Расы ленивые и склонные к удовольствию отворачиваются от физического труда, но привязываются к искусству. Поэтому тип элементарной руки среди невежественного и ленивого пролетариата стран Южной Европы так часто вытесняется рукой артистического типа; по той же причине между семитами мы находим так много артистов.
После всего сказанного понятно, что артистическую руку можно встретить на всем земном шаре. Читателю, однако, ясно, что эта форма руки чаще должна попадаться в жарких южных и тропических странах, чем под умеренными и холодными широтами, и в то же время этот тип руки широко распространен даже там, где цивилизация стоит еще на очень низкой ступени.
В заключение характеристики означенного типа следует заметить что рука у художника бывает иногда также угловатой или лопатовидной. Если такие вдохновенные художники, как Рафаэль, Перуджино, имели гладкие конические пальцы, то Гольбейн, Дюрер обладали гладкими угловатыми пальцами.
Гладкие лопатовидные пальцы были у таких художников, как Рубенс, Рембрандт, Ганс Маккарт, предпочитавших изображать на своих картинах обнаженное тело.
Рука этого типа по средним своим размерам обыкновенно скорее велика, чем мала. Она имеет узловатые пальцы, которые на концах не конические, а приблизительно четырехугольные, как показывает рисунок.
На такой руке большой палец имеет обыкновенно значительные размеры; в особенности широко его основание. Ладонь умеренной величины, она вогнута и довольно тверда на ощупь.
Людям с рукой такого типа свойственны настойчивость, предусмотрительность, щепетиль-
Мужчины этого типа подчиняют все своему стремлению к единообразию и к единству и признают, что право на существование имеет лишь то, что соответствует их прямолинейным понятиям о долге и обязанности.
Они всегда отрицают то, что не воспринимается их основными чувствами, и еще более то, чего не могут понять; для них граница естественного совпадает с тесными рамками, которые устанавливает их рассудок, не владеющий способностью к широким обобщениям. Они обладают сильным, но невдохновенным умом, способным многое охватить, но не способным высоко подняться; их ум подобен молодому орлу, чьи крылья слишком коротки и, позволяя ему летать над землей, не дают возможности подняться к светлым высотам небесной лазури.
Мужчина с рукой этого типа отличается педантичностью во всех своих мнениях и действиях; ему в высшей степени подходит карьера чиновника вследствие чрезвычайной пунктуальности и точности, с какими он относится ко всем своим делам. Это человек, у которого все должно идти как по часам. Если ему случится проспать несколько минут, если ему подали завтрак немножко позже обыкновенного и т. п., хорошее расположение духа испорчено ему на целый день.
В его шкафу костюм висит аккуратно, каждый на своей вешалке, бумаги на его письменном столе лежат в образцовом порядке; все в его комнате имеет свое определенное место, так что, даже проснувшись ночью, он, не зажигая огня, может найти любую мелочь.
Женщина этого типа, став хозяйкой, занимается не столько кухней, сколько непрестанным наведением чистоты и порядка. Платья у нее без единого пятнышка, белье без единой дырочки. С раннего утра до позднего вечера строго карает она домочадцев за любое невнимание или оплошность. Муж ее тоже не освобождается от бдительного надзора: едва войдя в дом, он должен снять свои даже совершенно чистые туфли и надеть домашние тапочки, так как вступить на ковры пыльными или, боже сохрани, грязными ногами строго воспрещается.
Особенно же страдает от такой страсти к порядку его письменный стол, чей живописный беспорядок ежедневно уступает место строгому порядку, когда книжки разложены по величине, бумаги по размеру, так что совершенно невозможно быстро найти нужную вещь.
Что касается идеалов таких людей, то они всегда предпочитают добро красоте, а пользу всему. К этому, как продукт болезненного, преувеличенного стремления к сдержанности, присоединяется еще и лицемерие. Эти люди ищут себе друзей среди людей воспитанных и дисциплинированных. Выдающейся их способностью является безграничная вера в авторитеты, они являются противниками безусловной свободы и защитниками всякого рода привилегий.
Незыблемым для них является авторитет рождения, общественного ранга, закона и обычая. Они являются лучшими подданными и составляют истинную основу монархии.
