d9e5a92d

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Европейский союз объединяет 15 государств с общим населением около 380млн человек (2002 г.). Полноправные члены ЕС: Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Португалия, Испания, Ирландия, Греция, Австрия, Швеция и Финляндия.
Один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени процесс объединения Европы. Идея общеевропейского дома существовала давно. Объединить под своей властью Европу мечтали еще древнеримские императоры. Весомый вклад в европейскую интеграцию внесло христианство, ставшее важным объединяющим началом в жизни региона.

Идею Европы для всех в XIX в. пропагандировал В. Гюго. О перспективах Соединенных Штатов Европы писал В.И. Ленин. В 1946 г. к образованию Объединенных Государств Европы призывал У. Черчилль.

Послевоенный процесс реального объединения стран Западной, а затем и Центрально-Восточной Европы в общеевропейский дом стал одним из важнейших факторов развития региона.

§ 2.1. Интеграционные процессы в Европе

Восемнадцатого апреля 1951 г. Федеративная Республика Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали соглашение об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заложившего первый камень в экономический фундамент будущего Европейского Союза. В марте 1957 г. в Риме теми же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Позже все три организации обрели единые руководящие органы и общее наименование Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
С подписанием 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) Договора о Европейском союзе начался новый этап европейской интеграции. Развернулось строительство экономического, валютного и политического союза с постепенной ликвидацией внутренних границ между странами.

Сформировался единый внутренний рынок, обеспечивающий свободное передвижение людей, товаров, услуг и капиталов.
Желание тесной интеграции европейских стран во второй половине XX в. было обусловлено рядом факторов:
противоречием между стремительной интернационализацией современной экономики и теснотой национально-государственных границ для ее функционирования;
стремлением к внешней экспансии наиболее преуспевающих национальных производителей;
потерей позиции Европы как мирового центра в процессе распада колониальных империй;
стремлением к усилению общего экономического и военностратегического потенциала в условиях конфронтации двух политико-экономических систем вплоть до начала 1990-х гп;
демократизацией жизни послевоенной Западной Европы и реализацией прав и свобод граждан.
Создание единого общеевропейского экономического пространства шло постепенно в течение нескольких десятилетий. Это естественно, так как столь масштабные системные изменения всегда проходят болезненно.

Усиление конкуренции неизбежно приводит к обострению проблемы банкротства несостоятельных производств, безработице. Особенно тяжело интегрируются в общеевропейские структуры менее развитые страны. Например, в Испании в конце 1980-х гг. после вступления в ЕЭС безработица охватила 25% экономически активного населения. Обострились многие социально-экономические проблемы в отсталых по европейским меркам Португалии, Греции.

Тем не менее жизнь уже доказала жителям этих стран, что в долгосрочной перспективе выгоды перекрывают издержки большого пути.
К настоящему времени учреждено гражданство Европейского союза. Определены права граждан ЕС, в том числе на свободу передвижения, выбор места жительства, получение образования, куплю-продажу недвижимости и предпринимательскую деятельность, а также порядок зашиты прав граждан Союза.

Все это стимулирует инициативу людей и создает огромные возможности для всех, кто готов ими воспол ьзоваться.
В настоящее время Европейский союз проводит политику сближения уровней развития бывших национальных экономик своих членов и формирования общего экономического пространства. Важнейшим шагом в этом направлении в конце 1990-х гг. стало создание Валютного союза и поэтапное введение единой общеевропейской валюты (евро), начавшееся в 1999 г. С 1 января 2002 г. прекратились наличные операции с национальными деньгами.


По сути, создание единого общеевропейского экономического пространства, окончательный переход к евро и введение общеевропейского паспорта означают отказ от таких традиционных атрибутов государственности, как границы, национальные экономики, гражданство. Несмотря на серьезные и неизбежные проблемы роста, Европейский союз уже стал одним из ключевых субъектов на политической и экономической картах мира.

Сегодня это уникальное объединение государств с населением, почти в 1,5 раза превосходящим население Соединенных Штатов Америки и в 2,5 раза население России. Среднедушевой ВВП (по ППС) во второй половине 1990-х гг. превысил 20 тыс. долларов США. ЕС превращается в один из самых привлекательных для инвестиций регионов мира. На форуме Европейского союза в Барселоне (март 2002 г.) был провозглашен курс на достижение лидерства ЕС в мировой экономике до 2010 г. Стартовые позиции для того, чтобы догнать и перегнать США по важнейшим экономическим показателям, по многим параметрам выигрышные (табл.

