d9e5a92d

Траверсы с качанием

Когда вы освоили методику глиссирования по целине, надо найти центральную стойку для ваших лыж. Мы уже обсудили важность нейтральной стойки в боковом направлении, чтобы ни одна из лыж не погружалась или не всплывала слишком сильно.

Необходимость нейтральной стойки в передне-заднем направлении столь же важна. Лыжи созданы так, чтобы использовать их целиком, от носков до пяток.

Нет необходимости агрессивно загружать носки или пятки для выполнения поворота, поскольку современные лыжи позволяют вам эффективно управлять ими, прикладывая усилия по центру. Эксперт по целинному катанию нуждается в полноценном применении лыж, и для этого необходима сбалансированная стойка - высокая и посередине лыжи.
Общеизвестный миф о катании по целине - необходимость задней стойки и повышенного давления на задники лыж. Это неверно, но распространенность таких слухов вполне понятна. Большинство лыжников, испытывающих трудности на целине, не в состоянии достичь хорошего глиссирования по рассмотренным ранее причинам.

В результате спуск регулярно кончается падением. Они все время обнаруживают, что падение мордой в снег (Face Plant Grande ;-) - не самое приятное занятие.

Единственный известный им способ избежать такого падения - перейти в заднюю стойку. Они все еще продолжают продираться сквозь целину, но уже не падают вперед через лыжи. Им даже удается заставить лыжи выполнить что-то вроде поворота, поскольку носки лыж близко к поверхности, и их удается развернуть вправо или влево. Вообще говоря, есть такой приемчик для тяжелого снега - Jel-поворот, когда вы сознательно переходите в заднюю стойку, выталкивая колени вперед, и освобождаете носки лыж.

Но что характерно - правильное его выполнение предполагает быстрое восстановление нормальной стойки, для чего например используется укол палкой сзади. Так что задняя стойка на короткое время вполне допустима, (прим, перев.).
Если это описание напоминает вам ваш стиль катания по целине, вам следует принять центральную стойку, набрать скорость, и выждать несколько секунд. Носки лыж должны всплыть ближе к поверхности по мере набора скорости. Вы можете также приложить небольшое усилие в области пятки, чтобы помочь приподнять носки, но это не означает, что надо опереться икрами на заднюю часть ботинка.

Всплывание носков лыж на поверхность не требуется, но это хороший индикатор того, что вы достигли глиссирования. Фактически в легком и глубоком снегу вы никогда не увидите носки лыж, скорость может быть достаточна, но в снегу такого типа лыжи никогда не всплывут достаточно высоко.

Там в формуле еще плотность жидкости или газа фигурирует ;-) Вот какой я ехидный сегодня (прим, перев.).
Когда вы научились глиссировать и нашли свою центральную стойку, самое время начать управлять обоими лыжами, чтобы вы могли поворачивать как эксперт. Если попробовать ехать по целине как по жесткому насту, ваши лыжи начнут разъезжаться, перекрещиваться или расходиться по вертикали.

Чтобы избежать всего этого, вам придется радикально скорректировать навыки доминирования наружной лыжи.
Движение, приводящее к доминированию внешней лыжи, именуется независимой работой ног, поскольку каждая нога делает нечто, отличное от другой. Обычное сочетание работы ног - одна нога закантована и нагружена, а другая подруливает.

Это работает на гладком жестком снегу. Теперь вам надо приспособить независимую работу ног для целины.
Вместо четкого разделения труда между внешней и внутренней лыжами, целина требует чтобы обе ноги выполняли общую работу. Вам требуется хорошая опора для максимизации площади поверхности и улучшения глиссирования, нельзя позволить внешней лыже просто давить, пока внутренняя поворачивает.

Повороты в целине требуют одинакового прогиба и закантовки обеих лыж, а также руления, которое вы применяете на жестком снегу, но эти действия вы выполняете двумя ногами одновременно.
При катании по целине я думаю о своих ногах, стопах и лыжах как о Сиамских близнецах: они не закреплены вместе, но делают все как единое целое. Эта зеркальная работа именуется одновременной работой ног.

