d9e5a92d

ЭКОНОМИКА

Экономическая мощь Зарубежной Европы в целом огромна и превосходит США. Большинство стран перешло к постиндустриальному развитию. Регион имеет хорошие перспективы и становится особенно привлекательным для вложения капитала.

В 1990-х гг. прямые инвестиции США в страны Западной Европы были в 12 раз больше аналогичных инвестиций в Японию.

§ 4,1. Природно-ресурсный потенциал

Природно-ресурсный потенциал всегда играл важную роль в обеспечении экономического развития европейских стран, формировании центров экономического роста. Ключевое значение он имел в период начальной индустриализации, когда создавались базовые отрасли промышленности.

Так, из 22 старопромышленных городских агломераций Зарубежной Европы, 18 сформировались на удачных сочетаниях железорудных и угольных месторождений.
Регион и сегодня обладает значительными природными богатствами. Лотарингский бассейн крупнейший по запасам железной руды в Зарубежной Европе. В Рурском бассейне осталось еще немало высококачественного угля.

Однако в последние десятилетия его добыча неуклонно сокращалась. Так, с 1970-х по 1990-е гг. она уменьшилась почти в 10 раз. Объясняется это не столько исчерпанием здесь запасов угля, сколько экономической нерентабельностью добычи из-за ее высокой себестоимости, особенно при шахтном способе. Дело в том, что в себестоимости каждой тонны угля, добытой в шахте, до 80% затрат оплата труда шахтеров.

В Западной Европе с высокой планкой средней заработной платы добыча угля обходится очень дорого. Поэтому выгоднее ввозить его из-за океана, даже несмотря на транспортные издержки.

В целом к концу XX в. доля угля в энергопотреблении упала до 25%. Существенную роль в сокращении его добычи сыграло и непрерывное ужесточение в
Зарубежной Европе экологических требований к отрасли, особенно в странах ЕС.
Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала Европы, основанная на учете спроса и предложения на потребляемые европейскими странами ресурсы, а также их себестоимости, объясняет причины импорта большинства природных ресурсов. Помимо угля в Европу ввозятся железная руда, глинозем, нефть, газ и другое сырье.
Тем не менее Европа не только импортер минеральных ресурсов. Здесь в огромных количествах добывается сырье для строительной индустрии (песок, глина, известняк, мрамор Италия, гранит Швеция и т.д.) и для производства минеральных удобрений (фосфаты, калийные соли Эльзас во Франции). Ряд европейских стран поставщики минерального сырья на мировой рынок
В ресурсообеспечении стран Зарубежной Европы в последние два десятилетия произошли существенные сдвиги. После острейшего энергетического кризиса 1973 г. доля развивающихся стран в обеспечении региона сырьем упала: с 30 в 1980 г. до 15% в конце 1990-х гг., топлива с 55 до 25%, сельскохозяйственной продукции с 10 до 6%.

Таким образом, страны ЕС перешли к политике сокращения сырьевой зависимости от стран третьего мира.
Второй важный сдвиг открытие и активная разработка месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря. Великобритания стала крупным экспортером нефти, Норвегия нефти и газа, Нидерланды газа.

Зарубежная Европа получила значительные гарантии невозможности повторения энергетического кризиса 1973 г. В перспективе она возлагает большие надежды на увеличение поставок энергоресурсов из России. Разрабатывается и уже осуществляется ряд крупных проектов строительства нефте- и газопроводов из России в страны ЕС через Украину и Белоруссию, а также по дну Балтийского моря.

Особенно большие перспективы имеет экспорт российского газа, в частности с полуострова Ямал по новому газопроводу через Белоруссию и Польшу (ЯмалЗападная Европа), так как, по прогнозам, в первое десятилетие нового столетия потребление газа только в нынешних странах ЕС может удвоиться и достигнуть 600700 млрд м3.

§ 4.2. Интеллектуальный потенциал

В постиндустриальный период информация и знания становятся гораздо более важным фактором развития хозяйства, чем наличие либо отсутствие тех или иных природных ресурсов. Ключевое значение приобрел фактор наукоемкости экономики, а следовательно, стремительно возросла потребность в квалифицированных специалистах.
Интеллектуальный капитал аккумулирует научные знания работников, интеллектуальную собственность (табл. 13). Внедрение достижений научно-технического прогресса послужило основой для создания интеллектуальной инфраструктуры Зарубежной Европы.

