Эту силу порождает одно только присутствие их вместе, и хотя она еще не переросла в отношения, она сближает, заставляя искать друг друга. Однако для отношений необходимо еще нечто, и эту роль играет половой акт, пусть даже близость в нем мимолетна.
В половых отношениях мы находим пример того, как три силы, сойдясь в одной точке, выливаются в действие. Любые истинные отношения сводимы к взаимодействию трех независимых элементов, которые служат друг для друга подтверждающей, отрицающей или принимающей, и примиряющей силой.
Так как сочетание всех трех элементов обязательно, для того чтобы отношения стали реальностью, мы говорим о действии триады сил.
Половой акт, если он происходит на уровне сущности, хотя этот союз двоих и быстротечен, становится этой третьей, примиряющей силой. Обычно считают, что утверждающая сила принадлежит при этом мужчине, а принимающая - женщине, но это односторонний взгляд.
С объективной точки зрения и мужчина и женщина лишь принимают утверждающую творческую силу, стремящуюся проявиться в Природе.
Мужчина и женщина играют соответствующие им утверждающую и принимающую роли только когда между ними происходит подлинный акт творения. Для всего живого такими отношениями принято считать зачатие и рождение потомства, хотя по сути они этим не ограничиваются.
Ребенок становится носителем и проводником третьей, или примиряющей силы.
В любых отношениях третья сила имеет свойство примирять утверждающую и примиряющую, которые противоположны по своей природе. При этом она является не средством связать эти две силы, а фактором, благодаря которому они могут совместно произвести совершенно новое образование.
Хотя принято понимать примиряющее свойство, как результат взаимодействия активного и пассивного начал, это не совсем так. Третья сила свободна и независима от них, и именно в силу этого она обычно оказывается незамеченной или неопознанной. Если мы задумаемся над фактом рождения ребенка, становится очевидным, что родители не делают его, а скорее позволяют ему появиться на свет. Три силы соединяются в одном акте рождения, приписать которому некое конкретное время по сути невозможно.
Зачав ребенка, мужчина и женщина становятся отцом и матерью, то есть чем-то большим, нежели просто двумя полюсами, между которыми действует сила сексуального притяжения.
Первичной в этом является сила материнства; женщина, чтобы стать матерью, наделена силой притягивать мужчину, что пробуждает в нем отцовское начало. С этой точки зрения мать является побуждающей силой к акту зачатия, и все же эта сила носит не утверждающий, а принимающий характер, привлекая к себе мужчину.
Точно также своей восприимчивостью мы привлекаем творческие силы, за счет которых мы способны измениться и взрастить свою душу. Женщина привлекает к себе мужчину, и в результате их союза на свет появляется новое существо; это пример эволюции или концентрации. В этом новом существе таятся новые возможности, в мир входит нечто совершенно уникальное, с открытыми только перед ним путями к трансформации.
И это видит, или ощущает мать, глядя на своего ребенка, и думая о том, что станет с ним в будущем.
Появление новых возможностей, это характерное проявление третьей силы. Отец же выполняет в этом процессе другую роль; для него зачатие есть акт передачи.
Важно понимать, что хотя отец играет роль передающего свое семя, он лишь передает то, что исходит не от него. Кроме того, творческая порождающая сила, действуя через отца, передает его подобие, особенно сыну, и тот становится продолжателем отцовской линии, а иногда и принимает или завершает дело, начатое отцом. Отец, являясь утверждающей силой, видит в матери силу принимающую, - средство претворения в жизнь и обновления, путь к продолжению и развитию в будущем, что соответствует триаде инволюции или расширения. Ребенок, в свою очередь, может сам стать передатчиком утверждающей силы, продолжая тем самым цепь поколений.
Без третьей силы ребенка линия передачи обрывается, и тогда мы действительно вправе назвать такой брак бесплодным.
См. приложение 2 - шесть форм триединства, где дается более детальное объяснение шести триад, названия которых мы здесь приводим: эволюция, инволюция, свобода, порядок, идентичность (самость) и взаимодействие.
Кроме того, существует и аспект зачатия, который исходит от самого ребенка. Обычно мы не понимаем, как ребенок может стать причиной собственного рождения, так как неспособны рассматривать этот акт вне его физических проявлений. Однако еще до зачатия ребенок пробуждает в женщине привлекающее мужчину материнское начало. Это прекрасно описано Р.Л.Стивенсоном в притче Бедняга, где еще не зачатый ребенок направляет мать к своему зачатию.
