d9e5a92d

Большой палец

Обладатель их следит за новейшими научными открытиями, за современным течением жизни, он хороший ученый и исследователь. Обладатель гладких угловатых пальцев любит литературу, он отличается экспансивностью и быстротой действий; угловатые пальцы, снабженные узлами, характеризуют человека, всегда действующего по зрелом размышлении.

Если при такой форме пальцев замечаются два узла, то их обладатель предпочтет те из наук, которые отличаются стройной логикой, например математику. По этой причине указанная форма пальцев характеризует не только ученого, но и великого композитора, так как основа ритма математическая. Что касается национальных черт характера, то в нациях с преобладающим угловатым пальцем меньше сердечной теплоты, но больше вежливости, меньше ис-
кренности, но больше изящества, чем у тех, среди которых преобладает лопатовидный тип.
Коническая форма пальцев всегда указывает на способность понимания, интерес и склонность ко всему, что возбуждает чувства, к внешнему миру. Если у конических пальцев замечается узловатость, то можно говорить о таланте в искусстве и о нравственной силе.

Обладатель таких пальцев натура вдумчивая, философствующая, полная любви к правде, неумолимой логики, стремления к политической, религиозной и социальной свободе.
Если же конические пальцы гладкие, то у их обладателя обнаружится склонность к пластическим искусствам: живописи, скульптуре, монументальной архитектуре, а также к поэзии, действующей на воображение и чувство, он представитель чисто артистического типа. Очень гладкие, нежные пальцы с оконечностями в виде тонких, острых конусов указывают вообще на преобладание духовного начала в человеке.

Обладателю подобных пальцев свойственны склонность к созерцанию, религиозность и идеализм, а иногда и полное равнодушие к материальным интересам; такие пальцы встречаются у мучеников религии, у фанатиков магометан и буддистов.
В заключение обзора типов пальцев приведем пример того, какое влияние может оказать отношение длины пальцев руки друг к другу. Идеал теоретика слава, идеал практика деньги.

На то, какая из этих склонностей преобладает в человеке, указывает отношение длины трех средних пальцев.



Рис. 4. Отношение длины пальцев
Там, где указательный палец выше безымянного, преобладает любовь к славе; где безымянный палец больше указательного, там господствует любовь к наживе (рис. 4 и 5).


Рис. 5. Отношение длины пальцев
Все вышесказанное относится главным образом к четырем пальцам руки. Пятый палец большой занимает особое место, влияя на четыре остальных пальца, дополняя и видоизменяя обозначаемые ими свойства.

Большой палец

Большой палец состоит, как и четыре остальные, из трех частей (рис. 7), соответствующих трем мировым сущностям:
ногтевой сустав божественной; средний сустав духовной; коренной сустав материальной.
Большой палец это та часть руки, которая отличает нашу волю от воли высших животных; подобно нам, они обладают и волей, и способностью суждения, и инстинктивными побуждениями, но мы стоим выше их в том отношении, что нашими душевными способностями руководит разум. О степени этого влияния разума на нашу волю мы можем судить по степени и способу развития большого пальца.

Подобно тому как высшие животные отличаются от низших более развитыми передними конечностями, мы отличаемся от высших животных большим пальцем.
Ногтевой сустав большого пальца указывает на степень воли, а средний на силу суждения его обладателя. Длинный ногтевой сустав (рис.

6) указывает на преобладание воли, а чрезмерно развитой на тиранию. Если же этот первый сустав узок, строен и тонок, это свидетельство полного отсутствия решимости, готовности подчиняться чужим мнениям наряду с упрямством и шаткостью убеждений качеством, которое может привести человека к полному нравственному упадку.



Большой палец Большой палец
решительного человека непостоянного человека


Нормальный Большой палец
большой палец упрямого человека
Одинаковое развитие обоих суставов обнаруживает одинаковую степень воли и логики (рис. 7).
Сильно развитый средний сустав указывает на логический образ мышления, а недостаточное его развитие на отсутствие логики. Там же, где ногтевой сустав очень длинен, а средний очень короток и узок, окажется властолюбивая натура, одаренная притом крайне малой рассудительностью.
Наконец, если ногтевой сустав не только короток, но еще и расширен настолько, что имеет почти шарообразную форму, это свидетельствует о безмерном упорстве, которое при случае может обратиться в бешеный нрав (рис. 7).
Очень важной является также и величина большого пальца в целом. Маленький и плохо развитый большой палец обыкновенно служит признаком колебания и нерешительности в образе мыслей; люди, обладающие таким большим пальцем, с трудом приходят к окончательному решению в тех случаях, когда требуется способность рассуждать, а не только полагаться на чувства и инстинкт; люди с таким пальцем руководствуются как раз чувствами, а не рассудком; они легче решают дело под влиянием моментального внушения, чем путем долгого обдумывания.



