Раньше бонсай представлялись мне чем-то таинственным, они были для меня какой-то магией и волшебством. Однако в действительности это не так.
Формирование бонсай это художественное ремесло, как и любой другой вид искусства. Следовательно, отдельными элементами этого художественного ремесла можно овладеть с помощью знания теории и практики.
В настоящее время формирование и выращивание бонсай широко распространенное в мире искусство, которое и у нас из года в год становится все более популярным. Вот уже в течение многих лет я формирую и выращиваю бонсай из пород деревьев, произрастающих в нашей климатической зоне, и накопил определенные знания и опыт при работе с этими деревьями.
В своей книге я и хочу поделиться этим опытом с любителями бонсай. На основе серий фотографий и рисунков я постараюсь показать, как можно самостоятельно придать нужную форму деревцам, чтобы через какое-то время из них получились относительно интересные бонсай. Бонсай, сформированные из растущих в наших лесах деревьев, получили у нас распространение уже довольно давно, и каждый коллекционер бонсай с удовольствием использует местный растительный материал; и не только потому, что находящийся поблизости лес всегда в его распоряжении, но также и по причине хорошего знания местных растений, с которыми люди живут бок о бок веками.
Это буки, сосны, клены, можжевельник и многие другие породы деревьев, которые подходят для формирования бонсай так же хорошо, как и азиатские, типичные для бонсай деревья. Но европейские деревья имеют одно важное преимущество: они более морозоустойчивы и хорошо переносят зимовку при минимальном укрытии.
Именно поэтому большее внимание в этой книге уделено не искусству классических японских форм бонсай, а переносу естественной формы роста дерева в природных условиях на миниатюрную форму бонсай.
Эта книга результат обобщения моего собственного опыта и моих профессиональных знаний по существу данного вопроса. Однако появление ее стало возможным только благодаря активной помощи моей жены и инициативе редактора издательства Ульмер.
Мне также хотелось бы поблагодарить за содействие в создании этой книги моих друзей-любителей бонсай, которые оказывали мне неоценимую помощь, делясь своими знаниями и опытом, Все фотографии и рисунки, за исключением некоторых фотографий, выполнены мною самим.
Я надеюсь, что эта книга будет интересной всем читателям, как начинающим, так и знатокам искусства бонсай, и они смогут найти в ней много новых идей.
Уже многие сотни лет в Китае и Японии из деревьев формируют бонсай. В самом начале бонсай выращивали буддийские монахи и священники, и только спустя сотни лет они распространили это искусство среди народа. Бонсай могут иметь возраст нескольких веков, оставаясь при этом высотой всего 60-80 см.
Их быстрый вертикальный рост искусственно сдерживается постоянной обрезкой новых побегов и ветвей и подрезкой корней. Этому способствует также и скудное питание растений минеральными веществами, которое дополнительно задерживает рост растений.
Каждый, кто всерьез решил заняться выращиванием бонсай, должен иметь ясное представление о том, что это требующее особой добросовестности и интенсивного ухода хобби, потому что речь в данном случае идет о живых деревьях, а не о мертвом материале.
Каждый, кто имеет дело с растениями, должен ясно понимать, что за ними необходим постоянный уход, прежде всего во время периода их активного роста. Для небольшой коллекции бонсай вполне достаточно, чтобы во время ежедневного полива вы немного более внимательно присматривали за своими растениями. Земляной ком в контейнерах (плошках) никогда не должен пересыхать. Листья и иголки необходимо время от времени проверять, чтобы насекомые-вредители и болезни не нанесли вреда вашим бонсай.
В случае каких-либо сомнений необходимо вынуть растение из горшка. Летом, когда бонсай активно растут, требуется проводить регулярную обрезку, чтобы поддерживать их форму. Зимой бонсай не нуждаются в каком-либо особом уходе, однако им нужно защищенное от мороза место на улице. Каждые несколько лет бонсай следует пересаживать в более крупную посуду.
Все эти мероприятия в небольшой коллекции бонсай не отнимают много времени и не требуют много работы, однако постоянный уход за растениями, включая также время отпуска, жизненно необходим.
Идея выращивания бонсай у нас еще очень молода. В Европе с ней познакомились лишь в 70-е годы XX века. Тем не менее за это относительно короткое время к увлекательному занятию выращивания бонсай приобщились люди самых разных профессий и возрастных групп.
При этом образовались многочисленные клубы, общества и группы любителей бонсай, ведущие активную деятельность. Ими постоянно организуются выставки и семинары, на которые приглашаются известные во всем мире мастера искусства бонсай.
