d9e5a92d

Тяжелый снег

Это смещение передне-заднего равновесия первоначально приводит к погружению лыжи. Когда вы обнаруживаете эту проблему, вы компенсируете ее отклонением назад.

Так вы получаете стойку, которая не дает эффективно выполнять движения целинной техники на уровне экспертов.
Я обычно ношу в кармане набор смазки для различных температур. Просто нарисуйте крестики или кружочки на скользящей поверхности лыжи, как на листе бумаги.

Несколько подобных операций позволят вам дотянуть до конца дня, но не забудьте как следует смазать лыжи с обработкой горячим утюгом перед очередным выходом на склон.
Если ваши лыжи хорошо смазаны, вы следуете всем советам по достижению глиссирования, и все-таки вам не удается заставить лыжи всплыть в целине, возможно, вам нужны лыжи с большей площадью поверхности. Если это ваш случай, попробуйте в демо-центре пару широких лыж, когда у вас будет возможность покататься по целине. Это не значит,


Рис. 15.6. С'ле?а.'Слишком жесткие ботинки или лыжи могут мешать лыжам всплыть к поверхности целины.

В данном случае носки лыж продолжают прорезать снег, но не прогибаются вверх. Справа: В той же стойке на том же снегу более мягкие носки лыж и ботинки позволяют лыжам всплыть к поверхности.


что я советую вам купить широкие лыжи. Однако демонстрационный сеанс служит для проверки, достаточна ли площадь поверхности ваших лыж.

Выполните упражнения из этой главы, попытайтесь применить базовые навыки так, как описано в разделе "Устранение проблем на целине". Вы должны отметить существенную разницу в плавучести. Немедленное достижение глиссирования покажет, что ваша проблема - в площади поверхности лыж.

Дальше вы сможете решить, переходить ли вам на широкие лыжи, или просто выбрать лыжи подлиннее и пошире, чем раньше.
Лыжникам, которым не удается достигнуть глиссирования в центральной стойке и приходится отклоняться назад, чтобы поднять лыжи ближе к поверхности, следует рассмотреть две возможности. Одна из причин, по которой лыжи зарываются в снег - слишком жесткие носки. Более мягкий носок имеет свойство гнуться и приподнимает лыжу к поверхности, тогда как лыжи с жесткими носками протыкают снег прямо в том направлении, куда вы их направите.

Попробуйте лыжи аналогичной длины и ширины, но с более мягким носком, чтобы проверить, не это ли корень ваших проблем.
Другая возможная причина - в установке креплений. Если крепления установлены чуть впереди, чем следовало бы, вы всегда будете испытывать технические трудности в целине. Дополнительное давление на носок лыжи будет топить их в снегу. Точная установка креплений - сложная задача сама по себе.

Подробнее смотрите главу "Установка креплений" в Части V "Совершенствование техники".
Наконец, проверьте свои ботинки. Слишком жесткий в продольном направлении или настроенный на более прямую стойку ботинок будет негативно влиять на глиссирование в целине. Жесткий ботинок затрудняет глиссирование по той же причине, что и жесткие носки лыж. Лыжа стремится к поверхности снега, где ничто не ограничивает ее движения, но слишком жесткий ботинок не дает ей всплывать.

Ботинок помягче позволит лыже плавать, так как даст ноге свободу в голеностопном суставе.
Аналогично, ботинок, который настроен на слишком прямую стойку, может помешать глиссированию в целине. Каждый лыжник имеет свою естественную стойку, уникальную для его анатомического строения, частью которой является угол между стопой и голенью.

Наклон верхней части ботинка вперед должен соответствовать этому углу насколько возможно, и современные ботинки допускают такую регулировку. Слишком прямое положение ботинка приведет к повышенному давлению на язык, так как нога стремится занять свое естественное положение. Многие гонщики предпочитают такое повышенное давление, так как оно помогает началу резаного поворота на жестком склоне. Однако это дополнительное давление на целине приводит к погружению носков лыж глубже в снег, если вы не предпримете специальные усилия против этого, отклонившись назад.