Наука и Культура все теснее переплетаются с отраслями материального и нематериального производства, становясь важнейшими производительными силами европейского общества.
В создании новаций, в совершенствовании ассортимента и качества выпускаемой продукции большая роль принадлежит развитию сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР)* Они превратилась в одну из важнейших отраслей экономики ЕС производство знаний, превосходящее по своим размерам крупнейшие отрасли материального производства (табл. 14). Еще в XIX в. англичане наладили систему быстрого внедрения новых технологий в массовое производство. Во второй половине XX в. появились технопарки. Самые известные в Европе: София-Антиполис (Франция, основан в 1969 г.), Хэриот-Уотгский и Кембриджский (Великобритания, оба с 1972 г.).

Вокруг некоторых из них разместились предприятия отраслей высоких технологий. Например, британская Силиконовая долина в Шотландии, технологические регионы Кембриджа и Гренобля, Силиконовый Изар под Мюнхеном.

В последнее время развивается концепция создания информационного города: разного рода телепорты (Мец, Амстердам, Роттердам), города телематики и коммуникации (Барселона, Кельн).
Широкое распространение получили Центры технического развития (ЦТР). В Германии они создавались для облегчения структурной перестройки старопромышленных районов (Рурского и др.) и перевода их на постиндустриальные рельсы развития.

Во Франции появление ЦТР скорее способствовало подъему провинции: более половины из них разместили в периферийных районах, в том числе и в наиболее отсталых.
Синтез интеллекта и производства породил новые структуры: консалтинговые, маркетинговые, инжиниринговые и венчурные фирмы, которых сегодня в Зарубежной Европе тысячи.
Европейские университеты сочетают в себе фундаментальное образование с прикладным. Например, в Великобритании насчитывается 83 университета и политехнических института, имеющих статус университетов. Их деятельность финансируется парламентом.

В политехнических вузах научные знания, получаемые студентами, ориентированы на их применение в промышленности. Множество технологических и профессионально-ориентированных вузов предлагают обучение без отрыва от работы.

С появлением диверсификации в сфере высшего образования возрастает количество вузов, ограничивающихся четкими профессиональными задачами, как, например, высшие профессиональные школы в Германии или высшие профессиональные учебные заведения в Голландии.
В рамках общеевропейской программы уже давно функционируют два учреждения постуниверситетского образования: Европейский колледж в Брюгге (открыт в 1949 г.), выпускающий высококвалифицированных специалистов в самых разных областях, и колледж во Флоренции (1972), который ставит своей целью способствовать развитию культурного и научного наследия Европы в его единстве и многообразии.
В странах Европейского союза есть четкое понимание того, что интеллектуальный потенциал основа экономики XXI в. Поэтому образование и наука здесь уже давно стали главными приоритетами в рамках как общей политики ЕС, так и внутренней государственной политики стран-участниц.

§ 4.3. Отраслевая структура хозяйства

Для современного периода развития отраслевой структуры хозяйства высокоразвитых стран Зарубежной Европы характерны следующие важнейшие черты:
широкая полиспециализация сельского хозяйства, индустрии и сферы услуг;
доминирование в индустрии отраслей обрабатывающей промышленности;
доминирование в индустрии производства товаров потребления (сектор Б) над производством средств производства (сектор А).
опережающее развитие наукоемких производств;
переход на постиндустриальную стадию развития, когда ведущей в экономике становится сфера нематериального производства.
Отрасли хозяйства, базирующиеся на эксплуатации природно-ресурсного потенциала, по доле в ВВП постепенно уходят в тень. Однако абсолютные показатели производства во многих из них по-прежнему высоки.
Сельское хозяйство, отрасль первичного сектора* экономики, отличается высокой интенсивностью и огромным разнообразием выпускаемой продукции. Несмотря на то что в большинстве стран доля аграрного сектора в общем ВВП невелика, например в Германии 3%, Франции 5%, в Европейском союзе одна из острейших проблем перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Экономическим органам ЕС приходится тратить огромные средства на сдерживание роста производства и вводить жесткие таможенные ограничения на ввоз продуктов питания из-за рубежа, кроме продукции тропического земледелия. Зато снятие таможенных границ внутри самого Союза резко обострило конкуренцию между европейскими производителями и позволило сильнейшим из них значительно расширить свой рынок сбыта. В результате углубилась специализация отдельных стран в рамках ЕС.

Например, Испанию называют общеевропейским садом и огородом, Да-нию животноводческой фермой.
* См. гтримеч. с. 31.
Растениеводство в значительной степени обслуживает нужды животноводства, во многих странах площади посевов кормовых культур превышают площади продовольственных. Важнейшие зерновые пшеница и ячмень. Урожайность зерновых вдвое выше, чем в США (5060 ц/га).

