d9e5a92d

Мидова И. - Хирософия. Пособие для хиромантов

Рука есть символ поступков, по которому каждый может определить, для чего он создан, и сообразно с этим руководить своими поступками, говорили древние.
Хирософия наука о руке, одним из разделов которой является хиромантия, учит нас тому, какой внутренний смысл имеют форма руки и линии, находящиеся на ее поверхности. Она поведает вам тайны характера человека и раскроет заветные его желания, предскажет многое из того, что готовит вам судьба, и поможет правильно воспитывать ребенка.
Чтобы добиться истины в постижении человека, необходимы глубокое знание людей и правильное понимание жизненных условий этому и учит наша книга.
Может быть использована в качестве учебного пособия для начинающих хиромантов.

Предисловие

Хирософия, или наука о руке, учит нас тому, какой внутренний смысл имеют форма руки и линии, находящиеся на ее поверхности. Хирософия состоит из четырех главных частей:
1) хирогномии, т. е. науки о формах руки;
2) пальмистрии, т. е. науки о знаках на ладонной поверхности руки;
3) хирологии, т. е. науки о связи признаков изучаемых обеими вышеозначенными частями хирософии с телесными и душевными свойствами человека;
4) хиромантии, т. е. искусства предугадывания будущего по формам и линиям руки, применяющего результаты, добытые хирологией, для распознавания физических и душевных свойств и характера каждого человека.
Хиромантия самая древняя по своему происхождению: она не уступает в возрасте даже астрологии. Мы встречаем ссылку на нее уже у Анаксимандра и в законах Моисея.
Аристотель сообщает, что на одном алтаре, посвященном Гермесу, он нашел сделанную золотыми буквами надпись об этой науке. Его слова по этому поводу служат доказательством того, сколь высокого мнения об этой науке был легендарный грек: Я хотел бы послать эту надпись Александру, так как то, что заключено в золотых письменах этих, есть наука, достойная такого великого ума.
Галлус заявляет: Рука есть орган из органов, орудие из орудий человеческого тела.
У Артемидора мы тоже находим изречения, дающие нам право заключить, что он глубоко верил в искусство чтения будущего по руке. В его Снотолкованиях можно обнаружить целый трактат вероятно, первый в истории о хиромантии.
Корнелий из Лапидоса пишет о руках: Они позволяют нам познавать наши обязанности, потому что рука есть символ поступков, по которому каждый может определить, для чего он создан, и сообразно с этим руководить своими поступками.
Когда в Англии была назначена премия в 8000 фунтов стерлингов за лучшую литературную работу, которая способствовала бы прославлению могущества, мудрости и благости Божьей в природе, то знаменитый врач и исследователь Чарльз Белл доказывал, что рука является именно тем органом, в котором первее всего отражается Божественный Промысел. Его конкурсное сочинение, касающееся названного вопроса, было издано в известных Книгах Бриджвотер в 1836 году и переведено на немецкий и другие языки.
Карданус и Парацельсий в XVI веке связали хиромантию с принципами астрологии именно им мы обязаны тем, что хирософия как наука получила могучий толчок к дальнейшему развитию. Что же касается ее систематизации, то в этом отношении она достигла значительного совершенства лишь в XVII столетии и на этой ступени остановилась приблизительно до 1850 года.
Около 1700 года в Иенском университете лекции по хиромантии читал профессор Геннер, специально назначенный на кафедру хиромантии. В Галле еще в 1780 году профессор Адам Ниетц-кий читал этот предмет в связи с астрологией и магией. С этих пор хирософия на некоторое время исчезает из ряда официально признанных наук, и лишь в первой половине XIX столетия французский капитан Дарпентиньи вновь обращается к ней.

Он обратил внимание не столько на учение о знаках на поверхности руки и искусство предугадывания будущего по руке, как это делали его предшественники, сколько на различия ее форм, и создал целую науку, назвав ее хи-рогномия, или хирогномония.
Французский исследователь А. Дебаролль соединил науку о формах руки с учением о ее поверхности и связал их с графологией наукой о почерке.
Как же обстоит дело с научным обоснованием искусства чтения будущего по руке?
Первоначально попытки предсказания будущего по руке предпринимались в связи с каббалистикой или астрологией.
Каббала рассматривает Вселенную как состоящую из трех элементов. Соответственно этому и каждое существо, а следовательно, и человек, состоит из трех основных сущностей: сущности духовной, сущности материальной, или астральной, и, наконец, сущности физической, или грубо материальной.
Из этих трех сущностей при нормальном состоянии наших чувств и при нормальных условиях мы можем воспринимать только после-днюю. Это деление Вселенной на три части символически выражено и в пальцах руки.