Наоборот, большой палец значительной величины встречается обыкновенно у мужчин очень замкнутых, с преобладающим рационализмом; они действуют и решаются на что-то после долгого обсуждения, в области мысли им привольнее, нежели в области чувств.
Большой палец значительной величины, при этом жесткий обнаруживает у мужчины склонность к деспотизму и самовозвеличению: при малейшем успехе они полны гордости и тщеславия; они сильны, но непривлекательны, правдивы, но неестественны.
Большой палец значительных размеров нередко также сопоставляется со склонностью к тайным наукам. Говорят, что такие люди, как легендарный Фауст, Парацельсий и др., обладали большим пальцем значительной величины. Наполеон, враг медлительности и нерешительности, постоянно утверждавший, что люди, руководствующиеся вдохновением, редко ошибаются, высказывавший не раз, что нерешительность есть доказательство неразвитого, слабого разума, также имел большой палец значительных размеров.

Вольтер, этот аристократ, не признававший ничего, кроме того, что ему повелевал разум, и судивший людей по их уму, имел громадный большой палец.
Мы упоминали выше о том, что большой палец уже по своему положению в отношении к другим пальцам заставляет предположить, что он оказывает влияние на них, т. е. что качества, обозначаемые четырьмя пальцами, модифицируются через посредство большого пальца. Посмотрим, насколько это верно.
Большой палец небольшого размера на руке с гладкими пальцами указывает на склонность к поэзии и искусству прирожденную, но не развитую воспитанием. Если же при этом оконечность остальных четырех пальцев конической формы, то склонность эта становится настоящим талантом.
Рука с заостренными или коническими пальцами и большим пальцем значительной величины, а также рука с угловатыми пальцами и большим пальцем малой величины обнаруживает человека, преуспевающего в искусстве методично, логично и рассудительно.
Там, где гладкие конические пальцы соединены с малым большим пальцем, мы непременно заметим склонность к поэзии и даже большой поэтический талант; напротив, человек, чья рука снабжена угловатыми или лопатовидными пальцами с узлами, обладает несомненным дарованием ученого.
Гладкие пальцы и очень большой первый палец свидетельствуют о творческом даровании, живом воображении и решимости.
Вообще говоря, человек с большим пальцем значительной величины легко может перешагнуть грани, поставленные ему его собственной натурой, по той причине, что с большим пальцем больших размеров связана и большая сила воли. В качестве примера можно привести то обстоятельство, что было много философов, изложивших свое учение в более или менее хороших стихах, но не известно ни одного талантливого поэта, давшего что-либо абстрактной науке.
Мы уже видели, что узкие руки с длинными, острыми и гладкими пальцами указывают на идеализм, созерцательность, религиозность, а также презрение ко всему материальному; такими руками редко обладают мужчины, у которых, наоборот, часто встречаются руки с философскими узлами, т. е. с узловатыми ногтевыми суставами. Объяснить это можно очень просто тем, что среди женщин мало встречается лиц с наклонностью и способностью к философии.
Что касается нижней части большого пальца, то хироманты считают ее местонахождением чув-ственной любви, и по развитию двух верхних частей большого пальца можно заключить, что данный человек или отдается во власть страстей, или, наоборот, управляет ими благодаря разумной силе воли.
Для суждения о женском характере форма и величина большого пальца должна особенно приниматься во внимание.

О твердости и мягкости руки

Ощупывая руки разных людей, можно заметить большое разнообразие: одна рука так тверда, как будто состоит из одних костей; другая мягкая, точно вовсе лишена их. Хирософ не должен пренебрегать и этим признаком, так как он имеет большое значение.

Степень мягкости руки дает нам возможность судить о темпераменте, а также о телосложении данного человека.
Вообще говоря, твердость руки есть признак мужественности и энергичность, подобно тому как мягкость признак уравновешенности, нежности, женственности; дряблость руки всегда указывает на физическую немощь, а иногда на безнравственность.
Таким образом, если два человека имеют руки одинаковой формы, но одна твердая, а другая мягкая, то обладатели их имеют разные темпераменты. Возьмем, например, две лопатообразные руки, из которых одна мягка до дряблости, другая же тверда и жестка на ощупь; тогда хотя духовные свойства, связанные с лопатообразной формой руки, и будут одинаковы, но способ применения этих свойств к жизни, несомненно, окажется различным. Обладателям той и другой руки будет свойственна любовь к разнообразию впечатлений, к переменам; разница будет заключаться в том, как каждый из них будет удовлетворять свои наклонности.