5). Время покажет реалистичность выдвинутого лозунга.

§ 22. Страны члены ЕС

К началу 2000-х гг. в состав Европейского союза входило 15 государств. С момента своего образования ЕС неуклонно расширяется (рис. 1). Это порождает серьезные проблемы.

Так, с вступлением в его состав новых членов в 1986 г. и 1995 г. ЕС получил южные отсталые районы Испании, Португалии, Греции и северные территории Швеции и Финляндии с крайне низкой плотностью населения. Пока неясно, как совместить нейтральный статус таких стран, как Австрия, Швеция и Финляндия, с их участием в общей оборонной политике и членством большинства государств ЕС в НАТО.
Политико-географическим стержнем западноевропейской интеграции стала ось ПарижБонн (Берлин). В послевоенной геополитической борьбе за лидерство между Францией и ФРГ верх одержала последняя, хотя германские и французские дипломаты предпочитают говорить о том, что победила дружба. Но все же ведущее положение в экономике региона прочно заняла Германия, опирающаяся на наиболее мощный экономический и научно-технический потенциал.

Традиционно особую позицию в ЕС занимает самостийная Великобритания. В то время как Германия и Франция постоянно лоббируют экономические и политические инновации, направленные на поступательное углубление интеграции, Великобритания почти всегда занимает выжидательную позицию и принимает решение только после того, когда нововведение проходит испытание временем. Членом ЕЭС она стала лишь в 1973 г., через 16 лет после его образования.

Великобритания не торопится отказываться от своей валюты и не перешла в 2000 г. на евро, как большинство стран Союза. В этом есть не только экономический, но и психологический аспект фунт стерлингов для англичан такой же символ государственности страны и ее великой миссии в мировой истории, как гимн Боже, храни королеву или национальный флаг.

Не вошли пока в зону евро Дания и Швеция.
В отличие от Великобритании Италия всегда была большим энтузиастом общеевропейского объединения. Она видела в этом процессе один из главных способов решения острых послевоенных экономических, политических и социальных проблем.

Твердый курс на интеграцию в общеевропейскую экономическую систему оказался верным и дал свои плоды к концу ушедшего столетия периферийная для Западной Европы Италия поравнялась по валовому внутреннему продукту, по доходам на душу населения с Великобританией, заняла прочное место в семерке наиболее развитых стран мира.
Ожидается новый этап расширения Союза. В 2002 г. в очереди на вступление официально стояли 10 стран Центрально-Восточной Европы: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Эстония, Латвия и Литва. Для них возможность скорого членства в ЕС рассматривалась прежде всего по результатам реформирования экономики и построения демократического государства.

Реально визу в Европейский союз получили Польша, Словения, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Латвия и Литва. Окончательное их вступление в ЕС состоится в мае 2004 г. На саммите ЕС в Афинах в 2003 г. к ним добавили еще Кипр и Мальту.
Во второй эшелон входят страны с более серьезными экономическими, политическими и социальными проблемами, без решения которых вопрос о вступлении будет откладываться. Это Румыния, Болгария, большинство республик бывшей Югославии.
Всего вступить в ЕС изъявляют желание более 15 стран, среди них Турция. Не исключается в будущем пересмотр позиции по вопросу членства в ЕС Норвегии и Швейцарии.

Ориентируется на будущее членство в ЕС руководство ряда независимых государств бывшего СССР Украины, Молдавии, Грузии и Армении, где идут активные дебаты по данному вопросу.
Все чаще поднимается тема стратегии поведения России в ее отношениях с объединяющейся Европой. Здесь пока очень много проблем. Вопрос о вхождении в ЕС Турции напрямую связан с решением курдской и кипрской проблем. Турция не может претендовать на вступление, оставаясь в состоянии конфликта с членом Союза Грецией. Определение пути дальнейшего развития стран бывшей Югославии и Албании вызревает по мере развязывания сложнейшего этнорелигиозного Балканского узла.

Потенциальная возможность вступления в ЕС бывших республик СССР и даже России вопрос не только экономический, но и геополитический. По-видимому, только время покажет, есть ли вообще пределы расширения ЕС и насколько очень красивая идея общеевропейского дома окажется жизнеспособной.



Содержание раздела