Первый (верхний) сустав пальца, носящий ноготь, соответствует духовной (идеальной, спиритуальной) сущности, второй или средний области астральной (интеллекту), третий, ближайший к основанию пальца, области материальной (земной). Смотря по тому, какой из названных суставов длиннее и развит более остальных, в данном человеке преобладает тот или иной из означенных трех элементов.
Астрологи, чье учение основано на влиянии планет на все земное, делили сущность человека сообразно семи планетам Солнцу, Луне, Юпитеру, Сатурну, Марсу, Венере и Меркурию, на семь планетарных сфер. Каждая из этих сфер подвержена прямому влиянию одной из упомянутых планет, а кроме того, побочному влиянию прочих шести планет.

Таким образом, влияние главной для данного человека планеты складывается с менее сильным влиянием остальных шести второстепенных получаются многочисленные комбинации, в зависимости от того, какое из этих побочных влияний преобладает.
Хироманты, стоящие на астрологической точке зрения, принимают, что каждой из семи планет: Солнцу, Луне, Юпитеру, Сатурну, Марсу, Венере и Меркурию соответствует определенная часть руки, которая является местопребыванием хороших и дурных свойств человека, находящихся, стало быть, в зависимости от данной планеты. Чем более развита какая-либо из этих частей, тем сильнее в человеке, с точки зрения хироманта-астролога, свойство, зависящее от нее; менее резко выраженной части соответствует и более слабое развитие свойства, приписываемого ее влиянию.
Конечно, такой способ объяснения, полный смысла для каббалиста, астролога или мистика, у представителя так называемых точных наук вызовет в лучшем случае лишь улыбку недоумения. Официальная наука вообще считает науку о руке нелепой фантазией, научно необоснованной, или шарлатанством, недостойным того, чтобы серьезно о нем говорить.
Противники хирософии утверждают, что формы человеческого тела, вообще, и руки, в частности, никак не связаны с его умственными и духовными функциями и являются лишь результатом определенных внешних условий, влияющих на развитие той или иной формы человеческого тела. До известной степени, конечно, это верно.

Но то обстоятельство, что при обмороках, параличе, столбняке, а также при наступлении смерти линии на ладонной поверхности руки теряют свою резкость, а иногда и совершенно исчезают, говорит в пользу того, что линии эти каким-то образом связаны с психической жизнью человека. В пользу этого же мнения говорит и тот факт, что у кретинов, идиотов и слабоумных руки от рождения гораздо менее развиты, чем у людей умственно нормальных.

Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что степень силы воли человека можно определить по степени развития боль-шого пальца. Ньютон говорил: Не будь других доказательств бытия Божия, меня убедило бы в нем существование большого пальца.
Обезьяны, наиболее развитый класс животных, отличаются от всех других стоящих на низшей ступени развития именно наличием рук, а человек отличается от обезьян анатомическими признаками, в частности развитием большого пальца. Обезьяны также имеют большой палец, но он настолько у них ослаблен, что некоторые естествоиспытатели не считают его даже прообразом большого пальца.
Римляне презрительно называли pollex truncatus, т. е. отрезанный большой палец, тех, кто из трусости изувечивал себе большой палец, чтобы избежать военной службы; отсюда французское слово poltron, обозначающее труса. Желающие глубже ознакомиться с той ролью, какую играл большой палец в создании человеческой культуры и цивилизации, могут обратиться к сочинениям знаменитого французского философа XVIII века Гельвеция.
Материалисты утверждают, что форма руки зависит исключительно от рода занятий человека, и поэтому у ремесленников, выполняющих тяжелую механическую работу, более развитая рука, нежели у лиц, занимающихся интеллектуальным трудом. Совершенно справедливо, конечно, что руки кузнеца, вынужденного с утра до вечера поднимать и опускать тяжелый молот, иные, чем, скажем, руки писателя; однако различие это касается лишь более или менее сильного развития отдельных мышц руки, а также более или менее грубой кожи; свойственная же человеку от рождения форма руки не зависит от рода деятельности. Впоследствии мы еще вернемся к обсуждению вопроса о различных формах руки и их значении; пока же остановимся на той мысли, будто линии на ладонной поверхности руки не что иное, как простые складки кожи, образование которых тоже след, оставленный той или иной работой.

