособности. На уроках должна быть обеспечена непрерывная деятельность учеников
5.Содержание урока должно соответствовать конкретным особенностям классного коллектива: уровню физического развития, состоянию здоровья, физической подготовленности, отношению учеников к физической культуре вообще, ведущим интересам, склонностям.
Качество урока физической культуры зависит не только от правильного построения его с точки зрения частно - дидактических методик и требований к современному уроку физической культуры.
Оно во многом зависит от того, насколько его содержание интересно для учащихся. Одним из важных условий, повышающих интерес к школьному уроку, является сочетание воли педагога со стремлением учеников к достижению желаемого. Факторы, повышающие интерес занимающихся к уроку могут быть различными:
1.Наличие в уроке элементов новизны, наличие в уроке максимальной, но выполнимой трудности физических упражнений.
2.Варьирование физических упражнений, включение в урок элементов состязательности.
3.Использование подвижных игр до 9 класса включительно.
4.Использование музыкального сопровождения.
5.Последовательное усложнение правил подвижных игр.
6.Качество показа упражнения, его объяснение.
7. Манера поведения и внешний вид учителя.
8.Разнообразие форм организации занятий, создание проблемно-поисковых ситуаций.
9.С 5-11 класс максимально использовать стремление учащихся к самостоятельности.
Литература:
1.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.
Личность. - М., 1977.
2.Никифоров В. Технология обучения. Ж. - Наука и техника. - 1981, 11.
3.Пуни А.У. Об активной роли представлений в процессе овладения двигательным навыком. - Теория и практика ФК.- 1947, 9.
4.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, учебник, М. Академия,2001 г.
Цель: сформировать знания о гетерохронности и сенсетивности развития физических качеств
План:
1. Биологические аспекты возрастной адекватности формирования двигательных качеств.
2. Возрастная адекватность школьников как фактор, обуславливающий их двигательную активность на уроках физической культуры.
6.Процесс физического развития человека и ориентация средств физического воспитания.
Для характеристики моментов последовательности развития двигательных качеств необходимо четко и правильно представлять механизм гетерохронности.