Тут собеседник спрашивает о размерах упаковок. Этот пункт Вы запомнили под номером семь.
Теперь Вы просто его извлекаете из памяти, потому что он именно сейчас подходит по смыслу, а потом продолжаете свою аргументационную цепочку точно с того места, где Вас прервали, а именно с пункта три или четыре.
Таким образом, можно гибко пользоваться всеми аргументами. Кроме того, Вы уверены, что подобные вопросы в середине разговора не смогут сбить Вас.
¦ Если Вы запоминаете свои аргументы с помощью числовых символов, можете быть уверены, что всегда вернетесь к красной нити Вашей изначально спланированной аргументации/ ¦
С помощью метода Гейссельхарта и числовых символов Вы получаете гарантию, что:
¦ в любое время сможете изменить изначальный порядок Ваших пунктов;
¦ всегда будете иметь свободный доступ ко всем пунктам;
¦ ни один из пунктов не забудете и не пропустите;
¦ в любое время сможете гибко и в полном объеме приводить аргументы.
Если Вы хотите использовать возможности своей памяти еще более интенсивно, то можете значительно стимулировать ее с помощью простого способа. Многие люди с феноменальной памятью тренируют свою великолепную способность запоминать, сознательно комбинируя различные восприятия пяти чувств, которыми располагает каждый из нас:
¦ зрения;
¦ слуха;
¦ осязания;
¦ обоняния;
¦ вкуса.
Таким образом этим людям удается на столь долгое время закрепить в памяти даты, которые нужно запомнить (иногда огромное количество!), что они в любое время могут ими воспользоваться.
Мы тоже хотим применить этот способ и сочетать его с нашим методом числовых символов.
Упражнение:Работать с пятью чувствами
В понедельник утром в офисе Вас ожидают следующие важные дела. Прочтите этот список и твердо запомните его пункты с помощью числовых символов.
Следите за тем, чтобы комбинировать мысленные связки образов с одним из пяти чувств. В придуманных сценках Вы сознательно будете что-то видеть, слышать, осязать, пробовать на вкус или обонять.
1 Прежде всего, Вы должны вместе с секретарем просмотреть почту.
2 Затем Вам необходимо составить точный список встреч на предстоящую неделю.
3 Вы должны срочно написать протокол последнего заседания правления.
4 Ваш адвокат уже дважды звонил и хотел назначить встречу.
5 Ваш начальник просил подготовить презентацию нового продукта.
6 Программа для компьютера в Вашем отделе наконец доставлена и должна быть немедленно установлена.
7 Вам нужно срочно подписать заявления для финансовой службы.
8 Надо отправить запрос в новую телекоммуникационную компанию.
9 Кроме того, Вам нужно позаботиться о подходящем месте проведения сотрудниками фирмы новогоднего праздника.
10 Секретарь должна внести изменения в важный договор и заново напечатать его.
11 Один из Ваших сотрудников сделал интересное предложение по рационализации рабочего места, с ним Вы также хотите поговорить как можно скорее.
12 Наконец, Вы должны быть внимательны и вовремя закончить рабочий день, так как вечером Вас с женой пригласили в оперу.
При создании связок не забывайте следить за тем, чтобы они были живыми и даже немного абсурдными. Используя достаточное количество времени (примерно шестьвосемь минут), создайте образы, полные чувств.
Чем интенсивнее Вы сможете мысленно использовать восприятия органов чувств, тем легче будет Вашей памяти при необходимости открыть правильный ящичек и быстро, надежно получить искомую информацию. Попробуйте с помощью всех пяти чувств воссоздать в воображении следующую маленькую сценку.
Так прекрасна может быть фантазия
Вы сидите у маленького горного ручья на солнышке, основательно подкрепляетесь и наслаждаетесь в это время видом. Что Вы можете видеть, слышать, осязать, какой запах и какой вкус можете почувствовать?
Видеть: Рассмотрите мысленно панораму окружающих вершин ручей, извивающийся по лугу; яркие цветы или цветущие горные склоны; извилистую тропинку, ведущую вверх вдоль склона...
Слышать: Прислушайтесь к шуму воды, звуку пролетающего самолета, далеким голосам других гуляющих, к гудению шмеля, который летает среди цветов...
Осязать: Почувствуйте дуновение прохлады на Вашем лице. Может быть, Вы скорее ощущаете тяжесть в уставших ногах или, наоборот, чувство бодрости от чудесной прогулки...