Треть урожая зерновых в ЕС дает Франция один из крупных мировых экспортеров пшеницы.
В целом в валовом продукте сельского хозяйства Зарубежной Европы доминирует животноводство. Здесь производится каждый пятый в мире килограмм мяса (в два раза больше, чем в США) и каждый третий литр молока.

Средние удои на корову в Голландии превышают 6 тыс. литров в год. Европейцы потребляют в больших количествах не только говядину, но и свинину, баранину (особенно в Средиземноморье).
Вторичный сектор представлен мощнейшей и разнообразнейшей промышленностью. Наибольших масштабов он достиг в Германии, Великобритании, Франции и Италии.


Традиционные базовые отрасли, с которых в послевоенный период начиналась европейская экономическая интеграция, угольная промышленность и черная металлургия (Союз угля и стали, 1956 г.) в последнюю четверть ушедшего века переживали не лучшие времена. Европейский уголь становился все менее и менее рентабельным.

В результате в Великобритании, Германии, Франции происходило массовое закрытие угольных шахт и переориентация энергетики и промышленности на импорт, в частности из Канады и США.
Зарубежная Европа обладает мощной топливно-энергетической системой, хотя по душевым показателям энергопотребления она все еще значительно отстает от США. Почти половина энергоносителей импортируется. В процессе европейской интеграции создана единая электроэнергетическая сеть ЕС.

В топливно-энергетическом балансе Доля угля неуклонно сокращается, зато растет доля газа, который импортируется, в частности из России. До энергетического кризиса 1973 г. Западная Европа импортировала нефть в основном из стран Персидского залива и Северной Африки.

В последнюю четверть века значительно возросла доля своей, европейской нефти, 90% которой добывается в Северном море Великобританией и Норвегией.
После Чернобыльской аварии 1986 г. в Европе было заморожено большинство проектов по развитию атомной энергетики, а в ряде стран (в Италии, Австрии, Швейцарии, Польше и др.) полностью отказались от использования энергии мирного атома. Но, например, Франция продолжает реализацию своих ядерных программ, так как Для нее отказ от атомной энергетики неприемлем она дает более 70% всей электроэнергии страны.
На волне экологизации активно развивается альтернативная энергетика. В Германии, Франции, Испании и некоторых других странах началось массовое строительство ветряных электростанций, которые уже обеспечивают электроэнергией сотни деревень и даже небольших городков.
На базе имеющихся энергетических мощностей и преимущественно привозных руд развивается цветная металлургия, обслуживающая европейское машиностроение. Особо выделяется производство алюминия в Норвегии, Германии и Франции, рафинированных свинца, цинка и меди в Италии, свинца и цинка в Испании.
В Европе создана разнообразная химическая промышленность. Здесь следует прежде всего отметить Германию (разнообразная продукция неорганической и органической химии) и Францию (производство минеральных удобрений, синтетического каучука и др.).

Уже завоевала мировой рынок продукция германской и швейцарской фармацевтической промышленности.
Ведущая отрасль индустрии машиностроение. Оно дает около трети всей промышленной продукции Зарубежной Европы, обеспечивает почти половину экспорта.

Номенклатура выпускаемых изделий широчайшая: от ядерных реакторов (Франция) и горно-шахтного оборудования (Норвегия) до видеомагнитофонов (Нидерланды) и часов (Швейцария). Западноевропейское автомобилестроение успешно конкурирует с американским и японским.

Здесь выросли такие всемирно известные транснациональные гиганты, как БМВ, Фольксваген, Даймлер-Крайслер в Германии, Рено и Ситроен во Франции, ФИАТ в Италии и др. Лидеры европейского авиастроения Франция и Великобритания тесно сотрудничают, объединив усилия для борьбы за место под солнцем на мировом рынке авиапродукции, прежде всего против американского Боинга.