Обе лыжи должны быть загружены примерно одинаково, одинаково закантованы и рулить ими надо одинаково. Полного равенства между внешней и внутренней лыжами не будет никогда, поскольку внешняя лыжа всегда испытывает в повороте большую нагрузку.

Но по сравнению с жестким настом мы можем смотреть на наши стопы в целине как на близнецов.
Лыжнику, который умеет глиссировать, подцеживает центральную стойку и ведет обе лыжи одинаково, осталось еще изучить выполнение резаного поворота в целине. Резаный поворот означает такое использование конструкции лыжи, чтобы избежать бокового проскальзывания. На жестком снегу это приводит к тонкому, четко выраженному следу на склоне.

Делая резаный поворот в целине, вы ведете лыжи так, что они следуют заложенной в них конструктором дуге, и не требуют при этом особого руления. Вы не увидите четкого следа, но эффективность катания будет такой же. Это достаточно просто.

Для начала повторим элементы резаного поворота на жестком склоне.
Короткие повороты на жестком покрытии достаточно похожи внешне на хорошую це-


Траверсы с качанием
Рис. 15.2.

Если снега всего 10 см, вы можете применять те же навыки, что и на жестком покрытии.


Траверсы с качанием
Рис. 15.3.

По мере увеличения глубины снега стопы и голени должны совершать одинаковые движения, чтобы максимизировать плавучесть. Обратите внимание, что разница между согнутой и выпрямленной ногой меньше, и угол сгибания в пояснице также уменьшен.


Траверсы с качанием
Рис. 15.4. b) сгибая, а затем разгибая обе ноги, прогибаете лыжи; с) усиливая эффект отдачи лыж путем расгибания ног, вы одновременно рулите обеими лвіжами; d) снова исполвзуя обе лвіжи как близнецов, начинаете следующий поворот, и позволяете бедрам наклонитБСя в сторону его центра; е) прогибаете обе лвіжи в дугу; f) рулите обеими лвіжами в переходной фазе.


Траверсы с качанием
Рис. 15.5. Слева: Вес в основном на внешней ноге, бедра наклонены внутрь поворота.

Спра-?а.'Чтобы создать платформу для глиссирования, приложите мышечное усилие к внутренней лыже.


Траверсы с качанием
линную технику, если при этом обе лыжи загружаются, как показано на этом рисунке. Движения сгибания-разгибания нижней части тела выражены не ярко.

Для глубокого снега скорее всего потребуется большая их амплитуда.
Все элементы резаного поворота на жестком склоне имеют место и на целине. Но есть и два существенных отличия. Во-первых, нужно эффективно поддерживать платформу для глиссирования, что достигается только при использовании обеих ног и лыж.

Во-вторых, прогибание обеих лыж в дугу для резанного поворота выполняется иначе, поскольку целинный снег не оказывает вам такого же сопротивления. Для этого имеются свои приемы, которые требуют некоторой практики для освоения.
Обучение совместному перемещению ног с целью создания платформы и предотвращения разъезжания лыж в разных направлениях может стать сложной задачей для лыжников, которые привыкли к явному доминированию наружной ноги. Наружная нога и лыжа несут большую нагрузку, поскольку ваше тело стремится двигаться по инерции именно наружу поворота, и только приложенная к внешней лыже центростремительная сила заставляет вас двигаться по дуге.

Чтобы увеличить давление на внутреннюю лыжу, и создать платформу для глиссирования, следует выполнить некий трюк, который может показаться странным. Нужно приложить мускульное усилие к внутренней лыже, чтобы она не оказалась разгруженной и не всплыла к поверхности снега.

Усилие должно быть небольшим, поскольку перекос в сторону внутренней лыжи может привести вас в неустойчивое положение.
Как только вы научились создавать платформу, можно начинать прогибать лыжи. Невозможно давить на лыжи в целине тем же самым способом, как на жестком склоне. Но на большой скорости при глиссировании целина начинает вести себя как твердое тело - так же как вода начинает казаться твердой, когда воднолыжник движется по ее поверхности.

