Если он острый, это признак благородства мыслей и тонкости чувств; если он тупой признак дремлющего ума.
Внутренний угол это тот, который лежит на пересечении головной линии и линии желудка. Он расположен против бугра Луны, у основания бугра Марса, и служит показателем долгой жизни.
Будучи острым, он указывает на нервную неустойчивость и легкую возбудимость; если же он тупой, это признак непостоянства и умственной тупости.
Нижний угол находится на точке слияния линии жизни и линии желудка и, будучи правильно построен, обозначает здоровье и добродушие. Если он острый, это указывает на слабость, скупость и корыстолюбие; если же он тупой, это признак грубости, невежества, лени, неподвижности и сонливости.
Звезда (*) обыкновенно обозначает неожиданные опасности или происшествие, лежащее вне сферы человеческого предвидения. Если она находится на бугре Юпитера, это благоприятный знак; на бугре Сатурна, напротив, она служит дурным предзнаменованием. Звезда на бугре Солнца предсказывает неожиданные почести и богатства; если же она расположена на бугре Меркурия, значение ее крайне плохое: она обличает в человеке мошенника и вора. На бугре Марса такая фигура предвещает близкую смерть.
Дурное же значение имеет она и тогда, когда находится на буграх Луны или Венеры: на бугре Луны она предвещает предательство, лицемерие, притворство, на бугре Венеры несчастье из-за женщин.
Точка (- ) на линии сердца всегда указывает на душевные страдания; красная точка на головной линии предсказывает ранение в голову, белая точка ценное научное открытие.
Кружок (d) на одном из бугров пророчит славу и почести, особенно в том случае, когда он находится на бугре Солнца; находясь же на линиях, он становится дурным предзнаменованием: на главной линии или линии жизни потерю зрения, на бугре Меркурия воровство.
Крест (х +) также обыкновенно считается дурным знаком, за исключением тех случаев, когда он имеет правильную форму, т. е. когда взаимно пересекающиеся линии его одинаковой длины. Находясь на бугре Юпитера, крест является предвестником брака по любви; на бугре Сатурна признаком склонности к мистицизму, а если он очень глубок и ясно очерчен, то обозначает суеверие.
На бугре Аполлона он предвещает успех в искусстве, на бугре Меркурия свидетельствует о склонности ко всякого рода неблаговидным поступкам. На бугре Венеры служит признаком глубокой и несчастной любви.
Крест между линиями ума и сердца знак мистицизма, мечтательности, даже суеверия.
Разветвления и раздвоения обыкновенно находятся на концах главных и побочных линий. Восходящие служат обыкновенно хорошим признаком, нисходящие дурным и обозначают препятствия и превратности судьбы.
Цепевидные образования всегда предвещают препятствия, несчастные случаи, словом, всякие неудачи.
Пересекающиеся линии, образующие как бы решетку (###), также имеют дурное значение.
Как теория нашего учения распадается на две главные части, так и практика ее разделяется на две области, в зависимости от того, как рассматривать хирософию как способ определения склонностей и душевных способностей человека или же как средство предсказания будущего. Практические приемы как хирологии, так и хиромантии предъявляют к желающему пользоваться ими требования не только большой наблюдательности, но и врожденного таланта.
Но если последний дан природой, то первая поддается развитию.
Рассмотрим теперь, как наиболее эффективно использовать, приложить на практике изложенные выше принципы. Из всех популярных у хиромантов методов наиболее рациональным нам представляется тот, который предлагает знаменитейший хирософ Дебаролль.
Он говорил следующее: Лучше всего начинать исследование по системе Дарпентиньи, то есть сначала изучить руку со стороны ее формы и определить, к какому из семи типов она принадлежит. В этом определении немаловажную роль играет большой палец, так как по нему мы лучше всего можем судить о степени развития воли и ума данного индивидуума. Далее, констатировав по свойствам большого пальца соотношение воли и ума человека, мы должны рассмотреть форму или, лучше сказать, формы остальных четырех пальцев (мы говорим форму, потому что редко случается, чтобы даже два пальца на одной руке были одинаковы). Итак, мы исследуем каждый палец в отдельности и определяем его форму, то есть говорим угловатый он, конический, лопатовидный или смешанный.