Франция обладает национальной космической промышленностью и самым мощным в Зарубежной Европе военно-промышленным комплексом.
Намного хуже обстоит дело с судостроением. Из-за падения спроса на крупно- и среднетоннажные суда и появления мощных конкурентов в лице Японии и Южной Кореи производство судов на верфях Франции, Великобритании, Германии и Испании сократилось в несколько раз.
В тесной связи с центрами НИОКР работают тысячи предприятий электроники, которая в основном находится в руках транснациональных компаний. Страны Западной Европы выступают в роли мозговых центров, а массовое производство продукции нередко осуществляется за тысячи километров от Европы, прежде всего в странах
Юго-Восточной Азии. В Германии находятся штаб-квартиры таких компаний, как Сименс, Телефункен, в Нидерландах Филипс.
Третичный сектор это сфера нематериального производства, которая включает торговлю, систему жилищно-коммунального и бытового обслуживания, управленческие и банковские структуры, научные организации, социальные институты (системы образования, здравоохранения и т.д.). В последние десятилетия сектор развивался опережающими темпами, что и дало основание говорить о переходе высокоразвитых стран Зарубежной Европы на постиндустриальную стадию развития. К концу XX в. третичный сектор стал ведущим в экономике стран ЕС. Как уже отмечалось, доля ВВП, получаемого от третичного сектора, во всех странах Западной Европы уже составляет не менее 50% от общего ВВП, а в наиболее развитых (Германия, Франция) достигает 70%.

В странах ЦВЕ этот показатель пока ниже, хотя тенденция развития та же.
Особое место в третичном секторе Зарубежной Европы занимает система образования. Планка европейского образования традиционно очень высока. Подготовка высококвалифицированных кадров как для традиционных, так и для самых инновационных сфер деятельности стала одной из главных отраслей специализации региона.

Старинные университеты и высшие школы Великобритании, Германии, Франции, Испании ежегодно выпускают десятки тысяч дипломированных специалистов, которые затем работают во всех странах мира.
Еще одна отрасль европейского хозяйства, имеющая мировое значение, туризм. Именно в Европе сходятся пути более 2/3 всех путешествующих за границу. Наиболее успешно туристский бизнес развивается в Южной и Восточной Европе.

Мировые лидеры по приему иностранных туристов Франция (6070 млн год), Испания (5060 млн) и Италия (3040 млн). Прибыли от туризма в этих странах исчисляются миллиардами евро.

§ 4.4. Территориальная структура хозяйства и транспортные связи

Сложившаяся территориальная структура хозяйства (ТСХ) Зарубежной Европы отражает не только современное размещение производительных сил, но и служит своеобразным отпечатком предыдущих этапов ее социально-экономического развития. Как результат этого развития, она обладает высоким уровнем зрелости, что определяется:
интенсивностью экономического использования территорий, высокой долей освоенных земель в общей площади территории, высокой плотностью промышленного и сельскохозяйственного производства;
развитостью системы экономических центров, хозяйственным полицентризмом;
обеспеченностью территории производственной и непроизводственной инфраструктурой (высокое производство электроэнергии на душу населения, густая транспортная сеть, интенсивные грузоперевозки).
Территориальная структура хозяйства региона отличается исключительной сложностью. Старопромышленные районы наследие периода индустриализации, который прошли все европейские страны в XVIIIXX вв. Большинство из них сформировалось на основе угольных и железорудных месторождений и их удачных сочетаний.

В Западной Европе более 20 металлургических районов. Самый крупный из них Рурский (Рейнско-Рурский, Рейнско-Вестфальский) в Германии.

Крупные старопромышленные районы Европы: Мидлендский, Южно-Уэльский, Северо-Восточный и Шотландский в Великобритании, Лотарингский и Северный во Франции, Льеж-Шарлеруа в Бельгии, Саар-Люксембургский на границе Германии и Люксембурга, Силезско-Краковский в Польше, Остравский в Чехии.
С 1980-х гг, периода мирового кризиса сталелитейного производства, многие старопромышленные районы превратились в депрессивные и наиболее проблемные. Однако в 1990-х гг. наметилась стабилизация их экономического положения. Наличие сложившейся инфраструктуры, техническое переоснащение и успехи в решении острейших экологических проблем вернут этим районам привлекательность для инвестиций и развития в них новых производств.

Это уже дало второе дыхание Дюссельдорфу, Дуйсбургу, Эссену и другим крупным промышленным центрам Рура.
Традиционно важную роль во многих европейских странах играют столичные агломерации. Наиболее крупные из них Лондонская и Парижская, в каждой из которых проживает более 10 млн человек и где сосредоточена значительная часть всего экономического потенциала этих стран. Лондон один из так называемых мировых, т.е. каркасных, городов, городов глобальной экономической системы.

В лондонском Сити находится знаменитая Лондонская биржа, а также конторы крупнейших мировых банков и представительства транснациональных компаний.
Контраст между столичным регионом и провинцией один из индикативных признаков уровня зрелости территориальной структуры хозяйства. Чем он более выражен, тем обычно уровень развития ТСХ и страны в целом ниже.