Один, обладатель мягкой руки, будет искать развлечений лишь в умеренной степени, другой, с рукой твердой, будет напролом идти к осуществлению своих желаний. Обладательница мягкой руки любит поспать и нередко покидает постель только к обеду; обладательница же твердой чуть ли не с петухами уже на ногах. У художника, чья рука снабжена заостренными пальцами и при этом тверда и жестка, мы найдем силу и глубину идеи; напротив, тот, чья рука мягка, обнаруживает в своих произведениях более поверхности и пристрастия к форме, но зато и более изящества в их исполнении. Большие, красные и очень твердые руки, которые часто встречаются у служанок, указывают на неповоротливость, неискусность в рукоделиях, наивное прямодушие, вытекающее в одних случаях из глупости, в других из злости, иногда же из неразвитой гордости.

Очень мягкие руки обозначают нередко равнодушие.
Если мягкие руки встречаются чаще там, где жизнь протекает спокойно и с комфортом, то твердая рука наблюдается в той среде, где жизнь человека заполнена суровым трудом. Может быть, некоторые из наших читателей замечали, что под старость рука человека всегда становится тверже и жилистее и что одновременно с этой переменой руки и сам человек становится недоверчивее, рассудительнее.

Примечательно, что у стариков резче обозначаются и узлы в сочленениях лишнее доказательство той связи, которая существует между строением руки и духовной организацией человека. Вообще говоря, люди с твердыми на ощупь руками тщеславны, эгоистичны, высокомерны, физически развиты и сильны, решительны, логичны, в них разум господствует над чувством, тогда как в обладателях мягких рук замечаются качества противоположные: равнодушие, легковерие, доброта, жизнерадостность, разговорчивость, леность, а в привязанностях больше внешней нежности, чем глубины чувства.
Нельзя отрицать и того обстоятельства, что не только прикосновение к руке, но даже один ее внешний вид возбуждает в нас известные ощущения: есть руки симпатичные и несимпатичные, с первого же момента возбуждающие симпатию или любовь и внушающие ненависть, отвращение к их обладателю; мы как бы инстинктивно чувствуем те свойства характера и души, внешним выражением которых служит данная рука. Конечно, только немногие люди обладают настолько развитым чутьем, чтобы распознать нежнейшие оттенки характеров; но припомним здесь хотя бы то обстоятельство, что даже у человека самого наблюдательного с твердой, желтой или бледно-серой когтистой рукой ассоциируется скупой, злобный субъект, тогда как вид хотя и слабой, но гладкой и нежной руки производит приятное и располагающее впечатление. Насколько избегаешь прикосновения к первой, настолько стремишься к искреннему пожатию второй; насколько первая возбуждает неприятное чувство, настолько вторая успокаивает душу. Идеалом руки для хирогномов является рука крепкая и гибкая, хотя и нежесткая, недряблой.

Такая рука признак интеллигентности и свободомыслия, а также деятельного ума. Ее обладатель умеет сочетать теорию с практикой.

Сколько бы он ни работал, рука его никогда не огрубеет, тогда как крепкие, но негибкие руки имеют большую наклонность к огрубению.
Теперь мы можем перейти к характеристике типов руки по системе Дарпентиньи.
ТИПЫ РУКИ Рука элементарная
Это наиболее распространенная форма руки. Ее легко узнать по огромной широкой ладони, а также по отсутствию гибкости в пальцах и по их форме, напоминающей колбасу. Обыкновенно такая рука снабжена коротким и толстым большим пальцем, весьма часто отогнутым назад.

Рука этой формы бывает красной или смуглой, что, как мы увидим, соответствует и роду занятий людей, обладающих элементарной рукой. Встречается она чаще всего в некультурных слоях населения и принадлежит тому рабочему классу, занятия которого не требуют напряженной умственной деятельности, а основываются лишь на привычке и инстинкте.

Если мы желаем найти руку такой формы, то должны обратиться к землекопам, каменщикам, мясникам, короче говоря, к разряду так называемых чернорабочих.
Если, против ожидания, мы найдем подобную руку у человека из высших слоев общества, то мы никогда не ошибемся, предположив в этом случае либо происхождение данного субъекта из низшего класса, либо слабые умственные способности бесчувственность, слабую степень воображения, значительное равнодушие ко всему, но при этом довольно большую физическую силу.
Люди, обладающие элементарными руками, оказываются хорошими солдатами, мужественными воинами-защитниками; но, чтобы вывести их из состояния апатии, необходимы грандиозные зрелища, например вид горящих городов, страшной резни и т. п. Странно, что обладатели элементарной руки, чуждые высших проявлений человеческого духа, обнаруживают иногда некоторую склонность к поэзии. Человек с подобного типа рукой легко поддается действию боли и горя, так как его неподвижность и слабая степень воображения не служат ему защитой от тех ощущений, для перенесения которых требуется развитое нравственное начало, которое может послужить человеку поддержкой в подобных случаях.