Эти свойства общи у них с людьми, имеющими лопатовидную форму рук, но побудительные мотивы у них разные: первые уважают авторитет в лице его представителя, вторые преклоняются перед авторитетностью учреждения.
У практичных представительниц прекрасного пола это стремление к авторитету усложняется свойственным женщинам духом противоречия, и поэтому в браках, где сам муж не принадлежит к людям этого типа, супруга обыкновенно верховенствует. К хорошим качествам людей этого типа принадлежат вежливость и строгое соблюдение правил и законов.
С реальной точки зрения, люди такого типа, конечно, желательны в обществе, но обладатели практической руки никогда не могут достигнуть такой полноты счастья, какую могут обрести люди артистического типа.
Практическая рука пользуется очень широким распространением; особенно часто ее можно встретить среди населения Китая.
Рука этого типа чаще всего встречается у мужчин, у женщин же мы находим ее сравнительно редко. Рука эта, как показывает наш рисунок, не может назваться красивой, что и объясняет сравнительную редкость ее у женщин. В самом деле, мудрая природа наделила женщину, которой предназначено по преимуществу блистать красотой тела и нравственными достоинствами, наиболее красивой формой руки; мужчинам же как обладателям разума, энергии и силы воли, которым большая красота могла служить даже помехой, свойственна менее красивая форма руки.
Красивые руки женщин говорят о преобладании чувства, некрасивые у мужчин о господстве рассудка. Поистине мужчину можно назвать разумом, а женщину психикой человеческого рода.
Философская рука имеет довольно большую и эластичную ладонь, пальцы ее узловаты, с двойными узлами, т. е. оба сустава пальцев выдаются; ногтевые же суставы пальцев имеют полуконическую, полуугловатую форму; последнее обстоятельство в соединении с узлами этих суставов служит причиной того, что концы пальцев имеют форму яйцевидной лопаты. Большой палец довольно велик, и оба сустава его хорошо развиты; это служит доказательством того, что в данном человеке твердая воля сочетается с логическим мышлением.
Полуконическая, полуугловатая форма узловатых пальцев указывает на стремление к абсолютной истине, на склонность во всем... дойти до самой сути. Обладатель такой руки предпочитает поэтому истину красоте, сущность вещей форме.
Его интересуют самая суть и точные причины всего сущего.
Поэтому мы имеем право заключить, что узлы философской руки указывают на способность к вычислению и методике; немного конические
Обладатель такой руки верит не слепо, но исследует и осмысливает чужие мнения, прежде чем их принять. Он изучает предметы как в целом, так и в подробностях; для него всякий индивидуум представляет совершенно такой же интерес, как целая семья или даже нация и все население земного шара.
Правила он изучает так же, как и исключения; стремится все классифицировать и, что важно, имеет склонность к классифицированию.
Разум является руководящей звездой для обладателя философской руки. Никогда такой человек не позволит сильному чувству господствовать над собой, но, с другой стороны, он легко жертвует такими презренными вещами, как традиция, обычаи, уклад, во имя любви.
Это руководящее влияние разума часто бывает причиной склонности таких людей к политической деятельности, а также ведет к скептицизму, научному и религиозному, но никогда к слепому фанатизму.
Несмотря на это преобладание разума, человек с философской рукой понимает и ценит красоту; об этом можно заключить по полуконической форме его пальцев.
Если сравнить философскую руку с руками трех выше описанных типов, то получится следующее.
Правдивость и верность, а также аналитический талант лопатовидной руки, но без ее крайнего упрямства свойственны и философской руке. Общей с артистической рукой является для нее способность реагировать чувством на все внешние впечатления, но без себялюбия и поверхностности первой.
Люди, принадлежащие к другим трем типам, способны понимать только себе подобных, в то время как побудительные причины действий и мыслей людей иных типов для них остаются непонятными, обладатель же философской руки способен понять и оценить представителей самых разнообразных типов.
Философская рука не связана ни с географией нахождения, ни со временем, ни с каким-нибудь известным народом, но все же в Старом Свете она встречается чаще, чем в Новом. Это становится понятным, если вспомнить о склонности американцев к практическому, а не теоретическому мышлению.