Это в свою очередь негативно отразится на вашей технике. Один из способов проверить наличие проблем с ботинками - спуститься часть пути с сильно затянутыми застежками ботинок, и еще часть - с расслабленными.

Расслабление застежек моделирует большую гибкость ботинка, и стимулирует некоторый наклон вперед. Но будьте осторожны, не перестарайтесь с расстегнутыми ботинками. Подробнее о регулировке наклона и жесткости ботинка смотрите раздел о регулировке снаряжения
У лыжника, который способен глиссировать по целине, но не может управлять лыжами так, чтобы они действовали как одно целое, есть достаточно небольшой выбор. Если левая и правая лыжи в целине стремятся двигаться отдельно, есть шанс что ваши регулировки несимметричны.



Независимо от того, насколько упорно вы стараетесь двигаться симметрично для обеспечения платформы, вы не достигнете особого успеха, если левая и правая сторона отрегулированы по-разному. Чтобы убедиться, что лыжи действительно делают то, что вы от них требуете, прочтите материалы по регулировке в Части II.

Особое внимание обратите на информацию о длине ног.
Если вы испытываете проблемы только время от времени, они могут быть вызваны налипанием снега между ботинком и креплением. После каждого падения в целине следует тщательно очистить платформу под ботинком и саму подошву, прежде чем застегивать крепления.

Налипший снег может радикально изменить угол наклона ботинка, и повлиять на вашу технику.
Если вы все еще испытываете проблемы с управлением обеими лыжами, возможно, что причина в недостаточном сгибании и распрямлении нижней части тела. Работа с обеими лыжами одновременно требует определенных мускульных усилий, особенно приложения силы к внутренней лыже, чтобы не дать ей всплыть отдельно от наружной.

Это не слишком тяжелая работа, (в-общем, не мешки ворочать - прим, перев.;-) - но это не происходит само по себе.
Некоторые лыжники могут двигаться достаточно быстро, достигают скорости глиссирования, способны контролировать обе лыжи для создания платформы, но испытывают трудности с резаным поворотом. Плавно прогнуть лыжи для резаного поворота в целине может быть нетривиальной задачей. Те, кто испытывает подобные проблемы, обычно ограничиваются чистым рулением в поворотах, или даже используют небольшой плуг. Попытка просто повернуть лыжи или использовать плуг в начале поворота приводит к тому, что лыжи оказываются повернуты поперек линии склона, а тело лыжника осталось в прямой стойке.

Хотя это движение работает на жестком склоне, где лыжи могут проскальзывать, на целине же разворот лыж в начале поворота поперек движения обычно прямой путь к перевороту через них и падению.
Именно поэтому эксперты для поворота в целине используют прогиб лыжи. При этом лыжи продолжают рассекать снег, а не расталкивать его в стороны. Лыжники, испытывающие проблемы с прогибом лыж, обычно делают слишком мало, либо слишком много, двигаются слишком медленно или слишком быстро.

Основные движения загрузки, используемые для сгибания лыж, достаточно простые. Однако они требуют тонкости ощущений и чувства времени.

Это похоже на обучению прыжкам с трамплина в бассейн на три счета: сделав все правильно, вы просто летите, но даже небольшая ошибка во времени или в пространстве приводит к срыву прыжка и потере контроля.
Ваши трудности с прогибанием лыж могут быть связаны с самими лыжами. Слишком жесткие лыжи - по конструкции или потому что они длинноваты для вашего веса, никогда не будут легко прогибаться в целине. Для таких лыж потребуется дополнительное усилие, и ваши движения сгибания-разгибания станут преувеличенными.

Хороший способ проверить эту гипотезу - загрузить в рюкзак 3-5 килограмм балласта и спуститься по тому же склону, где вы испытывали трудности. Этот балласт может отрицательно повлиять на вашу технику, но дополнительные несколько килограмм помогут вам прогнуть лыжи.