После этого мы констатируем, гладок он или узловат, а если узловат, то один или два узла имеет. При этом особенно важно установить, духовной или материальной области принадлежит узел. Как известно, основание пальцев дает нам возможность узнать, что преобладает в данном индивидууме его духовное или физическое начало. Наконец, мы исследуем отношение ладони к пальцам, то есть определяем, что длиннее ладонь или пальцы, или же ладонь и пальцы одинаковой длины.
Заканчивается исследование по системе Дарпентиньи рассмотрением консистенции руки: мы ощупываем руку и определяем, твердая она или мягкая, эластичная или неупругая, неподвижная или активная.
Теперь переходим к изысканиям, основанным на принципах пальмистрии, и прежде всего останавливаемся на буграх ладони. Здесь мы должны установить место и степень развития каждого отдельного бугра и указать, какой из них преобладает, так как мы уже знаем, что преобладающий бугор как бы дает окраску тем качествам, которые выражаются в других буграх. Именно таким образом мы узнаем, что руководит поступками данного человека: искусство ли, наука, торговля, любовь, воображение, честолюбие и т. д.
После этого мы приступаем к рассмотрению главных линий руки, т. е. линии сердца, головной линии и линии здоровья, с целью определить, насколько преобладающие склонности, отражающиеся в буграх, усиливаются или ослабляются другими склонностями.
Дальнейшее исследование линии судьбы указывает на успех или неудачи в делах данного индивидуума. Для этого следует внимательно обследовать линию судьбы на всем ее протяжении и отметить все точки ее пересечения, прерывистости и место ее окончания.
В заключение рассматриваются знаки руки, точки, звезды, четырехугольники, разветвления, ломаные и прерывистые линии, островки, цепи, треугольники, борозды и т. п.; причем следует помнить, что значение их меняется в зависимости от того, где они находятся.
Наконец, из тщательного рассмотрения всех значимых элементов руки мы выводим окончательное заключение, сопоставляя дурные и хорошие свойства данного человека и определяя, как они взаимно нейтрализуются, укрепляются или ослабевают.
И еще два-три слова о некоторых особых приемах практической хиромантии. Само собой разумеется, что в том случае, когда испытуемый удален от исследователя, приходится довольствоваться лишь возможно более верным изображением его руки.
Для получения такого изображения существуют различные методы, зависящие от образования, денежного достатка данного лица, а также от цели, которую имеют в виду в данном случае. Мы со своей стороны рекомендуем делать слепок руки из гипса, так как он передает не только форму руки, но и ее величину.
Но к сожалению, прием этот возможен лишь в немногих случаях, так как он требует известной технической сноровки. Слабой заменой этого приема может служить рисунок руки; и, хотя он очень верно передает форму руки, ему нельзя доверять всецело: если один гипсовый слепок дает полное и исчерпывающее изображение руки, то для той же цели потребовалось бы целых 4 рисунка руки.
Лучших результатов мы достигнем посредством фотографии. Собственно говоря, чтобы получить возможность рассмотреть руку с хиро-софской точки зрения, требуются четыре снимка, что слишком неудобно и дорого.
Поэтому изобретено средство производить исследования при помощи лишь двух или даже одного снимка.
Для этой цели рука, которую желают сфотографировать, ставится против зеркала, в результате одновременно получаются два изображения: снимок тыльной поверхности руки и ее ладони, отражающейся в зеркале (см. рис. 24).
Второй способ фотографирования при помощи зеркала состоит в том, что два высоких зеркальных стекла, шириной приблизительно 30 см, ставятся под тупым углом и между ними, в самом углу, распалагается рука таким образом, что одновременно получается снимок отражения внутренней и наружной ее поверхности, как это видно на рис. 25.
Когда необходимы точные хирософские изыскания, можно увеличить изображение до натуральной величины.
Простейший способ получения изображения руки заключается в получении ее отпечатка; средство это всегда применялось с большим успехом.