Та же тема встречается в Республике Платона, в рассказе об Эре, сыне Армениуса, который умирает и возвращается в мир, и познает, что означает факт возвращения, и как в нем реализуется момент выбора.
До зачатия ребенка не существует, он не принадлежит ни материальной действительности, ни миру духов, или энергий. Он пребывает в мире духовном, еще только как воля к бытию, - это третья сила, лишенная воплощения.
И видеть его мы не в состоянии, если в нас не работают высшие центры, способные к восприятию вне ограничений времени и пространства. В этом духовном существовании нам дается свобода, еще до нашего появления на свет.
Традиция мусульманства учит, что прежде, чем родиться, мы сами выбираем земное существование. Это мистерия, которую не следует слепо принимать на веру, но даже одно допущение возможной истины этого взгляда способно изменить нашу жизнь.
Мы должны развить в себе некое ощущение состояния чистой воли, лишенного всех форм и ограничений, где и делается выбор быть рожденным. Выбор этот ведет к пробуждению материнского инстинкта, и порождает творческую силу отца. Это пример триады свободы. Однако место, где человек рождается, своих родителей и свою наследственность, он не может выбирать свободно.
Существуют определенные ограничения, обусловленные сочетанием его конкретных родителей, и теми специфическими обстоятельствами, в которых они живут. Как только сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, договор наследственности написан, и отныне он правит ребенком всю его жизнь.
Существует также договор, известный под именем судьбы, который задает характер психических качеств и отношений человека, и проявляется через влияния планет, в зависимости от их конфигурации на момент зачатия.
Судьбу иногда называют астральной наследственностью, так она определяет психическую жизнь ребенка, или его данность, как например характер и темперамент, тогда как физическая наследственность влияет на телосложение и особенности функционирования организма ребенка. Судьба приходит из духовного мира, и практически также неизменна, как физическая наследственность, если не только человек не ведет сознательной работы над собой.
Эти договоры заключаются в момент оплодотворения, и управляют развитием зародыша, а также и характером событий, которые произойдут в жизни человека. Их вписанность в акт зачатия является примером триады порядка, или проще говоря, означает, что новое существо появляется на свет, попадая при этом под определенные законы, так как он рождается от конкретных родителей. Но это еще не все; существует закон, идущий свыше, - предначертание Господне. Это предначертание дается независимо от родителей, и принадлежит духовной природе человека, или его воле.
Обрести физическое бытие, значит взять на себя выполнение задачи, осуществление которой не имеет смысла в рамках только мира духовного. Признание и исполнение этой миссии, должно быть фактом свободного выбора, ибо она исходит из мира свободного от условностей.
Теперь мы рассмотрим, что происходит между отцом и матерью в результате рождения ребенка. Семья, как союз, есть нечто целостное. Это единство создается женщиной, поддерживающей домашний очаг, но именно ребенок становится тем, что скрепляет семейные узы, и тогда отец может стать главой семьи. Интересно, что процесс начинается именно с матери, хотя отец играет в семье главную роль, и общается со внешним миром от имени всей семьи.
Семья из трех человек становится единой сущностью, и отец наделяется в ней верховной властью.
Если же считать, что инициатива принадлежит отцу, то мать оказывается играющей пассивную роль. Во имя ребенка она вынуждена подчиниться тем силам и принимать те возможности, которые предлагает отец, иначе семья не работает. Поистине, и в лучшем смысле слова, только благодаря ребенку мать способна принять то, что может дать отец, не вступая при этом с ним в конфликт.
Она конечно обладает собственными способностями и потенциалом, но в семье не могут править двое, и здесь ребенок в прямом смысле является примиряющим фактором.
Рождение чревато опасностями, и жизнь новорожденного полностью зависит от его окружения. Наверное больше нигде в животном мире новорожденный так долго не остается зависимым, как у людей, но эта беспомощность несет с собой и великую силу.
Потребности младенца заставляют его не просто просить, но требовать внимания к себе, и это внимание нельзя не оказывать. Потенциал, который суждено реализовать ребенку, с соответствующими ему перспективами имеет сильное влияние на людей. Сам факт его рождения влияет на окружающий мир, этому влиянию суждено длиться долго, около двадцати лет; его огромная сила не идет ни в какое сравнение с возможностями самого ребенка утвердить себя.
