В случае, если растворитель и вакцина расфасованы в ампуле, горлышки ампул обтирают стерильной ватой, смоченной спиртом, надрезают специальным инструментом, приложенным к препарату, вторично протирают спиртом и обламывают, не допуская при этом попадания спирта в ампулу. Если растворитель и вакцина расфасованы во флаконы, удаляют центральную часть металлического колпачка, а открытую поверхность резиновой пробки протирают 70 % спиртом. Из флакона, проколов резиновую пробку, или из открытой ампулы отсасывают часть растворителя стерильным холодным шприцем с длинной иглой, имеющей широкий просвет, и переносят в ампулу или флаконное спокойное состояние, формируют умение прислушиваться к звукам, вызывают слежение за движением предмета в течение 25 секунд; У ребенка появляется первая улыбка на разговор взрослого.
Как можно оценить развитие ребенка на втором месяце жизни? На 2-м месяце у ребенка уже сформированы устойчивые зрительные и слуховые ориентировочные реакции. Доказательством тому являются ищущие повороты головки в сторону звука.
Он прислушивается к звукам речи и пению взрослого. Здоровый малыш проявляет радость при общении со взрослым. Лежа на животе, поднимает головку, непродолжительно удерживает ее. Как можно оценить развитие ребенка на третьем месяце жизни?
В 3 месяца у малыша отмечается устойчивый зрительный рефлекс на кормление грудью. Ребенок узнает мать.
Появляются первые голосовые реакции гуканье, гуление. В это время формируется комплекс оживления, при котором бурная радость сопровождается общими движениями у ребенка выпрямляются ручки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, он хватает игрушки, к которым прикасается. Хорошо упирается на ножки.
Лежа на животе, прогнувшись, упирается на предплечья, подолгу удерживает головку, следит за предметами. В это время непрерывное бодрствование может длиться до 11,5 часа. Каковы особенности нервно-психического развития ребенка на четвертом месяце жизни? На 4-м месяце жизни у ребенка должно быть сформировано положительное отношение ко всем режимным процессам.
Он активен при кормлении, поддерживает руками грудь матери или бутылочку. Способен находить взглядом источник звука, может длительное время (до 1 часа) рассматривать яркий предмет, лицо другого ребенка.
Малыш подолгу гулит, появляются элементы эмоциональной интонации. Громко смеется, поворачивается со спины на живот. Важным достижением в жизни малыша является развитие движений рук.
Как происходит развитие речи и двигательной активности ребенка в 56-месячном возрасте? К 5-му месяцу у ребенка отмечаются целенаправленные движения рук четко берет игрушку от взрослого, рассматривает, перекладывает из одной руки в другую, бросает ее. Этот возрастной период характеризуется еще одним важным показателем развитием подготовительных этапов активной речи.
К 56 месяцам в гудений ребенка можно услышать согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Произносит первые слоги ба, ма, та и др., то есть появляется лепет. Длительность бодрствования составляет около 1,52 часов. К этому возрасту ребенок совершает первые самостоятельные движения в положении лежа на животе.
В 5 месяцев сидит неустойчиво, в 6 сидит уверенно, совершает переворот со спины на живот, немного подползает вперед. В возрасте 67 месяцев начинает манипулировать предметами, оказавшимися у него в руках: рассматривает, постукивает, нажимает, бросает и др.
Далее, подражая взрослому, ребенок выполняет целенаправленные действия: вкладывает в коробку игрушку, закрывает крышку, катит мяч и др. Какие речевые и двигательные навыки приобретает ребенок к 7 месяцам жизни?
К 7 месяцам комплекс оживления сменяется длительным эмоциональным лепетом: ребенок смеется, выражает свое состояние радостными возгласами. В лепете и в действиях с предметами подражает взрослому.
Радуется ярким игрушкам. Игрушки не рекомендуется подолгу оставлять в кроватке, так как малыш сам еще не умеет играть с ними, а постоянно глядя на них, он перестает им радоваться.
К 7 месяцам ребенок уже может ползать, а в 8 ползает много, быстро и в разных направлениях. К этому возрасту ребенок уже овладевает вертикальным положением, умением садиться, стоять, опускаться. К 9 месяцам он умеет переходить от опоры к опоре. Как происходит развитие речи 910-месячного ребенка?