Наиболее яркие контрасты в странах ЦВЕ: Венгрии, Болгарии, Сербии и Черногории, Румынии и др. По своему весу, т.е. по ключевым показателям социально-экономического развития, Будапешт, Братислава, София, Белград, Бухарест резко и диспропорционально выделяются на экономической карте стран ЦВЕ.
В экономической жизни региона всегда исключительно важную роль играли портовые комплексы. Крупнейшие порты Европы Роттердам (300 млн тонн грузооборота в год), Антверпен, Марсель, Гамбург, Генуя, Барселона. Через европейские порты проходит больше половины мирового товарооборота.

Развитие портовых комплексов связано прежде всего с непрерывно углубляющейся интеграцией Зарубежной Европы в мировое хозяйство.
В 1990-х гт. быстро возросла роль технопарков и технополисов, особенно в Западной Европе, Сегодня они составляют организационную основу инновационных процессов, играют решающую роль во внедрении высоких технологий в производство. Наиболее эффективные из них: Парк бизнеса и науки в г. Энсхеде в Нидерландах, Мюнхенская агломерация в ФРГ, София-Антиполис во Франции.
В территориальной структуре НИОКР растет роль крупнейших агломераций. Например, в Германии в условиях приоритетного значения науки усилились позиции агломераций Франкфурта-на-Майне,
, Гамбурга и даже Рейнско-Рурской конурбации, где в староиндустриальных ядрах с прежней гипертрофией тяжелой промышленности ^Произошло резкое и прогрессивное обновление функциональной j,структуры. Теперь в Рурской области насчитывается 120 тыс. студентов и 100 тыс. шахтеров.
Современная сеть НИОКР отличается очень большой территориальной дисперсией. Предприятия компании Сименс, крупнейшего в ФРГ разработчика и производителя компьютерного оборудования, -размещены преимущественно на юге, юго-западе страны, а также в Берлине.

Это связано с широкой сетью поставщиков в этих районах с сотнями узкоспециализированных городков (у Сименса более і 30 тыс. поставщиков).
Транспортная система Зарубежной Европы одна из лучших в мире, а ее значение для развития региона трудно переоценить. Она создает одно из важнейших условий эффективной работы всех экономических субъектов в условиях современной глобальной экономики, которая базируется на сложнейшем переплетении связей между субъ-ектами экономических отношений, когда ближайшие коллеги по бизнесу, так же как и оптовые склады товаров, находятся за тысячи километров друг от друга. Европа регион самой развитой, территориально насыщенной транспортной инфраструктуры на планете.

Исторически развитие разнообразных коммуникационных сетей стало одним из ключевых факторов общеевропейской интеграции.
Наиболее густая и качественная транспортная сеть в Западной Европе, особенно в Германии и Великобритании. Современной философией функционирования транспорта стала широко внедряемая на Западе концепция работы под лозунгом точно в срок.

Главный вид транспорта автомобильный, который обеспечивает 2/3 грузооборота (табл. 15) и 4/5 пассажироперевозок.
В большинстве стран Западной Европы на одну семью приходится более одного автомобиля (в Германии 450 автомашин на 1000 жителей). Хорошо развит и общественный транспорт, где в последнюю четверть века ключевую роль играют автобусы.
Железнодорожный транспорт, один из символов индустриальной эпохи, постепенно сдает свои позиции. Традиционные железнодорожные перевозки дороги, медленны и не выдерживают конкуренции с авто- и авиаперевозками.

В Великобритании, например, за вторую половину прошлого века разобрали тысячи километров железнодорожного полотна. Правда, одновременно прокладывались скоростные железнодорожные магистрали, особенно большое внимание этому уделяли Франция и Германия.
После Второй мировой войны велось активное строительство неф-те-, газо- и продуктоводов, в том числе из России (прежде из СССР) и арабских стран Средиземноморья, продолжающих играть важную роль в энергоснабжении региона.
Литература
При подготовке к занятию
Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: Учеб, пособие для студентов.

М., 1999.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. М., 2004. Ч. 2. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В.

Вольского. М., ' 2001.
Экономическая, социальная и политическая география. Регионы и страны: Учебник для вузов / Под ред. С.Б.

Лаврова и Н.В. Каледина.

М., 2001.
Для углубленного изучения темы
Территориальная структура хозяйства развитых стран в период НТР: сдвиги и тенденции // Под ред. Э.Б. Алаева и В.А.

Колосова. М., 1989.
Западноевропейские страны: особенности социально-экономических моделей. М., 2002.



Содержание раздела