Мягкие лыжи делают катание по целине очень легким, поскольку не требуется много усилий, чтобы согнуть их в дугу в повороте.
Кроме основных проблем могут быть и несколько вторичных, касающихся вашей целинной техники. Они включают положение рук, работу палками, радиус поворота и затрудненные первые повороты.
Моя философия основана на том, что лучшая горнолыжная техника основана на чем угодно, кроме рук. Лучшее что можно с ними сделать - поддерживать в сбалансированном, готовом для укола положении.

Однако кое-что вы все-таки можете сделать руками и палками, чтобы повысить свое мастерство на целине. Старайтесь держать их впереди ботинок и достаточно далеко от тела, как будто вы обхватываете ими бочку. Положение рук впереди ботинок помогает избежать задней стойки, а более широкое положение помогает удерживать равновесие, также как канатоходец делает это при помощи шеста. Если кольцо палки движется по поверхности снега, это также может дать вам дополнительную информацию о расположении этой поверхности, ее текстуре и плотности.

Движение палок на целине должно повторять плавные движения загрузки-разгрузки нижней части тела, формирующие фазы погружение, загрузка, всплытие, глиссирование в каждом повороте. Думайте о движениях палками как о продолжении этого цикла. Действия палками могут иметь большую амплитуду, чем на жестком склоне, поскольку кольцо палки обычно погружается при уколе глубже, а pole swing приводит к более высокому положению кисти, чем на жестком склоне.

Небольшое увеличение амплитуды этих движений помогает сгибанию и всплытию лыж, но чересчур активные движения руками уже могут нарушить ваше равновесие.
Работая над ошибками в целине, обратите внимание на наиболее фундаментальное правило касательно формы и радиуса поворотов. Идеальная с точки зрения приложения усилий форма поворотов состоит только из сопряженных кривых, и не содержит прямых участков. Это сопряжение дуг существенно на жестком склоне для выполнения резанных поворотов.

Вне дуги вы просто не сможете приложить достаточного усилия для выполнения поворота.
Радиус поворота также влияет на удовольствие от целинного катания. Постарайтесь вспомнить последний виденный горнолыжный фильм, и представить, как лыжник и сно-убордер ездят по целине. Кто из них лучше может варьировать радиусы повоторов? Очевидно, что сноубордер более гибок в целине.

На лыжах довольно трудно выполнить что-то отличное от поворотов малого или среднего радиуса, поскольку надо управлять лыжами как единым целым, перемещая их одновременно, чтобы поддерживать платформу для глиссирования, и пытаясь прогнуть их для выполнения поворота. Наиболее эффективно это достигается в цикле давление-расслабление, когда вы сначала прогибаете лыжи, погружая их глубже, а затем ведете их в направлении очередного поворота, пока они сами всплывают в целине.
Это цикл давления и расслабления (погружения и всплытия, загрузки и отдачи, называйте как хотите), лучше получается в поворотах небольшого радиуса. Так что если вы пробуете выполнять в целине повороты как в гигантском слаломе, просто потому, что это ваш любимый вид поворота, вы сами создаете себе трудности.

Прочитайте еще раз раздел о выполнении поворотов небольшого радиуса в главе "Радиус и форма поворота", и попробуйте на целине еще раз, более мелкими дугами. Это не значит, что эксперты не могут выполнять в целине повороты большими дугами. Они могут - но это нетривиальная задача. Главная трудность - это поддерживать необходимое распределение давления на внешнюю и внутреннюю лыжи.

Слишком малое давление на внутреннюю лыжу приводит к ее всплытию к поверхности и закручиванию. Увеличьте давление на внутреннюю лыжу - и внешняя лыжа начинает рыскать.
Поскольку движения палками в целине просто продолжают движения тела для сгибания и управления лыжами, тут показаны все фазы целинного поворота.
Как описано в упражнении "Прямой спуск, полуповорот, повторение" этой главы, запутанная проблема с первым поворотом на целине тревожит многих лыжников. Обычно эта проблема не связана с отсутствием каких-либо физических навыков, а скорее с созданным в мозгу психологическим барьером.