Между 6 и 10 месяцами ребенок начинает понимать речь взрослого, что влияет на формирование его действий, движений, стимулирует развитие активной речи. По просьбе взрослого находит глазами названный предмет, выполняет простые действия: хлопает в ладошки (ладушки), машет ручкой на слово до свидания. К 9 месяцам ребенок знает свое имя, понимает слова садись, пей, дай ручку и др.
Активная речь ребенка характеризуется умением повторять за взрослым слоги и звукосочетания, число, которых увеличивается к 910 месяцам. Однако в этой возрасте ребенок, овладевая новыми движениями, может в некоторой степени задержать развитие активной речи, то есть не развивается лепет, особенно в тех случаях, когда взрослые мало общаются с малышом. Лепет может не развиваться при пониженном слухе, наличии нераспознанных дефектов речевого аппарата, поражении нервной системы.
Каковы основные характеристики, нервно-психического развития ребенка 912 месяцев? В 910 месяцев ребенок самостоятельно пьет из чашки, снимает пищу с ложки губами, появляются элементы прожевывания пищи. Засыпает спокойно в кроватке, если не приучен к укачиванию, к соске. Днем спит 2 раза по 2,52 часа.
В возрасте от 910 месяцев до 1 года ребенок может бодрствовать до 2,53,5 часа. Активность его во многом зависит от воспитания и тренировки. В последние 3 месяца первого года жизни у ребенка появляются сложные эмоциональные реакции: радость при достижении желаемого, жалость, ревность, окрашенное эмоциональное отношение к взрослым и другим детям, пробуждается интерес и доброжелательность к животным. Малыш активно двигается.
Он все еще много ползает и ходит, держась за опору. Многие дети к 1011-му месяцу начинают ходить самостоятельно, без поддержки. Ребенок может вставать, переступать через крупные предметы. Движения ручками более уверенны.
Много нового появляется и в понимании речи. Ребенок находит названную игрушку среди многих других, показывает однородные предметы, которые чем-то отличаются (разные по величине и цвету мячи, пуговицы, часы и др.), начинает осваивать смысл слов нельзя, можно, хорошо, плохо, знает имена близких людей. Между 9-м и 12-м месяцами ребенок овладевает первыми словами, слоги становятся составными частями произносимых слов (баба, мама, папа, дай, на, бах, ав и др.).
К концу года он произносит около 10 облегченных тенетных слов. К году ребенок умеет сам пить из чашки, берет ее двумя руками, ставит на стол и т. д. При одевании, умывании, раздевании малыш с готовностью протягивает руки, подставляет лицо. Спокойно сидит на горшке. Как происходит развитие ребенка на втором году жизни?
Большинство детей на 23-м году жизни воспитывается в детских дошкольных учреждениях. В детском дошкольном учреждении с детьми 2-го года жизни уже проводятся различные тематические занятия, которые преследуют цель развивать у детей активную речь, познавать свойства предметов, различать цвет, величину и др. Для этого воспитатели используют цветные картинки, кубики, шары разной величины, создают дидактические уголки кухню, столовую, ванную и др. В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, со%в-ствие к сверстникам, адекватная реакция на оценку фо-их действий со стороны взрослых.
Ярко проявлякШя познавательные импульсы, первые волевые качества (стремление получить результат действия), наиболее интенсивно формируется понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; происходит сенсорное развитие игровой деятельности, складываются навыки самостоятельности. К концу 2-го года жизни ребенок может заниматься одним и тем же делом до 710 минут. Понимает свойства предметов и явления: песок сыплется, сухие листья шуршат, сне! скрипит.
Подбирает по цвету одинаковые предметы (варежки, ботинки, носки). Охотно выполняет поручения взрослых. К 2 годам запас слов составляет около 300.
Произносит короткие фразы из 34 слов.- С какой целью и как проводится патронаж ребенка трех лет? На 3-м году жизни участковая медицинская сестра посещает ребенка дважды: в 2 года 6 месяцев и в 3 года.
Она должна выяснить, какой у ребенка режим (дневной сон 1 раз, ночной сон не менее 11 часов, длительность активного бодрствования 66,5 часа), сколько слов насчитывает его словарь, употребляет ли он в разговоре распространенные и сложные предложения, ясен ли ребенку смысл слов, произносимых взрослыми, правильно ли он произносит звуки. Деятельность ребенка на 3-м году жизни сложна и разнообразна: занятия с пирамидами, матрешками, мозаикой, другими предметами; сюжетная игра с куклами, с книгами; элементы трудовой деятельности самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, пользование салфеткой, уборка игрушек и др. Появляются первые признаки ролевой игры.