Берется немного черной типографской краски или, если ее нельзя достать, простой сапожной ваксы или другой жирной черной краски и при помощи мягкой фланелевой тряпочки этой краской покрывается вся внутренняя поверхность руки. Нужно, однако, употребить столько краски, сколько ее необходимо для того, чтобы получить лишь самый легкий отпечаток руки на бумаге.
Окрашенная таким образом рука осторожно, легким нажимом, чтобы избежать двойного изображения, накладывается на белую бумагу, под которую положено что-нибудь мягкое, и в продолжение нескольких секунд держится на поверхности. Полученное изображение, которое, понятно, нужно как следует высушить, недурно дополнить, обведя карандашом на бумаге контуры руки, пока последняя еще находится на поверхности бумаги. Таким путем получается изображение ладонной поверхности руки, по которому можно определить не только свойства ладони, но до некоторой степени и формы пальцев (рис.
26).
Этот способ дает нам наиболее верную копию руки.
Если мы желаем иметь гипсовый слепок руки, следует соединить в каком-нибудь сосуде гипс с водой и мешать его до тех пор, пока не образуется густая, кашицеобразная масса. Последней нужно стоять до тех пор, пока карандаш, опущенный в нее, не начнет оставлять отпечатка.
При этом следует обратить внимание на то, чтобы гипс был чистый и предварительно процеженный через такое мелкое сито, чтобы в нем совсем не было комочков. Необходимо также разбивать комочки, образующиеся во время мешания.
Густая масса вливается в заранее приготовленную деревянную форму, состоящую из двух частей и имеющую форму ящика, наглядно изображенного на нашем рис. 27.
Обе половины формы должны быть наполнены гипсовой массой так, чтобы последняя приблизительно на толщину одного пальца не доходила до верхнего края; перед отлитием формы поверхность массы должна быть обильно смазана слоем чего-нибудь жирного, например масла. Руку тоже нужно покрыть маслом, с одно стороны, для того чтобы
гипсовая масса не прилипала к ней, а с другой чтобы волоски на руке не попадали в гипсовую массу и потом не причинили испытуемому боли при отрывании руки от застывшего гипса.
Остается только, чтобы избежать смещения руки, застегнуть форму, как это изображено на рис. 28.
Когда форма наполнена, в нее втыкают толстую железную проволоку, обвитую шерстью, чтобы иметь уже готовую петлю для подвешивания слепка руки. Затем форму заполняют до краев и дают массе застыть, что на этот раз длится дольше вследствие более жидкого состояния гипсовой массы.
Когда масса затвердела, форму осторожно открывают и вынимают слепок, представляющий точную копию руки, а вынув из формы, оставляют его лежать в теплом месте, чтобы он окончательно высох.
Этот гипсовый слепок очень прочен, прекрасно сохраняется и имеет очень красивый, белый цвет. Чтобы придать ему более жизненный вид, его слегка покрывают раствором кармина, к которому прибавляют немного раствора ауранции, благодаря чему слепок приобретает темный оттенок.
При желании сильнее окрашенные места руки складки, линии, концы пальцев можно покрыть кармином более темного оттенка, вследствие чего слепок руки станет еще точнее. Наконец, необходимо покрыть слепок лаком или воском, для чего нужно опустить его в расплавленный воск и держать там до тех пор, пока не перестанут подниматься на поверхность пузырьки воздуха.
Просушив потом слепок в теплом месте, чтобы лишний воск не образовал на нем бугров, его слегка обметают щеточкой, и работа закончена.
Все любящие родители, конечно, не раз замечали, что у детей со сходными характерами и наклонностями руки также сходны по величине, форме и линиям на ладони. После всего сказанного о тесной связи между характером человека и определенной формой его рук это явление не может не привлечь к себе внимание мыслящего воспитателя.
Человек, знакомый с принципами хирософии, по руке ребенка, как по раскрытой книге, может читать о его склонностях, способностях, характере и в соответствии с ними направлять его воспитание в ту или иную сторону.