Если бы это было так, то рука новорожденного младенца была бы лишена всяких линий, старик же, напротив, обладал бы чрезвычайно глубокими и резкими складками на ладонной поверхности, а между тем ничего подобного мы не замечаем.
Далее. По более или менее сильному развитию известных линий можно было бы безошибочно делать выводы о занятиях каждого отдельного человека, однако этого не происходит.
Например, по этой теории у музыканта, которому приходится держать руки в более вытянутом положении, нежели, скажем, граверу, должно быть меньше складок на руке, чем у гравера, вынужденного прибегать к значительному усилию при сжимании рукоятки резца; между тем опыт показывает, что в действительности такой закономерности нет.
В подкрепление аргументов в защиту хирогно-мии укажем еще на то обстоятельство, что путем точных научных наблюдений доказано существование зависимости явлений, происходящих на земле, от планетарных влияний. Эта зависимость может быть выражена даже математическими формулами.

Так, в книге инженера Рудольфа Ме-веса доказывается, что в деятельности человека и в связанной с нею смене исторических событий замечается известная закономерность, зависящая, с одной стороны, от периодов солнечных пятен, с другой от уровня почвенных вод. Между тем тот факт, что колебания уровня воды на земле зависят от влияний Луны, давно известен каждому, кто знаком с оккультизмом.

То обстоятельство, что подобная мысль высказывается и среди представителей точных наук, служит косвенным доказательством верности оккультических взглядов.
Небесполезно также привести несколько фактов, подтверждающих, что учение о руке вполне обоснованно и с физиологической точки зрения.
Проследим развитие руки ребенка начиная с его рождения. При этом нас прежде всего поразит то обстоятельство, что, хотя рука его увеличивается и крепнет, форма ее и форма пальцев остаются неизменными. Можно, следовательно, уже у ребенка нескольких недель от роду определить, к какому из типов следует отнести его руку. Единственный палец, представляющий до некоторой степени исключение и наиболее подверженный изменениям, это большой.

Форма руки и форма остальных четырех пальцев, следовательно, врожденные.
Это же замечание актуально для наиболее резко очерченных борозд и линий ладони; линии жизни, ума, сердца и печени существуют на руке ребенка уже при рождении. Выходит, и они также врожденные.

Другие же линии на ладони незаметно появляются со временем и так же незаметно снова исчезают.
Известно, что нервные волокна, опутывающие своими нитями все тело, связаны с головным и спинным мозгом, и, кроме того, между их окончаниями и центральной нервной системой существует тесное взаимодействие. От головного мозга передается импульс к движению; мысль (духовное) обращается в движение (материальное). Напротив, нервные окончания передают впечатления внешнего мира: свет, тепло, движение и т. д. в головной мозг, где становятся ощущениями. Если перерезать нерв, прекратив таким образом всякое сообщение его периферического отрезка с мозгом, или парализовать нерв, теряется чувствительность и способность движения.

Если то же проделать с нервными окончаниями руки, то линии на ее поверхности исчезнут частично или совсем, что подтверждает теорию о связи линий на руке с мозгом.
Подобно тому как известные движения души, например гнев, придают лицу известное выражение, а частое повторение подобных эмоций создает определенные постоянные знаки на лице складки, морщины, так что физиономист с первого взгляда может определить темперамент человека, так и ладонь отражает пережитые душевные волнения. Если гнев может исказить самое красивое лицо до уродства, то с рукой он проделывает аналогичное. Один в гневе судорожно потрясает сжатыми кулаками над го-ловой, другой бешено бьет воздух или ударяет по находящимся перед ним предметам.

Это почти конвульсивное сжатие кулаков в гневе, отражающее душевную боль, сопровождается интенсивным напряжением мышц, которое при повторных движениях, в свою очередь, отражается и на коже, их покрывающей.
Есть авторитетное мнение, что не только сильные возбуждения, но даже малейшая, не осознанная еще мысль сопровождается движениями мышц руки, и это даже можно изобразить графически с помощью специального аппарата пальмографа.
Пальмограф состоит из своеобразно устроенного рычага, который на свободном конце снабжен подвижной загнутой проволокой. При движении она чертит линии на покрытой сажей поверхности барабана, вращающегося вокруг горизонтальной оси.
Простой пальмограф можно соорудить в домашних условиях. Для этого берут короткую, 45 см, трубочку из бамбука или бузины с просветом такой ширины, что в него можно просунуть указательный палец, причем свободный конец трубки должен лежать в одной плоскости с продольной осью пальца.

