Оливковые рощи также неотъемлемый элемент ландшафта страны, особенно на юге. По сбору оливок Италия занимает 2-е место в мире после Испании (3 млн тонн в год). Почти столько же выращивают цитрусовых. Посадки апельсинов, мандаринов, грейпфрутов, лимонов сконцентрированы преимущественно в двух южных областях в Калабрии и на Сицилии. Здесь же выращивают грецкий орех, миндаль, фундук, собирают бергамот и табак.
Обширны плантации цветов.
Среди важных отраслей итальянского растениеводства можно назвать рисоводство и овощеводство. Рис возделывают в пойме р. По, используется он для приготовления национального блюда ризотто, а также экспортируется в страны ЕС.
Овощеводство разнообразнейшее: на небольших частных огородах в открытом грунте или теплицах выращивают томаты, салаты, лук, артишоки, спаржу, что типично для средиземноморской страны.
Животноводство занимает подчиненное положение из-за ограниченной кормовой базы, но, как и растениеводство, имеет древнейшие корни. Главный сдерживающий фактор развития сегодня жесткая конкуренция в условиях общеевропейского рынка со стороны более рентабельных производителей, которых теперь немало в Европейском союзе.
Главный овцеводческий район о. Сардиния. Мясомолочное животноводство развито на альпийских лугах Северной Италии.
Птицеводческие фермы размещаются вокруг крупных городов.
В Италии создана мощная современная индустрия. Базовые отрасли промышленности имеют особые черты. 70% энергопотребления обеспечивают нефть и газ, хотя своих месторождений в стране почти нет. Большинство ТЭС работает на мазуте.
По объемам импорта нефти в Зарубежной Европе Италия уступает только Германии. Общая мощность нефтеперерабатывающих заводов самая большая в Зарубежной Европе 100 млн тонн в год.
Значительная часть нефтепродуктов экспортируется в страны ЕС. Самый крупный завод мощностью 16 млн тонн в год находится в г. Саррок на о. Сардиния.
Гидроэлектростанции, сооруженные в Альпах, обслуживают не только север и северо-восток страны, но и соседей: электроэнергию продают в Швейцарию и Австрию.
Острый дефицит собственных традиционных энергоресурсов стимулировал поиски новых. Еще в 1905 г. в центральной части страны, в Лардерелло, были построены первые в мире гидротермальные электростанции на подземных горячих источниках. Италия первой в Европе начала строить атомные электростанции, но после Чернобыльской аварии 1987 г. под давлением общественности все они были закрыты, а новые проекты заморожены. В настоящее время энергетическая политика правительства направлена на уменьшение зависимости экономики от нефти. Успешно внедряется газификация хозяйства.
Уже каждый четвертый автомобиль в Италии ездит на газе.
Среди базовых отраслей выделяется металлургия. Черная металлургия важная отрасль специализации Италии на общеевропейском рынке.
Как и нефтепереработка, она живет в основном на импортном сырье и топливе, что, впрочем, не помешало ей стать одной из самых мощных в Зарубежной Европе. Этому способствовало создание еще в начале 1950-х гг. единого общеевропейского рынка стали, на котором Италия заняла выгодные позиции благодаря относительно более дешевой рабочей силе.
Потенциально итальянские металлургические комбинаты способны выплавлять свыше 20 млн тонн стали и выдавать миллионы тонн проката. Италия производит высококачественные тонкую холоднокатаную сталь и трубы. При этом активно используется металлолом, который специально покупается не только в самой Италии, но и во многих странах ЕС.
Однако из-за непростой конъюнктуры на мировом и европейском рынках металлургические предприятия работают не в полную мощность. Импортная зависимость объясняет приморское размещение предприятий.
Самый крупный и современный металлургический комбинат полного цикла расположен на юге страны в г. Таранто. Комбинаты полного цикла есть также в Генуе и в Баньоли около Неаполя.
Цветная металлургия традиционно базировалась на местных рудах: Сардиния, Сицилия и Апеннинский полуостров богаты месторождениями свинца, цинка, ртути, бокситов. Сегодня большинство предприятий отрасли имеют смешанное, внутреннее и импортное сырьевое обеспечение.
Выплавка цинка размещена около крупных электростанций в Порто-Маргере, Монтепони, Кротоне. Свинцовоплавильные заводы находятся в основном на о. Сардиния. Мощная алюминиевая промышленность теперь переориентировалась преимущественно на импорт бокситов, в частности из Балканских стран, и обслуживает прежде всего автомобилестроение.