Они просто убеждают себя в неспособности выполнить нормальный первый поворот, и это ограничивает весь последующий спуск. Вместо того, чтобы углубляться в измученную психику лыжника, я попробую дать несколько тактических советов, уплощающих первый поворот.
Попробуйте въехать на целину по траверсу, чтобы набрать скорость. Когда наберете достаточную плавучесть, выполните небольшой предповорот в сторону склона, а затем немедленно начинайте поворот в нужном направлении.

Предповорот упрощает выполнение первого полноценного поворота. Вообще говоря, такой поворот, начинающийся с небольшого предвоворота в другую сторону, имеет собственное название - S-поворот, данное за его форму. Это бывает полезно всегда, а не только на целине (прим, перев.) Можно также попытаться слегка подпрыгивать или раскачиваться на прямом участке спуска, и продолжить это в течение первых трех поворотов.

Это движение поможет вам одновременно загрузить и прогнуть лыжи, а отдача от лыж поможет направить лыжи несколько глубже в каждом повороте. Аналогичный способ - легкое "педалирование" в повороте, дающее те же преимущества, что и пружинение на обеих ногах. Но будьте осторожны - не перестарайтесь с переносом веса тела с ноги на ногу, иначе ваши лыжи разъедутся. Ну и наконец, если вы прилагаете большие усилия для выполнения первого поворота, просто расслабьтесь.

Мягкость и плавность движений в повороте - ключ к их правильности. Сделайте глубокий вдох и не торопитесь: вам поможет некоторая замедленность всех движений.


Рис. 15.7. а) Стрелка показывает, что лыжник погружается в снег, загружая и прогибая лвіжи. Рука опускается вниз для укола палкой, помогая этому движению. Ь) Стрелка показывает, что лвіжник всплывает, благодаря отдаче от лвіж и распрямлению тела.

Рука поднимается вверх, усиливая это движение, с) В верхней точке лвіжи направляются в новвій поворот. Рука продолжает swinging, d) и е) Лвіжник начинает погружение в следующем повороте, и рука с палкой также начинают укол.

Лвіжи постоянно прогибаются, по мере того как лвіжник опускается ниже, f) Тело и рука лвіжника движутся вверх, вытаскивая лвіжи, чтобы далвше освободить их для руления в переходной фазе поворота.

Глава 16Тяжелый снег

Тяжелый снег. Само по себе это слово порождает ужасные картины для большинства лыжников. Оно звучит также, как выглядит: противный и гадкий снег. Но что это в точности такое?

Лыжники назовут вам кучу слов для описания подобных состояний снега: каток, каша, кисель, заструги, целина с проваливающейся коркой, бугры с кашей, смерзшиеся комки, ровно заметенные свежим снегом бугры. Тяжелый снег - это общий термин для всех этих состояний.

Это не один конкретный вид снега, это много разных его видов, и попытки кататься по ним одним способом не приводят к успеху.
Первым шагом к освоению катания по такому снегу является понимание того, откуда он берется, как изменяется, и что происходит с ним со временем. Тяжелый снег начинает свою историю как свежевыпавший целинный. В большинстве регионов целина не сохраняется достаточно долго. Лыжники и сноубордеры спускаются по своим любимым маршрутам в первый раз, а потом во второй, в третий...

Некоторые трассы так хорошо спланированы, что целину утрамбовывают в плотный снег. Обычно эти трассы еще и обрабатываются машинами с интервалом в несколько дней.

А вот на трассах, где ни машины, ни лыжники не трамбуют целину, и рождается тяжелый снег.
Тяжелый снег - это переходный снег. Все начинается с порезанной на кусочки целины, а потом становится гладким и твердым покрытием, или же снова покрывается свежевыпавшим снегом.

Тяжелый снег изменчив; он меняется в зависимости от времени, температуры, солнечного света, высоты и влажности. Каждый из этих факторов влияет на то, как надо спускаться по снегу определенного вида, и потому название для рассматриваемой нами технике простое - это гибкость.

Тяжелый снег сложен для катания потому, что это не целина, но это и не твердое покрытие. Нельзя использовать целинную технику или технику для жесткого покрытия на таком снегу.