На этом свободном конце вырезаны два ушка около 3 см каждое; через них продета короткая проволока, которая удерживается в своем положении благодаря прикрепленным сургучным шарикам к ее оставшимся снаружи концам. К середине этой проволоки прикреплена с помощью сургуча более длинная дугообразная проволока с отточенным острием. Аппарат придерживается на пальце при помощи резиновых колец, как это видно на рис. 1. Поставим теперь перпендикулярно столу кусок картона, покрытый тонким слоем сажи с передней стороны, и приблизим к нему палец, снабженный импровизированным пальмографом, настолько, чтобы конец дугообразной проволоки слегка прикасался к слою сажи.

Тогда мы заметим, что каждая задуманная нами простая геометрическая фигура, хотя мы сознательно не двигаем пальцем, обрисовывается на поверхности, покрытой сажей. Соответствующее представление превращается в мысль, затем нервное возбуждение передается к двигательным нервам пальца, и палец бессознательно приходит в легкую вибрацию и чертит задуманную фигуру в малом масштабе на законченной поверхности картона.



Если же это так, т. е. если упомянутые вибрации и связанные с ними напряжения мускулов сопровождают каждую мысль человека, то нет ничего невероятного в предположении, что они постепенно видоизменяют поверхность руки.
Наконец, что касается искусства чтения будущего по руке: поскольку оно опирается на теорию вероятности, то и не лишено известного права на существование. Построенная на разумных доводах хиромантия, по нашему мнению, имеет такое же право на существование, как, например, предсказания погоды. Метеоролог предсказывает вероятность дождя, снега, бури и т. д. на основании известных фактов и опыта.

Так же и хиромант. Он наблюдает изменения рук, сравнивает их с типичными фактами, установленными опытом, выводит свои заключения о свойствах характера, соответствующих этим формам, и вычисляет вероятный ход предстоящей жизни человека.

Чтобы добиться истины, хироманту необходимо хорошо знать людей и правильно понимать жизненные условия.
Как бы там ни было, изучение хиромантии и пальмистрии представляет столько поучительного и занимательного для вдумчивого наблюдателя, что уже ради этого можно посоветовать познакомиться с ними.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ХИРОГНОМИЯ


Вероятно, многие из наших наблюдательных читателей подмечали, что из сотни рук, которые нам приходится видеть, нельзя найти и двух совершенно похожих одна на другую; мало того, даже левая и правая руки одного и того же человека заметно отличаются одна от другой. Различия эти касаются не только величины руки, но и ее формы, формы отдельных пальцев и взаимного отношения их величины.

У одного рука толстая и широкая, с короткими колбасовидными пальцами; у другого - гибкая и узкая, с длинными и тонкими пальцами, и т. д. Но, несмотря на такие несходства рук у разных лиц, наблюдательному человеку бросается в глаза, что нельзя отрицать и определенного сходства между отдельными деталями разных рук и что это сходство представляет собой довольно часто повторяющееся явление. Поэтому у нас невольно возникает мысль: не существует ли и определенных типов рук, которые хотя и подвержены некоторым второстепенным модификациям, но в основе своей остаются неизменными?
Еще Анаксагор высказывал мысль, что путем вычисления можно установить общую форму руки и тем облегчить суждение о духовных способностях людей. После него эту же мысль развивали Демокрит, Артемидор и другие древние философы.

Ученые Средних веков, и в особенности эпохи Возрождения во главе со знаменитым Савонароллой, дополнили и исправили наблюдения своих предшественников. Однако лишь в первой половине XIX столетия французский исследователь капитан Дарпентиньи сделал попытку объединить известные формы рук в понятие типа, дабы подобным образом помочь ориентироваться среди бесчисленного разнообразия человеческих рук.

Установленная им классификация безраздельно господствует и по настоящее время.
При установлении своих семи типов рук, Дар-пентиньи исходил не столько из определения особенностей форм самой руки так называемого пястья, сколько из наблюдений над характерными формами пальцев; поэтому и названия, данные им упомянутым типам, соответствуют виду пальцев. Эти семь типов, составляющие основу учения о формах руки, следующие:
1) рука элементарного типа;
2) рука лопатовидная;
3) рука артистическая или коническая;
4) рука практичного человека или угловатая;
5) рука философская или узловатая;
6) рука интеллигентного (психического) типа;
7) рука смешанного типа.
Эти семь типов руки распространены на всем земном шаре, у всех народов, а национальные различия проявляются лишь в том, что у различных народов данные типы распространены не в одинаковой мере: так, например, рука элементарного типа преобладает в Лапландии, тогда как у индусов она почти совсем отсутствует. Уже один этот пример подтверждает мысль о том, что известным свойствам характера соответствуют определенные формы руки; никто, конечно, не станет оспаривать, что между хладнокровным, злобным и коварным обитателем полярных стран, тяжелой непрестанной борьбой со стихиями завоевывающим себе средства к пропитанию, и экспансивным, вспыльчивым, но добродушным южанином, живущим впечатлениями дня, существует громадная разница, которая и проявляется в различиях формы рук каждого из них.
Но время оставляет свой отпечаток и на преобладающем у данного народа типе руки, и по последовательным изменениям этого типа мы почти достоверно могли бы восстановить ход истории данного народа. Между прочим, замечено, что чем ниже стоит культура данного народа, тем грубее и неразвитее руки у его представителей.