Самый мощный алюминиевый комбинат по производству первичного алюминия расположен в Больцано в Альпах. Заводы, производящие вторичный алюминий, разбросаны по всей стране, самый крупный расположен в Падерно-Дуньяно близ Милана. В Тоскане находится одно из самых старых месторождений ртути в Европе.
Несколько десятилетий назад Италия и Испания были крупнейшими поставщиками ртути на мировой рынок. Теперь это очень грязное производство в обеих странах закрыли, в частности по экологическим причинам, а мировое первенство по производству ртути перешло к Китаю.
Среди отраслей базового сектора в Италии выделяются добыча мрамора, и производство цемента. Итальянские мраморы получили всемирную известность многие столетия назад.
Ключевая отрасль промышленности Италии транспортное машиностроение. Оно дает четверть всей промышленной продукции страны и почти половину экспорта.
По общему производству автомобилей Италия занимает 4-е место в Европе после Германии, Франции и Испании, здесь ежегодно выпускается 1,5 млн легковых автомобилей и еще 200 тыс. грузовиков и автобусов.
Автомобилизация Италии началась с производства мотоциклов и мотороллеров в г. Понтедера. Полвека назад на автомобили у большинства итальянцев денег не было, но позволить себе колесить по стране на мотоциклах могли многие.
У молодежи особенно популярны были мотороллеры, а у торговцев мотоциклы с прицепом для перевозки грузов. Страсть к быстрой езде стала главным мотивом создания великолепных гоночных машин, получивших всемирную славу.
Марки Феррари и Мазерати известны сегодня любому подростку. Но главная компания страны это автогигант концерн ФИАТ (Fabrica Italiana Automobili
Torino). Его основал Джованни Аньели, один из самых влиятельных олигархов и политиков в истории Италии. Созданное им государство в государстве со столицей в Турине стало символом итальянского оли-гархически-мафиозного монополизированного капитализма. В послевоенный период мощные автомобильные заводы помимо Турина были построены близ Милана, под Неаполем и в Термини-Имерезе на Сицилии. ФИАТ подчинил себе компании Альфа-Ромео и Ланча.
Помимо производства легковых автомобилей Фиат, империя Ангели, скончавшегося в 2003 г., включает строительные компании, торговые комплексы, обширную сеть гостиниц, ей принадлежит одна из самых популярных газет в стране Ла Стампа.
Италия родина гусеничного трактора, изобретенного для условий сильнопересеченного рельефа. Главный производитель сельскохозяйственной техники компания Ломбардини.
Значительная часть судостроения, одной из старинных отраслей хозяйства Италии, теперь также принадлежит ФИАТ. Самые крупные судоверфи находятся в Монфальконе (на границе со Словенией), в Триесте (военные суда) и в Порто-Маргере около Венеции.
На Лигурийском побережье продолжают работать старинные верфи в Генуе, Ливорно и Специи, на юге страны в Палермо (малые рыболовецкие суда и спортивные яхты).
Известна Италия в мире и своей электротехникой. Она входит в пятерку мировых лидеров по производству холодильников и стиральных машин (марка Индезит).
Конторское оборудование специализация известной фирмы Оливетти. Столица Оливетти г. Ив-реа на севере страны.
Химическая индустрия, так же как и автомобилестроение, сильно монополизирована. Здесь господствуют две компании Монтэди-сон и государственное объединение ЭНИ. Они производят большой ассортимент пластмасс, химических волокон, лаков и красок. Динамично развивается в последние десятилетия фармацевтика. Самый старый район химических предприятий ¦ Милан и его окрестности.
Нефтехимическое производство расположено в основном по побережью. На севере это Равенна, на юге Джела на Сицилии и Кальяри на Сардинии.
Резинотехнические изделия выпускает фирма Пирелли.
Текстильная промышленность, как и в большинстве других стран Зарубежной Европы, наследие периода ранней индустриализации. Традиционно Италия славилась бархатом и шелком.
На выращивании тутового шелкопряда и производстве шелковых тканей специализируется Кампания. Исторический центр шерстяной промышленности г. Прато в Тоскане. Сегодня в Италии производятся хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные, а также разнообразные искусственные и смешанные ткани*
По производству трикотажа Италия лидирует в Европе. Особенно много трикотажных фабрик в области Эмилия-Романья. По экспорту одежды она занимает одно из первых мест в мире. Италия, как и Франция, признанный законодатель моды.
Один из лучших подиумов мира находится в Турине.
Италия крупнейший в мире экспортер обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающаяся в мире, итальянская.