Напротив, мы можем видеть, что чем беспомощнее младенец, например, если он страдает параличом, тем большей любовью и заботой окружают его близкие. Теперь еще раз взглянем на функции материнства и отцовства, а они существуют на земле в бесчисленном множестве форм, начиная с растений и беспозвоночных, и заканчивая человеком. Очевидно, что эти проявления присущи не только нам, людям, но далеко не столь очевидно, что три основные роли - отца, матери и ребенка - существуют не только в живой природе, как мы ее понимаем.
Возможно, что эти роли, свойственные большинству форм жизни на земле, всего лишь частный случай явления, имеющего высший космический смысл, и связаны с проявлением тройственности во вселенной. И в этом смысле ясна роль ребенка, чье появление есть результат необходимости, которой мать и отец не в силах противостоять.
Значение роли матери, как дающей и поддерживающей жизнь признавалась еще издавна. Поэтому выражение Мать-Земля правильно и с той точки зрения, что Земля есть воплощение, или проявление пассивного материнского принципа в космическом масштабе, ибо жизнь была занесена и рождена на Земле, подобно ребенку выношенному и рожденному матерью. Я говорю об этом, потому что важно понять, что материнство есть не только функция жизни на земле, но и проявление космического архетипа.
Отец также является проявлением космического архетипа. Но для меня всегда было трудным понять, что значит быть совершенным мужчиной. Если мы еще раз рассмотрим появление земли, как сцены космического процесса, то половые роли предстанут перед нами в более общей форме, и мы получим яркий пример архетипа отца. Это явно прослеживается во взглядах Фехнера о земле.
Он видит Землю живым существом, и зарождение жизни -плодом союза Солнца и Земли, и возможно, что аналогия не ограничивается этим. Одна теория утверждает, что мутации, в результате которых возникают новые виды, вызываются особыми излучениями, идущими от солнца, которое обладает настолько высокой энергией, что способно повлиять на структуру хромосом. Как правило это приводит к появлению нежизнеспособных форм, но в отдельных случаях эти видоизменения уже сложившейся структуры оказываются способными к жизни и воспроизведению, так что они закрепляются и в итоге дают миру новые виды. Интересно, что если в этой теории присутствует доля истины, то она позволяет нам рассматривать солнце, играющее оплодотворяющую роль по отношению к жизни на земле.
Таким образом, активный принцип несет творческое начало, которое самостоятельно проявляется в мире, но для мужчины такое проявление оказывается почти невозможным. Причина этого кроется в особенностях человеческой природы.
В Майтри Упанишаде говорится, что в каждом из нас есть частица Великого Я, но эта частица отрезана от своего источника, и не знает о нем. Это значит, мы созданы с целью трансформации, и способными к ней, а следовательно, должны войти в связь с чем-то высшим, чем мы сами, и это высшее должно быть в нас создано.
В космическом смысле это означает, что никто из людей не может представлять исключительно независимый активный принцип, он всегда зависим, а значит - отражает пассивный принцип, не важно к какому полу он принадлежит. Мы оказываемся в странной ситуации; с одной стороны - мы всегда являемся, и не можем быть ничем иным, как пассивной силой по отношению к Высшей Силе, и в то же время, по отношению к нашему бытию, мужчина является носителем и представителем активного начала, хотя оно и не принадлежит собственно ему. То есть, от мужчины ожидается то, чем он быть не может, и я думаю, многие мужчины находят в своей роли нечто странное.
Однако они склонны не признаваться себе в этом, ибо чувствуют, что занимают не свое положение, заставляющее их быть тем, чем они быть не могут.
Это своеобразие мужской природы находит выражение и в практической реальной жизни. Женщина, несущая пассивный принцип, принадлежащий ей и по факту и по сути, принимает материнство и выполнение своей космической роли естественно, но для мужчины быть отцом естественно лишь отчасти, и поэтому он выполняет свою роль не столь умело, как женщина свою.
Так как отец соответствует своей роли только в проявлениях, но не в сущности, мы видим как правило, что мать выполняет свою функцию в воспитании ребенка лучше, чем отец, оказываясь лучшей матерью, чем мужчина - отцом.
Таким образом женщина кажется нам выражением естественной формы жизни, а мужчина - нет, но объяснить это мы себе не можем. Можно сказать, что именно космическое значение секса, выражающее универсальный закон тройственности, объясняет нам почему секс обладает такой огромной и всепроникающей силой. Если мы поймем космический смысл семьи, и будем всегда помнить об этом, то это может изменить нашу жизнь. Для нас хотя и очень трудно, но возможно жить в согласии с высшим порядком, и исполнить отпущенные нам роли.
Поняв духовный аспект функции родителя, мы освободим себя от многих волнений.