К концу 3-го года словарь содержит около 1000 слов. Ребенок пользуется многосложными фразами.
Запоминает стишки. Развивается воображение. Каковы основные характеристики нервно-психического развития ребенка в дошкольный период? Дошкольный период от 3 до 7 лет.
Он характеризуется замедлением темпа роста. Крепнет мускулатура, развивается скелет. Происходит смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых.
Заметно реже встречаются острые и хронические расстройства питания. К 57 годам кора головного мозга заканчивает свое развитие.
Речь ребенка становится более сложной, он уже может передать свои мысли и впечатления, начинает читать и писать. Всем интересуется, задает много вопросов. Любит играть с другими детьми. Каковы основные характеристики развития ребенка младшего школьного возраста?
Младший школьный период от 7 до 10 лет. Этот период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, но рост происходит уже не так быстро, как в предыдущий период. Заканчивается смена молочных зубов постоянными.
Каковы основные характеристики развития ребенка старшего школьного возраста? - Старший школьный период от 10 до 15 лет. Это период полового созревания.
Рост снова ускоряется. Происходит сложная вегетативно-эндокринная перестройка организма.
Усиливается функция желез внутренней секреции и, прежде всего, половых желез. Появляются вторичные половые признаки волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы и появляются менструации, у мальчиков грубеет голос.
В этот период заметно сглаживаются те анатомо-физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Переходный возраст отличается обостренной реакцией личности на окружающее, а потому требуется особый, индивидуальный подход к подростку.
По каким основным, признакам проводится оценка физического развития ребенка Основными признаками физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. В последние десятилетия происходит значительное, ускорение физического развития детей по сравнению с их сверстниками, жившими 3040 лет назад. Как проводится измерение роста детей разного возраста? Измерения роста грудных детей проводят с помощью горизонтального ростомера: теменная часть головы уложенного ребенка плотно соприкасается с неподвижной планкой ростомера, а подошвы выпрямленных ног (надавить рукой на колени) с подвижной планкой.
Измерение роста детей старше года проводится с помощью вертикального ростомера. Ребенок ставится на площадку так, чтобы пятки его касались вертикальной стойки ростомера, а голова находилась в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха располагались бы на горизонтальной одной линии.
Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания. Антропометрия проводится утром. Как осуществляется контроль за увеличением роста детей на разных этапах развития?
Рост новорожденного в среднем равен 50,5 см, в первые 3 месяца жизни ежемесячное увеличение роста составляет 3 см, во второй четверти года 2,5 см, в третьей 1,5 см, в четвертой по 1 см в месяц. Рост в годовалом возрасте должен составить в среднем 75 см.
Нормальный рост ребенка до 4 лет можно рассчитать по формуле: 100 - 8 х (4 - п), а старше 4 лет: 100 + 6 х (П - 4), где п возраст ребенка в годах. Как осуществляется контроль за приростом массы тела ребенка? ... . Ребенок рождается с массой 28004000 г. Массу тела ребенка до 6 месяцев можно определить по формуле: Мр+ 800 х п, где Мр масса при рождении, 800 средняя месячная прибавка, п число месяцев жизни. Для детей второго полугодия: Мр+(800х 6) + 400(п-6).
Масса ребенка в 6 месяцев составляет 8200 г; на каждый недостающий месяц вычитается по 800, на каждый последующий прибавляется 600 г. У детей старше года ориентировочную массу тела можно определить так: 10,5 + 2п, где 10,5 кг масса тела годовалого ребенка, п возраст от 2 до 11 лет. Более точную оценку нарастания массы тела и ее соответствия росту можно составить по специальным цен-тильным таблицам.
Взвешивание детей до 2-х лет проводят в утренние часы на весах с лотком, более старших на рычажных медицинских весах. Дети должны быть раздеты.
Как правильно провести измерение окружности грудной клетки у ребенка? Окружность грудной клетки у детей раннего возраста измеряется в положении лежа, у детей старше года в вертикальном положении. Сантиметровую ленту накладывают сзади под углами лопаток, спереди на околососковые кружочки. У девочек-подростков лента проходит под нижними углами лопаток и под грудными железами.
Измерение окружности грудной клетки проводят на высоте вдоха, выдоха и во время дыхательной паузы у детей старшего возраста, которые могут задержать дыхание. По разности окружности грудной клетки во время максимального вдоха и выдоха определяют амплитуду экскурсий грудной клетки. Как происходит прирост окружности грудной клетки у здорового ребенка?