В стране более 7,5 тыс. небольших обувных предприятий. Особенно их много в центральных областях Тоскана и Марке.
Недалеко от Падовы находятся предприятия фирмы Хадсон одного из мировых законодателей обувной моды.
Есть у Италии особые отрасли специализации. Одна из таких древнее стекольное производство. На фабриках в Мурано близ Венеции, построенных в эпоху Возрождения, до сих пор выдувают художественное стекло, известное в мире как венецианское.
Несколько сотен стекольных заводов, разбросанных по стране, выпускают особо прочное стекло для автомобилей и стекло для оптических приборов. Флоренция один из старейших в мире центров ювелирного дела.
Итальянские ювелирные изделия отличаются большим разнообразием, умеренными ценами и пользуются популярностью у туристов. Еще одна специализация Италии, хорошо известная в России, производство сантехнического оборудования.
Несмотря на то что Италия страна относительно поздней индустриализации, здесь уже ярко проявляются признаки постиндустриального развития. Более половины работающих занято в третичном секторе.
На территории Италии 34 объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Самые посещаемые туристические места Рим с Ватиканом, Венеция и Флоренция.
На территории Италии находится микрогосударство Республика Сан-Марино, живущее за счет туризма.
В силу особенностей географического положения и конфигурации страны транспорт всегда играл исключительную роль как в организации внутреннего пространства, так и в связях с внешним миром. Ключевой вид транспорта автомобильный. Он обеспечивает 90% пасса-жироперевозок и 80% грузоперевозок. Главная транспортная магистраль страны Автострада Солнца, идущая от границы с Францией на юг через Турин, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь в Реджо-ди-Калабрию.
Особенно густая сеть автодорог на севере страны.
Для развития инфраструктуры туризма параллельно с Автострадой Солнца построена современная скоростная железная дорога.
Морской транспорт прежде всего обслуживает внешнюю торговлю. Треть итальянских судов танкеры, перевозящие нефть.
В стране более 140 портов, самые крупные на севере Генуя с грузооборотом 50 млн тонн, Триест (35 млн тонн), на юге Неаполь, главный каботажный порт страны.
Самая яркая черта обшей территориальной структуры хозяйства Италии ее дуализм, т.е. контраст между развитым Севером и отсталым Югом. Две пятых промышленного производства сосредоточено на Северо-Западе в треугольнике ТуринМиланГенуя. Связано это прежде всего с близостью общеевропейского пространства.
Несколько менее развит Северо-Восток страны. Его главный центр город на воде Венеция.
Центральная часть Италии не так насыщена производством и инфраструктурой, но здесь находится столица Италии Рим. Южная Италия сильно отстает от Северной и Центральной по ключевым показателям экономического развития (четверть ВВП, средние доходы населения почти в два раза ниже, чем на Севере).
Главный город Неаполь, столица Кампании (более 2 млн человек). Наиболее отсталые области Италии Сицилия и Сардиния,
Население и качество жизни
Подавляющее большинство (98%) населения Италии итальянцы. Нация формировалась в результате длительного смешения древних романизированных племен италиков с германцами: вестготами, вандалами, остготами и др.
Впоследствии происходило массовое смешение италийского населения с завоевателями: византийцами, франками, арабами, норманнами. Главным фактором консолидации жителей Италии в единый народ стал латинский язык, унаследованный от Римской империи.
Тосканский диалект латыни лег в основу современного итальянского языка. Как следствие длительной раздробленности страны до сих пор сохраняются ярко выраженные региональные диалекты.
В течение одного двух послевоенных поколений итальянцы совершили удивительно быстрый переход от традиционных многодетных к малодетным и бездетным семьям. В результате в 1990-х гг. в стране был отрицательный естественный прирост населения.
Демографическую ситуацию усугубило и то, что в отличие от Германии, франции и Великобритании во второй половине XX в. в Италии эмиграция преобладала над иммиграцией. Более 10 млн итальянцев уехали в поисках лучшей доли в США, Германию, Францию.
Размещение населения по территории страны очень неравномерно. При средней плотности около 200 человек на 1 км2, на севере она превышает 300 человек на 1 км2. Две трети населения проживает в городах.
Роль столицы страны Рима намного скромней, чем Парижа или Лондона, и по показателям численности населения (3,5 млн человек), и по значению для экономики страны. Но Рим остается Римом. Это один из мировых центров культуры.
Миллионы туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы подышать воздухом вечного города, сфотографироваться на фоне Колизея. В границах Рима находится Ватикан город в городе, резиденция главы Католической церкви папы римского (подробнее см. гл.