Снег или вода не только кажутся твердыми, они начинают вести себя так, как будто они являются твердыми. Имеются определенные пределы сопротивлению, или натяжению поверхности, которое вас поддерживает.

Резкие, спазматические движения, которые могут сработать на жестком покрытии, разбивают эту воображаемую поверхностную пленку. С другой стороны, плавная, постепенная загрузка лыж позволяет вам прогнуть их в дугу для резанного поворота, не превысив предела сопротивляемости поверхности снега. Любой лыжник способен выполнить плавную и постепенную загрузку лыж, если он знает,
какие части тела нужно перемещать, и какие ощущения он должен при этом испытывать. Практически все движения по управлению загрузкой лыж на целине состоят из одновременного разгибания или сгибания ног.

Это напоминает прыжок со связанными ногами: сначала разгибание и отталкивание, затем подтягивание ног под себя в воздухе. Хороший способ визуально представить себе правильные движения - вообразить прыжки через лужу на тротуаре. А потом представить, что вы на твердом льду. На льду вы не будете подпрыгивать также высоко, вы станете отталкиваться плавно и постепенно, и постараетесь смягчить приземление, сгибая обе ноги.

А теперь представим себе лед, тонкий как волосок, а вы - в горнолыжных ботинках. Умение летать для этого необязательно, все движения сгибания-разгибания выполняются бедрами, коленями и стопами.
Вот вам способ прогибать лыжи и выполнить резаный поворот на целине. Делайте все также осторожно, как на тонком льду, в результате под лыжами создается достаточное для прогиба давление. Чтобы замедлить движения и дать лыжам время прогнуться, требуется определенное терпение.

С другой стороны, знание того, насколько сильно и быстро вы можете загружать свои лыжи - признак настоящего мастера.
Несмотря на то, что в целине вы должны поддерживать некоторую минимальную скорость, контроль за этой скоростью также необходим. Контроль скорости в основном достигается путем выполнения поворотов и нужного прогиба лыж. Чем сильнее прогиб, тем резче получается поворот, и тем сильнее гасится скорость.

Важно контролировать скорость именно таким способом; на целине проблематично будет выполнить хоккейную остановку (иногда это называется бракаж, прим, перев.) или плуг, чтобы вас при этом не перевернуло через руль ;-) В целине сгибание ног в процессе поворота может привести к более глубокому погружению в снег, в результате чего вы начнете работать бульдозером ;-) Иногда может быть полезным сознательно согнуть ноги посильнее, чтобы таким образом снизить скорость.

Почувствуйте: если вы все делаете верно

1. Чтобы набрать достаточную для глиссирования скорость, надо направить лыжи по линии склона, и удерживать их в этом направлении некоторое время. В зависимости от крутизны склона и состояния снега могут быть трудности с выполнением поворотов вообще - только небольшие изящные повороты вдоль линии склона с целью поддержания подходящей скорости.

Многие люди испытывают трудности на целине, так как им недостает терпения, чтобы набрать достаточную скорость. Следует направить лыжи вниз, и ждать до тех пор, пока они не начнут "планировать", поднимаясь вверх по направлению к поверхности.
2. Почувствовать сбалансированную в передне-заднем направлении стойку при глиссировании по целине можно, если ваши лыжи ведут себя как пружины. Вы должны иметь возможность слегка балансировать (пружинить) вверх-вниз, двигаясь по прямой, ощущая при этом отдачу от разгибания лыж, и давление снега под вашими стопами.

Если ваша стойка слегка передняя или задняя, вы не ощутите этого сенсационного раскачивания, так как не используете лыжи целиком.
3. Научиться использованию обеих ног и лыж в унисон может быть также непривычно, как писать другой рукой. Начиная правильно двигать обеими ногами вы можете ощущать некоторую мускульную странность во внутренней ноге - мышечную концентрацию. Некоторые лыжники будут ощущать легкое напряжение мышц внутренних квадрицепсов, и разгибателей бедра на стороне внутренней лыжи. (Это те мышцы, которые работают при сведении ног, когда вы помещаете руки между ними
и пытаетесь развести ноги в стороны). Повторение этого ощущения путем легкого сокращения мышц позволит добиться от внутренней лыжи более точного следования за наружной.
4. Обучение прогибу обеих лыж и резаному повороту в целине требует некоторой корректировки ощущений, испытываемых в разных фазах поворота. Каждый поворот на целине включает четыре фазы: начало (вход в поворот), ведение поворота, выход и переходная фаза. Каждой фазе соответствует свое определенное ощущение.