Рассмотрим теперь, что такой взгляд на функции родителей означает с точки зрения взаимоотношений людей в обществе. Отношения мужчины и женщины обретают целостность за счет примиряющей роли ребенка, - таков многообразный, но всегда единый порядок.
Поэтому семья по праву считается элементарной ячейкой общества, то есть, будучи разделенной, она не может сохранить свое качество. Это относится к сущностной стороне секса, однако ничто не требует участия в этом определенных родителей и появления только одного ребенка. Возможны различные сочетания в семье, что не разрушает основы семейных уз, и родительство всегда предполагает, независимо от ситуации, единственность и нерасторжимость отношений. Ни отец, ни мать, ни ребенок не могут быть заменены кем-то другим без разрушения целостности семьи, и полного ее изменения.
Вряд ли в каких-либо человеческих отношениях присутствует это особое качество быть уникальными, которых ничто и никто заменить не может. Не важно, сколько женщина имела мужей, или мужчина - жен, или сколько у них детей, - родительские отношения остаются по характеру своему неизменными, в этом их сущность. Благодаря этим уникальным отношениям род человеческий обладает способностью к выживанию, изменению и прогрессу. Но при своей уникальности эти отношения обладают и свойством триады, то есть любой элемент одной триады может одновременно выступать и как элемент другой.
Ничто не мешает женщине иметь детей от разных мужчин, а мужчине - от разных женщин, или, например, в результате развода семья может распасться на части. Никакие превратности человеческих отношений не затрагивают при этом саму сущность семьи.
В то же время, всеобщность структуры семьи и важность тех возможностей, которые создаются в союзе полов и родительстве требуют более подробного рассмотрения того, как различные типы общей триады соотносятся друг с другом. Другими словами, как сделать выбор партнеров соответствующим основным типам семьи, чтобы обеспечить наибольшие возможности для развития и семьи и общества.
В прошлом эти способы не только понимались, но и практиковались, и родители подбирались в результате определения типов отца и матери и их совместимости. Совместимости не только с точки зрения появления наиболее благоприятного потомства, но и с целью создания прочной семьи, которая стала бы надежной опорой в период развития ребенка.
Людей, которых специально этому обучали и которые владели методами подбора супругов, называли астрологами.
Во многих странах сохранились соответствующие верования и практики. В большинстве стран Азии, особенно восточной Азии, почти обязательной процедурой является консультация у астролога, или другого лица, способного определить, соответствует ли будущий брак требуемому образцу. По не вполне понятным причинам обычай этот вышел из обихода, особенно в странах Запада.
Ясно, что обычай обращаться к лицу, предположительно компетентному в определении сущностного типа, обещающего крепкий и плодотворный брак, чреват всевозможными злоупотреблениями, что происходит в результате обладания любым особым знанием, влияющим на жизнь людей. Несомненно это послужило одной из причин, почему люди стали относиться к этой процедуре весьма осторожно. Но основная причина, я думаю, состоит в том, что люди перестали понимать законы синхронности. Интерес к знанию о типах , и способам их передачи и взаимодействия был утрачен.
Я надеюсь, что период, когда человека занимали лишь вопросы причинности и то, что называют научным методом, изучающим протекание событий во времени, и не уделяющего внимания явлениям, происходящим по отличным от причинных законам, подходит к концу.
ВОПРОСЫ:
В: Что Гурджиев говорил о рождении детей?
дж.б. Кто-то спросил Гурджиева, услышав его объяснение роли секса в психическом процессе выделения: Я размышлял над тем, что вы сказали о сексе, но я не вижу в этом связи с деторождением.
Гурджиев ответил: Я ни слова не сказал о деторождении. Рождение ребенка это серьезное и священное дело, к которому человек должен себя специально подготавливать. То, что я сказал, было лишь указанием на то, как рассматривать секс в качестве функции организма, которая совершенно независима от деторождения, о котором я ничего не говорил.
Прежде, чем думать о рождении детей сознательно, человек должен перестать быть рабом секса.
В: Если человек отделяет функцию секса, как регулятора энергий от цели рождения детей, то он видимо должен избегать появления ребенка. Могли бы вы что-нибудь сказать об этом?
дж.б. Если вы помните, я уже говорил об этом вчера.
Я говорил о том, как следует рассматривать этот вопрос в обществе нового типа, нового века. Это зависит от того, действительно ли вы принимаете правильность отделения одной функции секса от другой, то есть регулирование энергий от воспроизведения. Вы пойдете еще дальше, признав, что родительство есть сама по себе вещь святая, и возлагает на вас ответственность за весь род человеческий. Из признания того, что людям следует вступать в эти особые отношения, только если они готовы к ним, следует, что нужно принимать меры к тому, чтобы люди, к ним не готовые воздерживались от рождения детей.