Однако вовсе не обязательно быть членом клуба или общества. Выращивать бонсай в качестве хобби можно также и в одиночку.
Самым важным в данном случае является то, чтобы это хобби помогало вам расслабиться и приносило радость.
Если говорить точно, то бонсай это совершенно обычные деревья, такие как бук, клен, сосна или ель, которые высаживают в горшки и в течение многих лет придают им определенную форму и ухаживают за ними. Таким образом, бонсай называется маленькое деревце в горшке (плошке).
В принципе для бонсай подходят любые породы деревьев, которые имеют мелкие листья и у которых после обрезки быстро отрастают многочисленные молодые побеги. Деревья с крупными листьями используются редко или не используются совсем.
Ценность бонсай должна быть не материальной, а только духовной, как это всегда было и есть в Китае и Японии, Однако бонсай нередко продают за очень высокие, просто умопомрачительные цены. Это происходит по следующей причине: бонсай требуется много лет, чтобы приобрести красивую форму и выглядеть как старое дерево.
На формирование деревца в течение долгих лет очень часто уходит также и много часов работы. Естественно продавец бонсай желает, чтобы все это было опла-
У растущих на открытой местности одиночных деревьев хорошо наблюдать природные формы роста
Занятие бонсай это постоянные открытия, находки и созидательная работа, делающие человека по настоящему счастливым.
Есть целый ряд произрастающих в Европе пород деревьев, которые хорошо подходят для формирования бонсай. Нередко местные породы даже значительно выносливее, чем экзотические виды. К этому следует добавить, что мы лучше знаем их потребности в отношении местоположения, качественного состава и структуры почвы, а также возможных вредителей и болезни.
Растущие в наших лесах деревья морозоустойчивы, и следовательно, им не требуется перезимовывать в закрытых помещениях.
Многие вопросы можно выяснить для себя на месте природного произрастания выбранных деревьев. В принципе вырастить бонсай можно из любого европейского вида деревьев, который до этого еще никогда в качестве бонсай не использовался.
Для этого есть много возможностей. Во-первых, можно просто поэкспериментировать на растении с почвой, светом и водой
Это происходит оттого, что сосна черная очень светолюбивое растение и развивает пышную хвою только на верхушках кроны. Из этого и следует исходить: бонсай из сосны черной нуждаются в очень ярком освещении, следовательно, место для них должно быть удаленным от стен и зданий на несколько метров и слегка приподнятым над поверхностью земли, чтобы бонсай получали также немного света снизу. В природных условиях сосны произрастают на хорошо дренированных известково-песчаных или карстовых основаниях.
Поэтому для бонсай выбирают почвенную смесь из крупного песка или щебня с небольшим добавлением гумуса. При формировании бонсай из сосны черной совершенно не обязательно точно копировать природную форму дерева, возможны также и традиционные японские формы.
Таким образом, природные формы деревьев любой произрастающей у нас породы можно использовать в качестве образ-
Сосны в редколесье. Под слоем инея характерные причудливые формы сосен становятся особенно заметными
Кроме того, гораздо проще внимательно рассмотреть и изучить деревья в природных условиях и затем перенести их форму на бонсай. Разве не интересно представить себе, что дуб высотой всего в метр вместе с сучьями и ветвями может выглядеть как старое взрослое дерево.
Среди произрастающих в наших широтах пород деревьев есть, по крайней мере, дюжина, которые наверняка могут служить хорошим исходным материалом.
Тот, кто время от времени предпринимает попытки использовать для формирования бонсай породы деревьев, которые в этом качестве почти не известны, очень скоро приходит к выводу, что далеко не каждое дерево подходит для формирования из него бонсай. Так, например, у каштана изумительные по красоте цветки и листья, да к тому же еще и великолепная по форме крона, однако из-за своих огромных соцветий и листьев для формирования бонсай это дерево подходит плохо.
И, напротив, кусты боярышника в природных условиях не очень привлекательны и не имеют особого шарма, однако для использования в качестве бонсай это великолепный исходный материал. Поэтому при выборе местных пород деревьев необходимо мысленно ответить себе на следующие вопросы:
- Мелкие ли у данной породы дерева листья?
- Дает ли оно молодые побеги из старой древесины?
- Образует ли оно много разветвлений?
- Сильно ли отрастают у него побеги?
- Хорошо ли оно растет в маленькой посуде?
- Красиво ли сформировано у него основание корней?
Однако наряду с породой дерева решающее значение при выборе исходного материала имеет также внешний вид и состояние отдельного растения.