Обонять: Наслаждайтесь пряным горным воздухом, запахом цветов...
Чувствовать вкус: Обратите внимание на различные вкусовые ноты, например, Вашей еды: сыр, морковь, хлеб, чай со льдом и т. д.
Если Вы с помощью всех чувств можете перенестись в такую ситуацию, то позднее будет легче быстро вспомнить желаемое. Чем больше чувственных восприятий Вы объедините друг с другом, тем ярче и неповторимее для памяти будет вся картина.
Хорошей проверкой того, насколько умело Вы уже можете справляться с числовыми символами, является тренировка с партнером. В момент передачи полученных знаний кому-то другому Вы видите, насколько естественной стала для Вас эта техника.
Упражнение: Объяснить числовые символы
Найдите кого-то, кто также интересуется нашей методикой тренировки памяти, и объясните ему систему с числовыми символами. Для начала достаточно, если Вы используете символы от 1 до 12 максимум.
Произведите эффект неожиданности
Прежде чем Вы расскажете партнеру по тренировке тайну и принцип работы символов, можете с по-
мощью простого упражнения наглядно продемонстрировать, какой хорошей стала Ваша память уже после этих недолгих тренировок.
Упражнение: Удостоверяющая демонстрация
На листе бумаги Вы записываете вразбивку числа от 1 до 10 (если считаете, что справитесь, до 12 или 15). Ваш партнер называет любые понятия и соединяет их с одним из чисел. Это может выглядеть, например, так:
правительственный кризис 6;
промышленные площади 2;
Интернет 10;
ковровое покрытие 4;
руководящая должность 1 и т. д.
Вы или Ваш партнер фиксируете понятия рядом с соответствующим числом и, уже записывая, Вы молниеносно запоминаете пары (понятие + число). Не забывайте по возможности пользоваться как приемом фотовспышки, так и чувственным связыванием!
Затем Вы отдаете список партнеру и перечисляете все понятия по порядку:
1 = руководящая должность;
2 = промышленные площади и т. д.
Этим Вы, вероятно, приведете партнера в замешательство. Естественно, он может также попросить Вас произнести все слова в обратном порядке или вразбивку,
и Вы в любом случае сможете ему ответить, так как крепко запомнили все понятия.
После этого Вы, конечно, объясните ему систему числовых символов и их функционирование. Когда он познакомится с ними поближе, вы сможете выполнять это упражнение вдвоем.
Упражнение: Список понятий вдвоем
Вы называете по очереди понятие и число, а затем проверяете друг друга (не делая записей!), все ли вы запомнили.
Позвольте еще раз кратко показать на примере из повседневной жизни, как легко с помощью нашей техники можно запомнить любой вид дат и как разнообразно она может быть использована.
Хит-парад
Ми дети, в возрасте от 8 до 13 лет, всегда легко и с удовольствием работают с числовыми символами. Так, недавно они вместе запоминали названия песен с аудиокассеты Хиты: первая песня называлась All my Life А первая буква алфавита;
запоминая название второй песни Stranded, они думали о шуме прибоя (слышать!) и о стае гордых лебедей; третья песня, Mysterious Times, без долгих размышлений
была переименована в Mysterious Feelings, которые ощущаются (осязать!), когда кого-то грубо касаются трезубцем; Climbing начинается звуками, похожими на слово клевер (детям было достаточно одной этой ассоциации, чтобы потом уверенно вспомнить название!);
запоминая название пятой песни, Angels, они представляли себе, как их ангелы-хранители берут их за руку, защищают и т. д.
Даже три недели спустя все трое детей помнили все 14 названий!
Если Вы нашли партнера для упражнений, то большинство описанных выше упражнений можете делать вдвоем. При этом речь идет не о том, чтобы ваши соединенные образы совпадали или чтобы вы соревновались в том, кто придумал лучший образ, ведь единственный критерий для каждого человека его собственная фантазия.
Для того чтобы между делом и без больших временных затрат тренировать память, очень хорошо подходят также телепередачи. Вы можете вместе посмотреть новости и затем вместе же вспомнить отдельные сообщения.
Когда Вы делитесь своими знаниями и навыками с другими, то закрепляете собственные знания. Кроме того, радость, которую вы испытываете вдвоем, поддерживает Вашу личную мотивацию.
А хорошая мотивация опять-таки способствует Вашему прогрессу!