В древние времена существовали определенные знания по этому поводу, но возможно, что в современном обществе и изменившихся условиях жизни, приемлемы и вновь появившиеся средства. Современные средства предотвращения беременности достаточно грубы, но весьма вероятно, что так как мы движемся к новому типу общества, то эти средства также будут совершенствоваться, уменьшая количество нежелательных последствий.
В: Что вы думаете о полигамии?
Дж.Б. Возможны отношения между более чем двумя людьми, но они должны приниматься всеми, - это и является их условием. Такие отношения требуют большего, чем требует моногамия. Мухаммед установил три условия для полигамии.
Во первых, должны иметься средства, чтобы содержать более чем одну семью. Во-вторых, мужские качества должны быть достаточно развиты, чтобы удовлетворять более чем одну женщину. В третьих, мужчина должен иметь достаточный авторитет, чтобы более чем одна женщина приняла его.
Введение этих условий уменьшило распространение полигамии.
Творческой энергией человек наделен именно благодаря силе секса. Присутствие этой энергии заставляет его тоньше воспринимать мир, работу своего тела, и ощущение себя, и целенаправленно выражать себя в деятельности, которую мы по праву называем творческой. Открытие в себе более тонкого восприятия становится решающим шагом на пути к трансформации человека, ибо не обладая им, он не видит того, что необходимо для трансформации. Человек доходит до точки, где то, что он знает и практикует, хотя и продолжает способствовать его развитию, оказывается недостаточным для продвижения по пути.
То, что ему необходимо, можно было бы назвать интеллигентностью, если бы не тот пренебрежительный оттенок, который закрепился в последнее время за этим словом. Интеллигентность в данном случае означает соединение творческой и сознательной энергий, и нетрудно видеть, что отклонения в сфере секса мешают проявиться в нас этому качеству.
Это соединение ведет к слиянию воли и объективного знания.
Роль секса в художественном творчестве общепризнана, хота проявляться она может в таком огромном разнообразии отношений к сексу, от воздержания до вседозволенности, что это приводит нас в замешательство. Тем не менее, очевидно, что не существует никакой сублимации секса в творчестве.
Этот наивный взгляд предполагает, что существует определенное количество творческой энергии, которая может пойти по одному из этих двух путей, в реальности же все гораздо сложнее.
Безусловно верно, что половое воздержание может вести к переживанию мистического опыта, то есть к осознанию сверхчувственной реальности. То же относится ко всякому обузданию наших желаний, и своего рода сдерживание или контроль над природными инстинктами предполагается в любой работе, направленной на осознание в нас более тонких ощущений.
При этом необходима концентрации свободной энергии восприятия, которую мы обычно тратим или теряем. В некоторых духовных союзах вводятся жесткие ограничения, связанные с принятием пищи, разговорами, сном, и сексом.
Однако также верно, что к мистическим переживаниям может вести и изощрённый сексуальный опыт. Рассмотрев практики различных традиций, мы видим, что и воздержание и культивирование секса играет важную роль в духовной жизни. В свете такого взгляда, подход Тантрического буддизма и аскетического Христианства, представляются, как две стороны одной медали, и внутри самого Христианства мы можем также обнаружить оба подхода.
Эта двойственность роли секса обязана его способности, освобождать от условностей ум, который является результатом соединения трех энергий: автоматической, энергии чувств, и сознания. Автоматическая энергия питает инстинкты и стереотипы поведения, иными словами - все то, что входит в привычки. Энергия чувств дает нам возможность контактировать с настоящим моментом, именно благодаря ей мы связаны с окружающей действительностью. Обе эти энергии присутствуют во всем животном мире, включая человека, энергия же сознания выше самой жизни.
Она позволяет нам осознавать целое, что невозможно благодаря только реагированию на окружающий мир и ощущению себя его центром, - опыту, который обеспечивают жизненные энергии. Такое осознание делает возможным суждение и выбор, и лежит в основе способности к размышлению, памяти, и использования языка, являющимися основными функциями разума. Автоматическая энергия с одной стороны, и сознательная - с другой определяют границы нашего осознания.
Действие энергии нашей жизнедеятельности, участвующей в функционировании организма, происходит в основном на подсознательной уровне, и ощущается только через внешние проявления.