Из всех семи типов руки так называемая психическая рука встречается наиболее редко; причем следует заметить, что в то время, как философская рука принадлежит чаще всего мужчинам, психическая главным образом, прекрасному полу. Она отличается небольшой величиной, изяществом и нежностью, имеет красивую коническую форму; ладонь ее средней величины, пальцы совершенно лишены узлов или только слегка волнообразны, наружные суставы их очень длинны и тонки, в соответствии с чем большой палец сравнительно невелик и очень изящен.
В обладателе психической руки все свойства, которые в артистической руке, вследствие чрезмерного своего развития обратились в недостат-ки, сливаются в одно гармоническое целое. Он стремится к истине в любви, и стремления его в высшей степени возвышенны.
Чем уже такая рука и чем нежнее ее пальцы, тем больше в обладателе ее оригинальности, тем сильнее властвует над ним духовное начало; правда, те же признаки указывают и на недостаток физической силы и способности телесного сопротивления.
Побуждаемые силой своей прекрасной души, они бросаются очертя голову в самые безнадежные предприятия, если только последние могут удовлетворить их идеалистическим требованиям. К обыденным, низким и себялюбивым поступкам они питают непобедимое отвращение.
Ошибочно было бы, однако, думать, что эта рука принадлежит только аристократам. Она связана отнюдь не с преимуществами рождения, а с преимуществами духовного и нравственного развития. Наиболее частое обнаружение ее у наследственной аристократии легко объясняется по теории Дарвина наследственным подбором.
Принадлежность данного рода к высшим кругам общества в течение тысячелетий избавляла многие его поколения от необходимости физического труда, что не могло, конечно, не отразиться на изяществе и форме руки. Но читателю, который внимательно прочел наше введение, ясно, что это облагораживание формы руки нельзя приписать одним внешним физическим причинам; поэтому-то такую форму руки можно встретить не только в высшем сословии, но и в низшем классе.
Несмотря на многие прекрасные качества обладателей психической руки, им не приходится завидовать в наш прагматичный век, так как им настолько не хватает правильного взгляда на окружающее их общество и умения приспосабливаться, что их может обмануть первый встречный, если рядом не окажется бескорыстного человека, опытного в борьбе за существование.
С другой стороны, хотя обладатель психической руки и имеет слабое телосложение, но дух его энергичен, что доказывает это стойкость религиозных мучеников, которые с величайшим равнодушием, без малейшего вздоха или крика боли, с пением хвалебных гимнов Всевышнему переносили величайшие мучения. Эта же сила воли является причиной того, что люди, владеющие психической рукой, имеют особенную склонность к мистицизму.
В то время как обладатель артистической руки имеет непреодолимое стремление к искусству и весь отдается своим страстям, обладатель практической руки стремится к порядку и правильности во всем, а обладатель философской руки видит свой идеал в триумфе человеческого разума, обладатель психической руки оставил за собой наивысшую привилегию стремление к нравственному совершенству, к Божественному разуму, добру и красоте. Это прекрасно понимали великие художники, и в частности Рафаэль, создавший идеальные образы Мадонны обладательницы руки психического типа.
Если вы когда-нибудь встречали на своем пути женщину, лицо которой напоминало лик Мадонны, а красота которой восхищала, но не возбуждала в вас чувственных желаний, которую мысленно вы невольно нарекали богиней, на которую готовы были глядеть всю жизнь, но только на почтительном расстоянии, так как она слишком нежна, чтобы к ней прикоснуться, если вы когда-нибудь встречали такое ангельское создание, то можете быть уверены: она обладала рукой психического типа. Однако не спешите выбирать ее себе в супруги, потому что мысли ее слишком устремлены к небесному, и из нее не выйдет хорошей жены и хозяйки.
Что касается распространения этого типа руки на Земном шаре, то она встречается особенно часто у таких народов, которые тяготеют к религиозности и созерцательности. Поэтому такой тип руки в Европе встречается редко, в Америке еще реже, зато она очень распространена у народов Центральной и Южной Азии.
Те люди, которые с фанатическим восторгом бросаются под тяжелую колесницу Брамы, которые из чистой религиозности подчиняются тяжелейшим условиям кастового устройства, которые поддерживают свою жизнь горстью сухого риса и несколькими бананами и чувствуют себя при этом счастливыми и довольными, такие люди не могут иметь руки иного типа, кроме психического.