С помощью наших техник тренировки памяти Вы уже научились овладевать целым рядом аргументов и использовать их независимо друг от друга. Таким образом, символы являются для Вас, с одной стороны, ценной структурной помощью (как, например, в случае с презентацией продукта), с другой Вы производите на собеседников впечатление надежного и уверенного в себе человека, потому что выражаетесь точно и в то же время живо и образно.
Вы можете использовать технику символов прямо или косвенно в ситуациях, когда:
¦ запоминаете важнейшие основные пункты речи, с которой должны выступать;
¦ обобщаете и одновременно разделяете аргументы или преимущества продукта для беседы с покупателями;
¦ запоминаете отдельную информацию, которая касается определенного клиента или собеседника;
¦ закрепляете в памяти важные даты уже во время телефонного разговора;
¦ следите за обсуждением или конференцией и мгновенно запоминаете основные точки зрения;
автоматически запоминаете связи и причины событий и многое другое.
Представленная здесь техника улучшения памяти создает удивительное сочетание четкости структуры и гибкости, фантастической способности запоминать и впечатляюще образного языка.
Даже если Вам нужно выступать с длинной речью, благодаря этим способностям Вы можете:
¦ передавать свои мысли четко структурированными, так как Вы держите в памяти точный план продуманных высказываний;
¦ во время выступления оставаться гибким и при необходимости коснуться отдельных пунктов или отреагировать на возражения или вопросы;
¦ представить все части своей речи, даже если Вы отклонились от первоначального плана;
¦ демонстрировать слушателям с помощью своего образно-конкретного стиля наглядный ход мыслей на протяжении всей речи.
Упражнение: Выступать с речью
Представьте себе, что Вы должны выступить перед коллегами (соседями, друзьями) с речью о смысле и цели тренировки памяти. Продумайте минимум 10 аргументов, с помощью которых Вы хотите убедить в ее пользе, распределите их по значению и затем хорошо запомните эти пункты.
Создайте в своем воображении живые картины, используйте снова все пять чувств и максимально наполните свою аргументацию этими образами и чувствами!
если есть возможность, попытайтесь применить эти аргументы в обычном разговоре.
Так тренировка памяти окажет и прямое, и косвенное позитивное влияние на Ваши риторические способности.
В любом случае Вы станете увереннее в том, что касается построения и содержания Ваших выступлений. Кроме того, заметите, что Ваш стиль тем ощутимее будет оказывать влияние на Ваш язык и искусство формулирования, чем больше Вы привыкнете мыслить образами и запоминать важные вещи с помощью выразительных сценок, полных фантазии.
Вы будете выражаться конкретнее и целенаправленнее, Ваши высказывания станут для собеседника яснее и понятнее.
Следующий важный аспект в профессиональной жизни правильное обращение с именами. Часто мы вспоминаем, что уже однажды видели человека, но имя, несмотря на все старания, вспомнить не можем.
В будущем Вы сумеете избежать подобных ситуаций: мы научим Вас твердо запоминать имена и лица, так что вскоре в повседневной жизни Вы сможете пользоваться всеми преимуществами Вашей прекрасной памяти на имена.
Вы удостоверяетесь, что правильно поняли имя.
2 Вы внимательно рассматриваете человека и выбираете бросающийся в глаза признак.
3 Этот признак Вы связываете в придуманной картине с именем.
¦ Если Вы последовательно будете Выполнять эти три шага, запоминание имен и лиц больше не будут ¦ для Вас проблемой. ¦
Нет ничего неприятнее, чем запомнить имя неправильно. Это происходит чаще всего потому, что имя понимается в телефонном разговоре искаженно или собеседник невнятно бормочет его. В таком случае не стыдно вежливо переспросить и по возможности повторить имя в течение разговора.
Тем самым Вы выполняете предварительную работу, так как память привыкает к звучанию этого слова.
Существует целый ряд имен, уже имеющих определен-юе значение: услышав слово Цинк, мы, вероятно, ав-оматически подумаем о металле; Хофман (Князев) ) благородном рыцаре; Перленбах (Жемчугов)
0 ручье, полном жемчужин, и т. д. Тогда Вам, наверное, легко удастся уже во время разговора с помощью фантазии построить небольшой мостик для запоминания: Вы свяжете образ имени либо с просьбой или делом человека (в случае телефонного разговора), либо с его лицом и внешностью (в личной беседе).