Уже у новорожденного кисть руки совершенно развита; только пальчики его не пригодны для дела, а потому сложены в кулачок и остаются в этом положении до тех пор, пока не начнут проявляться первые признаки пробуждения сознания. Как только приблизится этот момент это случится, когда ребенок начнет узнавать окружающих, маленькие кулачки открываются, пальчики распрямляются и сознательно тянутся к тому или иному предмету.
Раскрывая осторожно кулачки новорожденного, мы видим, что на ладонях его уже есть четкие линии; они увеличиваются вместе с рукой ребенка и до конца жизни почти не меняют своей формы, за исключением тех случаев, когда в известные периоды жизни меняется характер человека.
Наблюдения приводят нас к заключению, что поскольку каждому новорожденному с самого момента появления на свет присуща характерная форма руки, то, следовательно, форма эта есть прирожденное свойство каждого человека. Она, подобно линиям руки, не подвергается никаким существенным изменениям во время развития человеческого тела. Поэтому всякий мыслящий человек поймет и без многочисленных доводов, как важно знать законы, на основании которых отец, мать или воспитатель могут правильно распознать характер ребенка, его душевные качества и наклонности. Знание этих законов так важно для воспитания детей, а также для определения их призвания, что никто из разумных родителей, а тем более из воспитателей или учителей, не должен пренебрегать теми методами, какие дает им в распоряжение хирософия.
Если сами они не имеют возможности ближе ознакомиться с принципами хирософии, их прямой долг обратиться к опытному хироманту-диагносту. Последний, осмотрев руку ребенка, укажет им надлежащий путь, которого следует придерживаться при его воспитании.
В дальнейших беседах мы постараемся детально изложить нашим читателям значение хиросо-фии для понимания характера ребенка. Просим их внимательно прочесть то, что там будет изложено.
Это не составит большого труда, а между тем, надеемся, они будут вполне вознаграждены, ибо это даст возможность применить на практике простые правила хирософии.
Мы уже говорили о том, что большой палец с точки зрения хирософии имеет наиболее важное значение. Рука без большого пальца столь же несовершенное орудие, как самый пылкий, изобретательный ум без воли, логики и решимости.
Большой палец является именно представителем этих трех в высшей степени важных качеств, а потому мы с него и начинаем.
Означенным трем элементам человеческого сознания: воле, логике и решимости соответствуют три сустава большого пальца. Преобладающее развитие того или другого из этих суставов служит поэтому лучшим ориентиром для выявления упомянутых свойств характера.
Это заставляет нас подвергнуть особому рассмотрению каждый из трех суставов в отдельности. Просим извинения, если местами нам придется повторить кое-что из сказанного в первых двух частях нашей книги.
Дарпентиньи считает ногтевой сустав большого пальца выражением изобретательности, решимости, инициативы; средний сустав символом логики, а нижний признаком разумной воли. Детская рука, в которой мы замечаем равномерное развитие всех трех суставов большого пальца, указывает на то, что данный ребенок одарен логикой и инициативой, которым в равной степени соответствует и разумная воля.
Но если суставы эти развиты неравномерно, т. е. один из них больше, а другие меньше, то это значит, что и ребенок, в свою очередь, одарен только одним из этих качеств. Воспитатель ребенка в таком случае должен стараться развить или усилить менее выраженные способности и ослабить преобладающие, чтобы добиться нормального равновесия свойств характера.
Так, например, узкий, прямой, тонкий и короткий ногтевой сустав указывает на то, что у ребенка очень плохо развита решительность, что он склонен к безусловному подчинению чужому мнению, что в жизни он будет мучиться сомнениями; это обстоятельство при неэффективном воспитании может привести к полному моральному упадку. У такого ребенка обыкновенно сильнее всего бывает развит второй, средний, сустав большого пальца, а значит, и соответствующие этому качества.
Какая перспектива открывается перед мыслящим отцом или воспитателем, если он сумеет развить надлежащим образом означенные качества? Речь здесь идет о том, чтобы усилить самосознание ребенка, ослабить его наклонность к подчинению и развить его волю.