Вам придется смешивать разные типы навыков.
Но и этой смеси для твердого покрытия и целины недостаточно, потому что снег переменчив. Надо научиться читать состояние снега по внешнему виду и ощущениям, чтобы каждый раз применять свои навыки эффективно.

Снег может пройти множество фаз на пути к твердому состоянию. Способность опознавать разные типы снега и причины их появления поможет вам в понимании техники, изложенной в данной главе.
Свежевыпавший целинный снег стремится заполнять следы лыж, оставляя место для очередного лыжника. Мокрый целинный снег, с другой стороны, может привести к появлению тяжелого снега, поскольку следы лыж как бы укореняются на нем.

Это приводит к смешению двух типов снега - плотная целина вокруг следов, и укатанный снег в пределах следа от лыж.
Другая типовая ситуация - раскатанная целина, которая подвергалась нагреву прямыми лучами солнца, или при повышении температуры воздуха. При нагревании целина слеживается и становится более плотной и мокрой.

Эта плотность затрудняет руление лыжами, и мешает вносить небольшие коррективы в последнюю долю секунды, после того как лыжи погрузились в снег. Наличие воды делает такой снег липким и медленным.
Частный противный случай тяжелого снега - относительно мокрая целина, которая ночью замерзла до твердого (или почти твердого) состояния. Иногда такой снег зовут "коралловым рифом".

Он может быть твердым как камень, и полон борозд, мешающих движению лыж, или же находиться в наполовину твердом состоянии, когда лыжи освобождаются ровно настолько, чтобы тут же заблокироваться на том направлении, куда они сейчас указывают.
Еще один тип тяжелого снега содержит слои ледяной корки. Этот снег часто играет злые шутки над лыжником.

Иногда некоторые слои не удается пробить, и вы можете ехать по ним, как по твердому покрытию. Ломкие слои коварны, поскольку лыжи могут провалиться под них в более мягкий снег, и будут там заблокированы.

Ломкость также может меняться день ото дня, и от одного склона к другому, затрудняя оценку усилий, которые потребуются для проламывания очередного участка.

Идеал

Если говорить кратко, эксперт должен использовать на тяжелом снегу некую смесь целинной техники и техники для твердого покрытия. Конкретные пропорции будут зависеть от того, похож ли снег больше на целину или на укатанный склон. Кроме того техника будет меняться, когда снег становится мягче или жестче. Но техника катания по тяжелому снегу не так проста, как кажется.

Есть дополнительные факторы, о которых следует знать.
Три основные характеристики отличают рассматриваемый снег от целины или твердого покрытия: постоянство плотности, слои ледяной корки и поверхность с разной способностью ломаться под лыжами, а также нерегулярность поверхности. Эти элементы создают следующие условия для ошибок: нельзя рулить лыжами, как только они погрузились ниже поверхности, трудно прогнуть лыжи для выполнения резаного поворота, поведение лыж непредсказуемо из-за нерегулярности поверхности.

Преодолеть это сопротивление снега можно, если освободить лыжи из снежного капкана, активно прогибать лыжи независимо от "прошибаемости" снега, а также поддерживать сбалансированную стойку, чтобы лучше реагировать на неожиданные изменения и нерегулярности поверхности.
Хорошие лыжники умеют вынести себя наверх из тяжелого снега, или по крайней мере ближе к поверхности, где снег не такой плотный. Освобождение лыж из снега позволяет направить обе лыжи в нужную сторону в переходной фазе поворота, как это обычно делается на целине. Чтобы добиться вертикального выхода из снега в начале поворота, нужно сочетание отдачи от лыж со сгибанием и разгибанием ног.

Это дает возможность "выпрыгнуть" из тяжелого снега.
Чтобы добиться отдачи от лыж, нужно прогнуть их в резаном повороте. Метод аналогичен применяемому в целине, но снег не всегда будет столь же податлив.

Тяжелый снег может слежаться в твердую массу, быть покрытым коркой льда, а также может быть просто мокрым и плотным. Эти свойства делают прогибание лыжи в четкую дугу очень сложным процессом. Чтобы хорошо кататься по такому снегу, используются взрывные движения, которые буквально вколачивают лыжи глубоко в снег, где есть достаточно места, чтобы прогнуть их.