Рис. 8. Элементарная рука

Лопатовидная рука

По форме эта рука очень походит на элемен -тарную и отличается от нее лопатовидной формой пальцев. Лучшей характеристикой различия между первым и вторым типом может служить следующее высказывание: Элементарная рука требует от жизни лишь необходимого, а лопатовидная уже излишка.
Общеизвестен тот факт, что требования, предъявляемые человеком к жизни, являются лучшим показателем его умственного развития, поэтому из вышеуказанного следует, что человек с лопатовидной рукой в общем всегда более развит интеллектуально, чем обладатель элементарной руки. Человек, имеющий лопатовидную руку, да еще с большим пальцем значительных размеров, обнаруживает в борьбе за существование больше решительности, чем покорности, и в результате обладает значительной дозой самоуверенности. Обладатель такой руки всегда имеет склонность к ручной работе, равно как и к деятельности, требующей движения на свежем воздухе.

Среди мужчин с лопатовидныной рукой много моряков, охотников, спортсменов; женщины же этого типа любят путешествия, пешеходные походы, конный спорт. В любви и мужчины, и женщины постоянны и целомудренны.
Если лопатовидные пальцы плоски, то обладатели их любят комфорт и изящество, но при выборе мебели или одежды руководствуются более господствующей модой, чем истинным художественным вкусом. Они вообще мало понимают в искусстве и поэзии и носят в себе так сказать лишь зачатки умственной подвижности, зато любят двигаться физически.

Они не так привержены к старине, как люди, обладающие элементарной рукой, и любят место своего пребывания не само по себе, а лишь за то, что оно дает им возможность для существования.
Обладатель лопатовидной руки скорее обжора, чем лакомка: он будет страдать скорее от недостаточного количества пищи, чем от плохого ее качества. В нем мало чувственности, чем и объясняется его постоянство в любви.

Он и красоту видит не в форме, а в величине и массе. Его больше интересуют египетские пирамиды или древнеиндийские пагоды, чем стройный готический храм или изящное здание в стиле Ренессанса; он с гораздо большим удовольствием рассматривает слона или бегемота, чем стройную арабскую лошадь или тонконогую газель.
В общем усердие, прилежание и трудолюбие также являются характерными свойствами обладателей лопатовидной руки. Из людей этого типа поэтому комплектуются хорошие колонисты: привыкнув полагаться на самих себя, они не боятся одиночества.
Если лопатовидная рука велика, узловата и потому довольно некрасива на вид, то мы имеем полное основание заподозрить ее обладателя в сильном развитии эгоизма. Лозунг такого человека: любовь к ближнему начинается с любви к самому себе.

Надо заметить, кстати, что рука эта чаще встречается у мужчин, чем у женщин.
У народов, среди которых преобладает этот тип руки, многие из означенных свойств характера находят выражение даже в наружном виде жилищ. Городские дома у них представляют собой огромные кубические ящики, а площади, сады, улицы пе-



Рис. 9. Лопатовидная рука
ресекаются строго под прямыми углами, т. е. все указывает на любовь к симметрии и глобальности. Здесь сразу чувствуется, что ремесло преобладает над искусством. Такие города встречаются главным образом в Северной Европе, в Англии, в Бельгии, даже в северной Франции, тогда как на юге в Италии, Испании и других странах, где жители обладают по большей части гладкими коническими пальцами, самый тип построек уже показывает, что ремесло подчинено там искусству. Какую яркую противоположность Италии представляет, например, страна янки, этих замкнутых, недоверчивых, но в то же время деятельных, экономных и хитрых людей с их гигантскими небоскребами и прямыми, как стрела, улицами, не носящими для удобства даже названий, а помеченными только номерами.

Это типичная страна лопатовидных рук, равно как и Англия, которую так прекрасно охарактеризовал английский прозаик XX века: Англичане обращают удовольствие в занятие и занятие в удовольствие.
В конце концов, мы не ошибемся, если по теории Дарвина будем искать происхождение лопатовидной руки под теми широтами земного шара, где климатические условия принуждали обитателей думать больше о практичности, чем об изящном искусстве.