Нам осталось рассмотреть еще один, последний тип руки, который к тому же наиболее часто встречается. Он соединяет в себе признаки по меньшей мере двух рассмотренных уже типов, а потому его труднее распознавать, чем предыдущие.
Можно, например, конически-элементарную руку принять за артистическую или сильно развитую артистическую за психическую, и наоборот.
Смешанная рука показывает, что в обладателе ее коренятся те свойства, которые составляют нечто среднее между свойствами двух или нескольких типов, к которым принадлежит названная рука. Люди, имеющие этот тип руки, интересуются теми областями знаний, что лежат между наукой и искусством. Они обо всем кое-что знают, ко всему имеют склонность или даже талант, но ничем сильно и глубоко не увлекаются.
Способные на многое, они всегда остаются дилетантами и ничем особенным не отличаются. Лица, обладающие рукой вполне определенного типа, выделяются скорее силой, чем многосторонностью и многообразием духа; напротив, у лиц смешанного типа душевная жизнь многостороння, но не так глубока и основательна.
Как пример смешанного типа руки, рассмотрим руку артистически-элементарную. Как показывает рис. 16, рука эта толще и менее эластична, чем чисто артистическая рука, но ей свойственны те чрезмерные величина и грубость, что отличают элементарную руку; ее пальцы крупны, совершенно лишены узлов или обладают только одним узлом, кончаются конусообразно, а большой палец имеет значительную величину.
Неизящные очертания этой руки позволяют уже при первом взгляде заключить о некоторых некрасивых сторонах характера ее обладателя, например об эгоизме и корыстолюбии; человек с такой широкой и короткой рукой создан скорее для того, чтобы замыкаться в себе, чем для того, чтобы быть откровенным, и больше для того, чтобы, захватив что-нибудь в руки, удерживать, а не выпускать захваченное.
Обладатель элементарно-артистической руки имеет особенную наклонность к торговле и приобретательству; напротив, для ремесла, которое покоится на научном основании, он не имеет ни малейшего таланта. Он жаден до денег и питает к
Напрасно стали бы мы искать в таком человеке тонкого понимания жизни; последнее заменяется у него известной долей хитрости. Понимание искусства тоже не принадлежит к числу его свойств, хотя известного художественного вкуса в нем нельзя отрицать.
А вот элементарно-философская рука. Хотя обладатель такой руки высоко одарен в духовном отношении, он беспомощен, как дитя, в сфере материальной жизни; такие люди скромны, преданны и счастливы, если им не приходится иметь никакого дела с предметом, соприкасающимся с торговлей и ремеслом, они молятся и благоговеют перед Творцом за его дивные творения, они радуются роскошным дарам природы, они восторгаются поэзией классических авторов и не измеряют счастье количеством имеющихся в их распоряжении денег.
Созерцание и покой вот высшее благо, к которому они стремятся.
На этом мы завершаем описание семи типов рук. Однако, прежде чем перейти к новому разделу, пальмистрии, приведем несколько исторических примеров, чтобы наглядно показать на практике неопровержимость вышеприведенных сведений на практике.
Примером людей с ясно выраженным типом элементарной или первобытной руки, выдвинутых волей случая на арену исторической жизни, могут служить любимец султана Махмуда Ахмед Фецви-паша и французский генерал Рапп.
Первый из них, бывший последовательно сапожником, половым и водоносом, милостью султана был возведен сначала в чин придворного камердинера, потом объявлен смотрителем сера-ля, затем начальником султанской гвардии, турецким посланником в Петербурге и, наконец, великим визирем.
Генерал Рапп разночинец, по происхождению человек высокого роста, геркулесового телосложения и цветущего здоровья был мужиковат, расточителен и театрален. Он страшно гордился своим военным званием.
В 1812 году он попал в Данциг и там обращал на себя всеобщее внимание как неприкрытым тщеславием, так и плебейскими манерами. Одним из главных его развлечений было разъезжать по главным улицам города рядом со своей метрессой, причем сидел он развалившись и гордо посматривая по сторонам.