В другой ситуации вы наоборот должны загружать лыжи аккуратно, чтобы прогнуть их, и не проломить одновременно корку, лежащую ниже. В дополнение к высвобождению лыж на начальной фазе и их сгибанию нужно все время поддерживать хорошую стойку, чтобы приспособиться, когда снег станет жестче, мягче, быстрее, медленнее, более гладким или более грубым.

Катание по такому снегу - как плавание на яхте по бурному морю, стоит потерять сбалансированную стойку, как вас тут же перевернет через борт.
В очень тяжелом снегу иногда нужно "взрывное" освобождение лыж из снега, чтобы легко развернуть их перед началом очередного поворота.
В снегу, который ломается по-разному, или очень плотном снегу, иногда важно сочетание отдачи от обеих лыж с гипертрофированным сгибанием-разгибанием. Это убивает двух зайцев: освобождает лыжи из снега, облегчая начало поворота, и активно загружает их в момент приземления, проламывая корку, и позволяя глубже погрузить лыжи в снег, прогибая их для выполнения резаного поворота.

Общие проблемы, сводящие с ума лыжников

Посмотрим, что происходит, когда вы катаетесь по нерегулярному снегу так, как делаете это по жесткому покрытию, или как по целине.
Эксперт по жестким трассам сталкивается на тяжелом снегу с двумя недостатками. Такие лыжники используют значительное доминирование наружной лыжи для ее прогибания, а также пытаются выполнять плавный переход между поворотами путем переноса бедер над лыжами в направлении центра нового поворота. Эффект активной загрузки наружной лыжи будет таким же, как на целине, только проявится он еще хуже. Обе лыжи разъедутся, наружная лыжа погрузится в снег, тогда как внутренняя будет скользить по относительно твердой корке на поверхности, и станет двигаться неустойчиво.

Погруженная в тяжелый снег лыжа заблокируется и застрянет. Снег под внутренней лыжей достаточно мягкий для ее прогибания, но недостаточно - чтобы рулить ею.

Излишнее доминирование внешней лыжи в нерегулярном снегу часто приводит к необратимому разъ-езжанию носков лыж по своим траекториям в разном направлении.
Катание по корке с использованием целинной техники в большинстве случаев более удачный вариант, чем техника для жесткого покрытия. Однако такая техника все еще оставляет возможность для ошибок.

Целинный стиль катания означает использование обеих ног почти как близнецов, и выраженный цикл сгибания-разгибания нижней части тела, либо легкого раскачивания. Но эта смесь приемов обычно слишком слаба для корки.
Одновременные движения ногами предотвращает разъезжание лыж. Но при такой технике обе лыжи будут двигаться по поверхности покрытого коркой снега. Это то самое, что вам нужно на целине, но на нерегулярном снегу это вызовет проблемы. Плавное ритмичное сгибание-разгибание ног как на целине обычно недостаточно активно для корки, где нужно погрузить лыжи несколько глубже, чтобы вообще прогнуть их.

При использовании чисто целинной техники ваши лыжи скользят по поверхности, где они сталкиваются с разного рода неровностями корки. Таким образом лыжи никогда не прогибаются в четкую дугу, необходимую для резаного поворота.

Когда вы осторожны на таком снегу, вы лишь частично прогибаете свои лыжи, и этого бывает недостаточно для завершения поворотов и контроля скорости. Помните, что корка, как и целина, затрудняет руление. Вы не можете сбросить пятки в сторону в конце поворота, чтобы слегка притормозить.

Вы просто вынуждены прогибать лыжи и выполнять резаный поворот. Нет прогиба - нет резаного поворота - нет контроля скорости, нет уверенного и красивого спуска.
На таком тяжелом снегу многие лыжники обнаруживают, что лыжи не отвечают на команды, которые мозг и тело посылают им. Плотный снег и ломкая корка могут действовать как клей, который лепится к вашим лыжам и удерживает их в том положении, где они оказались.



Содержание раздела