Секс оказывает огромное влияние на нашу жизнь, однако мы очень плохо понимаем эту силу с точки зрения знания о человеке. Нам достаточно много известно о химии и физиологии секса, но нам остается практически нечего сказать, когда мы переходим к вопросу о его воздействии на наше собственное бытие. И если мы стремимся к трансформации собственной природы, или, по крайней мере, ищем выхода из тюрьмы искусственного мира наших личностей, то мы обычно мало знаем о том, какую роль может сыграть в этом секс.
Отбросив старую мораль, мы в значительной степени оказались в вакууме; свободные от правил и запретов, мужчины и женщины стремятся достичь ставшую еще более иллюзорной удовлетворенность жизнью в сексе. Результатом становится презрительное отношение к сексу, или бездумная распущенность.
Мы можем исправить свое положение в сфере личной жизни, но только в том случае, если поставим перед собой цель проникнуть глубже в самих себя, и развивать в себе более глубокие стороны нашей натуры. Это движение вглубь собственного бытия и есть истинная РАБОТА НАД СОБОЙ, чему учил Гурджиев, и которая стала краеугольным камнем в объяснении значения секса Беннетом. Для человека спящего, - не работающего над собой, половой акт есть не более чем естественный способ выброса продуктов половой энергии, образующихся в его организме. Это не может изменить его ни на йоту.
Для человека, работающего над собой, роль секса в его функционировании имеет огромное значение, и секс может либо ускорять либо тормозить его продвижение в работе.
В самом конце своей жизни Дж. Беннет учредил Международную Академию Непрерывного Образования, для того, чтобы преподать ищущим практические методы самотрансформации.
Каждый год он брал в ученики около ста преимущественно молодых мужчин и женщин. Беседы о сексе, которые составили эту книгу, явились его ответом на явно присутствующее у его учеников состояние общего замешательства и ничем необоснованного страдания, связанного с этим вопросом. Книга эта написана так, что любой, задумывающийся о ценности своего существования, может извлечь из нее пользу. Сам предмет книги делает какие-либо общие рекомендации неуместными.
Не правила, а постижение самой природы сексуальности может иметь для нас практическую ценность.
В своем ясном изложении Беннет рассматривает критические вопросы, задаваемые мужчинами и женщинами со всего света, осознавшими что про этот предмет можно понять нечто, на что ни религия, ни наука, в их существующем виде, нам ответа не дает.
- Какое воздействие мужчина и женщина оказывают друг на друга через секс?
- Существует ли связь между сексом и духовностью?
- Есть ли существенное, а не только на физиологическом уровне различие между мужчиной и женщиной?
- Что мужчина и женщина могут дать друг другу?
- Для чего существует секс?
- На каких принципах может регулироваться половая активность?
Разумеется, есть и другие вопросы, которые интересуют каждого из нас в отдельности, но ответы на них требуют уже знания о конкретном человеке и его специфической ситуации. Сексуальные мотивы исходят из , глубинной природы человека, где коренятся наиболее серьезные из присущих ему проблем.
Стремясь к духовности, все мы надеемся, что эти проблемы будут когда-нибудь разрешены, однако их разрешение таится в нашей абсолютной природе, действие которой простирается за пределы всего того, что нам известно.
Беннет помогает нам рассеять свое недоумение перед непредсказуемостью силы секса, и дает нам шанс увидеть пути его понимания и улучшить нашу жизнь. Его наставления позволят мужчинам и женщинам стать мудрее в оценке друг друга, и научиться взаимному сочувствию благодаря пониманию роли каждого из них.
В этой книге я буду говорить о действии на нас секса почти не касаясь такой силы, как любовь. Нам потребуется уделить определенное время рассмотрению того, как половая энергия влияет на работу нашего организма и физического тела, и той роли, которую она играет в трансформации энергий, определяющих наше бытие. Мы увидим, как механистическая и эгоистическая часть нашего ума искажает и препятствует нашему нормальному половому функционированию, а также рассмотрим и саму эту нормальную работу. У животных действие секса вливается в цикл воспроизведения и регулируется им, что характерно для всех форм жизни, начиная со слияния двух клеток: притяжение, ухаживание, совокупление, оплодотворение, беременность, и роды.
Все это - проявления половой энергии присущие также и человеку, однако у людей секс занимает также важное место в сфере того что мы называем разумом, или психикой. Здесь мы будем говорить о трансформации и регулировании психических энергий.