В фазе начала поворота вы сгибаете ноги, подготавливаясь к загрузке и прогибу лыж, и погружаетесь глубже в снег. В фазе ведения вы достигли положения наибольшего сгибания, и наращиваете загрузку лыж путем плавного разгибания ног.

В фазе выхода лыжи начинают разгибаться и высвобождают энергию, а вы возвращаетесь к высокой стойке. В переходной фазе вы находитесь в высокой стойке, и позволяете лыжам глиссировать некоторое время, прежде чем войти в очередной поворот.

От начала до конца это выглядит так: погружение, загрузка, всплытие, глиссирование. Эта последовательность сенсационных ощущений повторяется в каждом повороте.

Посмотрите: когда вы катаетесь по целине эффективно

1. По-моему, катание по целине больше основано на ощущениях, нежели на визуальных впечатлениях. В тоже время вы можете увидеть некоторые основные вещи, присущие функциональной целинной технике. Один из визуальных признаков правильной техники - изменение уровня снега вокруг ваших ботинок и ног при изменении скорости. Двигайтесь насколько возможно медленно по свежему снегу, и отметьте, где находится поверхность снега относительно вашей ноги.

Наберите скорость в безопасном месте, и обратите внимание, как уровень снега понижается по мере того, как вы начинаете все выше глиссировать в снегу. Вы можете наблюдать изменения уровня от нескольких сантиметров до 20-30 сантиметров, в зависимости от плотности снега.
2. Контролировать стойку на целине помогает наблюдение за двумя вещами: ваши руки и ноги. Сохранение визуального контроля за руками уголком глаза гарантирует, что вы скорее всего держите руки в положении впереди ботинок, что предотвращает переход в заднюю стойку.

Способность нагнуться и увидеть переднюю треть своего ботинка при катании по неглубокому снегу (~ 10 см) - хороший знак, что ваша стойка центральная и высокая. (Задняя стойка не позволит вам увидеть свои ботинки).
3. Выполнив несколько поворотов на открытом месте, рассмотрите свои следы с подъемника или с трассы. Должен быть виден только один широкий след, но не два узких параллельных. Один основной след означает, что вы перемещаете ноги и стопы совместно, и равномерно загружаете обе лыжи. Два раздельных следа значат, что вы все еще работаете ногами независимо, и наружная лыжа слишком доминирует.

В более плотном снегу два следа могу появиться в точках сопряжения поворотов, но фаза ведения поворота должна выглядеть как одна единственная дуга в снегу.
4. Для проверки правильности ведения лыж в резаном повороте по целине рассмотрите серии поворотов с удобного места (обычно с подъемника). Сначала обратите внимание на форму дуг.

Они должны быть равномерно закругленными, что характеризует плавное (а не резкое) выполнение поворота, а также сопряженными, без промежуточных прямых участков. Переход между поворотами должен быть сопряжением дуг, а не траверсом. Наиболее важно посмотреть на те места дуги, где след
самый глубокий и мелкий. Самая глубокая часть следа приходится на фазу ведения поворота, где лыжи наиболее нагружены и давление на снег максимально.

Самое мелкое место - переходная фаза между поворотами, где имеет место наиболее ярко выраженное глиссирование и разгрузка лыж путем низкого сгибания.

Упражнения

Приведенные ниже упражнения помогут вам освоиться на целине.

Траверсы с качанием

На нетронутом участке склона средней крутизны выполните траверс в прямой центральной стойке, одновременно слегка пружиня на обеих ногах, как будто прыгаете в метке. Начните с небольшой скорости, обратив внимание на то, что упражнение требует некоторых усилий. Увеличьте скорость на том же траверсе, продолжая пружинить с той же частотой и интенсивностью.