Так, вероятно, рука римлянина первых веков римской истории должна была быть жесткой, грубой и большой; римлянин последних веков империи эпохи падения нравов и изнеженности должен был обладать нежной, мягкой рукой, ничем не похожей на руку его предков Подобных примеров можно привести сотни.
Кисть руки состоит из трех частей: запястья, пястья и пальцев. Для хирогнома особенное значение имеют пальцы, представляющие собой бесчисленное разнообразие форм.

Пальцы

Изучая строение пальцев, мы замечаем, что они состоят из трех частей, а именно: наружного так называемого первого, или ногтевого, сустава; среднего второго, или внутреннего, сустава и третьего коренного, или основного, сустава. Эти три части соединены между собой и с рукою сочлено-выми косточками; смотря по большей или меньшей степени развития последних, мы различаем узловатые и гладкие пальцы.

Узловатыми пальцами (рис. 2) называются те, у которых заметно выделяются сочленовые косточки, тогда как в гладких они едва заметны и могут быть обнаружены только путем ощупывания.

В зависимости от того, развиты в данном суставе две косточки или одна, различают пальцы с двумя узлами или с одним.



Узловатые пальцы
Гладкие пальцы
Сообразно порядку, в котором узлы следуют один за другим, первым узлом называют лежащий между ногтевым суставом и внутренним, а вторым лежащий между внутренним и основным суставами. Итак, мы различаем гладкие и узловатые пальцы и одноузлые и двуузлые.
Заметим, что болезненные утолщения сочленений, какие встречаются при ревматизме или в старости, не могут быть причислены к типическим, а потому в наше рассмотрение не входят.
Сильное развитие первой сочленовной косточки указывает на уравновешенность мыслей, тогда как развитие второй на значительную долю педантизма. Первая никогда не существует без второй, вторая же встречается и в отдельности.

Причина этого лежит в том, что любовь к порядку замечается только у людей, чьи мысли также в порядке, и наоборот: есть много людей, точность которых доходит до педантичности и которые тем не менее отличаются почти полным отсутствием логичного мышления.
Гладкие пальцы указывают на склонность к искусствам; они обыкновенно имеют коническую форму.
У мужчин узловатые пальцы встречаются чаще по причинам, на которых позже мы остановимся подробнее.
Для определения характера существенное значение имеет также ногтевой сустав пальца, по форме которого мы различаем следующие виды пальцев:
1) лопатовидные;
2) угловатые;
3) конические или острые.
Рисунок 3 изображает эти основные разновидности пальцев.



Лопатовидными пальцами называются такие, наружный сустав которых у оконечности пальца шире, чем в сочленении, и которые, следовательно, имеют более или менее резко выраженную форму лопаты. В угловатых пальцах наружный сустав имеет одинаковую ширину у оконечности пальца и у сочленения.

Наконец, коническими пальцами, как показывает само их наименование, называются те, у которых наружный сустав имеет форму конуса, напоминающую наперсток.
Лопатовидный палец всегда, независимо от того, гладкий он или узловатый, указывает на преобладание в человеке низменных инстинктов. Кроме того, такой человек все происходящее рассматривает не с философской, а с практической стороны.

В нем сильно почитание физической силы, он интересуется промышленностью, экспериментальными и прикладными науками.
Если лопатовидный палец сверх того еще и гладкий, то в его хозяине преобладают страсть и вдохновение; если же он узловатый, то обладатель их руководствуется расчетом и не предпринимает ничего без предварительного обдумывания. Вообще, именно такие люди охотно берутся за разработку практических наук, например механики, архитектуры, техники, и в этих областях они могут создать нечто выдающееся.

В архитектуре их поражает не столько изящность построек, сколько грандиозность, величина размеров, скажем, египетские пирамиды.
Угловатые пальцы показывают интерес к политике, гуманитарным наукам и вообще к тому, что привлекает философский ум.



Содержание раздела