Для того, чтобы любое действие было завершено, должны быть исполнены и объединены три различные роди: а именно утверждающая, воспринимающая и примиряющая. Утверждающая и воспринимающая роли представлены мужским и женским полом.
Именно благодаря возможности союза мужчины и женщины, как действительно независимого примирения, становится возможным и человеческое бессмертие. Для того, чтобы понять нечто, мы должны попытаться увидеть это явление как целое во всем его многообразии. Секс в человеческой жизни является; либо болезнью, либо источником иллюзии, регулятором психических энергий, путем к объединению воли, иди же всем сразу.
Все эти варианты нужно принимать во внимание, если мы хотим понять, как секс проявляется в нашей жизни, и, исходя из этого - возможности любого человеческого сообщества. Заключительная глава является попыткой обрисовать круг требований с правильной сексуальной жизни в истинно прогрессивном обществе.
Впервые жизнь появилась на нашей планете не половым путем. Примерно тысячу миллионов лет назад на ней возникла форма существования, способная к самообновлению. Механизмом этого обновления был МИТОЗ, при котором исходная клетка делилась на две точно таких же.
Клетки эти были вряд ли сложнее, чем элементарные фрагменты протоплазмы, содержащие внутри себя хлоропласты, способные осуществлять процессы фотосинтеза и обновления. Клетки также были практически бесформенными.
В этом мире не было рождения и смерти, в нашем понимании, ибо не существовало индивидуальных клеток, все они были идентичны, и появлялись от общего источника по одной и той же схеме: рост - деление - рост.
Такая удобная организация могла бы сохраняться и по сей день, но от жизни на земле требовалось нечто большее, чем самообновление. А именно - требовалось прийти к возникновению независимых центров инициативы - то есть, существ творящих, способных противостоять воздействию времени за счет самого своего существования. Дезорганизующая, энтропийная природа времени ведет к сужению спектра возможностей и постепенному исчезновению свободы во вселенной. Поэтому должны были появиться существа, способные не просто на сотворение, но на самосотворение.
Потребность в таких независимых индивидах включает и требование, что они должны функционировать в уже существующем мире. Другими словами, они, будучи зависимы от окружающей среды, они по самой своей природе вынуждены действовать благодаря этому факту. Это тройное требование независимости, вовлеченности, и самосотворения и было изначально заложено в первых клетках, способных к половому размножению. И тогда потребовалось слияние двух различных составляющих для создания единого целого.
Сама жизнь, хотя и не все живые организмы, произвела деление в себе, и новая сила вошла в мир. Деление целого на две части породило две различные природы, так что воспроизведение требовало их слияния. Клетки такого рода оказались независимыми, но смертными, они были обречены умирать. В союзе двух составляющих различной природы целостность была лишь сиюминутной, результат их слияния был также обречен на смерть, ибо целостностью он тоже не обладал.
Данный вид воспроизводства и привнес в мир те беспокойство и риск, которые лежат в основе природы человека. В моей книге Драматическая вселенная я назвал это качество бытия герминальным, имея в виду, что зародыш участвует в любом полового размножения, как у животных, так и у растений.
Разделение на две природы, произошедшее, наверное, тысячу миллионов лет назад завершилось также внутренним делением природы человека. Это внутреннее деление может быть названо делением на духовную и материальную составляющие. ведущее к неудовлетворенности и поиску, и сделало возможной трансформацию человека.
Одна часть нуждается в другой, но для их соединения требуется еще нечто, отличное от обеих. Этим третьим является сила любви, которая также превосходит творческий акт секса, насколько сам этот акт выше энергий, участвующих в самообновлении. Между возникновением полов и появлением человека в полном смысле слова произошел ряд эволюционных изменений, связанных с организацией энергий восприятия, движения, и чувств, которые известны нам у животных. Сначала это было эволюцией на уровне АВТОМАТИЧЕСКИХ энергий, на которых построены стереотипы нашего поведения, и что было связано с развитием нервной системы позвоночных и образованием инстинктивного и двигательного мозга, столь важного для появления независимых телодвижений.
С организацией автоматической энергии стало возможным появление существ, способных передвигаться в поисках пищи и партнеров.
Следующей развилась энергия ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ. И когда она приобрела высокую степень организации, появилось тонкое сенсорное восприятие и возможность испытывать ощущения, которые, как мы полагаем, испытывают все животные, включая человека. Организация этой чувствительной энергии позволила им иметь субъективный опыт.