Упражнение: Запомнить имя в телефонном разговоре
В течение пяти минут создайте смешные мысленные образы, которые свяжут имена звонивших с причиной их звонка.
Можете использовать числовые символы, чтобы потом даже без записей знать, сколько человек Вам звонили в течение дня, в каком порядке и по каким вопросам.
1 Г-н Швайцер (Швейцаров) жалуется, что обещанные документы не пришли.
2 Г-жа Рот (Краснова) просит назначить встречу для презентации нового ноутбука.
3 Г-жа Мюллер (Мельник) сотрудница, которая три дня будет на больничном.
4 Г-н Бергман (Горный) хочет аннулировать заказ.
5 Г-н Мозер (Днепров) хочет узнать, занята ли уже вакансия в отделе контроля качества.
6 Г-жа Кляйн (Меньшова) хочет, чтобы ее соединили с мужем, который работает в исследовательском отделе.
7 Г-н Штирле (Быков) интересуется новой производственной линией в процессе сборки.
8 Г-жа Хаймштатт (Роднина) работает в местной городской газете и хочет продать Вашей фирме место для рекламы.
9 Г-н Розе (Розов) консультант по налогам; ему нужны важные выписки со счетов предыдущего месяца.
10 Г-н Вайсхаар (Беловолосое) интересуется, как работает магазин при заводе.
Даже если Вам не известно, как выглядят эти люди, Вы можете тем не менее создать их портреты: к имени, которое образно уже само по себе, прибавьте дело соответствующего звонившего и числовой символ.
Образы с именами
Для начала мы Вам немного поможем и продемонстрируем несколько наших ассоциаций.
При пересечении границы документы были торжественно сожжены над свечой швейцарским таможенником.
Ярко-красный лебедь поднимает крылья и на своей спине демонстрирует новейшую модель ноутбука.
На мельнице г-жа Мельник наступила на вилы (замена для
трезубца) и не может теперь из-за раны работать.
Прочие связки создайте, пожалуйста, сами. Проверьте на следующий день, насколько точно Вы можете вспомнить отдельные телефонные разговоры.
Если имя не содержит никакого образа, то Ваша задача как можно быстрее его придумать. Вы можете в этом случае немного изменить имя или подобрать заменяющее его слово, похожее по звучанию, так, чтобы у Вас опять появилось основание для создания образа.
Например, слыша фамилию Розе, Вы подумаете о розах, Фрикер (Бормотов) о бормотании, Маттес о гимнастических матах и т. д. Немного фантазии и даже в сложных случаях Вам обязательно что-то придет в голову; тогда Вы запомните г-на Почмулыжски с помощью вопроса Почему лыжи (а не коньки)? или задумаетесь, нет ли у г-жи Мендель сына (ср.: Мендельсон).
Разумеется, создавая все эти образы, Вы ничего не скажете о своих придуманных представлениях затронутым в них людям. Кто знает, достаточно ли чувства юмора окажется у господина Клатцки (Лысинского), если он узнает, что Вы в своих мыслях заставили его разгуливать без шевелюры...
Мы идем дальше и используем индивидуальные черты лица. Здесь, наряду с воображением, важна Ваша наблюдательность: каждый человек обладает своими абсолютно индивидуальными признаками, которые Вам необходимо увидеть и использовать в образе.
Упражнение: Запоминать имена и соответствующие лица
Рассмотрите в течение примерно пяти минут данные лица и придумайте к каждому портрету необычную связку с именем. Внимательно изучите черты каждого лица и из самых характерных, которые бросятся Вам в глаза, смастерите мысленные мостики к именам.
От черты лица к имени
Мы подобрали ассоциации к первым трем лицам.
У г-жи Углядовой сразу обращают на себя внимание ее заметные очки, сквозь которые она может по-настоящему строго взглянуть на нас.
У г-на Плотина ровные, гармоничные черты лица; это напоминает нам горное озеро, мирно лежащее за плотиной.
Гн Ломакин смотрит очень критично; может быть, он боится, как бы что-то не поломали?
Вы видите, что здесь не обязательно находить как можно больше типичных признаков, а достаточно одного, если его можно потом связать с именем человека наиболее запоминающимся способом. В повседневной жизни это может быть любой физический признак, Ваша фантазия не ограничена только чертами лица.
Может быть, Вы вспомните особенно крупные руки какого-то человека или его маленькие уши?