7, § 2).
Равный Риму по численности населения город Милан (также около 3,5 млн человек) столица Ломбардии. В центре находится Миланский кафедральный собор, который строился около 600 лет. Неподалеку расположен самый знаменитый оперный театр Ла Скала. Город окружен десятками промышленных предприятий.
Известен он и одной из сильнейших в мире футбольных команд.
Вместе с Турином и Генуей Милан образует главный промышленный треугольник севера Италии. На юге страны есть только один город-миллионер Неаполь.
В последние десятилетия наблюдался активный отток населения из крупных в средние и малые города, что характерно для большинства развитых стран Зарубежной Европы. Например, за 1980-е гг.
Милан потерял 15% населения. Параллельно быстро росла численность периферийных городов, особенно на побережье, что связано с изменением конъюнктуры рынка труда (развитием туризма и сферы услуг), падением привлекательности промышленных городов и ростом престижности экологически чистых городов, особенно приморских.
На отсталом Юге до сих пор сохранилось много старинных городков. Большинство работающих здесь трудятся на соседних с городом полях, выращивая овощи, оливы, перцы и другие сельскохозяйственные культуры.
Доля чисто сельского населения в стране по европейским меркам велика в среднем 10%, а в южных областях еще в несколько раз выше.
По качеству жизни Италия до 1990-х гг. существенно отставала от тройки ведущих стран Европы. Но к началу XXI столетия по многим ключевым показателям она догнала Великобританию. Например, обе страны поравнялись по такому интегральному показателю, как ВВП на душу населения (см. табл.
1 Приложения), что отражает постепенное выравнивание показателей общего благосостояния населения. Вместе с тем, как и в хозяйстве, все еще сохраняются очень сильные территориальные контрасты в разрезе Север Юг.
По материальным показателям уровня жизни наиболее благополучны провинции Ломбардия (центр Милан), Пьемонт (Турин), Лигурия (Генуя) и Ве-нето (Венеция) и Тоскана (Флоренция). Даже Рим по уровню жизни отстает от северных провинций. Наиболее низкие показатели в областях Калабрия и Сицилия. Уровень доходов населения здесь почти вдвое ниже, чем на севере страны.
Здесь же традиционно самый высокий уровень безработицы. По показателям комфортности среды наиболее благоприятными для жизни считаются район г. Сан-Ремо у границы с Францией и побережье Салернского залива в области Кампания.
Дополнительная литература При подготовке к занятию
Максаковский В.П. Географическая картина мира. М., 2004. Ч. 2. Социально-экономическая география Зарубежной Европы / Под ред.
B.B. Вольского. М., 1998.
С. 236-245.
Страны мира; Справочник / Под ред. И.С. Иванова. М., 1999.
С. 163167.
Для углубленного изучения темы Галкина Т.А., Красноеская Н.А. Италия.
М., 1985.
Западноевропейские модели: особенности социально-экономических моделей. М., 2002.
С 161-186.
Италия. Специальный выпуск // Газета География. t996.
23.
Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М., 2000.
С. 13169.
Страны мира. 2000. Статистический справочник ООН / Пер. с англ. М, 2001. С. 84.
Страны мира / Под ред. Б.Н. Зимина и И.И.
Бариновой. М., 1992.
Ч. 1. География Европы. С. 2548.
Страны и народы. Мм 1979. Южная Европа.
С. 152224.
В группу малых стран Западной Европы включают 14 государств: королевства Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания, Норвегия, Швеция, великое герцогство Люксембург и республики Австрия, Греция, Ирландия, Исландия, Португалия, Финляндия, Швейцария . Одиннадцать из них (кроме Исландии, Норвегии и Швейцарии) члены Европейского союза. Все относятся к развитым странам.
К европейским микрогосударствам относят Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорру, Лихтенштейн, иногда Мальту и Гибралтар.