Эта энергия и делает нас подверженными влиянию наших собственных состояний, что у человека можно назвать умственным экраном, на котором разыгрываются все присущие нам переживания.
Она есть высшая из энергий, которые могут быть названы энергиями жизни. С одной стороны, она может участвовать в автоматической деятельности, то есть в привычках и стереотипах поведения, с другой - она может быть открыта для влияний, превосходящих саму жизнь.
Впервые такие влияния возникают, когда человек становится СОЗНАТЕЛЬНЫМ: и сознательность - есть первая из космических энергий, то есть находящихся за пределами самой жизни. Начав получать эти космические энергии, человек обрел и разум. Сознательная энергия позволяет нам видеть дальше ограничений настоящего момента, мы можем ощущать нечто за пределами того, что обусловлено содержанием наших непосредственных впечатлений.
Эти энергии дают нам возможность быть свободными от субъективных состояний и реакций.
Мне представляется почти очевидным, что энергия ТВОРЧЕСТВА, чем даже энергия сознательности, и воздействующая на нас вне нашего осознания, стала частью человеческого существа благодаря половому процессу. Несомненно, что человеку наиболее легко получить доступ, к энергии творчества, его истинной природной сути за счет силы секса.
Именно творческая энергия позволяет человеку упражнять свою волю, то есть делать - в гурджиевском смысле слова.
Чтобы быть способной воздействовать на нас, сексуальная энергия нуждается в разделении полов. Это подобно магнетизму, который присутствует только когда два полюса магнита оказываются разделенными.
Чем ближе они друг к другу, тем сильнее их притяжение, но стоит им войти в соприкосновение, как эта сила исчезает. С энергией любви происходит прямо противоположное:
союз увеличивает силу любви, и любовь может существовать только в этом союзе и за счет него. Мы должны ясно помнить об этом, ибо наш ум не отличает сексуальное притяжение, от силы ЛЮБВИ.
Если приход в жизнь творчества, сначала - в виде появления на земле секса, а затем и проникновения в саму человеческую природу, является событием, несомненно, великим, и происшедшим благодаря творческому акту самого солнца, то приход любви - есть событие, превосходящее даже границы всей солнечной системы.
Обычно полагают, что у человека, как и у животных, секс служит прежде всего продолжению рода путем воспроизведения, и его использование в любых иных целях в каком-то смысле незаконно, или является просто средством получения удовольствия. Такая точка зрения ничем не оправдана.
Человеку доступна творческая энергия, чего животные лишены, и как раз через секс у человека в основном регулируется работа этой энергии. Эту регулирующую роль выполняет при этом нормальный половой акт, и никакая другая сексуальная активность; не важно - приводит она к оргазму или нет. Мы знаем, насколько сильно воздействие мужчины и женщины друг на друга, однако как правило не признаем, что секс работает буквально вне ума, хотя способен полностью завладеть и умом и телом.
В психике человека сексуальные мотивы способны преодолевать любое сопротивление, и вытеснять собой любые другие объекты внимания, а химия нашей крови всецело подчинена действию половых гормонов.
Общие указания и разъяснения в области секса не имеют почти никакого эффекта, и все попытки регулировать нашу половую активность в соответствии с навязанными извне кодексами поведения не приводят к желаемому результату. Сексуальной активностью управляет творческая энергия человека, которая выше жизни и даже выше сознания.
В самой природе творческой энергии, а следовательно, и секса заложены спонтанность и непредсказуемость.
Достаточно нетрудно заметить, что секс способен вызывать важные изменения в функционировании ума и тела, но не так легко увидеть, каким образом можно сознательно контролировать действие секса на нас. Более низкая энергия не может направлять работу высшей.
Однако именно благодаря присутствию в нас сознания мы можем как-то изменить те условия, в которых проявится наша творческая энергия. Например, в процессе мышления очень важно одновременно и практиковать успокоение ума и оставаться бдительным, так чтобы мы могли отреагировать на появление чего-то действительно нового и значимого.
Сама эта работа сознания не является творческой, но оказывает сильное воздействие на работу творчества в нас.
Благодаря ей мы получаем возможность видеть, что с одной стороны мы сами производим творческий акт, с другой же - он нам дается, ощущение, которое многие замечают на собственном опыте. Не в результате нашего творческого делания, а скорее нашего не делания открываются двери к творческому акту.