Артистическая рука

Бесспорно, что артистическая рука самая красивая. У женщин этот тип более распространен, чем у мужчин, и, несомненно, был одной из причин, чтобы назвать женский пол прекрасным.
Артистическая рука имеет изящную, не слишком узкую форму с продолговатыми, обыкновенно очень гладкими и более или менее коническими пальцами. Обладатели артистической руки повинуются обыкновенно вдохновению и питают отвращение к механической работе.



Рис. 10. Артистическая рука
Руки этого типа, кстати, весьма широко рас-пространеного, делятся на три подтипа, существенно отличающиеся один от другого:
1) гибкая рука средней величины с большим пальцем малых размеров;
2) широкая, короткая и толстая рука с большим пальцем значительной величины;
3) широкая и очень сильно развитая рука.
Обладатели первого подтипа имеют идеальное
стремление к искусству, т. е. ради него самого, ради красоты формы, перед которой они благоговеют. Второй подтип принадлежит людям, склонным к хитрости, любящим искусство не ради творчества, а ради сопряженных с ним почестей, славы и богатства. Третьи, наконец, любят искусство как средство удовлетворения их склонности к чувственным удовольствиям и часто к разврату.

Такую руку имел, вероятно, Нерон.
Мы займемся главным образом рукой первого подтипа, которая может назваться собственно артистической рукой. Рука эта, как показывает рисунок, довольно хорошо развита и имеет пальцы, изящно утончающиеся по направлению к ногтям, что дает полное право назвать их коническими пальцами. Человек с такой рукой невольно и беззаветно отдается своему непреодолимому влечению к красоте форм.

Форма влечет его к себе даже независимо от ее содержания. Для него истина привлекательна лишь тогда, когда она красива, сила когда она соединена с блеском; он живет, скорее, в царстве чувств, чем в области мысли. Он в одно и то же время робок и пылок, скромен и тщеславен, и его порывы отличаются буйностью и стремительностью, а не глубиной и силой.

Достигнув апогея экзальтации, он может резко погрузиться в бездну малодушия. Энтузиазм и подвижность его натуры не совместимы с тихим домашним оча-гом и семейными радостями; потому из этих людей не выходит хороших супругов, матерей и отцов; если силой обстоятельств они будут поставлены в положение людей семейных, они и сами станут несчастными, и окружающих сделают несчастными. Вообще в них преобладает чувство, что, само собой разумеется, отзывается на чистоте их мыслей; характер такого человека легкомысленный и часто наивный.

Женщина с артистической рукой бывает прекрасной любовницей, но ее нельзя рекомендовать в качестве жены и матери.
Если артистическая рука имеет довольно большую ладонь, гладкие пальцы, которые, за исключением большого, сильно конусообразны, без боязни можно заключить, что данный человек обладает сильными страстями, которые прорываются часто совершенно неожиданно для него самого; человеку этого подтипа не хватает нравственной устойчивости, чтобы успешно бороться со своими дурными наклонностями. Он легко и охотно верит, так как вера, освобождая его от необходимости рассуждать, не накладывает притом узды на его чувства.
Всем трем подтипам свойственна развитая чувственность. Любовь к удовольствиям и моральная беспринципность являются часто характерными для человека, который живет только своим искусством и любит его одно.

Такая чисто артистическая натура в своем крайнем проявлении становится олицетворением любви к наслаждению, и людям такого рода свойственен особый вид артистической руки, который может быть назван рукой эпикурейца.



Человек с артистической рукой в особенности если это женщина, да еще недурная собой, блистает во всяком обществе, конечно, не глубиной своего ума, знания или истинным образованием, а лишь поверхностной многосторонностью, которая имеет большой успех в обществе среднего развития, где количество идей, находящихся в обращении, довольно незначительно. Инстинкт артистической натуры влечет последнюю к исключительности и к игнорированию чужих мнений; поэтому-то в артистических кружках вы можете встретить сомнительные воззрения на право и несправедливость, добродетель и пороки, добро и зло, в которых не осмелился бы даже самому себе признаться человек, принадлежащий к какому-нибудь другому типу.
Типу людей с артистической рукой свойственно, к сожалению, вообще много дурных качеств, которые лишь в редких случаях компенсируются соответственным нравственным противовесом. Себялюбие, чувственность, леность, чудачества, цинизм, хитрость, притворство, расточительность свойства, которые слишком часто встречаются в обладателях руки этого типа.

Даже те немногие хорошие черты, что в них встречаются энтузиазм и щедрость, проистекают чаще из ошибок этих людей, чем из глубокого внутреннего побуждения.
Любовь к искусству есть первая эмоция, на которую способен даже некультурный человек; поэтому найти преклонение перед красотой можно у всех почти диких племен и у народов, не приобщившихся еще к культуре.



Содержание раздела