Осанка, рост и цвет волос также подходят в качестве запоминающихся признаков, если только они обращают на себя внимание и/или предлагают остающуюся в памяти ассоциацию с именем. Можно запомнить и постоянно повторяющийся, типичный жест.
Возможно, Вам бросятся в глаза и другие внешние признаки: не носил ли г-н Жаткин особенно экстравагантный пиджак, г-н Горошкин забавный галстук в крупный горошек, а г-жа Волчек серьги, которые напоминали Вам детский волчок?
А теперь, в заключение, проверьте на следующих страницах, насколько верны Ваши связки.
Для запоминания чисел, особенно многозначных, есть другая возможность стать абсолютным чемпионом памяти: нужно заменить цифры определенными буквами. Так получаются конкретные соответствия.
Числовой алфавит
1 = т или д (в букве т одна вертикальная палочка);
2 = н (в букве н две вертикальные палочки);
3 = м (вспомните о МММ);
4 = р (р есть в слове четыре);
5 = л (лат. L используется для обозначения римской цифры 50);
6 = ш, щ или х (шесть начинается на ш);
7 = г или к (У семи нянек дитя без глазу);
Способы совершенствования Ваших способностей
8 = в ИЛИ Ф (восемь начинается на в);
9 = п или б (б перевернутая 9);
0 = ц, з или с (на рулетке ноль называется зеро).
Буквы ж, ч, й, ъ, ь остаются вне этой системы никто не знает почему, так же как и гласные а, е, о, у, и, э, ю, я, которые будут служить наполнительным материалом.
Упражнение: Заменять цифры буквами
Хорошо запомните эти соответствия. Они являются предпосылкой для выдающихся достижений памяти в царстве чисел, например для запоминания банковских кодовых индексов, номеров счетов и телефонов, кодов сейфов и т. п. (Однако если Вы записываете длинные числа или хотите придерживаться альтернативной методики числовых символов, следующий раздел можете пропустить. Тогда читайте дальше, начиная с пункта Телефонные номера с образными символами.)
С этой число-буквенной системой Вы сможете особенно хорошо запоминать ряды чисел:
раскладываете число на маленькие части из трех или четырех цифр;
2 заменяете цифры соответствующими буквами;
3 образуете из этих букв слова, добавляя в качестве наполнителя любые гласные.
Пример
Запомнить банковский кодовый номер
Мы разложим придуманный банковский кодовый номер 555 900 99 на три части и запишем понадобившиеся согласные: л - л л , 6 з/с з/с ,6-6.
А теперь подберем к ним подходящие слова, например: ла-ла-ла, базис, бэби.
Быстро сочиним еще одну связку.
Колыбельная (ла-ла-ла) идеальный базис для того, чтобы бэби быстро заснул.
Вот мы и запомнили банковский кодовый номер.
Упражнение: Запомнить телефонные номера
Теперь попробуйте сами. Подберите запоминающийся образ или предложение для следующего телефонного номера:
0139 56 24
Можно, однако, довериться и уже хорошо знакомым Вам числовым символам от 1 до 9. Вы заменяете цифры символами и создаете из них небольшую историю.
Пример
Телефонные номера с образными символами
Мин (мячик для гольфа от цифры 10) попадает на свечу и гасит пламя, потом он прыгает дальше и приземляется на трезубец, выпуская с шипением воздух. Шипение привлекает змею, которая заглатывает мяч вместе с трезубцем. Какая-то рука хватает змею за глотку и бросает ее в джунгли, пря-
мо на ногу слона. Тот подпрыгивает от ужаса в воздух, где сталкивается с лебедем, который после этого падает, но, к счастью, мягко приземляется на гигантский лист клевера...
Достаточно абсурдное действо, не правда ли? Но именно так оно превосходно запоминается.
Вы отметите это, когда Вам через несколько дней снова понадобится этот номер.
Упражнение: Еще больше цифр
Теперь попробуйте сами запомнить следующие числа. На запоминание каждого у Вас есть примерно две минуты.
07531-12345
660 999 60
18 26 741
При этом Вы решаете сами, будете ли Вы использовать систему число-буквенных кодов или числовых символов. Попробуйте обе и определите, какая Вам больше подходит.
¦ Чем креативнее Вы действуете в этом направлении, тем больше тренируете свои память и воображение! ¦
В дополнение еще одна версия к первому варианту:
Пример
Телефонные номера с буквами и придуманное предложение
01 3 9 5624 превращается в ц/з/с т/д м б/п - л ш/х н р