У человека половая энергия несет очень важную природную функцию, то есть функцию, поддерживающую существование его Я. Она способна гармонизировать различные аспекты его ума, и очищать человека от испорченных энергий, - энергий, выродившихся, и превратившихся в яды в его психике. Секс установился в природе, как нормальный способ такой гармонизации и очистки. В одной из своих лекций Гурджиев говорит, что половой центр есть примиряющая сила между инстинктивным и двигательным центрами на нижнем этаже человеческой психики.
Секс также оказывает общее регулирующее и очистительное действие, но только при условии, если у него есть возможность функционировать естественно и нормально.
Хотя язык Гурджиева иногда особой вежливостью не отличался, я процитирую здесь выдержку со встречи в Париже 8 апреля 1943 г. посвященные этой теме. Она явилась ответом на вопрос: Почему большинство ассоциаций, мешающих моей работе, оказываются связаны с сексом?
В буквальном переводе его ответ звучал так: Вопрос этот субъективный, для всех он различен. Это аномалия, являющаяся результатом мастурбации в детстве. В каждом человеке вырабатываются три вида дерьма, которые надо выводить. Первый есть результат обычного питания и выводится естественным образом.
Это надо делать ежедневно, иначе могут случиться всякие болезни.
Также, как вы ходите в сортир для вывода пищи, вы , должны ходить, туда и для выведения второй, .которая выбрасывается вами при половом функционировании. Это необходимо для здоровья и поддержания баланса в организме.
Для одних это необходимо делать каждый день, для других - каждую неделю, а для третьих - раз в месяц, или в шесть месяцев. Это субъективно. Для этого вам надо выбрать хороший, чистый сортир, хороший для вас.
Третий род дерьма производится в голове. Отбросы третьего рода пищи -впечатления.
Эти отбросы скапливаются в головном мозге. Они связаны с пиандоехари.
Медицине об этом неизвестно, также как неизвестно и о важной роли аппендикса в пищеварении. Выведение их производится посредством правильного дыхания.
Сексуальные отношения оказывают на мужчину и женщину очищающее и нормализующее действие, если только они не влекут новых осложнений. Мы должны найти средства_избавляющие нас от психических ядов; у всех нас бывают состояния депрессии, беспокойства, периоды тяжелых ощущений, и приливы гнева, причины которых мы не можем найти. Состояния эти связаны с продуктами второй, или психической пищи, которые мы не можем использовать, и которые накапливаются в организме и вырождаются, то есть переходят из высшей формы в низшую.
Сначала они проникают в нас, иногда просто в результате соприкосновения с другими людьми, или с миром духов, а затем задерживается внутри, что происходит из-за нашего внутреннего напряжения и беспечности. Половой акт - не пустая связь, а в высшей степени интимный союз. Гурджиев, как вам наверное известно, различал личность и сущность, понимая под первой все, что прививается человеку извне, а под второй то, что присутствует у него изначально, и является принадлежащим собственно ему.
Власть над нами секса, а также сексуальные силы, заложенные в нас самих, говорят в нас от имени сущности, - того, с чем мы рождены. Наши личности -
репертуар наших мыслей, настроений, и манер поведения, никогда не играет в сексе решающей роли, но всегда остаются на втором плане, в противном случае они вторглись бы чуждую им среду. Например, в любом эмоциональном переживании, связанном с другими людьми, - приятном или болезненном, - присутствует доля эгоизма, мешающая свободному потоку творчества в половом акте.
Ваши переживания создают искусственный барьер между вами и другим человеком, который секс собственно и призван преодолевать. Точно также, любые попытки манипулировать сексуальными отношениями и анализировать их с помощью мысли только тормозит свободное течение половой энергии, и направляет ее к менее светлым силам. Эгоистические притязания являются растратой и искажением секса, и Гурджиев относился к ним, как к мастурбации. Позвольте мне прояснить, насколько возможно, этот вопрос.
Секс доставляет истинное наслаждение благодаря не ментальной стимуляции, и не эмоциональному возбуждению, а возрастанием ясности, силы, и воздействия на нас наших переживании на всех уровнях. Например, чувство искренней радости, удивления, надежды и любви не тревожат и не возбуждают нас, ибо проникают глубже, чем наше эго. Эти истинные чувства спонтанны, они есть дар, который может быть принят, только когда мы забываем и теряем себя. Мы знаем по собственному опыту, что когда секс бывает особенно приятен, и приносит особое чувство удовлетворения, в нем присутствует парадоксальное чувство одновременной вовлеченности и отстраненности, как будто это происходит с нами, и в то же время мы сами где-то в стороне от этого.