Большой палец маленьких размеров, худой и недостаточно развитый тоже указывает на нерешительный характер ребенка, который в самых обыкновенных случаях будет колебаться, как тростинка от дуновения ветра, ибо все основано у него на чувстве и инстинкте, а не на доводах рассудка. Такой палец встречается у мальчиков реже, нежели у девочек; он указывает на то, что с наступлением зрелого возраста у данного ребенка может появиться целый ряд самых безумных прихотей, с которыми придется считаться не только родителям и воспитателям, но, чего доброго, пожалуй, и врачам.
При склонности к легкомысленному и необдуманному подчинению первому чувству девочки этого типа отличаются обыкновенно ласковым, привязчивым характером, хотя и склонны к легкомысленным поступкам и необдуманным порывам. Имея возможность узнать наклонности задолго до наступления опасного периода, родители могут успешно предотвратить опасность, грозящую этим, в сущности, очень хорошим детям.
Большой палец крупных размеров указывает, на преобладание разума над чувством. Такие дети ищут уединения, избегают товарищеских игр они живут не чувством, а разумом.
Уместно именно здесь сказать несколько слов относительно будущего трудового поприща: детей с большим пальцем маленьких размеров не следует настраивать на профессии, требующие большого энтузиазма и самостоятельности, на руководящую работу, ибо вследствие преобладающего в них чувства они будут плохо чувствовать себя на таком посту и окажутся не в состоянии следовать установленным требованиям. Противоположность этим детям представляют собой дети с большим пальцем крупных размеров: они как нельзя лучше подходят к тем профессиональным сферам, где нужен человек с трезвым умом и сильный духом, энергичный и самостоятельно мыслящий.
Перейдем теперь к характеристике детей по форме остальных пальцев, которые могут быть коническими, угловатыми и лопатовидными. У детей мы встречаем еще булавовидную форму пальцев, о которой речь будет ниже. Эта классификация основана на форме верхнего, ногтевого, сустава. Если же классифицировать пальцы по тому, насколько выдаются наружу сочленения отдельных суставов, то пальцы разделяются на гладкие и узловатые.
Последние, кроме того, бывают одноузлые и двуузлые.
Ребенок с коническими пальцами, которые обычно бывают совершенно гладкими, приносит с собой в мир ясно выраженную решительно при всех обстоятельствах жизни склонность к искусству, а часто и большой талант. Поэтому, воспитывая такого ребенка, следует тщательно обращать внимание на его ранимую, артистическую натуру.
С другой стороны, надо помнить, что людям с подобными пальцами почти всегда бывают свойственны такие черты характера, которые отнюдь не следует развивать, а напротив, следует сдерживать. Если их не сдерживать, они могут привести к развитию самых разных недостатков: легкомыслия, чрезмерной чувственности, безрассудства, надменности, жажды наслаждений и самовлюбленности. Свойства эти в детях с гладкими коническими пальцами становятся заметны уже в самом раннем возрасте: они постоянно дают повод к неприятным столкновениям с товарищами по школе; весьма важно поэтому своевременно их обуздать, а строгим и разумным воспитанием стараться нравственно воздействовать на врожденную чувственность этих де-
теи и на жажду ими наслаждении, как на качества, влекущие за собоИ наибольший вред.
Совсем заглушить такие врожденные наклонности, конечно, невозможно, как нельзя изменить и прирожденную форму пальцев; но, заложив в ребенке твердые нравственные устои, вы тем самым создадите противовес, которыи удержит его от порывов вредных страстей.
Другая типичная форма пальцев угловатая характеризует детей-педантов. Они бывают хорошими учениками, аккуратно посещают школу, никогда не опаздывают и тщательно готовят уроки. У таких детей следует развивать стремление к обществу, так как они склонны сторониться людей. Имея все данные для того, чтобы стать уважаемыми, почитаемыми людьми, они в обществе оказываются скучными, беспомощными и неловкими.
Все уважают и ценят их, но редко кто любит. Умные родители и воспитатели, развивая в детях общительность, могут избавить своих детей от тех ошибок, которые в зрелые годы их жизни причинили бы им много вреда и горя.