Форма каждого дерева так индивидуальна и неповторима, что иногда бывает очень трудно определить, красиво или уродливо выглядит дерево. Существуют тысячи форм, которые коллекционер бонсай воспринимает как красивые. Поэтому нет никакой необходимости устанавливать какие-то строгие рамки, ибо у каждого человека свой вкус. Более того, можно сказать, что внешний вид бонсай находится в зависимости от вкуса, который на разных континентах может различаться.
Так в Японии встречаются преимущественно относительно тяжеловесные бонсай с мощным стволом и идеально сформированной кроной. В Европе выращивают несколько более элегантные, в отдельных случаях с очень тонкими стволами бонсай.
В США отдают предпочтение более грубоватой и простой форме и ценят бонсай, которые часто достигают 1 метра в высоту.
При формировании бонсай по образцу произрастающих в Европе пород деревьев необходимо всегда иметь в виду основные правила японского искусства формирования бонсай. Это касается главным образом формы отдельных ветвей и основания корней.
Общую форму и ствол бонсай можно позаимствовать у растущих в наших лесах деревьев.
Классические стили бонсай можно охарактеризовать следующим образом: Строго вертикальный, токкан. Благодаря своим простым и ясным линиям эта форма является первой и наиболее важной для начинающего коллекционера бонсай. Многие более сложные формы основываются именно на ней. Поэтому желательно основательно изучить эту форму.
Кроме того, начиная с формирования бонсай в строго вертикальном стиле легче всего справиться с поставленной задачей.
Метлообразная форма, хокида-
ти. В безлиственном состоянии кроны бонсай с метлообразной формой выглядят очень филигранно и имеют графический эффект.
В подавляющем большинстве случаев для этого стиля используются дзельк-вы и вязы. Ветви выходят из одной центральной точки ствола и равномерно расходятся во все стороны.
Даже корни горизонтально расходятся во все стороны.
При метлообразной форме не образуется какой-то одной доминантной ветви, напротив, все скелетные ветви имеют примерно одинаковую толщину. По мере роста и развития деревца иногда случается так, что отдельные ветви становятся толще остальных и начинают доминировать.
Такие ветви необходимо сильно укоротить или вырезать совсем.
Раздвоенный ствол, сокан. Форму с раздвоенным стволом можно вырастить как из одного корня, так и из двух отдельных корней.
При выборе растений очень хорошо, если используется одно более сильное и одно более слабое растение. Благодаря этому бонсай с раздвоенным стволом получаются более гармоничными.
Форма с раздвоенным стволом далеко не всегда должна быть строго вертикальной. Она может быть также и слегка наклонной.
Плотообразная форма, икада-
буки. Плотообразная форма встречается в коллекциях бонсай редко. Ее формируют из односторонне растущего дерева, которое располагают горизонтально на почве и заново укореняют.
Благодаря этому часть ветвей деревца располагается почти вертикально и по истечении нескольких лет образует множество стволов.
Для формирования бонсай этого стиля используют исходные растения, у которых с одной стороны располагается много ветвей. Позднее из них образуются стволы. Ненужные ветви с противоположной стороны вырезаются прямо у ствола.
По всей длине ствола со стороны срезанных ветвей делаются неглубокие насечки, чтобы ускорить образование новых корней. Затем с помощью полосок ткани или лыка растение вдавливают в почву и фиксируют в таком положении.
Метлообразная
форма
Фото на стр. 68 Рисунок на стр. 12
Раздвоенный
ствол
Фото на стр. 89 Рисунок на стр. 12
Плотообразная форма Рисунок на стр. 13
Строго вертикальный стиль Фото на стр. 101 Рисунок на стр. 12
Внизу слева: Метлообразная форма, хокидати
Исконная природная форма полукаскада встречается у деревьев в горах, растущих на наклонном основании. При формировании полукаскадной формы самая нижняя ветвь бонсай не должна доходить до нижней кромки контейнера (плошки). В качестве контейнеров используют плошки средней высоты круглой, квадратной или шестиугольной формы.
Каскадная форма, кенгай. Каскадные формы деревьев встречаются в природе на крутых обрывах и отвесных скалах. Они очень глубоко укореняются в скальных породах и растут вниз, свисая со скалистого грунта.
Чтобы бонсай с каскадной формой выглядели эффектно, их располагают на специальных высоких столиках. Литературная форма, бундзин-дзи.
Очень своеобразная форма с частыми изгибами и оборотами ствола и слегка наклонной обшей линией ствола. Очень
часто бонсай этого стиля формируют из хвойных пород деревьев. В качестве исходного материала используют густоветвистые до самой земли деревца, нижнюю часть ствола которых полностью оголяют от веток. Обязательным условием является молодая, растущая вверх ствольная часть на очень мощном старом основании ствола.