Типологические признаки
Идентифицировать малые страны по какому-либо одному признаку нельзя, что осложняет выделение этой типологической группы. Обычно их определяют не по одному, а по нескольким признакам. Среди них:
небольшая территория. Например, площадь Бельгии в 15 раз меньше площади Франции и в 1,5 раза меньше Московской области. Но есть и исключения: Испания вторая по площади страна Зарубежной Европы (около 500 тыс. км2), площадь Швеции 450 тыс. км2;
численность населения существенно меньше, чем в четверке главных стран Западной Европы. Испания по этому показателю отли- чается от Франции, Великобритании и Италии на 20 млн человек, от Германии в два раза. Население большинства малых стран не превышает население Москвы (менее 10 млн человек);
показатели ВВП, промышленного производства многократно ниже, чем у четверки главных стран. ВВП (по ППС) Испании вдвое меньше, чем Италии (550 млрд долл. США против 1100 млрд долл., 2000 г.), Нидерландов почти в шесть раз меньше, чем Германии (360 млрд долл, против 1,9 трлн);
высокая степень открытости экономики, ключевая роль связей с внешним миром в развитии; специализация прежде всего на отраслях, наиболее выгодных с точки зрения международных потребностей. Так, доля экспорта в ВВП стран Бенелюкса превышает 80%.
Некоторые специалисты, например Б.Н. Зимин и С.В.
Одессер, определяют страны как малые, если объем их рынка меньше объема экономического пространства стандартного экономического района высшего ранга.
Малые страны на карте Европы в прошлом и настоящем
Среди малых стран Западной Европы, занимающих сегодня относительно скромное место в Европе, есть государства, могущество и геополитическое влияние которых в прошлом позволяло им соперничать, и небезуспешно, с сильнейшими державами мира. Это Греция, Нидерланды, Бельгия, Испания, Португалия, Дания, Швеция и Австрия.
Вечная слава Греции прежде всего слава Древней Эллады, одного из главных очагов мировой цивилизации, колыбели демократии. Наследие Эллады общечеловеческое достояние. Нидерланды (Голландия) метрополия некогда великой колониальной морской империи. Было время, когда в нее входили Индонезия, Индия и Китай.
Именно здесь Петр Великий работал на верфях Амстердама, чтобы научиться кораблестроению. Это центр ремесленничества и мировой торговли, куда уже многие столетия назад сходились главные торговые пути мира. Не случайно первое название Нью-Йорка, расположенного по другую сторону Атлантического океана, было Нью-Ам-стердам. Сегодня Нидерланды одна из наиболее высокоразвитых стран Зарубежной Европы.
Бельгия страна ранней индустриализации, ее часто называют малой мастерской мира, после большой Великобритании. Это одна из наиболее индустриально насыщенных стран Европы. Она занимает 1-е место в мире по производству чугуна, стали, цемента и стекла на душу населения. Известна Бельгия во всем мире и своим сукноделием гобеленами и коврами. Испания когда-то серьезно претендовала на мировое господство, создала огромную колониальную империю.
Отсюда снаряжал свои экспедиции Христофор Колумб. В Средние века в течение нескольких столетий испанские короли управляли Священной Римской империей, а Испания была самой могущественной в Европе (подробнее см. гл. 9). Активно участвовала в разделе мира и Португалия, ее империя просуществовала дольше других, вплоть до 1960-х гг. Маленькое королевство Дания также имело свои колонии.
До сих пор датским владением юридически остается Гренландия.
Великая Швеция в течение нескольких столетий была хозяйкой всей Скандинавии, в XVIIXVIII вв. соперничала с Россией на Балтике, была одним из ключевых игроков на европейском геополитическом пространстве. Австрия центр Австро-Венгерской империи, некогда главный, но неудачливый конкурент Пруссии в деле объединения германских народов.
Вена несколько веков была столицей Священной Римской империи германцев, австрийцы хозяйничали на территории Италии и на севере Балканского п-ва.
Прошлое Люксембурга, Ирландии, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швейцарии значительно скромнее. За исключением великого герцогства Люксембург, все они длительные периоды входили в состав других стран. Ирландия получила независимость от Великобритании только в 1949 г. Дания признала окончательную независимость Исландии в 1944 г. (Исландия родина первого в Европе парламента, X в.). Норвегия тоже находилась 400 лет под датской короной, а потом еще 100 под шведской.
Финны 500 лет жили под шведской короной, а потом более 100 лет под Российской вплоть до 1918 г., когда была провозглашена независимая Финляндская республика.
Сегодня экономическое и геополитическое положение малых стран в мире и в Европе качественно другое. В новых реалиях их вес измеряется по другим параметрам. В сфере экономики он прежде всего определяется той нишей, которую страна занимает в мировой экономической системе и в Европейском союзе.
В политике местом и влиянием в международных организациях. Например, в Брюсселе, столице Бельгии, размещаются Совет министров ЕС и штаб-квартира Североатлантического блока (НАТО). В Женеве (Швейцария) находятся головные офисы многих международных организаций, в частности Всемирной торговой организации (ВТО), комитета Красного Креста, Всемирной организации здравоохранения