Этот парадокс, сходный с уже упоминавшимся в отношении творческой мысли, отражает истину, состоящую в том, что секс одновременно и случается С нами, и, что заметно и в работе творческой энергии, - исходит от нас. В свободном слиянии половых энергий мужчины и женщины, что происходит практически всегда, по крайней мере в момент оргазма, между ними формируется контакт действительно на уровне сущности.
Именно благодаря сущностному контакту секс перестает быть занятием обыденным. Если мужчина и женщина спали друг с другом, у них появляется связь на уровне сущности, даже при отсутствии связи на уровне личности, и в сущности остается след или отпечаток, благодаря моменту оргазма, когда происходит взаимодействие их сущностных структур, которого ничто предотвратить не может.
Когда мы говорим, наша сущность в этом почти не участвует, говорит при этом наша личность. Большинство наших действий исходят из личности.
Когда же мы едим, сущность поглощает пишу и переваривает ее. Личность имеет к процессу еды мало отношения, разве что может фантазировать по поводу пищи, которая для нее съедобна, или, наоборот - несъедобна. Но как только пища попала в рот, работу берет на себя сущность.
То же происходит и в сексе, когда мужчина и женщина сближаются, - сущность берет свое. Личность может вообще забыть, что это случилось с нами, но сущность уже не забудет. Разница между едой и сексом состоит в том, что в процессе еды участвует только одна сущность, а в сексе две.
В зависимости от того, как складывается наша жизнь, оказывается в различной степени важным, были ли в нашей жизни различные сущностные контакты. Если нашей сущности суждено не развиться, а остаться незрелой, то факт многократных отношений не играет никакой роли. Если сущности предстоит развиваться, то рано или поздно, за многочисленные связи приходится платить.
Теперь, после того как я сказал все это, вы можете подумать, что человеку половое воздержание может помочь сохранить нетронутой свою сущность, и от своего воздержания получить таким образом некоторую духовную пользу. Это представление ошибочно, и свидетельствует о неправильном понимании идеи трансформации секса.
Сексуальность является частью нашей природы, и половые отношения играют существенную роль в трансформации.
Важным событием в нашей жизни становится момент, когда мы вступаем в половые отношения не по закону случая, то есть в силу импульсов, идущих от нашей личности, а потому что они соответствуют нашей сущности. В этих поистине естественных отношениях сексуальность не может причинить нам вреда, в них сексуальные импульсы мужчины и женщины примиряются и гармонизуются, без искусственности и напряженности.
От нас требуется лишь, чтобы мы научились чувствовать, что является правильным для нас, и действовать в соответствии с нуждами нашей сущности, а не желаниями личности. Нужно развить в себе своего рода вкус, близкий к эстетическому, свободный от условностей и неподверженный внешним влияниям. В половом акте мы становимся самими собой, и это заставляет нас быть осторожными; когда дело касается секса.
Для сущности каждого из нас характерен свой стиль сексуального поведения, и нам следует научиться чувствовать те моменты, когда мы отклоняемся от него. Это не значит, что для нас существует неизменный и всегда уместный образ действий. Например, по мере нашего развития у нас не раз появляется необходимость изменений в личной жизни, но предсказать эти моменты ни для мужчин, ни для женщин невозможно; иногда нам нужны существенные изменения, иногда незначительные.
Когда в половую сферу вторгается воображение или внешние влияния, естественный ход событий нарушается как для нашего организма, так и для психики, тем самым нанося вред не только нашей повседневной жизни, но и задерживая развитие нашего внутреннего потенциала. Оглядываясь на прожитую жизнь, я прекрасно сознаю, что свойственный моей сущности образ сексуального поведения был искажен множеством влияний на мою личность со стороны того, чему меня учили, и что мне довелось слышать. Я также знаю, каких трудов стоит освободиться от этих влияний.
Для каждого есть род сексуального поведения, являющийся естественным для нас, но мы также, вольно или невольно, приобретаем и другой опыт, который, как мы считаем, делает нас более искушенными, - так личность вторгается в область секса. Сущности могут быть совместимы, или несовместимы.
Я думаю, справедливо будет сказать, что когда дело в не Это в значительной степени определяется типами. Гурджиев говорил, что тип есть результат сочетания триад сущности, и одни триады дополняют друг друга, а другие - нет.