Верхушка растения должна быть хорошо сформирована. Часть ветвей должна располагаться уступами, примерно от 3 до 7. Согнутая ветром, фукинагаши.
Обозначение этой формы не нуждается ни в каких пояснениях. Великолепный наглядный материал можно найти на морском берегу, где ветры и бури всегда дуют с одной стороны, благодаря чему растущие там деревья приобретают согнутую ветром форму. Наклонный ствол, сякан.
Форма, часто встречающаяся в коллекциях бонсай. Сформировать бонсай этого стиля можно практически из всех пород деревьев. Это могут быть бонсай как с тонкими, так и с очень толстыми и мощными стволами.
По возможности должна быть четко видна часть корней, чтобы создавалось впечатление, будто дерево немного выворочено из земли ураганом.
Бонсай могут сильно отличаться по размерам. Самые маленькие из них едва достигают в высоту 8 см, однако есть также и деревья внушительных размеров высотой 130 см.
При этом дела обстоят отнюдь не так, что маленькие по размерам бонсай молодые, а большие старые, выросшие за долгие годы.
Идеальный размер бонсай зависит в первую очередь от размера листьев. Из деревьев с мелкими листьями можно сформировать бонсай любого размера.
У деревьев с крупными листьями или длинными иголками необходимо установить минимальный размер, при котором их можно представить в правильной пропорции (соотношение размера листьев к размеру самого дерева). Так, например, каштан должен иметь высоту от 1,20 до 1,50 м, чтобы выглядеть гармонично.
Подходящие деревья для различных размеров бонсай
- 8-20 см: можжевельник, ирга, рододендрон, ель;
- 20-30 см: барбарис, клен полевой, клен скальный, бирючина, сосна горная с мелкими иглами;
- 30-70 см: береза, орешник, сосна, клен ясенелистный (американский), вяз;
- 60-100 см: бук, дуб, бузина, клен ложноплатановый (явор), клен платанолистный, сосна черная, лиственница, липа, ясень, клен ясенелистный;
- 100-130 см: платан, каштан, сосна черная, бузина, акция, глициния.
Хорошо сформированные бонсай это
деревья в миниатюре, сделанные предельно декоративными. Чтобы ориентироваться в формах и стилях, необходимо знать, из какой породы деревьев можно сформировать ту или иную форму. Например, из сосны с длинными иглами нельзя сформировать маленький бонсай, который был бы пропорциональным, то есть имел бы правильную пропорцию размеров самого деревца и его хвои. Это значит, что бонсай высотой 15 см с иглами длиной 8-10 см будет выглядеть непропорциональным.
Существует большое количество форм и стилей бонсай, с которыми начинающему любителю не справиться. Поэтому целесообразно выбирать такие типовые формы, которые легко понять, но которые вместе с тем обладают огромным эстетическим воздействием. Это в первую очередь формы, растущие прямо или слегка наклонно или имеющие немного согнутый ветром облик.
За сложные, причудливые и сверхдинамичные формы новичку браться не стоит.
Только после приобретения опыта и развития в себе чувства формы можно приступать к формированию бонсай сложных форм и стилей. Этот опыт приобретается не с помощью только специальных книг или журналов, он предполагает также и многолетнюю практическую тренировку на живом материале, поскольку научиться формировать бонсай можно только при помощи формирования бонсай.
Обычно начинающие любители снова и снова спрашивают, необходимо ли иметь старое дерево, чтобы сформировать бонсай? Ответ на этот вопрос таков, что возраст бонсай часто слишком переоценивают. Даже молоденькие бонсай могут быть очень выразительными и эффектными, если у них гармонично распределены ветви и сформирован красивый ствол.
Таким образом, для формирования бонсай необязательно использовать только старые деревья. Однако существуют такие формы бонсай, которые невозможно сделать из молодых растений. К ним относятся формы с расщепленным стволом или с ветвями, с которых частично или полностью снята кора, а также крайне причудливые (изломанные) формы.
В природных условиях на деревья оказывают влияние ветры и ураганы. Здесь же природой является сам создатель бонсай.
Внимательное рассматривание деревьев и кустарников важная подготовительная работа для занимающегося формированием бонсай любителя, поскольку натренированный глаз может быстрее оценить гармоничную форму дерева. Для развития чувства формы, необходимого при формировании бонсай, желательно зарисовывать или фотографировать отдельные деревья и сделать из этого материала небольшой архив, чтобы при необходимости под рукой всегда было достаточно образцов.