По мере роста скорости и начала глиссирования лыж в мягком снегу пружинить станет легче. Наращивайте скорость траверсирования до тех пор, пока лыжи не будут вести себя как пружины под вашей стопой, и вы не достигнете амплитуды колебаний около 10 см без особых усилий с вашей стороны.

Вариант траверса с качанием

Описанное выше упражнение подчеркивает необходимость набора минимальной скорости для нормального спуска по целине, и одновременно вырабатывает центрированную в передне-заднем направлении стойку, потому что аккуратное раскачивание имеет тенденцию приводить вас в положение, где ваш центр тяжести находится над центром площади опоры лыж. Слегка изменим это упражнение, добавив к раскачиванию боковое перемещение, с тем чтобы лучше почувствовать платформу для глиссирования.

Правильное боковое распределение веса дает в снегу ощущение одинакового давления на обе лыжи. Помните однако, что к внутренней лыже надо приложить некоторое мускульное усилие, чтобы поддерживать платформу в процессе поворота. Попробуйте, продолжая упражнение, сдвинуть центр тяжести слегка вперед, немного не доводя до того положения, когда носки лыж практически погрузятся и вы упадете. Затем аккуратно сдвиньте цент масс вбок, пока это не повлияет на вашу способность эффективно раскачиваться.

Эти два найденных предела не следует превышать при катании по целине.

Прямой спуск с качанием и переход к Т-повороту

Базовое упражнение "Траверс с качанием" очень эффективно для освоения целинной техники, так как оно одновременно тренирует глиссирование и поддержание правильной стойки. Оно также подводит вас к базовым движениям нижней части ног, необходимым для прогиба лыж в резаном повороте.

Для очередного упражнения важно раскачиваться путем плавного сгибания и разгибания ног, сохраняя верхнюю часть тела неподвижной. Это легкое расслабленное движение, которое не утомляет и не нарушает сбалансированной стойки.
Начните упражнение с прямого спуска и аккуратно добавьте ритмичное раскачивание. Когда вы достигнете хорошего глиссирования, и создадите надежную платформу под ногами, продолжайте раскачиваться и выполните поворот в одном направлении до полной остановки.

Не забывайте слегка раскачиватвся и в процессе этого J-поворота. Повторите ту же последовательность действий, но поворот выполните в другую сторону. В повороте обратите внимание на прогиб лыж в фазе загрузки каждого раскачивания, и на их всплывание к поверхности впоследствии. Эта загрузка и всплытие - хлеб с маслом хорошей целинной техники, освоения которой мы и добиваемся.

Заметьте, что прогиб лыжи и последующая отдача требуют больших усилий и становятся неэффективны по мере торможения. Это лишнее напоминание о том, какую важную роль на целине играет адекватная скорость.

Прямой спуск, полуповорот, повторение

Прямой спуск - необходимая часть любого успешного введения в целинный снег. Каждый спуск должен начинаться с первого поворота, и первый поворот бывает самым тяжелым. На целине он тяжелее всего. Лыжники обычно начинают повороты слишком быстро, не набрав достаточно скорости для глиссирования.

Всегда начинайте спуск по целине с короткого прямого отрезка, который предшествует первому повороту. Целинное катание часто сравнивается с качанием маятника, которое также не требует приложения усилий.

Но и маятнику нужен толчок, чтобы начать. Это упражнение поможет вам получить этот толчок ;-)
Начните с прямого отрезка по линии склона, чтобы достичь глиссирования и создать под собой функциональную платформу, а затем инициируйте первую фазу поворота в целине, сгибая нижнюю часть тела в пояснице и коленях. Одновременно слегка сместите бедра внутрь будущего поворота. Это начало последовательности "погружение, загрузка, всплытие, глиссирование".

Вы занимаете исходное положение для начала сгибания лыж. Поскольку вы лишь слегка сместили бедра вбок, это будет неглубокий поворот (обычно полуповорот), достаточный лишь для того, чтобы почувствовать нужные движения для первого реального поворота.