Окружность грудной клетки при рождении в норме 3234 см, в 6 месяцев 45 см. Для ориентировочного определения окружности грудной клетки у детей до 1 года используется следующий расчет: на каждый недостающий месяц, до 6 месяцев надо из 45 вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 месяцев прибавить 0,5 см.
Например, для определения окружности груди 4-месячного ребенка из 45 см вычитаем 2 х 2 см и получаем 41 см. Окружность груди 8-месячного ребенка равна 45 + (2 х 0,5 см) = 46 см. Окружность груди для детей до 10 лет определяется по формуле: 63 см 1,5 см (10 - п), где 63 см средняя окружность груди ребенка 10 лет, п число лет.
Окружность груди в сантиметрах детей старше 10 лет: 63 + 3 (п - 10). Пример: окружность груди ребенка 13 лет равна: 63 + 3 (13 - 10) = 72 см. Как правильно провести измерение окружности головы у ребенка? Измерение окружности головы проводится с помощью сантиметровой ленты по максимальному периметру головы.
Ленту сзади накладывают на наиболее выдающуюся часть затылка, а спереди на надбровные дуги. В целях соблюдения асептики у новорожденных ленту перед употреблением обрабатывают дезинфицирующим раствором, через месяц постоянного употребления ее заменяют новой. Как происходит прирост окружности головы у здорового ребенка? Окружность головы при рождении составляет 34 36 см; окружность головы ребенка 6 месяцев равна 43 см.
Для детей до 1 года окружность головы определяется так: на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий прибавить 0,5 см. Так окружность головы ребенка в 4 месяца равна: 43 см (1,5 см х 2) = 40см; в 8 месяцев 43 + (0,5 х 2) = 44 см. Для определения окружности головы у детей старше года за основу берется окружность головы ребенка 5 лет 50 см; на каждый недостающий год из 50 вычитают по 1 см, на каждый последующий прибавляют 0,6 см.
Так окружность головы ребенка в 3 года составляет 50 - (1 х 2) = 48 ем, а в 7 лет 50 + (2 х 0,6) = 51,2 см.
Как проводится закаливание детей первого года жизни? Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции.
В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, должна быть +22 С. Обязательный сон на воздухе может проходить при температуре от 15 С до +30 С. Во время пеленания и массажа воздушная ванна продолжается 56 минут в первом полугодии жизни и до 12 минут во втором. Умывают ребенка водой температуры 2024 С, температура общей ванны равна 3637 С с последующим обливанием водой температуры 3435 С. К закаливающим процедурам относятся и обтирания: в течение 710 дней сухие (фланелевой рукавичкой до слабого покраснения), а затем влажные с температурой воды 3435 С, постепенно снижая ее до 30 С. Как правильно обучить детей плаванию? Грудных детей целесообразно учить плавать в домашней ванне, начиная с 1415 дней.
Дети рождаются с плавательными рефлексами, которые исчезают после 34 месяцев, если их не закрепить. Первые уроки плавания начинаются в положении ребенка на спине.
Двумя руками поддерживают ему голову, шею и верхнюю часть спинки. Прежде чем проводить с ребенком плавательные упражнения (покачивание, проводка вдоль ванны и погружение) родители обучаются сначала на кукле. Через несколько дней ребенка учат плаванию на груди и спине, поддерживая голову уже отдельными пальцами, отнимая их на мгновенье от затылка. В возрасте 34 месяцев подкладывают под голову надувную подушку, что способствует выработке навыков самостоятельного плавания.
В возрасте 6 месяцев ребенок уже погружается в воду за игрушками, плавает вдоль ванны. Как проводится закаливание детей старше года с помощью воздушных ванн?
Закаливание детей старше года следует начинать со щадящих воздушных ванн, Сначала в комнате, а затем и на открытом воздухе при температуре 2223 С в безветренную погоду. Ребенка раздевают до пояса или оставляют совсем голенького на несколько минут, увеличивая каждые 3 дня продолжительность процедуры на 2 минуты, доводя в итоге время до 30 минут. В целях усиления закаливающего действия постепенно облегчают повседневную одежду детей: сначала рубашку заменяют майкой, чтобы обнажить руки и шею, затем чулки заменяют носками и обнажают ноги, наконец, снимают и майку, оставляя ребенка в одних трусах. Как проводится закаливание c помощью прогулок?