Лопатовидную руку имел Наполеон, хотя некоторые льстивые художники рисовали его руки на портретах тонкими, нежными, белыми, с пальцами конической формы. Однако невозможно представить, чтобы этот человек, который был врагом свободы, совершенно не понимал ни поэзии, ни искусства, который классифицировал людей только по их дурным качествам и который более известен как великий полководец, чем как политический деятель, чтобы такой человек имел руку артистического типа.
Как пример обладателя чистейшей формы артистической руки можно привести Александра Дюма. Французский король Франциск I также обладал рукой артистического типа.
А вот человеком, обладавшим рукой практического типа, можно считать кардинала Ришелье легендарного автора тех политических методов управления государством, которые достигли своего полного апогея в настоящее время.
Все выдающиеся философы: Локк, Кондильяк, Декарт, Лейбниц, Кант, Фихт имели философскую руку, что служит лучшим доказательством правильности ее названия.
Рука психического типа принадлежала, например, Сведенборгу, знаменитому шведскому мистику.
Все вышеизложенные принципы учения о формах руки одинаково приложимы как к мужской, так и к женской руке. Но при этом многовековой опыт учит нас, что между мужским и женским всегда существуют известные различия, зависящие от физиологических различий, характеров и нравственного облика женщины и мужчины.
Прежде всего читателю небезынтересно будет узнать, что в мужских руках замечено более разнообразия: из 100 мужчин только 5 имеют одинаковые руки, из 100 женщин 12. Рука мужчины гораздо грубее, сильнее и угловатее женской. Ввиду того обстоятельства, что мужчине принадлежит умственная сфера, а женщине нравственная, женской руке недостает в большинстве случаев хорошо развитых узлов. Из умственных занятий женщины предпочитают те, где требуется не столько сила ума, сколько способность быстро усваивать и воображение.
Соответственно этому узлы на женской руке, если они вообще имеются, означают большую тонкость интеллекта, а также силу воображения и повышенную впечатлительность. Так, рассматривая изображения рук женщин, прославившихся в истории, как то: Шарлотты Корде, Люсили Демулен, Софи Кондоре, проникнутых стремлением к идеалу, мы замечаем на них резко выраженные узлы.
Наклонность к вспыльчивости, свойственная субъектам с лопатовидными и угловатыми руками, у женщины значительно смягчена, что и выражается в большей мягкости, эластичности и гибкости женской руки.
Рассматривая характер большого пальца в женской руке, мы различаем две основные группы:
1) с большим пальцем значительных размеров;
2) с большим пальцем малых размеров.
Обладательницы большого пальца значительных размеров всегда более интеллигенты, чем чувствительны, и потому имеют наклонность к серьезным занятиям. Они рассудительны и владеют ясным умом.
У них и любовь, скорее, дело рассудка, чем чувства, поэтому они отличаются гораздо большим постоянством в своих привязанностях, чем обладательницы большого пальца малых размеров.
Вторая группа включает в себя таких женщин, которые более чувствительны и чувственны, чем умны. Для них весь смысл жизни в любви.
Вследствие этого они, не обладая даже классической красотой, все же несравненно привлекательнее и милее женщин первой группы.
Рассматривая распределение женских типов по формам руки, мы замечаем, что из 1000 женских рук 565 принадлежат коническому, 330 угловатому и 105 лопатовидному типу. Что же касается элементарной руки, то у женщин она встречается очень редко, потому что исполнение материнских обязанностей требует большей мягкости и интеллигентности, чем та, какую могут обнаружить обладатели руки названного типа.
По той же причине в тех странах, где руки мужчин принадлежат преимущественно к этому типу (Вандея, Нижняя Бретань, Каролинские и Маринские острова и т. д.), женщина всегда имеет первенствующее положение.
Англичанки, имеющие особенную склонность к семейной жизни, которой они отдаются безраздельно и в которой находят свое счастье, обладают угловатыми руками с нежными, тонкими пальцами. Напротив, у страстных женщин Востока, для которых жизнь это сладострастие и наслаждение и которые за редкими исключениями нисколько не радеют ни о хозяйственных, ни о материнских обязанностях, мы встречаем узкие тонкие руки с большим пальцем малых размеров.