Отклонение от линии склона

При выполнении поворотов очень важно поддерживать достаточную скорость, чтобы продолжать глиссирование. Основной способ ускорения или замедления при сохранении ритма поворотов - это изменение отклонения от линии склона в повороте. Например, вы можете сохранять тот же ритм, но замедлить скорость, если больше прогнуть лыжи и выполнять более крутые повороты, пересекая линию склона под более тупым углом.

Соответственно, вы можете ускориться, если меньше прогибаете лыжи, и делаете узкую змейку, лишь слегка отклоняясь от прямой.
В этом упражнении вы постоянно сокращаете радиус поворотов, все сильнее прогибая лыжи, и снижая таким образом скорость. Когда скорость становится недостаточной для глиссирования, начните спрямлять повороты, меньше отклоняясь от линии склона. Доведите скорость до такого уровня, когда идея слегка притормозить покажется вам удачной.

Повторите всю последовательность несколько раз при разном состоянии снега, чтобы приобрести навык выбора идеальной скорости для разного ритма поворотов.

Экстремист

Целинное катание состоит из поиска подходящей комбинации скорости и формы движений для текущего состояния снега на конкретном слоне. Каждые два разных спуска требуют использования разного сочетания элементов, что впрочем и делает катание по целине столь восхитительным вызовом.

Настоящее мастерство целинного катания требует умения вносить небольшие изменения в технику для приспособления к меняющейся ситуации. Это упражнение призвано совершенствовать гибкость вашей техники.
Суть упражнения в том, чтобы исследовать пределы возможностей ваших целинных навыков. Например, изучить, насколько медленно вы можете спускаться по целине, или как быстро можно спускаться по тому же самому снегу на том же склоне. Меняйте свою стойку в повороте, сначала отклоняясь слегка вперед, а затем назад.

Экспериментируйте с ярко выраженным или легким доминированием наружной лыжи. Попробуйте прогнуть ваши лыжи при помощи плавных движений, а потом сделайте тоже самое взрывным толчком и подтягиванием ног, полностью вытащив лыжи из снега.

Изучая свои пределы, вы найдете также наиболее эффективные способы использования своих навыков. Прикладывайте ровно столько усилий, сколько надо для выполнения работы - остальные усилия будут потрачены напрасно.

Типичные ошибки катания по целине

Число способов сделать ошибку на целине бесконечно. Однако несколько проблем являются достаточно общими.

Во-первых, вы должны понять, что описанный выше набор приемов - лишь модель эффективного целинного катания. Эксперты постоянно вносят усовершенствования в традиционные методы катания, так что следует использовать эту информацию как точку отсчета, а не как истину в конечной инстанции.

Цель состоит в том, чтобы кататься достаточно хорошо, получая от этого удовольствие. Если вы этого добиваетесь, вы достигаете успеха.
Если вы все еще ругаете целину за испорченный день на склонах, и не знаете, что делать со всем этим, все описанное выше не принесло вам пользу. Однако есть еще несколько трюков, которые вы можете попробовать, прежде чем выбросить на ринг полотенце.
Если важнейший этап глиссирования по целине не наступает, и вы все еще продолжаете продираться сквозь снег, тут явно что-то не в порядке. Но причина может и не иметь отношения к вашей технике.

Одной из главных причин, по которым лыжники напрасно стараются достичь скорости глиссирования, является смазка. Отсутствие смазки или ее неверный выбор может помешать вам достичь нужной скорости.
Вопрос смазки достаточно прост: нет смазки - нет скорости - нет удовольствия от катания. Хоть вы и не страдаете от полного отсутствия смазки, вы все же можете испытывать проблемы от того, что лыжи смазаны плохо.

Смазка может просто не подходить для данной температуры, что приводит к увеличению трения. Трение может быть и не мешает вам разогнаться и набрать скорость глиссирования, но оно приводит к отклонению корпуса слегка вперед, как будто вы обгоняете свои медленные лыжи.



Содержание раздела