Прогулки на свежем воздухе проводятся ежедневно. Общая продолжительность пребывания на воздухе в течение суток (включая и сон на воздухе) составляет для детей до 23 месяцев 23 часа, до 45 месяцев 4 часа, от 1 года до 7 лет 5б часа. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 1820 С детям следует обитать днем на открытых верандах или под тенью деревьев. В знойные дни, при температуре воздуха более +30 С и зимой при температуре ниже 15 С дневной сон ребенка рекомендуется проводить в помещении с открытыми окнами, чтобы предохранить летом от перегревания, а зимой от переохлаждения.
Как проводят воздушно-солнечные ванны? Воздушно-солнечные ванны проводят детям всех возрастов при температуре воздуха 2223 С в тени, а по мере привыкания и при более низкой температуре. Продолжительность ванны зависит от возраста и общего состояния ребенка. Большое значение для закаливания имеет соответствующая сезону одежда ребенка, так как дети не должны перегреваться и переохлаждаться.
Каковы основные принципы закаливания водны-ми процедурами? Закаливание водными процедурами в любом возрасте начинается постепенно. К ним относятся умывания, ножные ванны, обтирания, души, купания. При их проведении надо внимательно следить за реакцией ребенка.
Правильно проводимые процедуры должны вызвать у детей положительные эмоции. Закаливающие водные процедуры проводят ежедневно круглый год в любую погоду (на воздухе либо в помещении).
С увеличением возраста ребенка переходят от легких процедур к более сильнодействующим: от обтирания к обливанию, душу, купанию. Как проводится закаливающее умывание? Ребенку до 2 лет умывают лицо и кисти рук вначале водой 28С, затем температуру постепенно понижают на 1 С каждые 23 дня, доводя ее до 2220С. Детям 23 лет умывают лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтей, при этом температура воды может быть постепенно снижена до 1816 С, детям старше 3 лет до 1614 С. Как проводится закаливающее обливание стоп?
Обливание стоп начинают водой температуры 3635 С и в течение недели снижают ее до 32 С. В дальнейшем температуру снижают каждые 34 дня, доводя ее для детей до 6 месяцев до 30 С, до 1 года до 28 С, старше года до 2624 С. После обливания стопы обсушивают и хороша растирают рукавичкой из мохнатой ткани. Как проводятся закаливающие ножные ванны?
Вначале ноги ребенка погружают до голеностопных суставов в воду температуры 3634 С, затем каждые 34 дня температуру понижают, доводят ее до 2420 С. Длительность ванны также постепенно увеличивается с 23 секунд до 1015 секунд. Как проводится закаливающее обтирание? Обтирание можно начинать с 3-месячного возраста ребенка. Очень маленьким и ослабленным детям до обтирания в течение 12 недель рекомендуется проводить сухие растирания куском чистой фланели до слабого покраснения.
Обтирание детей до 12 месяцев начинают водой температуры 3533 С и постепенно понижают температуру до 28 С; у детей от 1 года до 3 лет температуры воды с 3433 С доводят до 2725 С; у детей от 4 до 7 лет начальную температуру воды 3230 С снижают до 24 22 С. Обтирание проводят следующим образом: хорошо смоченной в воде и слегка отжатой рукавичкой обтирают сначала только руки от пальчиков до плеча, через 3 дня уже обтирают грудь, затем спину, потом все тело. Маленьким детям обтирание делают в лежачем положении, после 11,5 лет в положении стоя; при этом рекомендуется сначала обтереть всю верхнюю половину тела, а затем нижнюю. Детей 57 лет можно приучать делать обтирания самостоятельно, родители лишь помогают смочить рукавичку и обтереть спину. Как проводится закаливающее обливание?
Обливание оказывает более сильное действие, чем обтирание. Начинать обливание нужно с 1,52 лет. Температура воды должна быть на 1 С выше, чем при обтирании.
Обливание можно проводить из лейки или кувшина, не допуская попадания струи на голову ребенка. Душ является еще более сильнодействующей процедурой, так как температурное раздражение сочетается с давлением воды.
Рекомендуется с 23-летнего возраста. Температура воды и постепенность ее снижения такие же, как при обливании.
Длительность пребывания под душем 2040 секунд. Во время обливания или душа дети становятся в таз с теплой водой или на деревянную решетку.
Температура воздуха в помещении при этом должна быть для детей до 1,5 лет 20 22 С, для более старших не менее 1820 С. Водные процедуры заканчивают растиранием мохнатой рукавичкой или полотенцем до покраснения кожи.